Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка» (Восприятие, истолкование, оценка)
Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Определяющей темой в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» поэт проносит это сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
Находясь под влиянием теории В.Соловьёва о Вечной Женственности, нетленном и божественном начале, Блок создает свой первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме», изданный в 1905 году. Образ Дамы здесь не имел ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание.
Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город». В этот период творчество Блока вышло на новый этап. Перемена в миропонимании поэта привела его к типичной для романтизма теме двоемирия, которую до Блока активно разрабатывал Жуковский. В соответствии с постулатами двоемирия ткань обыденной жизни прозрачна и сквозь нее все равно прорывается иной мир, мир гармонии и красоты.
Образ Прекрасной Дамы в новом периоде творчества претерпевает серьезные изменения: теперь возлюбленная приобретает реальные черты. Этот образ является центральным в стихотворении «Незнакомка».
Речь в произведении идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. Идея произведения – встреча со своей возлюбленной, которая предстаёт перед лирическим героем в новом обличье. С помощью вина он пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Блок достигает высочайшей реалистичности за счёт использования художественных средств: «горячий воздух дик и глух», «окрики пьяные», «весенний и тлетворный дух», «скука загородных дач», «заламывая котелки», «скрипят уключины», «раздается женский визг». Основной прием, который поэт использует при описании дачного общества, — это звукопись. В той же, первой части «Незнакомки», перед лирическим героем впервые предстает Она. Являясь частью того же мещанского мира, она носит и все его приметы. Мы догадываемся, что незнакомка – девушка легкого поведения («ее упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука»). Кроме того, она появляется в ресторане каждый день в определенный час, всегда одна, спокойно чувствуя себя среди нетрезвых мужчин.
Во второй части стихотворения в этом дешевом образе герой внезапно начинает различать черты Прекрасной дамы:
И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.
Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали:
…И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.
Незнакомка как образ несет в себе черты традиционной для Блока Прекрасной Дамы, некоего сказочного существа («древние поверья», «очарованная даль», «дыша духами и туманами») и черты реальной женщины («кольца», «шляпа с перьями», «шелка»).
В статье «О современном состоянии русского символизма» (1910 г.) Блок так писал о созданном им образе: «Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено».
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифма перекрестная, богатая («уключины» – «приученный», «поверьями» – «перьями»), с чередованием мужских и женских клаузул.
В стихотворении сталкиваются элементы высокой и низкой лексики: «стан», «очи», «заламывая котелки» (устаревшее выражение), «кривится», «торчат», «чудовище», «влага». Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: «женский визг» – «детский плач», «очарованный берег» – «очарованная даль».
Излюбленное художественное средство Блока — метафора — используется в стихотворении чаще других выразительных средств: «воздух глух», «заламывая котелки», «кривится диск», «шелками схваченный», «дыша духами и туманами», «близостью закованный», «души излучины», «чудовище». В стихотворении есть и олицетворения: («…правит…тлетворный дух», «ко всему приученный…диск», «веют её шелка», «очи цветут»), сравнения («пьяницы с глазами кроликов»), эпитеты («тлетворный дух», «таинственная влага», «очарованная даль»).
В «Незнакомке» Блок попытался создать невиданный образ женщины, которая принадлежит не только этому миру, но и какому-то другому, потустороннему. И пусть этот персонаж — не врубелевский Демон, но
История создания
Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке». Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.
Бальмонт анализ стихотворения «Лунный свет»
Сонет К. Бальмонта «Лунный свет» был написан автором в 1894 году. В нем автор описывает состояние сна. Сон во все времена имел значение пограничного состояния между жизнью и смертью, и человек находится будто бы между миров. Именно в этом состоянии человек мог познать то, что ему недоступно в период бодрствования, поэтому поэт посвятил сонет именно этому таинственному состоянию.
Лирический герой связывает сон и ночь с полной луной – это словно знак того, что скоро душа и тела отправятся туда, в неизвестное и непознанное, ведь никто не знает, что нам приснится сегодня. Его душа жаждет этих приключений. Метафора, примененная в описании луны «серпом…блистательным и нежным» показывает, насколько автор любит луну и ночь, и восхищается ими. Также он применят для описания луны эпитет «бледное сиянье», показывая её необычный свет в ночи.
Во сне лирический герой путешествует по земле, по лесам, горам, и испытывает потрясающие эмоции – хочется плакать и жадно вдыхать воздух вокруг. Так бывает в минуты радости и восторга. И пусть всё это – лишь в воображении героя, однако от этого всё, что он видит, не лишено привлекательности. при описании автор использует сравнение «словно дух больной» для того, чтобы показать, как влияет на его эмоциональное состояние сон – он будто бы исцеляется, видя прекрасное, снова начинает жить и радуется жизни.
Смотря на луну и любуясь тем, что видит, герой начинает понимать то, чего не понимал в то время, когда не спал, ему становятся понятны какие-то тайны мира – он слушает, как «говорит молчанье».
Созерцание луны дает ему ощущение сказки – он сравнивает себя со «сказочным эльфом»(сравнение), а лунный свет – это сетка из лучей. Глядя на луну, герой находит покой и умиротворение, чувствует легкость и свежесть. Вся суета мира проходит мимо него – его ничто не задевает и не беспокоит. Даже сам мир кажется ему чужим, он ему не принадлежит. Всё пустое, всё проходит мимо. Герой спит. Он счастлив. для описания этого состояния автор использовал сравнения «я – облачко, я – ветерка дыханье».
Кому-то луна приносит мрачные мысли, кто-то боится её, а для лирического героя сонета луна – это символ покоя. Её необыкновенный свет приносит ему чувство радости, восторга. Вероятно, ночь – это его любимое время, потому что ночью его ждет удивительный сон, и это чудесное состояние каждый день готовит ему новые приключения.
Стихотворение написано пятистопным ямбом. В структуре стихотворения два катрена и два трехстишия, как в классическом сонете.
Средства выразительности
Как и всегда, поэт использует в стихотворении яркие выразительные средства, их много и все они работают на художественную идею. Основные – это:
- Эпитеты – “горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег”.
- Метафоры – “дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами”.
- Сравнение – “как я, смирён и оглушён”.
Особенно ярко в этом произведении работают эпитеты: намеренно грубые и некрасивые сравнения используются в первой его части, описывающей действительность, а поэтические и романтические – во второй.
Образ, тема и проблемы
Молодой герой-романтик, который идеален и ищет идеал во всем, верит в «Вечную Женственность», ищет «Прекрасную даму. Таким описан лирический герой. В основу главного образа положены любовные отношения со своей избранницей. В стихотворении читается провидение автора на светлое и счастливое будущее. Но есть и строки сомнения, что его женщина не поймет и не примет его мировоззрения. Так и вышло в будущем. Блок не принимал жену как обычную женщину и она ушла от него к его другу. Все произведение автор говорит образу «Ты», что показывает их близость, но в то же время его поклонение ей. Главной темой стихотворения «Предчувствую тебя» является тема любви, предчувствия любовных позитивных перемен в жизни. Описана тема, актуальность которой будет всегда. Проблема заключается в том, что человек не может полностью наслаждаться счастьем, так как постоянно боится потерять его. Так и в этом произведении радость и любовь омрачается страхом непонимания в будущем. Настроение на протяжении стихотворения часто меняется. Автор верит в светлое и счастливое завтра, предчувствует приятные изменения, но сомнение и беспокойство не дают радоваться во всю силу.
Тематика
Одухотворенные люди чаще страдают. Их мировоззрение сложнее, чем у закоренелых обывателей с их бытовым сознанием. Перед ними стоят не столько внешние, сколько внутренние препятствия: они живут в большей степени мыслью, а не телом. Поэтому основная тема в стихотворении «Незнакомка» — столкновение реальности и мечты. Блок тоже переживал этот конфликт и не мог игнорировать его в творчестве. Напротив, он стремился излить свое ощущение на бумагу и исцелиться.
Для воплощения драматичности внутренней борьбы автор использует приемы противопоставления или антитезы. Светлый романтический идеал противопоставляется суровой действительности. Этот конфликт типичен для романтического направления, в русло которого, как к истокам, возвращался поэт-символист.
«Блок и символизм»(доклад+анализ произведений)
Чтобы лучше понять, как Александр Блок связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии «символизм».
Русский символизм – явление сложное. На разных этапах становления и в творчестве разных поэтов и писателей символизм выявляется по-разному. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции в 1880-х-1890-х годах. Первые шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Все русские символисты были разные. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрения символистов, был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их в дальнейшем так и называли – «соловьевцами». У Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «Вечная женственность», которые в дальнейшем мы встретим в стихотворениях А.Блока. Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти мир, она единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.
В России используется деление символистов на «старших» («декадантов») и «младших» (мистиков – «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младосимволисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие.
Анализ стихотворения Тютчева Фонтан
Тютчев написал свое произведение «Фонтан» в 1839 году. В тот момент это было его самое насыщенное время в плане творчества. Это стихотворение способно погрузить и дать ощутить романтическую энергию. Тютчев ведет рассуждение о судьбе и неизбежности ее между человеком в сравнении с природой.
Смысл стихотворения состоит из раздумий поэта на тему определенности судьбы уготованной для человека. Поэт уверен, что есть особая предначертанность судьбы для каждого человека, которой он не сможет противостоять.
Лирик думает, что существует множество различий между желанием человека постичь все законы вселенной и рамки ее возможностей. Человек стремится наверх к новым познаниям, словно фонтан, который летит будто к небу, но и тут и там существует особая грань, которою пересечь нельзя. По уставу судьбы человек способен лишь вознестись на одну высоту, выталкивая ее на землю, словно струйки фонтана.
Основа произведения заключается в том, что в нем содержится любимый прием поэта-сравнение. Лирик сравнивает мысли человека и струи фонтана. Параллель представляет собой композицию из двух частей, где в первых восьми строфах говорится об экспрессивном и выразительном образе фонтана, а во втором восьмистишие повествуется о загадках мыслей человека.
Яркий колоритный образ прекрасного фонтана поэт создает с помощью различных эпитетов и метафор, а также строф, содержащих сравнения. Тютчев немного неожиданно сопоставляет фонтан и стихию огня, сравнивает его и оживленные облака.
Во второй части стихотворение существует баланс между смертностью людской мысли, которая лучом стремиться попасть в небо, для того чтобы познать таинство Бытия, загадку жизни и смысла существования человека на земле. Восемь строф показывающих внутреннее переживание главного героя, поэтически напитано благодаря применению обращений, восклицаний и вопросов.
Произведение перенасыщено многочисленными эпитетами такими как: «живое облако», «заветная высота», «сияющий фонтан». Также стихотворение содержит немаловажные метафоры в виде: «водомет смертной мысли», «фонтан клубится».
Обычное, присущее для Тютчева чувство общности великого человеческого духа и всего живого, создает высокие лирические образы произведения. Для фонтана не существует чего-либо замершего во времени, вода в фонтане постоянно течет, двигается, выталкивается ввысь с огромной силой. Словно струи фонтана — это мысли людей, которые подвержены непрерывному двигательному процессу, и которые находятся в неустанном поиске правды.
В произведении «Фонтан» художнику удается точно передать ощущение непокорной людской души.
Кратко самое главное, по плану 10 класс, 7 класс
Популярные сегодня пересказы
Краткое содержание повести Захар Беркут Франко По жанровой направленности произведение относится к разряду исторической повести, основная тема которой заключается в изображении силы, единства и сплочения народа в целях обретения собственной свободы и противостояния жизненным трудностям.
Краткое содержание романа Конец вечности Азимова В этом произведении речь идет об выдуманном предприятии, особенностью которого было то, что оно существовало вне времени. Это покажется читателям весьма необычным. Прозвали ее таким громким названием как «вечность».
Укрощение строптивой — краткое содержание пьесы Шекспира Произведение «Укрощение строптивой» вышло в 1593 году. Краткое его изложение вызывает интерес, и желание прочитать его целиком
Когда эта комедия вышла в свет, она сразу привлекла к себе повышенное внимание.
Праздник, который всегда с тобой — краткое содержание романа Хемингуэя Книга американского писателя рассказывает про его ранние годы творчества в Париже. Именно тогда он писал Фиесту.
свою первую книгу, которая принесла популярность, именно тогда Эрнест познакомился со многими творческими
Критика и почитатели Бальмонта
В книге «Портреты современных поэтов» Илья Эренбург писал о Бальмонте, что он величественен, нелеп и трогателен, словно образцовый король, который порождает в сердцах преклонение, возмущение и жалость. Нельзя любить Бальмонта так, как Блока или Ахматову. Ибо Бальмонт — это осенние цветы, что очень яркие, но в яркости своей страшны и неуютны.
Александр Блок о лирики Бальмонта и холодность его как человека. В то же время Блок высоко ценил поэзию Бальмонта как «поэзию солнца».
Константин Бальмонт как представитель «старшего символизма» в России оказал влияние на многих своих современников и поэтов более младшего возраста.
Главная идея
Даже в самом черством, низком и убогом мире можно найти красоту, стоит только поверить в нее. В такой хрупкой женственной натуре герой увидел невероятно сильную личность, которая, невзирая на свои душевные терзания, справляется с переживаниями своими собственным силами, не ища «забвения в вине». Именно это поразило лирического героя до глубины души и заставило задуматься. Благодаря незнакомке, герой предается размышлениям о своей собственной жизни, начинает анализировать свое поведение и признает свои ошибки. Словно прозрев, он понимает, что на долю каждого человека могут выпасть нелегкие испытания, но нужно найти в себе силы справиться с ними. Нельзя опускать руки, нет смысла в бездействии и пьянстве, все зависит только от нас самих. Красота настолько воодушевила рассказчика, что он воспарил духом и забыл про окружающую пошлость. Значит, душе необходимо видеть и ценить прекрасное вокруг себя – вот главная идея «Незнакомки». Не стоит прогибаться под тягостью проблем, только тогда человек сможет обрести гармонию с самим собой, духовную наполненность, силу духа и справиться со всеми испытаниями и горестями, которые уготовила жизнь. И в этом ему поможет прелесть окружающего мира. Именно ее нужно впустить в сердце. Здесь продолжает жизнь важная мысль Достоевского: «Красота спасет мир».
Средства художественной выразительности
В данном произведении Александр Блок сумел изобразить для нас картину, полную видимых образов, звучности и даже осязаемости. Ему помогло большое количество образных средств, таких как: эпитеты, («лакеи сонные», «очи бездонные», «горячий воздух», «траурные перья»), метафор («друг единственный в бокале отражен», «шелками схваченный»), сравнения (глаз пьяниц с «глазами кроликов»), олицетворений («кривится диск»).
Кроме ярких изобразительных картин, в стихотворении присутствуют и примечательные звуковые мотивы. Например, звук -р-, придает чувство тревоги, дрожи, вопля, страха («оклик», «тлетворный», «право», «ресторан», «поручен» и так далее). Далее мы замечаем обилие звуков -а-, -о-, оказывающих впечатление медленного, размеренного повествования. Для передачи резких звуков автор использует звук -и-, а для создания чувства плавности, таинственности — звуки -л, -м, -н.
«Прозрачные, неведомые тени» А.Блок
«Прозрачные, неведомые тени» Александр Блок
Прозрачные, неведомые тени К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь, В объятия лазурных сновидений, Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.
Перед Тобой синеют без границы Моря, поля, и горы, и леса, Перекликаются в свободной выси птицы, Встает туман, алеют небеса.
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты,
Не отличишь его в толпе народной, Не наградишь улыбкою его, Когда вослед взирает, несвободный, Вкусив на миг бессмертья Твоего.
Анализ стихотворения Блока «Прозрачные, неведомые тени»
Цикл стихов о Прекрасной Даме был создан Александром Блоком под воздействием очень сильных чувств к Любови Менделеевой – 16-летней гимназистки, которая буквально свела с ума юного поэта. Сама же девушка весьма равнодушно относилась к своему соседу по загородному имению. И когда Блок попытался с ней объясниться, попросту подняла его на смех. В итоге на протяжении нескольких лет поэт не встречался со своей избранницей, сперва переживая обиду, а после превознося возлюбленную и посвящая ей стихи. Одним из них стало произведение «Прозрачные, неведомые тени», в котором автор не просто восторгается своей Прекрасной Дамой, но и показывает, что он не достоин ее любви.
Воспитанный матерью в лучших христианских традициях, Блок с детства весьма уважительно относился к представительницам слабого пола. Однако после встречи с Любовью Менделеевой и вовсе возвел женщин в ранг некоего божества. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «Прозрачные, неведомые тени», созданном в 1901 году, Блок наделяет Прекрасную Даму способностью летать, отмечая, что перед ней «синеют без границ моря, поля, и горы, и леса». Отчасти это связано с высокомерием Любови Менделеевой, которая действительно всегда смотрела на Блока свысока и чуть-чуть надменно, так как понимала – этот молодой человек стал для нее слишком легкой добычей. Блок воспринимал это как должное и признавал, что его избранница во всех отношениях гораздо лучше, чем он сам. Что же касается ее высокомерия, то к этому поэт относился с почтением и истинно христианским смирением, считая себя ничтожным рабом, который «исполнен вдохновенья, тебе поет. Его не знаешь ты».
Блок любит и ревнует, прекрасно понимая, что юная, хорошо образованная и привлекательная особа наверняка имеет массу поклонников. Именно этим он объясняет равнодушие Любови Менделеевой, ее насмешки и презрение. Но даже этого, по мнению поэта, он не достоин, потому что чувствует себя слишком заурядным и обыкновенным рядом с той, которая обладает блестящим интеллектом, силой воли и, как это неудивительно, совершенно лишена романтизма. «Не наградишь улыбкою его», — отзывается Блок о себе в третьем лице, сожалея о том, что ему нечем покорить сердце своей Прекрасной Дамы. Но при этом поэт счастлив уже тем, что она существует в его жизни, даря радость, смешанную с болью, и при этом не требуя ничего взамен и ничего не обещая тому, кто в нее влюблен.
Анализ стихотворения Тургенева «Мы еще повоюем»
Накопленные наблюдения и мысли, пережитые радости и страдания писатель на склоне лет выразил в цикле стихотворений в прозе. Со свойственным ему лаконизмом Тургенев многое сумел сказать в своих поэтических миниатюрах. Они считаются стихотворениями, хотя и написаны прозой, потому что они лиричны, язык их музыкален, ритмичен. Тургенев назвал этот цикл Senilia (Старческое). Создается он в тягостную пору общественной жизни страны и личной жизни самого писателя – в эпоху наступившей реакции, в период надвигающейся старости, болезни. И все же внутренний свет озаряет многие из его стихотворений в прозе.
Подробнее…
Бесплатная помощь с домашними заданиями
1. Автор и название стихотворения. А.А.Блок- Тихо вечерние тениВ синих ложатся снегах.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.) 2 февраля 1901
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Тема стихотворения: — пейзаж; — общественно-политическая; — любовная/интимная; — философская.
Сюжет: — есть сюжет: образы событий (. каких именно. ); — без сюжета: образы чувств (. ).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: Какую лексику использует — бытовую, повседневную — литературную, книжную — публицистическую — архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения. Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Рифма: аабб — парная; абаб — перекрёстная; абба — кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
6. Поэтическая лексика. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; — определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — паралеллизм; — сравнение; — эпитет — художественное определение.
7
Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам
8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.9. Образ лирического героя, авторское «Я». — сам автор, — рассказ от лица персонажа, — автор играет какую-то роль
Мир в «Незнакомке» Блока
Главный герой исполнен полного отвращения ко всему происходящему вокруг него. Тяготы, переживания и муки одинокого существования он пытается заглушить вином. Рассказчик словно находится в лабиринте пьянства, безысходности и бессмысленного существования, откуда нет выхода.
Здесь все лишено красоты и гармонии. И вдруг, среди этой гремящей бездны, появляется Незнакомка, окутанная таинственной дымкой и ароматом духов. Она остановится воплощением прекрасного и женственного, олицетворением всего того, чего так недостает миру — любви, гармонии и возвышенности.
Незнакомка – это и есть мечта. Она окрасила смрад будней запахом экзотических цветов и неведомых стран. Ее пришествие пробуждает фантазию и музу автора, заставляя его возвыситься над суетой и сутолокой, предаться любви, пусть придуманной, загаданной, эфемерной, но все же чарующей и волнующей его оскорбленные реальностью чувства.
Кабак для русского поэта традиционно выступает символом противоестественной и жестокой действительности. Вспомнить хотя бы Есенина, который вовсе не посвящал пьянству половину своей лирики. Нет, дело в восприятии этого места: грязный, зловонный и порочный мир людей, дурманящих и отравляющих себя, лишь бы не видеть будничного убожества, — вот, что подразумевают поэты под этим образом. Каждый из нас живет в забытье, иначе просто невозможно свыкнуться с мыслью о тщетности и греховной сущности бытия.
Главная тема стихотворения
Весенняя тема в осеннем произведении. Речь идет не о времени года и явлениях природы. Лирический герой, который полностью олицетворяет собой поэта, этот период своей жизни воспринимает как весну, как начало новой судьбоносной вехи. Его сердце исторгает одновременно и «слезы» и «смех». Герой словно задыхается от избытка эмоций. Восклицания, повторения в тексте произведения служат задаче передать это состояние накала эмоций.
В то же время поэт раскрывает философскую тему принятия жизни такой, какова она есть, со всеми ее потерями и приобретениями. Он прямо приветствует их в своей жизни. Собственно, текст произведения в основной своей части представляет собой перечень «удач» и «неудач», которые преподносит поэту жизнь. Три из семи четверостиший начинаются одинаковым словом: «Принимаю тебя, неудача», «Принимаю бессонные споры», «Принимаю пустынные веси!»
Начинается стихотворение с приветствия весны и жизни, заканчивается упоминанием «имени Бога», которое «не разгадано». Поэт верит, что его мечта воплотится, обретет черты, которые видятся ему, то в образе Прекрасной Дамы, Вечной Жены, то в образе весны, которая несет в себе свежий ветер перемен
Герой надеется, что эта весна приблизит его к разгадке чего-то важного, для чего он живет: страдает, радуется, спорит, скитается, ищет
В произведении ясно прослеживается нерв борьбы. Поэт дважды использует образ щита, с которым он вступает в пору битвы с пока еще непознанными и враждебными силами. Однако страха перед ними нет, наоборот, его будоражит предстоящая схватка. Он обещает, что никогда не «бросит щита». Поэт представляет себя в доспехах и хладнокровно измеряет «вражду». Жизнь теряет без борьбы смысл и даже перед лицом гибели лирический герой принимает ее только такой.
Стихотворение написано двадцативосьмилетним Блоком в пору творческой зрелости. Оно перекликается с лермонтовским стихотворением «Благодарность», незаконченная строфа из которого взята эпиграфом. Но не привнес в свое произведение скрытой иронии и сарказма, имеющегося в стихотворении Лермонтова. Напротив «О, весна без конца и без краю…» — радостный и неподдельно искренний манифест жизненных установок Блока, гимн борьбе, любви, ненависти, вражде и в целом жизни, во всех ее проявлениях.