Анализ стихотворения Федора Тютчева Декабрьское утро
Классик русской поэзии Федор Тютчев писал о природе и любви, о дружбе и исторических событиях. Поэта можно назвать философом: его пленяла не только красота русской природы. В своих произведениях он предавался размышлениям о законах природы, о скоротечности жизни. Тютчев призывал читателей бережнее относиться к жизни, ценить каждое ее мгновение.
Природа для Тютчева – постоянное движение, смена явлений, времен суток. В стихотворении «Декабрьское утро» автор показал постепенный переход ночи в день: на смену непроглядной кромешной ночи на вахту вступает светлый солнечный день. Лучи солнца несмело и неприметно закрадываются на нетронутую тьму. А ночь пока торжествует, уступать дежурство еще не торопится. Но несколько мгновений – и ночь рассеялась как дым. На смену темной ночи пришло яркое утро и все заблестело, засияло. Наступил день.
Стихотворение «Декабрьское утро» по своему жанру относится к пейзажной лирике. Основная тема произведения – подчинение всего живого и неживого на Земле единым законам природы. Ночь, почувствовав себя царицей, не хочет уходить, сопротивляется, но ее время все равно завершится и наступит рассвет.
Стихотворение можно разделить на три части. В первом четверостишии автор изображает картину ночи: окружающий мир утопает в сумерках, месяц царствует, кажется, декабрьской ночи не будет конца. В следующей картине поэт показывает реальную действительность перехода ночи в день: лучи один за другим лениво и робко просыпаются, оживают. В третьей части поэт изображает отступление, испарение ночи. Вслед за этим миром охватывает дневной свет. Три части одной картины находятся не в отрыве друг от друга, они исходят одна из другой, создавая одно большое полотно.
Чтобы приблизить читателя к природным явлениям, поэт наполнил «Декабрьское утро» всевозможными средствами художественной выразительности. Используя олицетворения, Тютчев описывает день и ночь, этим усиливает постоянное противоборство. С помощью олицетворений он оживляет царство мрака и дает встрепенуться дню.
Эпитеты мир дневной, ночное торжество автору нужны для выразительного описания перехода природы из одного состояния в другое. Ярче и эмоциональнее смотрится стихотворение благодаря метафорам: небо сияет, охватит мир, ночь испарится.
Главных героев стихотворения День и Ночь Тютчев ярко противопоставляет друг другу, но они, в то же время, едины и подчинены друг другу: ночь – царственная, непроглядная, беззаботная, день – внезапный, неожиданный, всесильный.
Трудно до конца передать то настроение, которое возникает при чтении лирического произведения. Но ясно одно: стихотворение о декабрьском утре учит любить и понимать природу, мыслить и восхищаться ее красотой. Федор Иванович Тютчев в 12-ти строчках сумел показать вечную борьбу тьмы и света. Фактически день и ночь – едины, вместе они составляют нашу жизнь.
Стихотворение «Декабрьское утро» наполнено чувством восторга и очарования автора. Он восхищен проявлениями природы. В пейзажах Тютчева – близость человека и природы, которая для поэта всегда была и будет живой.
Декабрьское утро
Сейчас читают:
-
Сочинение Лето — это маленькая жизнь
В нашей стране, очень хорошо выражены все поры года, и это приносит очень большое удовольствие ее жителям, так как всегда можно полюбоваться прелестями различных пор года, что не возможно в других странах. Среди всех пор года, моя самая любимая пора,
-
Мёртвые живые души по поэме Мертвые души сочинение
Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.
-
Сочинение на тему Мой день рождения
Моя мама, большая затейница. Она всегда придумывает мне необычные праздники. У меня уже был день рождение в морском стиле, пиратская вечеринка и даже королевский бал, где я был рыцарем.
-
Сочинение Жизнь прожить — не поле перейти
Жизнь человека, очень сложная штука и только от него самого зависит, как он ее проживет и чего он сможет добиться в этой жизни. Еще с самого своего рождения, он обречен на постоянный поиск и различного рода страдания, которые
-
Сочинение на тему Воскресная прогулка 5 класс
В прошлое воскресенья мы всей семьей отправились на прогулку в большой парк. Прогулка получилось очень интересной и веселой. На память об этом дне у меня осталось много фотографий и впечатлений.
-
Сочинение Можно ли меняться, оставаясь собой?
Безусловно, человек с самого рождения наделен индивидуальными качествами. У каждого своя внешность, свой темперамент. В самом раннем детстве ребенок изучает окружающий мир,
Краткая биография Федора Ивановича Тютчева
Родился великий поэт в небольшой усадьбе, расположенной в селе Овстуг в Орловской губернии. Его семья имела стародворянские корни и пользовалась уважением среди окружающих. Детство Федора прошло именно в этом местечке, а юношеские годы он провел уже в Москве.
Обучался мальчик в домашних условиях. Руководил курсом познания мировых основ молодой поэт по имени Раич, который являлся переводчиком известных мировых произведений. Именно он познакомил Тютчева со многими мировыми литературными деятелями и помог с первыми стихотворными опытами. Следует отметить, что благодаря Раичу, Федор с легкостью переводил Горация в 12 лет.
В 19-ом году юный литературный деятель поступает в Московский университет на словесное отделение. С первых же дней Федор принимает активное участие в литературной деятельности университета.
Оканчивает заведение Федор досрочно – в 1821 году. Он получает ученую степень кандидата словесных наук. Спустя год его приглашают работать в государственную коллегию по иностранным делам. А через несколько месяцев назначают в качестве чиновника при дипломатической миссии и отправляют в Мюнхен. С этого момента он полностью погружается в работу и практически не принимает участия в литературной деятельности.
За границей Федор Иванович Тютчев проводит более двадцати лет. Основное время он жил в Мюнхене, а потом был отправлен в Италию. Именно в Германии он встретился со многими философами, которые существенно повлияли на смысл его произведений. Спустя долгий промежуток времени он вернулся на родину и продолжил создавать творения, которыми восхищаются многие до настоящего времени.
Фёдор Иванович Тютчев
На небе месяц — и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день,-
Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной…
Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям, скрытым от человека.
Зимой 1859 г. было создано стихотворение, посвященное позднему декабрьскому рассвету. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и зарождающегося дня, атрибутами которого выступают солнечные лучи. Герой произведения сосредоточен на противоборстве — теме, знаковой для тютчевского творчества. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только характеризовать персонажи, но наделять их мыслями. Тьма «царит», «сияет торжеством», не осознавая близость своего конца. День «встрепенулся», и первые лучи «лениво» и «несмело» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» рассвета не способно изменить общую картину, которая «всецело» организована темнотой.
В финальном катрене лирический субъект прогнозирует ближайшие события, на что указывает смена настоящего времени будущим. Моментальное исчезновение ночной тени изображается глаголом «испарится». В концовке стихотворения возникает торжествующий образ дневного мира в его ярких многоликих проявлениях.
«Декабрьское утро» обрамляется антитезой «ночная» — «дневной». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции законченность и логичность. Прием на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творения. Последний декларирует предопределенность природных явлений, которые подчинены непреложным законам природы.
В раннем произведении «Утро в горах», сходным по тематике с анализируемым текстом, также появляются образы-олицетворения: «лазурь небесная», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление удостаивается пышного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.
В позднем творчестве Тютчева динамический образ рассвета обогащается символическим смыслом. Поэт связывает картины восхода солнца с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Солнечные лучи метафорически уподобляются «благовесту всемирному», возвещающему о победе.
На небе месяц — и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день, —
Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной…
Анализ стихотворения «Декабрьское утро»
Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Природа в пейзажной лирике Федора Ивановича Тютчева отличается самодостаточностью и независимостью от человека. Все в ней подчинено единому, всемирному закону жизни. Поэт видел природу в постоянном движении, непрерывной смене явлений, в переходных состояниях: например, как в произведении «Декабрьское утро». В нем описывается постепенная смена времен суток: от напыщенной темной ночи к новому светлому дню. Тютчев описывает как робко и незаметно лучи солнца приходят на смену тьме, которая не торопится уступать свое место. В конце концов наступает утро и все вокруг лучится девным светом. Основной темой стихотворения «Декабрьское утро» является тема предопределенности и покорности всего живого, неживого и даже такого абстрактного понятия как время суток единым законам природы. Как бы не противилась ночь, но после нее всегда наступит день, свет придет после тьмы, и сон сменится на явь. Перед первоначальным текстом Тютчева на полях имеется пометка «Декабрь. 8 часов утра». По моему мнению, название и само стихотворение отражает поэтические раздумья автора о гармонии и совершенстве систем в окружающем мире, которое видит почти в неуловимом переходном состоянии жизни природы. Условно стихотворение можно разделить на три части: три последовательные части, в которых происходит постепенное появление нового светового дня. В первой строфе перед читателем открывается картина ночи, растворения окружающего мира в сумерках и неясной перспективы наступления ожидаемого утра. В этом четверостишье Тютчев неоднократно использовал прием олицетворения: ночная тень еще не тронулась на небосводе, она все еще царит под звездами, ясно не осознавая, что вот уже новый день встрепенулся и готов занять свое место. В следующей строфе, центральной части, мы видим именно то самое, любимое Тютчевым, переходное состояние природы: постепенное появление первых солнечных лучей на все еще сияющем ночным торжеством небосводе. Поэт называет лучи «ленивыми», «несмелыми», что показывает поэтапность самого процесса становления светового дня. Последнее четверостишье — полное испарение ночи и внезапное, быстрое появление всего сияния, всех особенностей нового утра. Композиционное кольцо замыкается совмещением первой и последней строки, прилагательными «ночная» и «дневной». Антитеза разграничивает такие два понятия как «ночь» и «день», но в то же время придает единство всему стихотворению через подчинение друг другу этих противоположностей.
6535
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Анализ стихотворения Тютчева «Декабрьское утро»
Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям, скрытым от человека.
Зимой 1859 г. было создано стихотворение, посвященное позднему декабрьскому рассвету. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и зарождающегося дня, атрибутами которого выступают солнечные лучи. Герой произведения сосредоточен на противоборстве — теме, знаковой для тютчевского творчества. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только характеризовать персонажи, но наделять их мыслями. Тьма «царит», «сияет торжеством», не осознавая близость своего конца. День «встрепенулся», и первые лучи «лениво» и «несмело» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» рассвета не способно изменить общую картину, которая «всецело» организована темнотой.
В финальном катрене лирический субъект прогнозирует ближайшие события, на что указывает смена настоящего времени будущим. Моментальное исчезновение ночной тени изображается глаголом «испарится». В концовке стихотворения возникает торжествующий образ дневного мира в его ярких многоликих проявлениях.
«Декабрьское утро» обрамляется антитезой «ночная» — «дневной». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции законченность и логичность. Прием на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творения. Последний декларирует предопределенность природных явлений, которые подчинены непреложным законам природы.
В раннем произведении « », сходным по тематике с анализируемым текстом, также появляются образы-олицетворения: «лазурь небесная», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление удостаивается пышного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.
В позднем творчестве Тютчева динамический образ рассвета обогащается символическим смыслом. Поэт связывает картины восхода солнца с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Солнечные лучи метафорически уподобляются «благовесту всемирному», возвещающему о победе.
На небе месяц — и ночная
Еще не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день, —
Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной…
Другие редакции и варианты
1
Не двинулась ночная тень —
2
Высоко в небе месяц светит,
3
Царит себе — и не заметит,
4
Что уж родился юный День
9-12
Строфа отсутствует
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 2;
Изд. СПб., 1886
. С. 234.
КОММЕНТАРИИ:
Автограф (ранняя редакция) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 2.
Список (поздняя редакция) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 80–80 об.
Первая публикация — Гражданин.
1872. № 1 от 3 января. С. 9. Вошло в Изд. СПб., 1886.
С. 234; Изд. 1900.
С. 235.
Печатается по списку.
В автографе перед текстом помета: «Декабрь. 8 часов утра». Стихотворение состоит из двух строф.
В списке представлена поздняя редакция стихотворения. Текст написан карандашом, а затем чернилами. А. А. Николаев полагает, что карандашный автограф был прописан рукой Д. И. Сушковой (1806–1879), урожденной Тютчевой, сестрой поэта (см.: Изд. 1987.
С. 403). Заглавие: «Декабрьское утро», внизу помета: «Ф. Тютчев». Поэтом переработана первая строфа и добавлена третья. По своему содержанию она контрастна первой и второй: ночь-царица вдруг «испаряется», а несмело просыпающийся день предстает «в полном блеске проявлений». И в автографе, и в списке слово «День» выделено прописной буквой. В списке с прописной буквы написаны также слова «Небо» (1-я, 7-я строки), «Землей» (10-я строка).
На небе месяц — и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день, —
Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной…
Что говорит филолог
Стих «Декабрьское утро» написан в три авторских катрена в жанре пейзажной лирики, а его композиция состоит из трех частей:
- Торжество ночи.
- Первые утренние лучи.
- Победа раннего утра.
Стихотворение имеет перекрестную рифмовку (ночная – тень – сознавая – день), где мы видим открытые и закрытые рифмы. Из художественных троп выделим:
- Метафоры (небо сияет торжеством, ночь испарится, мир дневной охватит).
- Олицетворения (встрепенулся день, тень царит).
- Эпитеты (мир дневной).
Также отметим, что метафора «небо ночным сияет торжеством» есть ещё и сравнение (небо – торжество).
Про зиму Тютчев писал гораздо реже, чем про лето, последнему посвящены десятки стихов, в том числе и гармоничное «Летний вечер», написанное в 1828 году 25-летним Федором Ивановичем.
Расклад по строфам
️С первой строфы Тютчев начинает прорисовывать образ раннего декабрьского утра, когда ночь ещё не ушла со сцены и упирается двумя рогами месяца приходу дня.
Этот час более верно отнести к исходу ночи, чем к приходу дня, ведь только зоркий глаз заметит первые искры нового дня, он только-только встрепенулся белыми крылышками зари. Утро ещё лишь открывает глаза, оно лениво и нежится в постели ночи, но его приход неизбежен, пусть торжество ночи и кажется непоколебимым.
В финале стиха автор ускоряет ход событий, перелистывает несколько утренних мгновений и прощается с ночью, которой пришло время до поры испарится.
Ночной сон природы сменяет очередной день, как это извечно заведено в природе, как это создано Богом, как это принимается человеком от рождения. День начинает свой путь с утренней морозной зорьки, перевалит через хребет полдня, проторит тропинку к вечеру и снова сменится ночью для отдыха мироздания.
Особенности пейзажной лирики Фёдора Тютчева
Тематика природы волновала многих литературных деятелей. Она была основной практически у всех писателей. Изысканными и весьма красочными пейзажами природы интересовался Пушкин, природное величие воспевалось великим романтиком Лермонтовым. Каждый художник литературного письма воспринимал и описывал природу по-своему. Особенная чувственность природы как стихии отмечалась и у Федора Ивановича Тютчева.
Великий поэт и прозаик, как и многие другие литературные деятели того времени, считал, что человеческая личность – это нечто, нарушающее природную гармонию, способное нарушить даже самое крепкое начало. Люди слабы как в физическом плане, так и в духовном. Они не способны противостоять всплывающим время от времени страстям и особенным порокам. Такая особенность приводит к различным хаотичным и беспорядочно разбросанным поступкам. Желания людей непостоянны и необъяснимы.
Описанные выше противоречия невозможно встретить в природе. В окружающем мире все подчиняется своеобразному единому закону формирования жизненного пути. Натуральная природа отличается самодостаточностью, она существует безмятежно и с завидным спокойствием. В подтверждение этому Федором Ивановичем Тютчевым написано множество изысканных произведений. В них подчеркивается тишина, гармония, которые передаются простыми словами — трепетность, шёпот, нега.
Тютчев имел великий талант. Он способен был максимально тонко ощущать чувство жизни. Автор практически идеально и безошибочно мог подобрать яркие и запоминающиеся эпитеты, которые способны передать плавный переход от одного состояния к другому: дня к вечеру, лета к осени.
Такие противопоставления способны вызвать в памяти человека особенные воспоминания о нежности, свежести, умиротворении.
Особенная лирика Федора Ивановича Тютчева предлагает читателям множество поэтических зарисовок, которые максимально точно выражают заветную мечту автора. Она заключается в единении человеческой натуры и натуральной природы. Автор старается передать читателю умиленную и таинственную прелесть природы, а также искренние ощущения лирического героя.