Анализ стихотворения «Если вы есть будьте первыми» Рождественского
Дерзать и творить призывает Роберт Иванович Рождественский в своем вдохновляющем произведении «Если вы есть – будьте первыми».
Стихотворение создано не позднее 1972 года. Поэту исполнилось сорок лет, его книги востребованы читателями и отмечены государственными наградами. Поэт пробует себя в жанре документальной телепередачи, становится соавтором целого ряда популярных песен. В жанровом отношении – напутствие, послание, прежде всего, к подрастающему поколению. Рифмовка сложная, есть и холостая, много неточных рифм, 6 строф. Все существующее обязано стремиться к совершенству. Человек может сделать из своей жизни песню. Или книгу, которую с благодарностью прочтут современники и потомки. Настойчивый рефрен держит боевой ритм. Во второй строфе обыгрывается момент аллитерации. В результате рождается сравнение «пенными, как моря». Ловкий маляр ценнее посредственного художника. Третья строфа – ответ филистерам, обывателям, привыкшим ходить в «замыкающих». Поэт требует не слушать малодушных, сдуть их, «как пену» (должно быть, с кружки пива). Как заклинание звучит анафора в начале строк: если вы есть. В предпоследней строфе поэт соглашается, что первопроходец порой срывает незрелые плоды. Однако это тоже вкус победы, прежде всего, над собой. В другой раз ошибок будет меньше. «Ноша первых» велика, не всякому по плечу, но примериваться к ней просто необходимо. В заключительном четверостишии готовый афоризм. Парадоксальное утверждение «труднее и легче». Как говорится, смелость города берет, а часть трудностей может быть и вовсе выдуманной. Энергичный темп стихотворения подчеркнут каскадом тире. Лексический повтор: будьте (в повелительном наклонении, обращение к огромной аудитории). Эпитеты: лучшими, настоящими. Есть и эпифоры, и прямая речь. Поэт напоминает, что второго шанса не будет. Чем впоследствии предаваться бесплодным сожалениям, не лучше ли идти вперед, пусть иногда и набивая шишки? Чувствуется, что автор излагает свое собственное кредо, видение мира. Есть в этих строках и интонация произведений В. Маяковского. Созидательный труд – лейтмотив произведения. Поэт бескомпромиссен и не признает полутонов, промедления.
Совершенствование себя и мира – вот задача, которую ставит перед человечеством Р. Рождественский в своем оптимистичном стихотворении «Если вы есть – будьте первыми».
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения «Все начинается с любви» Рождественского
Тема любви и философии в 50-80хх годах прошлого столетия поднималась не так часто. Роберт Рождественский был одним из самых ярких поэтов своего времени, и его философская лирика цепляла своей прямотой и открытостью, отчего надолго останется в памяти как классика.
В своем произведении поэт рассуждает о важности любви как чувства. Любовь – это первоначало всего, что окружает человека
Без этого светлого чувства человек не может созидать, не может быть счастливым, не может реализоваться в плане моральных качеств. Это не страсть, захватывающая с головой — это что-то другое, словно из иного мира, иной его грани.
Тема любви в произведении затрагивает не только человека, но и весь окружающий мир. Природа, события, жизнь – все начинается именно с нее. Даже такое противопоставленное чувство, как ненависть – оно тоже берет свое начало от светлого и прекрасного. Что уж тут говорить о глазах цветов или глазах чистого, невинного ребенка – столь же чистого, сколь и сама любовь. Нет детей счастливее тех, кто рожден именно по любви.
Ради нее люди готовы идти на подвиги: «…мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг…». Некоторое войны начинались именно из-за этого странного, всеобъемлющего чувства. Мужчины идут на подвиги ради любимых женщин, и это не обязательно должен быть героизм — даже простые повседневные занятия, в которые вложена душа, могут стать подвигом.
Поэт ассоциирует чувство любви с весной. «Весна шепнет тебе: Живи». Весной пробуждается ото сна природа, весной начинаются птичьи свадьбы, и это тоже проявление чувства, пусть инстинктивное и неосознанное. Просыпающиеся и цветущие деревья, первые травы и цветы – не это ли проявление любви у природы? Чувство пробуждения, нового начала, новой жизни поднимает свою нежность даже у человека, не подверженного действию инстинктов так, как животное.
И ненависть – чувство, абсолютно противоположное и противопоставленное любви. Казалось бы, что между ними общего? Но всем известно, что между ними лишь шаг, что и подчеркивает поэт в своих строках.
Любовь – это дар судьбы, нужно только увидеть ее во всем, что окружает человека. Принять это чувство, впустить его, и тогда начнется весна и в душе человека. «И ты от шепота качнешься, и выпрямишься, и начнешься». Человеческое начало тоже берется из этого светлого и прекрасного чувства. Оно не так жестоко связывает, как мораль или закон, оно не принуждает, а лишь подталкивает к правильным выводам и действиям.
Все начинается с любви.
Жанр и композиция
В «Рождественской звезде» заложена лирическая философия – ключевой и эталонный жанр Б. Пастернака. Философский подтекст затрудняет создание точного впечатления после первого прочтения. Это особенность произведений поэта, что заставляет возвращаться к ним, открывая новые стороны стихотворения.
Сложно выявить и направление лирических произведений поэта, который стал эталонным творцом своего времени. Он создавал сам направленность своих стихотворений. В них прослеживается символизм и футуризм. Однако, характерной четкости, символизма в них нет. Но читатель может рассмотреть новаторские черты в композиции произведения, глубину лирических образов, музыкальность и лёгкий слог.
В стихотворении чередуется амфибрахий из двух и четырёх стоп, с перекрестной и кольцевой мужской и женской рифмой. Такая манера прослеживается у поэтов, чьи произведения наполнены философским подтекстом. Это позволяет затронуть душу читателя.
Пастернак заложил в основу 18 закольцованных строф. Сначала он описывает рождение Христа, затем переходит к описанию происходящего вокруг и снова возвращается к Рождеству Спасителя.
По смыслу стихотворение можно разделить на 8 частей с разными строфами и размерами.
Первые строфы рассказывают о произошедшем, наполняют событие значимостью. Но реальность Рождения еще несколько завуалирована и кажется чем-то фантастическим. Следующие строфы уже описывают противоположность рождения – смерть: надгробья, ограды, погост. В третьей части Б. Пастернак рассказывает о Вифлеемской звезде, которая стала вестником радостного события. Три следующие строфы обобщают происходящие, что создаёт ощущение безвременности события. Именно в этом отрывки отражена основная идея поэта. В пятой части говорится о волхвах, а в шестой – о невидимом чуде. 15 строфа заключает в себе разговор Богородицы с теми, кто пришёл лицезреть чудо. В строках скрывается мирное, терпеливо ожидание. Финал – строки, которые наполнены радостью и любованием Младенцем. Здесь снова упоминается звезда, которая стала уже не «маяком» для пастухов, а гостьей пещеры, где родился Спаситель.
Анализ стихотворения «Рождественская звезда» Пастернака
Стихотворение «Рождественская звезда» написано Пастернаком в 1947 году и входит в цикл «Стихотворения Юрия Живаго». Это произведение описывает событие из библейской истории Нового Завета – рождение Младенца Иисуса.
Идея стихотворения
Важной в стихотворении является тема смерти. Она воплощена образом кладбища («Вдали было поле в снегу и погост»)
Усиливает ощущение отсутствия живого дыхания изображение зимы («оглобля в сугробе», «навьюженной снежной гряды»). Однако поэт рисует «небо над кладбищем» и возвышающуюся над этой мертвенной картиной Звезду Рождества, которая воплощает победу Жизни над Смертью. Ведь именно эта мысль проповедуется в Евангелиях, где говорится, что Спаситель своей смертью искупил грехи человечества и даровал нам жизнь вечную.
Образ звезды меняется на протяжении стихотворения от строфы к строфе. Сначала мы наблюдаем, что она «застенчивей плошки в оконце сторожки». Свет, излучаемый Звездой, описан глаголом «мерцала». И уже в следующей строфе про нее же говорится, что она «пламенела, как стог», «как хутор в огне и пожар на гумне». Все говорит о том, что прежний мир погибнет в очищающем огне для рождения нового мира и новой жизни в нем. А исходная точка нового мира – пещера с Младенцем и Звезда над ним.
В стихотворении постоянно проступает контраст между возвышенным (Звезда, младенец) и приземленным: «Топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы».
Такое соседство торжественности зрелища от пламенеющей Звезды и толпы паломников дается автором намеренно. Пастернак убеждает нас, что чудо происходит среди обыденности. И оно случается каждый день и в наше время, потому что Христос постоянно находится среди людей, как ангелы, которые незримо входят в толпу.
Хронотоп произведения
Поэт смешивает в стихотворении разные времена и локации. В местности, где родился Спаситель, не бывает зим с лютыми морозами и снегом, какую описывает автор. Смешение реальностей наблюдается в видении:
Все мысли веков, все мечты, все миры,Все будущее галерей и музеев…
Здесь аксессуары будущих рождественских праздников соседствуют с упоминанием о будущем искусстве, которое будет вдохновляться образом Христа. И при этом в описание настойчиво врывается фраза, возвращающая нас к началу стихотворения («Все злей и свирепей дул ветер из степи…») и не дающая забывать о том, что события 20-го века оборвут все эти лубочные картины счастливого Рождественского праздника, как когда-то радости от рождения Спасителя пришло на смену известие о его Распятии. Такой прием помогает показать вневременное и внепространственное бытие главных образов произведения – Младенца и Звезды. Таким образом, время стихотворения – это время Вечности. Границы мира тоже расширяются. Весь мир предстает в образе Храма, алтарь которого – пещера с Младенцем.
Заключение
Таким образом, Звезда выступает знаком новой эры христианства, рождения среди холода и снегов Спасителя, который смоет грехи человечества своей кровью.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О ШКОЛЬНЫХ ОЦЕНКАХ
Память за прошлое держится цепко,то прибывает,то убывает…В школе когда-то были оценкидве:«успевает»и «не успевает»…Мир из бетона. Мир из железа.Аэродромный разбойничий рокот…Не успеваюдовериться лесу.Птицу послушать.Ветку потрогать…Разочаровываюсь. Увлекаюсь.Липкий мотивпро себя напеваю.Снова куда-то бегу, задыхаясь!Не успеваю,Не успеваю…Время жалею. Недели мусолю.С кем-то о чем-то бессмысленно спорю.Вижувсе больше вечерние зори.Утренних зорья почти что не помню…В душном вагоне – будто в горниле.В дом возвращаюсь. Дверь открываю.Книгиквартирузаполонили.Я прочитать их не успеваю!..Снова ползу в бесконечную гору,злюсьи от встречного ветра немею.Надо б, наверно, жить по-другому!Но по-другомуя не умею…Сильным бываю. Слабым бываю.Школьного друганежданно встречаю.«Здравствуй!Ну как ты?..»И –не успеваювслушаться в то, что он мне отвечает…Керчь и Калькутта,Волга и Висла.То улетаю, то отплываю.Надо бы,надо бы остановиться!Не успеваю.Не успеваю…Знаю, что скоро метели подуют.От непонятной хандрыизнываю…Надо бы попросту сесть и подумать!Надо бы…Надо бы…Не успеваю!Снова меняю версты на мили.По телефонуМоскву вызываю…Женщину, самую лучшую в мире,сделать счастливойне успеваю!..Отодвигаю и планы, и сроки.Слушаю притчи о долготерпеньи.А написатьсвои главные строкине успеваю!И вряд ли успею…Как протодьякон в праздничной церкви,голосединственныйнадрываю…Я бы, конечно, исправил оценки!..Не успеваю.Не успеваю.<Роберт Рождественский>стихотворение Роберта Рождественского, которое помогает поверить в себя
Анализ стихотворения «Эхо любви» Рождественского
Произведение «Эхо любви» Роберта Ивановича Рождественского стало одной из самых популярных песен своего времени.
Стихотворение написано в 1977 году. Его автору исполнилось 45 лет, он признанный поэт, имеет несколько наград за свое творчество, состоит в Союзе писателей, ведет передачу на телевидении. Инициатором создания стихотворения стал кинорежиссер Евгений Матвеев. Для задуманного кинофильма «Судьба» он решил пригласить для исполнения заглавной песни певицу Анна Герман. Дело оставалось за малым: написать саму песню. За это поручение взялись поэт Роберт Рождественский и композитор Евгений Птичкин. Как вспоминают очевидцы, музыка родилась едва ли не за одну ночь. Впоследствии Анна Герман исполнила ее в паре с певцом Лев Лещенко. По жанру — любовная лирика, рифмовка перекрестная, 3 строфы, рифмы и открытые, и закрытые. Лирических героев – двое, он и она. Первая строфа начинается с инверсий: покроется небо, выгнутся ветки. Строки украшены метафорами и гиперболой: пылинками звезд, услышу за тысячу верст. Между прочим, гипербола двойная: физическим слухом, конечно, услышать не получится, и названное числительное (верста – старинная мера длины) также кажется невероятным. Местоимения «я» и «ты» сменяются общим, теплым «мы». В метафоре этих лексических повторов – и желание автора подчеркнуть звукопись стихотворения, и стремление передать бескомпромиссность любви, ее силу, негромкое мужество, бессмертие. В ответ герой приветствует далекую героиню: дотронуться сердцем нетрудно. Разлука не может помешать чувству. Послушные «зову любви», герои твердят: мы нежность друг друга. В последней строфе появляются тревожные ноты, полные мрачных предчувствий: наползающей тьмы. Внутреннее напряжение, экспрессивность этого произведения подчеркнуты и использованием «тире». Слова о вечной любви подкрепляются почти клятвой. «Не расстанемся мы» (нарушенный порядок слов, прием инверсии): никто и ничто не сможет разлучить любящих. «Память»: здесь подразумевается память уже и через годы, даже и на склоне лет, более того, и «за гранью смертельного круга». Композиция в смысловом отношении является кольцевой. В заключительной строфе вновь возвращается тема звезд. Эпитеты: вечная нежность, звездная память, долгое эхо.
Искренняя история любви с подкупающей лирической нотой легла в основу стихотворения Роберта Рождественского «Эхо любви».
Анна Герман и Лев Лещенко «Эхо любви» — «Песня года — 1977»
Последние статьи
-
Родные сыновья отреклись от него и сменили «звездную» фамилию, а приемные дочери называют «папой»: Зигзаги судьбы Юрия Стоянова сегодня, 13:04 -
«Дьявольские всадники»: Почему монгольские лучники Чингисхана считались самыми страшными воинами в истории сегодня, 11:55 -
Выступил против России, не уехал, но ни с кем не общается: Куда 2 года назад исчез экс-ведущий «100 к одному» Александр Гуревич сегодня, 10:24 -
Почему звезда сериалов Александра Кузенкина поставила карьеру на паузу, уехала из России и как живет в новой реальности сегодня, 09:28 -
Лайфхаки из СССР, которые отлично работают и сегодня, помогая хозяйкам содержать квартиру в чистоте 5.04.2024, 21:00 -
Как Есенин стал другом сотрудника ГПУ, и Почему Якова Блюмкина подозревают в убийстве поэта 5.04.2024, 19:34 -
8 новых сериалов, которые стоит посмотреть этим летом 5.04.2024, 19:12 -
Как ушел из жизни популярный французский писатель Эмиль Золя и почему вокруг его имени зрели разные теории заговора 5.04.2024, 17:30 -
Синхрон в судьбах сестёр-близняшек Арнтгольц: Одновременно развелись, родили детей с разницей в 20 дней 5.04.2024, 16:00 -
Почему упрощенным именем можно называть детей только до 7 лет: полуимя для преступников на Руси и конец периода ангела 5.04.2024, 14:55
Все статьи
Анализ стихотворения «Рождественская звезда» (Б. Л. Пастернак)
Одним из главных тематических акцентов стихотворения «Рождественская звезда» является символика рождественской ночи и празднования Христова Рождества. Это отображается в яркой образности текста, сбалансированных рифмах и размерах строф, а также различных языковых приемах, используемых поэтом.
Одним из таких приемов является обращение к религиозной тематике, которая прозвучала в первой строфе стихотворения. Здесь поэт использовал обращение к Богу, показав свою веру и прославление святого праздника.
Кроме того, здесь явно видна большая любовь Б. Л. Пастернака к России и его истории. Многие образы в стихотворении напрямую связаны с русской культурой, и это придает тексту особую глубину и национальный характер.
Однако, несмотря на религиозную тематику стихотворения, здесь также присутствуют элементы философии и метафизики. Это видно в использовании символических образов и фраз, таких как «звезда упала с неба» и «в огне золотом пламенела».
Таким образом, стихотворение «Рождественская звезда» является примером красивой и глубокой поэзии, отличающейся яркими образами, символикой и использованием различных языковых приемов. В этом тексте раскрывается тема религии, культуры и философии, придавая стихотворению особую глубину и смысл.