Человек и природа в поэзии Хлебникова
Для поэта, чье детство прошло на лоне природы, в астраханских степях, тема взаимоотношения человека и природы была очень важной. В своей поэме «Зверинец» Хлебников говорит об отношении человека к окружающему миру
А фантастическая поэма «Журавль» — это протест против превращения человека в вещь, это бунт против власти техники. Хлебников в научно-техническом прогрессе видит угрозу человеку и природе. Громадный журавль – подъемный кран – в поэме становится символом беды, настоящим властителем города, убивая все живое.
Поэт в своем творчестве проявляет интерес:
- к социальным вопросам современности;
- к научным открытиям;
- к событиям исторического значения.
Так, в стихотворении «Алферово» Хлебников пытается проанализировать историю России. Множество великих русских полководцев отдали жизни служению Родине, и их слава не померкнет в веках.
Поэт видит внутренний раскол в стране и призывает вспомнить былую славу и мощь державы.
Творчество поэта контрастно, но с годами в нем четче проступает интерес к общечеловеческим ценностям. Для многих поздних стихотворений Хлебникова характерны наивная чистота, пронизанная ощущением радости и красоты жизни. Вместе с этим в них чувствуется точность, мудрость, горькая ирония человека, понимающего, что жизнь в своей основе трагична. Хлебников считает, что существующий мир приобретателей необходимо разрушить и создать союз «изобретателей», людей-братьев, занятых созиданием, творчеством, обновлением родины.
С футуристами Хлебникова сближали неприятие действительности и разрушение традиционных художественных форм, но его обращение к прошлому, к языческой Руси, его идеи, «закон времени» были далеки от кубофутуризма. Парадоксально, но Хлебников, которого считают основоположником футуризма, во многом оказался от него далеким.
Стихи Хлебникова: особенности произведений и новаторство
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885 — 1922) – один из основателей футуризма, сумевший открыть красоту слова «не бытия и жизненных польз», создать «грядущий мировой язык», который сможет соединить людей. Современность вызывает у Хлебникова неприятие, стремление преодолеть земной хаос. Надежда на единение творящих людей в лоне всевременной Матери-природы, одухотворенной человеческим трудом, приводит поэта к мысли создать общество Председателей Земного Шара, объединяющее поэтов, тайновидцев, пророков. Цель словесных опытов — открыть первичные элементы языка и дать людям новый инструмент, служащий человеческому единству.
В своих произведениях Хлебников использует образы и темы из совершенно различных сфер жизни. Он обращается к фрагментам архаичных мифов, к описанию малоизвестных ритуалов орочей (народа, проживающего в бассейне реки Амур), к магическим заговорам и заклинаниям. Исторические факты, этнографические зарисовки, растительные образы — все стало основой поэтических поисков. Поэт отказывается от сюжетного обрамления своих стихов, использует монтаж, нарушая тем самым общепринятые законы построения связного текста.
В основе лирики Хлебникова — словотворчество, эксперимент по созданию нового языка. Звук обладает самоценным значением, несет определенный смысл, истоки которого в народных заклинаниях и заговорах. Творческий эксперимент поэта привел к возникновению термина «заумный язык», «заумь». Слова раскладываются на «фонетические первоэлементы», затем на основе созвучий собираются заново, в результате создаются однокоренные неологизмы, как, например, в стихотворении «Заклятие смехом».
Хлебников предпринимает попытку создать новый язык. Для зарождающейся в те годы авиации поэт предложил целый словарик неологизмов, дал свыше восьмидесяти словообразований от слов «летать», «реять», «парить». Авиатор — «полетчик», «летун» (от слова «бегун»); авиатор женщина — «летавица» (от слова «красавица»); пассажиры — «летоки» (от слова «седоки»); аэродром — «летбище» (от слова «пастбище»); воздушная держава — «летава».
Поэзия для Хлебникова — лаборатория слова, сам поэт — экспериментатор, открывающий законы слова и буквы. Фантастическое хлебниковское языкознание начинается с первоэлемента — с буквы. Основой становится алфавит — «таблица шумов». Хлебников исследует значения согласных звуков. Буквы для поэта не только запечатленный звук, но и цвет, за каждой стоит свой колористический образ: М — темно-синий звук, В — зеленый, Б — красный, С — серый, Л — белый.
В одной из записных книжек поэта есть фраза, проливающая свет на хлебниковскую программу расширения границ поэтического словаря: «Слова особенно сильны, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного слова просвечивает второй смысл». Эксперименты Хлебникова затрагивают и поэтический синтаксис: отказ от знаков препинания. Поэт использует примитивную» технику стихосложения, разработка интонационного стиха порождает особую ассоциативную структуру стиха.
Оригинальность поэзии В. Хлебникова
Поэта-футуриста В. Хлебникова называют реформатором, он постоянно находился в поиске новых путей в лирике, прозе, драматургии и эпосе. Творчество и образы Хлебникова отличаются экспериментаторством в области словообразования, ритмики, языка. И это новаторство было настолько непривычным, оригинальным, индивидуальным, что часто не позволяло читателям и литературоведам по достоинству оценить его деятельность. Велимир Хлебников просто видел мир по-другому, поэтому окружающих нередко шокировали его стихи. С точки зрения обычного человека, взгляды поэта на жизнь, природу, историю, общество были странными, парадоксальными. Он поражал современников своим неучастием в людской бытовой суете, своей незаинтересованностью в этом. В ранних произведениях Хлебникова проявляется его увлечение русским фольклором («Снежимочка», «Девий бог»).
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Поэт, живя на рубеже веков, остро чувствовал время, отражал его в своем творчестве, сделав главной темой своих произведений. Хлебников стремится совершить «революцию слова» для создания образа нового мира.
Современники называли поэта «одиноким лицедеем», а произведения Хлебникова – «сумасшедше-гениальными». В парадоксальной оригинальности поэта отражалось его по-детски упоенное познание мира. И эта оригинальность породила новые словообразования. Ярким примером этому является стихотворение «Там, где жили свиристели…».
В основе миросозерцания Велимира Хлебникова – стремление к справедливости и добру, бескорыстие. Поэт любил мир и все живое. «Свиристели» и «времири», порожденные фантазией поэта, несут надежду, звонкую радость и ощущение свободы.
Замечание 1
Писать стихи Хлебников начал довольно рано, но долго не публиковал свои произведения.
После знакомства с футуристами Хлебников начинает создавать мифопоэтические драмы и утопии. Так, в драме «Девий бог» поэт показывает чистое начало славянской души и создает атмосферу загадочной жизнь Девьего бога. Девий бог одновременно и бог, и человек. Он приносит людям и радость, и страдания. В этом произведении присутствует тема рока. Люди сами не знают, куда стремятся.
Еще одним примером знаменитого словотворчества Велимира Хлебникова является его известное стихотворение «Заклятие смехом». Поэт, основываясь на слове «смех» и не нарушая законов словообразования, создает яркое стихотворение. Подобным образом свои считалки сочиняют дети, экспериментируя со словами. Хлебников отмечал, что стремился найти «волшебный камень превращенья» слов.
В стихотворениях «Каменная баба» и «Лесная тоска» поэт раскрывается как тонкий лирик и мудрый философ. Он улавливает движение природы, чувствует ход истории, войн и революций. Поэта интересуют темы настоящего и будущего.
Стихотворение «Ручей с холодной водой…» — это торжество истинной поэзии. Хлебников благодаря своему поэтическому мастерству позволяет читателю ощутить вечер в горах с его звуками и запахами. В нескольких строчках Хлебников передает всю грандиозность мироздания. Стихотворение поэта напоминает картину старых мастеров-художников.
Замечание 2
Велимир Хлебников был не только гениальным поэтом, но и талантливым живописцем.
В. Маяковский восхищался рифмами, ритмом, внутренними созвучиями и переходами многих произведений Хлебникова, а стихотворение «Конь Пржевальского» Маяковский называл «классикой». В этом стихотворении поэт выразил свою главную творческую задачу – «Стать звонким вестником добра!». Это стихотворение отражает степень чуткости поэта к народному творчеству. Эта тема произведений Хлебникова наполнена жизненным светом. При этом поэт не стилизует свои стихотворения под народные, как это делали другие авторы, а именно чувствует и мыслит так. Именно поэтому стихотворения Хлебникова лишены искусственности. «Конь Пржевальского» — эмоциональное произведение. Здесь и встреча влюбленных, и «расколотая» струя воды», и счастье жить, дышать, радоваться чуду бытия.
Анализ стихотворения Велимира Хлебникова «Кузнечик»
В первой половине 20 века происходит становление Велимира Хлебникова, как самобытного и очень оригинального поэта. Он был убежден, что слова в творчестве играют второстепенную роль, и при помощи удачно подобранных звуков можно передать суть вещей гораздо точнее и полнее. Именно поэтому Хлебников очень скоро стал новатором и даже прослыл чудаком среди своих коллег, так как практически в каждом его стихотворении можно было встретить неологизмы – слова, смысл которых угадывался интуитивно благодаря необычному сочетанию звуков
Это был тот яркий пример, когда форма могла стать гораздо более важной, чем содержание