Александр блок 📜 когда ты загнан

Когда ты загнан и забит блок стих

Александр Блок«Когда ты загнан и забит. »

Когда ты загнан и забитЛюдьми, заботой иль тоскою;Когда под гробовой доскоюВсе, что тебя пленяло, спит;Когда по городской пустыне,Отчаявшийся и больной,Ты возвращаешься домой,И тяжелит ресницы иней,-Тогда – остановись на мигПослушать тишину ночную:Постигнешь слухом жизнь иную,Которой днем ты не постиг;По-новому окинешь взглядомДаль снежных улиц, дым костра,Ночь, тихо ждущую утраНад белым запушенным садом,И небо – книгу между книг;Найдешь в душе опустошеннойВновь образ матери склоненный,И в этот несравненный миг –Узоры на стекле фонарном,Мороз, оледенивший кровь,Твоя холодная любовь –Все вспыхнет в сердце благодарном,Ты все благословишь тогда,Поняв, что жизнь – безмерно боле,Чем quantum satis* Бранда воли,А мир – прекрасен, как всегда.

Метафоры, использованные Блоком

В стихотворении «Когда ты загнан и забит» А.А. Блок использует разнообразные метафоры, чтобы передать трагическую суть советской действительности. Одной из таких метафор является «джунгли заросших кладбищ», которые символизируют отчуждение от жизни и надежды. Персонажи стихотворения находятся в жестоком мире, который уводит их от свободы и приносит только страдания.

Другая метафора, «ожерелье ледяных глыб», описывает холодность и бесчувственность общества, отказывающегося признавать человеческие потребности и желания. Невозможность пересечь этот ледяной барьер приводит к потере любви, свободы и надежды на будущее.

Также Блок использует метафору «заточенный мешок», чтобы описать тесные рамки, в которых проживает человек. Узкий мир и жесткие правила, налагаемые режимом, заставляют персонажей чувствовать себя заточенными и безнадежными.

Заключительная метафора стихотворения — «грудь железная, а сердце оловянное» — выражает разрыв между слабыми надеждами на будущее и прочной мощью диктатуры. Советское государство притворяется, что заботится о своих гражданах, но на самом деле лишь усиливает контроль и насилие.

Таким образом, метафоры, используемые Блоком, помогают читателю понять глубокий трагизм и бессмысленность жизни в советской России.

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

голоса

Рейтинг статьи

Будьте настойчивыми

Настойчивость позволяет преодолеть творческий кризис и начать новое творческое произведение. Дайте себе время и пространство для расслабления и перезарядки, но не забывайте возвращаться к своим идеям и работать над ними постоянно.

Создание нового стихотворения — процесс, который требует времени и усилий. Не бойтесь ошибаться и испытывать различные подходы к написанию. Исследуйте новые стили, темы и техники, и будьте готовы к тому, что не все ваши идеи будут идеальными.

Однако, как и в любой другой сфере жизни, настойчивость является ключом к успеху. Необходимо продолжать писать, даже если на первых этапах процесса это кажется трудным. Не допускайте отсутствия настойчивости и стремитесь достичь своей цели.

И помните, что настойчивость не только помогает вам преодолеть творческий кризис, но и развивает ваше творческое мышление и способности. Чем больше времени и энергии вы вкладываете в процесс написания, тем более эффективными становятся ваши результаты.

Так что будьте настойчивыми, несмотря на все трудности, и в конечном итоге вы сможете преодолеть творческий кризис и написать новое великолепное стихотворение.

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Особенности языка стихотворения «Когда ты загнан и забит»

Строки стихотворения «Когда ты загнан и забит» Блока отличаются выразительностью и метафоричностью, которые достигаются за счет использования необычных комбинаций слов и символов. Например, в первой строфе поэт использовал глагол «топчут», который обычно не применяют в отношении к человеку, чтобы описать жестокое обращение с ним.

Стихотворение состоит из двух стихов, при этом второй стих значительно короче. Это создает эффект замирания дыхания, как будто поэт не смог продолжить свое произведение, потому что тема слишком тяжела.

Большое внимание Блок уделяет синкретизму, когда понятия смешиваются, и появляются ассоциации. Например, в последней строке второго стиха поэт использует слово «жернова», которое обычно ассоциируется с измельчением зерна, чтобы описать бесконечный круговорот судьбы. Кроме того, в стихотворении очень много символики, которую можно интерпретировать по-разному

Например, птицы, лес, луна – все это могут быть символами свободы, уединения, надежды. Однако, конечное толкование будет зависеть от того, какой смысл эти символы для читателя имеют

Кроме того, в стихотворении очень много символики, которую можно интерпретировать по-разному. Например, птицы, лес, луна – все это могут быть символами свободы, уединения, надежды. Однако, конечное толкование будет зависеть от того, какой смысл эти символы для читателя имеют.

Итог: Язык стихотворения «Когда ты загнан и забит» Блока наполнен метафорами и синкретизмом, что создает особый трагический эффект. Символы, используемые поэтом, мультиинтерпретативны, что позволяет каждому читателю найти в произведении свое смысловое приложение.

Найдите вдохновение

Вот несколько способов найти вдохновение:

  1. Исследуйте природу. Погуляйте в парке, посмотрите на красоту цветов, деревьев и неба. Природа великолепно поддерживает нашу творческую энергию и помогает нам почувствовать гармонию с миром.
  2. Послушайте музыку. Музыка может вызывать самые разнообразные эмоции — радость, грусть, волнение. Найдите композиции, которые вас вдохновляют и прослушивайте их, размышляя над теми чувствами, которые они вызывают в вас.
  3. Почитайте книгу. Чтение — это отличный способ погрузиться в другой мир и получить новые идеи. При этом можно выбирать книги разных жанров — романы, фэнтези, философскую литературу.
  4. Посетите выставку или музей. Искусство — это не только картины и скульптуры, но и история, эмоции, мысли художников. Разглядывая произведения искусства, вы можете найти новые идеи и пережить стихийное эстетическое наслаждение.
  5. Разговаривайте с друзьями. Общение с людьми иногда может стать идеальным источником вдохновения. Задумайтесь, что вас вдохновляет в ваших друзьях, и какие истории или разговоры вызывают у вас сильные эмоции. Помогите друзьям почувствовать свое вдохновение и возможно они могут помочь тебе.

Не стесняйтесь экспериментировать и искать свои личные источники вдохновения. Найдите то, что приносит яркие эмоции в вашу жизнь, и используйте их как основу для создания новых стихотворений.

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения

: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега» , «…грустят стога», «идут испуганные тучи» ,метафоры : «Наш путь… пронзил нам грудь» , «стрелой татарской древней воли» , «закат в крови» , «…сердцем вещим» , «Под игом ущербной луны» , «Вольные тучи» . Кроме того, поэт использовалэпитеты : «…Доном темным и зловещим» , «тихие зарницы» , «вековою тоскою» , «…облаком суровым» , «Высоких и мятежных дней» , исравнение : «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой» .

Стихотворение «Опять над полем Куликовым…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Опять над полем Куликовым…» было напи­сано А.А. Блоком в 1908 году. Оно вошло в цикл «Наполе Кули­ковом», проникнутый не только исторической, но и философс­кой проблематикой.

Это произведение мы можем отнести к философской и пат­риотической лирике. Поэт здесь утверждает цикличность раз­вития истории, сопоставляет прошлое, настоящее и будущее. В примечании к прижизненному изданию А. Блок писал: «Ку­ликовская битва принадлежит к символическим событиям рус­ской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Куликово поле становится для поэта символом великой и трагической судьбы России, стоящей перед выбором собственного пути, находящейся на распутье. Однако грядущий путь России «заволакивает мгла», тревожное настроение созда­ют «плеск и трубы лебедей», собравшиеся тучи. И лирический герой здесь передает свое предчувствие грядущих исторических катаклизмов:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

Философскую проблематику обретает и противоборство в душе героя, сердце которого «не может жить покоем», борьба в нем темного и светлого начал. Вообще, «глубокое противоречие меж­ду свободой степей и жестким подчинением стало основным конфликтом в душе русского человека», обреченного «на веч­ный бой». И этот образ грядущего боя становится центральным в этом произведении, что само по себе символично, т. к. стихот­ворение завершает цикл.

Неоднозначен, двойствен в стихотворении (и во всем цикле) и образ России, где четко обозначилось противостояние русско­го народа и интеллигенции. Эти мысли поэта нашли свое отра­жение и в созданных им тогда же произведениях — в драме «Пес­ня судьбы» и в статье «Народ и интеллигенция». И задача русской интеллигенции, по мысли поэта, — преодолеть этот раз­рыв, соединить свой путь с судьбой Родины.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитет («битвы чудной»), анафору (Не слышно грома битвы чуд­ной, Не видно молньи боевой»), сравнение («доспех тяжел, как перед боем»), метафору (не может сердце жить покоем»), ассо­нанс («Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла»).

Таким образом, стихотворение насыщено многогранной символикой, проникнуто глубочайшими философскими раз­думьями.

Цикл «На поле Куликовом», состоящий из пяти стихотворений, связанных между собой общей темой, является центральным в цикле стихотворений «Родина» (1907-1916). Он был неоднозначно встречен критиками и современными Блоку поэтами и прозаиками, однако все признали в нем потрясающее отображение действительности через связь с историческим прошлым России.

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Революция 1905 года осталась позади, но народ не успокоился, предчувствие грядущих волнений витает в воздухе. В период с 1905 по 1917 год Блок переосмысляет исторические события и проводит аналогии между ними и настоящим. Используя образ битвы на Куликовом поле, поэт показывает образ современной ему России, те волнения, которые он предчувствует, и те, что уже прошли. Он переживает за будущее страны и предчувствует вторую волну революции.

Поэт был очень образованным человеком, знал в совершенстве историю своей страны, поэтому часто писал поэмы и стихотворения по историческим мотивам. Его патриотизм глубок и эмоционален, ведь автор любит не иллюзии, а то, что хорошо знает. Поэтому его произведения о войне и революции, о древних народах и их связи с потомками всегда вызывают сильные чувства.

Анализ стихотворения «Когда ты загнан и забит» Блока: трагизм и символика

Строфа трагического стихотворения «Когда ты загнан и забит» Александра Блока представляет собой яркий образ внешней борьбы и внутреннего разрыва. Автор описывает мучительное состояние души героя, который загнан в угол и борется за свою жизнь.

Блок использует глубокую символику, чтобы выразить чувства и мысли персонажа. В стихотворении упоминаются множество образов, таких как «железный кулак», «флаг», «лес», «кошка», «ветер». Каждый образ несет свой смысл и отражает часть внутренней борьбы главного героя. Например, «железный кулак» символизирует жесткую непреклонность того, кто находится в ситуации, когда нужно выстоять и не сдаваться.

Кроме того, стихотворение говорит о безнадежности и невозможности изменить свою судьбу. Это ощущение подчеркивается метафорой леса, который окружает героя и не дает ему понять, как действовать. Однако трагичность также связана с его внутренней борьбой и нерешимостью, что осложняет ситуацию и вынуждает героя действовать неопределенно.

Как найти вдохновение?

1. Путешествуйте и открывайте новые места

Исследование новых мест может стать источником вдохновения, чтобы создать новое стихотворение. Окружающая вас природа и архитектура могут вдохновить вас на описание красивых мест и создание новых образов.

2. Читайте и изучайте поэзию других авторов

Чтение и изучение стихотворений других авторов поможет вам расширить свой кругозор и найти новые стили и подходы к написанию стихов. Изучайте различные эпохи и жанры поэзии — возможно, вы найдете свою уникальную точку зрения и стиль.

3. Занимайтесь регулярными практиками написания

Напишите стихотворение каждый день, даже если у вас нет вдохновения. Это поможет вам разрабатывать свои творческие навыки и создавать лучшие условия для нахождения вдохновения.

4. Погрузитесь в музыку и искусство

Музыка и искусство имеют силу вдохновить нас и вызвать эмоции. Прослушивайте различные мелодии и рассматривайте картины, фотографии и скульптуры. Вы можете найти идеи для стихотворений в различных видах искусства.

5. Проводите время наедине с самим собой

Иногда, чтобы найти вдохновение, необходимо провести время в одиночестве. Прогулки по природе, медитация или просто моменты погружения в свои мысли могут помочь вам обрести новые идеи и образы для вашего стихотворения.

Не бойтесь экспериментировать и искать новые способы нахождения вдохновения. У каждого поэта есть свой собственный путь, но эти советы могут стать отправной точкой в вашем творческом путешествии.

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов. Двухсложные стопы состоят из двух слогов: хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии. Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов: дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий). Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее. Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти. Больше о стопах

Анализ стихотворения Александра Александровича Блока «Когда ты загнан и забит…»

Произведение, написанное в начале 1911 г., было включено автором в третью главу незавершенной поэмы «Возмездие». Эпизод, предшествующий отрывку, передает противоречия душевного состояния сына, только что похоронившего отца — нелюбимого, странного, при жизни казавшегося чужим, злым и циничным. Гонимый скорбью, усталостью и холодом, герой бесцельно бродит по заснеженной Варшаве. Он оказывается во власти черной ночи, и «вечный» снег кажется ему саваном, готовым укрыть слабеющее тело. Путаясь, мысли становятся «почти несвязным бредом», в ушах слышится неясный звон. Измученный и потерянный скиталец прислоняется к решетке городского сада.

Зачин стихотворения моделирует ситуацию, аналогичную описанной выше. Жизненный кризис, затянувший лирического адресата, спровоцирован внешними и внутренними причинами: неудачами, нуждой, болезнью, потерей идеалов. Отчаяние и тоска овладевают героем, тихо бредущим домой по враждебной «городской пустыне».

Призыв субъекта речи будто прерывает поток бесконечных жалоб. Он предлагает лирическому «ты» прислушаться к ночной тишине. В ней скрыт тайный потенциал, способный придать сил, возродить упавших духом к новой жизни.

Приоритет музыкального начала в блоковской поэтике обусловливает тот факт, что процесс «перезагрузки» души начинается с акта вслушивания. За ним следуют многочисленные визуальные образы, перечисление которых фиксирует свершившееся преображение городского пейзажа. Вместо картины агрессивной ночной тьмы возникают изображения снежных улиц, устремленных в даль, спящего «запушённого» сада, морозных узоров на стеклах. Отдельное место в визуальном ряду занимает образ матери, существующий как полузабытое сокровенное воспоминание. Оно ассоциируется с любовью — отравленной противоречиями, но искренней.

Особый интерес представляет яркая метафора «книга между книг», имеющая библейские корни. Иносказательная конструкция указывает на незримое присутствие божественного начала в несовершенном земном мире.

Осознание красоты обыденных деталей влияет на внутреннее состояние лирического «ты». В душе, казавшейся опустошенной, вдруг вспыхивают положительные эмоции: благодарность, тихая радость. Примирившийся герой освобождается от заблуждений крайнего максимализма, для выражения которых поэт обращается к образу бескомпромиссного священника, персонажа Генрика Ибсена. Лирический адресат, преодолевший духовный кризис, открыт вечному и прекрасному миру.

Инструменты для написания стихотворения

Ручка и бумага: Классический способ записи стихотворения, который дает ощущение физического контакта с творческим процессом. Ручка с чернилами или простой карандаш, а также красивая блокнот или лист бумаги могут вдохновить вас и помочь выразить свои мысли.

Компьютер и текстовый редактор: Современные технологии позволяют писать стихотворения на компьютере. Текстовый редактор может быть полезен для внесения правок и изменений в стихотворение, а также для сохранения и организации ваших произведений. Программы для работы с поэзией даже предлагают функции для форматирования стихотворения.

Мобильные приложения: Существует множество мобильных приложений, разработанных специально для написания стихотворений. Они позволяют вам записывать свои идеи в любое время и в любом месте, а также предлагают функции для редактирования и оформления текста.

Музыка: Для многих авторов музыка становится вдохновением для создания стихотворений. Прослушивание различных жанров музыки может помочь вам настроиться на нужную волну и найти ритм и мелодию для ваших стихов.

Каждый писатель может выбрать тот инструмент, который больше всего вдохновляет его и помогает оформить его мысли в виде стиха. Главное — быть открытым для экспериментов и находить свой собственный уникальный подход к написанию стихотворений.

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока

— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)

— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.

— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?

— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство. (Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)

(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)

— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)

— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.

— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?

— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?

— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)

— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?

— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость. (Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)

(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)

— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср. – «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)

– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)

— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?

— В чем символика этого образа?

Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».

Почему стихотворение важно?

Стихотворение помогает взглянуть на мир по-другому. Оно может приоткрыть нам двери воображения, открыв взгляд на явления и вещи, которых мы не замечаем в повседневной суете. Благодаря стихам мы можем увидеть прекрасное в обычных моментах и найти вдохновение для своей жизни.

Стихотворение способно связать между собой людей разных национальностей, культур и языков. Оно является универсальным языком, который понятен и ценится во всем мире. Стихи – это мост, который соединяет нас и позволяет выразить свои мысли и чувства без ограничений и преград.

Кроме того, стихотворение играет важную роль в развитии языковых и литературных навыков. Оно позволяет улучшить произношение, расширить словарный запас и развить чувство ритма и рифмы. Чтение и написание стихов способствует развитию творческого мышления и фантазии.

В целом, стихотворение является неотъемлемой частью нашей культуры и наследия. Оно вдохновляет, приносит радость, утешает и позволяет лучше понять себя и окружающий мир. Поэзия способна к страшному и удивительному, именно поэзия делает нас людьми.

Анализ стихотворения Блока На поле куликовом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: