Содержание стихотворения
Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) несет в себе черты сразу двух жанров: оды и элегии. Его лирический герой перечисляет памятники Царского Села, которые проплывают перед его взором. Это Чесменская колонна, установленная в память об успешной победе отечественного флота над турецкой армией в 1770 году, памятник, появившийся после успеха армады Румянцева опять над турками. На этот раз при местечке Кагул в том же 1770 году. В тексте стихотворения автор вспоминает славных и великих полководцев тех времен, их успехи и поэтов, которые их воспевали.
В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) герой задумывается о новом веке, который начался совсем недавно. И в нем уже случилось немало событий, потрясших Россию: нашествие войск Наполеона, сгоревшая Москва, покорение Парижа.
В финале своего произведения поэт как бы обращается к поэту нового времени Жуковскому, которого он называет скальдом России. Он призывает всех окружающих восхвалять будущие успехи русского народа.
Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) всегда направлен на высокую роль поэта в обществе, которую отмечает автор. Пушкин прямо заявляет, что каждой эпохе требуются не только полководцы и отважные солдаты, но и поэты, которые будут вдохновлять героев на их подвиги.
Похожая лирика других авторов
Одноименные творения были и у других авторов русской литературы:
- Есенин. Его «Воспоминание» было посвящено деду по материнской линии. Автор написал его в юном возрасте. Главный герой произведения выражал тоску и сожаление об ушедших молодых годах. Стихотворение проникнуто страхом Есенина перед грядущей старостью, нежеланием встречи с нею.
- Жуковский. Автор написал свое «Воспоминание» в жанре стихотворной миниатюры. Лирика посвящена друзьям поэта, которых уже нет рядом. В малом объеме (всего одно четверостишие) Жуковский сумел выразить свою признательность «спутникам», веру в бессмертие души и верную дружбу.
- Гумилев. Поэт Серебряного века придавал большое значение стилистике и фонетике своих творений. «Воспоминание» входило в ранний сборник Гумилева. Уже на том этапе прослеживался трагизм тонов и образов, созданных автором. Используя метафоры, поэт сравнивает душу человека с птицей, совершающей дальний перелет.
- Рылеев. Элегия «Воспоминания» посвящена автором своей жене. Поэт сожалеет об ушедшей молодости и былой любви. Романтизм произведения подчеркивают живые образы природы, ставшей свидетельницей свиданий двух молодых людей.
Тема воспоминаний часто проявляется и в творчестве современных поэтов. Пережитые человеком сильные эмоции не уходят «в никуда». Люди, одаренные поэтическими способностями, «переплавляют» живущие в душе чувства в стихи.
Жанр и композиция
Большинство литературоведов относят стихотворение к лирическому жанру. На это указывают особенности восприятия главным героем всего происходящего. Лирика автора в этом случае имеет философский уклон. Поэт рассказывает о своих размышлениях во время бессонницы. Пушкина переполняют эмоции, он:
- жалуется;
- трепещет;
- проклинает;
- предается воспоминаниям;
- мучается угрызениями совести.
Автор использует очень интересную стихотворную композицию, излагая всю суть в одном длинном предложении. Пушкиным используется перекрестная рифмовка с чередованием шестистопного и четырехстопного ямба. Применение этих инструментов придает стихотворению торжественность, основательность и одновременно живость.
Значение события
Этюд к картине Репина Уже на современников сцена, когда патриарх литературы (Державин умер через год) благословил 15-летнего лицеиста в свои преемники, произвела большое впечатление. В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, событие приобрело вид символической передачи творческой эстафеты от первого поэта XVIII века первому поэту XIX века.Одобрение Державина произвело огромное влияние и на самого Пушкина. Он неоднократно возвращался к нему в своих произведениях, а во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина» сказал своё знаменитое:
Эта фраза стала крылатой в значении символической передачи традиции от представителя старшего поколения его молодому коллеге.Средства выразительности
Это стихотворение действительно богато выразительными средствами. Так, поэт использовал:
- Эпитеты – “священный сумрак”, “родимая обитель”, “скоротечные восторги”, “сердечные сокровища”, “недоступные мечты”, “предел благословенный”.
- Метафоры – “до капли истощив раскаянья фиал”, “расточил сокровищ я сердечных”, “летит брадатая пехота”, “узы строгие наук”.
С помощью этих троп он создал торжественный настрой произведения, показал возвышенность дум поэта и его серьезный настрой.
Судьба текста
После экзамена Державин попросил, чтобы Пушкин прислал ему рукописный текст стихотворения. Второй экземпляр оказался у его родного дяди Василия Львовича. Так текст стал знаменитым и популярным.
В 1815 году стихотворение опубликовали в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей». В 1819 году, работая над первым собранием своих стихотворений, которое так и не вышло, Пушкин переработал текст. Из него он убрал упоминания про Александра I как спасителя Европы.
Включить его в сборник удалось только в 1825 году. Его отправили цензору, в результате в вышедшей книге его не оказалось
Считается, что цензор обратил внимание на то, что Пушкин убрал строфу, посвященную императору. А текст был хорошо известен именно в первоначальном виде
Этот факт не мог остаться не замеченным.
Кстати, в 1829 году поэт создал еще одно стихотворение под таким же названием. Оно начинается со слов «Воспоминаньями смущенный…». Путать эти два текста не стоит.
Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения соответствует его композиции.
В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».
Когда же речь заходит о ратных победах, встречается множество шипящих, твёрдых и звонких согласных, передающих настроение решительного натиска.
В стихотворении преобладают сложные предложения с рядами однородных членов. Действие приобретает динамичность за счёт использования глагольных рядов. Имеются предложения с побудительной интонацией и развёрнутыми обращениями.
Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом. Лексика и стилистика текста как будто позаимствованы из словаря Державина и Сумарокова.
Всего через несколько лет из-под пера Пушкина выйдут легчайшие для слуха и произнесения, ювелирно обработанные стихи. Этот контраст покажет масштаб языковой работы, проделанной поэтом, ставшим реформатором русского литературного языка.
Композиция
У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учебы стало для него по-настоящему родным местом.
Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет
Особенно его влечет Чесменская колонна, посвященная одной из самых значимых побед за всю русско–турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящен другому важному событию – победе при Кагуле
Наконец, третья часть стиха – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и все произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.
Тропы и образы
Высокий стиль создаётся старославянизмами стогны (улицы) града, влачатся, бденье
. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.
С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры (парки). Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.
В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток
. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции:угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слёзы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.
Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день – немые стогны града, полупрозрачная ночи тень
. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых – глаголов, обозначающих душевную работу героя:трепещу, проклинаю, жалуюсь, слёзы лью . Трём строкам противопоставлена кульминационная последняя:но строк печальных не смываю .
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
Когда для смертного умолкнет шумный день, И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет ночи тень И сон, дневных трудов награда, В то время для меня влачатся в тишине Часы томительного бденья: В бездействии ночном живей горят во мне Змеи сердечной угрызенья; Мечты кипят; в уме, подавленном тоской, Теснится тяжких дум избыток; Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток; И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю.
Основная тема и идея
Основная тема произведения — величие Российской Империи и воспевание ее воинских подвигов. Столь патриотичные идеи, скорее всего, появились в голове юного поэта из-за недавнего окончания Отечественной войны 1812 года.
Другая тема, которую поднимает в своем произведении автор — роль поэта в мире и обществе. По мнению Александра, именно поэзия способна вдохновить человека на свершение героических поступков.
Идеей произведения является утверждение величия Российской Империи. Проблема стиха — это место человека в истории. Лирический герой произведения понимает всю глубину и трагизм судьбы России, восхищается победами своих предков.