Детство поэта
Если говорить кратко, биография Северянина в детские годы была довольно насыщенной и непростой для маленького ребенка.
Игорь Васильевич Лотарев родился в 1887 году в Санкт-Петербурге. Его мать принадлежала к дворянскому роду, представителями которого были А. Фет и Н. Карамзин. Она была умной и начитанной женщиной и с детства приобщила сына к художественной литературе.
Отец Игоря — отставной штабс-капитан Василий Лотарев — был образованным и начитанным человеком, но, к сожалению, совместная жизнь супругов не была счастливой. Отец очень любил развлечения, из-за чего брак в итоге распался.
До 9 лет маленький Игорь жил в Северной столице вместе с родителями. В 1896 году, после развода родителей, Игорь переехал к тете в Череповец, где в 1903 году окончил 4 класса реального училища. Мать мальчика после развода осталась в Петербурге, а отец по долгу службы отправился в Маньчжурию.
После окончания учебы Игорь поехал к отцу, где какое-то время путешествовал с ним по северным краям. Биографы поэта считают, что мальчик настолько был поражен красотой севера, что именно впечатления от этого края подтолкнули Игоря на псевдоним «Северянин». Биография поэта на севере была довольно короткой, но воспоминания об этом крае навсегда остались в памяти поэта. Известно, что Игорь очень полюбил суровую природу севера, пристрастился к рыбной ловле и пешим походам. Внезапная смерть отца и начало русско-японской войны заставили Игоря вернуться к матери. На этом краткая биография Игоря Северянина на Дальнем Востоке закончилась.
Вернувшись к матери в Санкт-Петербург, Игорь познакомился с видными деятелями культуры и известными поэтами, которые помогли молодому автору на его творческом пути. Особенно поддержали юного поэта известные на тот момент поэты — К. Феофанов и В. Брюсов, которые очень горячо отнеслись к стихотворениям Северянина и благожелательно откликнулись на его первые сборники.
Творческий расцвет
В 1911 г. И. Северянин и И. Игнатьев основали новое направление в литературе – эгофутуризм. Немногим позже, поэт покинул группу своих соратников. Расставание было скандальным.
Первый сборник стихов поэта был назван “Громокипящий кубок”. Он увидел свет в 1913 г. Предисловие к нему было написано известным писателем, Ф. Сологубом.
Осенью этого же года Северянин выступает вместе с В. Маяковским. В это же время он знакомится с С.Спасским и К.Паустовским.
В 1918 г., после блестящего выступления в московском политехническом музее, он получил почетную должность “Короля поэтов”. Также за нее боролись Маяковский и К. Бальмонт.
Анализ стихотворения И. В. Северянина «Поэза странностей жизни»
Поэза – это устаревшее название стихотворения в литературно-художественной среде начала прошлого века. Стихотворение «Поэза странностей жизни» написано в 1916 году. Оно отражает мрачное прочтение действительности И. В. Северяниным, опирающееся на негативную оценку и собственно человека, и общественных настроений.
Стремительно набирающий популярность поэт, утверждая собственное «я», как будто упустил из виду окружающих. Между тем российское общество предвоенного периода погружалось в глубокий экономический, политический и мировоззренческий кризис, ярко обозначая не лучшие человеческие качества многих представителей интеллигенции.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- антонимы – «встречаются – разлучаются», «влюбиться – разлюбить», «расхохотаться – разрыдаться», «столица – деревня», «красота – уродство», в том числе контекстуальные – «лицо – душа» – описывающие полярные стороны существования;
- эллипсис – «…разрыдаться – и (больше) не жить»;
- многочисленные умолчания – «клянутся…», «мечтают…», «хочется…», «лица без души…» – приглашают читателя осмыслить сказанное, найти ему объяснение;
- риторические восклицания – «…разрыдаться – и не жить!», «наслаждения тщетны!» – отражают накал авторских эмоций;
- риторический вопрос – «…как не расхохотаться…?!»;
- синонимы – «деревня, глушь»;
- лексический повтор – «человечьи лица без человеческой души»;
- авторский неологизм – «уродна», то есть уродлива;
- инверсию – «есть красота», «злы уста»;
- синекдоху – замену понятия по принципу «часть целое» – «уста злы» – автор выделяет рот (губы) человека как средство словесного общения, которое может приобретать любое качество;
- ряды однородных членов предложения – «встречаются, влюбляются», «(не) расхохотаться, (не) разрыдаться, не жить»;
- лексику высокого стиля – «тщетны», «о, скорбь…», «уста»;
- многосоюзие – «и разрыдаться – и не жить» – выделяет каждый член ряда;
- аллитерацию – «как же жить» – она создает звуковой акцент, ощущение тревоги;
- парцелляцию – «… хочется глуши… И всюду… лица…», которая подчеркивает обособленный фрагмент, стоящий после союза;
- оксюморон – «красота уродна», «низость благородна» – используется, чтобы проиллюстрировать всю сложность, .
Частотность безличных глаголов и неопределенно-личных конструкций, не предполагающих субъекта действия, придают изложению безысходность. Автор не может обвинить никого конкретно, но от этого степень его отчаяния лишь нарастает.
Тематика
Одно из самых популярных стихотворений периода зрелости Игоря Северянина – это гневное обличение обывательского образа мыслей под заголовком Чем они живут?. Поэт со свойственной ему язвительностью и горячностью бросает в лицо мещанам обвинения в примитивизме сознания, скупости сердца и порочности души. Духовную нищету эти люди прикрывают
Они занимаются чем угодно, лишь бы не делать действительно важных вещей, только бы избежать трезвой мысли и сильного чувства, которые в нас пробуждает искусство. Несчастные «нищие» не понимают, что жить всей этой пошлостью невозможно, что такая жизнь – рутинное прозябание в прекрасном и многогранном мире, что они существуют без высшей цели. Люди удовлетворены, но не счастливы – типичное состояние современного общества потребления.
Поэтические чтения
Многие современники Северянина рассказывали о нем как об очень артистичном и харизматичном человеке. Поэт великолепно читал стихи и с 1913 года неоднократно отправлялся на гастроли, где декламировал свои произведения. Поэта горячо приветствовали в Минске, Харькове, Одессе, Баку, Тбилиси и других городах российской империи.
В 1918 году на вечере в московском Политехническом музее он принял участие в конкурсе «король поэтов», в котором занял 1-е место. По свидетельствам очевидцев, в чтении стихов на конкурсе ему не было равных — он обошел даже Владимира Маяковского, который изначально был уверен, что титул «короля» достанется ему. Многие критики считают, что победа Северянина в том конкурсе послужила причиной плохих взаимоотношений с Маяковским, который не мог простить конкуренту эту победу.
Анализ стихотворения И. В. Северянина «Поэза странностей жизни»
Поэза – это устаревшее название стихотворения в литературно-художественной среде начала прошлого века. Стихотворение «Поэза странностей жизни» написано в 1916 году. Оно отражает мрачное прочтение действительности И. В. Северяниным, опирающееся на негативную оценку и собственно человека, и общественных настроений.
Стремительно набирающий популярность поэт, утверждая собственное «я», как будто упустил из виду окружающих. Между тем российское общество предвоенного периода погружалось в глубокий экономический, политический и мировоззренческий кризис, ярко обозначая не лучшие человеческие качества многих представителей интеллигенции.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- антонимы – «встречаются – разлучаются», «влюбиться – разлюбить», «расхохотаться – разрыдаться», «столица – деревня», «красота – уродство», в том числе контекстуальные – «лицо – душа» – описывающие полярные стороны существования;
- эллипсис – «…разрыдаться – и (больше) не жить»;
- многочисленные умолчания – «клянутся…», «мечтают…», «хочется…», «лица без души…» – приглашают читателя осмыслить сказанное, найти ему объяснение;
- риторические восклицания – «…разрыдаться – и не жить!», «наслаждения тщетны!» – отражают накал авторских эмоций;
- риторический вопрос – «…как не расхохотаться…?!»;
- синонимы – «деревня, глушь»;
- лексический повтор – «человечьи лица без человеческой души»;
- авторский неологизм – «уродна», то есть уродлива;
- инверсию – «есть красота», «злы уста»;
- синекдоху – замену понятия по принципу «часть целое» – «уста злы» – автор выделяет рот (губы) человека как средство словесного общения, которое может приобретать любое качество;
- ряды однородных членов предложения – «встречаются, влюбляются», «(не) расхохотаться, (не) разрыдаться, не жить»;
- лексику высокого стиля – «тщетны», «о, скорбь…», «уста»;
- многосоюзие – «и разрыдаться – и не жить» – выделяет каждый член ряда;
- аллитерацию – «как же жить» – она создает звуковой акцент, ощущение тревоги;
- парцелляцию – «… хочется глуши… И всюду… лица…», которая подчеркивает обособленный фрагмент, стоящий после союза;
- оксюморон – «красота уродна», «низость благородна» – используется, чтобы проиллюстрировать всю сложность, .
Частотность безличных глаголов и неопределенно-личных конструкций, не предполагающих субъекта действия, придают изложению безысходность. Автор не может обвинить никого конкретно, но от этого степень его отчаяния лишь нарастает.
История создания
Если ранняя поэзия Северянина представляет особый интерес для любителей футуризма и словотворчества, то его работы времен эстонской эмиграции понравятся тем, кто, образно говоря, ценит конфетку, а не обертку. Сам автор о произошедшей поэтической метаморфозе писал вот что:
В поисках духа поэзии футурист стал классиком, одним из тех, кого когда-то «сбрасывал с корабля современности». Коллеги по цеху не осудили его, а, напротив, приветствовали перемену. Например, Марина Цветаева так отзывалась о его творческом вечере, где он предстал перед публикой в новом амплуа: «Он больше чем остался поэтом, он — стал им Как бы то ни было, в Эстонии поэт, похоже, нашел себя: женился, обзавелся семьей, внес огромный вклад в перевод эстонской поэзии на русский язык, много выступал и написал очень значимые сборники. Его талант не угас на чужбине, а расцвел еще ярче.
Картинка к сочинению анализ стихотворения Поэза странностей жизни
Родился поэт в приморском поселке Пограничном, где начальником станции Гродеково работал его молодой отец. В роддоме, стоявшем недалеко от путей, случился пожар, и отец, подъехав на паровозе, сбил пламя водой из паровозной емкости. Так еще при рождении Игорь Могила (Царёв его псевдоним) прошел огонь и воду.
Символизм рождения этим не исчерпывается. Младенец словно принял эстафету от умершего в том же поселке ровно за десять лет до того, в 1945-м, лучшего поэта белой гвардии и харбинской эмиграции Арсения Несмелова. Они чем-то неуловимо похожи — Несмелов, родившийся в Москве и умерший в Гродеково, и Царёв, родившийся на КВЖД и умерший в Москве. Причем похожи и в жизни, и в стихах. Судьба обоих дает резкий слом в середине жизненного пути: Несмелов становится литератором после большевистского переворота, Царёв — после антикоммунистического в 1991-м.
Блистательный поэт учился в физико-математической школе в Хабаровске и получил диплом престижного технического вуза в Ленинграде. Работал инженером-конструктором в бюро, занимавшемся созданием аппаратов для исследования Марса. Когда обрушилась страна, вынужден был зарабатывать чем придется. Стал автором десяти научно-популярных и просто популярных книг.
И только после одиннадцатой мы узнали его стихи.
Внимание к мельчайшим подробностям, использование редких рифм, внятных незаемных метафор — этим в общем и исчерпывается умеренный модернизм Игоря Царёва. Такая поэтика приятна читателю, но ни в грош не ценится у новоявленных эстетов. Тем удивительнее, что высокий ареопаг — профессиональные, старые писатели — единодушно оценил его романтически приподнятые и торжественно печальные стансы
И присудил Игорю Царёву звание «Поэт года-2012», что наверняка показалось несправедливым многим гениям, задающим тон разрушительным дискуссиям в Интернете
Тем удивительнее, что высокий ареопаг — профессиональные, старые писатели — единодушно оценил его романтически приподнятые и торжественно печальные стансы. И присудил Игорю Царёву звание «Поэт года-2012», что наверняка показалось несправедливым многим гениям, задающим тон разрушительным дискуссиям в Интернете.
Медные трубы на сцене ЦДЛ спели ему славу 21 марта 2013 года. Заслуженная награда нашла героя. Собранного, подтянутого, правильного. Посрамившего распространенное мнение, что «настоящий поэт» асоциален, неуживчив и неспособен содержать себя и свою семью.
Я хотел издать книгу моего земляка Игоря Царёва и даже получил разрешение от автора на издание, но не заладилось предисловие (а Игорь не соглашался без него). И теперь уже никогда не напишу, потому что все слова Игоря уже прозвучали, и мои теперь всегда будут только посткриптумом.
Проблематика
Злободневность стихотворения заключается в том, что там описана наша общая беда: пресыщенность тела и голод духа. Главная проблема в стихотворении «Чем они живут?» обозначена автором как «поэтов и мыслителей, художников не ведают, боятся, презирают их и трутнями зовут». Люди разучились думать, любоваться и мечтать, ведь, по сути, это бесполезные занятия: прибыли никакой, а время то идет. Народу надо только хлеба (обжорство, питье, наряды) и зрелищ (войны, интриги, раздоры, сплетни). Духовная жизнь не существует для них, ведь мыслители, художники и поэты забыты. Обыватели пребывают в косности, в застое, так как не видят красоты мира, отвергают ее и боятся. Как говорил Оскар Уайльд, все самое красивое – бесполезно. Значит, искусство в этом царстве пользы и банального потребительского расчета гонимо и не понято, как честный менестрель при дворе властолюбивого тирана.
Проблематика
Злободневность стихотворения заключается в том, что там описана наша общая беда: пресыщенность тела и голод духа. Главная проблема в стихотворении «Чем они живут?» обозначена автором как «поэтов и мыслителей, художников не ведают, боятся, презирают их и трутнями зовут». Люди разучились думать, любоваться и мечтать, ведь, по сути, это бесполезные занятия: прибыли никакой, а время то идет. Народу надо только хлеба (обжорство, питье, наряды) и зрелищ (войны, интриги, раздоры, сплетни). Духовная жизнь не существует для них, ведь мыслители, художники и поэты забыты. Обыватели пребывают в косности, в застое, так как не видят красоты мира, отвергают ее и боятся. Как говорил Оскар Уайльд, все самое красивое – бесполезно. Значит, искусство в этом царстве пользы и банального потребительского расчета гонимо и не понято, как честный менестрель при дворе властолюбивого тирана.
Игорь Северянин. Биография (кратко и самое важное о семье и детстве поэта)
Невозможно однозначно относиться к его литературному наследию. В его краткой биографии самое главное состоит в том, что он работал и публиковался исключительно под псевдонимом. Настоящая его фамилия была Лотарев. Он родился в Санкт-Петербурге 4 мая 1887 года. Всей семьей они жили на Гороховой улице в доме под номером 66, которая являлась центральной фешенебельной магистралью Северной столицы. Игорь воспитывался в культурной и весьма состоятельной семье.
Его отцом был Василий Петрович Лотарев – мещанин, дослужившийся до высшего чина — штабс-капитан железнодорожного батальона. Мать, Наталья Степановна Лотарева, была дальней родственницей Афанасия Фета. Она происходила из дворянского рода Шеншиных.
В 1896 году родители Игоря развелись и решили идти каждый своим путем. Что стало причиной их развода, осталось неизвестным.
Северянин стихотворение: анализ Игоря Северянина
Лирика Игоря Северянина
Лирические произведения Северянина, включающие в себя стихотворения, проявляются во всей их красе и непостижимой глубине.
Роль героя у Северянина, как правило, выполняет сильный и мужественный человек, готовый сражаться за свои идеалы. Однако не все стихотворения Северянина имеют явно выраженного героя. В некоторых произведениях автор переносит нас в мир снов, создавая потрясающую атмосферу мистики.
В стихотворениях Игоря Северянина можно встретить и романтическую любовь, и философские мысли, и отражения о русской истории. Он экспериментировал с формой и содержанием своих произведений, делая их уникальными и неповторимыми.
Строение стихотворений Северянина
Особенностью стихотворений Северянина является их музыкальность и ритмичность. Автор умело использовал звукоподражательные слова и повторения звуков, создавая гармоничное звучание текста. Также примечательно то, что многие стихотворения Северянина не имеют прямого смысла, они скорее передают настроение и эмоции.
В стихотворениях Северянина часто встречаются описания природы, особенно моря и неба, которые он сочетал с философскими размышлениями и отражениями о человеческой жизни. Его стихи полны красочных образов и сильной эмоциональной нагрузки.
Структура стихотворений Северянина также заслуживает внимания. Большинство его произведений состоят из нескольких строф, включающих в себя 4-6 строк. Часто используется рифма, что придает тексту еще большую эстетическую ценность.
В заключении можно сказать, что стихотворения Игоря Северянина – это настоящая лирическая жемчужина, которую ценят и почитают многие поколения поэтов и читателей. Его произведения полны глубоких мыслей и красивых образов, способных перенести нас в мир мечты и воображения.
Анализ стихотворения Северянина “Увертюра (Ананасы в шампанском!..)”
Непринужденная беседа, легкая музыка, роскошные женщины в дорогих нарядах – первые ассоциации с произведением «Увертюра» И. Северянина. И конечно же «ананасы в шампанском» – символ богатства, роскоши и жизни на широкую ногу.
Именно сейчас стихотворение актуально как никогда – за блеском дорогих камней, знаменитыми лейбами и марками современные люди предпочитают жить в своем ветхом мире, где правят уже навязанные кем-то стереотипы. Автор предвидел эту ситуацию ещё полвека назад, он видел зарождение бессмысленной гонки за модой.
Почти
половина строк произведения – точно, без никакой гиперболы и метафор, повествует о реалиях современной жизни («весь я в чем-то норвежском», Москва, Нью Йорк, «стрёкот автомобилей»)
Автор сам попадает в строгие рамки определённого поведения, образа жизни, о чем смело повествует читателям. Но даже в таких условиях он продолжает творить, хоть и «порывно». Это наречие может служить идеальным описанием писательского труда, ведь, как известно, писать стихи невозможно по заказу, шедевры рождаются в глубине души и импульсом их появления на свет стают те самые порывы.
Творчество И. Северянина заметно
отличается от произведений современников, в его поэзии больше смелости, стремления к новизне, новых реалий. Автор стремиться показать, что современные «крылолёты» и «экспрессы» так же достойны поэтического упоминания наряду с вечными ценностями, такими, как любовь и дружба.
Значительное употребление неологизмов делает стихотворения автора намного проще для современного восприятия его творческого наследия. Не следует задумываться о значении архаизмов, все слова понятны и широко используются в речи.
Еще одна вечная сюжетная линия поэзии – женщины, не упущена и в стихотворении «Увертюра». Тема женщин в высшем свете настолько органична, что не описать её, значит не дать полную картину «лёгкой жизни». Эти женщины «остры» и «нервны», другими они и не могут быть в своём окружении. Такое общество зачастую жестоко, порой способно даже «трагедию…претворить в грёзофарс».
Что касается использования синтаксических фигур, то автор сделал ставку на аллегорические образы, помогающие понять истинное значение шикарных вечеров под звон бокалов и пустых бесед. В данном случае принятие такого образа жизни – попытка спрятаться от себя самого, от истинных проблем и душеных тревог. Эллипсис во второй и третьей строках создает желание действовать, экспериментировать, но, увы многое остается недосказанным.
Роль Игоря Северянина в русской поэзии
Игорь Северянин (настоящее имя Игорь Владимирович Лотарев) был выдающимся русским поэтом начала XX века. Его поэзия считается одной из наиболее оригинальных и интенсивных в истории русской литературы.
Роль Игоря Северянина в русской поэзии была огромной. Его творчество оказало значительное влияние на развитие поэтического направления символизма, а также на формирование новых эстетических и философских идей.
Северянин создал оригинальный стиль, который сочетал в себе разнообразные элементы, такие как символизм, экспрессионизм, акмеизм. Его стихи отличаются необычной формой и метафорической яркостью. Он использовал богатый язык, играл с звуковыми схемами и рифмой, создавая особую музыкальность своих произведений.
Игорь Северянин внес значительный вклад в развитие русской символической поэзии. Он стал одним из основателей и главных представителей символического направления в литературе начала XX века. В своих произведениях Северянин раскрывал сложные философские и эстетические идеи, затрагивал вопросы смысла жизни и существования.
Роль Игоря Северянина в русской поэзии заключается также в его значимости как культурного феномена
Его яркая индивидуальность и уникальный творческий стиль привлекали внимание многих литературных исследователей и поклонников поэзии. Его произведения были и остаются популярными, а его имя стало символом яркости и оригинальности русской поэзии
Игорь Северянин оставил неизгладимый след в истории русской поэзии. Его поэзия до сих пор восхищает и вдохновляет новых поколений поэтов, и его вклад в развитие русской литературы нельзя переоценить.
Символика в стихах Игоря Северянина
Игорь Северянин, выдающийся русский поэт и писатель, использовал символику как ключевой элемент своих стихотворений. Его работы пронизаны глубокими символическими образами, которые помогают передать его эмоции и мысли.
Один из самых ярких образов, присутствующих в стихах Северянина, — это образы природы. Природа становится причудливым театром, на котором разыгрываются внутренние события и переживания поэта. Часто Северянин обращается к образам ветра, моря, звезд и гор, чтобы описать свои эмоции и состояния души.
Еще одним важным символом в стихах Северянина является цвет. Цвета используются поэтом, чтобы передать определенное настроение или атмосферу. Например, черный цвет может символизировать тоску и грусть, а золотой — радость и светлое настроение.
Одним из ключевых символов в творчестве Северянина является образ птицы. Птица символизирует свободу и возможность для поэтической души подняться в высшие сферы. Северянин часто описывает птицу как некий божественный символ, привносящий в его стихи духовность и смысл.
Символика играет важную роль в стихах Игоря Северянина, помогая передать его эмоции и мысли. Образы природы, цвета и птицы являются основными символами, используемыми поэтом. Благодаря этой символике его стихи приобретают особую глубину и выразительность.
Творческий расцвет
В 1911 г. И. Северянин и И. Игнатьев основали новое направление в литературе – эгофутуризм. Немногим позже, поэт покинул группу своих соратников. Расставание было скандальным.
Первый сборник стихов поэта был назван “Громокипящий кубок”. Он увидел свет в 1913 г. Предисловие к нему было написано известным писателем, Ф. Сологубом.
Осенью этого же года Северянин выступает вместе с В. Маяковским. В это же время он знакомится с С.Спасским и К.Паустовским.
В 1918 г., после блестящего выступления в московском политехническом музее, он получил почетную должность “Короля поэтов”. Также за нее боролись Маяковский и К. Бальмонт.
Смерть поэта
Здоровье у Игоря Северянина было достаточно слабым. Он скончался в 1941 г. в Таллине во время фашистской оккупации. Причиной смерти поэта был сердечный приступ.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Настоящая фамилия И. Северянина – Лотарев. По мнению коллег по перу, раннее творчество поэта полно самовосхваления и популизма.
- Доктор медицинских наук, Н. Эльштейн, полагал, что поэт страдал тяжелой формой туберкулеза. Феномен этой патологии заключается в том, что на определенной стадии больные становятся невероятно влюбчивыми.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Биография Игоря Северянина
С детских лет Игорь проявлял интерес к литературе и поэзии. Он начал писать свои первые стихи ещё в школьные годы. После окончания гимназии, Северянин поступил в петербургский университет на филологический факультет, однако отучился всего один семестр и бросил учебу.
Желание писать и заниматься литературой привело Лотарева-Бородина в литературные круги Санкт-Петербурга. Там он знакомится с известными писателями и поэтами того времени, такими как Николай Гумилёв, Георгий Чулков, Андрей Белый. Северянин принимает участие в литературных вечерах и начинает публиковать свои стихотворения в литературных журналах.
В 1910 году Игорь Северянин проводит свой дебютный сборник стихов под названием «Так говорил Заратустра». Он приносит автору широкую известность и признание. В этом сборнике Северянин создаёт уникальный стиль, сочетающий эстетику символизма и акмеистскую ясность и конкретность.
В 1911 году Северянин организовывает литературный кружок «Трудовая организация русских поэтов» и начинает активную литературную деятельность. Он выступает с лекциями, читает свои стихи перед публикой, пишет статьи и критические заметки
Его поэзия становится популярной и привлекает внимание многих современников
В 1916 году Игорь Северянин уезжает из России на Балканский фронт Первой мировой войны, где принимает участие в боевых действиях. После окончания войны и Октябрьской революции Северянин эмигрирует в Европу, где продолжает свою литературную деятельность.
В 1941 году Игорь Северянин покидает Европу и перебирается в США, где живёт до конца своих дней. Здесь он продолжает писать стихи и публиковаться в русскоязычных эмигрантских журналах. Однако после переезда в США его популярность начинает снижаться, и он переживает сложный период в своей жизни. Игорь Северянин умирает 7 марта 1941 года в городе Хоумстид, штат Флорида.
Путешествия по родной стране и начало творчества
Затем Игорь Северянин (краткая биография того периода мало изучена, поэтому известны только некоторые факты) вместе с отцом путешествует по всей России и отправляется на Дальний Восток, где остается на несколько лет. А в тысяча девятьсот четвертом году возвращается к матери. Именно там он встретит многих будущих известных поэтов, литераторов, деятелей культуры.
И вот тогда-то появится книга, которая «зазвучит» очень громко. Сам Северянин будет называть свои ранние издания — брошюрами. Написанию первой способствовали события русско-японской войны тысяча девятьсот четвертого года. И практически никто не заметил дебюта поэта, потому что это своеобразный дотворческий период. Игорь Васильевич нередко спешил с выпуском своих стихов и книг.
Игорь Северянин: биография в годы эмиграции
В годы Гражданской войны Игорь Северянин уехал в эстонскую деревушку Тойла, где у поэта была дача. В связи с тем, что в 20-м году Эстония получила независимость, Северянин не смог вернуться на родину, так как граница была закрыта на долгие годы, вплоть до включения прибалтийских стран в состав СССР.
Стихи, написанные поэтом в этот период, отражают тоску, которую Северянин испытывал вдали от России. Он не клеймит родину, не чернит ее, как некоторые опальные поэты, мигрировавшие в Европу. Напротив, он пишет о своих нежных чувствах к России, о ее красоте и величии.
Первые годы в эмиграции поэт активно писал стихи, гастролировал с лекциями и чтениями по европейским столицам, но уже к середине 30-х годов интерес публики к нему упал, и поэт остался практически лишенным возможности издавать свои произведения. Находясь в эмиграции, поэт выпустил всего 2 сборника — «Вервена» и «Менестрель», а также роман в стихах и цикл стихотворений, воспевающих власть Советов.
Северянин, биография которого полна не только ярких творческих событий, но и печальных моментов, провел последние годы жизни в жуткой нищете и голоде. Со второй женой, Верой Коренди, он вынужден был прозябать в сараях и амбарах, совершенно непригодных для жизни.
Так как поэт перестал печататься и получать гонорары, ему практически нечего было есть. В теплое время года он целые дни проводил на озере в лодке, пытаясь поймать рыбу. Из-за постоянной водной ряби поэт начал терять зрение.
Проживание в непригодных условиях и скудное питание подкосили здоровье поэта — постоянный кашель и хрипы в легких мучили Игоря, и возможно, именно туберкулез послужил причиной смерти поэта.
Русские реки Убля* и Вобля**
С какого вопля, судите сами,Пошло название речки Вобля?Да и земля хороша в Рязани:Воткнешь оглоблю — цветет оглобля!А потрясенье берез осенних!А небо… Братцы, какое небо!Не зря тут жил хулиган Есенин.А я, признаться, почти что не был -Так… Пару раз проезжал на «скором»,Глядел в окошко, трясясь в плацкартном…Зато под Старым гулял ОсколомНа речке Убля (смотри по картам).И там простор без конца и края,И как в Рязани до слез красиво.А то, что жизнь далека от рая…Зато в названьях — какая сила!Читая «русский народ загублен»В газетах Дублина и Гренобля,Я вспоминаю про речку УбляС рязанским кукишем речки Вобля.
Тематика
Одно из самых популярных стихотворений периода зрелости Игоря Северянина – это гневное обличение обывательского образа мыслей под заголовком Чем они живут?. Поэт со свойственной ему язвительностью и горячностью бросает в лицо мещанам обвинения в примитивизме сознания, скупости сердца и порочности души. Духовную нищету эти люди прикрывают
Они занимаются чем угодно, лишь бы не делать действительно важных вещей, только бы избежать трезвой мысли и сильного чувства, которые в нас пробуждает искусство. Несчастные «нищие» не понимают, что жить всей этой пошлостью невозможно, что такая жизнь – рутинное прозябание в прекрасном и многогранном мире, что они существуют без высшей цели. Люди удовлетворены, но не счастливы – типичное состояние современного общества потребления.
История создания, жанр, направление произведения
В 1918 году поэт-литератор Игорь Северянин переезжает в Эстонию, в Эст-Тойлу. Здесь поэт всегда проводил весну и лето. Революционный переворот изменил жизнь всей страны и каждого конкретного человека в ней. Северянин оказался в атмосфере, в которой чувствовал себя чужим. Все, что было мило и дорого для него, осталось в прошлом. Жизнь же предлагала новые варианты ожесточенной борьбы и политической розни. Ценности, до этого признававшиеся человечеством, вдруг оказались под сомнением. Это время мало способствовало поэзии, но несмотря на это, Игорь Северянин выпустил 9 книг и сделал много переводов. Поэт продолжал активную творческую деятельность, несмотря на обстоятельства.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В 1925 им было написано стихотворение «Классические розы», в котором поэт выразил поиски истинного пути к себе. Основным фоном стихотворения становится тоска по родине, а главным элементом содержания – тема не оправдавшихся патриотических надежд. Переживания автора. Трагизм событий того времени передает минорный пафос стихотворения.
Стихотворение «Классические розы» относится к жанру элегии. В этом стихотворении – размышления поэта о мимолетности жизни, грустный воспоминания о прошедшем, ностальгия по родине, о расставании с родными местами, о том, что в сердце человека переплетаются радость и печаль.
Замечание 1
Сам Северянин жанр стихотворения «Классические розы» определил как «стихотворение без рифмы и размера».
Размер стихотворения – ямб с перекрестной рифмовкой. В стихотворении три строфы. Только одна рифма является закрытой.
«Классические розы» предваряет эпиграф из И. Мятлева – его строка про розы («Как хороши, как свежи были розы») становится смысловым центром и рефреном стихотворения И. Северянина.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Лингвистический анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» 410 ₽ Реферат Лингвистический анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» 270 ₽ Контрольная работа Лингвистический анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Эта же строка в свое время вдохновила и И.С. Тургенева на создание стихотворения в прозе, где старик вспоминает жизнь, прошедшую, как сон.
Начинающий поэт
В 1909 году стал образовываться поэтический кружок, причем благодаря именно Игорю Северянину. К 1911 году появилось уже целое творческое объединение эгофутуристов. Это было новое течение, которому были свойственны рафинированность ощущений, неологизмы, себялюбие и культ личности. Все это они старались выставить напоказ. Но основатель этого нового литературного движения вскоре покинул его, оказался в кругах символистов и стал выступать сольно.
Появление в российской поэзии такого мастера пера, как Северянин, приветствовал Брюсов. И с этого момента вышло 35 поэтических сборников поэта Северянина. Одна из его рукописей «Хабанера II», благодаря писателю Ивану Наживину, попала в руки самого Льва Толстого, который беспощадно, в пух и прах раскритиковал постмодерниста Северянина. Но этот факт не сломил, а наоборот, пропиарил его имя, хоть и «по-черному». Он стал известным.
Тематика, проблематика, смысл произведения
Перемены
Еще мальчиком он стал проживать в имении у родственников отца, живших в Череповецком районе в деревне Владимировке, куда отец отправился жить после своей отставки и развода. А потом Василий Петрович поехал в город Дальний в Маньчжурию, приняв должность коммерческого агента.
В Череповце Игорь смог окончить только четыре класса училища, а потом, когда ему исполнилось 16 лет, он переехал к отцу (в 1904 году). Ему непременно хотелось увидеть этот замечательный край собственными глазами. Он был вдохновлен красивой и суровой природой дальневосточного края, поэтому и псевдоним он потом взял Северянин, в подражание Мамину-Сибиряку. Но в этот же год перед Русско-японской войной его отец умирает, и Игоря отправляют обратно к матери в Санкт-Петербург.
Личная жизнь
До эмиграции Игорь Северянин состоял в незарегистрированных отношениях с артисткой М. Волнянской. Обладательница красивого богатого голоса, она исполняла цыганские романсы.
В 1921 г. поэт расстался со своей “гражданской” супругой и женился на Ф. Круут. Ради Северянина она, ревностная лютеранка, обратилась в православие. Вплоть до 1935 г. супруга была не только музой, но и настоящим ангелом-хранителем Игоря Васильевича. Благодаря ей его талант не зачах в эмиграции. Стихи стали более ясными, приобрели классическую простоту.
Литературных муз у Северянина было достаточно много. Он посвящал свои произведения Е. Гуцан, А. Воробьевой, Е. Новиковой, знаменитому писателю-беллетристу Т. Краснопольской.
Отношения любвеобильного поэта с женщинами были не только платоническими. Уже будучи женатым на Ф. Круут, он во время гастролей по Европе дважды вступал в романтические отношения. Наиболее мучительным для обоих супругов стал роман Северянина с Е. Штранделл. Она была супругой владельца продуктовой лавки, и от нее зависела выдача провизии в кредит.
В этом браке родилось двое детей. Дочь, В. И. Семенова, родилась в Петербурге, но позже уехала в Эстонию, где и скончалась в 1976 г. Сын, Вакх Игоревич, жил в Швеции до 1944 г.