Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков
Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху.
- Анализ стихотворения Юность Есенина
Стихотворение Юность относится к ранним есенинским произведениям и как подобает всякому молодому юноше, Есенин активно влюблялся в собственных сверстниц. В частности есть даже довольно точные сведения
- Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова
Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.
- Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай Гумилева
Стихотворение в целом невероятно ироничное, глубокое и пророческое. Автор со здоровым цинизмом описывает и страну, которая утратит культурные богатства копившиеся веками и похожа теперь на оксюморон
- Анализ стихотворения Антоний Брюсова
Стихотворение Брюсова Антоний впервые появилось в печати в апреле 1905 года. В данном стихотворении затрагиваются темы имеющие большое значение для Брюсова.
Описание красоты родной природы, не свойственное творчеству Александра Александровича Блока, все же имело место в ранних произведениях выдающегося русского поэта–символиста. Но даже в этих стихотворениях переплетены мистика, быт, таинственность и недосказанность, которые свойственны творчеству этого гениального литератора.
Упоенный юношеским романтизмом, Блок в свои неполные 18 лет пишет прекрасное, лирическое произведение «Полный месяц встал над лугом…». И эмоции, которые переполняли молодого человека в подмосковном имении деда летом 1898 года, становятся бессмертными строками, посвященными загадочной красоте родной земли. Этот период жизни Александра ознаменован романом с прекрасной Любой – дочерью великого русского ученого Д.И.Менделеева, ставшей впоследствии его женой и музой. И хотя Блок еще сомневается в искренности своих чувств, его тянет к прекрасному. А произведение «Полный месяц встал над лугом…» связывается его почитателями с тайными душевными терзаниями молодого поэта.
Темная летняя ночь предстает перед читателем контрастом между цветущим лугом, освещенным вышедшим из-за туч месяцем, и мраком ночи, который укутал сам луг. Образ, нарисованный автором, пропитан мистическим оттенком, а окружающая природа создает напряжение, которое невозможно разгадать. Ведь ночь – это особая пора, она несет в себе нечто таинственное, вызывая у поэта «непонятную тревогу». Что гнетет Блока, писавшего эти строки. Возможно, он предчувствует скорое расставание с Любовью Менделеевой и продолжительный период жизни, в котором он должен разобраться в своих чувствах к этой замечательной девушке. И именно поэтому Александру так «жутко выйти на дорогу» своей жизни, он боится сделать неправильный выбор.
Мистицизм, ставший основой таинственности и недосказанности в более поздних работах поэта, использован Блоком и в описании смены ночи и дня. Первые лучи Солнца рассеивают не только ночную тьму над полем, но и внутренние страхи и сомнения Александра Александровича, готового, несмотря ни на что, идти жизненной тропой, где «вокруг кипит жизнь». Но память о лунной ночи, жуткой и таинственной, хоть и не лишенной очарования, которая впитала в себе тайны и страхи поэта, навсегда останется в его душе. Раскрыть и понять которые будут стараться не одно поколение почитателей творчества Александра Александровича Блока.
5 класс, 6 класс
Скифы
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!
Вы сотни лет глядели на Восток,
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
Вот — срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Мы помним всё — парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады…
Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах…
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых…
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!
А если нет, — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века — вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Но сами мы — отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..
В последний раз-опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
30 января 1918 года
*****
Анализ стихотворения А. Блока «Ты горишь над высокой горою…»
Стихотворение написано в 1901 году в жанре интимной лирики. Оно навеяно отношениями с Л. Менделеевой и полно символов, которые являются неотъемлемой частью авторского почерка А. А. Блока.
Герои произведения действуют по схеме «ты – я»: автор описывает действия персонажей попеременно. Тема стихотворения – развитие любовных отношений на фоне преодоления препятствий, идея – неизбежность счастливого конца, идеализация объекта страсти.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- метафоры – «мечту обниму», «верный велениям», позволяющие выразить авторскую идею предельно емко, минимальными средствами;
- инверсию – «костер разведешь», способствующую формированию рифмы;
- олицетворения – «веления Рока», «искры станут кружиться» – очеловечивая абстрактные понятия и природное явление, автор доступно выражает свою мысль;
- перифраз – «мечту обниму» – имеется в виду девушка, с которой мечтает воссоединиться лирический герой;
- эпитеты – «огневая игра» – то есть система условных знаков, обеспечивающая иносказательный диалог любящих, «огневые круги» – подобие колес колесницы, позволяющей достичь любимой;
- устаревшие формы слов – «примчуся», «терему», «заслышав», «ввечеру (вечером)»;
- историзм – «терем», он наравне с особыми формами слов является приемом стилизации авторской речи под народный сказ;
- синонимы – «вечерней порою, ввечеру», в том числе контекстуальные – «настигну, обниму», «мрак, дым»;
- лексику высокого стиля – «Рок», «постигать (то есть уяснять смысл, значение чего-либо)», «мрак», «настигну», «упоенье»;
- ряды однородных членов предложения – «примчуся, обниму», «умчусь, настигну»
- антонимы – «примчуся – умчусь», в том числе контекстуальные – «костер – мрак»;
- сравнение – «кружиться снопами»;
- морфемный повтор – «горишь над … горою», создающий необходимый звуковой акцент;
- аллитерацию – «искры станут кружиться».
Ключевые слова стихотворения – «огонь», «горение»: костер, свет становится сигналом для желанной встречи. В рамках произведения лирический герой, уподобляя любимую огню, недоступному светочу и помещая ее на высокую гору, возносит, одухотворяет ее. Эту же цель преследует написание ряда слов, особо выделяемых автором, с заглавных букв – «Ты», «Свой», «Рок»: создается акцент на священности того, что имеет отношение к любимой.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Анализ Стихотворения А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей»
Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей…», написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк.
Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, когда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось её платье.
Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустошения, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рассказать о своей бурной жизни «ещё не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.
Искусство поэзии обладает способностью переплавить личностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отражают всей полноты и глубины чувств («бледное зарево искусства»), но лишь они доносят, передают их «нестройный вихрь», воплощают в звуках опыт трагического мироощущения.
Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.
Строки:
Но есть ответ в моих стихах тревожных,
Их тайный жар тебе поможет жить…
(«О, нет! не расколдуешь сердца ты…», 1913)
— можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст возможность ощутить те же энергии и понять те же истины, что было суждено чувствовать ему. Его стихи при этом— не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; недаром речь идёт о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.
Поделиться
Похожие материалы:
- Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» (адресовано жене) I. Любовь — умиротворенность для души. II. Анализ стихотворения. 1. Композиция стихотворения. 2. Жанр стихотворения. 3. Эпитеты, олицетворения, метафоры. 4 Параллель со стихотворением Пушкина. III….
- Анализ стихотворения А. Блока «О, я хочу безумно жить…» Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская…
- Анализ стихотворения «Россия» А.А. Блока Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание….
- Анализ стихотворения Блока «На железной дороге» Стихотворение «На железной дороге» включено в цикл стихов А. Блока «Родина». Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдёт о России. Кто…
- Анализ стихотворения Блока “О доблестях, о подвигах, о славе” (адресовано жене) Это стихотворение было написано в 1908 году. Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой…
- Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания «Страшного мира», когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих…
- Анализ стихотворения Блока А. А. «Осенняя воля» Стихотворение А.А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском аспекте. Лирический герой…
- Анализ стихотворения А.Блока «Вхожу я в темные храмы…» Символист А.А. Блок обессмертил свое имя созданием цикла стихов о «Прекрасной Даме». В них — чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о…
- Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Несмотря на то что первой ласточкой, оказавшейся в печати, был рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», на первое место по полярности уже в…
- Итоговое сочинение: Человек становится человеком только среди людей (2 варианта) Многомудрый Литрекон в пылу авторского рвения подготовил для Вас итоговое сочинение на тему: Согласны ли Вы с фразой Бехера «Человек становится человеком только среди людей»?…
Треки исполнителя
- «Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный…» Денис Семёнов01:41
- «Лениво и тяжко плывут облака…» Денис Семёнов01:04
- «Своими горькими слезами над нами плакала весна…» Денис Семёнов01:52
- «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…» Денис Семёнов01:40
- «Мы встречались с тобой на закате…» Денис Семёнов01:09
- «О, весна без конца и без краю…» Денис Семёнов01:42
- «Прошли года, но ты – всё та же…» Денис Семёнов01:01
- «Она молода и прекрасна была…» Денис Семёнов00:48
- Осенняя воля Денис Семёнов02:01
- «Май жестокий с белыми ночами!…» Денис Семёнов01:04
- «Ты горишь над высокой горою…» Денис Семёнов00:45
- «Дышит утро в окошко твоё…» Денис Семёнов00:43
- Ночная фиалка Денис Семёнов16:32
- «Золотистою долиной ты уходишь…» Денис Семёнов00:47
- «Сегодня ты на тройке звонкой…» Денис Семёнов01:07
Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате…»
Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» было написано А. А. Блоком в 1902 году. История создания его связана с любовью поэта к Л. Менделеевой. Лето 1898 года поэт проводит в родовом имении под Петербургом. Тогда у него завязывается роман с шестнадцатилетней Любой Менделеевой, дочерью его соседей. Однако отношения эти не получили тогда серьезного продолжения: юная барышня не разделяла чувств поэта. В 1902 году Блок написал об этом стихотворение, которое затем показал Любови Дмитриевне.
Стихотворение относится к любовной лирике, стиль его — романтический.
В произведении воплощен традиционный романтический конфликт мечты и реальности. В основе композиции стихотворения принцип антитезы земного и Божественного. Реальная девушка в белом платье противопоставлена утонченной мечте. Это противопоставление сохраняется на протяжении всего стихотворения, сохраняется оно и в финале. И мечта в финале побеждает. Любовная история заканчивается — «все померкло, прошло, отошло», а мечта по-прежнему живет в душе лирического героя, в «вечернем тумане», в чьих-то мыслях «о бледной красе».
Эта антитеза мечты и реальности присутствует в каждой строфе. В первой строфе лирический герой вспоминает о своих встречах с героиней. И любовь здесь могущественно завладевает его душой, подавляя мечту:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
И здесь мы отметим множество символических деталей. Встреча героев происходит «на закате», что является своеобразным художественным предварением, намекая на возможность скорого финала, конца их романа. Они катаются на лодке, и река здесь напоминает читателю о неумолимом ходе времени. И действительно, эти вечерние встречи, любовь, надежда — все в прошлом. Поэт использует в стихотворении глаголы в форме прошедшего времени: «встречались», «любил», «думал», «померкло», «прошло», «отошло». Эта история любви не имеет будущего — именно такое впечатление складывается у читателя.
Третья строфа словно подготавливает грядущее расставание героев:
Приближений, сближений, сгораний — Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Мечта героя здесь одерживает победу над реальной жизнью. Любовные отношения здесь зыбки, иллюзорны, неопределенны: встречи героев происходят в «вечернем тумане», вместо зеркальной глади озера — у берега «рябь и камыш».
В финале герой полностью освободился от завладевших его душой чувств и остался наедине со своей мечтой:
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть — воспоминания о прошлом (первые три строфы). Вторая часть — настоящее время в жизни лирического героя (заключительная строфа).
Стихотворение написано трехстопным дактилем. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («о бледной красе», «лазурная тишь»), метафору, инверсию и ряды однородных членов («Приближений, сближений, сгораний — Не приемлет лазурная тишь»).
Произведение органично вливается в поток лирических устремлений поэта к своей мечте — стихотворений «Вечереющий день, догорая…», «Странных и новых ищу на страницах…», «Вхожу я в темные храмы…».
Здесь искали:
- мы встречались с тобой на закате анализ
- анализ стихотворения мы встречались с тобой на закате
- мы встречались с тобой на закате анализ стихотворения
Анализ стихотворения Александра Блока «Благословляю всё, что было»
Со своей супругой, Любовью Менделеевой, Александр Блок был счастлив всего несколько лет. Ее роман с поэтом Андреем белым стал первым предвестником того, что молодая семья разрушена. Впоследствии у Любови Менделеевой, сумевшей сделать довольно успешную актерскую карьеру, было много воздыхателей, и каждый новый роман причинял сильные страдания Блоку. К 1912 году поэт уже осознал, что с этой женщиной, которую он по-прежнему считал своей музой, его больше ничего не связывает. Именно тогда было написано стихотворение «Благословляю все, что было…», в котором автор искренне благодарит судьбу за свой неудавшийся брак и признается «Я лучшей доли не искал».
Поэт не отрицает, что все еще любит свою супругу и верит в то, что их жизненные пути пересеклись не случайно. Блок понимает, что для него Любовь Менделеева была не просто близким и очень дорогим человеком. Именно ей он обязан своим литературным успехом, потому что чувства, испытываемые к этой женщине, заставили поэта искать утешение в стихах, которые впоследствии и принесли ему славу. И именно Любовь Менделеева укрепила в нем веру в свое предназначение – быть поэтом.
Конечно, расплачиваться за мимолетное счастье Блоку пришлось страданиями, которые очень часто являются верным спутником любви. Но именно в них родилась истина и понимание того, что жизнь не может всегда быть гладкой и безмятежной. Более того, Блок осознал, что неурядицы в семейной жизни – это одно из испытаний, которые уготованы ему судьбой. Поэтому поэт решил во что бы то ни стало сохранить этот брак отметив: «Прости меня. Нам быть – вдвоем». И сдержал свое слово, так как еще много лет делил кров с Любовью Менделеевой, хотя у его супруги давно уже была своя жизнь. Это была довольно странная пара, которая сходилась для того, чтобы вновь разойтись. Любовь Менделеева постоянно гастролировала, поэтому вопросами семейного быта занимался Блок. Даже когда после смерти отчима он вынужден был перевезти в свой дом мать, ничего не изменилось. За исключением лишь того, что Любовь Менделеева стала бывать в семейном гнездышке еще реже.
Но и этого для Блока было вполне достаточно, потому что по одному взгляду, брошенному на жену, он мог понять, что творится у нее в душе, и верил – она все ее любит его. «Все то, чего не скажешь словом, узнал я в облике твоем», — отмечает поэт. И при этом подчеркивает, что, невзирая на жизненные трудности, он продолжает выбранный путь, никого не осуждая, и никому не навязывая свое общество.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Видение»
- Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Всё отнял у меня казнящий бог»
- Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Всесилен я и вместе слаб»
- Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «День вечереет, ночь близка»
- Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Душа моя — Элизиум теней»
Благословляю всё, что было, Я лучшей доли не искал. О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!
Пускай и счастие и муки Свой горький положили след, Но в страстной буре, в долгой скуке — Я не утратил прежний свет.
И ты, кого терзал я новым, Прости меня. Нам быть — вдвоем. Всё то, чего не скажешь словом, Узнал я в облике твоем.
Глядят внимательные очи, И сердце бьет, волнуясь, в грудь, В холодном мраке снежной ночи Свой верный продолжая путь.
Благословляю все, что было,Я лучшей доли не искал. О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!
Пускай и счастие и муки Свой горький положили след,Но в страстной буре, в долгой скукеЯ не утратил прежний свет.
И ты, кого терзал я новым, Прости меня. Нам быть — вдвоем. Все то, чего не скажешь словом, Узнал я в облике твоем.
Глядят внимательные очи, И сердце бьет, волнуясь, в грудь, В холодном мраке снежной ночи Свой верный продолжая путь.
Комментариев: 34
34. алтыш | 12 ноября 2015 — 16:42
красиво,но в то же время легко
33. Вячеслав | 19 декабря 2014 — 17:30
СТИХ — это одна строчка!
Хочу сказать что этот стих очень меня тронул. Любовь прекрасное чувстсво. Я люблю тебя Рустам
31. петя | 22 марта 2013 — 06:59
30. Саша | 2 октября 2012 — 17:22
Всё гениальное просто!
29. загадка:) | 15 апреля 2012 — 15:55
мне мальчик это стихотворение посветил:)так мило
28. Виктория | 4 апреля 2012 — 13:54
Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля»
Произведение, созданное летом 1905 г., предвосхищает появление оригинальной трактовки патриотической темы, в которой осознание острых жизненных противоречий не может заглушить печальную искреннюю любовь к родному краю.
Возникающий в зачине мотив «каменного пути» вызывает в памяти классическое « » Лермонтовский «эффект» поддерживается запоминающимся ритмическим рисунком, основанным на пятистопной хореической строке. Однако философское содержание двух текстов разнится. Усталая страдающая душа лермонтовского героя жаждет гармонии, достигаемой вечным успокоением. Блоковский субъект речи не мыслит себя без родной земли — погрязшей в нищете, но прекрасной. В идейном отношении к анализируемому стихотворению гораздо ближе другое лермонтовское творение — « », герой которой предпочитает официальному пафосу славословий трепетное, интимное признание в любви к березам, полям, ночным огонькам деревенских изб.
Пейзаж, возникающий в первых строфах «Осенней воли», скуден и дисгармоничен: порывистый влажный ветер веет над косогорами, покрытыми обломками камня, и островками желтой глины. Сумрачная картина порождает мотив смерти. Олицетворенный образ разгулявшейся осени открыл миру «кладбища земли». Единственной яркой доминантой становятся рябиновые ягоды, однако и здесь автор опирается на амбивалентные характеристики оттенков красного, которые могут обозначать тревогу, опасность, душевный диссонанс.
Обобщая впечатления от картины природы, субъект речи прибегает к ключевому понятию «веселье» — бесшабашное бойкое поведение, которое составило основу одной из версий национального характера. Ей соответствует и характеристика лирического «я», беспечного странника, чей неторопливый путь пролегает по нищей земле.
Стремление к безудержному веселью демонстрирует не только отрицательные стороны народного характера. Оно символизирует жажду свободы. Противоречивые желания, в которых вольница сочетается со своеволием, побудили лирического субъекта отправиться в дорогу.
Интересно решение персонифицированного образа русского веселья, напоминающего действия молодой дерзкой крестьянки. Пляска, звон, попытка спрятаться, наконец пестрый рукав в роли визуального ориентира — эти особенности призваны подчеркнуть динамичность образа.
Мотив напрасного существования придает финалу острое трагическое звучание. Завершает стихотворение просьба, адресованная родной земле, которая становится единственной отрадой и мирным приютом для несчастных скитальцев.
На поле Куликовом
— 1 —
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908 года
— 2 —
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мёртвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908 года
— 3 —
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908 года
— 4 —
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
31 июля 1908 года
— 5 —
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
23 декабря 1908 года
*****
Анализ стихотворения А. Блока «Ты горишь над высокой горою…»
Стихотворение написано в 1901 году в жанре интимной лирики. Оно навеяно отношениями с Л. Менделеевой и полно символов, которые являются неотъемлемой частью авторского почерка А. А. Блока.
Герои произведения действуют по схеме «ты – я»: автор описывает действия персонажей попеременно. Тема стихотворения – развитие любовных отношений на фоне преодоления препятствий, идея – неизбежность счастливого конца, идеализация объекта страсти.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- метафоры – «мечту обниму», «верный велениям», позволяющие выразить авторскую идею предельно емко, минимальными средствами;
- инверсию – «костер разведешь», способствующую формированию рифмы;
- олицетворения – «веления Рока», «искры станут кружиться» – очеловечивая абстрактные понятия и природное явление, автор доступно выражает свою мысль;
- перифраз – «мечту обниму» – имеется в виду девушка, с которой мечтает воссоединиться лирический герой;
- эпитеты – «огневая игра» – то есть система условных знаков, обеспечивающая иносказательный диалог любящих, «огневые круги» – подобие колес колесницы, позволяющей достичь любимой;
- устаревшие формы слов – «примчуся», «терему», «заслышав», «ввечеру (вечером)»;
- историзм – «терем», он наравне с особыми формами слов является приемом стилизации авторской речи под народный сказ;
- синонимы – «вечерней порою, ввечеру», в том числе контекстуальные – «настигну, обниму», «мрак, дым»;
- лексику высокого стиля – «Рок», «постигать (то есть уяснять смысл, значение чего-либо)», «мрак», «настигну», «упоенье»;
- ряды однородных членов предложения – «примчуся, обниму», «умчусь, настигну»
- антонимы – «примчуся – умчусь», в том числе контекстуальные – «костер – мрак»;
- сравнение – «кружиться снопами»;
- морфемный повтор – «горишь над … горою», создающий необходимый звуковой акцент;
- аллитерацию – «искры станут кружиться».
Ключевые слова стихотворения – «огонь», «горение»: костер, свет становится сигналом для желанной встречи. В рамках произведения лирический герой, уподобляя любимую огню, недоступному светочу и помещая ее на высокую гору, возносит, одухотворяет ее. Эту же цель преследует написание ряда слов, особо выделяемых автором, с заглавных букв – «Ты», «Свой», «Рок»: создается акцент на священности того, что имеет отношение к любимой.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Композиция и жанр
Стих написан в форме монолога и делится на 2 части: в первой идёт описание встречи поэта с девушкой в белом платье, а во второй Блок рассказывает о том, что чувства прошли, и его сердце снова опустело.
Произведение делится на 4 катрена. В трёх из них поэт предаётся воспоминаниям о встрече с возлюбленной, а в последнем описывает нынешнее свое состояние.
Жанром произведения является любовная лирика, поскольку поэт в стихотворении предаётся воспоминаниям о любви, а в конце разочаровывается, так как чувства угасли. Стихотворный размер — трёхстопный анапест. В произведении Блок использует перекрёстную рифмовку.
О, весна без конца и без краю
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
24 октября 1907 года
*****
Грешить бесстыдно, непробудно
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
26 августа 1914 года
*****