Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь»
Стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» — проникновенное раскрытие внутренней драмы лирического героя через описание деталей зимней ночи. Это произведение глубоко художественно и психологично, каждая деталь в нем — проникновение во внутреннее состояние героя через описание его восприятия зимней ночи. Уже первая строфа стихотворения демонстрирует нам это — описание зимней ночи здесь дается с помощью эмоционально окрашенных, «психологически нагруженных» лексических средств: Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал. На земле зима, и дым огней бессилен Распрямить дома, полегшие вповал. Мы понимаем, что герой почти трагически воспринимает наступление ночи, для него она принимает колоссальные масштабы – «на земле зима». Это время года становится для лирического героя синонимом безжалостной стужи и тьмы, мы догадываемся, что это относится и к его внутреннему состоянию. Далее эта, главная, тема получает свое развитие. Вторая строфа – описательная, дающая нам сведения о лирическом герое: из нее мы узнаем, что он гувернер в старом дворянском доме. Сейчас, ночью, герой остался совершенно один, потому что «спать услал ученика». Герой стремится спрятаться, «укутаться» в старом доме, занесенном снегом по самые окна. От чего же он бежит? От кого прячется? Оказывается, лирическому герою не дает покоя его собственная память. Он умоляет ее: Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй И уверь меня, что я с тобой — одно. Но память бесжалостна. Тогда герой начинает с ней виртуальный диалог: Снова ты о ней? Но я не тем взволнован. Кто открыл ей сроки, кто навел на след? Тот удар — исток всего. До остального, Милостью ее, теперь мне дела нет. Эта, предпоследняя, строфа становится самой главное в стихотворении – она раскрывает причину страдания героя, причину «зимней ночи» в его душе. Лирический герой ранен – мы понимаем, что в его сердце и памяти образ некой женщины, которую он любит, но по каким-то причинам не может с ней быть. Чувство лирического героя сильно и искренне, больше того – оно судьбоносно, фатально. Именно поэтому он утверждает, что «тот удар — исток всего». Этот «удар» свершился, он стал роковым в жизни героя, кроме него, этого человека теперь ничто не интересует. О каком ударе идет речь? Возможно, так лирический герой называет чувство, вспыхнувшее в его сердце. Это чувство перевернуло все в нем, заставило переосмыслить жизнь, ее ценности и законы. А возможно, удар – это разрыв, расставание, после которого жизнь для героя закончилась, и он спрятался в этот старый дом, чтобы здесь, под покровом снега, «зализывать свои раны». В любом случае, в его душе царит зима. И пейзаж, который герой видит за окном, соответствует его состоянию, вторит ему. Конечно, мы понимаем, что сам лирический герой «окрашивает» зимний ночной пейзаж в мрачные, неприютные тона, но это как нельзя лучше передает его внутреннее состояние: Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин Вмерзшие бутылки голых, черных льдин. Булки фонарей, и на трубе, как филин, Потонувший в перьях нелюдимый дым. В этой строфе, с помощью метафор, поэт создает сюрреалистический пейзаж («Вмерзшие бутылки голых, черных льдин», «на трубе, как филин, Потонувший в перьях нелюдимый дым»), рисует жуткую, мрачную ночь – душевные страдания лирического героя. Таким образом, название стихотворения и описание зимы в произведении становятся символическими, глубоко психологическими – они призваны передать внутреннюю драму лирического героя. Сделать это помогают художественные средства стихотворения. Прежде всего, яркие и необычные метафоры и олицетворения: «Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал»; «дым огней бессилен Распрямить дома, полегшие вповал»; «Булки фонарей и пышки крыш»; «Вмерзшие бутылки голых, черных льдин», «Булки фонарей, и на трубе …Потонувший в перьях нелюдимый дым». Эти лексические средства превращают зимнюю ночь в живое существо, мистическое и зловещее – будто из готических сказок. Все это способствует созданию определенного настроения, передачи определенной атмосферы в стихотворении. Сделать это помогают и синтаксические средства стихотворения: эллипс («Но — наглухо портьеру»); обращения («Память, не ершись!»); анафора («Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал»); неполные предложения («и черным По белу в снегу — косяк особняка») и т.д. Большое значение имеет в этом произведении и цветопись: здесь «царят» черный и белый цвет как символ борьбы добра и зла, света и тьмы, как символ хаоса, царящего в душе лирического героя.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Анализ стихотворения б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»
Это произведение входит в цикл
стихотворений Юрия Живаго, помещённый
в конце романа «Доктор Живаго» под №
15 – в самой середине цикла.
Произведение построено на контрасте.
Холоду пространства и времени противостоит
тепло дома, любви и творчества. Это
противостояние получает художественное
выражение в двух рядах рефренов. Первый
из них связан с образом февральского
холода и метели («мело, мело по всей
земле…» в разных вариантах), а второй
– с образом свечи в тёплом доме («Свеча
горела на столе…»).
Рефрен о свече встречается 4 раза, причём
всякий раз – со всё большей силой и
настойчивостью — в ответ на непрестанную
метель и усиливающийся за окном холод.
Свеча – образ и реальный, и символический,
понятие многогранное. Это – и символ
памяти, и примета праздника, и излучатель
тепла, и составляющая уюта в доме, и
символ любви, и показатель скоротечности
человеческой жизни по сравнению с
бесконечностью времени и пространства,
и, наконец, предмет, сопутствующий
поэзии, творчеству. Свеча словно соединяет
вечность с сиюминутностью: неограниченность
пространства в начале стихотворения
(«по всей земле») сочетается с
ограниченностью времени в конце («…весь
месяц в феврале…»).
Действие переносится из космического
хаоса, из природного пространства в
конкретный дом, из бытия в быт с реальной
земной ситуацией, а затем обратно. Всё
это весьма напоминает по композиционному
решению стихотворение А.С.Пушкина
«Зимнее утро» (кстати, есть перекличка
и одновременно полемика даже в самих
названиях стихотворений двух великих
поэтов). Однако у Пушкина душа героя
стремится от «весёлого треска» печи и
«янтарного блеска» комнаты – в свободное,
яркое и красиво-спокойное природное
пространство, где подлинная жизнь,
подлинное движение, а дремлющая
«красавица» не способна понять и
разделить этого порыва лирического
героя. У Пастернака — наоборот: природное
пространство за окном холодно и жутковато,
как вечность, а комната со свечой –
место спасения от этого холода подлинной
жизнью, любовью, теплом, поэзией.
Художественное впечатление усиливается
целым рядом художественных приёмов,
помимо повторов и контрастов. Можно
отметить такие приёмы, как:
метафоры (2-я, 3-я и другие строфы);
эпитеты и сравнения (2-я, 4-я, 6-я строфы);
олицетворения (3-я и 4-я строфы);
аллитерацию: преобладают свистящие и
шипящие согласные, символизирующие
противостояние свиста метели и горения
свечи, снежной мглы и жара соблазна.
И всё-таки, если определить в стихотворении
главное, то следует признать, что
Пастернак пишет о любви, причём, любви
гармоничной, не чурающейся единством
духовной и физиологической стихий. Вот
почему в центре стихотворения образы
скрещивающихся рук и ног, скинутых
платья и башмачков. Причём святость
любви и «жара соблазна» подчёркивает
образ креста, повторенный в разных
лексико-грамматических вариантах в 4-й
(«скрещенье») и 7-й строфах («крестообразно»).
Таким образом, знаменитое стихотворение
Б.Л.Пастернака и одновременно литературного
персонажа Юрия Живаго художественно
утверждает мысль о том, что человек
способен преодолеть, растопить холод
судьбы только теплом любви и поэзии.
Темы и настроение
Безусловно, стихотворение указывает на начало нового этапа в жизни Пастернака как поэта. Можно даже заявить о новом уровне поэтической зрелости. Автор смотрит на мир как бы сверху, из-под облаков. Эта тема взгляда с высоты, и не только глазами летчика, спешащего по своему обыденному летному маршруту, но и «глазами» звезд и планет, которые «глядят» на беспокойное земное хозяйство с бесконечного далека – красной нитью проходит через все стихотворение. Через этот взгляд передается тема непостижимой власти. Ею обладает пилот, покоривший природу человека, имеющий возможности, недоступные обывателю. Ею обладают таинственные космические тела, имеющие более грандиозные масштабы, чем наша планета. И, наконец, ею обладает творец, чей разум может созидать и создавать новые жизни, истории и миры.
Другая важнейшая для Пастернака тема, возможно и являющаяся основной в этом произведении: задача художника в жизни общества. Он не улетает за облака, если он «уснёт», последствия не будут катастрофическими, но и у него есть долг – его служба неимоверно важна.
История создания стихотворения
Этот стих появляется впервые в книге Б. Пастернака «Доктор Живаго». И в романе он стоит вначале сборника стихотворений Юрия, основного героя. Достоверно невозможно указать точное время возникновения данного произведения, а сам роман писался в течение десяти лет. Критики разделились на два лагеря – первые считают, что рассматриваемый нами стих был написан к концу всего романа, а другие – что он был сочинен в начале, а в качестве довода указывают на последнюю любовь Пастернака – Ольгу Ивинскую.
Роман на просторах Родины изначально принимался в прессе в штыки, поскольку цензура считала текст антисоветским. Однако в западных странах он снискал популярность, и поэта даже удостоили Нобелевской премии, от которой он отказался, но это, однако, его не избавило от притеснения и преследования правительством СССР. И поэтому роман увидел свет в нашей стране только в конце 80-х годов 20 века.
Средства художественной выразительности
Произведение изобилует тропами. Это метафоры (тает ночь), эпитеты (спящий мир), сравнения (Став крестиком на ткани), гипербола (В пространствах беспредельных), олицетворение (Венера или Марс глядят), неоднократная анафора (Не спи, не спи, работай).
Следует так же обратить внимание, что анафора в двух заключительных четверостишиях сливается с антитезой, что особенно необычно. Это одномоментное использование двух и более видов тропов значительно усиливает впечатление от прочитанного
Для усиления экспрессии автор пользуется также таким сильным выразительным средством языка как бессоюзное номинативное перечисление.
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Вопросы к анализу стихотворения
На каком контрасте построено
стихотворение?
В каких рефренах и образах выражается
это противостояние?
Какой символический смысл вкладывает
поэт в образ свечи?
Как в стихотворении соединяется
вечность с сиюминутностью?
Что предпочитает лирический герой
Пастернака – холод вечности за окном
или тепло жизни в комнате?
Приведите примеры метафор, эпитетов,
сравнений. Как они усиливают смысл и
чувства?
Какие согласные звуки и почему
преобладают в стихотворении?(Аллитерация)
Дважды в стихотворении в разных
лексико-грамматических вариантах
повторяется образ креста. Что он
символизирует?
Какова же главная мысль стихотворения?
Анализ стихотворения. Бориса Пастернака “Зимняя ночь”
Зимняя ночь. Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом. свеча на столе.
В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. Но этот ответ не однозначен.
Давайте вернёмся к стихотворению и посмотрим, что хотел сказать автор читателю, какие мысли он выразил в стройной череде строк.
Это произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью построено на приёме антитезы, то есть на противопоставлении. Рефреном из строфы в строфу следует двустишие:
Свеча горела на столе,
Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже
Вздымал, как ангел, два крыла
Жар, огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи – светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки является антитеза огня и льда.
Обратим внимание на первую строфу:
Мело, мело по всей земле
Свеча горела на столе,
Первые две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот:
Как летом роем мошкара
Слетались хлопья со двора
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Противостоянием дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой человеческой души – свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь совсем иной. Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы не могут окончательно победить маленький огонёк, этот светоч надежды. Последняя строфа повторяет первую:
Мело весь месяц в феврале,
Свеча горела на столе,
Последние две строки совпадают, но не первые
Обратим на них внимание. В первой строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью
Это подчёркивается повтором: “мело, мело. ” В последней строфе уже поставлены чёткие временныRе рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело” не повторяется. Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная строка – “свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды. Эта борьба, порой житейская, порой неоправданная, заканчивается в пользу чистого источника света, храбро отстоявшего своё право на жизнь. Именно противостояние жизненным бурям как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей произведения. Её раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска произведения. Если мы внимательно приглядимся к нему, прислушаемся к звучанию слов, то поймём, что она очень ярка и красочна. Стихотворение написано ямбом “старинным, допотопным”, по словам В. Ходасевича, более всего отражающим сильную эмоциональную окраску стиха. Казалось бы, что в этом такого? Ямб традиционный, четырёхстопный. Но посмотрим на вторую и четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены. Здесь всего две стопы. К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не случайно. Используемые приёмы являются красками в палитре поэта для придания яркости эмоциональному настрою стихотворения. Строки укорочены – и вот антитеза огня и льда выделена, обращает на себя внимание. Но жестокости и грубости здесь нет. Этому способствует приём аллитерации:
Или в другой строфе:
Средства выразительности
При создании этого стихотворения автор использовал широкий набор выразительных средств. Отметим последовательно тропы, употребленные в тексте.
Произведение строится на антитезе, в которой противопоставлены два образа – образы тепла и холода.
Это рефрен «Свеча, горела на столе, Свеча горела».
При анализе текста мы находим инверсии – «падали два башмачка», «ложились тени», «слетались хлопья».
Аллитерации в 1-ых строфах – много звука «Л», который как бы делает происходящее более плавным и словно погружает в полет.
Эпитеты – «снежная мгла… белая», «озаренный потолок».
Сравнения – снежинки с мошкарой, жар и ангел:
Метафоры – скрещенье судьбы, «воск слезами с ночника.. капал», «жар соблазна».
Олицетворение – метель, лепившая на стекле, ложившиеся тени и седая мгла.
Эти и другие средства языковой выразительности делают стих «Зимняя ночь» плавным, напевным, проникновенным.
Вариант №4
Самое романтичное стихотворение Бориса Пастернака – это, несомненно «Зимняя ночь» из романа «Доктор Живаго». «Тетрадь Юрьевых писаний» — цикл, в который входит этот шедевр лирики – классика мировой литературы. Нельзя приписать её ни к одному конкретному течению, она и философская и в то же время любовная.
Точно никто из литературоведов не смог определить, когда же было сотворено это стихотворение. Некоторые предположительно относят его к 1946 году.
Любовь и природа неразрывно связаны между собой. Человеческие души, судьбы, страсти и страдания переплетаются воедино, что передано метафорами «скрещенья рук», «скрещенья ног». Символизмом навеяны бессмертные строки: «судьбы скрещенья». Это крест – тяжёлая ноша, которую несут лирические герои, не упоминаемые, но незримо присутствующие: «два башмачка».
Вся картина стихотворения, словно краски на холсте импрессиониста. Нелепые, но говорящие мазки складываются в непонятные силуэты. Внутренняя буря смешивается с внешней средой. Противоречие души и оболочки вытекает в угнетающую атмосферу.
Сюжет построен на приёме антитезы. С одной стороны горячая свеча, словно неспокойная душа, просыпается через каждое четверостишье, а с другой вьюга и метель за окном, остужает пыл и старается погасить слабенькое, но стойкое пламя.
Свеча – символ любви, желания жить во имя прекрасного чувства, быть способным противостоять всему миру, когда он настроен против лирического героя. Метафора «жар соблазна» — яркая и живая страсть, по сути, противопоставлена тихой и нежной свече. Порок противопоставляется христианству, что проявляется и в лексике: «соблазн» — «крестообразно».
«Слетались хлопья» — инверсия (и олицетворение), показывающая мрак окружающего мира, стремящийся погубить ростки надежды лирических героев. «озарённый потолок», «снежная мгла» показывают воспалённое нездоровое сознание влюблённых. Звуки «м», «н» собираются в аллитерацию, создающую неповторимые символы.
Простота слога сочетается с незамысловатостью ритма. Строки чётки, будто обрублены, что хорошо передаётся четырёхстопным ямбом. Динамика и обрывистость также характерны и для перекрёстной рифмовки с чередованием разных типов рифмы. Приглядевшись можно заметить укороченность двух строк – перебивку ритма. Экспрессия и энергия так и выливаются из них на белый лист бумаги.
Рефрен: «Свеча горела на столе. Свеча горела» звучит как вечное утверждение в том, что чувства не поддаются тлению, и их нельзя ничем сломить.
Литература 11 класс кратко по плану
Идея
Ночь всегда тревожна, по сути. Метафорическое яркое выражение «горят материки» призвано вызывать беспокойство у читателя, и даже понимание того, что горят они мирным светом уличных фонарей, не снижает чувства тревоги. Сплетение анафоры и сильного эпитета: «страшный, страшный крен» усиливает беспокойство, и только привычный для жителя внуковского пригорода мирный звук планирующего самолета снижает тревожность и практически дарует покой.
Жизнь идет своим чередом, не спят разделенные океанами, границами и политическими разногласиями кочегары, бармены, железнодорожники, парижские актеры, художник в своем чердачном жилище и невидимый за облаками летчик, взлетевший с внуковского аэродрома. Все они бодрствуют, работают, творят и, как греческий Антей, удерживают мир на своих плечах, спасая от безумия и краха.