История создания
Произведение О. Мандельштама «Нежнее нежного…» было создано в 1909 г. В 1913 г. оно вошло в его дебютный поэтический сборник «Камень», который затем переиздавался еще в 1916 г. В этой книге переплелись детские мысли и юношеские переживания поэта. На тот момент он, как и лирический герой его стиха, находился на переходном этапе – автор вступал на путь взрослой жизни, был очень взволнован и растерян.
Накануне 1910 г. Мандельштам завершает учебу в Тенишевском училище, потом отправляется в путешествие по европейским странам – Швейцарии, Франции, Италии. Он посещает встречи с Вячеславом Ивановым, теоретиком символизма, а в 1909 г., осенью, получает образование в Гейдельберге. На протяжении двух семестров Мандельштам занимается изучением философии и романских языков. Помимо учебы, он принимает активное участие в культурной и политической жизни России, знакомится с тайнами окружающего его мира, испытывает первое чувство влюбленности.
По одной из существующих гипотез, рассматриваемый нами стих поэт посвятил М. Цветаевой. Но с ней Мандельштам познакомился гораздо позже в 1916 г. Есть еще одна гипотеза по поводу того, кому посвящено это стихотворение. Наиболее вероятно, Мандельштам посвятил свое творение девушке, с семьей которой он в 1909 г. жил в Выборге по соседству. В то время поэту было 18 лет, и он впервые влюбился. Произведение проникнуто этим волнительным чувством, а также в нем автор восхищается красотой и загадочностью своей юной соседки.
Анализ стихотворения Мандельштама «Петербургские строфы»
Впервые стихотворение «Петербургские строфы» было опубликовано в 1913 году в февральском номере ежемесячного литературного сборника поэтов-акмеистов «Гиперборей». Впоследствии оно вошло в первое издание дебютной книги Мандельштама «Камень». Произведение посвящено Гумилеву – близкому другу Осипа Эмильевича. В 1928 году Мандельштам в письме Ахматовой признался, что способен вести воображаемый диалог только с двумя людьми – с ней и Николаем Степановичем. Причем общение с Гумилевым никогда не прерывалось и не прервется, несмотря на его трагическую смерть в 1921-ом.
В стихотворении прошлое пересекается с настоящим. Использование мотива бесконечной повторяемости бытия сближает стихотворение с творчеством Блока: Умрёшь – начнёшь опять сначала И повторится всё, как встарь…
Только у Мандельштама эта тема лишена негативной окраски. Время историческое и литературное он воспринимает как цикличное. Пока все повторяется, продолжается течение жизни. В стихотворении перед читателями предстает Северная столица разных эпох. За «мутной метелью» виднеется солнце, сквозь запах бензина проступает пушкинский Петербург. Упоминаются сразу два героя произведений Александра Сергеевича: Онегин и Евгений из «Медного всадника».
Примечательна «желтизна правительственных зданий». Желтый цвет будет не раз присутствовать в стихотворениях Мандельштама, посвященных Петербургу. Например, можно вспомнить «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Нынче день какой-то желторотый…». Естественно, дело здесь не только в любви Николая I к окрашиванию правительственных строений в желтый цвет. Скорее, работает совершенно другой ассоциативный ряд – из романов Достоевского. Достаточно вспомнить хотя бы «Преступление и наказание», где практически повсеместный желтый цвет стал в первую очередь символом болезненности. Кстати, Мандельштам мог опираться не столько на прозу Федора Михайловича, сколько на стихотворение Анненского «Петербург», опубликованное в 1910 году. В книге литературоведа Лекманова, посвященной Осипу Эмильевичу, сказано, что поэт вырвал листок с этим произведением из журнала «Аполлон» и не расставался с ним на протяжении всей жизни.
Образ броненосца в доке, с которым сравнивается Россия, возникает как предчувствие приближающейся войны. В данном случае Мандельштам, как и любой другой по-настоящему великий поэт, оказался провидцем. Около года прошло с момента написания стихотворения, Российская империя вступила в Первую мировую войну, обернувшуюся для страны настоящей трагедией и ставшую одной из ключевых причин Великой Октябрьской революции. Интересно, что образ броненосца – взгляд не только в будущее, но и в прошлое. Он отсылает читателей к роману Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)». В частности, имеется в виду описание Адмиралтейства глазами государя-императора (голые ребра недостроенного корабля сравниваются с остовом чудовища).
-
Поздравления с днем пчеловода в стихах
-
Синяя птица стихи ахматовой
-
Мигель анхель астуриас стихи
-
Грустя и плача и смеясь звенят ручьи моих стихов средство выразительности
- Семен липкин стихи еще дыханье суеты
Интересные факты
- В поэтический кружок В. Иванова юного Мандельштама привела бабушка будущего поэта – Софья Вербовская.
- Мандельштам в совершенстве владел французским, английским и немецким языками, переводил произведения Ф. Петрарки, О. Барбье, Ж. Дюамеля, Р. Шикеле, М. Бартеля, И. Гришашвили, Ж. Расина и др.
- Мандельштам был влюблен в Марину Цветаеву и очень тяжело переживал разрыв отношений – из-за неудачного романа писатель собирался даже уйти в монастырь.
- Произведения и личность поэта Мандельштама были под строжайшим запретом в России почти 20 лет. Его жена, Надежда Яковлевна издала три книги воспоминаний о муже.
Тропы и образы
В отличие от большинства современников, Ахматова высоко оценила художественную ценность стихотворения. Она отметила приёмы изображения Сталина, назвав среди качеств стихотворения монументальную лубочность и вырубленность. Перед глазами возникает карикатура. Сатира как будто нарисована художником-примитивистом. Возникает ассоциация с картиной Страшного суда, написанной народными мастерами.
Первая строфа ещё вполне мандельштамовская. Первоначальная метафора «под собою не чуя страны» говорит о разъединённости страны и человека, который не может понять происходящего и боится. Звуки в первой строфе очень тихие или вообще отсутствуют: речи не слышны за 10 шагов, люди говорят полуразговорцем (поэт использует литоты). Люди, которых Мандельштам называет в первой строфе «мы», относя к ним и себя, глухи и почти немы. В четвёртой строке появляется образ того, кто запугал людей.
Мандельштам не называет Сталина по имени. Он пользуется перифразами «кремлёвский горец», «осетин». Они характеризуют Сталина только с точки зрения его происхождения и не несут отрицательной окраски.
Во торой строфе дан портрет Сталина. Мандельштам сравнивает его толстые жирные пальцы с червями, а верные слова с пудовыми гирями. Возможно, жирные пальцы представлялись Мандельштаму перелистывающими его стихотворения… С помощью метафор и метафорических эпитетов Мандельштам рисует лицо вождя, на котором нет глаз, а только смеющиеся тараканьи усища (есть редакции, где смеются глазища). В этом образе соединены омерзение и страх.
Образ сияющих голенищ не только реалистичный (Сталин носил сапоги), но и отсылает к описанию Иоанном Богословом Иисуса, у которого ноги сияли, как будто раскалённая в печи медь.
Ни главный герой стихотворения, ни его окружение, сброд тонкошеих вождей (метафорический эпитет и метафора), — уже не люди, описанные в первой строфе. Это нечто, противопоставленное «мы». Но и диктатор противопоставлен окружению, которое называется «полулюдьми». Многие современники Сталина отмечали его склонность играть на слабостях людей. Тонкошеие вожди – это использование образа тонкой шеи, которая поворачивается вслед за головой (Сталиным).
Глаголы «бабачит и тычет», обозначающие силовые действия, противопоставленные действиям «полулюдей» «мяучит и хнычет», вызывают дискуссии исследователей. Тычет – от тыкать, а вот бабачит – авторский неологизм, который может обозначать «бубнит, командует, стучит по голове». Некоторые связывают глагол с бабаком (степным сурком), толстым и неповоротливым.
Указы Сталина сравниваются с подковами, которые ранят окружающих, попадая в пах, в бровь, в глаз. Здесь Мандельштам играет с устойчивым выражением «не в бровь, а в глаз». В случае со Сталиным, и в бровь, и в глаз. Казнь тирана Мандельштам определяет словом воровского жаргона «малина», пренебрегая его значением. Так поэт подчёркивает связь Сталина с преступным миром.
В последней строке Мандельштам использует излюбленный гоголевский приём, делая однородными членами казнь диктатора и его широкую грудь.
Мандельштам настолько прочно ассоциировался в советском сознании с противостоянием Сталину, что художник Владимир Гальба в середине 70-х, рисуя Тараканище и Воробья, подразумевал Сталина и Мандельштама, хотя непосвящённые об этом бы не догадались.
Анализ стихотворения Мандельштама «Мы живем под собою не чуя страны…»
В ноябре 1933 года Мандельштам написал одно из самых известных стихотворений двадцатого столетия – «Горец» или «Кремлевский горец». Оно представляет собой эпиграмму на Сталина. Своего авторства поэт никогда в тайне не держал. Более того – Осип Эмильевич сам читал произведение многим друзьям, знакомым, родственникам, поэтому сейчас сложно сказать, кто на него написал донос – слишком широк круг возможных подозреваемых. Естественно, Мандельштам прекрасно понимал, что обнародование эпиграммы – истинное самоубийство. Соответственно, к скорому аресту он был готов. За ним пришли в мае 1934 года. За смелого поэта вступились Пастернак и Ахматова. Помогло ему ходатайство высокопоставленного партийного чиновника – Бухарина. Николай Иванович лично знал Мандельштама и с почтением относился к его творчеству. Благодаря поддержке со стороны Бухарина, Осипу Эмильевичу удалось избежать расстрела. Эпиграмма обернулась лишь ссылкой – сначала в город Чердынь, затем – в Воронеж. Будучи в изгнании, поэт сочинил «Оду», посвященную Сталину. Некоторые исследователи рассматривают ее в качестве попытки раскаяния, другие видят в ней скрытую и расчетливую иронию.
«Мы живем, под собою не чуя страны…» – отклик на страшную советскую действительность тридцатых годов. Мандельштам очень точно описывает приметы того времени. Огромное государство предпочитало молчать: «Наши речи за десять шагов не слышны…». За любое неугодное власти слово можно было попасть в лагеря или под расстрел. Атмосфера тотального страха царила в СССР. В эпиграмме дан портрет Сталина, чье имя скрыто под словосочетанием «кремлевский горец». Толстые пальцы вождя сравниваются с червями, его усы поэт называет тараканьими.
Намекает Мандельштам и на прошлое отца народов. Под словом «малина» подразумевается преступный жаргонизм. Здесь имеются в виду шесть отсидок Сталина, причем только одна из них была связана с его политической деятельностью, остальные – с разбоем. Неслучайно в конце стихотворения упоминается и «широкая грудь осетина». Существует версия, что предки будущего вождя имели осетинское происхождение.
Уделено внимание и окружению всесильного правителя. Приближенных Иосифа Виссарионовича Мандельштам именует полулюдьми, которые в его присутствии не способны говорить. Им остается лишь мяучить, хныкать и свистеть
Им остается лишь мяучить, хныкать и свистеть.
По мнению писателя Фазиля Искандера, Мандельштам избежал расстрела не столько благодаря помощи Бухарина, сколько из-за того, что Сталину пришлась по нраву его эпиграмма. Правитель увидел в стихотворении признание своего безграничного могущества. Кроме того, он вполне мог рассматривать произведение как акт капитуляции врагов. При таком восприятии толстые пальцы-черви и тараканьи усы особой роли не играли
Зачем обращать внимание на оскорбления, высказанные от лица недоброжелателей? Кремлевскому горцу, рожденному в бедной семье и добравшемуся до вершин власти, льстило то, каким страхом пропитаны строки «Мы живем, под собою не чуя страны…». Нравилось Сталину и довольно точное описание его всесилия. Весьма вероятно, что Иосифу Виссарионовичу пришлось по вкусу и карикатурное изображение ближайшего окружения
Если учитывать размышления Искандера, то не кажется такой загадочной резолюция вождя на деле Мандельштама: «Изолировать, но сохранить». По сути, Сталин принял вызов от поэта и начал с ним игру в кошки-мышки. Подобное общение с людьми творческими было свойственно Иосифу Виссарионовичу – вспомнить хотя бы историю его отношений с Булгаковым. Для Осипа Эмильевича игра эта завершилась трагически – в 1938 он вновь попал под арест, после чего умер на этапе под Владивостоком
Весьма вероятно, что Иосифу Виссарионовичу пришлось по вкусу и карикатурное изображение ближайшего окружения. Если учитывать размышления Искандера, то не кажется такой загадочной резолюция вождя на деле Мандельштама: «Изолировать, но сохранить». По сути, Сталин принял вызов от поэта и начал с ним игру в кошки-мышки. Подобное общение с людьми творческими было свойственно Иосифу Виссарионовичу – вспомнить хотя бы историю его отношений с Булгаковым. Для Осипа Эмильевича игра эта завершилась трагически – в 1938 он вновь попал под арест, после чего умер на этапе под Владивостоком.
Осип МандельштамРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Новые публикации
Соотечественникам-репатриантам облегчат получение вида на жительство 05.04.2024
Иностранным гражданам-репатриантам, получившим статус участника госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, предлагают предоставлять вид на жительство (ВНЖ) в упрощённом порядке – минуя выдачу разрешения на временное проживание. Такой законопроект Госдума 2 апреля приняла в первом чтении. Аналогичные льготы получат члены семей репатриантов.
Знай русский! Со товарищи и сотоварищи. В чём разница? 05.04.2024
В публицистических текстах можно встретить такие примеры: «Главы района со товарищи не понимают главной проблемы вверенных им территорий»; «Организатор преступления и его сотоварищи по делу получили по десять-пятнадцать лет». От чего же зависит слитное или раздельное написание?
«В каждом россиянине есть капелька кочевой крови». В Историческом музее открывается выставка об истории кочевых народов Евразии 04.04.2024
С 9 апреля по 9 сентября 2024 года в Государственном историческом музее будет работать выставка «Дикое поле. В вечном движении», посвящённая истории и культуре кочевых народов. Интерес к этой теме в то время, когда Россия всё больше осознаёт себя как евразийскую державу, вряд ли случаен.
В России создают «Национальный словарный фонд». Кому он понадобится и зачем? 04.04.2024
Как обещают создатели «Национального словарного фонда», эта новая информационная система будет запущена в конце 2025 года. В настоящее время проведена вся научная работа по отбору, вычитке и оцифровке эталонных словарей, дело – за созданием собственно цифрового ресурса, удобного для пользователей.
Нейросеть вместо учителя: станет ли ИИ в образовании помощником или конкурентом? 04.04.2024
Нейросеть пишет за студентов дипломы, робот-учитель ведёт урок… Готовы ли мы к такому будущему в сфере образования, которое уже на пороге? На площадке открывшегося в Москве Международного салона образования ведущие эксперты обсудили проблемы и риски, которые несёт образование с использованием ИИ.
Русские и русский язык в Молдавии: как меняется ситуация 02.04.2024
Дипломатические отношения между Молдовой и Россией сегодня находятся в самой низшей точке за последние 32 года. И в этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что президент Майя Санду еще в 2022 году запретила в стране георгиевскую ленточку и сказала, что ей «место на свалке истории».
«Взрывает изнутри звериную серьёзность». Гоголю – 215 02.04.2024
1 апреля 2024 года исполнилось 215 лет со дня рождения одного из самых загадочных авторов в русской литературе – Николая Васильевича Гоголя. В год юбилея в России проводят различные мероприятия, посвящённые жизни и творчеству писателя.
Знай русский! Пе́телька или пете́лька? 02.04.2024
Существуют устойчивые фразы «мертвая петля́» и «сунуть голову в пе́тлю. Так на каком слоге всё же правильно ставить ударение или оба варианта абсолютно равноценны? Разбираемся в правилах.
Формальное построение текста
Выполняя анализ стихотворения Мандельштама, важно обратить внимание на формальные особенности. Произведение состоит из семи строф-двустиший, соединённых смежной рифмовкой: тип aa-bb (например, слёз-желёз, скорей-фонарей)
Автором используются закрытые мужские рифмы, позволяющие создать эффект ритмической «оборванной» фразы, читающейся на одном выдохе и завершающейся логическим ударением на конце слова. Весь монолог героя напоминает тихую речь, в финале перешедшую в шёпот. Этому также способствует использование четырёхстопного анапеста в качестве размера, поскольку анапест из всех существующих наиболее приближен к разговорной речи.
Таким образом, в «Ленинграде» Мандельштама воплощены главные страхи и трагедии времени, которым суждено будет сбыться: спустя 3 года после написания стихов Осип Мандельштам впервые будет арестован и осужден. «Ленинград» — это поэтическая попытка зацепиться за ускользающее прошлое, отгородиться от неизбежного страшного будущего. Попытка, обречённая на провал.
Образы и символы
Важную роль в стихотворении «Сохрани мою речь навсегда» играет образ древнего колодца. Он символизирует стремление автора к борьбе со смертью и забвением. Ведь времена меняются, а колодец, уходящий вглубь, остается прежним. Люди черпают оттуда воду — то, без чего не могут обойтись. Автор уподобляет поэзию этому источнику жизни и говорит о том, что его лирика имеет привкус и цвет русской земли
Поэтому ему так важно обрести единение с народом, для которого он — в силу образованности, интеллигентности, индивидуальности — является нелюбимым сыном
Взойдя на эту русскую Голгофу, поэт готов потерпеть любые жертвы. Он не желает никакого компромисса. Чтобы достичь одну великую цель, Мандельштам готов пережить все трудности. Поэт преследовал цель в соединении с людьми, ведь, по его мнению, только так можно обрести бессмертие в памяти народа. Подобно тому, как колодец состоит из брёвен, поэзия состоит из строчек, уходящих к самому корню жизни.
Поскольку поэт неотделим от истории своего народа, от его ментальности и специфики, он присоединяется даже к самым негативным проявлениям народной жизни: «И для казни петровской в лесах топорище найду». Конечно, это не означает, что автор хочет переквалифицироваться на палача. Он лишь обещает описать в красках то, что будет происходить с его страной. Топорище — это такое же орудие, как слово, которое может ранить и даже казнить. Такого глашатая плахи будут любить, потому что он поет им гимны и филиппики.
Размышляя о природе своей бунтарской поэзии, Осип Мандельштам использует образ Новгорода, который в истории олицетворяет свободолюбие и непокорность. Как известно, Новгород являлся вольным городом-республикой. Он был разрушен Иваном Грозным за неповиновение. Поэзия Мандельштама родом из этого места, где, вода, выходящая из глубин, напитана древностью.
Его слово сохранится, как и эта вода, куда татары опускали князей. Зачем эта историческая отсылка? Так автор изобразил еще одну драматическую страницу русской истории, в которой тоже были жертвы и певцы этих жертв. Смутное время на Руси дублируется и в 20 веке, и автор видит все те же события, только вместо татар на князей наступают народные орды.
В стихотворении Осип Эмильевич использовал также религиозную символику. Так, например, Вифлеемская звезда является символом света, который борется с тьмой и озаряет черные воды поэзии небесным огнем.
Также очень заметным в стихотворении является образ вериг (железной рубахи). Они олицетворяют те лишения и жертвы, которые терпит поэт ради достижения большой цели. А петровские казни — это первые репрессии в Российской империи, когда Петр Первый подавил стрелецкий бунт.
Тема и проблематика
Произведение написано от первого лица, и по этой причине при анализе стиха «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» читатель может с легкостью следить за ходом мыслей лирика. Первый катрен развивает завязку сюжетной линии, начинающийся с того что у героя Мандельштама бессонница. Анализ стихотворения говорит о факте, связанным с учебой поэта: студенты его факультета считали, что от бессонницы помогает чтение списка кораблей.
Поэтому герой, который не смог погрузиться в сон, обратился к этому средству. Он начинает представлять «сей длинный выводок, сей журавлиный поезд, стремящийся в даль». На самом деле в воображении лирика это состав из кораблей, которые плывут по бушующему морю.
После того как он достиг середины, начались размышления о причинах возникновения Троянской войны. Он считал, что «ахейские мужи» воевали не за саму Трою, а сердце прекрасной Елены.
В последней части поэт выражает уверенность в том, что «все движется любовью». Он бы дальше размышлял об этом, но прерывается, потому что не знает ответы на большинство вопросов, но, как показывает анализ, у Мандельштама в «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» риторические вопросы дают возможность задуматься каждому читателю, о чем размышлял сам автор.
Композиция состоит из монолога и рассуждений самого героя и делится на три основные части:
- Рассказ о бессоннице и неспокойных ночах.
- Обращение к «ахейским мужам».
- Мысли о прекрасном чувстве.
У этого произведения есть общие черты со стихотворением Николая Языкова «Бессонница». Оба поэта пытаются через свои творения рассказать, что любовь может сподвигнуть человека на любой необдуманный поступок. Мандельштам доказывает, что миром правит любовь и все, что происходит на планете, связано только с ней. Это произведение благодаря поднятым в нем философским вопросам стало очень популярным у читателей, текст послужил основой для песни, стихотворение нередко читают с большой сцены.
Композиционная структура, рифмовка
Первое четверостишие написано в трехстопном и двустопном ямбе с перекрестной рифмовкой. В следующем четверостишии 1-я и 4 строки написаны в трехстопном ямбе, 2-я и 3-я – в двустопном. Употреблена кольцевая рифмовка.
Со второй строфы сменяется стихотворный ритм, исчезает рифмовка, поэтический текст теряет стройность, четкость рифмы становится свободным стихом. Перекрестная рифма протягивается промеж двух четверостиший.
Конец первой строфы – трехстопная строка, она повторяется во 2-й строфе и превращается в рефрен. Конец 2-й строфы – 3 двухстопных строки. Это придает интимному посланию отрывистость, взволнованность. Создается впечатление, что автор послания будто нерешителен, растерян, у него спирает дыхание от волнения и восторга.
В произведении можно заметить и ассонанс. Поначалу в нем часто употреблены гласные буквы «е», «о». Из-за этого кажется, что стих звучит широко, напевно, как клятва. А ближе к финалу чаще употребляется звук «и», который звучит не так открыто и вносит в стих отрывистость.
Вот так, благодаря звукописи и ритму, поэт сочинил любовное письмо, в котором ощущается взволнованность, сбивчивость, нервность, искренность и высочайшая художественность.
Художественные приемы
Стих написан в жанре элегия и на это указывает то, что автор размышляет над экзистенциальной проблемой. В тексте чувствуется свойственная лирическому герою сосредоточенность — именно это является чертой работ Мандельштама. Стихотворение написано шестистопным ямбом.
В композиции текста можно выделить несколько частей:
- Описание бессонницы.
- Обращение к Гомеру.
- Размышления о любви.
Стих имеет форму монолога лирического героя. В тексте можно найти множество риторических вопросов. Они отражают размышления и смятение автора. При написании стихотворения Мандельштам использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — поэт называет паруса тугими, пену божественной, море черным;
- метафоры — автор описывает вереницу кораблей, как поезд и журавлиную стаю;
- сравнение — Мандельштам сравнивает судна с клином журавлиным.
Стихотворение написано простым языком, но от этого оно не становится менее прекрасным.
В стихотворении герой пытается найти ответ на вопрос: правда ли любовь способна управлять всем в мире. Поэт воспринимает это чувство как нечто жертвенное и кровожадное. Ради нее нужно положить на алтарь все. Именно так произошло с ахейскими мужами. Стихия уничтожала корабли, люди умирали на войне. Все ради одного великого чувства любви.
Герой словно удивляется тому, как ради отношений разные народы отдавали свои жизни. Сам Мандельштам не готов положить все на алтарь. Но у него есть почва для размышлений.
В конце стихотворения автор делает главный вывод — все в мире движимо любовью. Но на многие вопросы у поэта пока нет ответа, поэтому ему только и остается, что мучиться бессонницей и считать корабли.