Афанасий фет ~ сад весь в цвету… (+ анализ)

Афанасий фет ~ сад весь в цвету… (+ анализ)

Жизнь великого поэта

Родился писатель 23 ноября 1820 года в селе Новосёлки, в Орловской губернии. Почти сразу после рождения мать поэта уехала за границу и покинула ребенка, так Афанасия усыновил дворянин по фамилии Шеншин. Через 14 лет случайно было установлено истинное происхождение поэта, его лишили титула дворянства и всех привилегий.

Стихи будущий поэт начал писать еще в детстве, когда учился в частном пансионе Крюммера. После окончания учебы парень отдал предпочтение юриспруденции и в 1838 году стал студентом юридического факультета Московского университета, а затем — и филологического. Даже наука не смогла остановить творческую душу поэта. В 20 лет Афанасий Фет выпустил свой первый сборник стихов под названием «Лирический пантеон», а спустя еще два года поэт начал публиковать свои труды в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».

В 1845 году творческую карьеру оборвала война, молодой Афанасий Фет поступил на военную службу и стал кавалеристом. Уже через год ему присвоили первое офицерское звание. В 1850 автор возвращается к творческой цели и выпускает второй сборник сочинений. Работы автора получили положительные отзывы от многих критиков. Даже после публикации новых стихов Фет продолжил службу в армии, а потом написал об этом периоде очень много мемуаров.

В 1856 году мир увидел третий сборник Фета под редакцией Тургенева, а уже через год поэт женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика Боткина. До 1858 года Афанасий Фет еще продолжал военную службу и вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве. Спустя 5 лет мир увидело двухтомное собрание стихотворений Фета.

Даже после окончания военной службы Фет не перестал служит государству. С 1867 он еще 11 лет работал мировым судьей. Поэт занимался благотворительностью, а также осуществлял переводы (перевел «Фауста» Гете, Шопенгауера, Канта). В период с 1883 по 1891 годы поэт опубликовал еще четыре выпуска сборника «Вечерние огни».

Скончался Афанасий Фет 21 ноября 1892 года в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Всю жизнь он боролся за доказательства своего происхождения, только за несколько лет перед смертью власть вернула ему титул и привилегии.

Анализ стихотворения Фета «Сад весь в цвету»

Любовь, переполняющая фетовского героя, и радость свиданий с милой часто ассоциируются с волнующими «весенними порывами», темами возрождения души и подлинного творчества. О бесконечности счастья и беспредельности радости торжественно сообщает лирический субъект «Я видел твой млечный, младенческий волос…», одного из самых оптимистических произведений Фета. Источником жизнерадостного состояния послужила встреча с избранницей, ее по-детски свежая красота и «сладко вздыхающий» голос.

О непостижимой и упоительной власти красоты говорится в стихотворном тексте 1884 г

Для изображения внутреннего состояния героя, явленного в зачине, автор избирает безглагольные конструкции, акцентируя внимание на традиционных символах весеннего сада и заходящего солнца. Последние соотносятся с расцветом души, выраженным сложным авторским эпитетом «освежительно-радостно»

Центральные строфы вносят новые ноты в настроение лирического «я»: он живет ожиданием загадочной, несомненно романтической встречи. Тайной окутан и окружающий мир, пробудившийся от холодного сна. Сложные чувства иллюстрирует афористичный оксюморон «непостижна» – «ясна». Он подчеркивает противоречие между скрытым сокровенным смыслом и явной выраженностью внешних признаков природной трансформации.

Оппозиция «стою» – «иду» также касается внешней стороны жизни лирического «я». В этом случае антитеза не выглядит подлинным противопоставлением

Она обрамляется анафорой «вот», демонстрирующей безразличие к активному началу и переключающей внимание на духовую сферу

В финале ситуация развивается: теряют важность эмоциональные порывы. Радость и печаль меркнут перед встречей с тайной, которая характеризуется при помощи церковнославянизма «благодатная»

Художественный прием указывает на особый, высокий и значительный статус встречи, вызывая в памяти читателя образ Прекрасной Дамы Блока, одного из последовательных продолжателей идей фетовской лирики.

Необычен ритмический рисунок произведения: чтобы передать обязательную паузу, автор разделяет первую строку на два отрезка. В результате возникает оригинальный строфический «портрет», сочетающий пару коротких и одну длинную строки. Дактилический размер, к которому прибегает поэт, применяется в рамках семантического ореола, устоявшегося в русской лирической традиции. Он служит выражением тем ожидания и страстных устремлений души.

Стихотворение Фета «Вечер»- анализ настроения

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Вечер» — это пейзажная лирика в наилучшем своём проявлении. Поэт рисует перед нами картину природы и наполняет её неопределенными звуками, световыми эффектами, тенями. В этом и состоит особенность творчества Фета: он изображает целостную картину едва уловимыми мазками — деталями, на которые наблюдатель не обратил бы внимания. Действительно, как еще можно изобразить вечер? Перемена фазы дня происходит не сразу, а постепенно. Единственный способ запечатлеть

переход времени от дня к ночи — это описать плавность движения света, звуков и других проявлений природы к полночному часу и новому дню.

Фет продвигал концепцию чистого искусства, то есть описывал чувственный и наполненный красками мир природы и человеческих взаимоотношений. В его лирике мы не встретим общественных проблем, тревог или мрачности декаданса.

Стихотворение «Вечер» написано трехстопным анапестом.

Построчный разбор

Начало стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» можно сравнить с произведением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Объединяет эти два лирических стиха мотив воспоминания о прошлой любви.

Первые две строчки «Сияла ночь» переносят читателя в пустой ночной особняк, когда два любящих сердца остались наедине. Героиня играет на рояле, обнажая свою ранимую и тонкую душу, а молодой человек наслаждается музыкой и попадает под очарование этой чудесной мелодии. Лирический герой ещё не догадывается, что это их прощальный вечер, ведь нежный женский голос шептал о любви, в слезах изнемогая. Если интерпретировать эти строки, то музыка — это особая тайна, которую хочется разгадать. Возлюбленные испытывают глубокое и всепоглощающее чувство любви, а образ лунной ночи — это образ романтического свидания.

Проходит время, и, попав в подобную обстановку — ночь, луна, игра на рояле — герой вдруг испытывает те же эмоции: радость от встречи с прошлым и нестерпимую боль непоправимой ошибки. Он вспоминает «голос», говорит, что «веет» той же любовью, которая и есть надежда и вера. Он благодарит образ любимой за её нежность, трогательность и сожалеет, что его грёзы остались нереализованными. Много лет спустя поэт понимает, что жизнь, проведённая без любимого человека, теряет смысл. И всё, что было — это бесцельно прожитые годы.

В последней строфе автор говорит, что судьба не имеет обид и сердце не испытывает муки, что «в жизни нет конца, и цели нет иной». Он только верит, что звуки души заполнят сердце, которое способно «любить, обнять и плакать».

Немного другое толкование стихотворения Фета приводится у некоторых литературоведов. Считается, что только музыка способна вызвать у человека гамму чувств и эмоций: потрясение, завороженность, волшебство, стремление к жизни и любовь к женщине. Но, к сожалению, эти чувства возвращаются лишь на миг.

Анализ стихотворения «Вечер»

Проанализировав стихотворение «Вечер» и другие похожие работы автора, можно сделать вывод, что для Афанасия Фета главными темами в творчестве стали «вечные» — красота, любовь, природа, философия быстротечности времени и вечных ценностей человечества.

Стихотворение «Вечер» можно отнести к лирике о природе. По объемам это небольшой стих, который составляют всего три строфы, но даже они смогли создать вокруг читателя удивительную и неповторимую атмосферу красоты и спокойствия. Текст написан анапестом — это самый популярный в те времена и заметный размер для стихотворений.

Когда читаешь стихотворения Фета, как будто попадешь в иной мир – без суеты, голосов, криков, обид и негатива. Здесь все спокойно и уютно, нежно и тихо, умиротворенно и красиво. Читатель не чувствует себя одиноким или забытым — это как шанс отдохнуть и подумать, сделать выводи и заметить, как красиво вокруг. Все здесь противопоставляется активному дню – спокойная и тихая ночь, светлому теплому солнцу – темное небо и далекие холодные звезды. Вопреки традиции вечернего пейзажа, стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света — образом молнии.

В стихотворении «Вечер» очень много эпитетов, метафор, сравнений. Все они вместе создают природу на словах, которую каждый из нас может увидеть в любой момент, оторвав глаза от своих забот и переживаний. Удивительно подобранные метафоры во втором четверостишии дополняют эту картину чуть уловимыми оттенками переходного состояния природы.

В лирическом стихотворении поэта в каждой строке оживают свет и звуки, нежные тона и спокойное окружение. Поэт пытается показать своему читателю, что гармония в природе существует, что она вечная и ничто и никто не сможет одолеть или остановить ее. Афанасий Фет хочет показать каждому человеку, как в природе все просто, красиво и гармонично. Наверное, именно этим вещам и стоит поучиться современному человеку. Лирический герой способен остановиться, рассмотреть и увидеть красоту, простоту и душу природы, где зарождаются истинные чувства.

После прочтения удивляешься не только красоте природы, но и тому, как автор может описать это все словами, сделать все красиво и аккуратно, богато и насыщенно. Все глаголы в стихах как будто звенят и переливаются, перекрикиваются между собою и разносятся вокруг — прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось и так далее. Неживые предметы – солнце, ветер, вода – как будто реальные живые существа. Они способны чувствовать, двигаться, бежать, переживать, звучать.

Анализ стихотворения «Вечер»

Проанализировав стихотворение «Вечер» и другие похожие работы автора, можно сделать вывод, что для Афанасия Фета главными темами в творчестве стали «вечные» — красота, любовь, природа, философия быстротечности времени и вечных ценностей человечества.

Стихотворение «Вечер» можно отнести к лирике о природе. По объемам это небольшой стих, который составляют всего три строфы, но даже они смогли создать вокруг читателя удивительную и неповторимую атмосферу красоты и спокойствия. Текст написан анапестом — это самый популярный в те времена и заметный размер для стихотворений.

Когда читаешь стихотворения Фета, как будто попадешь в иной мир – без суеты, голосов, криков, обид и негатива. Здесь все спокойно и уютно, нежно и тихо, умиротворенно и красиво. Читатель не чувствует себя одиноким или забытым — это как шанс отдохнуть и подумать, сделать выводи и заметить, как красиво вокруг. Все здесь противопоставляется активному дню – спокойная и тихая ночь, светлому теплому солнцу – темное небо и далекие холодные звезды. Вопреки традиции вечернего пейзажа, стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света — образом молнии.

В стихотворении «Вечер» очень много эпитетов, метафор, сравнений. Все они вместе создают природу на словах, которую каждый из нас может увидеть в любой момент, оторвав глаза от своих забот и переживаний. Удивительно подобранные метафоры во втором четверостишии дополняют эту картину чуть уловимыми оттенками переходного состояния природы.

В лирическом стихотворении поэта в каждой строке оживают свет и звуки, нежные тона и спокойное окружение. Поэт пытается показать своему читателю, что гармония в природе существует, что она вечная и ничто и никто не сможет одолеть или остановить ее. Афанасий Фет хочет показать каждому человеку, как в природе все просто, красиво и гармонично. Наверное, именно этим вещам и стоит поучиться современному человеку. Лирический герой способен остановиться, рассмотреть и увидеть красоту, простоту и душу природы, где зарождаются истинные чувства.

После прочтения удивляешься не только красоте природы, но и тому, как автор может описать это все словами, сделать все красиво и аккуратно, богато и насыщенно. Все глаголы в стихах как будто звенят и переливаются, перекрикиваются между собою и разносятся вокруг — прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось и так далее. Неживые предметы – солнце, ветер, вода – как будто реальные живые существа. Они способны чувствовать, двигаться, бежать, переживать, звучать.

Картина завершения вечера и наступления ночи очень метафорична, что придает ей какую-то особую прелесть, сказочность. Все в этом стихе в мире и взаимодействии, в добре и сказочности, в гармонии и красоте. Таким и должен быть мир, в котором мы живем. Прочитав это стихотворение, каждому захочется остановиться, своими глазами увидеть прекрасный вечер, описываемый в произведении.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Особенности произведения «Вечер»

Стихотворение «Вечер» Афанасия Афанасьевича Фета было написано в 1855 году. Посвящено оно описанию красоты и неповторимости природы, мира вокруг нас. Вместе с тем, в работе поэта прослеживается нотка печали и тоски, которые наложила на судьбу жизнь Фета. Критики говорят, что непростая жизненная ситуация и сложности в раннем возрасте повлияли на мировоззрение поэта. Творческая душа Фета стала видеть истинную красоту природы, простоту вокруг, нежность и романтичность.

В стихотворении «Вечер» автор описывает короткое мгновение дня – промежуток между завершением дня и началом ночи. Именно в этот магический и размытый момент автор и пытается восстановить читателю истинную картину красивого момента. Автор нежно и гармонично описывает картину вечера и все детали, которые его создают. Вечер — это как целый отрезок времени, но и в то же время, всего один момент, мгновение, в котором затаилась нежная и трепетная красота, доступная лицезрению каждого из нас.

Автор увидел солнце, которое опускалось на ночь за горизонт неба. Небеса были похожи на клубы дыма, а солнце своим ярким светом и блеском оставляло след. Когда читаешь этот стих, складывается ощущение, что вокруг тебя все оживает и играет красками, звуками и запахами природы.

Вечер не замирает и не стоит на месте, каждую секунду в мире и природе происходят изменения, особенная динамика, в которой гармонично сливается все, что нас окружает. Вот и лучи звучат над «ясной рекою», а уж через минуту – звенят «в померкшем лугу. Далее они прекращаются «над рощей немою» и «засветились на том берегу». Все здесь как будто играет, а также живет вместе с героем.

Автор старается передать читателю всю красоту природы в нескольких строчках, обратить его внимание на простые вещи и детали, показать, что даже в окружающей среде есть масса радости и счастья. Каждый элемент в работе Фета – как живой, он постоянно в движении и играет всеми звуками и красками

Например, река – это «живое существо», она «луками убегает на запад» и ничто ей не помеха и не препятствие. Все в этом стихе гармонично, красиво и весело.

Вечер – переходное состояние между днем и ночью, союзник, который объединяет их. На последнем выдохе дня и в начале жизни ночи появляется вечер, как необходимый момент, чтобы затаить дыхание и полюбоваться миром вокруг себя.«Вечер» Афанасия Фета описывает в столбцах всего одно мгновение, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая любому человеку. Но, к сожалению, не каждый хочет или может увидеть эту прелесть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: