Юрий павлов блок и его «возмездие»

Александр блок

Темы

Тематика поэмы «Двенадцать» отражает все наиболее дискуссионные вопросы революционного времени:

  1. Основная тема произведения — революция 1917 года. Поэт с разных сторон показывает стихию революции. Это и разрушительная сила, и приятная мелодия. Революция полностью перевернула страну, заставила людей сменить ценности, по-иному относиться друг к другу. Не все приняли эти новшества, но большинство однозначно поддержало долгожданную справедливость.
  2. Тема религии — другой важный пласт произведения. По мнению Блока, только с Божьей помощью происходят все изменения в стране . Неслучайно «двенадцать» готовы идти на «мировую революцию», прося благословение. В конце произведения Исус Христос ведёт красноармейцев под своей опекой. Однако вера являлась опорой прежней власти, поэтому народ показательно отрекается от нее, срывает крест как символ мученичества, а терновый венец становится венчиком из роз. Все это говорит о том, что вера остается, но приобретает иную форму: люди верят в себя и свое светлое будущее, а не в идолов старого мира.
  3. В произведении также звучит тема мести . Месть становится разрушительной силой, которая приводит к гибели. Так, Петруха решается поднять ружьё на свою бывшую девушку Катьку. Он убивает героиню, стремясь осуществить возмездие за то, что та ушла от него.
  4. Тема смены ориентиров неотделима от темы революции. Она воплощается на примере Петрухи. Герою пришлось изменить своё мировоззрение, чтобы «подходить» под эпоху. Парень ожесточился, чтобы не казаться трусом на глазах у своих товарищей. Революция — время глобальных перемен, как в стране, так и в душе отдельного человека. Это период разрушения старого и сооружения нового.
  5. Тема любви тоже заняла свое место в поэме. Если раньше люди были вынуждены продавать свою любовь ради хлеба насущного, то в новом мире нет места низкому расчету и пороку. В то же время ради перемен необходимо отказаться от того, что раньше было любимым и почитаемым. В образе Катьки проглядывает сама «толстозадая» лубочная Русь, которую нужно убить ради ее же блага.
  6. Тема народа раскрывается со всех сторон: у Блока это не единый каркас страны, а разрозненные притоки одной реки. Какие-то из них совсем уже пересохли и скоро перестанут существовать, а какие-то наполнились свежей силой. Будущее есть у простого трудового человека, а вот у его угнетателя больше нет. Жертвой перемен станут и те, кто обслуживал элиту.

Анализ поэмы Блока «Возмездие»

В поэме «Возмездие» Блока о конце русского дворянства повествует, если воспользоваться словами самого автора, «тот, кто любил его нежно, чья благодарная память сохранила все чудесные дары его русскому искусству и русской общественности в прошлом столетии, кто ясно понял, что пора уже перестать плакать о том, что его благодатные соки ушли в родную землю безвозвратно. ». Блок прощался с этим прошлым, как герой другой его поэмы — с «соловьиным садом», где осталось многое, мучительно дорогое для него. Но всякое промедление в этом «саду» кажется ему тягостной, непростительной изменой иным, несравненно более высоким и благородным идеалам:

Опьяненный вином золотистым, Золотым опаленный огнем, Я забыл о пути каменистом,

О товарище бедном своем.

Сладостна соловьиная песнь, даже сами стихотворные строки как бы звенят ее звучными переливами и вариациями (опьяненный — опаленный, вином — огнем, золотистым — золотым).

Почему ж нам внезапно вспоминается пушкинское:

Шли годы. Бурь порыв мятежный Развеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Может быть, по контрасту? Ведь сюжетная ситуация в поэме чуть ли не обратная пушкинской: не во «мраке заточенья» томится ее герой, а напротив — в прекрасном саду, в объятиях красавицы, да и «товарищ» его — всего-навсего осел, послушно деливший с ним тяжкий труд:

Вдруг — виденье: большая дорога

И усталая поступь осла.

Но припомним давние блоковские строки, порожденные отзвуками революции 1905 года:

Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.

Кто взманил меня на путь знакомый, Усмехнулся мне в окно тюрьмы?

Ведь и там, и в родственном по пафосу стихотворении «Вот он — Христос — в цепях и розах. » «тюрьма» — это «соловьиный сад» беспечальной жизни. А невзрачный пейзаж, где «убогий художник создал небо» и где столь прозаически «на пригорке лежит огород капустный», волнует и притягивает так же, как простонародная незнакомка «в платочке ситцевом своем» («Твое лицо мне так знакомо. »).

Живейшая нравственная необходимость зовет поэта выйти «в путь, открытый взорам».

Без этого пути дни тянутся «без божества, без вдохновенья. ». Характерно, что много позже Блок назовет так свою статью о поэтах, которые, по его словам, «спят непробудным сном без сновидений. не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и о жизни мира вообще. ».

Приобщение к трагедии первой мировой войны еще более обострило блоковское чувство родины:

Да, ночные пути, роковые,

Развели нас и вновь свели,

И опять мы к тебе, Россия,

Добрели из чужой земли.

«Чужая земля» — это образ оторванности от родины, от ее забот и судеб. В биографической основе стихотворения — не только духовные метания самого Блока в «ночные часы» реакции, но и бурное увлечение его жены-актрисы модными театральными исканиями («Модернисты разлучают ее со мной. » — горестно говорится в дневнике поэта). В первые годы войны Л. Д. Блок работала в военном госпитале близ фронта, и это, по мнению мужа, должно было отрезвить ее от прежних пристрастий.

Но, конечно, смысл стихотворения несравненно шире эпизодов чьей-либо личной биографии:

Крест и насыпь могилы братской,

Вот где ты теперь, тишина!

Лишь щемящей песни солдатской Издали несется волна.

Эти строки перекликаются со знаменитыми стихами Некрасова: «В столицах шум, гремят витии, кипит словесная война, а там, во глубине России,- там вековая тишина». Как и у Некрасова, тишина противопоставлена здесь суете и шумихе, поднятой вокруг происходивших событий («. хвастовство в стихах и прозе оглушало, словно московский колокольно-медный звон»,- писалось об этом времени в издаваемом Максимом Горьким журнале «Летопись»).

Другие стихи Блока этих лет также пронизаны ощущением все возрастающего трагического напряжения:

Ставни с петель

При первой, газетной публикации это стихотворение называлось «Ветер». Вновь возникает перед нами этот «герой» блоковской поэзии, несущий с собой тревогу и смутные предчувствия. Пройдет меньше двух лет, и запев стихотворения — «Дикий ветер стекла гнет. » — окажется той ритмической «искоркой», из которой вспыхнет бурное пламя «Двенадцати»: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!»

Символизм в поэме «Возмездие»

В поэме «Возмездие» А.А. Блока символы возмездия взяты из разных культур и широко использованы для демонстрации идеи трагедии, в которой каждый человек за свои поступки отвечает со своей судьбой. За основу автор использует христианскую символику, показывая нам драматичную борьбу между хорошим и злом.

Ключевым символом в поэме является образ Ангела, который воплотил все ценности и добродетели. Ангел стоит на страже справедливости и наказывает тех, кто нарушает законы божественные или же прячет от чужих глаз свои грехи. А его противоположностью стал Дьявол, олицетворяющий зло и моральное разложение.

Однако в поэме проскальзывает мысль, что этих определений не хватает для полного понимания жизни и превращения души на путь истинный. В этом контексте поэт выделяет знак солнца, который символизирует Освещение и Духовное возрождение. Он является промежуточным звеном между Ангелом и Дьяволом, способствуя развитию человеческой души и укреплению ее.

Другие символы, используемые в поэме, — это дерево и птицы на нем. Дерево символизирует жизненный цикл, а птицы на ветвях — это образ распятых душ, лучи света, которые помогают человеку найти светлый путь в жизни.

В целом, символизм в поэме «Возмездие» яркий и эмоциональный, заставляющий читателя задуматься о важности выбора пути в жизни, и о том, как в конечном итоге каждый из нас будет вознагражден или наказан в зависимости от своих поступков

Современный взгляд на «Возмездие»: актуальность и интерпретации

А.А. Блок — классик русской литературы, но его произведения остаются актуальными и в нашей современности. Поэма «Возмездие» не исключение. Разные поколения читателей и критиков находят в ней разные темы и символы, а общая идея возмездия за грехи прошлого действительно всегда актуальна.

Одной из интерпретаций стихотворения является его отнесение к современным политическим реалиям. Возмездие за грехи предков можно воспринимать как стремление преодолеть многовековое бремя культурных и исторических несправедливостей. К слову, в России сейчас происходит активное обсуждение проблем, связанных с наследием Советского Союза и революционного прошлого. Таким образом, «Возмездие» воплощает в себе важную идею мирного преодоления противоречий в обществе.

Другая интерпретация подходит к поэме в контексте поисков смысла жизни и справедливости в ней. Главный герой терзается ради спасения великой идеи от эгоизма, но уступает собственной слабости и страху перед смертью. Получается, что любой путь к правде и справедливости начинается с самопожертвований и борьбы с собственными слабостями. Такое сообщение актуально не только в поэзии, но и в социальной психологии и философии.

Основные актуальные интерпретации поэмы «Возмездие»:

  1. Возмездие за грехи прошлого в контексте современных политических реалий.
  2. Поиск смысла жизни и справедливости в борьбе со слабостями.

Символика и мотивы в поэме

Символы и образы являются важной частью поэмы «Возмездие» А.А. Блока, они передают не только конкретные смыслы, но и отражают общую тему произведения

Одним из основных символов является крылья: они символизируют высшее человеческое стремление — желание возвышаться над земными преградами и достичь духовных ценностей. Крылья также являются мотивом свободы, силы и независимости.

Другим важным символом является камень. Он символизирует силу, стабильность и неизменность. В поэме камень становится мотивом вечности: он остается неизменным, в то время как жизнь людей и мир вокруг него меняются.

Тема времени в поэме соединена с мотивом скорости движения. Различные образы, такие как лошади, поезда, дают понимание того, что время бежит очень быстро и нельзя остановить его. Эта тема также отражает жизненную позицию автора, который считал, что только ускорение движения может помочь человеку достичь своих целей и уберечься от возмездия.

Бог и религиозность тоже играют важную роль в поэме. Бог и ангелы являются символами света и добра, противоположностью тьмы и зла. Они помогают героям осознать, что только благородные действия, милосердие и любовь могут стать защитой от возмездия.

  • Крылья — высшее человеческое стремление
  • Камень — сила, стабильность, вечность
  • Тема времени — скорость движения
  • Бог и религиозность — символ света и добра

Символы поэмы и их значение

Возмездие символизируется в поэме через образы богини Немезиды и Эрины. Немезида является богиней мести и наказания за преступления. Она гоняет всех нарушителей кары и нестираемых грехов. Эрины, или фурии, преследуют виновника, заставляя его испытывать ужас и страдание. Образы этих божеств указывают на то, что Блок хотел акцентировать на персональной отвественности каждого за свои действия.

Кроме того, символами поэмы являются образы лошадей и птиц. Лошади отражают чистоту и элегантность, но при этом упоминается грязь и пыль, что указывает на то, что даже эти мощные и красивые животные не избежат судьбы и несчастий. Птицы указывают на убийство, которое было совершено, и, возможно, на то, что их песня служит напоминанием о прошлых ошибках и жестокостях.

Дерево жизни – это другой образ, который часто встречается в поэме. Это символ, который указывает на скоротечность жизни и необходимость понимания каждым человеком своей роли в жизни. Дерево жизни поэмы А.А Блока напоминает читателю о том, что все, что мы делаем – оставляет следы и имеет последствия.

Руда также играет важную роль в символике поэмы «Возмездие». Она отображает неизбежность смерти и указывает на то, что даже самые сильные в конечном счете будут побеждены временем и смертью. Руда также может быть интерпретирована как символ трудностей, которые человек должен преодолеть и на которых ему нужно сосредоточиться, чтобы достичь успешного и счастливого существования в жизни.

Анализ поэмы «Возмездие» А.А. Блока: сюжет, символизм и философия

Поэма «Возмездие» А.А. Блока повествует о бессмысленности насилия и жестокости и о том, что в конце концов это приводит к катастрофе. Главный герой поэмы пробудился в безлюдном мире, где он не смог найти своих близких и знакомых. Он проникается чувством одиночества и боли и обращается к высшим силам и божествам за помощью.

Символизм в поэме «Возмездие» является ключевым моментом. Так, главный герой поэмы символизирует человека, который потерял своё человеческое лицо в результате жестокости и насилия, а окружающий безлюдный мир символизирует утрату духовности и гармонии. Всё это является негативным результатом действий человека.

Определенную роль в поэме играет философия. Она выражается идеей о том, что насилие и жестокость не приведут к ничему хорошему и могут привести к катастрофе в человеческом мире. Текст поэмы наполнен философскими оттенками, которые находят своё отражение в символизме и сюжете.

  • В целом, поэма «Возмездие» А.А. Блока – это произведение, наполненное символизмом, философией и эмоциональным насыщением.
  • Сюжет в поэме построен на идеи о бессмысленности насилия и жестокости и о том, что это может привести к катастрофе.
  • Символизм является ключевым элементом в поэме и символизирует утрату духовности и гармонии.
Аспекты произведения Примеры из текста
Сюжет «Главный герой поэмы пробудился в безлюдном мире»
Символизм «Окружающий безлюдный мир символизирует утрату духовности и гармонии»
Философия «Идея о том, что насилие и жестокость не приведут к ничему хорошему»

«Возмездие», анализ поэмы Александра Блока

Когда поэт стремится выразить свои чувства, он пишет стихотворение. В небольшом произведении может быть заключена целая жизнь, как в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил. ». Но если поэту мало просто выплеснуть свои эмоции, если он стремится запечатлеть исторические события или целую эпоху, на помощь приходит уже лиро-эпический жанр — поэма.

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отражена эпоха посткрепостнической России, а в поэме А. Т. Твардовского «По праву памяти» нашла отражение вся сталинская эпоха. Русский поэт-символист Александр Блок тоже создал дело всей жизни — поэму «Двенадцать». посвященную Октябрьской революции 1917 года, где выразил свое символистическое отношение к этому историческому событию. Но гораздо раньше он начал работать над другой поэмой — «Возмездие» .

В 1909 году умирает в Варшаве Александр Львович Блок, отец поэта, с которым, по сути, сам Александр почти не общался, в силу сложившихся семейных обстоятельств. Но вернувшись с похорон, поэт задумывает поэму «Возмездие». Взяв за основу судьбу своего рода, Блок стремился создать грандиозное произведение, своеобразный роман в стихах, новую «энциклопедию русской жизни», как когда-то Пушкин в «Евгении Онегине».

Предполагалось, что это будет широкое повествование, охватывающее события русской и европейской истории с конца XIX до начала XX века. Повествование о судьбе «рода» должно было перемежаться различными лирическими и философскими отступлениями, описывать портреты десятков действующих лиц.

Блок читал в присутствии друзей-символистов пролог и первую главу «Возмездия». И если одних она поразила свежестью восприятия истории, предметностью, бытовыми зарисовками — всем тем, что, по существу, было запретным для символистов, то Андрей Белый, Вяч. Иванов и другие апологеты этого течения «метали громы и молнии». Они увидели разложение, результат богоотступничества, преступление и гибель. Блок не умел защищаться, он был подавлен, и поэма, оставшись незавершенной, легла в стол, где и пролежала почти до самой смерти. Только в 1921 году Блок вновь обращается к незаконченной поэме, чтобы если не закончить, то хотя бы привести в порядок. Так формально она и осталась недописанной, ведь во все академические сборники вошли только пролог, первая глава и незаконченные обрывки второй и третьей.

В «Предисловии», написанном перед смертью, Блок объяснил замысел поэмы и ее название, использовав слова Г. Ибсена «Юность — это возмездие». Он написал, что в 1921 году, когда революция уже произошла, нет смысла заканчивать поэму, «полную революционных предчувствий». Поэма должна была состоять из пролога, трех больших глав и эпилога, а каждая глава должна быть «обрамлена описанием событий мирового значения», чтобы «они составляли её фон».

Пролог начинается с обращения к художнику, который должен верить в «начала и концы», ведь ему «дано бесстрастной мерой измерить все», что он видит. Он призывает :

Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен.

В конце пролога звучит мысль о роде, о том, что это единая цепь, что каждое звено цепи — отражение в сыне отца, а два-три звена — это «новая порода». Конечно, он имел в виду и своего отца, которого почти не знал и полюбил, увидев мертвым в гробу.

Первая глава поэмы. посвященная «веку девятнадцатому, жестокому веку». описывает события 70-х годов, когда развивалось народовольчество и в одной из либеральных семей появился молодой красавец, похожий на Байрона и демона одновременно. Всем современникам было ясно, что это отец Блока, Александр Львович. В поэме нашел отражение реальный эпизод из жизни, когда его красоту отметил сам Достоевский и даже хотел сделать его героем одного из своих романов.

Этот «демон» постепенно обосновался в интеллигентной семье, а потом «скромно руку предложил» младшей дочери и «в даль увез ее с собой» — в Варшаву, где после защиты диссертации принял кафедру. Через два года дочь вернулась без него, но с сыном на руках. Вторая глава поэтому посвящена сыну «демона» — «бесчувственному сыну нашего века» .

Третья глава описывает, как закончил жизнь отец, как изменился этот яркий «демон». Действие разворачивается в Варшаве, где действительно жил и умер Александр Львович. По замыслу поэта, над свежей могилой отца его сын должен был бы восстановить утраченное звено родовой цепи — уступить место уже своему сыну. Но так получилось, что в год, когда умер отец, умер и новорожденный сын Блока и его жены, Любови Дмитриевны. Возможно, из-за этого поэма так и не была закончена.

В поэме «Возмездие» Блок выступил прямым наследником пушкинского реализма: он описал конец русского дворянства, но расставался с этим прошлым без излишней скорби, понимая, что история идет вперед, а «мир всегда прекрасен» .

«Итальянские стихи», «Разные стихотворения», «Арфа и скрипки», «Кармен»

Цикл «Итальянские стихи» в третьем томе кажется чужеродным. В этом сборнике поэт определяет позицию «чистого искусства» как «творческую ложь». Еще одним вопросом, которым задается поэт и ставит в сборнике – это вопрос о соотношении культуры и цивилизации. В современной цивилизации Блок видит бездуховно, следовательно, разрушительное начало. В стихах этого цикла тесно переплетены мотивы отчаяния, горечи, надежды, любви и веры в силу искусства. Стихотворения сборника были написаны под впечатлением поэта от путешествия в Италии, которое было попыткой преодолеть тяжелый душевный кризис.

В цикле «Разные стихотворения» содержатся произведения на разные темы. Здесь и стихи на тему «поэта и поэзии», и тема поиска. Тематический диапазон цикла «Арфы и скрипки» чрезвычайно широк. Верность либо неверность человека «духу музыки» может быть выражена в разнообразных проявлениях, от душевных взлетов до ее падения перед «страшным миром».

Цикл «Кармен» посвящен оперной певице Л. А. Дельмас. В нем Кармен – идеал возлюбленной.

Время создания произведения. Тема, проблема, идея поэмы

Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком в январе 1918 года, всего два месяца спустя после Октябрьской революции. Произведение было создано всего за несколько дней, на окончательную доработку поэмы потребовался всего месяц.

Тематика поэмы «Двенадцать» нетипична для Блока и весьма своеобразна. А. Блок был идеалистом. После событий 1917 года в творчестве поэта наступил перелом, поэт осознал, что реальность более груба и жестока, чем его идеализированные представления о ней. Из-за такого болезненного столкновения с реальной действительностью поэт стал работать совершенно по-новому, его произведения выражали надрыв в его восприимчивом сознании.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 430 руб.
  • Реферат Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 280 руб.
  • Контрольная работа Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Главной темой произведения является тема революции.

Замечание 1

В понимании поэта переворот – это разрушительная стихия, о чем свидетельствуют образы вьюги и ветра.

Представители старого мира оказались в новом мире лишними, они мечутся и не находят покоя. «Буржуй» в поэме сравнивается с плешивым бродячим псом. Буря лишила этих людей имени, положения и крова, они разметались, словно снежные хлопья. Анархический характер идеологии двенадцати и их поступков подчеркивает неуправляемую, необузданную энергию, стихийность общественного движения революции.

Кроме темы революции Блок поднимает темы мести и невежества. Тема мести в произведении раскрыта в действиях отряда, вспоминающего старые счеты с Катькой и Ванькой. Расправа продиктована личными мотивами обиды и ревности.

Тема невежества прослеживается на уровне стилистики произведения, вобравшей в себя уличный жаргон, блатные песни и частицы фольклора.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Проблематика поэмы драматично отражает социальные катаклизмы той эпохи. В поэме рассматриваются такие проблемы, как:

  • Аморализм
  • Гибель старого мира
  • Проблема нигилизма
  • Нищета, запустение страны.

Проблема аморализма раскрывается в убийстве Катьки, в равнодушном отношении к убийству двенадцати. Герои поэмы враждебно настроены против традиционной морали и намеренно идут против нее. Убийство Катьки можно трактовать следующим образом. В первой трактовке Катька – это символ порока, который двенадцать искореняют. Во второй трактовке смерть Кати символизирует первую кровь невинной жертвы. Это мрачное пророчество грядущей кровавой войны, в которой пострадают тысячи невинных.

Символами старого мира являются буржуи, дама в каракуле, Ванька. Эти персонажи подвергаются жестокому преследованию. Бабка – это символ отжившего свое старого мира.

Поэма Блока – это глубочайшее истолкование действительности. Здесь отражены реальные события. Главная мысль поэмы состоит в том, что Блок выразил собственные взгляды на сущность культуры и цивилизации, на историю.

Анализ финала поэмы «Возмездие» (А.А. Блок)

Интерпретация

Финал произведения «Возмездие» А.А. Блок дает возможность различным интерпретациям. Одни критики рассматривают его как уничтожение старого мира и возрождение нового, другие видят в нем просто печальное завершение жизни главного героя, Демона.

Важно отметить, что смерть Демона стала событием, которое ознаменовало конец эпохи духовного кризиса. Отделяясь от жизни, он фактически выходит за пределы человеческого мира, оставляя позади свои недостатки и проблемы

Поэтому его путь наверх можно рассматривать как символ возрождения духовных ценностей.

Но есть и обратная точка зрения, что финал является грустным завершением великого героя, который так и не смог найти своего места в жизни и найти свою истинную любовь. В этом случае путь Демона вверх становится символом его отрешенности и одиночества.

Таким образом, финал «Возмездия» оставляет простор для различных трактовок и интерпретаций, что является одним из преимуществ этого произведения.

Символы

Финал «Возмездия» содержит в себе также несколько символов, которые обогащают его значение.

  • Путь вверх может рассматриваться как символ Демона, пытающегося изменить свою жизнь и стать лучшим. Он символизируют заботу о духовном развитии.
  • Паутина может трактоваться как символ сложных межличностных связей, которые вынесли героя на край. Она также может являться отсылкой к решению сложных задач и непростых ситуаций.
  • Стрекоза является символом летнего времени и прожитого времени, а также может символизировать невозможность замедлить время.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: