Деление на части
Поэму «Сын артиллериста» Симонова можно условно разделить на пять частей. Первая посвящена описанию дружбы двух майоров, Деева и Петрова. Оба вместе воевали на гражданской войне с белыми, потом служили в артиллерийском полку. У Петрова был сын Ленька, который стал любимцем Деева, последний во время отлучек своего друга по сути замещал мальчику отца: он учил его езде верхом, проводил с ним время.
Вторая часть включает описание жизни друзей в разлуке: Петров воевал на южном фронте, где геройски погиб, а Деев сражался на севере, где с опозданием узнал о смерти своего друга.
В третьей части повествуется о том, как Ленька, теперь уже взрослый лейтенант Петров, пребывает на службу к майору, который отныне стал его командиром.
Четвертая, кульминационная часть рассказывает о подвиге молодого лейтенанта в горах, когда он в одиночку, как и его прототип, рискуя жизнью, давал координаты местоположения немцев и фактически вызывал огонь на себя. И короткие заключительные строфы описывают сцену встречи майора и Леньки, который чудом остался жив под страшным перекрестным огнем с обеих сторон.
Образы друзей
Особой популярностью пользовалось сочинение Симонова «Сын артиллериста». Стихотворение отличается краткостью и сжатостью повествования, но тем сильнее и выразительнее звучат мотивы фронтовой дружбы, храбрости и мужества простых бойцов в минуту опасности. Поэт был одним из первых, кто поднял тему русского человека на войне. Такими людьми и являются два героя сочинения, майоры Деев и Петров. Произведение «Сын артиллериста», анализ которого должен включать в первую очередь их характеристику, открывается описанием крепкой дружбы.
Автор в очень скупых, но ярких фразах рисует образы этих персонажей. Из небольших строф мы узнаем, что оба воевали, исправно несли воинскую службу, исполняли свой долг. Поэт намеренно избегал использования эффектных эпитетов, так как, видимо, хотел показать, что его герои — самые обычные и простые люди, типичные представители своего поколения. Поэтому созданные им образы стали так близки и понятны обыкновенным читателям, многие из которых сами воевали и могли узнать в этих персонажах себя.
Краткая характеристика биографии
Маленькую поэму «Сын артиллериста» Симонова следует рассматривать в контексте творчества поэта, для которого военная тематика была ведущей. Он родился в 1915 году, какое-то время работал токарем. Однако очень рано у него обнаружился литературный талант, и будущий известный поэт закончил Литературный университет.
Еще в 1930-е годы он начал публиковать свои произведения. Поступил на военную службу, окончив курсы военных корреспондентов. В годы войны автор посещал разные фронты, делая заметки и публикуя статьи обо всем увиденном. Он сотрудничал с газетами «Известия», «Боевое знамя». В годы войны пишет свою знаменитую военную лирику, которая принесла ему всесоюзную славу.
После войны Симонов продолжил свою общественно-литературную деятельность. Автор был редактором журнала «Новый мир» и других периодических изданий. В 1969-1970-е годы публикует свои пьесы, известные произведения, среди них знаменитая трилогия «Живые и мертвые», а также статьи, стихотворения. Кроме того, он занимал видные политические посты. Скончался поэт в 1979 году.
Михаил Лермонтов
В 1831 году из-под пера Лермонтова вышла элегия «Ужасная судьба отца и сына…». Напечатана она была гораздо позже – в 1872 году ее впервые опубликовал историко-литературный журнал «Русский архив». Стихотворение посвящено трагическому событию в жизни поэта – смерти отца, Юрия Петровича. В произведении нашли отражение особенности отношений Лермонтова с ним. Дело в том, что мать Михаила Юрьевича скончалась рано – ей шел двадцать второй год. За воспитание будущего стихотворца взялась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца к мальчику она практически не допускала. О конфликтах между взрослыми Лермонтов в своих ранних художественных произведениях писал не раз. В частности, про их раздоры говорится в пьесе «Menschen und Leidenschaften».
В стихотворении обнаруживается связь не только со смертью Юрия Петровича, но и с оставленным им в январе 1831 года завещанием. В нем он предстает совсем не таким, как в воспоминаниях современников, – любящим супругом, заботливым отцом, против воли разлученным с сыном. Через элегию Лермонтов выражает сильнейшую скорбь, вызванную потерей папы. Кроме того, поэт сожалеет о годах, проведенных вдали от Юрия Петровича. Интересно, что именно отец был одним из первых людей, по достоинству оценивших писательский талант Михаила Юрьевича, усмотревших в нем потенциального гения.
Во второй части стихотворения «Ужасная судьба отца и сына…» появляются рассуждения о толпе и герое, ей противопоставленном, что характерно для романтической традиции в мировой литературе. Здесь обозначается родство Лермонтова с папой не только по крови, но и по духу: «Ты светом осужден. Но что такое свет?». По мнению Михаила Юрьевича, они с отцом стали «жертвою страданий», им пришлось терпеть нападки людей, «то злых, то благосклонных». Среди рассуждений о жестокости толпы находится место и для биографических мотивов. Лирический герой желает вновь испытать отцовскую любовь, размышляет о собственном одиночестве.
Темы, встречающиеся в элегии «Ужасная судьба отца и сына…» проявятся в стихотворении «Эпитафия», датированном 1832 годом. В нем Лермонтов снова говорит о гонениях, страдании, крепкой духовной связи папы и ребенка. Несмотря на то, что с момента кончины Юрия Петровича прошло достаточное количество времени, поэт не меняет мнение, не дает других оценок. Он по-прежнему тоскует по нему, хочет когда-нибудь встретиться.
* * *
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Не мне судить, виновен ты иль нет;
Ты светом осужден. Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И стольких же насмешливых клевет.
Далеко от него, дух ада или рая,
Ты о земле забыл, как был забыт землей;
Ты счастливей меня, перед тобой
Как море жизни – вечность роковая
Неизмеримою открылась глубиной.
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах?
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и прежние мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты?
О, если так, то небо не сравняю
Я с этою землей, где жизнь влачу мою;
Пускай на ней блаженства я не знаю,
По крайней мере, я люблю!
1831
О подвиге героя
Кульминацией эпизода является тот момент, когда Ленька называет для нанесения ударов координаты своего собственного местоположения. Здесь поэт в нескольких коротеньких фразах передает душевное состояние майора, который все-таки продолжал командовать наведением огня и распорядился наносить удары туда, где находился главный герой. Поэтому особенно трогательной получилась сцена, в которой майор в конце концов разыскивает своего воспитанника и находит его живым. Именно таким умением изображать чувства простых людей на войне и прославился Константин Симонов. «Сын артиллериста» — один из наиболее ярких произведений данной тематики.
История написания поэмы
Стихотворение «Сын артиллериста» Симонова было написано в 1941 году вот при каких обстоятельствах. Во время войны он работал и путешествовал по разным боевым местам, публикуя статьи о военных действиях. В конце первого года войны писатель отправился на северный фронт. И здесь он услышал от майора Рыклиса удивительную историю о том, как тот послал на страшную разведку в тыл к немцам сына своего боевого товарища, который едва не погиб под перекрестным огнем. Это был лейтенант Иван Алексеевич Лоскутов, служивший в артиллерийском полку. По заданию командира, он вместе с еще двумя радистами отправился на высоту давать координаты расположения немцев и тем самым корректировать точки ударов по врагу, которые наносили войска его командира. Когда их местоположение было обнаружено, немцы открыли огонь по укрытию. Лоскутов, рискуя своей жизнью и жизнями товарищей, дал координаты своего местонахождения, чтобы Рыклис имел возможность ударить по противнику. Вместе с друзьями он чудом выжил и раненый вернулся в ставку. Эти события произошли на что и нашло отражение в поэме.
Композиция
Стихотворение «Сын артиллериста», краткое содержание которого также должно быть включено в анализ произведения, является целой историей, представляющей собой повествование о жизни нескольких людей. Его хронологические рамки, очевидно, включают несколько десятилетий. Вначале говорится о годах гражданской войны, которая длилась шесть-семь лет, потом автор кратко упоминает межвоенный период, когда друзья проводили время вместе, а майор Деев подружился с Ленькой.
Основная, кульминационная часть посвящена описанию подвига Леньки, который с риском для жизни передавал по радио информацию о расположении немцев. И, наконец, финальная, заключительная часть описывает развязку: главный герой с честью выполнил свой долг, однако за эти несколько часов совершенно поседел от переживаний и волнения.