Федор тютчев декабрьское утро. анализ стихотворения тютчева «декабрьское утро

«декабрьское утро» ф. тютчев. фёдор иванович тютчев. «декабрьское утро анализ стихотворения тютчева «декабрьское утро»

Анализ стихотворения Федора Тютчева Декабрьское утро

Классик русской поэзии Федор Тютчев писал о природе и любви, о дружбе и исторических событиях. Поэта можно назвать философом: его пленяла не только красота русской природы. В своих произведениях он предавался размышлениям о законах природы, о скоротечности жизни. Тютчев призывал читателей бережнее относиться к жизни, ценить каждое ее мгновение.

Природа для Тютчева – постоянное движение, смена явлений, времен суток. В стихотворении «Декабрьское утро» автор показал постепенный переход ночи в день: на смену непроглядной кромешной ночи на вахту вступает светлый солнечный день. Лучи солнца несмело и неприметно закрадываются на нетронутую тьму. А ночь пока торжествует, уступать дежурство еще не торопится. Но несколько мгновений – и ночь рассеялась как дым. На смену темной ночи пришло яркое утро и все заблестело, засияло. Наступил день.

Стихотворение «Декабрьское утро» по своему жанру относится к пейзажной лирике. Основная тема произведения – подчинение всего живого и неживого на Земле единым законам природы. Ночь, почувствовав себя царицей, не хочет уходить, сопротивляется, но ее время все равно завершится и наступит рассвет.

Стихотворение можно разделить на три части. В первом четверостишии автор изображает картину ночи: окружающий мир утопает в сумерках, месяц царствует, кажется, декабрьской ночи не будет конца. В следующей картине поэт показывает реальную действительность перехода ночи в день: лучи один за другим лениво и робко просыпаются, оживают. В третьей части поэт изображает отступление, испарение ночи. Вслед за этим миром охватывает дневной свет. Три части одной картины находятся не в отрыве друг от друга, они исходят одна из другой, создавая одно большое полотно.

Чтобы приблизить читателя к природным явлениям, поэт наполнил «Декабрьское утро» всевозможными средствами художественной выразительности. Используя олицетворения, Тютчев описывает день и ночь, этим усиливает постоянное противоборство. С помощью олицетворений он оживляет царство мрака и дает встрепенуться дню.

Эпитеты мир дневной, ночное торжество автору нужны для выразительного описания перехода природы из одного состояния в другое. Ярче и эмоциональнее смотрится стихотворение благодаря метафорам: небо сияет, охватит мир, ночь испарится.

Главных героев стихотворения День и Ночь Тютчев ярко противопоставляет друг другу, но они, в то же время, едины и подчинены друг другу: ночь – царственная, непроглядная, беззаботная, день – внезапный, неожиданный, всесильный.

Трудно до конца передать то настроение, которое возникает при чтении лирического произведения. Но ясно одно: стихотворение о декабрьском утре учит любить и понимать природу, мыслить и восхищаться ее красотой. Федор Иванович Тютчев в 12-ти строчках сумел показать вечную борьбу тьмы и света. Фактически день и ночь – едины, вместе они составляют нашу жизнь.

Стихотворение «Декабрьское утро» наполнено чувством восторга и очарования автора.  Он восхищен проявлениями природы. В пейзажах Тютчева – близость человека и природы, которая для поэта всегда была и будет живой.

Декабрьское утро
Сейчас читают:

  • Сочинение Лето — это маленькая жизнь

    В нашей стране, очень хорошо выражены все поры года, и это приносит очень большое удовольствие ее жителям, так как всегда можно полюбоваться прелестями различных пор года, что не возможно в других странах. Среди всех пор года, моя самая любимая пора,

  • Мёртвые живые души по поэме Мертвые души сочинение

    Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.

  • Сочинение на тему Мой день рождения

    Моя мама, большая затейница. Она всегда придумывает мне необычные праздники. У меня уже был день рождение в морском стиле, пиратская вечеринка и даже королевский бал, где я был рыцарем.

  • Сочинение Жизнь прожить — не поле перейти

    Жизнь человека, очень сложная штука и только от него самого зависит, как он ее проживет и чего он сможет добиться в этой жизни. Еще с самого своего рождения, он обречен на постоянный поиск и различного рода страдания, которые

  • Сочинение на тему Воскресная прогулка 5 класс

    В прошлое воскресенья мы всей семьей отправились на прогулку в большой парк. Прогулка получилось очень интересной и веселой. На память об этом дне у меня осталось много фотографий и впечатлений.

  • Сочинение Можно ли меняться, оставаясь собой?

    Безусловно, человек с самого рождения наделен индивидуальными качествами. У каждого своя внешность, свой темперамент. В самом раннем детстве ребенок изучает окружающий мир,

Краткая биография Федора Ивановича Тютчева

Родился великий поэт в небольшой усадьбе, расположенной в селе Овстуг в Орловской губернии. Его семья имела стародворянские корни и пользовалась уважением среди окружающих. Детство Федора прошло именно в этом местечке, а юношеские годы он провел уже в Москве.

Обучался мальчик в домашних условиях. Руководил курсом познания мировых основ молодой поэт по имени Раич, который являлся переводчиком известных мировых произведений. Именно он познакомил Тютчева со многими мировыми литературными деятелями и помог с первыми стихотворными опытами. Следует отметить, что благодаря Раичу, Федор с легкостью переводил Горация в 12 лет.

В 19-ом году юный литературный деятель поступает в Московский университет на словесное отделение. С первых же дней Федор принимает активное участие в литературной деятельности университета.

Оканчивает заведение Федор досрочно – в 1821 году. Он получает ученую степень кандидата словесных наук. Спустя год его приглашают работать в государственную коллегию по иностранным делам. А через несколько месяцев назначают в качестве чиновника при дипломатической миссии и отправляют в Мюнхен. С этого момента он полностью погружается в работу и практически не принимает участия в литературной деятельности.

За границей Федор Иванович Тютчев проводит более двадцати лет. Основное время он жил в Мюнхене, а потом был отправлен в Италию. Именно в Германии он встретился со многими философами, которые существенно повлияли на смысл его произведений. Спустя долгий промежуток времени он вернулся на родину и продолжил создавать творения, которыми восхищаются многие до настоящего времени.

Фёдор Иванович Тютчев

На небе месяц — и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день,-

Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной…

Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям, скрытым от человека.

Зимой 1859 г. было создано стихотворение, посвященное позднему декабрьскому рассвету. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и зарождающегося дня, атрибутами которого выступают солнечные лучи. Герой произведения сосредоточен на противоборстве — теме, знаковой для тютчевского творчества. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только характеризовать персонажи, но наделять их мыслями. Тьма «царит», «сияет торжеством», не осознавая близость своего конца. День «встрепенулся», и первые лучи «лениво» и «несмело» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» рассвета не способно изменить общую картину, которая «всецело» организована темнотой.

В финальном катрене лирический субъект прогнозирует ближайшие события, на что указывает смена настоящего времени будущим. Моментальное исчезновение ночной тени изображается глаголом «испарится». В концовке стихотворения возникает торжествующий образ дневного мира в его ярких многоликих проявлениях.

«Декабрьское утро» обрамляется антитезой «ночная» — «дневной». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции законченность и логичность. Прием на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творения. Последний декларирует предопределенность природных явлений, которые подчинены непреложным законам природы.

В раннем произведении «Утро в горах», сходным по тематике с анализируемым текстом, также появляются образы-олицетворения: «лазурь небесная», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление удостаивается пышного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.

В позднем творчестве Тютчева динамический образ рассвета обогащается символическим смыслом. Поэт связывает картины восхода солнца с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Солнечные лучи метафорически уподобляются «благовесту всемирному», возвещающему о победе.

На небе месяц — и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день, —

Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной…

Анализ стихотворения «Декабрьское утро»

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Природа в пейзажной лирике Федора Ивановича Тютчева отличается самодостаточностью и независимостью от человека. Все в ней подчинено единому, всемирному закону жизни. Поэт видел природу в постоянном движении, непрерывной смене явлений, в переходных состояниях: например, как в произведении «Декабрьское утро». В нем описывается постепенная смена времен суток: от напыщенной темной ночи к новому светлому дню. Тютчев описывает как робко и незаметно лучи солнца приходят на смену тьме, которая не торопится уступать свое место. В конце концов наступает утро и все вокруг лучится девным светом. Основной темой стихотворения «Декабрьское утро» является тема предопределенности и покорности всего живого, неживого и даже такого абстрактного понятия как время суток единым законам природы. Как бы не противилась ночь, но после нее всегда наступит день, свет придет после тьмы, и сон сменится на явь. Перед первоначальным текстом Тютчева на полях имеется пометка «Декабрь. 8 часов утра». По моему мнению, название и само стихотворение отражает поэтические раздумья автора о гармонии и совершенстве систем в окружающем мире, которое видит почти в неуловимом переходном состоянии жизни природы. Условно стихотворение можно разделить на три части: три последовательные части, в которых происходит постепенное появление нового светового дня. В первой строфе перед читателем открывается картина ночи, растворения окружающего мира в сумерках и неясной перспективы наступления ожидаемого утра. В этом четверостишье Тютчев неоднократно использовал прием олицетворения: ночная тень еще не тронулась на небосводе, она все еще царит под звездами, ясно не осознавая, что вот уже новый день встрепенулся и готов занять свое место. В следующей строфе, центральной части, мы видим именно то самое, любимое Тютчевым, переходное состояние природы: постепенное появление первых солнечных лучей на все еще сияющем ночным торжеством небосводе. Поэт называет лучи «ленивыми», «несмелыми», что показывает поэтапность самого процесса становления светового дня. Последнее четверостишье — полное испарение ночи и внезапное, быстрое появление всего сияния, всех особенностей нового утра. Композиционное кольцо замыкается совмещением первой и последней строки, прилагательными «ночная» и «дневной». Антитеза разграничивает такие два понятия как «ночь» и «день», но в то же время придает единство всему стихотворению через подчинение друг другу этих противоположностей.

6535

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Тютчева «Декабрьское утро»

Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям, скрытым от человека.

Зимой 1859 г. было создано стихотворение, посвященное позднему декабрьскому рассвету. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и зарождающегося дня, атрибутами которого выступают солнечные лучи. Герой произведения сосредоточен на противоборстве — теме, знаковой для тютчевского творчества. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только характеризовать персонажи, но наделять их мыслями. Тьма «царит», «сияет торжеством», не осознавая близость своего конца. День «встрепенулся», и первые лучи «лениво» и «несмело» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» рассвета не способно изменить общую картину, которая «всецело» организована темнотой.

В финальном катрене лирический субъект прогнозирует ближайшие события, на что указывает смена настоящего времени будущим. Моментальное исчезновение ночной тени изображается глаголом «испарится». В концовке стихотворения возникает торжествующий образ дневного мира в его ярких многоликих проявлениях.

«Декабрьское утро» обрамляется антитезой «ночная» — «дневной». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции законченность и логичность. Прием на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творения. Последний декларирует предопределенность природных явлений, которые подчинены непреложным законам природы.

В раннем произведении « », сходным по тематике с анализируемым текстом, также появляются образы-олицетворения: «лазурь небесная», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление удостаивается пышного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.

В позднем творчестве Тютчева динамический образ рассвета обогащается символическим смыслом. Поэт связывает картины восхода солнца с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Солнечные лучи метафорически уподобляются «благовесту всемирному», возвещающему о победе.

На небе месяц — и ночная

Еще не тронулася тень,

Царит себе, не сознавая,

Что вот уж встрепенулся день, —

Что хоть лениво и несмело

Луч возникает за лучом,

А небо так еще всецело

Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,

Ночь испарится над землей,

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной…

Другие редакции и варианты

1
  Не двинулась ночная тень —

2
  Высоко в небе месяц светит,

3
  Царит себе — и не заметит,

4
  Что уж родился юный День

9-12
Строфа отсутствует

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 2;

        Изд. СПб., 1886
. С. 234.

КОММЕНТАРИИ:

Автограф (ранняя редакция) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 2.

Список (поздняя редакция) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 80–80 об.

Первая публикация — Гражданин.
1872. № 1 от 3 января. С. 9. Вошло в Изд. СПб., 1886.
С. 234; Изд. 1900.
С. 235.

Печатается по списку.

В автографе перед текстом помета: «Декабрь. 8 часов утра». Стихотворение состоит из двух строф.

В списке представлена поздняя редакция стихотворения. Текст написан карандашом, а затем чернилами. А. А. Николаев полагает, что карандашный автограф был прописан рукой Д. И. Сушковой (1806–1879), урожденной Тютчевой, сестрой поэта (см.: Изд. 1987.
С. 403). Заглавие: «Декабрьское утро», внизу помета: «Ф. Тютчев». Поэтом переработана первая строфа и добавлена третья. По своему содержанию она контрастна первой и второй: ночь-царица вдруг «испаряется», а несмело просыпающийся день предстает «в полном блеске проявлений». И в автографе, и в списке слово «День» выделено прописной буквой. В списке с прописной буквы написаны также слова «Небо» (1-я, 7-я строки), «Землей» (10-я строка).

На небе месяц — и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день, —

Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной…

Что говорит филолог

Стих «Декабрьское утро» написан в три авторских катрена в жанре пейзажной лирики, а его композиция состоит из трех частей:

  1. Торжество ночи.
  2. Первые утренние лучи.
  3. Победа раннего утра.

Стихотворение имеет перекрестную рифмовку (ночная – тень – сознавая – день), где мы видим открытые и закрытые рифмы. Из художественных троп выделим:

  1. Метафоры (небо сияет торжеством, ночь испарится, мир дневной охватит).
  2. Олицетворения (встрепенулся день, тень царит).
  3. Эпитеты (мир дневной).

Также отметим, что метафора «небо ночным сияет торжеством» есть ещё и сравнение (небо – торжество).

Про зиму Тютчев писал гораздо реже, чем про лето, последнему посвящены десятки стихов, в том числе и гармоничное «Летний вечер», написанное в 1828 году 25-летним Федором Ивановичем.

Расклад по строфам

️С первой строфы Тютчев начинает прорисовывать образ раннего декабрьского утра, когда ночь ещё не ушла со сцены и упирается двумя рогами месяца приходу дня.

Этот час более верно отнести к исходу ночи, чем к приходу дня, ведь только зоркий глаз заметит первые искры нового дня, он только-только встрепенулся белыми крылышками зари. Утро ещё лишь открывает глаза, оно лениво и нежится в постели ночи, но его приход неизбежен, пусть торжество ночи и кажется непоколебимым.

В финале стиха автор ускоряет ход событий, перелистывает несколько утренних мгновений и прощается с ночью, которой пришло время до поры испарится.

Ночной сон природы сменяет очередной день, как это извечно заведено в природе, как это создано Богом, как это принимается человеком от рождения. День начинает свой путь с утренней морозной зорьки, перевалит через хребет полдня, проторит тропинку к вечеру и снова сменится ночью для отдыха мироздания.

Особенности пейзажной лирики Фёдора Тютчева

Тематика природы волновала многих литературных деятелей. Она была основной практически у всех писателей. Изысканными и весьма красочными пейзажами природы интересовался Пушкин, природное величие воспевалось великим романтиком Лермонтовым. Каждый художник литературного письма воспринимал и описывал природу по-своему. Особенная чувственность природы как стихии отмечалась и у Федора Ивановича Тютчева.


Великий поэт и прозаик, как и многие другие литературные деятели того времени, считал, что человеческая личность – это нечто, нарушающее природную гармонию, способное нарушить даже самое крепкое начало. Люди слабы как в физическом плане, так и в духовном. Они не способны противостоять всплывающим время от времени страстям и особенным порокам. Такая особенность приводит к различным хаотичным и беспорядочно разбросанным поступкам. Желания людей непостоянны и необъяснимы.

Описанные выше противоречия невозможно встретить в природе. В окружающем мире все подчиняется своеобразному единому закону формирования жизненного пути. Натуральная природа отличается самодостаточностью, она существует безмятежно и с завидным спокойствием. В подтверждение этому Федором Ивановичем Тютчевым написано множество изысканных произведений. В них подчеркивается тишина, гармония, которые передаются простыми словами — трепетность, шёпот, нега.

Тютчев имел великий талант. Он способен был максимально тонко ощущать чувство жизни. Автор практически идеально и безошибочно мог подобрать яркие и запоминающиеся эпитеты, которые способны передать плавный переход от одного состояния к другому: дня к вечеру, лета к осени.

Такие противопоставления способны вызвать в памяти человека особенные воспоминания о нежности, свежести, умиротворении.

Особенная лирика Федора Ивановича Тютчева предлагает читателям множество поэтических зарисовок, которые максимально точно выражают заветную мечту автора. Она заключается в единении человеческой натуры и натуральной природы. Автор старается передать читателю умиленную и таинственную прелесть природы, а также искренние ощущения лирического героя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: