Анализ стихотворения евгения баратынского «муза»

Поэт и поэзия. анализ стихотворения баратынского «муза

Композиция, образы, стихотворный размер

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом и состоит из четырёх катренов с чередующимися рифмами (женская чередуется с мужской). Ритм и лексика стихотворения намеренно приближены к разговорной речи: лирический герой (в окончательной редакции ставший «больным») ненавязчиво жалуется былой возлюбленной (в окончательной редакции ставшей ему «заботливым другом») на «усыпление» прежних чувств и забвение прежних мечтаний.

Смысл жалоб лирического героя ясно раскрывается самим композиционным строением стихотворения. Оно начинается призывом, предупреждением («Не искушай…») и логически подготавливает финальное объяснение:

Поскольку стихотворение имитирует живую разговорную речь, постольку в нём практически отсутствуют тропы. Исключение составляет важный метафорический эпитет: «Слепой тоски моей не множь…»: он помещён в самый центр стихотворения – в начало третьей строфы – и указывает на некий неразработанный подтекст, на глубокую подоплёку разочарования лирического героя. А точнее, вводит его в общеромантический контекст европейской лирики и психологической прозы, где, напротив, именно мотив слепой тоски превосходно разработан и неоднократно отработан в произведениях, в центре которых стоит разочарованный романтический герой.

В первой редакции были и другие эпитеты. Во-первых, некие ранее существовавшие отношения между лирическим героем и его возлюбленной именовались прелестным призраком былого. Во-вторых, был и ещё один, и даже более важный, эпитет:

Слабость этого эпитета и всей строки (в окончательной редакции заменённой) состояла в возникающей возможности двойственного прочтения: инверсия могла вычитываться из текста (эпитет не на первом, а на втором месте, что хоть и возможно в русском языке, но для него нехарактерно, а характерно для французского), но равным образом может и не прочитываться, и тогда больного – не эпитет, а субстантиват (чьё воображение?), чем он и стал во второй редакции. В этой, окончательной редакции, речь идёт уже не просто о больном воображении, а о какой-то более серьёзной (но не физической, а нравственной) болезни лирического героя. И в связи с этим существенным изменением взамен упразднённых эпитетов возникает новый, относящийся уже не к лирическому герою, а к былой возлюбленной, которая в этом новом лирическом сюжете повела себя благородно и превратилась чуть ли не в сиделку при больном – в «друга заботливого».

Образы и символы

В стихотворении Евгений Абрамович создал несколько образов. Здесь присутствуют муза, лирический герой и свет. Образы можно кратко описать:

  1. Самым ярким из них, конечно же, является муза. Она скромна и непримечательна. Писатель, описывая свою вдохновительницу, идет от обратного, обращается к отрицанию. К моменту создания стиха многими поэтами уже был создан традиционный образ музы. Однако Евгений Абрамович его не придерживается и утверждает, что она другая. По мнению поэта, муза не должна быть талантливой, безумно красивой или образованной. Она не обязана пленить юношей, влюблять в себя и дарить им поцелуи. Но и при таком раскладе она способна покорить человека и вдохновить его на новые свершения. Муза поэта наделена человеческими чертами, которые просматриваются в образе самого автора.
  2. Свет — это общество, читающие люди, на которых ориентируется автор. Любому творцу необходимо признание, слава, он должен понимать, что люди его знают и любят. Но добиться славы писатели и поэты чаще всего стараются путем создания чего-то необычного, грациозного.
  3. Лирический персонаж Баратынского прост и посредственен. Поэт пишет о том, что желает его душа, но делает это легко и невычурно. Герой произведения рассказывает о своей вдохновительнице. Он передает ее образ и описывает чувства к ней. Хоть муза отнюдь не красавица, герой любит ее и считает, что в ней и без того много достоинств.

Муза также выступает символом творчества. Писатели и поэты XIX века полагали, что без нее человек не сможет что-либо создать.

«Череп» (1824–1826­)

Усопший брат! кто сон твой возмутил? Кто пренебрег святынею могильной? В разрытый дом к тебе я нисходил, Я в руки брал твой череп желтый, пыльной! Еще носил волос остатки он; Я зрел на нем ход постепенный тленья: Ужасный вид! как сильно поражен Им мыслящий наследник разрушенья! Со мной толпа безумцев молодых Над ямою безумно хохотала: Когда б тогда, когда б в руках моих Глава твоя внезапно провещала! Когда б она цветущим, пылким нам И каждый час грозимым смертным часом, Все истины известные гробам Произнесла своим бесстрастным гласом! Что говорю? Стократно благ закон, Молчаньем ей уста запечатлевший; Обычай прав, усопших важный сон Нам почитать издревле повелевший. Живи живой, спокойно тлей мертвец! Всесильного ничтожное созданье, О человек! уверься наконец, Не для тебя, ни мудрость, ни всезнанье! Нам надобны и страсти и мечты, В них бытия условие и пища: Не подчинишь одним законам ты И света шум и тишину кладбища! Природных чувств мудрец не заглушит И от гробов ответа не получит: Пусть радости живущим жизнь дарит, А смерть сама их умереть научит.

Выход за рамки привычных жанров начала 1820-х годов осуществлялся не только через психологи­ческую рефлексию и преодоление литературных матриц, но и за счет «углубле­ния» мысли, нового выхода к философии.

В качестве места действия Баратынский выбирает кладбище — пространство, опоэтизированное в предромантической и романтической литературе. Узнаваем и сюжет — речь или размышление героя при созерцании кладбища/могилы/черепа, диалог живого с мертвым. Современный Баратынскому читатель мог здесь вспомнить и шекспировского Гамлета, разгова­ривающего с черепом бедного Йорика, и жанровую традицию кладбищен­ской элегии Юнга — Грея — Жуковского, и недавнюю литера­тур­ную новинку — «Надпись на чаше из черепа» лорда Байрона.

Франсуа Фредерик Шевалье. Портрет Евгения Баратынского. Первая половина XIX века Государственный музей А.С. Пушкина / Diomedia Но ход поэтической мысли Баратынского необычен: он не думает о судьбе покойного, как Гамлет, не предается мыслям о неизбеж­ности смерти, не пытается выспросить «тайн гроба» — напротив, он отказывается от этого потусторон­него, запредельного знания и провозглашает ценность жизни, с ее страстями и мечтами:

Нам надобны и страсти и мечты, В них бытия условие и пища: Не подчинишь одним законам ты И света шум и тишину кладбища!

дополнительное чтение

Еще одно стихотворение Евгения Баратынского

О любви и отчаянии — в двух строчках

Образы стихотворения

Вид и звуки водной массы заставляют поэта многократно восторженно и радостно воскликнуть, призывая ее к вечному существованию — «шуми», «не умолкай». Эта эпифора из четырех строф начнет и закончит произведение. Этот рефрен будет услышан читателями, на него нельзя не обратить внимания. Эпитет «седой» по отношению к потоку представляет нам прежде всего его цвет, за которым слышится и древность.

Смотреть галерею

Его «протяжный вой» заставляет видеть в нем живое существо, которое объединено с долиной, что также протяжно отзывается. Так олицетворяются силы природы в богатом воображении, которым обладает Баратынский. Водопад у него жив и без слов ведет беседу с поэтом. Рев у него не только протяжный, но и мятежный. Чего он сам ждет, Баратынский не может понять, поскольку он просто зачарован «дымной бездной»

Его риторические вопросы повышают наше внимание к пейзажу и, не требуя ответа, заставляют сопереживать

«Рифма»

Действие происходит последовательно в
мифологическом и историческом мирах. В
мифологическом мире лирическими героями
произведения являются “питомец муз” и
“оратор”, которые во многом повторяют героя
«Последнего Поэта»: они живут в античном мире
(“на стогнах греческих недавних городов”),
восходят “на греческий амвон”; они свободны и
находятся в оппозиции толпе (Последний Поэт
пытается вступить в диалог с “поклонниками
Урании холодной”): “питомец муз” поёт на
Олимпийских играх, издавна собиравших много
народа; оратор стоит на римской трибуне.

Лирический герой «Рифмы» имитирует строфу
античного сказителя (вольный ямб), подобно тому,
как Последний Поэт имитирует сапфическую.

Толпа играет значительную роль в жизни оратора
и “питомца муз”: она “дарит новым
вдохновеньем”, поэт верит в полное сочувствие к
нему народа; оратор же силой слова “властвует
народным произволом”; толпа и поэт-оратор
взаимодействуют.

В историческом времени они независимы друг от
друга, поэт сам себе “судия и подсудимый”. Толпа
к нему равнодушна (“средь гробового хлада
света”), и поэта окружает “безжизненный сон”.
Лишь рифма “своею ласкою” радует одна. Рифма
становится символом поэзии, творчества,
вдохновения, она связывает времена. Этот факт
отсылает нас к «Последнему Поэту», где море, как
символ вечности и стихов, становится связующим
звеном между “отечеством Омира” и “веком
железным”.

Рифма сравнивается с “голубем ковчега”. Этот
христианский образ голубя, отождествляющий
собой тот самый “мост” между мирами, является
частью мифологического времени, которое, как и в
«Последнем Поэте», — сборный образ Эллады,
совмещающий христианскую символику с
древнегреческой культурой.

Поэт открыто задаёт вопрос: чем полезен он
этому миру и что его “беспокойный жар” —
“смешной недуг иль высший дар”; может быть, этот
дар стоит похоронить, как это сделал Последний
Поэт (“погребёт питомец Аполлона // Свои мечты,
свой бесполезный дар”)? Но этот вопрос
“неразрешимый”. Рифма мирит поэта с
историческим временем и “признаёт его мечты”.

Итак, стихотворение «Рифма» показывает связь
времён, разрыв которой изображён в «Последнем
Поэте». В мифологическом времени толпа не гонит
поэта, они сосуществуют (толпа — слушатель); в
историческом времени поэт сам судит свой дар.

Поэт — избранник судьбы, среди толпы он изгой.
Образ избранника вписан в христианскую
символику и мифологию. Поэт обретает через
страдание “живую веру”.

Рифма приносит “живую ветвь” “с родного
брега”, “подобно голубю ковчега”. Баратынский
переосмысляет миф о Ноевом ковчеге, где в роли
Ноя выступает Поэт. Поэт, как Ной перед Всемирным
потопом, покидает шумный свет, творит вокруг себя
мифологический мир.

Тема

В стихотворении поэт раскрыл тему музы, дарующей вдохновение. В контексте нее развивается мотив божественного начала поэтического искусства. Главная тема определила систему образов произведения: лирический герой, муза и общество (свет). Последнее является второстепенным героем.

Уже в первых стихах лирический герой заявляет, что его муза совсем не красавица. Она не влюбляет в себя юношей, не кокетничает и не поражает филигранными речами. Однако, видно, что герой любит свою вдохновительницу. Что же его привлекает?

Дело в том, что его муза «мельком» поражает выражением лица, которое выделяется из ряда других выражений. Прелести ее речам придает простота и спокойствие. Эти качества заслуживают похвалу общества. Лирический герой уверен, что его музу не осудят.

В произведении Е. Баратынский реализовал идею о том, что суть поэтического творчества в простоте и мыслях, которые заставляют читателя задуматься над вечными вопросами.

История создания

Стихотворение «Муза» Баратынский написал в 1829 году. К этому периоду он был уже достаточно зрелым и известным автором, он опубликовал три поэмы и сборник стихотворений. В это время он задумался о том, что собой представляет творчество, какие именно процессы происходят в голове творца, когда он работает над созданием поэтического текста. Именно эта тема нашла свое отражение в произведении. Поэт верит в то, что его стихи, как и у всех, создаются в божественном порядке, но муза, которая вдохновляет его, особая.

Для большинства современников Баратынского музой становилась любимая женщина, поэтому богиня — покровительница искусства в их творчестве приобретала вполне земные черты. Евгений Абрамович отказался от такого сопоставления и принижения божественного образа. Для него она остается богиней, не имеет ничего общего с возлюбленной, матерью, женой, дочерью. Это небожительница, которая управляет судьбами и помогает поэтам обрести вдохновение. Несмотря на это, некоторые черты супруги Баратынского, Анастасии, в образе музы все же просматриваются. Известно, что это была очень умная и образованная женщина с отличным вкусом.

Основная тема

Основная тема стихотворения — муза. Она дарит вдохновение человеку. В тексте развивается идея о божественном начале поэзии. Главная тема также определила систему образов: лирический герой и муза — главные герои стиха, а общество (свет) — второстепенный персонаж. Уже в первой строфе автор говорит, что муза не всегда должна быть прекрасна внешне, она не кокетка и не похитительница мужских сердец. Однако герой все равно влюблен в нее. Она поражает своей простотой и скромностью. Автор уверен, что его музу никогда не осудят и все равно будут любить.

Евгений Баратынский выражает в стихотворении мысль, что весь смысл поэзии состоит в простоте и высказывании идей, которые будут заставлять читателя рассуждать, думать о вечном и строить великие планы.

Вторая тема произведения — скромность

В своей работе поэт напоминает, насколько важно это качество для человека, о нем должен помнить любой. Современницы автора, увы, позабыли о том, что девушка должна быть скромной и спокойной

Свои мысли поэт выражает через отрицание общепринятых стереотипов. Евгений противопоставляет это качество красоте и говорит, что именно скромность способна тронуть людей, но никак не напористость.

Автор также поднимает тему творчества. Он рассуждает о том, что такое настоящий талант. Баратынский понимает, что сердца людей способна покорить только искренность, ведь многие устали от окружающих их изо дня в день вранья и лицемерия.

История стихотворения

Впервые «Она» было опубликовано в военно-литературном журнале «Славянин» в 1827 году. Этот журнал выходил в Петербурге в 1827-1830 годах и состоял из двух разделов: Военный и Словесность. В разделе Словестность печатались стихи Е. Баратынского, П.Вяземского, В.Жуковского, Н.Языкова и других поэтов. Издателем этого журнала бы поэт и переводчик А.Ф.Воейков.
Воейков учился и воспитывался в Московском университетском пансионе, где сблизился с В.А. Жуковским и братьями Тургеневыми. По окончании пансиона Воейков поступает на военную службу, а в 1801 году, выйдя в отставку, поселился в Москве и занялся литературной деятельностью. В 1820 году он переезжает в Петербург, где начинается его карьера, как журналиста: соредактор «Сына Отечества» Н.И.Греча (1820-1822 г.), редактор газеты «Русский инвалид» и ее приложений «Новости литературы» (1822-1826). Являясь членом Российской Академии и литературного кружка «Арзамас», Воейков обладал обширными литературными знакомствами и привлекал в издаваемые им журналы лучших поэтов и писателей. В 1827 году он издает военно-политический журнал «Славянин».
Будучи издателем журнала, Воейков преследовал лишь коммерческие цели, вел неблаговидные интриги и отличался беспринципностью, как в работе, так и в отношениях с друзьями, поэтому «репутация его падала, прежние друзья прекращали с ним отношения…редактор вынужден был довольствоваться лишь случайными подачками прежних друзей или обильными подношениями литераторов второго и третьего ряда…» С целью привлечения читателей, Воейков в 1830 г. придумал « мистификацию с публикацией “неизвестных стихов Батюшкова” в своем журнале…» Так, он опубликовал свое стихотворение «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года» с подзаголовком «Отрывок из большого стихотворения», под которым поставил подпись «Батюшков». И это был не единственный случай «литературного разбоя».
Можно предположить, что стихотворение «Она» написано не Баратынским. Но эта гипотеза маловероятна, так как в этот период времени Воейков довольно много печатает в своем журнале стихотворений Баратынского и, если рассматривать лирику поэта середины 1920-х гг., оно очень близко к ней по своей поэтике.

Тема и основная мысль

При проведении анализа необходимо действовать последовательно, по плану. Сначала следует рассмотреть тематику и основную мысль произведения, его жанр и композицию, основные изобразительно-выразительные средства, которые автор использует для лирического монолога. Это поможет разобраться в том, что хотел донести до читателей поэт.

Основная тема, которую затрагивает Баратынский в произведении, — кто такая муза, божество, дарующее вдохновение, чем она примечательна, какие черты можно отметить в ее образе. Он полагает, что она божественна, не имеет ничего общего с обычными земными женщинами. Он сознательно рисует образ, лишенный привлекательности, его божество «красавицей не назовут». Но главная ее ценность — не внешнее великолепие. Она обладает уникальной способностью наделять творческих людей умением создавать произведения искусства, которым суждено навсегда остаться в сердцах поклонников.

Главная идея, которую поэт хочет донести до своих читателей, заключается в том, что творчество — процесс сложный, не имеющий ничего общего с теми благами, которые дарует общество. Поэт часто оказывается непонятым светом из-за того, что его муза для остальных непримечательна и неинтересна.

С первых строк рисуется образ музы, которая не входит в классические каноны красоты. Она не способна влюблять в себя толпы юношей, не отличается кокетством, не ведет светские разговоры. Но всего этого лирический персонаж от нее и не ждет, она ценна для него тем, что помогает в написании произведений. Особенности образа у Баратынского:

  • Ее лицо выделяется из толпы.
  • Речи ее просты и спокойны.
  • Даже светское общество не сможет осудить ее.

https://youtube.com/watch?v=ROOjEYtc9H8

Анализ стихотворения

Стихотворение «Она» принадлежит к ранней лирике поэта. В основе содержания стихотворения – душевные волнения, эмоциональные переживанья-раздумья лирического героя, своеобразная «исповедь», в которой Баратынский не только описывает чувства героя, но и пытается их объяснить. Автор хотел показать, что любовь к женщине необъяснима и загадочна, как стихия, с которой невозможно совладать. В стихотворении представлен некий синтез восторга и печали, надежды и какой-то безысходности.
Повествование ведется от лица лирического героя. Несмотря на то, что образ героини не описан детально, в повествовании она предстает как «небесное создание», недосягаемый идеал женской гармонии и чистоты. В стихотворении ничего не сказано о внешней привлекательности героини но автор, с большой нежностью и любовью говорит о том , что в ней есть нечто большее — умиротворяющая красота. «Она» обладала душевной, тонко чувствующей, понимающей натурой:

"Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами – с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной..."

Она сравнивается с небесным светилом, дарующим душе покой и мечту необъятную»:

"Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей
Какое-то влечет очарованье
К ее ногам и под защиту к ней..."

Главная героиня, как путеводная звезда, загадочна и непостижима. Своим светом она озаряет все вокруг, помогая пережить душевные сомнения и мучения. В общении с ней герой находит утешенье и покой:

"Когда ты с ней, мечты твоей неясной
Неясною владычицей она:
Не мыслишь ты – и только лишь прекрасной
Присутствием душа твоя полна..."

Героине автор «отводит роль, небывалую еще в любовной лирике, — роль «врача душевного», спасающего от болезни-мысли». Причина болезненного состояния души – обман мечтаний. «Больная» бренностью жизни душа, может излечиться, если ее переполняют чувства. Именно любовь, а не пылкая страсть, спасает больную душу:

"Бредешь ли ты дорогою возвратной,
С ней разлучаясь, в пустынный угол твой –
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской."

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Маяковского Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.
  • Анализ стихотворения Мандельштама Да, я лежу в земле, губами шевеля Поэзия серебряного века неоднозначна. Небольшой период времени охарактеризован тремя поколения поэтов. К последнему из поколений этого века относится творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.
  • Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме
  • Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта
  • Анализ стихотворения Одинокий дуб Фета Лирика Фета нередко представляла собой смесь философии и образов природы. Вообще, для поэтов весьма характерно именно так нащупывать некоторые истины – через наблюдение за внешним пространством

Евгений Абрамович Баратынский

Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединят протяжный вой С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон, Качает елию скрыпучей, И с непогодою ревучей Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем, К тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины!

Молодой поэт почти пять лет провел в Финляндии, где находился по долгу военной службы. Величественные виды северной природы, разительно отличавшиеся от родных тамбовских просторов, нашли отражение в лирике Баратынского. Суровой красотой пейзажа очарован герой-«певец» стихотворения «Финляндия»: он с восхищением созерцает «грозные, вечные скалы», «дремучий бор» и необъятный морской простор, сливающийся с небом. Душа романтика взывает к героям древних преданий, «сынам могучих скал», когда-то населявших северную землю.

Мощная стихия ниспадающей речной воды вдохновила автора к созданию знаменитой элегии, датированной 1821 г. Она открывается обращением лирического героя к «потоку седому». Художественный прием, к которому прибегает автор, не отличался новизной. Формула «Шуми, шуми, о водопад!» встречается в одноименной державинской оде. Подобные реминисценции можно найти в наследии Батюшкова и Дельвига. Опираясь на богатый литературный контекст, поэт представляет собственную версию традиционной романтической темы.

Звуковые образы играют доминирующую роль в пейзажной зарисовке: к шуму воды присоединяется «протяжный вой» северного ветра. Акустические атрибуты непогоды умножаются эхом, получающим описательную характеристику «отзыв долины». Показательно, что о превосходстве звуковых деталей говорит и лирический субъект, обращающийся к формуле «Я слышу».

Третий и четвертый катрены посвящены чувствам и впечатлениям романтика. Пара риторических вопросов отражает душевное беспокойство героя: он не может найти причины, почему грандиозное зрелище обладает столь притягательной силой. Неясные надежды и тревожные догадки созерцатель выражает в определениях «безумное ожидание» и «вещее трепетание».

Высказав бередящие сердце сомнения, герой переходит к сообщению о внешних деталях лирической ситуации. Позиция наблюдателя располагается над водопадом, обозначенным метафорой «дымная бездна». Лирическое «я» считает нужным еще раз подчеркнуть особое состояние души, используя эпитет «очарованный». Следующее двустишие знаменует итог внутреннего диалога человека со стихией: чуткой душе удается прикоснуться к тайнам природы. Чтобы изобразить иррациональную суть глубоких сокровенных чувств, поэт привлекает пару оригинальных оксюморонов: «сердцем разумею» и «речь безглагольную».

Рефрен, заключающий финальную часть, возвращает читателя к образу водопада — завораживающего и загадочного воплощения мощи природных сил.

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) — неоцененный современниками яркий русский поэт. К раннему периоду его творчества относится стихотворение «Водопад». Баратынский в это время создает элегические стихотворения, наполненные романтикой.

Образы и символы

  • В стихотворении представлен образ музы скромной, непримечательной. Поэт, выдумывая своего персонажа, идёт от противного, многократно обращается к отрицаниям. К моменту написания этого лирического стихотворения традиционный образ вдохновительницы уже сложился. Но Баратынский настаивает, что муза может быть и иной: без склонностей, дара и неописуемой красоты. Однако же и такой служительницей Аполлона «поражен бывает мельком свет».
  • Свет здесь обозначает общество, читающую публику, на которую ориентировано творчество автора. Любой поэт нуждается в признании, но его пытаются добиться чаще всего посредством чего-то помпезного, грандиозного. Лирический герой Баратынского, напротив, прост, практически посредственен. И всё же добивается своего.
  • Муза – символ творчества . Без неё, как считалось в XIX веке, невозможно создать вообще ничего. Слова не будут приходить на ум, а перо будет выпадать из руки.

Основные темы и мотивы в творчестве Евгения Абрамовича Баратынского

С тобой себе и небу веря вновь.

Анастасия Львовна пленила Баратынского не столько красотой, сколько душевным обаянием, тонкостью вкуса и нежностью сердца. В год женитьбы поэт написал стихотворение «Она». Этим чувствам он остался верен до конца жизни, найдя в жене друга и тонкого критика своих стихов.

  • Она
  • Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
  • Что говорит не с чувствами – с душой;
  • Есть что-то в ней над сердцем самовластней
  • Земной любви и прелести земной.
  • Как сладкое душе воспоминанье,
  • Как милый свет родной звезды твоей,
  • Какое-то влечет очарованье
  • К ее ногам и под защиту к ней.
  • Когда ты с ней, мечты твоей неясной
  • Неясною владычицей она:
  • Не мыслишь ты – и только лишь прекрасной
  • Присутствием душа твоя полна.
  • Бредешь ли ты дорогою возвратной,
  • С ней разлучась, в пустынный угол твой –
  • Ты полон весь мечтою необъятной,
  • Ты полон весь таинственной тоской.

Тема природы

Высшая мудрость для Баратынского — ее воплощение он находил в Гете — жизнь в содружестве с природой.

У Баратынского нет ни одного стихотворения, где природа выступала бы как творение Бога — всюду она предстает лишь в отношении к своему созданию — человеку. Пейзаж во многих стихах Баратынского («Запустение», 1834; «Есть милая страна, есть угол на земле..

.») проникнут нотами воспоминания и ностальгии, это внутренний пейзаж, изображающий не только природу, но и состояние человеческой души.

Подобно тому, как Пушкину суждено было стать первым русским поэтом, воспевшим по непосредственным впечатлениям (южной ссылки) романтическую природу Кавказа, так и Баратынскому (отбывавшему примерно в то же время — 1820-1825 — ссылку в Финляндии) принадлежит заслуга быть первым певцом романтической природы Скандинавии. Элегия «Финляндия», поэма «Эдда» — ярчайшие и непреходящие образцы северной «экзотики» в русской поэзии, значительно расширившие географический кругозор ее впечатлений и чувствований.

  1. Но поэзия живет там, где нет власти человека, нет его холодной насмешки, презрительного слова. Вот почему в стихах Баратынского часто возникают грозные и величественные картины неподвластной человеку природы: море, водопад, дремучий лес, буря…
  2. Шуми, шуми с крутой вершины,
  3. Не умолкай, поток седой!
  4. Соединяй протяжный вой
  5. С протяжным отзывом долины.
  6. Я слышу: свищет аквилон,
  7. Качает елию скрипучей,
  8. И с непогодою ревучей
  9. Твой рев мятежный соглашен.
  10. Зачем с безумным ожиданьем
  11. К тебе прислушиваюсь я?
  12. Зачем трепещет грудь моя
  13. Каким–то вещим трепетаньем?
  14. Как очарованный, стою
  15. Над дымной бездною твоею
  16. И, мнится, сердцем разумею
  17. Речь безглагольную твою.
  18. Шуми, шуми с крутой вершины,
  19. Не умолкай, поток седой!
  20. Соединяй протяжный вой
  21. С протяжным отзывом долины.

Стихотворение написано в 1821 году во время пребывания Баратынского в Финляндии. История создания связана с посещением вместе с Коншиным водопада Имантра на реке Вуокса. В переработке стихотворения для издания 1827 года произошло существенное изменение шестнадцатого стиха. Было: «Музыку важную твою».

В этом стихотворении, Баратынский обращается к теме природы, к теме водной стихии. Автор хочет сказать, что водопад, это не просто водная сила, а нечто таинственное, влекомое, величественное, наполненное чудной жизнью явление.

Очарованный и завороженный величием водопада, автор чувствует вечное течение жизни, неподвластное человеку. Он с трепетом прислушивается к каждому звуку, пытаясь понять безглагольную речь водопада

Для автора важно, чтобы люди умели видеть в окружающем мире красоту, неповторимость, ощутить, что вокруг него все живое

Таким образом, Баратынский говорит, что нужно беречь, любить и понимать природу.

Произведение отличается единством и целостностью, где каждое последующее четверостишие продолжает нести в себе смысл предыдущего

Кольцевая композиция свидетельствует о важности и значительности того, что происходит с нашим героем. В основе композиции лежит пейзажная зарисовка

Чтобы создать определенную атмосферу, раскрыть идею стиха и передать состояние лирического героя, поэту помогают художественные особенности.

Огромную роль в стихотворении играет олицетворение: «шуми шуми, не умолкай, свищет аквилон, качает елию» — они помогают нам прикоснуться к мироощущению автора, потому что олицетворение – это всегда поиск в предмете нового признака, это особый оригинальный взгляд на окружающий мир, его познание и исследование. Эпитеты приоткрывшую тайну души лирического героя, создают особую а. Риторический вопрос и риторическое восклицание подчеркивают главные для автора понятия и явления: «зачем с безумным ожиданьем к тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя каким – то вещим трепетаньем?»; «не умолкай поток седой!».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Муза.История создания – произведение появилось в 1829 г., впервые его напечатали в 1835 г. на страницах «Современника».

Тема стихотворения – муза, вдохновляющая своей простотой.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-описание музы. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество музы – ее величавую простоту.

Жанр – элегия.

Метафоры – «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет».

Эпитеты – «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: