Анализ стихотворения блока «русь. «веселье на руси» андрей белый андрей белый русь анализ

Анализ стихотворения андрея белого родине (рыдай, буревая стихия)

Краткое содержание стихотворения

Стихотворение начинается с описания того, что страна обуревается огненной бурей. Лирический герой призывает сжигать себя и не жалеть сил. Разруха царит по всей территории России, но даже в самые ее глухие углы доходят крылорукие духи, и они же приносят особые сияющие сны.

Лирический герой призывает людей не плакать. Он предлагает им склонить колени и обратиться к огненному зареву. Именно там будут сливаться серафические пения и поток космических дней. Огонь выжжет все до состояния пустыни. Только слезы отчаяния будут наполнять моря. В это время сойдет Христос и всех спасет.

И в это время в небе будут видны кольца Сатурна и Млечный путь. Только Земля будет выглядеть как огненный шар. Но этот хаос важен и необходим.

Анализ стихотворения «Русь» Андрея Белого

Разочарованием в окружающей действительности проникнуто произведение Андрея Белого «Русь».

Стихотворение написано в 1908 году. Его автору в этот момент исполнилось 28 лет, он уже решительно выбрал литературу призванием своей жизни. Сближение с семьей А. Блока чуть не разрушило брак последнего. А. Белый отправляется в усадьбу Серебряный Колодезь, которую его родительница выставила на продажу. По жанру – гражданская лирика, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – сам автор. Композиция кольцевая. Интонация почти некрасовская. В самом названии – намек, что описанное в стихотворение происходит веками. В первых строках особенно заметна отсылка к стихотворению . Символизм остался только в извивах формы, содержание же вполне в традиционном, народническом духе. Известно, что еще со времен первой революции поэт заинтересовался марксистским учением, его можно было встретить на митингах. В 1917 году от обеих революций он ждал уничтожения стабильности, похожей, по его мнению, на стоячее болото, предчувствовал рождение эпохи новых титанов, появления духовной культуры, которая, наконец, могла бы удовлетворить его беспокойный ум. Более того, он с головой окунется в кипучую деятельность деятелей пролетарского искусства, будет страдать, увидев себя вскоре отверженным ими. Поля видятся ему скорбными, он просит равнину вздыбиться холмами («изгорби», это еще и неологизм), чтобы подчеркнуть, сколь горек хлеб «голодных губерний». Перекручиваются повторы слов («просторов простертая»), только во 2 строфе трижды употребляется эпитет «косматые». Сейчас поэту не до поэзии – он пытается сказать о том, что его растревожило. Действительно, эти годы были неурожайными – то из-за засухи, то из-за суровой зимы, отодвинувшей весну на более поздний срок. Впрочем, были губернии и с неплохим урожаем. Такая картина, кстати, наблюдалась и в Европе в целом. Правительство принимало меры, впрочем, возможно, не всегда эффективные. «Куда мне бежать от голода, мора, пьянства?» Поэт исчисляет жертв голода миллионами. Смерть у него с прописной буквы, одушевлена. Рай на земле, вера в человека и его безраздельные силы, соблазн обещанного марксистами светлого будущего влечет А. Белого. Множество повторов, рефренов – подчеркивающих тоску автора, обессмысливающих все, происходящее в России. Инверсия: мрут (просторечие) миллионы.

В стихотворении «Русь» А. Белый подхватывает некрасовскую ноту в описании народной доли.

Философская лирика Блока написана присущими символизму образами, которые значат не то, что кажется. Нельзя воспринимать их буквально, ведь от этого стихотворение потеряет смысловое богатство. Именно поэтому «Русь» необходимо перечитывать с годами: чем старше становится читатель, тем лучше он понимает суть произведения. Так же осознать прочитанное поможет анализ текста.

На протяжении своего творческого пути Блок искал ответы на все актуальные вопросы своего времени, поэтому не удивительно, что он часто размышлял о патриотизме. Общая тема стихотворения определяется уже самим названием «Русь». Это одно из первых непосредственных обращений Блока к теме России как самостоятельной. Почему Русь? Если подбирать определения, то первое – «древняя». Блок как бы с космической высоты обозревает обширные пространства родины, жизнь народа, традиции, складывающиеся веками. С главным образом переплетаются темы природы, исторической памяти, нравственности, духовного роста, сакральной любви, непостижимого творческого процесса. Все они связаны друг с другом и образуют единый смысловой пласт произведения.

Образ Родины

Русь славилась богатейшей историей, сочетающей различные культуры, традиции, которые нашли приют в этой загадочной стране. Образ родины -загадочный, таинственный, его трудно уложить в определённые рамки, придать чёткую форму. Лирический герой видит её как бы в полусне, в «дремоте», пытаясь разгадать «тайну». Сменяли друг друга столетия – менялся и облик России. В стихотворении разворачивается образ сказочной земли с колдунами, ворожеями, ведунами. С криками журавлей – символом верности, любви, памяти об ушедших в иное измерение. Русь «опоясана» реками, густыми лесами, непролазными чащами, непроходимыми болотами.

Суровые зимы, лютые морозы, снежные круговерти – символ нелёгкой судьбы народа, на долю которого выпало множество испытаний, создаваемых междоусобицами, войнами, болезнями. Взору читателя открывается «нищая» страна с «утлым» жильём, бездорожьем. Но в радости и горе звучит над раздольным простором песня.

Образ родины представлен двойственным: с одной стороны, непростая, драматическая судьба, с другой – веселое песенное начало.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Веселье на Руси»

Поэт Андрей Белый является одним из ярких представителей русского символизма, творчество которого носит ярко выраженный народный характер. Стихи этого поэта очень тонко имитируют русскую речь, изобилуя словами разговорного жанра. Таким образом, по признанию самого Андрея белого, он хотел донести свои произведения до простых людей, рассчитывая, что они будут им более понятны, если использовать не «высокий штиль», а слова из повседневного обихода.
К таким произведениям относится и стихотворение «Веселье на Руси», написанное в 1906 году. Следует отметить, что события 1905 году поэт воспринял с воодушевлением, так как считал, что русское государство прогнило от основания до самой верхушки. Но при этом Белый открыто высказывал сомнения по поводу того, что простой мужик, далекий от политики, сможет построить новый мир, в котором будут царить равенство и братство.

Одной из причин, по которой подобная идиллия невозможна, поэт считал самый страшный народный порок – пьянство. Причем, он искренне недоумевал, почему распитие спиртных напитков у людей ассоциируется с праздником и неким душевным подъемом. Ведь «огненная влага» не щадит никого, и после так называемых народных гуляний ее жертвой становятся все без исключения. «Дьякон, писарь, поп; дьячок повалили на лужок», — отмечает поэт, подчеркивая тем самым, что пьянство на Руси процветает не только среди простого люда, но и среди духовенства – так называемой белой касты, которая должна бороться за спасение человеческих душ.

Однако когда на Руси идет веселье, о морали забывают и стар, и млад. Девиз гуляющих, по мнению поэта, весьма прост и примитивен в своей откровенности: «Наплевать да растоптать: веселиться, пить да жрать». При этом никто не испытывает раскаяния из-за пьяных гульбищ, драк, публичного сквернословия и массового психоза, которым подвержены люди, принимающие участия в народных гуляньях. В этом стихотворении поэт очень ярко выводит образ духовного лица, которое после возлияний на публике пускается в пляс, «носом – в лужу, пяткой – в твердь». Автор подчеркивает, что с такими ставленниками божьими народу не остается ничего другого, как заливать свою тоску водкой и дожидаться окончания земного века, чтобы найти утешение в могиле. Именно поэтому белый заканчивает свое стихотворение на весьма пессимистичной ноте, утверждая: «Над страной моей родною встала Смерть».

Анализ стихотворения Андрея Белого «Русь»

«Русь» – одно из наиболее мрачных стихотворений Андрея Белого. Оно входит в сборник «Пепел», раздел «Россия». Оно было написано в 1908 году в имении Серебряный Колодезь. Это произведение состоит из пяти четверостиший с простой перекрёстной рифмой. Стихотворный размер – амфибрахий.

Сам Андрей Белый является лирическим героем стихотворения. При чтении создаётся впечатление, что он бродит где-то вдали от человеческого жилья, созерцает пейзажи матушки-России. Однако это не восторженное любование картинами родной природы, а тоскливое лицезрение жалкого существования всего живого. Вот, например, какими горькими эпитетами поэт наделяет страну, где он живёт: «скудная земля», «голодные губернии». В полях не золотятся пышные щедрые колосья, способные насытить всех нуждающихся. Вместо этого просторы засеяны горем, или как пишет автор, «преисполнены скорби», потому что земля не родит достаточно хлеба, и пищи людям не хватает.

Окружающий мир видится поэту в мрачных красках. Используя анафору и повтор («косматый дымок», «косматые деревни», «косматый поток туманов»), автор показывает, как монотонен пейзаж. Андрей Белый нашёл очень подходящий эпитет. Когда встречаешь в литературе слово «косматый», всегда представляешь низенького, давно не стриженого человечка в грязной изношенной одежде. Похожее впечатление производят и предметы: и дым, и туман, и человеческие жилища кажутся истерзанными, потрёпанными жизнью. В этом смысле природные явления и творения человеческих рук демонстрируют удивительное родство в этой своей печальной неопрятности.

Поэт подмечает важное свойство своей родины – её необъятность. С помощью эффектной метафоры «в пространствах таятся пространства», которая напоминает о знаменитых матрёшках, он показывает, что нет конца русской земле

Здесь также применена аллитерация (повторяются согласные «с», «т», «п», «р»: «просторы», «простёртая», «рать», «пространства»). Но это звучит не гордо, а наоборот, удручённо, поскольку обширность территории вовсе не предполагает, что народ, живущий на ней, благоденствует.

И действительно, постоянным атрибутом жизни на Руси являлся голод. Это слово очень часто звучит в стихотворении. Автор усиливает драматизм строк, добавляя градации («от голода, мора и пьянства…»), аллитерации («и мерли, и мрут миллионы»), анафоры («В леса… В поля… В просторы…»). Заканчивает Андрей Белый произведение тем, с чего начал, ещё раз подчёркивая, как трудно живёт его родина.

Композиция

Композиционно можно выделить две части: во-первых, дана широкая панорама жизни Руси с живописной природой и бедностью населяющих её народов, и, во-вторых, представлен лирический герой с его чувствами, драматическими переживаниями о судьбе родины и своём месте в этом мире. Блок чётко «обозначил» границу между двумя частями лирического текста, употребив в начале седьмой строфы наречие ТАК. Данный приём в поэтическом тексте называется уподоблением,
то есть, предыдущий текст является образным сравнением к тому, что будет сказано дальше. В целом, композицию стихотворения Русь можно назвать классической: в конце произведения повторяются строки начала. Круг замыкается. Такое построение называется кольцевым.

Нарочитые повторы наводят на мысль: поэт в нескольких словах хочет нарисовать масштабную картину Руси, чтобы понять, где и в чём кроется её «тайна». Если сначала ритм от повторяющегося «где» постоянно убыстряется, то после шестой строфы происходит перелом интонации: ритм замедляется, формируя как бы «условия» для раздумий лирического героя. Создаётся впечатление, что автор успокоился, душа его приобрела точку опоры. Стихотворение динамично, но внешнее движение – отражение напряжённой внутренней жизни поэта.

История создания и тема произведения

Стих был написан в 1917 году. В начале XX века в Турции произошла революция. Люди свергли власть султана и восстановили Конституцию. По всему миру население начало испытывать чувство патриотизма, люди были готовы сражаться на баррикадах. В России тоже чувствовалось напряжение. В 1905 году прошла Первая русская революция.

Андрей Белый не мог не переживать о судьбе Родины. Он любил ее и поэтому сильно волновался за ее будущее. Он буквально выстрадал свое произведение. В тексте можно найти раздумья автора и пророческие нотки. Революция 1917 года была по-разному воспринята народом. Кто-то считал ее спасением, другие — проклятьем.

Это не единственная работа поэта, которая была посвящена Родине. Он писал о ней в работе «Те же росы, откосы, туманы» и в других стихотворениях. Даже в поездках по другим странам Белый скучал по России.

В стихотворение «Родина» чувствуется отчаяние автора. Революция принесла хаос и разрушения, но в то же время автор воспринимает ее как очистительный огонь, поэтому в тексте есть обращение к Иисусу Христу, который считается мессией. Белому удалось соединить две разные темы — религиозную и гражданскую.

Взгляды автора

Анализ стихотворения Белого «Родине» следует начать с краткой характеристики его мировоззрения. Поэт, как и его современник А. Блок, любил свою страну и поэтому старался изобразить в максимально достоверных образах. В своих произведениях он старался абстрагироваться от отвлеченных эпитетов, сравнений и других литературных приемов, к которым прибегали его предшественники. Напротив, он старался «приземлить» знакомые зарисовки, тем самым вернувшись к традициям, заложенным еще Н. Некрасовым

Важно помнить, что автор положительно относился к революционным потрясениям, так как считал, что коренные перемены пойдут России на пользу

К сожалению, в своих стихотворениях он не поднимал вопрос о страшной цене этих самых перемен. Здесь любопытно будет сравнить его позицию с мнением Блока. Последний к концу жизни, увидев разруху, нищету и запустение, стал иначе смотреть на революционные преобразования, отмечая их жестокость, в то время как Андрей Николаевич продолжал в нее верить.

Образ поэта

Анализ стиха Андрея Белого «Родине» должен обязательно включать изображение самого лирического героя, т.е. самого автора. Это поможет лучше понять задумку поэта. Последний заявляет о своей готовности пожертвовать своей жизнью во имя новой жизни и революции.

Он находит удовольствие в наблюдении за теми неистовыми переменами, которые происходили в стране. Читатель видит образ будущей России именно его глазами. Поэт наполнил свои строчки революционной романтикой, которая впоследствии станет главной темой советской литературы. Сам же лирический герой выступает в роли потенциального борца за обновление жизни.

Анализ стихотворения «Россия» Блока А.А

Стихотворение А. Блока «Россия» — самое известное из цикла «Родина». В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее возрождение.

Однако чтобы оценить по достоинству глубину и своеобразие этого стихотворения, остановимся на истории его создания. В первой публикации оно содержало вдвое больше строф, чем в последующих. Блок изъял ряд строф полностью, а некоторые переделал.

Что же убрал поэт и почему? Во-первых, две строфы, где говорится об ископаемых богатствах России:

Сулишь ты горы золотые,

Ты дразнишь дивным мраком недр.

Россия, нищая Россия,

Обетованный край твой щедр!

В стихотворении выражено чувство нераздельности личной судьбы поэта и судьбы Родины, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской деревенской природе, внимание к народному слову, наконец, к традициям отечественной литературы. Уже в первой строфе образ тройки может вызвать ассоциацию с гоголевской Русью-тройкой

А следующая строфа вновь заставляет вспомнить о лермонтовской «странной любви» к отчизне:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви!

И далее развертывается чисто блоковское чудо «перетекания» образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия — женщина-красавица то ли из сказки, то ли из жизни. Ее красота — «разбойная», непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она «не пропадет», «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты». А далее снова образ женщины незаметно переходит в образ родины:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Природа, растения и животные чувашии

Ну что ж? Одной заботой боле

Одной слезой река шумней,

А ты все та же — лес, да поле…

И опять женщина:

Да плат узорный до бровей…

Заключительная строфа — шестистишие. Она возвращает к началу стихотворения — теме тройки, теме пути. Она устремлена в будущее («И невозможное возможно»).

А блеснувший «в дали дорожной мгновенный взор из-под платка» и звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращают к непокорной, «разбойной красе» России и напоминают о «высоких и мятежных днях», приближение которых пророчески предсказано поэтом в его циклах «На поле Куликовом» и «Ямбы».

Краткий анализ

История создания
– 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

Тема стихотворения
– любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция
– односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр
– гражданская лирика.

Стихотворный размер
– трехстопный анапест.

Эпитеты
“рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры
“шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Жанр и размер стихотворения

Стихотворение можно отнести к философской лирике или «лирике прямого высказывания». Оно построено в форме обращения поэта к Руси, поэтому это и похвальное слово, и признание в любви.

Размер, которым написано стихотворение, – четырёхстопный ямб. В каждой строфе по четыре строки (катрен) с перекрёстной рифмовкой. Лёгкость и воздушность стихотворению придаёт пиррихий (двусложная безударная стопа), встречающаяся в каждой строке. Спондей (утяжелённая стопа из двух ударных слогов) служит для дополнительного выделения слова. Выделяя слова «ты» и «Русь» в начале первой и второй строфы, поэт подчёркивает доверительно-уважительное, личностное отношение к родине

Использование повторяющегося слова «где» в начале строф с третьей по седьмую включительно (анафора) позволяет акцентировать внимание читателей на картинах, создающих точный и яркий образ Руси. Напряжённость душевной жизни лирического героя требовала соответствующих ритмов

Блок часто обращался к дольнику,
то есть разбивал лирическое произведение на доли с одним ударным и несколькими безударными звуками. Размер стихотворения «Русь» — трёхдольник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: