Слайд 18Литература Беленький Г.И. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений:
в двух частях. — М.: Мнемозина, 2010 Источники иллюстрацийПортрет Н.А. Некрасова: http://www.bibliotekar.ru/kKramskoy/9.htmИллюстрация к слайду 4: http://forum.vgd.ru/268/30224/20.htmИллюстрация к слайду 6: http://gallerix.ru/album/200-russian/pic/glrx-170147705Иллюстрация к слайду 7 и 8: http://www.artsait.ru/foto.php?art=b/borismus/img/34Иллюстрация к слайду 9: http://www.artsait.ru/foto.php?art=k/kulikov/img/23 Иллюстрация к слайду 10: http://www.staratel.com/pictures/modern/details.php?image_id=656&mode=search&sessionid=7fa06ba737fc7be9257568beb81ed Иллюстрация к слайду 12: http://tradiciay.ru/poxlebka.html Иллюстрация к слайду 13: http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-682659912 Иллюстрация к слайду 14: http://artcyclopedia.ru/krestyanka_s_kosoj_i_grablyami_(pelageya)_1824g-venecianov_aleksej_gavrilovich.htm Иллюстрация к слайду 17: http://www.staroeradio.ru/audio/17563
«В полном разгаре страда деревенская», анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» написано в 1862 г. и опубликовано в «Современнике» № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки. Её труд не стал легче после отмены крепостного права.
Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование, она играла на фортепиано и обладала прекрасным голосом, была мягкой и доброй. Мать Некрасова много натерпелась от мужа, человека грубого. Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.
Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Её труд бесконечный, тяжёлый и бессмысленный, он сопряжён с болью и неудобствами. Жизнь её лишена смысла.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя её образ к почти божественному.
Основная мысль: стихотворение проникнуто сочувствием к несчастной матери, к её бедному ребёнку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет всё. Но стоит ли смиряться и терпеть?
Стихотворение состоит из 9 строф. Первые 2 строфы – это обращение к женской доле и к самой русской женщине.
Следующие 2 строфы описывают условия тяжёлого женского труда. Они похожи на библейские кары: нестерпимый зной, жалящие насекомые и непосильная работа.
Строфы 5 и 6 усиливают напряжение. Даже порезанная нога — не причина прервать работу. Только плач ребёнка заставляет женщину остановиться.
Строфа 7 – обращение лирического героя к матери. Она как будто забыла о своих материнских обязанностях, так что лирический герой с горечью призывает её качать ребёнка и петь ему о терпении.
Предпоследняя строфа о том, как крестьянка пьёт горький квас с потом и слезами, а последняя — это нежный вопрос к «милой», непрямой призыв к изменению безнадёжной ситуации. Лирический герой сочувствует своему народу.
Тропы и образы
Первая строчка стихотворения – это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре
. Слово страда (тяжёлая сезонная работа) сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание. Стихотворение начинается с того, что страдания – синоним доли русской женщины.
С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты
. Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слёз и пота, да ещё и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком – кислым квасом. В резких и неприятных вкусах – тоже часть её мучения.
Женщина описана с помощью эпитетов: многострадальная
мать, бедная
баба, ноженька голая
. жадно
подносит губы опалённые
. слёзы солёные
.
Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый
. равнина безлесная
. ширь поднебесная
. солнце нещадно
палит, косуля тяжёлая
. жбан, заткнутый грязной
тряпицею.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы приближают речь к песенной: косуля, ноженька, долюшка, косыньки, тряпица, квасок, полосынька
.
В седьмой строфе – кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребёнком в отупении. Это её истинное состояние, сопутствующее вечному терпению (недаром Некрасов срифмовал эти слова)
Двойная тавтология в этой же строфе (терпеливо пой песню о вечном терпении
) привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племя всевыносящее. а мать его многострадальна
(эпитеты)
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дактилем. В семи трёхстишьях две строчки четырёхстопного дактиля чередуются со строчкой трёхстопного.
В двух последних четверостишьях тоже чередуется четырёхстопный и трёхстопный дактиль. Такой разностопный размер приближает стихотворение к народному причитанию. Это ощущение усиливается необычной рифмовкой. Рифмовка в трёхстишьях следующая: А’А’б В’В’б Г’Г’д Е’Е’д Ж’Ж’з И’И’з К’К’з. Два последних четверостишья связаны перекрёстной рифмовкой. Это вывод, которому требуется ритмическая чёткость. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что характерно для народных песен.
Образы в стихотворении
Строки Н.А. Некрасова полны живых образов, которые вызывают чувства и эмоции у читателя. В первых строках уже появляется образ «старухи нахмуренной», которая забыла, что такое расслабление и наслаждение жизнью. Также в стихотворении мы встречаем живые образы молодых людей, которые сидят за столом и «говорят тоненько». Мы представляем себе их образы, их поведение, даже интонацию.
Очень важным образом в стихотворении является образ «деревенской страды», которая олицетворяет тяжелую жизнь и неравенство в обществе
Этот образ повторяется несколько раз, подчеркивая его важность и значимость
Также мы встречаем образы «дороги зеленой» и «мира чудесного», которые являются символами мечты и надежды на лучшее будущее.
Важно отметить, что образы в стихотворении не только передают физические характеристики, но и выражают психологические состояния персонажей. Например, старуха «нахмуренная» передает свою грусть и безрадостность через свой образ
Композиция
Стихотворение тематически разделяется на три части. Первую поэт посвящает описанию женской доли в России. Вторая часть – основная, в ней Некрасов наглядно демонстрирует, почему именно эта доля так тяжела. Работа у неё непосильная, вдобавок её жалят насекомые и нещадно опаливает солнце. Но прерываться всё равно нельзя, потому что страда – пора тяжелая и напряженная, нужно успеть переделать всю работу. Даже порезав ногу, крестьянка не останавливается. Только плачущий ребёнок может заставить её оторваться от косьбы.
Третья часть связана с кратким моментом отдыха. При этом Некрасов показывает безотрадную картину: бедная мать настолько отупела, что неспособна даже спеть песню своему ребёнку. Она плачет, даже не замечая этого, и поэт сострадает ей.
Анализ стихотворения Некрасова Н. А. «В полном разгаре страда деревенская…»
Творчество Николая Алексеевича Некрасова обращено к многострадальному русскому народу. В произведениях русского поэта живут образы простых крестьян. Эти люди, угнетённые и нищие, вызывают сочувствие в душе поэта.
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» стало литературным гимном простой русской женщине. Детство поэта трудно назвать счастливым, ведь ему приходилось видеть страдания собственной матери, тяжело трудившейся и терпевшей жестокий нрав отца. Эти переживания нашли отклик в произведении, объединив её образ с похожими судьбами других матерей, измученных нищетой и беспросветностью крестьянского быта.
Произведение написано в жанре философской лирики. Это яркий пример «народной» поэзии. «Народность» стихотворного стиля Некрасова заключается в использовании «непоэтического» языка, насыщенного просторечиями и разговорными формами. Поэт не только заговорил на языке народа, но и заставил его звучать так благозвучно, что многие его стихи были положены на музыку.
Николай Алексеевич Некрасов написал стихотворение, чередуя трёхстопный и четырёхстопный дактиль, именно эти размеры и ритм придают звучанию напевность, схожесть с горестным причитанием.
Используя метафоры и эпитеты, автор красочно и правдиво описывает страдания русской женщины: «вянешь до времени, многострадальная, бедная, зной нестерпимый, губы опалённые», выражая свою жалость к ней при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: «ноженьки, косыньки, долюшка».
Вся непростая судьба русской женщины прослеживается в этом коротком произведении: её безвременное увядание, непосильный труд, боль и кротость, с которой она переносит тяготы жизни. Не случайно и присутствие плачущего ребёнка, ведь доля крестьянских детей быта почти так же тяжела, как и жизнь их родителей. Что ждало их в будущем? Чаще всего – труд от зари и до темна, бедность, выживание, голод. Терпение, с которым женщина продолжает трудиться, несмотря на чудовищные условия, вызывает у поэта и восхищение, и душевный протест одновременно.
Пой ему песню о вечном терпении,Пой, терпеливая мать!..
Так стоит ли терпеть? Это главный вопрос и идея произведения Некрасова.
Стихотворение заканчивается строками, пронизанными и острой жалостью и горькой иронией:
Вкусны ли, милая, слёзы солёныеС кислым кваском пополам?..
Несмотря на то, что стихотворение было написано и опубликовано уже после отмены крепостного права, оно нашло горячий отклик у читателей, ведь жизнь простого народа была по-прежнему тяжела.
Русский поэт обогатил искусство новыми поэтическими формами, особыми художественными приёмами, благодаря которым его поэтический стиль стал особенно узнаваем. В произведениях Николая Алексеевича Некрасова простой язык приобретает особенную грацию, становится частью искусства.
Свой поэтический талант Некрасов использовал, чтобы показать тяжёлую жизнь русского народа. В этом мы находим значение и роль поэзии Некрасова.
Кубанский казачий хор — «В полном разгаре страда деревенская…»
Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени, Многострадальная мать!
Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.
Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую, Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда — растрепалися косыньки,- Надо ребенка качать!
Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать.
Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они — всё равно!
Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям. Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам.
«В полном разгаре страда деревенская…» Н.Некрасов
«В полном разгаре страда деревенская…» Николай Некрасов
В полном разгаре страда деревенская… Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени, Многострадальная мать!
Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.
Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда — растрепалися косыньки,- Надо ребенка качать!
Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать.
Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они — всё равно!
Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям… Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам.
Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»
Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова. Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна видела мало счастья. Супруг ее нередко жестоко расправлялся с крестьянами, устраивал оргии с крепостными девушками. Доставалось и жене, и многочисленным детям – у Николая Алексеевича было тринадцать сестер и братьев. Увиденные и пережитые в юном возрасте ужасы оказали сильнейшее влияние на все творчество Некрасова. В частности, любовь и сострадание по отношению к матери нашли отражение в многочисленных стихотворениях, посвященных тяжелой доле простой русской женщины. Одно из самых популярных – «В полном разгаре страда деревенская…» (1862).
Действие произведения происходит в летнюю пору – наиболее напряженную для крестьян. Работы было очень много, а рук зачастую не хватало. Главная героиня текста – крестьянка, вынужденная в зной нестерпимый, под лучами палящего солнца трудиться в поле. В самом начале стихотворения дается тезис, который в дальнейшем Некрасов будет доказывать при помощи ярких примеров: Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. В поле женщине досаждает не только невыносимая жара, но и мешают полчища насекомых – жужжащих, жалящих, щекочущих. Поднимая тяжелую косу, крестьянка порезала ногу, но даже унять кровь у нее не хватает времени. Неподалеку заплакал ее маленький ребенок, которого нужно срочно успокоить, укачать. Около люльки остановилась она буквально в минутном замешательстве, вызванном нечеловеческой усталостью. Лирический герой, от лица которого ведется рассказ о несчастной крестьянке, с болью и горькой иронией советует ей спеть ребенку «песню о вечном терпении». Непонятно, что у женщины под ресницами – пот или слезы. Так или иначе – им суждено кануть в жбан с кислым квасом, заткнутый грязной тряпицей.
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» создавалось уже после отмены в Российской империи крепостного права. К реформе этой Некрасов относился резко отрицательно. По его мнению, жизнь простого русского человека-труженика не сильно изменился. Николай Алексеевич считал, что крестьяне выбрались из одной кабалы, чтобы сразу же попасть в другую. В рассматриваемом тексте подобные мысли напрямую не высказываются, но подразумеваются. Героиня произведения – по-видимому, женщина формально свободная, но стал ли от этого легче ее каторжный труд? Для Некрасова отрицательный ответ на вопрос вполне очевиден.
В образе крестьянки сосредоточились черты типичной простой русской бабы, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и есть приготовит, и ребенка воспитает, да порой и не одного, а нескольких. Единственный ее недостаток, согласно мысли Некрасова, — излишне терпеливая, ведь бывают случаи, когда возразить, взбунтоваться просто необходимо
Крайне важно, что крестьянка – не просто хорошая трудолюбивая работница, но и заботливая мать. Образ мамы, бесконечно любящей своего ребенка и дарящей ему всю свою нежность, проходит через все творчество Некрасова
Собственной матери поэт посвятил ряд произведений – «Рыцарь на час », «Последние песни», «Мать», ведь именно она, изображенная страдалицей, жертвой среды грубой и развратной, скрашивала тяжелые часы детства Николая Алексеевича. Неудивительно, что ее черты отразились в значительной части женских образов, выведенных в его лирике.
Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» Н.А. Некрасова
Тема стихотворения: судьба крестьян в России во второй половине XIX века. В стихотворении Некрасов описывает трудности и страдания, которые испытывали крестьяне на родине.
Ключевые моменты:
- Мотив труда и унижения крестьян, которых вынуждают работать за гроши;
- Описание тяжелой жизни крестьянской семьи и их борьбы за выживание;
- Осуждение жестокости помещиков и нереформированности государственной власти, вызывающей бедность и страдания крестьян;
- Изображение картины природы, которая находится в противоречии с жизнью крестьян;
- Сравнение невольничества с крепостным правом и указание на необходимость его отмены.
Строфа: круговая, группы: «ААА», «BBB».
Эмоциональная окраска: стихотворение наполнено сочувствием к крестьянской судьбе и негодованием перед лицом жестокости и несправедливости.
Пример цитат из стихотворения: | Интерпретация смысла: |
---|---|
С лаем встречает торговец,Он глаза заводит в дудку,Ребятишек ему нагнетает,А то как-то жуть привычно. | Строчки рассказывают о том труде, который крестьяне вынуждены выполнять за копейки. Они встречаются с мелким торговцем, который дуется в дудку и поднимает настроение своими шутками. Ребятишки же должны загнать скот на продажу, несмотря на то, что работа в таком возрасте не предназначена для них. |
И сад, и поля, и леса,И полна песнями река,Но на вековые страданьяКак не обращать вниманья? | В этих строках автор представляет картины природы, которая живет своей жизнью и не обращает внимания на трагедии, которые происходят с людьми. Однако автор указывает, что нельзя игнорировать долгие страдания крестьян, потому что они косвенно касаются каждого из нас. |
Как представлена тема женской доли в лирике Некрасова?
Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она все может стерпеть:
— Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки… На шее — нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»
Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос». Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд — все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж — он виноват… А вам терпеть… за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно. » — говорит героиня. В ее словах — и любовь, и чувство долга.
Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, — сила духа, умение пожертвовать собой, воля — это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне спасла живую душу ты.
Доля женская
Петр Трапезников 04.11.2014 15:08:24 Алла, Вы меня не поняли… Я об ошибках молодости говорю, что часто разводы происходят в молодости. И женская тут доля тяжела. В разводах чаще не женщина виновна, а мужчины. А в семьях, где умирает отец, это другая сторона вопроса. Тут вообще страшная картина и не доля,а в таких случаях — это уже горе женщины. Вот статистики что говорят по России по бракам и по разводам… Наблюдения показывают, что в 1950-ом году, на 1000 человек приходилось 12 браков. Затем, это значение постепенно снижалось до 6,2 в 2000-ом году. В последствии количество браков стало расти в связи с вводом закона о материнском капитале. И в 2013-ом году достигло 9,2 браков на 1000 человек. Алла, с одной стороны, это положительная тенденция, но и у этой палки есть второй конец. Давайте взглянем на статистику разводов. Исходя из того, что в 50-ые годы, количество разводов составляло всего 4%, а сейчас это значение равняется 51%, вывод только один — ситуация катастрофическая. Разумеется, были времена и хуже. Например, в 2002-ом году, процент разводов составлял 84%! Успокаивает лишь то, что имеется определенная тенденция к снижению. Это тоже влияние закона о маринском капитале. Но на данный момент, практически каждый второй брак разваливается. А теперь обратимся к возрастным периодам и причинам этих самых разводов
По совместно прожитым годам, статистика разводов такова: 1) До 1 года вР‚» 3,6% 2) 1-2 года вР‚» 16% 3) 3-4 лет вР‚» 18% 4) 5-9 лет вР‚» 28% 5) 10-19 вР‚» 22% 6) От 20 и более вР‚» 12,4% Обратите, Алла, внимание: — Из данных цифр наглядно видно, что наибольшее количество разводов приходится на возраст 18-30 лет. Т.е
молодой возраст. Обратимся к причинам разводов. Инициаторами в бракоразводном процессе становятся женщины, лишь после 50-ти отмечается активность среди мужской половины. Среди самых частых причин распада семей, можно выявить: 1) Психологическая неподготовленность партнёров, несовместимость вР‚» 47% 2) Пьянство, алкоголизм, наркомания вР‚» 31% 3) Мужская неверность вР‚» 15% 4) Бытовая неустроенность вР‚» 3% 5) Прочие причины вР‚» 4% После первого развода, вторично вступают в брак, лишь 27% женщин. Если в 25-30 лет, женщина идёт на развод, то уже через 5 лет, она почувствует, что выбирать ей уже не кого. Уже после 35 лет причиной женского одиночества, становится явная нехватка мужчин из-за высокой смертности. Исходя из того, что в России 589 тысяч заключенных, 2,5 млн. наркоманов, из которых лишь 600 тыс. состоят на медицинском учёте, 12 млн. страдающих алкоголизмом, выбирать женщинам особенно сильно не приходится. Вот, Алла, о чем я в основном имею в виду. О чем и написал в стихах о женской доле. И о слезах счастья, но больше-то наоборот. И если только женщина потом после развода находит себе мужчину, то женщина все сделает, чтобы жить счастливо, т.е. избежать Божьей кары — кнута. Всего доброго Вам!