Подвиг товарища нетте. человек и пароход, о котором писал маяковский

Человек и пароход но не нетте. анализ стихотворения маяковского «товарищу нетте, пароходу и человеку»

Школа № 147

“Человек и пароход”

Имя Крузенштерна упоминается в мультфильме «Зима в Простоквашино». Кот Матроскин не знает его, но говорит, что его именем назывался пароход, на котором плавала бабушка Кота.

На самом деле, в мультфильме над Иваном Федоровичем не подшутили, а напротив, отнеслись с уважением. “Человек и пароход” — уважительное обозначение специалиста, преуспевшего в своей деятельности, с соответствующей репутацией, и, как правило, известного лишь в узких кругах.

Впервые эта фраза появилась в названии стихотворения Владимира Маяковского, посвящённого убитому в 1926 году на территории дикой Латвии советскому дипсотруднику Теодору Нетте. Последний героически погиб, защищаясь от налётчиков, и в честь него советское руководство назвало целых три разных судна, но первым из них стал пароход.

Потом это выражение использовалось в повести Эдуарда Успенского «Зима в Простоквашино» в ходе разговора кота Матроскина, почтальона Печкина и пса Шарика.

— Он о красоте думает! А о нас кто подумает? Антон Павлович Чехов? Да? Или Федор Иванович Шаляпин?

Почтальон Печкин спрашивает: — Разрешите поинтересоваться. Кто это такой Антон Павлович Чехов будет?

— Не знаю, — отвечает Матроскин. — Только так пароход назывался, на котором мой дедушка плавал.

— А кто такой Федор Иванович Шаляпин?

— Тоже не знаю. Так другой пароход звали.

— Наверное, один был шахтер прославленный, а второй молотобоец! — решил Печкин. — Или они оба были почтальоны знаменитые.

— Я думаю, они были очень хорошие люди, — сказал Шарик, — раз их именем пароходы назвали.

Правда, в одноимённом мультфильме имя Чехова было заменено на Крузенштерна, а дедушка — на бабушку. Там же под Новый год папа дяди Фёдора, неожиданно постучавшись и войдя в дом в маске Деда Мороза, сказал: «Угадайте, кто я?» . Почтальон Печкин, находясь под впечатлением вышеупомянутого разговора, предположил: «Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн. Человек и пароход!».

Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» был построен в Бремене в 1926 году. В то время он назывался Падуя (Padua). В 1946 году это парусное судно перешло в распоряжение СССР в счет возмещения вреда от фашистской Германии. Его сразу переименовали в «Крузенштерн», и уже именно на нем, видимо, плавала бабушка кота Матроскина. Причем, если судить по маршрутам, в Чили, Южную Америку и Австралию, также в Таллин, по Балтийскому и Черному морям.

С 1995 года по сегодняшний день барк Крузенштерн совершил два кругосветных путешествия (1995-1996, 2005-2006) и одну трансатлантическую экспедицию (2009-2010). В 2013 году «Крузенштерн» принял участие в праздновании 310-летия Балтийского флота в Санкт-Петербурге.

источник

«Передам почту только тому, кого знаю лично!»

Махмасталь, каким-то чудом не потерявший сознание, заявил, что не подпустит к дипломатической почте никого, кроме представителя полпредства СССР в Риге.

Когда сотрудник полпредства появился, курьер отрезал: «Я вас не знаю! Передам почту только тому, кого знаю лично!» Махмасталь истекал кровью, время шло на минуты, но ничего другого не оставалось: на вокзал из дипмиссии срочно пригласили сотрудника, который раньше встречался с Иоганном. Только тогда курьер, убедившись, что почта точно у своих, расслабился и потерял сознание.

В тамбуре вагона нашли трупы нападавших, раненных в перестрелке. Ими оказались бандиты из Литвы, братья Габриловичи. Обоих добил третий участник нападения, сумевший затем скрыться. Власти Латвии настаивали на том, что инцидент носит исключительно криминальный характер. Правда, внятно объяснить, за чем, собственно, охотились Габриловичи и что за человек ими руководил, латвийская полиция так и не смогла.

Антон и Бронислав Габриловичи, единственные точно установленные участники нападения. Фото: Commons.wikimedia.org

В Советском Союзе полагали, что налет может быть операцией эмигрантского подполья. Однако доказательств данной версии найти не удалось. Тем не менее о подвиге советских курьеров много писали в центральной прессе. Иоганн Махмасталь и Теодор Нетте были награждены орденом Красного Знамени. К сожалению, для Теодора Ивановича награда оказалась посмертной.

«Мы идем сквозь револьверный лай»

«Человек и пароход» — сегодня кажется, что это всегда было чем-то смешным. Любители советской мультипликации обязательно вспомнят реплику почтальона Печкина: «Адмирал Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход!» Но эта шутка середины 1980-х скорее свидетельствует о том, что к тому времени в Советском Союзе уже не только рассказывали байки о престарелых вождях, но и довольно грубо тревожили память людей по-настоящему героических.

Теодор Нетте. Фото: Commons.wikimedia.org

Мы идем сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела. Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась. Но в конце хочу — других желаний нету — встретить я хочу мой смертный час так, как встретил смерть товарищ Нетте.

Согласитесь, нет ничего смешно в этих пронзительных и жестких строках Владимира Маяковского.

Свое стихотворение поэт озаглавил «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Владимир Владимирович не был сентиментальной барышней, но почувствовал комок в горле, когда увидел корабль, названный именем человека, которого он знал лично. Человека, до конца исполнившего свой долг перед своей идеей и страной.

Анализ стихотворения Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»

Владимир Маяковский не любил стихов-посвящений, считая, что людей нужно помнить и ценить, ока они живы. Тем не менее, летом 1926 года он все же поступился своими принципами и создал произведение под названием «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».

С дипломатическим курьером Теодором Нетте Маяковский был знаком лично и даже однажды ехал с ним в одном купе, полночи беседуя о политике и литературе. Однако в феврале 1926 года Нетте был застрелен в поезде при попытке ограбления дипломатической почты, и это преступление вызвало широкий резонанс. Каково же было удивление поэта, когда спустя несколько месяцев в Крыму он увидел, как в порту швартуется грузовой пароход «Теодор Нетте», названный в честь погибшего дипломатического курьера.

«Как я рад, что ты живой дымной жизнью труб, канатов и крюков», — пишет Маяковский и мысленно возвращается в прошлое, когда вместе со своим знакомым пил чай в дипломатическом купе поезда, наслаждаясь обществом достаточно образованного молодого человека. Тогда Нетте «напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча». Спать ложились далеко за полночь, и при этом Теодор Нетте всегда держал палец на спусковом крючке, готовый в любой момент открыть огонь при попытке нападения на дипломатическую почту. Однако в ту роковую ночь напали не на него, а на курьеров в соседнем купе. При попытке их защитить Теодор Нетте был убит пулей в голову.

Его трагическая и, вместе с тем, героическая история сразу же стала достоянием общественности и поразила Маяковского, который считал, что этот невысокий парень с интеллигентными дужками-очками мало чем отличается от обычных служащих своего времени. Тем не менее, после этого случая поэту пришлось признать, что « в наших жилах – кровь, а не водица», и ради высоких идеалов многие действительно готовы погибнуть, каким бы пафосным ни казалось это утверждение. И поэту очень приятно, что страна действительно помнит своих героев, называя в их часть пароходы, которым суждено славить подвиги героев.

Финальная часть стихотворения является своеобразным обращением поэта к читателям. Маяковский признается, что у «него других желаний нету», кроме как умереть во имя своей родины так же, как сделал это Теодор Нетте – в расцвете лет и ради великих идеалов. Впрочем, поэту была уготована совсем другая судьба, но в одном он не ошибся: его жизнь прервала пуля, а не старость и болезнь, чего поэт опасался больше всего.

Фразы о дружбе и как их использовать в английской речи Рассказ о подруге на английском языке

Переписка с фипи Как распечатать задания с фипи

Трагедия

13 августа около полудня пароход вернулся из утреннего (первого) рейса в Межапарк. В результате рекламной кампании в газетах и по радио, в ожидании речной прогулки скопилось огромное число людей. Не дожидаясь высадки группы московских пионеров, народ, стоявший на пристани в ожидании посадки, бросился штурмовать судно. В результате, когда была превышена максимальная нагрузка, пароход осел в воду по иллюминаторы и стал раскачиваться. На момент катастрофы на борту находилось 350 человек. Пытаясь спастись, пассажиры начали прыгать с тонущего парохода на причал и в воду. Команда полностью утратила контроль над судном, и его начало медленно сносить течением от берега. Отвесные стены набережной не позволяли прыгнувшим в воду выбраться на берег.

Несмотря на активные спасательные работы и на то, что судно находились всего 5-6 метрах от причала, 147 человек погибли.

«Передам почту только тому, кого знаю лично!»

Махмасталь, каким-то чудом не потерявший сознание, заявил, что не подпустит к дипломатической почте никого, кроме представителя полпредства СССР в Риге.

Когда сотрудник полпредства появился, курьер отрезал: «Я вас не знаю! Передам почту только тому, кого знаю лично!» Махмасталь истекал кровью, время шло на минуты, но ничего другого не оставалось: на вокзал из дипмиссии срочно пригласили сотрудника, который раньше встречался с Иоганном. Только тогда курьер, убедившись, что почта точно у своих, расслабился и потерял сознание.

В тамбуре вагона нашли трупы нападавших, раненных в перестрелке. Ими оказались бандиты из Литвы, братья Габриловичи. Обоих добил третий участник нападения, сумевший затем скрыться. Власти Латвии настаивали на том, что инцидент носит исключительно криминальный характер. Правда, внятно объяснить, за чем, собственно, охотились Габриловичи и что за человек ими руководил, латвийская полиция так и не смогла.

Антон и Бронислав Габриловичи, единственные точно установленные участники нападения. Фото: Commons.wikimedia.org

В Советском Союзе полагали, что налет может быть операцией эмигрантского подполья. Однако доказательств данной версии найти не удалось. Тем не менее о подвиге советских курьеров много писали в центральной прессе. Иоганн Махмасталь и Теодор Нетте были награждены орденом Красного Знамени. К сожалению, для Теодора Ивановича награда оказалась посмертной.

«Товарищу Нетте, пароходу и человеку», анализ стихотворения Маяковского

Сейчас мало пишут лирику, тем более гражданскую лирику. А именно такие произведения способны по-настоящему воодушевить человека, «чтоб подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли». по меткому выражению Владимира Маяковского. Сам поэт создал не один образец гражданской лирики, вызывающей различные чувства: от ненависти до восхищения, от гордости до глубочайшего презрения. Это стало возможным благодаря слиянию лирического чувства и гражданского пафоса.

Образцом подобного творчества можно считать лирическое произведение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926), об анализе которого пойдет речь далее. Случайная встреча с пароходом, названным именем человека, которого Маяковский знал лично, вызывает у поэта размышления не только о подвиге этого человека, но и о героизме вообще, об ответственности за судьбу революционных завоеваний.

Детали встречи запечатлены очень конкретно, что свойственно поэтическому стилю Маяковского. Вот пароход неторопливо «разворачивался и входил» в порт после того, как «от Батума, чай, котлами покипел». вот дымятся его трубы и остается на глади моря пенящийся след.

Само название, ставшее поводом для дальнейших многочисленных подражаний, сразу задает два плана поэтического изображения. Первый — бытовой, обыденный, он связан с воспоминанием о дипломатическом курьере Теодоре Нетте, с которым Маяковский был знаком и даже ехал вместе с ним:

Помнишь, Нетте,- в бытность человеком ты пивал чаи со мною в дипкупе?

Образ самого «товарища Нетте» как будто проступает «в блюдечках-очках спасательных кругов». И до конца неясно, к кому же обращается герой – к пароходу или человеку: «Как я рад, что ты живой!» В феврале 1926 года при защите дипломатической почты в Латвии погиб дипкурьер Наркомата иностранных дел СССР Теодор Нетте, а уже летом Маяковский увидел в Крыму пароход, названный в честь дипломата, и практически сразу написал свое знаменитое стихотворение.

Примечательно, что даже лексика в этой первой части произведения нарочито разговорная, сниженная, ведь разговор идет запросто, поэтому Нетте у поэта «пивал чаи». «глаз кося в печати сургуча, напролет болтал». «смешно потел, стихи уча». Однако для современного читателя может стать настоящим потрясением деталь, которая, возможно, была обычной для советского дипкурьера: «Курок аж палец свел». Такие, казалось бы, простые воспоминания поэта позволяют живо представить себе не только человека, но и героя революции.

Таким образом, первый, бытовой план перерастает во второй – высокий, где-то даже пафосный: ведь речь идет о святых понятиях и для самого поэта, и для героя – перед читателем возникает «коммунизма естество и плоть»

Маяковскому было важно не только создать образ стойкого борца за идеалы светлого будущего, но и сказать читателю важные поэтические слова о самой революции. Такое стремление связать отдельный случай – встречу с «пароходом-человеком» — с борьбой народа за победу коммунизма, показать его в свете широкой революционной перспективы характерно для всей поэзии Маяковского 20-х годов

Любимый Маяковским прием – обращение – в стихотворении не просто ради красного словца: поэт ведет диалог с теми, кого действительно знает. Вот Нетте, каким был «в бытность человеком» и каким знал и помнил его поэт. А вот пароход «Теодор Нетте». который, разворачивается и входит «в порт, горящий, как расплавленное лето». Для Маяковского важна каждая подробность – она становится осязаемой, узнаваемой и яркой. Столь важная для пролетарского поэта мысль о бессмертии словно материализуется, во многом, благодаря двум планам, которые слиты воедино – их невозможно разделить. Будущее для поэта – не пустая мечта: оно начинается сегодня, сейчас. Отвлеченные понятия о героизме, честности и чести в стихотворении буквально «воплощаются», то есть облекаются в плоть: «В наших жилах — кровь, а не водица». Эта мысль о претворении высоких идеалов в реальность наших дней:

Мы идем… чтоб воплотиться В пароходы, в строчки и другие долгие дела.

Конечно, в этом стихотворении звучат слишком пафосные для современного человека идеи, но желание героя «встретить свой смертный час так, как встретил смерть товарищ Нетте» воспринимается вполне современно, так как героизм проявляется порой и в мирное время.

«Товарищу Нетте, пароходу и человеку» В.Маяковский

«Товарищу Нетте, пароходу и человеку» Владимир Маяковский

Анализ стихотворения Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»

Владимир Маяковский не любил стихов-посвящений, считая, что людей нужно помнить и ценить, ока они живы. Тем не менее, летом 1926 года он все же поступился своими принципами и создал произведение под названием «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».

С дипломатическим курьером Теодором Нетте Маяковский был знаком лично и даже однажды ехал с ним в одном купе, полночи беседуя о политике и литературе. Однако в феврале 1926 года Нетте был застрелен в поезде при попытке ограбления дипломатической почты, и это преступление вызвало широкий резонанс. Каково же было удивление поэта, когда спустя несколько месяцев в Крыму он увидел, как в порту швартуется грузовой пароход «Теодор Нетте», названный в честь погибшего дипломатического курьера.

«Как я рад, что ты живой дымной жизнью труб, канатов и крюков», — пишет Маяковский и мысленно возвращается в прошлое, когда вместе со своим знакомым пил чай в дипломатическом купе поезда, наслаждаясь обществом достаточно образованного молодого человека. Тогда Нетте «напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча». Спать ложились далеко за полночь, и при этом Теодор Нетте всегда держал палец на спусковом крючке, готовый в любой момент открыть огонь при попытке нападения на дипломатическую почту. Однако в ту роковую ночь напали не на него, а на курьеров в соседнем купе. При попытке их защитить Теодор Нетте был убит пулей в голову.

Его трагическая и, вместе с тем, героическая история сразу же стала достоянием общественности и поразила Маяковского, который считал, что этот невысокий парень с интеллигентными дужками-очками мало чем отличается от обычных служащих своего времени. Тем не менее, после этого случая поэту пришлось признать, что « в наших жилах – кровь, а не водица», и ради высоких идеалов многие действительно готовы погибнуть, каким бы пафосным ни казалось это утверждение. И поэту очень приятно, что страна действительно помнит своих героев, называя в их часть пароходы, которым суждено славить подвиги героев.

Финальная часть стихотворения является своеобразным обращением поэта к читателям. Маяковский признается, что у «него других желаний нету», кроме как умереть во имя своей родины так же, как сделал это Теодор Нетте – в расцвете лет и ради великих идеалов. Впрочем, поэту была уготована совсем другая судьба, но в одном он не ошибся: его жизнь прервала пуля, а не старость и болезнь, чего поэт опасался больше всего.

Анализ стихотворения В.Маяковского

Стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» написано в 1926 году. Оно является примером гражданской лирики. Лирическое чувство и гражданский пафос в нем нераздельны. Конкретный случай – встреча с пароходом, носящим имя героически погибшего чекиста, которого лично знал Маяковский, — побуждает поэта к размышлениям о подвиге и героизме, об ответственности человека за судьбы революции. Со свойственной поэтическому стилю Маяковского конкретностью запечатлены детали этой неожиданной встречи: как неторопливо пароход «разворачивался и выходил» в порт после дальнего, нелегкого перехода – «От Батума, чай, котлами покипел»; дымящиеся его трубы, остающийся на глади залива долгий пенящийся след. Лирические воспоминания поэта о дружеских встречах с Нетте, позволяющие живо представить героя с его человеческим увлечениями и в то же время почувствовать его беззаветную преданность революции, перерастают в большой разговор о жизни.

Образ Нетте с его внешней медлительностью то как бы проступает сквозь очертания медленно входящего в залив парохода «в блюдечках-очках спасательных кругов»; то создается в прямых зарисовках картин сохранившейся в память совместной поездки – «Помнишь, Нетте, — в бытность человеком ты пивал чаи со мною в дип-купе?». Случайный, казалось бы, повод – встречу с «пароходом-человеком» поэт использует не только для того. Чтобы несколькими штрихами возродить, вернуть путь к жизни образ замечательного человека, стойкого бойца революции, но и оказать весомые поэтические слова о самой революционной эпохе.

Стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» строится по той же схеме, что и многие другие стихотворение, например, «Сергею Есенину». Сначала возникает впечатляющая картина встречи с человеком, который спал пароходом; следующий за этим разговор с человеком и пароходом одновременно, не снижая образа героя, сообщает ему подлинную откровенность. «А далее – стих обретает патетическое звучание: речь идет о самом главном для поэта и его читателя, о том, что наполняет их жизнь высоким смыслом. Но и этого мало – в концовке поэтическая мысль предельно концентрируется, выражается с предельной четкостью, когда возможность недомолвок исключается напрочь» (А.С.Карпов).

У такого стиха есть свои достоинства: ясность мысли, напористость интонации, непосредственность обращения к аудитории.

Стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» пронизано мыслью о революции. Настоящее освещено в нем мечтой о коммунистическом будущем, когда весь мир станет «единым человечьим общежитием», — той мечтой, которая зародилась как глубокое народное стремление в прошлом и нашла свое выражение у классиков, например, у Пушкина и польского поэта Мицкевича («Когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся»).

Комиссар

Теодор Нетте родился в Латвии в семье сапожника. В 18 лет примкнул к революционерам, побывал в тюрьме, во время немецкой оккупации Риги в 1917 году занимался пропагандой среди германских солдат. Во время Гражданской войны был комиссаром батальона латышских стрелков, во время недолгого периода советской власти в Латвии являлся членом революционного трибунала. Затем Теодор вернулся в Советскую Россию, участвовал в боях на Южном фронте.

После того как отгремели бои, настало время заняться мирным трудом. Нетте, владевшего немецким языком, приняли на должность дипломатического курьера Народного комиссариата иностранных дел РСФСР.

Впрочем, профессия дипкурьера в 1920-х годах была далеко не самой мирной. Проигравшие войну белогвардейцы, уехав в эмиграцию, вовсе не считали борьбу завершенной. Террористические акты против советских представителей, включая дипломатов, борцы за «святую Русь-матушку» полагали делом вполне допустимым. Активно действовали против РСФСР (а затем и против СССР) представители иностранных разведок. Это не считая банд уголовников, после Первой мировой войны рыскавших по всей взбаламученной Европе в поисках добычи.

Анализ стихотворения Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»

Среди множества стихов, даже среди лирики такого неординарного поэта, каким был В.В.Маяковский, стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» отличается тем, что посвящено сразу двум героям, вынесенным в его заглавие.

Человек — это дипкурьер Наркоминдел РСФСР, трагически погибший от рук бандитов при исполнении служебного долга. А пароход — это судно, названное именем Нетте в увековечивание его гражданского подвига. Поэт лично был знаком Т.И.Нетте, поэтому не мог не посвятить ему свое стихотворение.

Основная идея произведения композиционно разбита на четыре части. В первой поэт описывает свою встречу с пароходом, к которому он относится, как будто к живому воплощению своего умершего друга:

Здравствуй, Нетте! Как я рад, что ты живой дымной жизнью труб, канатов и крюков.

Далее волна воспоминаний уносит поэта в то прошлое, где он вместе в Нетте «пивал чаи в дипкупе» или спорил об общем знакомом — одним из выдающихся лингвистов прошлого века Романе Якобсоне. В третьей части поэт яркой метафорой описывает подвиг своего друга.

А в конце стихотворения В.В.Маяковский говорит о том, что ради той идеи «жить единым человечьим общежитьем» он готов и умереть и сам «так, как встретил смерть товарищ Нетте». Зная подробности гибели поэта, можно сказать, что свое слово он сдержал.

Стихотворение по своей сути очень двойственное: оно и лирическое, и пафосное одновременно. Лирическое оно потому, с какой нежностью и заботой говорит поэт, чтобы передать радость встречи с другом, пусть даже и в виде парохода:

Подойди сюда! Тебе не мелко?

Пафосность стихотворения объясняется его жанровой принадлежностью: это — ярчайший образец гражданской лирики. Каждая фраза — отрывистая, хлесткая, емкая. Говоря современным языком, что ни строфа — то мессидж.

Поэт использует много необычных, ярких эпитетов: «загробный вздор», «расплавленное лето», «след светел и кровав», «револьверный лай». У него очень много олицетворений, что вполне объяснимо, поскольку по ходу произведения идет постоянная перекличка реального человека и парохода: «лунища залегла», «котлами покипел».

Яркая метафора стихотворения — это сравнение спасательных кругов парохода с очками-блюдечками, которые действительно носил Т.И. Нетте. А другое, не менее яркое сравнение — это лунная дорожка после парохода, которая похожа на следы крови, оставленной дипкурьером в вагоне, в котором он погиб.

Аллитерация согласных звуков «с», «р» «л» («смерть», «кровь», «лай», «пароход»), которая как бы режет пространство, и постоянный ассонанс гласных «о» и «а» (например, «надвое порвав») создает особую ритмику стиха. Благодаря этому он похож и на оду, и на торжественную клятву одновременно.

https://youtube.com/watch?v=JGzK4SwpBMQ

Анализ стихотворения Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»

Владимир Маяковский не любил стихов-посвящений, считая, что людей нужно помнить и ценить, ока они живы. Тем не менее, летом 1926 года он все же поступился своими принципами и создал произведение под названием «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».

С дипломатическим курьером Теодором Нетте Маяковский был знаком лично и даже однажды ехал с ним в одном купе, полночи беседуя о политике и литературе. Однако в феврале 1926 года Нетте был застрелен в поезде при попытке ограбления дипломатической почты, и это преступление вызвало широкий резонанс. Каково же было удивление поэта, когда спустя несколько месяцев в Крыму он увидел, как в порту швартуется грузовой пароход «Теодор Нетте», названный в честь погибшего дипломатического курьера.

«Как я рад, что ты живой дымной жизнью труб, канатов и крюков», — пишет Маяковский и мысленно возвращается в прошлое, когда вместе со своим знакомым пил чай в дипломатическом купе поезда, наслаждаясь обществом достаточно образованного молодого человека. Тогда Нетте «напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча». Спать ложились далеко за полночь, и при этом Теодор Нетте всегда держал палец на спусковом крючке, готовый в любой момент открыть огонь при попытке нападения на дипломатическую почту. Однако в ту роковую ночь напали не на него, а на курьеров в соседнем купе. При попытке их защитить Теодор Нетте был убит пулей в голову.

Его трагическая и, вместе с тем, героическая история сразу же стала достоянием общественности и поразила Маяковского, который считал, что этот невысокий парень с интеллигентными дужками-очками мало чем отличается от обычных служащих своего времени. Тем не менее, после этого случая поэту пришлось признать, что « в наших жилах – кровь, а не водица», и ради высоких идеалов многие действительно готовы погибнуть, каким бы пафосным ни казалось это утверждение. И поэту очень приятно, что страна действительно помнит своих героев, называя в их часть пароходы, которым суждено славить подвиги героев.

Финальная часть стихотворения является своеобразным обращением поэта к читателям. Маяковский признается, что у «него других желаний нету», кроме как умереть во имя своей родины так же, как сделал это Теодор Нетте – в расцвете лет и ради великих идеалов. Впрочем, поэту была уготована совсем другая судьба, но в одном он не ошибся: его жизнь прервала пуля, а не старость и болезнь, чего поэт опасался больше всего.

Схватка в купе

В феврале 1926 года Нетте и его коллега Иоганн Махмасталь получили задание доставить в Ригу дипломатическую почту. В поезде, как и положено по инструкции, они вдвоем заняли купе: Нетте на верхней полке, Махмасталь — на нижней. Без происшествий преодолели советскую территорию, пересекли границу… После того как проехали станцию Икскюль, до Риги оставалось менее трех десятков километров.


Советский дипломатический курьер Иоганн Адамович Махмасталь и его жена Прасковья. 1926 год. Фото: РИА Новости

Внезапно в коридоре послышался шум. Махмасталь, выглянув, услышал крик: «Где дипкурьеры?» Неизвестные вооруженные люди вытащили в коридор торгпреда Печерского, которого, видимо, приняли за курьера. Эта ошибка дала Нетте и Махмасталю несколько дополнительных секунд. Они приготовили к бою свое оружие, но заблокировать дверь им не удалось.

Бандиты, наконец поняв, где находится их цель, бросились в купе. Первым выстрелом преступников был тяжело ранен Махмасталь, но Нетте ответным огнем сразил одного из нападавших. Налетчики не останавливались, продолжая стрелять: Махмасталь получил пулю в руку, а Нетте был убит выстрелом в голову.

Но Иоганн, раненый, оставшийся в одиночестве, стреляя с левой руки, поразил второго бандита. На такие потери неизвестные явно не рассчитывали. Они побежали в тамбур.

Многоцелевое судно «Иоганн Махмасталь». Фото: РИА Новости/ Андрей Шапран

Анализ стихотворения Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»

Владимир Маяковский не любил стихов-посвящений, считая, что людей нужно помнить и ценить, ока они живы. Тем не менее, летом 1926 года он все же поступился своими принципами и создал произведение под названием «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».

С дипломатическим курьером Теодором Нетте Маяковский был знаком лично и даже однажды ехал с ним в одном купе, полночи беседуя о политике и литературе. Однако в феврале 1926 года Нетте был застрелен в поезде при попытке ограбления дипломатической почты, и это преступление вызвало широкий резонанс. Каково же было удивление поэта, когда спустя несколько месяцев в Крыму он увидел, как в порту швартуется грузовой пароход «Теодор Нетте», названный в честь погибшего дипломатического курьера.

«Как я рад, что ты живой дымной жизнью труб, канатов и крюков», — пишет Маяковский и мысленно возвращается в прошлое, когда вместе со своим знакомым пил чай в дипломатическом купе поезда, наслаждаясь обществом достаточно образованного молодого человека. Тогда Нетте «напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча». Спать ложились далеко за полночь, и при этом Теодор Нетте всегда держал палец на спусковом крючке, готовый в любой момент открыть огонь при попытке нападения на дипломатическую почту. Однако в ту роковую ночь напали не на него, а на курьеров в соседнем купе. При попытке их защитить Теодор Нетте был убит пулей в голову.

Его трагическая и, вместе с тем, героическая история сразу же стала достоянием общественности и поразила Маяковского, который считал, что этот невысокий парень с интеллигентными дужками-очками мало чем отличается от обычных служащих своего времени. Тем не менее, после этого случая поэту пришлось признать, что « в наших жилах – кровь, а не водица», и ради высоких идеалов многие действительно готовы погибнуть, каким бы пафосным ни казалось это утверждение. И поэту очень приятно, что страна действительно помнит своих героев, называя в их часть пароходы, которым суждено славить подвиги героев.

Финальная часть стихотворения является своеобразным обращением поэта к читателям. Маяковский признается, что у «него других желаний нету», кроме как умереть во имя своей родины так же, как сделал это Теодор Нетте – в расцвете лет и ради великих идеалов. Впрочем, поэту была уготована совсем другая судьба, но в одном он не ошибся: его жизнь прервала пуля, а не старость и болезнь, чего поэт опасался больше всего.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: