Презентация, доклад на тему анализ стихотворения м.в.ломоносова случились вместе два астронома в пиру

Презентация, доклад на тему анализ стихотворения м.в.ломоносова случились вместе два астронома в пиру

Содержание

Слайд 1
Роды и жанры литературы.Из литературы ХV111. М.В.Ломоносов «случились два астронома в пиру…»
Урок литературы в 5 классе
Учитель МОУ Южно-Степная СОШ Верткая С.А.

Слайд 2
«Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужикПо своей и Божьей волеСтал разумен и велик.»
Н.А.Некрасов «Школьник».

Слайд 3

дать начальное представление о родах и жанрах литературы;
познакомить учащихся с основными сведениями из биографии М.В.Ломоносова;
развивать мышление,выразительность речи;
воспитывать культуру работы в группе, интерес к литературе.

Слайд 4

1.Проверка уровня начитанности детей
2. Знакомство с теорией литературы
3.Произведения литературы ХV111 века.
Творчество М.В.Ломоносова и его биография.
4.Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…».
5.Тест.
6. Творческое домашнее задание.

Слайд 5

«Ребята! Вы любите читать? Какие произведения вы прочитали самостоятельно? С какими познакомились на уроках литературы? Откуда эти произведения? (учащиеся называют самостоятельно прочитанные произведения, произведения, изученные на уроках литературы. Называют разделы: УНТ, древнерусская литература)

Слайд 6
Знакомство с теорией литературы
С сегодняшнего урока вы начнете изучать и обсуждать произведения русской литературы ХV111, Х1Х, ХХ веков

Очень важно запомнить, что все произведения делятся на 3 большие группы, которые называются роды литературы: эпос, лирика, драма. Если образовать от этих слов-терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические и драматические (схема на доске).

Роды литературы
эпос лирика драма
рассказ стихотворения пьесы
повесть сценки
каждый год ваши знания о жанрах будут расширяться, таблица будет пополняться новыми терминами.

Слайд 7

1.Самостоятельная работа учащихся с биографическими данными Ломоносова.
Откройте учебники на стр.____

Посмотрите на портрет ученого. Прочитайте на стр.___ факты из его биографии.
2.Беседа по вопросам.
Сколько было лет Ломоносову, когда он начал учиться?
Что сказал А.С.Пушкин о Ломоносове? ( Ломоносов был «первым нашим университетом»)
Дополнения учителя об открытиях Ломоносова в разных
областях наук.

Слайд 8
Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…»
На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со стихотворением великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»
Чтение стихотворения учителем.
Анализ прочитанного.

Слайд 9
1. Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?      Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
2. В чем противоположность взглядов ученых?3.К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?
4. Как повар решает этот спор?
5. В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»? .
6.Что напоминает вам это стихотворение?

Слайд 10
словарная работа

Случились вместе — встретились вместе.
Спорили… в жару — жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.    
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?Такова (прил.) — такого.Жаркова (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).

Слайд 11
Русские писатели и поэты (Н.М.Карамзин, Н.А.Некрасов) о М.В. Ломоносове.
Чтение эпиграфа к уроку. Чтение эпиграфа из учебника. Чтение сонета

«Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужикПо своей и Божьей волеСтал разумен и велик.»
Н.А.Некрасов «Школьник».

Слайд 12
С. И. СТРОМИЛОВЛОМОНОСОВ
Сонет

Слайд 13

Слайд 14
Тест

1. В каком году родился М.В.Ломоносов
А) в 1786
Б) в 1711
В) в 1812

2.О чем спорили Коперник и Птоломей в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
А). о хлебе насущном
Б) о движении планет
В) о природе

3.Кто разрешил спор двух ученых в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
А) хозяин
Б) повар
В) присутствующие

Слайд 15
Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»
Нарисовать рисунок

Посмотреть все слайды

Значение творчества М.В. Ломоносова

Для русской культуры XVIII в. стал переломной эпохой. Век Просвещения был временем формирования «новой» литературы, которая сохранила лучшие качества древнерусской литературы: патриотизм, связь с народным творчеством, интерес к человеческой личности и социальным проблемам. В то же время литература становилась более мирской, светской, демократичной.

Михаил Ломоносов заложил основы новой русской литературы, он внес свою лепту в зарождение русского классицизма. Эстетическим идеалом писателей-классицистов, в том числе и Ломоносова, стал образ творческого человека, исследователя, проникающего в тайны мироздания, гражданина и патриота, готового «для пользы общества радостно трудиться». Просветительские взгляды эпохи нашли отражение в творчестве Ломоносова.

По выражению А.С. Пушкина, Ломоносов был «историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец». Однако сам Ломоносов поэтический трудне считал главной целью своей жизни. Но достигнутые в стихотворном творчестве успехи Ломоносова столь велики, что критик В.Г. Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

Словарь

Поморская – находящаяся на побережье моря.

Дьякон – священник низшего ранга.

Смальта – пластинки из непрозрачного цветного стекла для создания мозаик.

Еретический – не придерживающийся религиозных взглядов.

Предыстория стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…»

Теории Клавдия Птолемея и Николая Коперника

Древнегреческий ученый, математик,астролог и астроном Клавдий Птолемей во II в. н.э.сформулировал геоцентрическую теорию мироустройства (от слова «гео» – Земля), в которой утверждалось, что Земля является неподвижным центром Вселенной, а Солнце, Луна и планеты вращаются вокруг нее. Птолемей написал научный труд по античной астрономии «Альмагест», который почти 13 веков называли «библией астрономии», а теория ученого не подвергалась сомнению.

Польский ученый, богослов, математик и астроном Николай Коперник в XVI в. опроверг теорию Птолемея, предложив противоположную, гелиоцентрическую модель мироздания (от слова «гелиос» – Солнце). По его мнению, Земля и другие планеты движутся по орбитам вокруг неподвижного Солнца. Движение Солнца по небосводу ученый считал обманчивым,Коперник объяснил солнечное перемещение с востока за запад вращением Земли вокруг своей оси за 24 часа. Эту теорию Коперник описал в труде «О вращении небесных сфер». Католическая церковь, опираясь на доводы Святого писания о движении Солнца и стоящей на твердых началах неподвижной Земле, сочла гелиоцентрическую теорию еретической и запретила ее распространение.У Коперника все же были последователи, которые стали пропагандировать его теорию: мыслитель Джордано Бруно и астроном-математик Галилео Галилей. Бруно за проповедование новых взглядов был по приговору инквизиции сожжен на костре в 1600 г. Галилей чудом избежал подобной участи, но ему было запрещено распространять учение Коперника.

Вплоть до XVIII в. учение Птолемея оставалось главенствующим, а у теории Коперника было крайне мало сторонников. Доказать правоту одного из ученых не представлялось возможным, потому их теории порождали множество научных дискуссий.

Коперник

Урок литературы в 5 класса «М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ»»

Цели: 

познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности произведения; обучение выразительному чтению; развивать умения находить в тексте юмористические моменты.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

У М. В. Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 г. в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны Сивковой.

Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8–9 лет. (Людей, живших в этой местности, называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом суденышке. Рано выучился грамоте: умел читать, писать и считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.

Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.

В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения.

В академии курс обучения составлял 8 лет, Ломоносов же прошел этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках, и в 1736 г. был направлен в Германию для изучения точных наук: физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 г. обучение было закончено, и Ломоносов вернулся в Петербург.

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность.  Научные  открытия  следуют  одно  за  другим,  академический талант ученого проникает в различные области знаний. В 1755 г. в Москве по  инициативе  профессора  Ломоносова  открывается  Московский  университет.

Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад в науки будет достоен звания академика.

Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение  наук  в  отечестве».  Ушел  из  жизни  М. В. Ломоносов в 1765 г., он простудился и умер. Погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

II. Знакомство со статьей о великом русском ученом в учебнике.

III. Словарная работа.

Астрóном – астроном (ученый).

Весьма – очень сильно.

В жару – в пылу спора (сильно).

Слыл – все его знали.

Коперник – польский астроном.

Птолемей – древнегреческий астроном.

Очаг – место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

IV. Выразительное чтение стихотворения учителем наизусть.

V. Самостоятельное чтение учащимися стихотворного текста.

Учитель помогает ребятам отметить паузы, логическое ударение, лучше понять ритм произведения.

VI. Работа по вопросам 1, 2, 3.

Дополнительный вопрос: В какой момент чтения стихотворения вы улыбнулись, понимая шутливость сказанного?

VII. Обобщение.

Чтение статьи учебника «Сподвижник просвещения».

Патриотизм Ломоносова, искрометность его таланта «С пышностью, остротой и великолепием» наполнили русскую поэзию XVIII в. глубоким содержанием. Главная идея его творчества – быть гражданином, служить отечеству – вдохновляла передовых писателей последующих эпох.

Чтение высказываний о Ломоносове.

Н. В. Гоголь: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».

В. Г. Белинский: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».

Ф. М. Достоевский: «Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь».

Домашнее задание: на усмотрение учителя.

Так как же правильно: « а́строном» или «астрон о́м»?

Согласно правилам русского языка, ударение падает на букву «о» третьего слога:

Почему ударение падает именно на гласную «о» третьего слога?

Важно знать, что слово «астроном», как говорилось выше, является одушевлённым существительным мужского рода, где ударение ставится на третий слог. Давайте понаблюдаем за ударением в слове в разных падежных формах:

Давайте понаблюдаем за ударением в слове в разных падежных формах:

  • И.П. кто? (что?) — астрон о́м
  • Р.П. кого? (чего?) — астрон о́ма
  • Д.П кому? (чему?) — астрон о́му
  • В.П. кого? (что?) — астрон о́ма
  • Т.П. кем? (чем?) — астрон о́мом
  • П.П. о ком? (о чём?) — об астрон о́ме

Таким образом, как мы видим, во всех падежных формах гласная «о» находится под ударением!

Для проверки правильности постановки ударения в этом слове, вы можете обратиться к орфоэпическому словарю русского языка. Следует запомнить, на какой слог падает ударение, а также стараться не допускать ошибок!

Видео:Литература 9 класс. Стихотворения М. В. ЛомоносоваСкачать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: