«в синем небе плывут над полями…» и. никитин

Урок литературного чтения в 4 классе
и. никитин «в синем небе плывут над волнами...» | начальная школа  | современный урок

Никитин И — Поле (ст. чит.Н.Першин)

Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт.

Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним; Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем-то украдкой с травой говорит И смело во ржи золотистой шумит. Один я. И сердцу и думам свобода. Здесь мать моя, друг и наставник — природа. И кажется жизнь мне светлей впереди, Когда к своей мощной, широкой груди Она, как младенца, меня допускает И часть своей силы мне в душу вливает. 1849

Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт. Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны . Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861). Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя. Дмитрий Ковалёв

ПЕРШИН Николай Федорович — артист эстрады, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1956). На концертной эстраде, по радио перед многочисленными аудиториями рабочих, студентов, солдат, школьников вот уже более четверти века выступает темпераментный, звонкоголосый чтец Н. Першин, один из самых неутомимых энтузиастов живого, звучащего слова.Репертуар Н. Першина можно назвать обширным: бессмертные творения Толстого, Тургенева, Достоевского, отрывки из произведений М. Шолохова, А. Фадеева и других советских писателей составляют богатство творческой программы артиста. Вдумчиво и убедительно читает Н. Першин художественную прозу. Но гораздо ярче, с подлинным подъемом и, я бы сказал, с неиссякаемым молодым задором исполняет он стихи и поэмы.Ещё в 1927 году, окрыленный советской действительностью, юный Н. Першин увлеченно читает с эстрады В. Маяковского, Н. Асеева, В. Каменского, В. Луговского, А. Безыменского, А. Жарова. И. Уткина.Мажорная по своей природе, светлая и энергичная манера чтения, отличающаяся демократичностью и простотой, приносит артисту успех.В годы Великой Отечественной войны Н. Першин исполняет фронтовые стихи, отрывки из поэм Н. Тихонова, А. Твардовского, П. Антокольского, К. Симонова, А. Суркова, С. Михалкова, А. Прокофьева. В послевоенный период репертуар чтеца пополняется лирикой А. Недогонова, Сергея Смирнова, Р. Гамзатова, О. Берггольц.И к чести Н. Першина надо сказать: на протяжении всей своей концертной деятельности он неотступно, с отличным чувством отбора читал и читает С

Есенина, взволнованно и бережно донося до аудитории самое важное в творчестве этого удивительного поэта — его грустную, нежную душу и самозабвенную любовь и русской землеНиколая Федоровича Першина, которому недавно присвоено почетное звание заслуженного артиста республики, по праву следует отнести к числу искренних, умелых пропагандистов советской поэзии

Доклад №2

Никитин Иван Саввич — простой русский поэт из глубинки середины 19 века. В его творческой деятельности можно проследить дух того  еще времени. Произведения Ивана Никитина оказывает большой интерес у читателей, в частности у тех, кто интересуется глубокой поэзией. Иван Саввич родом из города Воронеж. Родился в 1824 года в достаточно зажиточной семье. Его отец торговал свечами и был мещанином. В детстве поэт очень любил читать, часто уходил на реку и там проводил время с любимой книгой. Грамоте его научил местный  сосед – сапожник. В возрасте приблизительно 9 лет, Иван Никитин поступил сначала в местное духовное училище, а уже позже в семинарию. Но, к сожалению учебу пришлось прервать, в связи со смертью матери и разорением отца. В те годы будущий поэт взял всю заботу о близких на себя. Ему пришлось оставить учебу, в связи с большим количеством пропусков и помогать отцу. Дальше жизнь Ивана Никитина становилась труднее, ему пришлось работать дворником. Но, не смотря на достаточно тяжелую работу, Никитин не опустился в духовном плане. И всякий раз, когда выдавалась свободная минутка – читал любимую книгу, и пробовал самостоятельно писать стихи. Первые строки поэта состоялись в 1853 году. Их опубликовали в местных ведомостях. На этом момент поэту было около 29 лет. После успешной публикации, стихи начали переписываться и даже передаваться из рук в руки. Далее стихи были произведены в «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения». Иван Никитин очень любил воспевать красоту русской природы, замечать ее оттенки и чувствовать мир. Так же в своих произведениях Иван Никитин любил описывать жизнь простолюдина. К примеру – «Жена ямщика», «Пахарь» и другие. В своих стихах автор повествует огромную любовь к народу и глубокое сочувствие к сложной судьбе. В своих произведениях Иван Саввич писал все как есть, не старался приукрасить. От жизни простолюдина поэт был вовсе далек, поэтому все сведения приходилось получать от людей, которые останавливались на его постоялом дворе. Вскоре будущий поэт познакомился с Толстым Д.Н. Позже он помог Ивану Никитину напечатать стихотворения и ввел его в круг местной интеллигенции. К слову сказать, не смотря на все успехи в творческой деятельности, поэт жил довольно тяжело. Его отец начал пить, семейные дела тоже ухудшились. А вскоре и Сам Никитин тяжело заболел и долго не мог выздороветь. Именно в эти минуты к поэту пришла вера, и он стал писать на религиозные темы. Поэт все так же искренне воспевал красоту русской природы. Многие его стихи со временем превратились в песни и романсы. В последние годы жизни поэт очень часто болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. В это время вышло очередное произведение. Принимал активное участие в культурной деятельности города Воронеж, проводил занятия в школах. 28 октября 1861 года от чахотки скоропостижно скончался поэт Иван Саввич Никитин. На момент смерти ему было всего 37 лет. За время жизни он написал более 200 стихотворений, 3 поэмы и 1 повесть.

3 класс

НебоСтихотворение Ивана Никитина

С глубокою думой Гляжу я на небо, Где, в темной лазури, Так ярко сверкают Планет мириады. Чья мощная сила Вращает их чудно В таинственной сфере? Когда и откуда Тела их начало Свое получили? Какие в составе Их тел неизвестных Основою жизни Положены части? Какое имеют Они назначенье И кто бытия их Всесильный виновник?

Уж много минуло Суровых столетий; Как легкие тени, Исчезли народы, Но так же, как прежде, Прекрасна природа, И нету песчинки, Нет капли ничтожной, Ненужной в системе Всего мирозданья; В ней всё служит к цели, Для нас непонятной. И пусть остается Во мраке глубоком Великая тайна Начала творений; Не ясно ль я вижу Печать дивной силы На всем, что доступно Уму человека И что существует Так долго и стройно, Всегда совершая Процесс своей жизни По общему смыслу Законов природы; И как мне поверить Иль даже подумать, Чтоб случай бессильный Был первой причиной Начала, законов Движенья и жизни Обширной вселенной?

И.С.Никитин. Полное собрание стихотворений.Библиотека поэта. Большая серия.Москва-Лениград: Советский писатель, 1965.

Природа летом в стихах И.С. Никитина: анализ стихотворения «Утро»

Данное произведение — яркий представитель пейзажной лирики. Однако обыкновенной пейзажной лирикой его все же назвать нельзя. Стиховорение не простое.

Никитин ярко рисует словами пробуждение природы. Вместе с изображением жизни природы поэт рассказывает нам о своих чувствах и мыслях.

Перед взором читателя предстает яркая карти­на раннего летнего утра.

Важно отметить, что в своей краткой пейзажно-лирической за­рисовке автор уделяет внимание не только природе как таковой, но и простому народу. Это является харакерным для данного поэта. Он негласно воспевает простой русский народ, который начинает свой труд рано уром, еще до начала солнечного восхода

Он негласно воспевает простой русский народ, который начинает свой труд рано уром, еще до начала солнечного восхода

Он не просто описывает работу тружеников, а пытается показать их силу и самоотверженность

Он негласно воспевает простой русский народ, который начинает свой труд рано уром, еще до начала солнечного восхода. Он не просто описывает работу тружеников, а пытается показать их силу и самоотверженность.

Кроме того, не просто так в конце стихотворения употребляются строки «Не боли ты, душа! отдохни от забот!», а после них сразу упоминаются солнце и утро. Данные символы испокон веков несли в себе смысл обновления.

Поэтому многие литературные специалисты находят в этом произведении призыв.

Структурный и смысловой анализ произведения

Для большей выразительности в тексте используется скрытая градация, увидеть которую при первом прочтении не всегда удается. Речь идет о применении слов особой окраски в разных частях стихотворения:

1. Тишина и спокойствие — окончание периода сна

Некоторые слова для задания «тихого» тона: меркнут, гаснут, расстилается, разливается.

2. Бодрость и веселье — начало пробуждения

Некоторые «звонкие» слова: вдруг, брызнет, ветерок, пронеслись, звенит.

Для оживления природы и задания тексту опреденного настроения автор также использует некоторые приемы:

  • Эпитеты (серебристая, золотыми, веселое и т.д. );
  • Олицетворения (зремлет чуткий камыш, утро веселое, солнце встает, лес улыбается и т.п. );
  • Повторы (огонь).

Общая направленность стихотворения

Данное стихотворение — это не просто природоописание и воспвание утренних красот.

Наряду с описание пейзажей и процесса пробуждения живой природы, поэт рассказывает читателям своих сокровенных чувствах и мыслях.

Чтобы действительно увидеть эти чувства, следует обращать внимание на общий окрас используемой лексики, поскольку природные процессы и явления в данном случае являются отражением душевных движений внутри того, кто писал эти строки. Именно поэтому поэт активно использует в стихотворении цвета и слова с яркой смысловой окрашенностью. Именно поэтому поэт активно использует в стихотворении цвета и слова с яркой смысловой окрашенностью

Именно поэтому поэт активно использует в стихотворении цвета и слова с яркой смысловой окрашенностью.

Иван Никитин — С глубокою думой ( Небо )

S glubokoyu dumoyGlyazhu ya na nebo,Gde, v teinov lazuri,Tak yarko sverkayutPlanet miriady.Chya moshchnaya silaVrashchayet ikh chudnoV tainstvennoy sfere?Kogda i otkudaTeda ikh nachaloSvoye poluchili?Kakiye v sostaveIkh tel neizvestnykhOsnovoyu zhizniPolozheny chasti?Kakoye imeyutOni naznachenyeI kto bytia ikhVsesilny vinovnik?Uzh mnogo minuloSurovykh stolety;Kak legkiye teni,Ischezli narody,No tak zhe, kak prezhde,Prekrasna priroda,I netu peschinkuNet kapli nichtozhnoy,Nenuzhnoy v sistemeVsego mirozdanya;V ney vse sluzhit k tseli,Dlya nas neponyatnoy. I pust ostayetsyaVo mrake glubokomVelikaya taynaNachala tvoreny;Ne yasno l ya vizhuPechat divnoy silyNa vsem, chto dostupnoUmu chelovekaI chto sushchestvuyetTak dolgo i stroyno,Vsegda sovershayaProtsess svoyey zhizniPo obshchemu smysluZakonov prirody;I kak mne poveritIl dazhe podumat,Chtob sluchay bessilnyByl pervoy prichinoyNachala, zakonovDvizhenya i zhizniObshirnoy Vselennoy?

C uke,jrj/ levjqUkz;e z yf yt,j,Ult, d ntbyjd kfpehb,Nfr zhrj cdthrf/nGkfytn vbhbfls/Xmz vjoyfz cbkfDhfoftn b[ xelyjD nfbycndtyyjq catht?Rjulf b jnrelfNtlf b[ yfxfkjCdjt gjkexbkb?Rfrbt d cjcnfdtB[ ntk ytbpdtcnys[Jcyjdj/ ;bpybGjkj;tys xfcnb?Rfrjt bvt/nJyb yfpyfxtymtB rnj ,snbz b[Dctcbkmysq dbyjdybr?E; vyjuj vbyekjCehjds[ cnjktnbq;Rfr kturbt ntyb,Bcxtpkb yfhjls,Yj nfr ;t, rfr ght;lt,Ghtrhfcyf ghbhjlf,B ytne gtcxbyreYtn rfgkb ybxnj;yjq,Ytye;yjq d cbcntvtDctuj vbhjplfymz;D ytq dct cke;bn r wtkb,Lkz yfc ytgjyznyjq///B gecnm jcnftnczDj vhfrt uke,jrjvDtkbrfz nfqyfYfxfkf ndjhtybq;Yt zcyj km z db;eGtxfnm lbdyjq cbksYf dctv, xnj ljcnegyjEve xtkjdtrfB xnj ceotcndetnNfr ljkuj b cnhjqyj,Dctulf cjdthifzGhjwtcc cdjtq ;bpybGj j,otve cvsckePfrjyjd ghbhjls;B rfr vyt gjdthbnmBkm lf;t gjlevfnm,Xnj, ckexfq ,tccbkmysq,sk gthdjq ghbxbyjqYfxfkf, pfrjyjdLdb;tymz b ;bpybJ,ibhyjq Dctktyyjq?

Анализ стихотворения Ивана Никитина в синем небе плывут над полями

Иван Никитин был очень талантливым и успешным человеком. В русской литературе он прославился, как «мастер пейзажной лирики». Его стихотворения всегда рождали в сердце человека противоречивые чувства. Они одновременно радовались красоте своей родины, но в то же время приходили в уныние от страха ее испортить или потерять.

С раннего детства Никитин очень любил читать. Он часами гулял по окрестностям своего родного края, которые начинались сразу за его домом. Эти прогулки сильно повлияют на его творческую деятельность. Пейзажи, которые он видел еще в детстве, снова возродятся в его стихотворениях.

Писать он начинает довольно поздно, в 30 лет у него выходит первый сборник стихотворений, который читатели встречают с превеликим удовольствием. В начале его творчество носило лишь природный характер, он описывал ее красоту и величие. После того, как поэт заболевает, в его лирике появляется важная тема, тема веры.

Стихотворение «В синим небе плывут над полями» носит одновременно два смысла. Тема природы тесно переплетается с темой веры. Он описывает природу, как красивое божественное явление. При этом Никитин не упускает возможности, использовать эпитеты, которые ярче передают ее красоту — «облака с золотыми краями», «теплый вечер», «огненный шар».

В стихотворении описывается вечер, когда вся природа уходит на покой. Он очень красиво говорит об этом переходе, от света к тьме. Настроение, которым заканчивается стихотворение, позволяет нам почувствовать божественное присутствие.

Его любовь к природе огромна. Хотя бы потому что он видит в ней божественное участие. Из этой строки мы видим «точно в храме, стою я в тиши», что он сравнивает природу с храмом. Храм означает для людей место поклонения, тишины, покоя и защиты. Все это он чувствует находясь на свежем воздухе, близ родного леса.

Иван Никитин — С глубокою думой ( Небо )

S glubokoyu dumoyGlyazhu ya na nebo,Gde, v teinov lazuri,Tak yarko sverkayutPlanet miriady.Chya moshchnaya silaVrashchayet ikh chudnoV tainstvennoy sfere?Kogda i otkudaTeda ikh nachaloSvoye poluchili?Kakiye v sostaveIkh tel neizvestnykhOsnovoyu zhizniPolozheny chasti?Kakoye imeyutOni naznachenyeI kto bytia ikhVsesilny vinovnik?Uzh mnogo minuloSurovykh stolety;Kak legkiye teni,Ischezli narody,No tak zhe, kak prezhde,Prekrasna priroda,I netu peschinkuNet kapli nichtozhnoy,Nenuzhnoy v sistemeVsego mirozdanya;V ney vse sluzhit k tseli,Dlya nas neponyatnoy. I pust ostayetsyaVo mrake glubokomVelikaya taynaNachala tvoreny;Ne yasno l ya vizhuPechat divnoy silyNa vsem, chto dostupnoUmu chelovekaI chto sushchestvuyetTak dolgo i stroyno,Vsegda sovershayaProtsess svoyey zhizniPo obshchemu smysluZakonov prirody;I kak mne poveritIl dazhe podumat,Chtob sluchay bessilnyByl pervoy prichinoyNachala, zakonovDvizhenya i zhizniObshirnoy Vselennoy?

C uke,jrj/ levjqUkz;e z yf yt,j,Ult, d ntbyjd kfpehb,Nfr zhrj cdthrf/nGkfytn vbhbfls/Xmz vjoyfz cbkfDhfoftn b[ xelyjD nfbycndtyyjq catht?Rjulf b jnrelfNtlf b[ yfxfkjCdjt gjkexbkb?Rfrbt d cjcnfdtB[ ntk ytbpdtcnys[Jcyjdj/ ;bpybGjkj;tys xfcnb?Rfrjt bvt/nJyb yfpyfxtymtB rnj ,snbz b[Dctcbkmysq dbyjdybr?E; vyjuj vbyekjCehjds[ cnjktnbq;Rfr kturbt ntyb,Bcxtpkb yfhjls,Yj nfr ;t, rfr ght;lt,Ghtrhfcyf ghbhjlf,B ytne gtcxbyreYtn rfgkb ybxnj;yjq,Ytye;yjq d cbcntvtDctuj vbhjplfymz;D ytq dct cke;bn r wtkb,Lkz yfc ytgjyznyjq///B gecnm jcnftnczDj vhfrt uke,jrjvDtkbrfz nfqyfYfxfkf ndjhtybq;Yt zcyj km z db;eGtxfnm lbdyjq cbksYf dctv, xnj ljcnegyjEve xtkjdtrfB xnj ceotcndetnNfr ljkuj b cnhjqyj,Dctulf cjdthifzGhjwtcc cdjtq ;bpybGj j,otve cvsckePfrjyjd ghbhjls;B rfr vyt gjdthbnmBkm lf;t gjlevfnm,Xnj, ckexfq ,tccbkmysq,sk gthdjq ghbxbyjqYfxfkf, pfrjyjdLdb;tymz b ;bpybJ,ibhyjq Dctktyyjq?

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Основная мысль задана в движении чувств лирического героя. Его взгляд скользит по пробуждающейся природе, как бы двигаясь в пространстве и во времени вместе с человеком. Последние строки раскрывают основную мысль: утро – отрада для лирического героя, обременённого заботами и душевной болью. В единении с природой, солнцем, в наслаждении простым человеческим трудом, трудом рыбака или пахаря, которому «по плечу всё тяжёлое» — истинное счастье.

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

Текст этой презентации

Слайд 1

Литературное чтение
УМК«Школа России»
4 класс
Иван Саввич Никитин
«В синем небе плывут над полями…» Выполнила: Шабанова Марина Геннадьевна,
Учитель начальных классов МБОУ Сарасинской СОШ Алтайского района Алтайского края
2014

Слайд 2

Сборники стихов И.С.Никитина

Слайд 3

Слайд 4

Иван Саввич НикитинИван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт.Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793—1864). Учился в духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861). Разорение отца вынудило Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 Н. открыл книжный магазин.

Слайд 5

Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными мотивами, появились в печати в 1853 г. Затем всё более в творчестве поэта ощущается стремление к реализму.
Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю («Бурлак», «Жена ямщика», «Три встречи», 1854 г.; «Уличная встреча», 1855 г., и др.). Любовью к родине полны стихотворения «Русь» (1851 г.), «Встреча зимы» (1854 г.).

Слайд 6

Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвёл картины родной земли.
На слова Никитина, одного из самых ярких русских крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен.

Слайд 7

Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.

Слайд 8

***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян. Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт. Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Слайд 9

Ребята, какое чувство вызвало у вас данное стихотворение? Что вы представили? Закройте глаза и попробуйте увидеть природу которую вам пытается передать автор.

Слайд 10

***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян. Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт. Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Слайд 11

Прочитайте стихотворение.
Подчеркните незнакомые слова.***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян. Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт. Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Слайд 12

Что такое синонимы? Это слова схожие по значению. Подберите синонимы к следующим словам:
Грезит-
Восторг-
Золотой-
Сиянье-мечтаетвосхищениежелтый, оранжевыймерцать, переливаться

Слайд 13

Что такое антонимы? Это слова противоположные по значению.
Подберите антонимы к следующим словам:
Прохладный-
Восторг-жаркий, знойный, тёплыйогорчение, печаль, скорбь, тоска

Слайд 14

Что такое эпитеты? Эпитет – это образное выражение признака предмета.

Слайд 15

Найдите в тексте эпитеты. Синее небо
Золотые края Теплый вечер Прохладой ночною Красное зарево Чистое поле
***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян. Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт. Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Слайд 16

Найдите рифмы. Подчеркните карандашом рифмующие слова.Как поставлены рифмы? ***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян. Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт. Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Слайд 17

1. Прочитайте стихотворение. 2. Какие мысли и чувства выразил поэт в этом стихотворении? 3. Представте себя в этой картине описанной Никитиным. Что вы там делаете? Какова ваша роль?

Слайд 18

Как вы представляете себе: — золотые края облаков? — золотое сияние звезд?

Слайд 19

Домашнее задание:Подготовить выразительное чтение стихотворений И.С.Никитина (найти в других сборниках) и выучить одно из них (по желанию).

Литературное направление и жанр

Классическое пейзажное стихотворение недаром стало хрестоматийным и рекомендуется для чтения младшим школьникам. Образы стихотворения настолько традиционны, что даже могут считаться банальными. Восприятие природы как храма – общее место в романтизме. Но реалиста Никитина ни в коем случае нельзя считать романтиком. Для него данный образ – это поэтизм. Природа реалиста Никитина всегда конкретна

Для него важно время года, время суток, правдивость деталей пейзажа. Это, так сказать, зарисовка с натуры. Если стихотворение датировано июлем, то в нём есть чёткая примета этого времени – зреющий колос

Если стихотворение датировано июлем, то в нём есть чёткая примета этого времени – зреющий колос.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: