Анализ произведения
Для того чтобы подчеркнуть агрессивную среду, писатель использует слова, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской, вроде: ненавидели, корчились, сверкали и других. Вполне естественно, что подобная лексика никоим образом не сможет смягчить всю проблему между враждующими близнецами. Наоборот, она еще больше отображает сложившуюся ситуацию. Тем не менее автор верен своему выбору и готов к самым радикальным методам, потому как иначе здесь ничего уже не получится исправить. Автор подчеркивает антагонизм с помощью тире в первом абзаце. Действительно, казалось бы, обычный знак препинания не может создать никакого яркого окраса, но в данном случае, он выступает в роли разделительной черты между двумя близнецами. Знак препинания в буквальном смысле разводит родных людей по разным сторонам баррикад, подчеркивает это, что несмотря на кровное родство, они являются разными людьми.
Удивительно, что Тургеневу удалось создать действительно интригующее произведение, которое заставляет читателя задуматься не только о своем собственном отношении к близким, родным людям, но и подумать о людях чужих. Во втором случае все намного хуже, так как люди привыкли враждовать между собой и совершенно незнакомый человек другому – своеобразный враг, который может в неподходящий момент вставить нож в спину. Об этом и говорит Тургенев в своем произведении – нельзя негативно относиться к людям, не только родным, но и незнакомым.
В первом предложении говорится о споре между двумя близнецами, то есть между ними происходит словесное состязание, борьба, в которой каждый из них пытается отстоять собственное мнение. Второе предложение – сплошная антитеза, противопоставление, так как есть что-то родное, но одновременно с этим и чужое.
Писатель намекает читателю о том, что злоба и ненависть способны разрушить все вокруг, в том числе и самого человека. Интересно то, что, по его мнению, все и заключается в личине человека, его словах, поступках и никак иначе. И с этим нельзя не согласиться.
Подобная тема активно обсуждается во втором абзаце произведения. Тут же можно отметить, что в произведении присутствует огромное множество глаголов. Не секрет, что глагол представляет собой действие. В произведении Тургенева «Близнецы» все так и есть, только здесь глагол подчеркивает разрушительное действие. Которое не несет в себе абсолютно ничего хорошего или позитивного.
Родство и схожесть близнецов в произведении Тургенев подчеркивает словами: «одинаково», «схожие», «те же самые». Эти слова объединяют самих близнецов, их поступки, но в данном случае от такого сходства становится страшно. Это сходство является «яблоком раздора» между двумя родными людьми и главное, чтобы в такой миг рядом находился человек, способный открыть обоим близнецам настоящую личину, показать их истинное лицо.
Философские мотивы в лирике Тютчева
Тема космоса и хаоса
«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.
Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:
Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.
читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»
Вечность мира и временность человека
В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:
И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,
Природа как часть целого
Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем
Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе»
Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек. Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:
Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:
Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,
Философское звучание любовной лирики
Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:
Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально. Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.
Анализ стихотворения Тютчева «В небе тают облака»
Ф. И. Тютчев — известный российский поэт XIX века. В своем творчестве он часто обращался к описанию природы, воспевал ее красоту и уникальность. В стихотворении «В небе тают облака», поэт показывает необычайную красоту природы в летний знойный день. В этом произведении он указывает на то, что с течением времени природа не теряет своей свежести и живости, она будет такой прекрасной и через многие годы.
В написании стихотворения «В небе тают облака», автор использует множественные художественные средства, чтобы передать читателю не только внешний облик увиденного пейзажа, но и помочь прочувствовать летний зной и насладиться ароматом полей. В описании летнего пейзажа, Тютчев использует эпитеты, подчеркивающие красоту и усиливающие ее значимость особенность, и уникальность: лучистая река, зеркало стальное. Для описания действия, в стихотворении используются автором очень выразительные и красивые метафоры: тают облака, катится река, тень ушла, пройдут века, искриться река.
Благодаря всевозможным художественным приемам, Тютчев очень красочно сумел передать ту красоту лета, которой наслаждался сам. Он описывает чистое безоблачное небо, на котором «тают облака» и от этого становиться еще жарче, даже река от зноя стала «словно зеркало стальное». Для описания полей, поэт использует запахи и очень естественно передает их медовый аромат. «Чудный день!» — наиболее эмоциональное место стихотворения, его кульминация, где автор восклицает, наслаждаясь увиденной красотой.
А в последних строках, Тютчев размышляет о вечности. «Пройдут века», а красота природы останется неизменной, таким же жарким будет летний зной, и также будут наслаждаться люди медовым ароматом полей. И «так же будут, в вечном строе, течь и искрится река, и поля дышать на зное».
В своем творчестве, Тютчев очень часто использует описание природы, чтобы передать свое внутреннее переживание и свои чувства. Увиденный пейзаж очень помогает автору передать глубину мыслей и помогает понять общий смысл бытия и показать значимость и единство человека и природы.
«В небе тают облака…» Ф.Тютчев
«В небе тают облака…» Фёдор Тютчев
В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.
Анализ стихотворения Тютчева «В небе тают облака…»
Радостная картина жаркого августа, наполненная жизнью и гармонией, — тема стихотворения 1868 г. Лирического субъекта поэтического текста привлекают панорамные виды природы: в первом катрене представлено изображение по вертикали, сверху вниз, во второй части задействован горизонтальный план, устремленный в перспективу.
Начинает пейзажную зарисовку образ облаков — легких, невесомых, тающих в небесной синеве. Река сравнивается с «зеркалом стальным», которое отражает небо. Внимательный герой-наблюдатель замечает, как переливается прозрачная вода, освещенная солнцем: «лучистая» река будто светится «в искрах» мелких брызг.
О характере погоды свидетельствует лексема «зной», которая употребляется дважды — в начале и конце текста, замыкая композицию. В центральном катрене возникает упоминание о течении времени: вместе с ним логично развивается и мотив жары.
Взгляд созерцателя устремляется вдаль, на кромку далекого леса. Дубовая чаща характеризуется антропоморфическим эпитетом «немая»: выбор определения свидетельствует о спокойной штилевой погоде. Ряд олицетворений, оживляющих детали природы, продолжается фразой: «Тень ушла». Далее по тексту возникает изображение полей, наделенных свойством «дышать». Завершает умиротворяющий пейзаж яркий обонятельный образ «запаха медового».
Завершающий катрен начинается с вывода созерцателя, который сообщает свою оценку увиденному. Эпитет «чудный» отражает сиюминутные впечатления — волнующие, волшебные, прекрасные. Затем следует обобщение масштабного характера, апеллирующее к категориям вневременного, «вечного строя». Финальные строки утверждают мысль о гармонии, которая проявляется в непрерывном течении явлений мудрой природы. В заключительном эпизоде возникает драматический контекст, указывающий на конечность человеческого существования, однако он не нарушает оптимистическое звучание поэтического произведения. Герой, восхищенный усыпляющим спокойствием жаркого дня, стремится передать завораживающее великолепие земного мира, окружающего человека.
Стройность и законченность композиции, напевность, классическая ритмическая организация, в центре которой находится четырехстопная хореическая строка, — таковы формальные особенности стихотворения. На его основе композитор Чичков создал хоровое произведение, которое исполняется а капелла.
Композиция
Композиция стихотворения – трехчастная
Сначала автор описывает завязку ситуации: он рассказывает о том, что стал свидетелем спора двух близнецов, потом акцентирует внимание на том, как сильно они похожи друг на друга, а после говорит об их взаимной ненависти
Далее следует кульминация произведения, где Тургенев показывает, насколько горячо они ссорятся, не обращая внимания на то, что все их жесты, мимика, даже слова, которые они произносят, совершенно идентичны.
Развязка наступает, когда лирически герой приводит одного из близнецов к зеркалу и просит браниться с ним – тогда ему будет не так жутко. Таким образом писатель говорит о том, что ему больно видеть ненависть людей друг к другу.
«Последний катаклизм» Ф.Тютчев
«Последний катаклизм» Фёдор Тютчев
Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Всё зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них!
Анализ стихотворения Тютчева «Последний катаклизм»
«Последний катаклизм» — философская миниатюра, впервые опубликованная в альманахе «Денница» в 1831 году. В ней Тютчев обращается к легенде о Всемирном потопе, широко распространенной в мифологии разных народов. Среди христиан наиболее известна история, рассказанная в Книге Бытия. Согласно ей, потоп стал наказанием человечеству за нравственное падение. В живых Господь решил оставить только отличавшегося благочестием Ноя и членов его семейства. Бог заранее предупредил их о грядущем наводнении и повелел построить ковчег, на котором можно будет спастись во время катастрофы. Сооружение судна заняло 120 лет. Когда работа была завершена, Ной взошел на борт, взяв с собой животных. Сразу после этого на землю хлынула вода, продолжался потоп в течение сорока дней. Почти год понадобился на то, чтобы Ной смог сойти с ковчега на сушу. Как говорится в Книге Бытия, причалило судно к горе Арарат. Благодаря Бога за спасение, Ной принес жертву, после чего Господь благословил его и все, что есть на земле.
В стихотворении Тютчева говорится о повторении всемирного потопа: «…Все зримое опять покроют воды…». Поэт предчувствует катастрофу, вот только, по его мнению, она принесет земле не только разрушения. После наводнения мир вернется к началу времен, к своим божественным истокам. «Последний катаклизм» — не предсказание-страшилка конца света. Вода здесь выступает в качестве источника жизни, как следствие, вечного движения, что вообще характерно для творчества Тютчева. В значительной части его пейзажно-философских стихотворений встречается ее образ в том или ином виде – «Волна и дума», «Снежные горы», «Фонтан». Продолжать этот список можно еще очень долго. По мысли Тютчева, вода полностью поглотит землю, но из нее же впоследствии появится новая жизнь. Получается, в стихотворении показан процесс единый и двуликий одновременно. Максимальное разрушение становится началом максимального созидания. Земля должна ввергнуться в хаос, который, согласно древнегреческой мифологии, есть первичное состояние Вселенной.
По мнению ряда литературоведов, «Последний катаклизм» имеет социальный подтекст – потрясения социальные Тютчев сравнивает в нем с природными катастрофами. Утверждение это не лишено смысла. К революциям и переворотам Федор Иванович относился весьма скептически, что нашло отражение в его публицистических статьях. Политические взгляды поэт иногда высказывал и в стихотворениях. По мнению Тютчева, в современном ему мире существовали лишь две силы – консервативная Россия и революционная Европа. Федор Иванович считал, что под эгидой первой необходимо создать союз славяно-православных стран. В 1848 году поэт заступил на должность старшего цензора. В рамках своей деятельности он запретил к распространению на территории Российской империи манифест коммунистической партии, переведенный на русский
Если принимать во внимание политические взгляды Тютчева, то «Последний катаклизм» действительно может восприниматься как высказывание о социальных потрясениях, которые зачастую приводят к необратимым катастрофическим последствиям
Стихотворение написано пятистопным ямбом. Размер выбран поэтом не случайно. Как писал Томашевский, в первые десятилетия XIX века пятистопный ямб стал широко использоваться в трагедиях. Тютчев возвышенный трагизм своего произведения подчеркивает и при помощи лексики: «пробьет последний час», «покроют воды», «состав частей разрушится земных». О том, что катастрофа приведет к рождению новой жизни, свидетельствует последняя строка. Для нее Федор Иванович выбирает положительно окрашенную лексику: «…И божий лик изобразится в них!».
Мир и поэзия
Для Федора Ивановича мир — загадка, а поэзия — это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта — это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие — это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми («Природа — сфинкс…», написанное в 1869 году, и др.).
Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения Юрия Лотмана — известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой «Очерки по языку русских поэтов», в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге «Жизнь и творчество Тютчева», написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.
Подскажите пожалуста анализ стихотворения Тютчева «Цицерон»
eXempt1ON Ученик (23), закрыт 7 лет назад
Максим Ю. Волков Высший разум (203989) 7 лет назад
Тютчев очень умеет разнообразить отношения строф между собой, хотя и любит эти их жестковатые крепления. Так, «Цицерон» тоже заканчивается высокой риторической кодой со строки «Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые». но там на мгновение возникает «стихотворный диалог». осложняющий построение. Во втором периоде встречаются оригинальные модификации нашей формы, то укрупненные, то концентрированные. Из них взглянем на две: «Кончен пир; умолкли хоры… » и «Как дымный столп светлеет в вышине…».
Скажем о первом из них лишь несколько слов, хотя оно само по себе достойно монографического обзора. Пробел разделяет не восьмистишия, а десятистишия, и это провоцирует Тютчева на два изысканнейших узора рифм, особенно во второй строфе. И рифмы, и прямо-таки подавляющий контраст между интонационно-синтаксическими чертами строф, да и, наконец, столкновение спокойной античности и бурной современности, компактной детализации пира и обширной панорамы городских улиц, увиденных с какой-то высокой точки, – все отторгнуто друг от друга. И, однако, все это вместе, все это одно, и пирующие где-то в древних Афинах или Риме, покидая зал и перешагивая через строфораздел, сливаются с толпой современного города. Они тоже «поздно встали». как Цицерон. Тем не менее длительное историческое время оказывается стоячим – его останавливает вечное время сияющих и горящих звезд. Так в стихах Тютчев избавляется от «власти этого недуга, именуемого временем» (из письма Тютчева к Э. Ф. Тютчевой – 1843).
Теперь «Как дымный столп…». » Как дымный столп светлеет в вышине! » Как тень внизу скользит неуловима. » «Вот наша жизнь, – промолвила ты мне, — » Не светлый день, блестящий при луне, » А эта тень, бегущая от дыма… »
Эта миниатюра может быть принята за сокращенную модель нашей формы с неожиданным замещением. Каждый из двух начальных и двух заключительных стихов имитирует четверостишие, а ст. 3 вербализует пробел, то, что было за паузой между двумя восьмистишиями. Здесь великолепно дважды повторенное движение сверху вниз (вертикальная структура) и образная тавтология, соединенная риторическими фигурами восклицания и доказательства от противного, хотя функции эти фигуры выполняют разные: в одном случае перед нами мир, во втором – его смысл (онтология и гносеология). Пропуская мотив миражной мгновенности жизни, ее бестелесности, невесомости, отметим, что дым и тень не полностью зависят друг от друга. Дым оба раза неподвижен, он устойчивость, инертность мира, а тень, наоборот, чрезвычайно подвижна, изменчива, и, главное, она «скользит, неуловима» (именно «неуловима». а не «неуловимо» без запятой). и бежит от дыма, то есть возникает явственный дополнительный смысл. Кажется, все это обыгрывает какие-то восточные формы, вроде «танки». мужское и женское начала – «ян» и «инь».
Наконец, последнее: для того, чтобы поставить точку в движении формы. В 1873 г. перед третьим ударом (как тогда назывался инсульт) бедный Тютчев продолжал диктовать стихи, среди которых было несколько совершенно выморочных форм жанра. Одна из них – «Бывают роковые дни… » (II, 272). Только и хватило на одну строку. Далее чувствуется кризис формы, которая неумолимо разваливается: вялый, неровный ритм, потоки словесных клише, образ заплетающейся речи и в довершение всего путаная и все-таки каким-то чудом держащаяся система рифм, похожая на пародию рифмовки «Кончен пир, умолкли хоры…». От «перводеления» остается лишь непроявленный след после ст. 5, криво и слабо расчленяющий текст на 5 и 11 стихов. И невозможность провести организующую черту означает крушение формы, поэзии и жизни. Дальше
Ирина Шевченко Профи (585) 7 лет назад
Фёдор Иванович Тютчев. «Сны»
Фёдор Иванович Тютчев
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами… Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой.
То глас ее: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.
Сакральный смысл тютчевской ночи проявляется в устремлениях «очарованной души». Она тонко чувствует «сладкий трепет» природы, освободившейся от дневного шума, и жаждет оказаться среди звезд, подобных «живым очам». Однако картины ночного пейзажа амбивалентны: под «покровом златотканым» светлого дня кроется бездна со «страхами и мглами». С наступлением поры темноты и «всемирного молчанья» уходят преграды, стоящие между родом человеческим и пугающей бездонностью сферы непостижимого.
Известный поэтический текст 1829 г. открывается сравнением, оперирующим грандиозными масштабами. При помощи тропа автор декларирует планетарный характер сновидений, охвативших земных обитателей. Развивая тему, поэт опирается на категории водной стихии: в окончании первого катрена возникает акустический образ «звучных волн». Последний допускает двойственную трактовку, поскольку одновременно связан и с логически оправданной океанской темой, и с символическим зовом к первоистокам, возникающим в людских «радужных снах».
Центральный и заключительный эпизоды объединяет тема ирреального путешествия по воде, явившаяся как продолжение мотива сна. Откликнувшись на призыв, лирическое «мы» погружается в «волшебный челн» и вверяет себя мощной силе «темных волн».
Что видит общество, совершающее странную прогулку? Прежде всего бескрайний «небесный свод», грандиозное великолепие которого подчеркнуто метафорой «слава звездная». Чтобы усилить эффект и создать поистине фантасмагорический пейзаж, поэт удваивает звездную громаду, отражая ее в воде. Художественное пространство, организованное по принципу умножения, именуется «пылающей бездной». Она подступает к лирическому «мы» со всех сторон, и постепенно восхищение уступает страху перед масштабным явлением, а также ощущению трагизма человеческой судьбы.
Стихотворение Тютчева Ф.И. «Бывают роковые дни»
«Бывают роковые дни»
Бывают роковые дни Лютейшего телесного недуга И страшных нравственных тревог; И жизнь над нами тяготеет И душит нас, как кошемар. Счастлив, кому в такие дни Пошлет всемилосердый Бог Неоценимый, лучший дар — Сочувственную руку друга, Кого живая, теплая рука Коснется нас, хотя слегка, Оцепенение рассеет И сдвинет с нас ужасный кошемар, И отвратит судеб удар, — Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь, И верит сердце в правду и любовь.
Стихотворение Тютчева Ф.И. — Бывают роковые дни
См. также Федор Тютчев — стихи (Тютчев Ф. И.) :
В альбом друзьям (из Байрона) Как медлит путника вниманье На хладных камнях гробовых.
Ватиканская годовщина Был день суда и осужденья — Тот роковой, бесповоротный день, Когда дл.