Описание картины
На одном из жизненных этапов великого русского поэта, прозаика К. Н. Батюшкова не прошло бесследно знакомство и расставание с женщиной по имени Анна Фурман. Эта женщина сыграла большую роль в создании одного из стихотворений автором, о котором узнало не одно поколение.
В 1813 году К. Н. Батюшковым было издано стихотворение под названием «Мой гений», посвященное своим самым нежным и искренним чувствам любви и преданности, а также воспоминания о своей возлюбленной. В первой части произведения автор делает признание в том, что он бессилен в отношении памяти, в которой крепко поселилась любовь к этой женщине. Однако роману не суждено было закончиться счастливо, так как девушка не испытывала таких же нежных чувств как Константин Николаевич, рассчитывая лишь на положение в обществе. По этой причине последовало разочарование поэта.
Благодаря подобным чувствам несостоявшейся семейной паре, поэзия пополнилась гениальными сочинениями поэта. Автор признается, что рассудок уходит на второй план, когда в памяти всплывает образ Анны Фурман. Подобный полет мыслей, касающийся того, что разум теряется перед искренними чувствами, становится темой стиха.
Не скрывая, влюбленный мужчина с грустью вспоминает «голос милых слов». Он очарован цветом ее голубых глаз, светлыми локонами. За счет нескольких фраз перед читателем возникает образ девушки, которая свела с ума Батюшкова. Его привлекает простота внешнего вида девушки, напоминающей пастушку. Подобным сравнением он также хочет передать мысль о том, что для него не имеет значение положение девушки в обществе.
Чтобы более искренне и ярко передать свое эмоциональное состояние, поэт прибегает в стихотворении к выразительным средствам. Например, использует метафоры: «локоны златые», «очи голубые», «печальный сон», «память печальная»
Эти фразы заостряют внимание на переживаниях лирического героя, очерчивая его чувства более четко. За счет восклицаний и вопросов текст напоминает призыв к читателю не терять время даром, а наслаждаться любовью. В стихотворении смешиваются разные чувства: и любовь, и сожаление, и радость, и грусть
Но все они служат определенным средством для выражения его эмоционального настроения. Вокруг понятия «память сердца» выстраиваются основные мотивы: мотив одиночества как итог безответной любви, мотив вечности, который возник благодаря преданности лирического героя в отношении своей возлюбленной. Воспоминания героя представлены в виде печальных, но теплых фраз, которые зародились на страницах поэта благодаря давней встрече с любимой женщиной. Именно поэтому в сочинении наблюдается превосходство чувственной стороны над разумной. Автор не отрицает того, что даже в сновидениях милый образ приходит к нему в том виде, в котором они были близки друг к другу
В стихотворении смешиваются разные чувства: и любовь, и сожаление, и радость, и грусть. Но все они служат определенным средством для выражения его эмоционального настроения. Вокруг понятия «память сердца» выстраиваются основные мотивы: мотив одиночества как итог безответной любви, мотив вечности, который возник благодаря преданности лирического героя в отношении своей возлюбленной. Воспоминания героя представлены в виде печальных, но теплых фраз, которые зародились на страницах поэта благодаря давней встрече с любимой женщиной. Именно поэтому в сочинении наблюдается превосходство чувственной стороны над разумной. Автор не отрицает того, что даже в сновидениях милый образ приходит к нему в том виде, в котором они были близки друг к другу.
Таким образом, Анна, чей образ просматривается в строках стихотворения «Мой гений», стала для поэта источником вдохновения. Автор подчеркивает, что даже спустя много лет в памяти свежи воспоминания о прошедшей любви.
История создания
К. Батюшков написал произведение «Мой гений» в 1813 г. На создание трогательных строк его впечатлила любовь к А. Фурман. С девушкой поэт познакомился в 1812 г., его сердце воспылало искренними нежными чувствами. Молодой человек готов был жениться на возлюбленной. Её родители тоже были не прочь такого союза, зная, что Батюшков – обеспеченный дворянин.
Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами. Девушка признавалась, что брак для неё – лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он сказал родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи. Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.
Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила К. Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.
В стихотворении раскрывается тема искренней любви к женщине. Для её раскрытия автор создаёт пейзажные и психологические зарисовки. В центре произведения два образа – лирический герой и его возлюбленная. Написаны строки от первого лица. Такая форма позволяет передать все нюансы внутреннего состояния влюбленного.
В первых стихах лирический герой обращается к «памяти сердца», признаваясь, что она сильнее рассудка. Воспоминания, которые хранятся в сердце, пленят влюблённого даже в дальних краях. Эти признания показывают, что разум не имеет власти над героем в вопросах, касающихся любви.
Постепенно память лирического героя воссоздает образ любимой. Он состоит из отдельных деталей, которые сохранились в душе героя: голос, голубые глаза и вьющиеся волосы золотистого цвета. Возлюбленную он нежно называет пастушкой, любуясь её простой одеждой. Именно такой светлый образ всегда рядом с влюблённым, который верит, что это ангел, который оберегает его и утешает, приникнув к изголовью.
В стихотворении К. Батюшков утверждает, что над настоящей любовью не властны ни время, ни расстояния. Поэт показал, что милый сердцу образ является ангелом-хранителем, который всегда готов утешить печальную душу.
Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова
«Мой гений»- прекрасное стихотворное творение великого русского поэта Константина Николаевича Батюшкова.
Элегия «Мой гений», написанная в 1813 г, посвящена неразделенной любви поэта к очаровательной девушке Анне Фурман. Несмотря на то, что чувства Константина Батюшкова остались без ответа, образ возлюбленной сохранился у него на всю дальнейшую жизнь, вдохновив поэта на написание цикла стихотворений, в который и входит эта элегия.
Тема
Тема стихотворения — неразделенная любовь поэта.
В начале произведения автор описывает противоборство сердца и разума, в котором победа остается за чувствами. Воспоминания, хранящиеся в сердце героя, пленяют его даже в самых далеких краях. Эти признания дают нам понять, что в вопросах, касающихся любви, разум не властен над влюбленным.
Идея
В свое стихотворение автор заложил идею о том, что искренней любви не страшны ни время, ни расстояние. Батюшков показал, что «образ милый, незабвенный» является для него ангелом- хранителем, который всегда сможет утешить печальную душу героя.
Размер и рифмовка
Рассматриваемое произведение К. Батюшкова написано четырехстопным ямбом. В стихотворении автор использует перекрестную рифмовку АВАВ, а также мужские и женские рифмы.
Композиция
«Мой гений» условно можно разделить на две смысловые части: в первой герой обращается к своему сердцу, а в следующей части представлен портрет возлюбленной героя. Стоит выделить, что визуального деления на строфы в произведении нет.
Жанр
Жанр стихотворения- элегия, в нем переданы глубокие душевные переживания автора, проникнутые печалью. В произведении чувствуется любовь и ноты грусти, вызванные разлукой.
Средства выразительности
К. Н. Батюшков использует различные средства художественной выразительности. Описывая память сердца, автор обращается к синтаксическому параллелизму, а создавая образ возлюбленной, использует выразительные эпитеты, усиливающие экспрессивную окраску произведения («очи голубые», «образ милый», «память печальная» и т.д.).
Для передачи читателю внутреннего состояния героя, поэт использует метафоры, например, «вьющиеся власы», «страна дальняя», «локоны златые».
Стихотворение «Мой гений» К. Н. Батюшкова — одно из самых прекрасных произведений поэта. Оно отражает то, насколько глубокими и искренними могут быть чувства человека. В русской поэзии лирика Константина Батюшкова занимает особое место.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворений Батюшкова
- Анализ стихов
- Батюшков
- Беседка муз
- Вакханка
- Веселый час
- Выздоровление
- К Дашкову
- К другу
- Мечта
- Мои пенаты
- Мой гений
- Не выходи из комнаты, не совершай ошибку
- Пилигримы
- Привидение
- Пробуждение
- Радость
- Разлука
- Тень друга
Главными характеристиками жизни и творчества выдающегося русского поэта Константина Николаевича Батюшкова стали такие понятия как трагизм, жажда знаний и упорство.
Место рождения К. Батюшкова – город Вологда. Родовое имение Даниловское стало его пристанищем с самого рождения (с 1787 года). Выходец из рода дворян был одним из сыновей многодетной семьи. Смерть матери юным Константином воспринималась как огромная потеря. С тех пор он остался на воспитании у отца, которому не мог доверять свои сокровенные мысли из-за его тяжелого характера.
Во время обучения в пансионатах, он поселился в доме родного дяди, которым являлся М. Н. Муравьев, оказавший немалую помощь. Позже Константин покинул стены очередного учебного заведения и решил самостоятельно погрузиться в науку
Его внимание привлекала французская и русская литература, он с удовольствием изучил латынь. В эти годы появились первые сочинения
Знакомство с Н. И. Гнедичем, И. П. Пнином помогло приступить к созданию собственных произведений.
В 1807 году последовало участие в военных действиях в Пруссии. После ранения Батюшкова отправили в Ригу. По приезду в Даниловское у него уже было написано несколько стихов, в том числе «Выздоровление», посвященное возлюбленной Эмилии.
В 1808 году его ждала война со Швецией. После военных действий, поселившись в имении сестер, он почувствовал ухудшение из-за проявлявшихся признаков тяжелого недуга, доставшегося от матери. Пребывание в Москве с 1809 года позволило ему тесным образом сблизиться с Карамзиным, Вяземским, В. А. Жуковским. После отставки в 1810 году он поселился в Москве. Однако и здесь ощущение скорого потери рассудка не давало ему покоя.
В 1812 году сердце Батюшкова занимает А. Ф. Фурман, в которую он влюбляется. В 1813 году, находясь на должности адъютанта в Рыльском пехотном полку, поэт под Лейпцигом теряет одного из лучших близких – И. А. Петина, которому посвящено известное стихотворение «Тень друга». За участие в этом бою Батюшкова ждала награда – Орден Святой Анны. Возвращение в Петербург последовало лишь в1814 году.
В 1815 году болезнь поэта прогрессирует. На состояние имеет влияние и безответная любовь Фурман. Выходом для его тяжелых дум от недуга становится литература. При поддержке Жуковского он приступил к сочинениям. 1816 год – стал наиболее плодотворным. Он принес успех писателю, который создал 12 стихов и несколько произведений в прозе.
В период с 1821 по 1822 годы издан стих «Завещание Мильхиседека». За переездом в Крым последовало ухудшение психического состояния писателя. В 1824 году его поместили в клинику в Саксонии. Через пять лет поэт переехал в Москву с улучшениями. С 1833 года до смерти он поселился в Вологде.
1855 год – дата смерти К. Н. Батюшкова.
Анализ стихотворения К.Батюшкова «Элегия» («Как счастье медленно приходит»)
К творчеству К.Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: «Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!» — говорил он о себе. С именем Батюшкова прочно связалось понятие «легкой поэзии». Творчество этого поэта по своей сути было неоднородным, поскольку он затрагивал с своих стихотворениях разные темы и проблемы действительности. По моему мнению, именно легкость и актуальность были основой такого интереса, благоговения и восхищения со стороны читателей, критиков и исследователей. Батюшков не раз в своем творчестве обращается к элегии, считая ее одним из лучших способов передать чувства и внутреннее состояние, потому что именно в форме элегии писали в 19 веке философские размышления, грустные раздумья. Таково лирическое произведение «Как счастье медленно приходит». Здесь автор размышляет о зыблимости всего сущего, о искаженности наших представлений о счастье, которое люди ждут все время, несмотря на то, что оно недолговечно. Батюшков говорит о том, что люди, не бегущие за счастьем, а умеющие видеть его в себе, в окружающих, по-настоящему достойны восхищения: Как счастье медленно приходит, Как скоро прочь от нас летит! Блажен, за ним кто не бежит, Но сам в себе его находит! Лирически герой рассуждает о своей жизни, в которой он испытывал много боли и страдания. Да, конечно, он испытывал счастье, но это была «маленькая капля в море, чаще всего случалось обратное: В печальной юности моей Я был счастлив одну минуту, Зато, увы! И горесть люту, Терпел от рока и людей. Дальше Батюшков от понятия «счастье» переходит к понятию «надежды», которой дает разностороннюю и в чем-то противоречивую характеристику
Лирический герой понимает, что бывают минуты, когда человеку очень важно и нужно надеяться на лучшее. Надежда становится своеобразным спасительным жизненным маяком: Но прочь уже теперь бежит Мечта, что прежде сердцу льстила; Надежда сердцу изменила, И вздох за нею вслед летит! Лирический герой не способен обманываться надеждой, ибо судьба научила его видеть истину, реальное положение дел
Это все мешает ему погружаться в мир грез: Хочу я часто заблуждаться, Забыть неверную… не нет! Несносной правды вижу свет, И должно мне с мечтой расстаться! В последних четырех строках говорится уже о любви, которую автор также переосмысливает. Для него счастье и любовь понятия вовсе нетождественные, он воспринимает два этих состояния совсем по-разному. Обращаясь к своей прошлой жизни, лирический герой в большей степени говорит о том, что потеряно, о годах, ушедших бесследно, не оставивших в памяти хороших воспоминаний. На мой взгляд, удивительны последние строки элегии: Любовь, что счастьем мне мечталась, Любовь одна во мне осталась! Именно здесь, по моему мнению, проявляется истинная натура лирического героя, который, несмотря на все тягости и страдания, остается человеком и умеет любить. В элегии автор олицетворяет счастье, надежду, любовь, очеловечивает их, таким образом создавая картину, в которой все живо и динамично. Однако, динамичность в большей степени создается за счет глаголов, которыми изобилует текст. Для данной элегии характерен прямой порядок слов, однако прочтение этого произведения вызывает сложность, хотя в тексте даже нет трудных слов. Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что стихотворение трехсложное, что придает стройность, четкость и стремительность сюжета. Я думаю, что в этой элегии заключена жизненная философия Батюшкова, его отношение к действительности, окружающему миру.
Ранняя лирика Батюшкова
Одной из основных тем ранней лирики Батюшкова является тема природы. Поэт с восхищением и любовью описывает красоту и мощь окружающей природы. Он находит в ней утешение и вдохновение для своих творческих и духовных поисков.
Другая часто встречающаяся тема в ранней лирике Батюшкова — это тема любви. Поэт с глубоким эмоциональным насыщением описывает свои чувства и переживания, отдавая дань красоте и чарующей силе любви.
Также, в ранней лирике Батюшкова можно найти отголоски романтической философии, которая проникала в его творчество под влиянием времени и литературы того периода. Поэт рассматривает темы мечтаний, сновидений, тоски и непостижимости судьбы.
Ранняя лирика Батюшкова является важным этапом его творчества, на котором повлияли различные литературные и философские школы его времени. Эти стихи отражают душевные переживания и поиски молодого поэта и являются одним из ключевых компонентов его характеристики как литературного деятеля.
Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова
«Мой гений»- прекрасное стихотворное творение великого русского поэта Константина Николаевича Батюшкова.
Элегия «Мой гений», написанная в 1813 г, посвящена неразделенной любви поэта к очаровательной девушке Анне Фурман. Несмотря на то, что чувства Константина Батюшкова остались без ответа, образ возлюбленной сохранился у него на всю дальнейшую жизнь, вдохновив поэта на написание цикла стихотворений, в который и входит эта элегия.
Тема
Тема стихотворения — неразделенная любовь поэта.
В начале произведения автор описывает противоборство сердца и разума, в котором победа остается за чувствами. Воспоминания, хранящиеся в сердце героя, пленяют его даже в самых далеких краях. Эти признания дают нам понять, что в вопросах, касающихся любви, разум не властен над влюбленным.
Идея
В свое стихотворение автор заложил идею о том, что искренней любви не страшны ни время, ни расстояние. Батюшков показал, что «образ милый, незабвенный» является для него ангелом- хранителем, который всегда сможет утешить печальную душу героя.
Размер и рифмовка
Рассматриваемое произведение К. Батюшкова написано четырехстопным ямбом. В стихотворении автор использует перекрестную рифмовку АВАВ, а также мужские и женские рифмы.
Композиция
«Мой гений» условно можно разделить на две смысловые части: в первой герой обращается к своему сердцу, а в следующей части представлен портрет возлюбленной героя. Стоит выделить, что визуального деления на строфы в произведении нет.
Жанр
Жанр стихотворения- элегия, в нем переданы глубокие душевные переживания автора, проникнутые печалью. В произведении чувствуется любовь и ноты грусти, вызванные разлукой.
Средства выразительности
К. Н. Батюшков использует различные средства художественной выразительности. Описывая память сердца, автор обращается к синтаксическому параллелизму, а создавая образ возлюбленной, использует выразительные эпитеты, усиливающие экспрессивную окраску произведения («очи голубые», «образ милый», «память печальная» и т.д.).
Для передачи читателю внутреннего состояния героя, поэт использует метафоры, например, «вьющиеся власы», «страна дальняя», «локоны златые».
Стихотворение «Мой гений» К. Н. Батюшкова — одно из самых прекрасных произведений поэта. Оно отражает то, насколько глубокими и искренними могут быть чувства человека. В русской поэзии лирика Константина Батюшкова занимает особое место.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений»
В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку. Родители юной особы совсем не прочь выдать свою дочь за весьма состоятельного дворянина, который, к тому же, состоит на престижной государственной службе. Однако Анна Фурман не питает к жениху ответных чувств. Понимая это, Батюшков разрывает помолвку, однако до конца своей жизни хранит в сердце образ девушки, пленившей его воображение.
Анне Фурман поэт посвящает целый цикл стихов, одно из которых под названием «Мой гений» датируется 1815 годом. Написано это произведение через несколько месяцев после расторжения помолвки, о чем поэт очень сожалеет. Именно по этой причине первые строчки стихотворения наполнены печалью и тоской. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной», — этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что он не в состоянии подчинить свою любовь логике и здравому смыслу. Даже зная о том, что избранница не отвечает взаимностью, Баратынский продолжает ее любить и считает единственной, которая достойна стать его супругой. Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, Константин Батюшков мог бы стать вполне счастливым семьянином и прожить со своей молодой супругой счастливую жизнь. Именно об этом мечтал поэт, но понимал, что его возлюбленная дала согласие на брак не из-за высоких чувств, а под давлением родителей. Это предположение вскоре находит свое подтверждение, когда поэт становится невольным очевидцем разговора между Анной Фурман и ее подругой. Речь идет о предстоящей свадьбе, к которой невеста относится с пренебрежением, считая, что брак даст ей лишь единственное утешение – свободу и избавление от родительских наставлений. Именно тогда Батюшков принимает решение поговорить с отцом невесты и как бы вскользь упоминает, что у него недостаточно средств на содержание семьи. Этот аргумент оказывается решающим в вопросе предстоящего замужества Анны Фурман, и свадьба расстраивается. Впрочем, сразу же покинуть Петербург поэту не удается, так как на почве глубокого нервного потрясения он заболевает и нуждается в особом уходе. Именно тогда он объявляет свои друзьям, что его финансовые дела пошатнулись, чтобы скрыть истинную причину переживаний. Но в порыве очередного приступа помрачения рассудка все же выдает свою тайну, заявляя, что не может жить под одной крышей с той, которая готова терпеть его ради денег.
Понимая, что обратного пути нет, и взаимоотношения с Анной Фурман разорваны навсегда, поэт продолжает хранить ее образ в собственном сердце. «Я помню голос милых слов, я помню очи голубые», — отмечает автор, воссоздавая по крупицам портрет самого близкого и родного для него человека. Однако не только внешность Анны Фурман привлекает поэта. Он искренне убежден, что эта необыкновенная девушка является его гением и ангелом-хранителем
. Именно она вдохновляет Батюшкова на творчество и заставляет облачать в стихи свои чувства.
Даже расставшись с Анной Фурман, поэт не только продолжает ее любить, но и искренне верит, что знакомство с ней – подарок судьбы. То, что чувства оказались лишены взаимности, совершенно не печалит Батюшкова, который счастлив уже потому, что любит сам. И ему кажется, что именно эта любовь спасает его от одиночества и жизненных невзгод, она помогает материализовать образ избранницы, которая в самый сложный момент «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».
Примечательно, что свои чувства к Анне Фурман Батюшков пронес через всю жизнь, и с каждым годом они становились лишь сильнее, доведя, в конце концов, впечатлительного поэта до умопомешательства.
О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью твоей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенный, Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой — любовью В утеху дан разлуке он; Засну ль?- приникнет к изголовью И усладит печальный сон.
Тропы и образы
Мандельштам, знавший и ценивший поэзию Батюшкова, упоминает в стихотворении мотивы, имевшие значение именно для него.
Образ Батюшкова в первой строфе Мандельштам рисует с помощью эпитетов (нежный, гуляка). Волшебная трость (эпитет) – это и создание образа элегантного молодого человека (дальше появляются светлые перчатки на холодных руках), и некая волшебная палочка, позволяющая Батюшкову ожить для лирического героя, прогуляться во времени и пространстве.
В первой строфе возникают поэтические мотивы розы и Дафны (романтическое имя, встречающееся у Батюшкова). Исследователи отмечают, что эти мотивы вместе возникают в стихотворении Батюшкова «Источник»: лирический герой у источника в пустыне, возле которого растёт роза, целует девственную Зафну (возможно, Мандельштам перепутал имена), чьи губы тоже подобны розе. В первой же строфе Батюшков показан как человек, наслаждающийся жизнью.
Во второй строфе с помощью эпитетов противопоставляются состояния поэтов 19 и 20 веков. У Батюшкова холодная рука в светлой перчатке, а у лирического героя рукопожатие с лихорадочной завистью. Мандельштам ревниво относился к своим стихам, поэтому лирический герой завидует Батюшкову, который уже обрёл славу, проверенную временем.
В третьей строфе лирический герой характеризует поэзию Батюшкова как изгибы звуков и говор валов (метафора и олицетворение). Олицетворение «говор валов» — образ Батюшкова из стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов».
Четвёртая строфа полна абстрактных образов, которые, с точки зрения Мандельштама, характеризуют стихи Батюшкова: мученье, богатство, стихотворство, братство. Всё это заключено в стихах поэта 19 в. и стало приобретением лирического героя в веке 20. Метафоры шум стихотворства и колокол братства указывают на деятельную природу стихов, их звучание и воздействие. Неологизм гармонический проливень слёз – это метафора того, какой эффект производят стихи Батюшкова.
В пятой строфе – ответ истинного поэта. Он не привык к величаньям. Метафора стихов виноградное мясо — характеристика поэзии как таковой – парадоксальной, сочной, насыщающей, освежающей. Перифраз «оплакавший Тасса» напоминает о стихотворении Батюшкова, вы котором он пытается понять чувства человека, умершего в день, когда его должны были почтить лавровым венком.
Перифраз в четвёртой строфе, косноязычный, — намёк на безумие Батюшкова, в результате которого он утратил способность логично изъясняться, в том числе и в стихах.
Метафору и сравнение последней строфы трудно понять. Возможно, кровь — это квинтэссенция поэзии, которая как будто приходит из вечных снов, из каких-то первообразов, а потом переливается из стакана в стакан (из сосуда в сосуд, от человека к человеку). Так с помощью ясных материальных образов Мандельштам рассуждает о сути поэзии. К тому же Мандельштам разрушает здесь фразеологизм «переливать из пустого в порожнее», наполняя его новым смыслом: наполнение может быть и нематериальным, но от этого не менее важным. Этот приём часто встречается у акмеистов.
Образ переливаемой крови, как отмечают исследователи, может быть связан с тем, что у Батюшкова, как говорили в начале 18 века, «бурлила кровь» (поднималось артериальное давление). В те времена гипертонию лечили кровопусканием.
Историко-биографический контекст
Николай Батюшков, прославленный русский поэт-романтик, родился в 1787 году в Москве. Он выходил из дворянского рода, его отец занимал должность управляющего деревней. С детства Батюшков был окружен любовью к литературе и прекрасному, его дядя Свиридов занимался написанием стихов. Отсюда его явно сложившаяся склонность к поэзии и художественному творчеству.
Историчность и биографичность творчества Батюшкова сказываются на его стихах. В своих произведениях он отражает события, произошедшие в его жизни, лирически рассказывает о своих переживаниях и эмоциях.
Одной из самых важных тем, затрагиваемых в стихотворениях Батюшкова, является природа. Поэт писал о ней с любовью и наслаждением, описывая красоту родной природы, где проводил летние каникулы в своей юности. Сочувствие и чувства к месту рождения отразились в его произведениях и сегодня одним из самых известных произведений поэта является «Мысль».
Еще одной темой, затрагиваемой Батюшковым, является тема патриотизма и отечества. В своих стихах поэт обращается к истории России, героям и событиям. Необычайную волну эмоций вызывает его произведение «К Минину», где Батюшков восхваляет подвиги народного героя Дмитрия Минина.
Особой своеобразностью творчества Батюшкова является его биографическая подоплека. Факты из его жизни прямо или косвенно влияли на его стихи. Этот историко-биографический контекст является весомым свидетельством о том, что характер лирики Батюшкова отражает его собственную личность и его отношение к происходящим событиям.
Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова (3 вариант)
Вариант №2
Несмотря на то, что анализируемое нами стихотворение было написано еще два столетия назад (1815 год), оно не утратило своей актуальности и значимости даже сегодня. Это изысканное, шикарное произведение, наполненное поэтической легкостью и красотой. В нем эффективно сочетаются основные литературные приемы, и в то же время оно легко читается и воспринимается простым читателем. Глубина чувств открывается в многообразии приемов и стихотворных строк. Произведение стало классическим, так в течении нескольких столетий все также близко читателям, завораживает, касается самых тонких струн души. Оно находит отклик в сердцах не только зрелых личностей, но и весьма юных читателей. Несмотря на всю простоту и легкость, глубинный смысл произведения сохраняется.
Обратимся к названию стихотворения
Прочитав произведение, невольно возникает вопрос, почему его назвали именно так? Оказывается, что Гением автор называл свою возлюбленную, даму сердца. Она для него была в истинном смысле этого слова гением, источником постоянного вдохновения. Возлюбленная для него единственная, неповторимая, самая лучшая во всем женщина, завораживающая его красотой, силой мысли, легкостью и неповторимостью. Она всецело завладела его сердцем и мыслями. И он считает это самым большим даром, признаком одаренности, гениальности. Гений выступает для него символом нежности и верной любви, ангелом, источником вдохновения, подталкивающим на невероятные поступки, открывающим таланты. К сожалению, автору не суждено было быть с дамой своего сердца, однако она невидимым спутником всегда была рядом с ним.
Основная мысль произведения
Несомненно, в произведении раскрывается основная тема, и основная мысль – обращение к любви. Любовь как вечный спутник жизни, извечная тематика, которая во все времена была и будет актуальной. Она не обходит стороной никого. Она не подчиняется логике, неподвластна времени. В ней таится нечто красивое, невероятное, светлое, и в то же время, предельно грустное и обреченное. Произведение заставляет по-новому взглянуть на жизнь, переосмыслить ее значение. Образ любимого человека, значение любви становится более многогранным и глубоким. Любовь – покровитель всего живого на земле, наш верный спутник. Она обладает одаренностью, гениальностью, способна вдохновлять и радовать, защищать. Она всегда в сердце, даже если не рядом, питает его и поддерживает. Стихотворение заставляет нас ценить и дорожить близкими, и позволяет не опускать руки, если любимого человека нет рядом.
Характеристика ключевых образов
В произведении любовь раскрывается через множественные образы. Прежде всего, автор обращается к памяти: память сердца, память рассудка. В памяти хранятся все самые сокровенные воспоминания и образы поэта. Она с любовью вспоминает образ пастушки, столь незабвенный для поэта. Здесь тесно переплетается любовь и печаль, разлука и радость встречи. Все образы светлы и незабвенны, свято оберегаются и хранятся в памяти. Похожие образы возникают и в начале, и в конце стихотворения, что придает ему авторского своеобразия и уникальности. Здесь тесно переплетаются сладкие воспоминания, печальные моменты разлуки, сладостные мечтания и утешения.