Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи!..»
Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет. Их роман развивался бурно и закончился громким скандалом, года выяснилось, что девушка из дворянской семьи, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет от поэта ребенка. Но даже позор и разрыв с родственниками, которые лишили Елену Денисьеву наследства, не смогли заставить молодую женщину разорвать порочную связь с Тютчевым. И поэт был ей за это очень благодарен, хотя и понимал, что фактически сломал жизнь своей возлюбленной.
Одно из первых стихотворений «Я очи знал, — о, эти очи!», которое Федор Тютчев посвятил Елене Денисьевой, было написано примерно в 1851 году, как раз в разгар их романа. Понимая, что обрекает свою избранницу на позор, поэт, тем не менее, не мог совладать со своими чувствами. И не переставал восхищаться Еленой Денисьевой, которая стала его музой и самым близким другом. «Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог!», — восклицает поэт, в этих простых и коротких фразах выражая всю глубину своих чувств по отношению к избраннице
. Однажды Тютчев упомянул о том, что одного лишь взгляда Елены Денисьевой достаточно для того, чтобы он мог забыть обо всем на свете. При этом взор своей возлюбленной он мог читать, как открытую книгу, в которой «такое слышалося горе, такая страсти глубина!».
Действительно, Елена Денисьева, по воспоминаниям очевидцев, была безумно влюблена в Тютчева. Настолько, что даже смирилась с тем, что ей придется довольствоваться лишь ролью любовницы. Именно поэтому в ее взгляде поэт нередко видел грусть и отчаянье, которые являлись обратной стороной медали этого романа. Понимая, что от Елены Денисьевой отвернулись практически все, Тютчев посчитал своим долгом взять на себя все заботы, связанные с обеспечением молодой женщины и даже дал свою фамилию детям, которые родились у его возлюбленной вне брака. И это была лишь малая доля того, что он мог сделать для той, которая в прямом смысле слова бросила к его ногам всю свою жизнь.
Восхищаясь мужеством своей избранницы, Тютчев буквально боготворил Елену Денисьеву, считая ее эталоном женской красоты. Ее образ, овеянный легкой грустью и роковой страстью, можно встретить во многих стихах, которые впоследствии вошли в «Денисьевский цикл». Однако лишь в произведении «Я очи знал, — о, эти очи!» автор позволяет себе в полной мере проявить свои чувства и признаться в том, что он испытывает к этой удивительной женщине. В частности, Тютчев отмечает, что ему ни разу не довелось со взглядом возлюбленной «повстречаться без волненья и любоваться им без слез». Такое признание, которое под силу сделать далеко не каждому мужчине, наиболее полно отражает отношение поэта к Елене Денисьевой. Ради этой женщины он поставил под угрозу свой вполне благополучный брак и не менее успешную карьеру общественного деятеля. И нисколько об этом не пожалел, так как именно Елена Денисьева смогла окрасить стихи поэта нежностью и страстью, научила его не стесняться своих чувств на собственном примере. Но главное, что осознал Тютчев, заключалось в том, что вопреки законам общества никогда не стоит отказываться от своего счастья
. Иначе впоследствии об этом придется сожалеть до конца жизни и казнить себя за то, что она могла сложиться совсем иначе и быть наполненной одним из самых восхитительных чувств, которое зовется любовью.
Тютчевский мир
Любая суммарная картина мира Тютчева, в особенности созданная по дневникам, письмам или же в результате анализа его творческого наследия, условна. Федору Ивановичу нужна система для того, чтобы уходить от нее. Горизонты его лирики расширяются при одновременной проекции нескольких взглядов.
По мнению Тынянова, этот автор был поэтом короткой формы, в отличие от своих предшественников-учителей (Тредиаковский, Бобров). На самом деле Федор Иванович принимает европейскую традицию написания коротких стихов выборочно и частично, существенно трансформируя ее.
Центром мироощущения поэта является ощущение существования/несуществования. И в стихах, и в письмах Федор Иванович вновь и вновь возвращается к вопросу о хрупкости жизни. Художественная система поэта строится на противопоставлениях присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность, пространство/время.
Как мы уже отмечали, Тютчев боится разлуки. Он ненавидит пространство, говоря о том, что оно «пожирает нас». Именно поэтому поэт горячо приветствует железные дороги, для него это победители пространства.
В то же время есть много стихотворений Тютчева, посвященных пространству. Одно из них — «На возвратном пути», созданное в 1859 году. В этом произведении у поэта присутствуют одновременно и жажда бытия, и чувство его хрупкости, а с другой стороны — мысль о разрушении. Тютчев, философская лирика которого непроста, не чувствовал себя вполне живым. Федор Иванович сравнивает свою личность с домом, окна которого замазаны мелом.
Бытие, таким образом, у этого автора — основа всего. Но важна при этом и другая грань существования, противоположная ей, — уничтожение себя, разрушение (любовь, например, это самоубийство). В данном отношении интересно стихотворение «Близнецы», последняя строчка которого — «самоубийство и любовь!» — объединяет два этих понятия в неразрывное целое.
В тютчевском мире важно наличие границы: грань, черта и отпугивают, и организуют. Мысль об уничтожении в качестве лейтмотива организует весь «денисьевский» цикл, в котором соединяется любовная и философская лирика Тютчева. Понятие «смерть» для поэта весьма многогранно
Его внутренне рифмует с любовью Тютчев. Философская лирика, стихотворения, построенные на контрасте, в частности, это целый мир. Мир границ, перехлестов. Одна строфа объединяет и свет, и тень. Это характерно, например, для начала стихотворения «Весенние воды». В нем говорится о том, что в полях еще лежит снег, но воды уже шумят
Понятие «смерть» для поэта весьма многогранно. Его внутренне рифмует с любовью Тютчев. Философская лирика, стихотворения, построенные на контрасте, в частности, это целый мир. Мир границ, перехлестов. Одна строфа объединяет и свет, и тень. Это характерно, например, для начала стихотворения «Весенние воды». В нем говорится о том, что в полях еще лежит снег, но воды уже шумят.
Интересно, что Л. В. Пумплянский считал Тютчева представителем бодлеризма. Эстетическую красоту смерти изображает стихотворение «Mal’aria» (в переводе — «Зараженный воздух»). В системе этого произведения присутствуют негатив и позитив: прекрасный мир (благоухание роз, звенящие ручьи, прозрачный небосвод) — это одновременно и мир смерти.
Для Тютчева бытие — это сиюминутная непосредственная реальность, которая противостоит разрушению. Оно в этом смысле находится на противоположном полюсе понятия «время», поскольку все прошедшее — это все умершее. Но есть и особая сила — память (не случайно так много стихотворений посвящено ей). Философская лирика в творчестве Тютчева очень подробно раскрывает эту тему.
Мир и поэзия
Для Федора Ивановича мир — загадка, а поэзия — это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта — это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие — это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми («Природа — сфинкс…», написанное в 1869 году, и др.).
Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения Юрия Лотмана — известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой «Очерки по языку русских поэтов», в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге «Жизнь и творчество Тютчева», написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.
Первостепенный поэт
Тютчев уехал в Германию в качестве дипломата в 1821 году, там он познакомился со своими кумирами — Шеллингом и Гейне, женился на Элеоноре Петерсон и продолжал писать стихи, которыми был увлечен с отрочества. Из-за границы поэт присылал по настоянию Александра Сергеевича Пушкина лирические произведения в Россию и снискал здесь некоторую известность. Среди творений этого периода было и стихотворение Тютчева «Листья». После гибели Пушкина лирику Федора Ивановича перестали публиковать в России. Н. Некрасов в своей статье «Русские второстепенные поэты» решительно заявил, что относит дар литератора к первостепенным поэтическим талантам, волею случая оказавшегося среди малоизвестных российскому читателю, и поставил Тютчева в один ряд с прославленными русскими поэтами Пушкиным и Лермонтовым.
Влияние детства на мировоззрение Тютчева
Фёдор Иванович Тютчев, выдающийся русский поэт и мыслитель XIX века, был глубоко задумчивым человеком. Он постоянно обращался к темам философии, любви, природы и вечности, и его мировоззрение было сформировано множеством факторов, включая влияние его детства.
Детство Тютчева, проведенное в имении своей семьи на краю России, сыграло важную роль в формировании его мировоззрения. Он был окружен природой и уединением, что способствовало его размышлениям и внутренней интроспекции. Эти моменты одиночества и гармонии с природой стали ключевыми элементами его философии.
«Счастлив, кто, как мальчик, здесь, / Под тихим небом русским, бродит», — писал Тютчев о своем детстве. В этих строках он отражал свою любовь к свободе и простоте, которые определяли его отношение к миру
Он верил, что важно найти покой и гармонию внутри себя и соединиться с природой, чтобы понять её воздействие на человека
Из-за этого влияния детства Тютчев разрабатывал свое мировоззрение, в котором особо выделялись вечность и краткость жизни. Он полагал, что мир быстро меняется, а люди живут лишь мгновениями внутри этой вечности. Он писал о времени, памяти и обо всем том, что делает нашу жизнь истинно ценной.
Детство Тютчева не только дало ему вдохновение для создания своих произведений и философии, но и сыграло важную роль в формировании его уникального мировоззрения. Его задумчивость и глубокие размышления, проистекающие из детства, помогли ему стать одним из величайших русских поэтов своего времени и оставить свой след в истории литературы.
Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи!..»
Особенности лирики Тютчева – кратко о значении природы
Федор Иванович – один из лучших поэтов, которые описывали природные пейзажи. Он изображает все одушевленным, одухотворенным. Каждое растение, каждый сезон обретает тайное, невидимое творческое начало. Стихотворения о природе:
- «Люблю грозу в начале мая». На написание стиха автора натолкнули впечатления от первой грозы, увиденной им в мае. Он посчитал ее веселой, расцветающей, ведь она символизирует приход весны;
- «Есть в осени первоначальной». Писатель красочно описывает осеннюю природу, вкладывая в строки глубокие переживания, возникающие в эту пору года;
- «Есть в светлости осенних вечеров». Благодаря глубоким, точно подобранным словам читатель на себе ощущает умиротворяющее действие осени;
- «Рим, ночью», «Полдень» – также прекрасные шедевры, посвященные окружающей природе.
Через описание природных красот автор размышляет о сущности человека, его предназначении:«Не таково ль твое значенье,Не такова ль судьба твоя».
Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу
<< Дарья Федоровна Тютчева, дочь поэта
Федор Иванович Тютчев умер ранним утром 15 июля 1873 года >>
Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу. С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу. Былое — было ли когда? Что ныне — будет ли всегда. Оно пройдет — Пройдет оно, как все прошло, И канет в темное жерло За годом год. За годом год, за веком век. Что ж негодует человек, Сей злак земной. Он быстро, быстро вянет — так, Но с новым летом новый злак И лист иной. И снова будет все, что есть, И снова розы будут цвесть, И терны тож. Но ты, мой бедный, бледный цвет, Тебе уж возрожденья нет, Не расцветешь! Ты сорван был моей рукой, С каким блаженством и тоской, То знает бог. Останься ж на груди моей, Пока любви не замер в ней Последний вздох.
Слайд 56 из презентации «Биография Тютчева» к урокам литературы на тему «Тютчев»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Тютчев.ppt» можно в zip-архиве размером 1568 КБ.
краткое содержание других презентаций о Тютчеве
«Темы лирики Тютчева» — И что ж теперь? «Как хорошо ты, о море ночное…». Гремят раскаты молодые! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! В центре стихотворения – не образ возлюбленной, а проблема любви. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium!». Лирика Тютчева философична. О, как убийственно мы любим! Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты.
«Тютчев 10 класс» — Е.Л.Тютчева, мать поэта. И.Н.Тютчев, отец поэта. Благообразов Михаил, ученик 10 класса Борисова Анастасия, ученица 10 класса. Московский университет. Вид усадьбы Овстуг 1861 год. Ф.И.Тютчев в конце 1840-х годов. Фёдор Иванович Тютчев. Ф.И.Тютчев в начале 1820-х годов. Дом Тютчевых в Москве, в котором Ф.И.Тютчев жил в 1811 – 1822 гг.
«Жизнь и творчество Тютчева» — — познакомиться с жизнью и творчеством поэта; — понять, в чем своеобразие лирики Ф.И. Тютчева. Ф.И. Тютчев скончался в Царском Селе. В каком возрасте и почему покинул Тютчев Россию? А.М. Крюденер. Тютчев сказал много. Элеонора Тютчева (Петерсон), первая жена поэта. Федор. Чувства мглой самозабвенья Переполни через край!…
«Биография Тютчева» — Из первого стихотворения Ф. И. Тютчева «На новый 1816 год». Фотография с портрета маслом работы художника И.Штилера. 1838 г. Море и утес. Ф. И. Тютчев (1803 – 1873 гг.). Семью Тютчева посещает вся баварская интеллигенция. Тютчев остро ощущал переломный характер своей эпохи. 1826 год – Тютчев женится на графине Ботмер.
«Природа в лирике Тютчева» — Весна в окно стучится И гонит со двора. И. И. Шишкин « Ручей в берёзовом лесу». Природа в лирике И. Ф. Тютчева. Е. Л.Тютчева. Элеонора Фёдоровна Тютчева (Ботмер)- первая жена поэта. Тренинг. Весь день стоит, как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Цели урока О Тютчеве. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта.
«Тютчев стихи» — Дом Тютчевых в Москве, в Армянском переулке. Художник Ф.Кюнель. 1801 г. Что же плачет? Фотография. 1860-е годы. Элеонора Ботмер, первая жена Ф.И.Тютчева. Бык седые слезы точит, Ходит пышный, чуть живой. Днём, даже при вечернем свете, мир спокоен, прекрасен, гармоничен. Откуда, как разлад возник? К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого.
Всего в теме «Тютчев» 32 презентации
«Сижу задумчив и один…»
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 4–4 об.
Первая публикация — РА. 1879. Вып. 5. С. 132; тогда же — ННС. С. 32–33. Затем — Изд. СПб. 1886. С. 26–27; Изд. 1900. С. 52–53.
Печатается по автографу.
В автографе помечено римской цифрой «VI», а под номером «V» — «Там, где горы, убегая…» (см. коммент. С. 442). Все строфы слегка отчеркнуты. Авторские знаки: многоточия по три, четыре точки. Художественный эффект авторских знаков — романтическая «открытость» высказывания, наличие «невыразимого» в подтексте: поэт чувствует больше, чем выражает в словах. Отсюда обилие многоточий и тире.
Тексты изданий не различаются, однако в Изд. 1900 отсутствует деление на строфы, что было в предыдущих публикациях, несколько изменены знаки препинания: в конце 9-й строки поставлен восклицательный знак («Оно пройдет!») вместо запятой; в конце 15-й поставлен знак вопроса («Что ж негодует человек, / Сей злак земной. »), вместо восклицательного знака с многоточием, как в предыдущих изданиях; в конце 22-й — тире, вместо запятой, как было раньше.
Датируется так же, как «Там, где горы, убегая…», «Сижу задумчив и один…» — 1830-ми гг. В начале мая 1836 г. было послано Тютчевым И.С. Гагарину.
Стихотворения, поставленные рядом, действительно связаны некоторыми содержательными и музыкальными моментами: динамичным четырехстопным размером (в последнем — чередование с двухстопным), тяготением к энергичной мужской рифме (особенно в последнем), идеей бега времени. В стих. «V» — ассоциация движения времени с бегущими струями реки, в «VI» — ассоциация тоже бега времени с цветением и увяданием растений. Оба стихотворения окрашены по этому поводу настроением меланхолической грусти.
Философские мотивы в лирике Тютчева
Тема космоса и хаоса
«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.
Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:
Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.
читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»
Вечность мира и временность человека
В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:
И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,
Природа как часть целого
Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем
Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе»
Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек. Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:
Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:
Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,
Философское звучание любовной лирики
Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:
Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально. Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.
Тема России в стихах Федора Тютчева
Федор Тютчев, один из величайших русских поэтов XIX века, отразил в своих стихотворениях глубокое понимание и проницательность по отношению к России. Тема России пронизывает его творчество, отражаясь в различных аспектах.
Во-первых, Тютчев подчеркивает масштабы и уникальность страны. Он говорит о ее необъятности, огромном пространстве и разнообразии природы. В своих стихах поэт описывает прекрасные пейзажи, горы, реки, леса и равнины, подчеркивая естественную красоту России.
Во-вторых, Тютчев обращается к историческому наследию России и ее культурным традициям. Поэт символически выражает идею о величии русского народа, его духовной силе и способности преодолевать трудности. Он настаивает на необходимости сохранения и преемственности культурной памяти, подчеркивая уникальность русской истории.
В-третьих, Тютчев обращает внимание на душевное состояние и духовность России. Он говорит о том, что душа России глубока, загадочна и необъяснима
Поэт показывает, что характер русского народа отличается от других наций, что русская душа обладает особым тембром и мелодичностью, которые раскрываются в его поэзии.
Таким образом, тема России занимает особое место в творчестве Федора Тютчева. Он устанавливает непреходящую связь с родиной, выражая ее величие, красоту, историческое наследие и душевность. Стихи Тютчева стали частью русской литературной и культурной традиции, неизменно восхищая и вдохновляя поколения.
«Я встретил вас, и все былое»
Федора Ивановича можно назвать очень увлекающейся натурой. Он был дважды женат и имел молодую любовницу. У него было несколько детей. Видимо, из-за этого судьба решила наказать творца – его первая жена и Елена Денисьева, с которой он имел связь, ушли из жизни очень рано. Когда Тютчев был уже давно не молод, то он повстречал свою первую любовь – Амалию Лерхенфельд. Именно ей были посвящены его первые лирические произведения.
В свое время Федор Иванович был очень влюблен в девушку, но их брак так и не состоялся. И вот, встретившись вновь спустя такой большой промежуток времени, сердце поэта вновь начало стучать быстрее. Находясь под впечатлением, поэт пишет свое произведение «Я встретил вас, и все былое…».
В данном произведении автор признается, что чувства внутри него никогда не умирало. Хоть в его жизни и были другие женщины, чувства к которым перекрывали былое увлечение, где-то в глубине души он продолжал любить Амалию.
Неожиданная встреча перевернула внутренний мир поэта, заставив вновь почувствовать себя молодым, страстным юношей.