Антоновские яблоки

Антоновские яблоки · краткое содержание рассказа бунина

Иван Бунин. Антоновские яблоки краткое содержание

Рассказ «Антоновские яблоки» Бунин написал в 1900 году. Произведение представляет собой лирический монолог-воспоминание, построенный при помощи «техники ассоциаций».

Главные герои

Рассказчик – главный герой, помещик, в рассказе речь ведется от его лица: он вспоминает эпизоды из прошлого, когда ещё живы были и развивались  дворянские гнёзда, ностальгирует.

Анна Герасимовна – тетка рассказчика.

Арсений Семеныч – помещик, с которым рассказчик ездил на охоту.

Краткое содержание

Глава I

Рассказчик вспоминает раннюю погожую осень, август, «подсохший и поредевший сад», «запах антоновских яблок». Из сада дорога ведет к большому шалашу, «около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством». По праздникам тут устраивали ярмарки, куда сходились деревенские и толпились тут до самого вечера.

Поздней ночью рассказчик приходит в сад. Взяв у мещанина Николая ружье, он стреляет, а затем долго всматривается в «темно-синюю глубину неба» и возвращается по аллее домой. «Как хорошо жить на свете!»

Глава II

Если уродилась антоновка, то и хлеб уродился. Рассказчик вспоминает, что Выселки испокон веку славились «богатством»: «старики и старухи жили в Выселках очень подолгу». Приводит в пример Панкрата: мужик помнил еще односельчанина Платона Аполлоныча, а значит самому Панкрату было «не меньше ста».

«У богатых мужиков — избы были в две-три связи». Тут разводили пчел, «на гумнах темнели густые и тучные конопляники», в амбарчиках хранили всякое добро. Рассказчику, тогда мальчишке ещё, «порою казалось на редкость заманчивым быть мужиком».

Еще на его памяти  «склад средней дворянской жизни» имел «много общего со складом богатой мужицкой жизни». Такой «была усадьба тетки Анны Герасимовны, жившей от Выселок верстах в двенадцати». У нее крепостное право чувствовалось уже во дворе. Тут было множество невысоких надворных построек из дубовых бревен.

«Сад у тетки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками», а дом — толстой соломенной крышей. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок». Под разговоры про старину подавали у тетки угощения, яблоки разных сортов – антоновские, «бель-барыня», боровинка, «плодовитка».

Глава III

«За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков — охота».

Рассказчик вспоминает, как собирался с другими охотниками в усадьбе Арсения Семеныча. Как то «черный борзой, любимец Арсения Семеныча» начал «пожирать с блюда остатки зайца под соусом». Вышедший из кабинета Арсений Семеныч выстрелил из револьвера и, смеясь и играя глазами, сказал: «Жалко, что промахнулся!».

Рассказчик вспоминает, как ехал с «шумной ватагой Арсения Семеныча», охотился.  После охоты они останавливались ночевать в усадьбе у «какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика».

Но «когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен». После прогулки по саду рассказчик шел в библиотеку, где хранились дедовские книги. Среди них – романы, «журналы с именами: Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина» и другие. Он с грустью вспоминал, как бабушка играла на клавикордах, читала «Евгения Онегина».

Глава IV

«Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб».

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Рассказчик вспоминает прекрасную осень, когда в усадьбе пахло антоновскими яблоками. Мелкие садовники грузили яблоки в телеги для продажи в городе. По праздникам устраивали продажу яблок прямо в саду, рядом с большим домиком. Они веселились, иногда даже играли на аккордеоне.

Рассказчик вспомнил, как по пути на охоту он миновал богатую деревню Выселки, где было много долгожителей. Образ жизни среднего дворянина в его домашней жизни имел много общего с образом жизни богатых крестьян.

Таково было дворянское сословие тетушки рассказчика Анны Герасимовны. Все в имении и в доме было солидно, а сад был запущен и славился яблоками разных сортов. Сейчас таких свойств, как у моей тети, мало, и жизни в них уже не видно.

Шурин рассказчика, Арсений Семеныч, был страстным охотником. Часто в ясные осенние дни у него собирались соседи-помещики и вместе ходили на охоту. Кроме того, описываются охота с борзыми и красота леса, подобные «заповедным залам».

Охота закончилась к вечеру, и уже в темноте охотники пришли к холостяку-помещику и пробыли у него несколько дней. Иногда рассказчик просыпался охотой и после прогулки по саду начинал знакомиться с помещичьей библиотекой. В нем было много старых книг с пометками на полях, сделанными предками владельца.

Теперь многое изменилось в помещичьих имениях, пришло время бедных мелких дворян. Но жить в таких свойствах тоже хорошо. Рано утром, приказав кухарке поставить самовар, мелкий помещик идет смотреть, как крестьяне молотят челюсти на гумне. Такие помещики тоже любят охоту, но начинают охоту только с первым снегом, так как их собаки — собаки, борзых нет.

Почему антоновские яблоки так называются. О чем произведение?

«Антоновские яблоки» представляют собой чередование картин дворянского быта, объединенных воспоминаниями лирического героя. Сначала ему вспоминается ранняя осень, золотой сад, сбор яблок. Всем этим управляют хозяева, которые жили в шалаше в саду, по праздникам устраивая там целую ярмарку. Сад наполнен разными лицами крестьян, которые поражают довольством: мужчины, женщины, дети – все они в самых хороших отношениях друг с другом и с помещиками. Идиллическую картину дополняют картины природы, в конце эпизода главный герой восклицает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Урожайный год в родовой деревни главного героя Выселки радует глаз: всюду довольство, радость, богатство, простое счастье мужиков. Рассказчик и сам хотел бы быть мужиком, не видя в этой доле никаких проблем, а только здоровье, естественность и близость к природе, а вовсе не бедность, малоземелье и унижение. От крестьянского он переходит к дворянскому быту прежних времен: крепостного права и сразу после, когда помещики еще играли главную роль. Примером служит усадьба тетки Анны Герасимовны, где чувствовались и достаток, и строгость, и крепостная покорность слуг. Обстановка дома также будто застыла в прошлом, даже разговоры только о былом, но в этом тоже есть своя поэзия.

Об охоте, одном из главных дворянских развлечений, говорится особо. Арсений Семенович, шурин главного героя, устраивал масштабные охоты, иногда и по несколько дней. Весь дом был наполнен людьми, водкой, папиросным дымом, собаками. Примечательны разговоры и воспоминания об этом. Рассказчик видел эти забавы даже во сне, погружаясь в дрему на мягких перинах в какой-нибудь угловой комнате под образами. Но и проспать охоту приятно, ведь в старом поместье кругом книги, портреты, журналы, при виде которых охватывает «сладкая и странная тоска».

Но жизнь изменилась, стала «нищенской», «мелкопоместной». Но и в ней есть остатки былого величия¸ поэтические отголоски бывшего дворянского счастья. Итак, на пороге века перемен у помещиков остались лишь одни воспоминания о беззаботных днях.

История создания и прототипы героев

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» не стал произведением, созданным на одном дыхании. Его «рождению» предшествовал долгий путь.

В одном из своих писем В.В. Пащенко, датированным 14 августа 1891 года, Бунин описывает свое впечатление от осенних дней, проведенных в имении брата Евгения Алексеевича. Из письма мы узнаем о том, что Бунин всегда трепетно относился к осени – это была его любимая пора года. В гостях у брата он не только насладился прелестными осенними картинами, но и усилил их ароматом антоновских яблок. Спустя девять лет эти воспоминания стали ключевыми при создании рассказа.

Буниным не было обнародован прототип главного героя, но такая личность была обнаружена исследователями. Вера Николаевна Муромцева, жена И. Бунина, после смерти своего мужа в своей работе, посвященной жизни и творчеству Бунина, указала, что прототипом героя стал А.И. Пушешников – родственник Бунина.

Особенности сюжета

Необычность рассказа Бунина в первую очередь заключается в том, что в «Антоновских яблоках» отсутствует как таковой традиционный сюжет. По своей сути рассказ содержит в себе фрагментарное изображение воспоминаний лирического героя.

Все эти моменты объединены личностью главного героя и общим эмоциональным настроем. В рассказе полностью отсутствует сюжетная динамика. Фабула произведения состоит в накоплении различных воспоминаний, ключевым элементом к появлению которых и их функционированию стал запах антоновских яблок, который меняется так же, как и события в жизни героя.

Символично у Бунина, лето ассоциируется с расцветом помещичества – именно в это время запах яблок особенно значимый и сильный. Однако постепенно золото осени меняется серыми на серые и неприглядные цвета – таким образом достигается гармоничность и цикличность природы.

Во второй части мы узнаем об осенней поре. Состоятельные старухи и старики пекутся о саване и могильном камне. Здесь лирический герой переносится в воспоминаниях в усадьбу к Анне Герасимовне – своей тетке. В этой части усиливается образ антоновских яблок, которые для героя становятся ключевым моментов осени.

В третьей части читатель видит иную осень – холодную и сырую. Герой переносится в усадьбу Арсения Семеновича и предается воспоминанием об охоте и былом задоре.

Заключительная, четвертая часть повествует о осенней хандре и унынии – в это время уже не пахнут антоновские яблоки. Герой огорчен упадком и отсутствием помещичества.

Роман был поделен на четыре части неслучайно – с их помощью автор изображает жизненный цикл и наступление зрелости взамен юности.

Тема и идея произведения

Несмотря на отсутствие традиционного сюжета, в рассказе традиционно выделяются тема и идея. Тема «Антоновских яблок» заключается в сожалении героя в связи с запустением помещиков и их усадеб. Ностальгия по прекрасному времени переполняет главного героя.

Сопутствующим элементом является тема гармоничности и возвышенности природы.

«Антоновские яблоки» И. Бунина — панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения — насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе

Рассказ есть в программе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нем. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе

Предлагаем качественный анализ произведения И. Бунина.

Антоновские яблоки Анализ. Анализ рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки»

                                                                                                                                С прохладой резкою дышал

                                                                                                                                В лицо мне запах увяданья;

                                                                                                                                Но не весеннего убранства я искал,

                                                                                                                                А прошлых лет воспоминанья.

                                                                                                                                                              Е.А.Баратынский

        И.А.Бунина часто называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения проникнуты трагическим чувством обреченности старого мира, близкого и родного писателю, с которым тот был связан происхождением и воспитанием: «Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах». Через все творчество Бунина проходит элегический мотив тоски по прошлому.

          В рассказе «Антоновские яблоки» писатель вспоминает старое, доброе время, когда дворянство находилось в идеальной поре своего существования. «Я помню большую, освещенную предосенним солнцем комнату…» — так начинается обстоятельное, медленное и неторопливое повествование. Лирическую прозу Бунина вообще невозможно быстро читать: нарушается постоянное взаимопроникновение из настоящего в прошлое. Это одна из основных проблем творчества писателя – необходимость связи времен и поколений, сохранение памяти об ушедшей культуре. Автор подчеркивает мысль об обреченности красоты в  «железном» веке, вытеснении всего утраченного, эстетического грубой жаждой наживы. А от старого мира остается только тонкий запах антоновских яблок. Запах бесплотен, и поэтому от прежнего образа жизни не остается ничего.

           В начале рассказа мы отмечаем прием анафоры, свойственный поэтическим произведениям: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок»

Здесь обращает на себя внимание ряд существительных. За каждым из них – зримый образ, расцвеченный яркими эпитетами («свежее, тихое утро»,  «золотой сад» и др.) Это делает прозаическое произведение похожим на стихотворение

Здесь можно увидеть несомненное сходство со «Стихотворениями в прозе» И.С.Тургенева. Не только любовь к слову  и красоте объединяла двух великих писателей – их сближала и страсть к охоте. Не случайно Тургенев назвал цикл своих рассказов «Записки охотника», а Бунин отмечал, что «за последние годы только одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота». Охота – старинная и любимая забава русских дворян. Осеннюю пору Бунин называет «золотой». Большая сцена охоты дана на фоне начала октября – прощального праздника осени. Писатель делает нас как бы соучастниками этого радостного, азартного зрелища, отсюда повествование во 2-м лице: «Едешь на коне, чувствуешь «сладкую усталость», «не заметишь, как потонешь…в сладком здоровом сне…».

Интересные факты о рассказе

Рассказ, состоящий из четырех глав, был написан Буниным в 1900 году, и тогда же его опубликовали в журнале «Жизнь», который выходил в Санкт-Петербурге. Жанр этого произведения, относящегося к циклу эпитафий писателя, можно охарактеризовать как лирическое воспоминание от первого лица, и так как Иван Алексеевич являлся представителем обедневшего дворянства, то основная тема была ему очень хорошо знакома и близка.

Немного истории

Литературоведы, изучавшие творчество Бунина, сходятся во мнении о том, что сюжет «Антоновских яблок» возник в сознании автора отнюдь не случайно, считая, что поводом для написания рассказа стал его визит в родовое имение брата Евгения, случившийся девятью годами ранее. Основанием для того, чтобы так думать, послужило реальное письмо Ивана Алексеевича, написанное им своей гражданской супруге Варваре Пащенко.

В этом своем обращении к жене писатель поделился с ней ностальгическими воспоминаниями, посетившими его в тот момент, когда ему довелось выйти на крыльцо родового поместья и почувствовать хорошо знакомый с детства аромат антоновских яблок, который издавна считался верным признаком хорошего урожая. Он рассказал о внезапно возникшей мечте вернуться к прежнему старопомещичьему образу жизни с его неспешным распорядком дня и тесным единением с природой.

Вставать вместе с ранней утренней зарей, весь день проводить на полях в седле рядом с простыми мужиками, уставшим и голодным возвращаться домой, чтобы вкусно ужинать и утопать во сне в пушистых высоких перинах — об этом писал автор своей возлюбленной.

Все это время он оттачивал текст, доводя его до совершенства, притом что корректировка не завершилась и после его добавления в цикл 1912 года. В итоге произведение претерпевало изменения несколько раз, но речь шла об отдельных эпизодах и отрывках, которые никак не влияли на основную линию рассказа.

Особенности стилистики

Произведение Бунина «Антоновские яблоки» довольно трудно сравнивать с рассказом в классическом его понимании, ведь в нем нет сюжета как такового.

Всю повесть можно сравнить с эдаким монологом, в основе которого лежат воспоминания автора о былых временах с ненавязчивым сравнительным анализом перехода от процветающей помещичьей жизни к медленному, но верному упадку этого уклада.

Стоит отметить несколько важных особенностей восприятия этих событий самим автором, которые наложили серьезный отпечаток на произведение. Среди них:

  • Гибель дворянства для Бунина являлась серьезнейшей трагедией, притом что он сам имел прямое отношение к ней, будучи потомком обедневшего рода.
  • Повесть недаром разбита на четыре части, ведь каждую ее сюжетную линию автор ассоциирует со временем года и теми особенностями, которое оно несет в себе. К примеру, начинается все с августа — самой урожайной поры в году, и именно этот период приходится на воспоминания барина о своем детстве и юности. А вот заканчивается рассказ поздним ноябрем, когда на убранные и почерневшие поля ложится снег. Это время года Бунин ассоциирует с упадком и разорением дворянства, а также с появлением мелкопоместных, которые вынуждены тянуть жалкую лямку существования, вспоминая о былой сытой жизни.
  • Фактически центральным образом рассказа является яблоневый сад, сначала ранний, а потом, в поздней своей поре с облетевшей и почерневшей листвой, дожидающейся первых морозов. Примечательно, что спустя буквально несколько лет после выхода произведения был опубликован знаменитый чеховский «Вишневый сад», также ставший главным образом пьесы, отражающим неизбежность жизненных перемен и светлую грусть от их созерцания. Однако есть между этими произведениями и одно серьезное отличие: у Бунина гармония сада и быта окружающей его местности не рушилась даже в конце произведения, так как автор находил очарование не только в процветании, но и в упадке.
  • Сам символ яблока также неслучаен, ведь этот плод является олицетворением жизни, тогда как его аромат ассоциируется с неискоренимой любовью к ней, несмотря на порой грустные обстоятельства.

Современные критики сравнивают рассказ Бунина с полотнами импрессионистов, написанными жирными яркими мазками, в точности передающими впечатление от той природы, быта и их прелестей, которые описывал автор. Аромат яблок и сада, чистый, практически невесомый воздух, тяжелая ледяная вода в ключе, запах корешков старинных книг из дедовской библиотеки, дым из крестьянских изб, погружение в пушистые перины после долгой охоты, свежий грибной запах по осени — писатель не скупился в описании всего того, что окружало его с самого детства, выказывая тем самым огромную любовь к жизни.

https://youtube.com/watch?v=lyXwpLOCC9c

Итак, перейдем к краткому содержанию рассказа

В 1-й главе читатель видит описание прекрасных садов антоновских яблок, как люди (нанятые рабочие – мещане) собирают их и грузят на телеги, чтобы отправить в город. А часть яблок продают местным. Например, мальчишкам. Продажа идет бойко и весело, «с шуточками, прибауточками» и даже с игрой на гармонике.

Есть и любители поживится яблочками бесплатно – воры проникают в сад ночью. Тогда Николай (имя автора в рассказе) пугает их выстрелами из ружья. Мещане обращаются к Николаю не только по имени, но и просто – барчук.

Мы вспоминаем вместе с писателем запах этих яблок и свежескошенной травы, смотрим на звезды в ночных далях, куда Бунин вглядывался часами после душевных разговоров со сторожами, охраняющими сады. Описание сельской природы занимает внушительную часть рассказа.

2-я глава

Во второй главе приводится описание урожайного года в зажиточной деревне Выселки, которая славилась не только материальным благополучием крестьян, но и стариками-долгожителями. Это и есть главный признак богатой деревни – что старики живут там подолгу. Автор подробно рассказывает о кирпичных дворах, крепких избах и другом богатстве – пчелах, жеребцах, полушубках, холстах и т.д. Описание заканчивается мыслью, что быть мужиком совсем неплохо – особенно если есть здоровая и красивая жена и сытные обеды с бараниной у тестя.

Далее писатель вспоминает свою тетушку, Анну Герасимовну, которая жила в прекрасной старой, но крепкой усадьбе. Усадьба славилась пением соловьев в саду, горлинками и, опять-таки, яблоками. Дома стоял яблочный аромат, перемешанный с ароматами деревьев и липового цвета. Крепостного права автор не знал, но в укладе теткиной жизни оно очень ощущалось. Во дворе была огромная людская – в которой жили крепостные, и пока идешь к дому, все встреченные слуги кланяются. Тетушка была гостеприимна и хлебосольна. В ее доме все было аккуратно, чисто, но и богато – зеркала в золотых витых рамах, столы с инкрустациями.

3-я глава

В 3-й главе автор знакомит нас главным развлечением помещиков в ту пору – охотой. Он вспоминает своего шурина — Арсения Семеновича, который впоследствии застрелился. У него была богатая усадьба с огромным поместьем. Писатель сожалеет, что теперь уж не таких больших усадеб, а если есть, то нет там жизни – дворовых, собак, лошадей и самого главного – помещика-охотника.

С конца сентября становилось холодно и ветрено, в саду осыпались все листья и наступала пора охоты. В доме Арсения Семёновича собиралось много людей – было шумно, весело, они обильно трапезничали и много пили. И шумная ватага едет в окрестные леса охотиться. Темнеет рано, а собак собрать сразу всех трудно, поэтому вся компания охотников заваливалась на ночлег к кому-нибудь из ближних помещиков. Иногда совсем малознакомому. И бывало, что оставались они там жить на несколько дней. Вот такие гостеприимные нравы были в то время.

Иногда Николай (наш повествователь) просыпал на охоту и оставался на весь день «лениться» в доме – долго нежиться в постели, читать книги и размышлять.

4-я глава

В ней автор описывает упадок, произошедший в помещичьей жизни. Метафорой увядания и запустения опять же служат яблоки – «запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». Мы узнаем, что «перемерли старики в Выселках», застрелился Арсений Семеныч, да и Анна Герасимовна умерла.

Крупных помещиков почти не осталось, поэтому наступили времена мелкопомещичьей жизни. Но и она автору нравится: «Хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!», пишет он.

Он описывает свои прогулки в седле с собакой по полям поздней осенью, уютные вечера у печки, когда можно «сумерничать» — вести беседы в полутьме. В людской девки рубят капусту и поют, а можно поехать на несколько дней погостить к соседу.

Писатель подробно описывает день мелкопоместного помещика – охота после утреннего чая из самовара, наблюдение за молотьбой пшеницы на риге.

А совсем скоро наступит зима и время для зимней охоты. Мелкопоместные съезжаются вместе, «пьют на последние деньги» и пропадают целыми днями в снежных полях. А вечером раздаются звуки гитары. Заканчивается рассказ отрывком из лиричной песни о зимнем ветре, который отворял ворота да заметал дорогу белым снегом.

Персонажи рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»

Главный герои

Лирический герой — рассказчик. Повествователь с ностальгией вспоминает прошлое: счастливые годы ранних лет, потом молодость, когда в усадьбах уже всё не так, но тоже хорошо. В образе лирического героя угадывается сам писатель. Он связывает воедино отдельные картины рассказа и заявляет свою, авторскую, позицию.

Повествователь предстаёт перед читателем натурой поэтической, остро чувствующей красоту природы, жизни в деревенской усадьбе. Прошлое видится герою гармоничным и прекрасным, он мечтателен, уходит от реальности.

Второстепенные герои

Анна Герасимовна — тётка главного героя, провинциальная среднепоместная дворянка. Она гостеприимна, любит вспоминать времена своей молодости, старинную мебель и всю обстановку дома содержит в порядке и чистоте. Сам дом и постройки во дворе ещё крепки и основательны. Анна Герасимовна напоминает гоголевскую Коробочку. В её владениях сохранился дух крепостного права. Престарелые дворовые крестьяне относятся к господам с большим почтением.

Арсений Семеныч — колоритный помещик, страстный охотник. Он из тех, кто живёт широко в разрушающемся обширном поместье. Арсений Семёныч привлекателен внешне: высокий, стройный, широкоплечий, с красивым цыганским лицом. Лихость натуры Арсения Семёныча сказывается в диком блеске глаз. Костюм его живописен: шёлковая малиновая рубаха, бархатные шаровары, длинные сапоги.

Мелкопоместный дворянин — собирательный образ. Это обедневший помещик, который всё такой же страстный охотник. Правда, приходится себя ограничивать одними гончими, борзых нет.

Тема

Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки» анализ его следует начинать с характеристики основной проблемы.

Все произведение охвачено осенней темой. Автор раскрывает красоту природы в эту пору и изменения, которые осень приносит в человеческую жизнь. А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды символизируют детство, старину, ностальгию. В символическом значении скрывается и смысл названия рассказа.

Особенности произведения связаны с тем, что ведущую роль в нем играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица единственного числа. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях.

Сначаларассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой прием помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начальном пейзаже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.

Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней. И. Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, как бы намекая на то, насколько слабее его поколение. В этой же части читатель может узнать, как жили богатые крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.

Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тетка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Ее усадьба была окружена садом, в котором росли яблоки

Герой детально описывает интерьер теткиного дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых — аромат яблок

Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» — рассказ об охоте, это единственное, что « поддерживало угасающий дух помещиков».

Рассказчик описывает все: сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется еще один герой — помещик Арсений Семенович, который приятно удивляет внешностью и веселым нравом.

В заключающей части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семеныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Осталась только ностальгия и «мелкопоместная жизнь». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, доказывая это описанием мелкопоместного быта.

Проблематика произведения сконцентрирована около мотива угасания помещичьего духа и гибели старины.

Идея рассказа — показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь ее хотя бы в памяти.

Основная мысль – человеку дороги те воспоминания, которые берегутся в его сердце с детства и юности.

Главные герои

В произведении Ивана Бунина не так много главных действующих лиц, но все они очень яркие и колоритные. Вот кратко о каждом персонаже рассказа:

  1. Рассказчик — мужчина средних лет, он принадлежит дворянскому роду. Кроме этого, он потомственный помещик с романтичной натурой. Это человек-философ, умеющий тонко чувствовать и переживать.
  2. Анна Герасимовна — родственница главного героя. Автор отзывается о старой женщине очень тепло. О ней у рассказчика остались исключительно добрые и светлые воспоминания, которые буквально пропитаны любовью.
  3. Арсений Семеныч — шурин рассказчика, состоятельный помещик. Мужчина был опытным охотником, к которому со всей округи съезжались дворяне. Он покончил жизнь самоубийством.

Собственно это все персонажи, которых упоминает на страницах своей книги Бунин. Для лучшего понимания характера героев стоит ознакомиться с рассказом целиком. Краткое содержание «Антоновских яблок» для читательского дневника дает лишь поверхностное описание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: