Анализ стихотворения уж верба вся пушистая фета

Анализ стихотворения фета уж верба вся пушистая раскинулась кругом. фет афанасий афанасьевич

Краткий анализ

Стихотворение состоит из трех строф, в каждой по пять строк. Условно работу можно разделить на две части: в первой идет описание природы, во второй делается вывод, что в любом случае весна уже близко.

В первых двух строфах поэт описывает зимний пейзаж. Фет рассказывает, что в оврагах еще лежит снег, дороги покрыты льдом. Солнце едва согревает мир в полдень, а птицы не смеют еще петь и веселиться.

Но в третьей строфе дается надежда на то, что скоро все изменится. Женщина в степи замечает, как пролетают журавли и это значит, что весна уже близко. Поэт сравнивает время года с возрождением, когда природа просыпается и начинает серьезно меняться.

В стихотворении Афанасия Афанасьевича лирический герой отличается меланхоличностью, неторопливостью. Он наблюдает за природными явлениями, размышляя о чем-то своем. Основная мысль стиха — все меняется в жизни, но для наступления перемен нужно время. Не стоит торопить события и нужно набраться терпения.

В работе поэта есть и скрытый смысл. Смена времен года — это непрерывный цикл, который всегда будет существовать и не зависеть от воли человека.

История создания

Время написания стихотворения относится к периоду в жизни Фета, когда он уже успел стать значимой фигурой в кругу литераторов. В 1850-е годы поэт познакомился в великими русскими писателями и поэтами, среди которых были И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и Н.А. Некрасов. В дальнейшем Фет знакомится с редакторами популярных в то время изданий. Позднее именно эти издания будут публиковать работы поэта.

На создание лирического произведения поэта вдохновила природа, красоту которой Фет неустанно воспевал. Он подмечал любые изменения в окружающем мире. А.А. Фету особенно нравилось наблюдать за плавной сменой времён года. Впоследствии рассуждения автора превратились в восхитительное и проникновенное произведение.

Сравнительный анализ стихов Фета и Тютчева

Стихотворение Афанасия Фета «Весенние мысли» пропитано надеждой, предвкушением весны, ожиданием любви. И если в этом стихотворении весна представлена простым, но прекрасным явлением, то «Весна» Федора Тютчева —

Светла, блаженно-равнодушна, Как подобает божествам.

Тютчев создал некий возвышенный образ, перед которым никому не устоять.

Но если искать сходства в этих стихотворениях, то можно увидеть, что и Фет, и Тютчев прославляют весну. Только делают это по-разному.

У Фета весна приносит с собою любовь, тепло и мир. У людей «Восходит» кровь, человек начинает верить в любовь. При этом у Фета весна может причинить невольную боль «бесконечной любовью».

У Тютчева весна бессмертна. Она подчиняется лишь своим законам и правилам. Но, хоть она в некоторой степени равнодушна, весна Тютчева помогает людям:

Приди, струей его эфирной Омой страдальческую грудь.

Эпитеты к стихотворению Фета «Весенние мысли»: к берегам, расторгающим лед; солнце теплое; душистого ландыша; восходящую кровь; душою подкупленной; бесконечна любовь; средь природы разнеженной; холодное солнце. Сравнения: как мир, бесконечна любовь.

Эпитеты к стихотворению Тютчева «Весна»: строгим испытаньям; светла, блаженно-равнодушна; отцветших весен; благоухающие слезы; океан безбрежный; бодрый, самовластный, животворный океан; струей эфирной; страдальческую грудь; жизни божеско-всемирной. Сравнения: свежа, как первая весна; жизнь, как океан. Метафоры: гнетет рука судьбины; томит обман; браздят чело морщины; взор сияет; много облак бродит; весен бытия; вздыхают розы(олиц.); соловей поет(олиц.); жизнь разлита; игра и жертва жизни.

В стихотворении Фета «Весенние мысли» есть вопросительное предложение (последняя строфа стихотворения). Нет ни многоточия, ни восклицательных предложений. Стих плавно льется. В стихотворении много звуков , , .

В стихотворении Тютчева «Весна» есть несколько восклицательных предложений, много точек с запятой, одно многоточие в самом начале второй строфы. «Весна. » Автор дает нам возможность подумать, представить ее. Также есть несколько тире. В стихотворении преобладают твердые согласные , и шипящие , , .

Мария 7. 2011 211122001174

Стихи Фета о животных

К жаворонку

Днем ли, или вечером,
Ранней ли зарей —
Только бы невидимо
Пел ты надо мной.

Надолго заслушаюсь
Звуком с высоты,
Будто эту песенку
Мне поешь не ты.

Кукушка

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.

Сердце! — вот утро — люби же
Всё, чем жило на веку;
Слышится ближе и ближе,
Как золотое, — ку-ку.

Или кто вспомнил утраты,
Вешнюю вспомнил тоску?
И раздается трикраты
Ясно и томно: ку-ку.

Ласточки пропали…

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

Сорвался мой конь со стойла

Сорвался мой конь со стойла,
Полетел, не поскакал…
Хочет воли, ищет пойла,
Хвост и гриву раскидал.

Отпугните, загоните!
Чья головка там видна?
Посмотрите, посмотрите,
Паша смотрит из окна!

Ласточки

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Не ворчи, мой кот-мурлыка…

Не ворчи, мой кот-мурлыка,
В неподвижном полусне:
Без тебя темно и дико
В нашей стороне;

Без тебя всё та же печка,
Те же окна, как вчера,
Те же двери, та же свечка,
И опять хандра…

«Еще весны душистой нега…» анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано знаменитым русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1854 году. Через несколько месяцев после своего создания оно впервые было напечатано в журнале «Современник» вместе с рядом других стихотворений поэта. На момент написания произведения имя А. А. Фета уже было широко известно, поэт сблизился с литературным кружком журнала «Современник», где состояли такие признанные мастера слова, как И. Тургенев и Н. Некрасов.

Несмотря на дружбу Фета с другими поэтами, их влияние

на его поэзию было минимальным: А. А. Фет являлся новатором в области стиха и следовал своему уникальному стилю.

Стихотворения А. А. Фета считаются вершиной русской Пейзажной лирики, к этому литературному направлению принадлежит и произведение «Еще весны душистой нега…». При создании стихотворения поэт обратился к одному из своих любимых лирических жанров: Элегии. Творческие работы такого стиля отличает легкая грусть, которой проникнуты авторские строки.

Меланхолическое, задумчивое настроение стихотворения создает ощущение наблюдения за окружающим миром. В последних строках произведения происходит

душевный подъем лирического героя, заметно его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весны.

Элегия «Еще весны душистой нега…» посвящена Теме природы, как и большинство произведений А. А. Фета. В творчестве поэта любовь к пейзажам тесно переплетается с любовью к родным краям, но при этом в стихотворении нет мотивов гражданской лирики. Центральное место занимает мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворенности природу.

Произведение состоит из трех строф, каждая из которых состоит из пяти строчек. Первые две строфы логически объединяют друг друга, выстраиваются в единую композицию. В них поэт описывает зимний пейзаж с его приметами: «овраги полны снега», «лишь в полдень солнце греет».

Третья же строфа создана при помощи приема противопоставления, в ней появляются нотки весенней природы: «пролетных журавлях», «возрожденья весть».

Сюжет стихотворения представляет собой череду живописных картин, которые сменяют друг друга. Автор словно рисует два пейзажа: на первом из них еще лежит снег, а солнце начинает греть только к полудню. Лирический герой наблюдает зиму, в которой пока нет намека на весенние метаморфозы; но он их предвкушает, на это указывает постоянно повторяющееся слово «еще». Фет понимает, что зима не будет вечной, и весна вот-вот придет.

На втором пейзаже, нарисованном автором, также изображена зима, однако человек — «красавица степная» — уже испытывает ощущение прихода весны, которое витает в воздухе вместе с пролетными журавлями. В короткой зарисовке поэту удается показать взаимоотношения человека и природы, синтез чувств, который знаком каждому, кто наблюдал перемены в окружающем мире.

Строки стихотворения написаны четырехстопным и пятистопным Ямбом, стихотворным размером с ударением на втором слоге в стопе, и объединены сплетенной рифмовкой, имеющей схему ABAAB с чередованием женских и мужских рифм.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» отличает многообразие троп, которые и создают уникальный по красоте пейзаж пробуждающейся природы. Среди них такие средства художественной выразительности, как многочисленные Эпитеты , Метафора , Антитеза , Олицетворения , синтаксический параллелизм с помощью лексического повтора . Последняя стилистическая фигура активно используется автором для того, чтобы подчеркнуть настроение предощущения изменений в природе. Наступление весны не может произойти резко, все перемены являются постепенными, плавными, и поэт рассказывает о них как будто бы миг за мигом.

В то же время отмечается и быстротечность момента, это проявляется в быстрой смене характера стихотворения в заключительной строфе.

Афанасий Афанасьевич Фет является гением пейзажной лирики. Его необычайно красивое и задумчивое стихотворение «Еще весны душистой нега…» наполнено удивительной любовью к природе, имеющей столь много обличий.

Post navigation

2 thoughts on “ Анализ стихотворения «Уж верба вся пушистая» А.А.Фет ”

«Я пришел к тебе с приветом» (1843) Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По местам затрепетало. В стихотворении 4 строфы, первые две — о пробуждении природы, вторые две — о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны в строгом соответствии друг другу, это называется психологическим параллелизмом. 1 четверостишие — о солнце, разбудившем все вокруг, эпитет «горячим» придает солнечному свету живительную силу. Последняя строка «по листам затрепетало» вызывает звуковую и зрительную ассоциации. Вся строфа наполнена энергией света. 2 строфа: Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. Энергия солнечного света разбудила лес, который проснулся «весь», «веткой каждой, каждой птицей встрепенулся». Эти пробуждения передаются через лирического героя, через его чувства, переполненные весенним настроением. Это не пейзажная зарисовка, а впечатления лирического героя. Но в этом стихотворении есть и лирическая героиня, к которой обращена первая строка первой строфы: «Я пришел к тебе с приветом //Рассказать…» 3 строфа. 1 строка продолжает начало стихотворения: «Рассказать, что с той же страстью…» Предыдущие 2 строфы создают атмосферу света, радости, полученной от энергии солнца, переливающуюся в энергию чувства лирического героя: Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова. Картины природы передают состояние счастья лирического героя, его уверенность в своих чувствах: Что душа все так же счастью И тебе служить готова. Последняя строфа добавляет последний штрих к состоянию души, излучающей радость и веселье. Когда душа поет, ум — молчит: Что не знаю сам, что буду Петь-но только песня зреет. Фет — тончайший лирик, он способен уловить и отразить в словах все оттенки настроения, наполнить слова особым смыслом, на который откликается душа. И в этом стихотворении, как и во многих других, мы наблюдаем волшебную силу, которую Фет заключает в слова, подбирая их таким образом, что они создают мелодию — в каждом стихотворении свою. В этом стихотворении — мелодия весны, счастья, радости, солнечного света. Все эти отдельные мелодии сливаются в одну — мелодию юной души, окрыленной любовью.

1. Стихотворение не имеет собственного названия, обозначается по первой строке. Написано Фетом в 1844 году — в год окончания им университета. Первое впечатление, которое производит стихотворение — это радость от приближения весны. 2. Система стихосложения — силлабо-тоническая. Трехстопный ямб. Рифма по принципу чередования — перекресная, в каждой первой и третьей строке каждого катрена — дактилическая, в каждой второй и четвертой — мужская. По объему совпадения звуков — в первой и третьей строке — точная, богатая. В каждой второй и четвертой — неточная, бедная. 3. Стихотворение содержит большое количество глаголов, которые обозначают движение. Таким образом автор пытается передать атмосферу стремительности оживания природы. В стихотворении дважды повторяется слово «Душа». Очевидно автор хотел сказать о том, что движение происходит не только в природе, но и в чувствах и настроениях людей. 4. С точки зрения пространства — в стихотворении описыватеся небольшое поселение, которое своей жизнью тесно переплетается с живой природой — деревьями, птицами… 5. В строке «Народ чему-то рад» в конце находится многоточие. Очевидно автор намекает на грядущие перемены. И не известно, для всех ли они буду радостными. 6. Сам же автор — молодой студент, который весной окончит обучение в университете. Это молодой человек, у которого с приходом весны начинается новая жизнь. Он ждет этих перемен, он ждет прихода любви, страсти, новых чувств («просятся пленительные сны», «какой-то тайной жаждою», «душа распалена»).

Может вот как-то так. -))

Тропы, рифмы, жанр

Композиция развивается последовательно и заканчивается финалом, где показано влияние весны на душу человека и его мечтаний.

Рифмовка перекрестная (пушистая – кругом – душистая – крылом), где нашлось место открытым и закрытым рифмам.

Художественные средства использованы Фетом, чтобы придать строкам выразительности и помочь поэту нарисовать реалистичный образ весны. Отметим из троп:

  1. Эпитеты (верба пушистая, весна душистая, пленительные сны, толпа праздная, тайная жажда).
  2. Олицетворения (весна повеяла крылом, тучки носятся, сны просятся, мечта распалена).
  3. Инверсии (душою каждою, толпою праздною и т д).

Продолжим тему прихода весны в стихотворении «Это утро, эта радость», которое написано много позже, в 1881 году и также показывает весеннее оживление природы.

История создания

Афанасий Фет написал стихотворение в 1854 году, но опубликовано оно было только через несколько месяцев в журнале «Современник». В это время имя поэта уже является известным, он сблизился с Тургеневым и Некрасовым, но именитые авторы не повлияли на творчество Фета.

Фет следовал собственному стилю в творчестве и это делает его работы узнаваемыми. Нега в стихотворении Афанасия Афанасьевича означает упоение и удовольствие от наступления весны. Оно посвящено теме природы и для его написания поэт использовал четырехстопный и пятистопный ямб. Такой размер позволяет передать особое настроение лирического героя.

Анализ стиха «Еще до весны душистой нега…» позволяет понять, что именно хотел рассказать автор. В своей работе он описывает пограничное состояние между зимой и весной. Везде еще царит холод, но какие-то небольшие признаки подсказывают скорое наступление теплой погоды.

Фет описал впечатления лирического героя. Тот наблюдал за изменениями в природе и находил в этом особую красоту.

Главная мысль «Весенней грозы»

Какую идею несет собой творение Федора Ивановича? Автор старается показать, что человек является частью этого мира. Небу, воде, солнцу он приписывает человеческие черты. Жизнь с грозой обновляется, ее смысл озаряется изнутри. Когда были покой и тишина, душа не слышала порыва. Гроза становится символом желания, выхода внутренних сил человеческой души. С грозой существование становится ярким и интенсивным.

Необычностью грозы автор показывает обратную сторону всего бытия. Он учит читателя смотреть на все перипетии и жизненные грозы с положительной стороны. Жизнь, как и явление природы, — бурлящая, искрящаяся, сияющая. Все находится в динамике, гром «резвится и играет», а все живое ему радуется — птицы, дождь, водопад. Туча также смеется, проливая воду. Описание первого дождя выполнено в радостном настроении.

Фет как противоречивая личность в искусстве и жизни

Жизнь русского лирика сопровождалась любовными тайнами, детективными перипетиями, которые однажды он назовёт сюжетами его сложного романа. Дух приключений присутствовал в судьбе писателя до его рождения. Мать Афанасия, будучи в положении, устраивает с возлюбленным побег и покидает законного мужа, который был отцом её ребёнка.

При рождении мальчик получает дворянскую фамилию Шеншин, которая принадлежит любовнику матери

Когда юноше исполняется 14 лет, его постигает роковой удар, отбирают самое важное в жизни — фамилию отчима, а также привилегии дворянства

После таких событий Фет одержим идеей вернуть свою фамилию, которая определяет его как привилегированного человека в обществе. Будучи студентом, он отдал предпочтение философии, поэтому поступил в Московский университет.

В студенческие годы поэт знакомится с такими литераторами как Яков Полонский и Владимир Соловьев. После окончания университета поэт не забывает о призвании отвоевать дворянский титул и отправляется на военную службу.

Любовь всей жизни Мария Лазич настигла лирика на службе, вопреки безудержной страсти, возлюбленная не получает предложение. Афанасий не представлял свою жизнь с человеком, у которого нет материального достатка, и прекратил отношения с Марией.

Следующим роковым ударом была смерть возлюбленной. После этого Афанасий до конца жизни не смог успокоить то море боли и утраты, которое бурлило в его сердце.

Поэт боготворил образ любимой, она была его музой. Когда автор вспоминал о её смерти, горькие слезы отравляли ему душу. Изучив стихотворения поэта можно проследить тему трагической любви.

Фет из тех творческих личностей, кто делал « искусство ради искусства ». Его жизненный путь, где он стремился одержать материальный достаток и женился на непривлекательной, но состоятельной женщине, отличался от творческой жизни.

Лирик призывал оценивать его стихотворения по законам искусства, а не определять, какую социальную ценность они имеют. Главные мотивы творчества Афанасия — воспевание красоты природы и чистой любви. Техника написания творений Фета импрессионисткая. Здесь отсутствует описание картины в целом, автор будто вспоминает отрывки из того мгновения, котрое поразило его.

Лирика поэта полна ассоциативных элементов. Когда поэт выбирает предмет, имеется ввиду не его прямое значение, а какие чувства и эмоции он вызывает. В стихотворениях Фет использовал приём звукописи, поэтому при прочтении текст отличается мелодичностью, легко ложиться на ноты.

Смерть Фета наступила после неудачной попытки самоубийства, он остался в памяти многих как противоречивая личность, интерес к которой остаётся и до сегодняшнего дня.

Основная тема

Продолжить анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» необходимо с определения главной темы. Поэт красочно рисует читателю весеннюю грозу. Гроза выступает как движение, ведущее к переменам и рождению чего-то нового. Федор Иванович параллельно сравнивает природу и мир людей. Весенняя гроза сравнивается с молодостью, начальным этапом формирования человеческой души. Выйдя из детского возраста, юность пытается громко заявить о своем существовании.

Тютчев показывает читателю необычную грозу. Это не грозная и устрашающая стихия, а прекрасное, сильное и торжествующее явление.

Стихи Фета для детей

Ель рукавом мне тропинку завесила…

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Мама! глянь-ка из окошка…

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Учись у них — у дуба, у березы…

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Уж верба вся пушистая…

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Сосны

Средь кленов девственных и плачущих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грез,
И трезвый вид мне их несносен.

В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.

Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, —
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.

Превращения

Давно, в поре ребяческой твоей,
Ты червячком мне пестреньким казалась
И ласково, из-за одних сластей,
Вокруг родной ты ветки увивалась.

И вот теперь ты, куколка моя,
Живой души движения скрываешь
И, красоту застенчиво тая,
Взглянуть на свет украдкой замышляешь.

Постой, постой, порвется пелена,
На божий свет с улыбкою проглянешь,
И, весела и днем упоена,
Ты яркою нам бабочкой предстанешь.

Верба, как символ весны

Для прорисовки яркого образа весны Фет выбрал вербу, которая своими пушистыми «котиками» у многих символизируется с приходом весенней поры.

Её аромат автор называет душистым, он, подобно опахалу, накрывает все вокруг, и никто не может пропустить весну, никто не проходит мимо цветения вербы.

️Над вербами носятся тучки, они тоже долго спали, нося в себе ледяные снежинки, и вот они растаяли, но для серьезного дождя время ещё не пришло и тучки радуются весенней «безработице» и весело прыгают по небосводу.

На этом фоне мы видим радующийся весне народ, который приветствует весну стоя и после короткой паузы возьмется за работу. Не забываем, что стих пишется в 1844 году, тогда люди знали, что колбаса не растет на деревьях, что зимняя сытость будет во многом зависеть от весеннего труда в поле, но перед ним есть короткая пауза для радостной встречи весны.

Финальный катрен переносит нас в душу лирического героя, который и есть помещик (тогда ещё нет, но скоро), поэт и переводчик Фет. В его душе, да и в душе каждого, созревает тайная жажда мечты – духовность и тело желают любить и быть любимым, для чего весна самое подходящее время года.

Основная тема стихотворение – это пробуждение весны и её влияние на мир и человеческую душу, которая хочет цвесть с мартом-апрелем параллельно.

Композиция

Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Фет — человек с двумя жизненными историями

Фет – это консерватор по жизни, который определял счастье как материальное богатство. Он является лириком, который воспел чистую любовь к природе. Мир поэзии для Фета был абстракцией от внешнего мира, проблем, социальных противоречий. Несмотря на то, что симпатизировать как человек он мало кому мог, зато как поэт сумел покорить ни одну человеческую душу своим творением. В то же время неоднократно его творчество поддавалось критике, ведь не всем нравится читать о светлом и прекрасном чувстве.

Некоторые хотели в стихотворениях лицезреть социальные, актуальные злободневные темы, именно этого поэт избегал. В своём мире поэзии он чувствовал уют, чего был лишён в реальной жизни. В стихотворениях Афанасия Фета живёт он сам, и шедевр «Я пришёл к тебе с приветом » тому подтверждение.

Стихи Фета для детей

Ель рукавом мне тропинку завесила…

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Мама! глянь-ка из окошка…

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Учись у них — у дуба, у березы…

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Уж верба вся пушистая…

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Сосны

Средь кленов девственных и плачущих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грез,
И трезвый вид мне их несносен.

В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.

Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, —
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.

Превращения

Давно, в поре ребяческой твоей,
Ты червячком мне пестреньким казалась
И ласково, из-за одних сластей,
Вокруг родной ты ветки увивалась.

И вот теперь ты, куколка моя,
Живой души движения скрываешь
И, красоту застенчиво тая,
Взглянуть на свет украдкой замышляешь.

Постой, постой, порвется пелена,
На божий свет с улыбкою проглянешь,
И, весела и днем упоена,
Ты яркою нам бабочкой предстанешь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: