Анализ пьесы чехова «три сестры»

Краткое содержание три года чехова для читательского дневника

Действие I

Фото: mobillegends.net

Начинается пьеса с экспозиции. На дворе пятое мая. Полдень. Перед нами три сестры Ольга, Маша и Ирина Прозоровы.

Автор «Три сестры» показывает нам женщин, пребывающих в предпраздничной суете, так как у Ирины сегодня день рождение. Торжество омрачается только тем, что ровно год назад в этот день умер их отец, оставив женщин сиротами.

Ольга вспоминает предыдущий год и думает, что тот май был намного холоднее, чем сейчас. Девушке кажется, что она и сейчас слышит выстрелы в небо по их усопшему отцу.

Ирина замечает задумчивость сестры, делает ей замечание, но Ольга пропускает все мимо ушей. Она помнит их переезд из Москвы в этот дом 11 лет назад. Женщина сильно удивляется, как за это время изменилась погода.

Далее говорится, что Ольга преподает уже четвертый год в гимназии, и ее измучила рутина. Она мечтает вернуться обратно в Москву, и сестры с ней солидарны.

Гостиная, которая украшалась для празднества, наполняется квартирантами Прозоровых: Чебутыкин, Соленый и Тузенбах.

Ирина наполняется энтузиазмом, она говорит, что трудящийся человек прекрасен, а она унылая девушка без рода деятельности, живущая без хлопот. На это барон Тузенбах и Чебутыкин отмечают, что такая жизнь вполне нормальна, ведь они следуют таким же канонам. В общем, они лентяи.

Фото: Twitter

После этого с Машей вновь начинают происходит метаморфозы. Она поздравляют свою сестру с днем рождения, и едва сдерживая слезы, хочет покинуть стол. Однако уйти ей мешает Ферапонт и Анфиса, которые принесли Ирине пирог от главы земской управы Протопопова. Чебутыкин подарил самовар, который девушки сочли безвкусным подарком.

В комнате появляется и подполковник Александр Вершинин, которого барон Тузенбах рекомендовал, как порядочного семьянина лет сорока, у которого стервозная жена. Изюминка в том, что он уже неоднократно хотел свести счеты с жизнью. Вершинин восхищается тем, насколько девушки выросли с того момента, как он видел их в Москве последний раз. Узнав, что подполковник из Москвы, все девушки приходят в восторг.

Далее гости увлекаются философствованиями, на фоне играет на скрипке брат девушек Андрей, который, по заверению сестер, влюблен в местную барышню Наталью. Девушки представляют своего брата Вершинину, а тот стремиться ретироваться, ссылаясь на бессонную ночь. Брату все же удается улизнуть, а подполковник рассуждает о том, что жизнь нельзя прожить дважды. Если бы было можно, множество ошибок даже не возникло бы.

На пороге гостиной появляется муж Маши учитель Кулыгин. Он дарит жене созданную им историю гимназии, но оказывается, что у нее уже есть такая от него, подаренная на Пасху. Кулыгин представляется Вершинину и того уговаривают остаться на завтрак.

Фото: evgechesnokov.livejournal.com

Кулыгин просит Машу присутствовать на встрече с директором гимназии и девушка неохотно соглашается. Ольга всех приглашает к столу, и в гостиной остается только барон Тузенбах и Ирина. Мужчина заводит разговор о сильных чувствах к девушке, но та уходит от прямого ответа.

Также появляется возлюбленная Андрея Наташа. Все садятся за праздничный стол. Беседа оживляется после того, как Федотик и Родэ вносят в комнату корзину с цветами. Далее Кулыгин сообщает, что за столом 13 человек, а это значит, что тут есть влюбленные.

В смущении Наташа выбегает из-за стола, и Андрей вслед за ней. Их умиротворяющий поцелуй завершает первое действие.

Действие II

В пьесе «Три сестры» действующие лица прожили более года с момента первого действия. Масленица. Восемь часов вечера. Наталья ходит по комнатам в потемках, ругаясь на отсутствие огня. Далее она хлопочет у кроватки их с Андреем сына Бобика. Малышу нездоровится, и девушка хочет попроситься в комнату с Ирине, где тепло и сухо .

Фото: otvet.mail.ru

На пороге появляется Ферапонт, которому было поручено передать Андрею книгу с определенными бумагами. Оказывается, Андрей теперь служит секретарем земской управы, но не совсем доволен своим положением. Он мечтает о собственной кафедре в столичном университете. Обывательская простота земской управы чужда нашему герою.

Появляется Маша с Вершининым за компанию. Тот сообщает, что его ребенок болеет, а жена бьется в истерике. Однако следом начинает петь дифирамбы Маше. Его словесные излияния прерывает Ирина, которая возвращается с работы на телеграфе в компании барона Тузенбаха.

Далее становится известно, что Андрей вчера снова крупно проигрался, и это нужно скрыть от его жены.

Старушка Анфиса подает подаренный в прошлом году самовар. Однако чаепитие прерывает записка для Вершинина, в которой говориться, что его жена отравилась. Подполковник уехал домой.

Соленый за столом говорит одну нелепицу за другой, и барон Тузенбах выпивает с ним, чтобы снять неловкость, которая уже образовалась. Все ждут ряженных.

Фото: antibaba.ru

Наташа входит в комнату и обращается к Чебутыкину – с ее ребенком Бобиком все плохо. Андрей принимает решение в этом году не принимать ряженых. Раздосадованная испорченной Масленицей, его сестра Маша говорит, что доктор нужен не ребенку, а матери. Она недолюбливает Наташу.

Гостиная опустела. Однако вскоре там появляется Андрей и Чебутыкин, которые через заднюю дверь на кухне покидают дом, направляясь в игральный клуб.

За Ириной в гостиную входит Соленый и признается девушке в любви. Однако она уверена, что тот мерзкий и пустой человек, поэтому не воспринимает признание всерьез. Неловкую сцену нарушает вошедшая Наташа, которая обращает Соленого в бегство. Жена Андрея хотела поговорить с Ириной по поводу комнаты, однако вразумительного ответа получено не было.

К дому подъезжает карета Протопопова, который предлагает Наталье прокатиться. Та наивно соглашается. После этого с преподавательского совета приходят обессилившие Ольга и Кулыгин, а за ними и Вершинин, уверив всех, что дома все хорошо. Ольга без сил направляется в спальню, а Ирина думает только о том, как бы вернуться в Москву. На этом второе действие и заканчивается.

Смысл названия пьесы «Три сестры»

В русской классической литературе названия произведений, как правило, символичны и очень часто выражают отношение автора к изображаемому. В пьесах Чехова все сложнее. Он не раз утверждал, что в названиях его произведений не следует искать особого смысла, иронии или глубинной символики. И действительно, кажется странным, что пьеса называется «Три сестры», в то время как в этой драме представлена история семьи Прозоровых и не менее важным образом является Андрей, брат сестер

Если взять во внимание женские образы, то Наташа, жена Андрея, гораздо активнее, чем Ирина, Маша и Ольга, она добивается всего, о чем мечтала.

Драматическая тема «Трех сестер» — настойчивая вариация мотива напрасно пропадающей красоты. Образы трех сестер являются олицетворением духовной красоты и искренности. Автор часто использует сравнение женской души с перелетной птицей, и это становится одним из лейтмотивов пьесы.

Цветовая символика, отмеченная автором в ремарке к первому действию, настраивает читателя и зрителя на восприятие сестер как единого образа. Они становятся олицетворением прошлого, настоящего и будущего национальной жизни. И это положение иллюстрируется колористическими символами. Белое платье Ирины символизирует молодость и надежду, синее форменное платье Ольги подчеркивает ее зависимость от футлярной жизни. Черное платье Маши прочитывается символом загубленного счастья. Весь драматизм представленной автором ситуации заключается в том, что будущее связано не с Ириной, а с Машей. Ее странная реплика — «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…» — символический комментарий зависимости героинь от собственного бессилия.

Развитие действия

Далее в кратком изложении чеховских «3 сестер» необходимо описать события третьего акта. С начала работы прошло 4 года, но в жизни семьи Прозоровых нет изменений к лучшему. Действие характеризуется пожаром, охватившим уездный город, но миновавшим дом главных героев. Здесь собираются выжившие.

Вот как изменилась жизнь героев:

  1. Ольга и Ирина вынуждены делить комнату на двоих.
  2. Наталья чувствует себя полноценной хозяйкой. Она даже управляет прислугой Прозоровых и готова выставить на улицу 82-летнюю Анфису, ранее работавшую няней. Женщине совершенно безразлично, что старушка не может найти другую работу. Наташа искренне уверена, что лишний рот держать дома не стоит.
  3. Даже Ольге не удается поставить жену брата на место.
  4. Андрей проиграл, он заложил совместный дом, чтобы отдать долг, о чем сестрам не сказал. Но Наталья забрала все деньги себе.

Тузенбах до сих пор любит Ирину. Он прощается с военной карьерой, хочет переехать и начать новую жизнь. Зовет с собой Ирину. Ольга советует сестре бросить ненавистную работу, которая высасывала из нее все соки, и принять предложение бывшего офицера.

Чехов «Три сестры», действие 2 – кратко

Второе действие «Трёх сестёр» происходит через год или два после первого, в дни новогодних праздников. Жизнь Ольги, Маши и Ирины за это время не становится лучше. Ольга продолжает работать в нелюбимой гимназии. Маша начинает заводить любовную связь с Вершининым, однако тот не может ради неё бросить собственную семью, где растут две маленькие дочери. Ирина, ранее грезившая о полезном труде, поступает работать на телеграф, но на своей должности находит не вдохновение, а рутину и скуку. В неё одновременно влюбляются романтичный, но внешне непривлекательный Тузенбах и озлобленный задира Солёный.

Андрей уже женат на неумной и жадной Наташе, имеет от неё маленького сына – «Бобика». Семейные заботы напрочь рушат прежние планы Андрея насчёт научной карьеры. Вместо этого ему приходится удовольствоваться ничтожной должностью секретаря земской управы. Податливая Наташа сводит всё более близкое знакомство с главой управы, Протопоповым. С горя Андрей начинает пить, увлекается азартными играми, проигрывает крупные суммы.

Пошлая действительность всё чаще заставляет трёх сестёр мечтать об «отъезде в Москву». Но этот отъезд откладывался уже столько раз, что надежд на него остаётся всё меньше. Поселившаяся в доме сестёр Наташа ведёт себя всё более по-хозяйски. Ссылаясь на нездоровье ребёнка, она выживает Ирину из отдельной комнаты, требует пореже принимать гостей, не приглашать на зимние праздники ряженых, а сама в открытую ездит кататься на тройке с Протопоповым.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Три сестры», действие 2 – краткое содержание.

Действие 4

Ирина спрашивает у Чебутыкина о том, что произошло на бульваре. Он сказал, что Тузенбах поссорился с Соленым, но это пустяки. Ирина признается, что ей тревожно. Завтра она венчается с Тузенбахом, и они уезжают. Она смирилась, что ей не суждено вернуться в Москву. После того как барон сделал ей предложение, она воспряла духом, жить захотелось.

Ольга стала начальницей, живет в гимназии вместе со старой няней. Маша узнает от Чебутыкина о дуэли Соленого и Тузенбаха. Она считает, что им нужно помешать, иначе барон погибнет. Соленый настроен серьезно, он поставил цель убить Тузенбаха.

Барон прощается с Ириной и уходит. Андрей сожалеет о прошлом. Он недоумевает, почему люди, только начав жить, становятся несчастными.

Вершинин прощается с Машей, она плачет. Кулыгин смущенно сочувствует ей. Он не упрекает ее и надеется, что скоро все будет по-прежнему.

Наталья в разговоре с Ириной сожалеет, что та уезжает. На самом деле она уже давно чувствует себя хозяйкой в доме, сестры ей только мешают.

Чебутыкин сообщает о смерти барона, Ирина плачет. Маша тоскует по Вершинину. Ирина решает все же уехать и работать в школе. Ольга говорит о том, что скоро потомки забудут о них, «но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас».

Художественные особенности спектакля

Ознакомившись с кратким содержанием «Трех сестер», можно отдельно остановиться на художественных особенностях этого произведения.

Многие критики того времени считали недостатком пьесы отсутствие в ней фабулы. По крайней мере, в привычном всем понимании этого термина. Так, популярный драматург Петр Гнедич в одном из писем приводит ироничное высказывание Льва Николаевича Толстого. Великий русский писатель отмечает, что когда пьяный лекарь лежит на диване, а за окном льет дождь, то это откровенная скука, а не пьеса, как считает Чехов, и не настроение, как сказал бы Станиславский. И никакого драматического действия в такой сцене не вылежишь.

Режиссер Немирович-Данченко признавался, что фабулу в «Трех сестрах» отыскал только незадолго до премьеры спектакля. Новшеством являлось и отсутствие событий, а также то, что социальную драму и трагедию Антон Чехов видел в самых обыденных вещах. Это был новаторский прием в отечественной драматургии, которым никем ранее не применялся. Спектакль «Три сестры» стал весьма популярным за рубежом. Пьеса была переведена на немецкий, французский и чешский языки еще при жизни автора. В переводе А. Шольца впервые была показана на берлинской сцене в 1901 году.

Чехов «Три сестры», действие 3 – кратко

Минует ещё пара лет. Третье действие чеховской пьесы происходит во время большого пожара, который уничтожает в городе целый квартал. Ольга раздаёт погорельцам старые вещи из дома, но Наташа, совсем забравшая в руки Андрея, такой щедростью очень недовольна. Наташа командует в доме, грубо кричит на слуг и собирается выгнать за порог без куска хлеба няньку Анфису, которая выхаживала всех трёх сестёр в детстве, но теперь по старости стала неспособна работать. Наташа родила второго ребёнка, по-видимому, от Протопопова. Впавший в безволие Андрей проигрался в пух и прах, самовольно заложил в банке дом, который принадлежит ему не единолично, а вместе с сёстрами. Все полученные под залог деньги забрала Наташа.

У Маши – горячий роман с подполковником Вершининым. Но этот мечтатель-идеалист, проповедник будущей идеальной жизни, не может бросить своих дочерей, чтобы соединиться с ней. Ирина перешла работать с телеграфа в земскую управу, но и там нашла одну пошлость и обыденщину. Ей делает предложение Тузенбах. Не любя барона, но и не находя лучшей партии, Ирина соглашается выйти за него. Тузенбах бросает военную службу и подыскивает себе должность на кирпичном заводе. Он и Ирина собираются вместе поехать туда и там, быть может, обрести наконец смысл жизни. Сближением Ирины с бароном сильно раздосадован её прежний неудачливый поклонник – мстительный Солёный.

Проходит слух, что артиллерийскую бригаду и всех её офицеров скоро переведут из города куда-то далеко. Сестрам предстоит лишиться многих старинных друзей, а Маше – Вершинина.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Три сестры», действие 3 – краткое содержание.

Чехов. «Три сестры». Аудиокнига

https://youtube.com/watch?v=wXs7vMqHwWQ

https://youtube.com/watch?v=QV3Kkstoq9E

Действие II

Прошел, по меньшей мере, год. Масленица. Восемь часов вечера. Наталья снует по темным комнатам в поиске огня. Она хлопочет о малютке-Бобике — ее с Андреем сыне. Ему нездоровится — бросает то в жар, то в холод. Наталья полагает, что лучше его переселить в комнату к Ирине — там тепло и сухо.

Появляется Ферапонт — ему поручено передать Андрею книгу с бумагами. Выясняется, что Андрей — секретарь земской управы, впрочем, он не очень рад своему положению, мечтая о собственной кафедре в Московском университете. Андрею некомфортно в обывательской простоте земства — она ему чужда. Ферапонт уходит.

Появляется Маша в компании Вершинина. Тот делится с ней неурядицами в семье: болеет дочь, бьется в истерике жена. Он благодарит ее за слушание, восхищается ее глазами. Его дифирамбы прерывают вошедшие — ужасно уставшая Ирина и Тузенбах, сопровождавший ее от телеграфа — нового места работы девушки. Ирина сокрушается своим положением: “Труд без поэзии, без мыслей”.

Выясняется, что Андрей давеча снова проигрался в карты, что непременно нужно скрыть от Наташи. Входит Чебутыкин, традиционно расчесывая бороду. Начинают раскладывать пасьянс, Вершинин философствует, снова о светлом будущем. Показываются Федотик и Родэ, начинается игра на гитаре. Вершинин и Тузенбах спорят: барон считает себя счастливым, Вершинин его осаждает. Федотик протягивает Ирине купленные карандаши — она с детской радостью принимает их.

Анфиса подает самовар, появляются Наташа и Соленый, который тут же выдает нелепицу, приводя девушку в недовольство. Вершинин получает записку о том, что его жена снова отравилась, и он направляется домой. Маша горячится из-за беспорядка на столе, Наташа делает замечание ее “грубым манерам”.

Тузенбах обращается к Соленому, они выпивают: барон таким образом пытается лишить их отношения неловкости, в очередной раз делится новостью о своей отставке с военной службы. Все ждут ряженных, чтобы поскорее их принять и позабыть о них.

Все прерывает Наташа — она входит, обращаясь к Чебутыкину: с Бобиком совсем плохо. Все начинают расходиться, Андрей решает не принимать ряженых, а раздосадованная этим Маша заявляет, что доктор нужен скорее не ребенку, а матери. Очевидно, что она недолюбливает Наташу.

В опустевшей гостиной появляются Чебутыкин и Андрей: они снова собираются в игорный дом, скрываясь от лишних глаз и покидая дом через кухню.

Появляется Ирина — она задумчива. За ней следует Соленый. Он спешит объясниться в любовных ей чувствах, но девушка не воспринимает всерьез слова, по ее убеждению, пустого и мерзкого человека. Неловкую сцену нарушает Наташа, заставившая своим появлением Соленого в смущении ретироваться. Она хочет договориться с Ириной насчёт комнаты, однако не получает вразумительного ответа.

К дому подъезжает Протопопов, предлагая Наталье прокатиться, на что та простодушно соглашается. С преподавательского совета возвращаются обессилевшие Ольга и Кулигин, с ними Вершинин, только что удостоверившийся в том, что с женой все в порядке. Он вместе с Кулигиным удаляется, не желая возвращаться домой, Ольга направляется спать, а утомленная бурным бытом Ирина лишь тоскует: “В Москву, в Москву, в Москву”. Этим заканчивается второе действие.

Действие третье

Еще спустя год-два. Пожаром в городе уничтожен квартал. Военные спасают людей. Прозоровы принимают погорельцев. У Андрея и Натальи родился второй ребенок. Теперь он не секретарь, а член земской управы. Наталья командует в доме, гонит престарелую няню со двора.

Ирина все чаще плачет: ей уже не верится, что они уедут. Теперь она сотрудница управы, но эта работа не лучше телеграфа. Разочарован Тузенбах: он в отставке, но Ирина не хочет идти за него. Но барон еще надеется поступить на кирпичный завод. Вместе с Ириной, разумеется. От отчаяния она готова выйти за него. Маша тоже не видит будущего у своих отношений с Вершининым. Сам он по-прежнему опекает неуравновешенную жену, заботится о дочках. Идут слухи, что военных переведут в Польшу.

Старый доктор в запое. Покачнувшись, он сталкивает на пол часы, память о матери Прозоровых. Даже у добродушного Кулыгина вырывается, что лучше бы он семь лет назад женился на милой, чуткой Ольге, чем на Маше. Андрей за долги в 35 тысяч рублей заложил дом в банке. Вырученные деньги берет себе Наташа.

Действие 2

Прошло время. Андрей и Наталья поженились, у них родился сын. Ирина устроилась работать на телеграф. Идут святки. Наталья жалуется Андрею, что Бобик не здоров. Наталье кажется, что в детской холодно, поэтому ребенок болеет. Она решает перевести его в комнату Ирины, ведь та все равно редко бывает дома.

Ферапонт приносит Андрею документы. Он, разговаривая с глухим стариком, делится с ним своими мечтами. Ему каждую ночь снится, что он профессор университета. В Москве ему было бы лучше. Здесь он чувствует себя одиноким.

В гостиную входят Маша и Вершинин. Они рассуждают о жизни. Александр Игнатьевич говорит о «возвышенном образе жизни» русских. Парадоксально то, что они не добиваются высот. Он восхищается Машей. Ему нравится в ней все, он любит ее.

Ирина жалуется Тузенбаху на работу в телеграфе. Это не для нее, здесь нет поэзии. Она живет мыслями о Москве.

Вершинин предлагает помечтать о будущем. Тузенбах говорит, что жизнь поменяется внешне, но останется трудной и полной тайн. Вершинин верит, что настанет счастливая жизнь, и для этого им теперь нужно работать и страдать, в этом цель бытия и счастье.

Потихоньку подтягиваются гости. Смущенный Андрей говорит, что ряженых не будет, так как болен ребенок. Все расходятся. Андрей говорит Чебутыкину, что «жениться не нужно», это скучно.

Соленый признается Ирине в своих чувствах, она не отвечает взаимностью.

Наталья уезжает кататься с Протопоповым. Ольга жалуется на больную голову и идет спать. Ирина в одиночестве тоскует по Москве.

Конфликт и проблематика в пьесе

Герои пытаются жить как-то по-новому, абстрагируясь от мещанских нравов их города, о нем Андрей сообщает:

Но у них не получается, заедает быт, не достает сил на перемены, остаются лишь сожаления об утраченных возможностях. Что же делать? Как жить, чтоб не жалеть? На этот вопрос А.П.Чехов ответа не дает, каждый находит его для себя сам. Или выбирает мещанство и обыденность.

Проблемы, поставленные в пьесе «Три сестры», касаются личности и ее свободы. По Чехову, человек сам себя закабаляет, сам ставит себе рамки в виде общественных условностей. Сестры могли бы уехать в Москву, то есть изменить свою жизнь к лучшему, но они свалили ответственность за нее на брата, на мужа, на отца – на всех, лишь бы не на себя. Андрей тоже самостоятельно взвалил на себя каторжные цепи, женившись на наглой и пошлой Наталье, чтобы переложить опять-таки переложить ответственность на нее за все, что не получилось сделать. Получается, герои по капли накапливали в себе раба, противореча известному завету автора. Это произошло не только от их инфантильности и пассивности, над ними довлеют вековые предрассудки, а также удушающая мещанская атмосфера провинциального города. Таким образом, общество очень давит на индивида, лишая его самой возможности счастья, так как оно невозможно без внутренней свободы. В этом и заключается смысл «Трех сестер» Чехова.

Жанр и направление

Пьеса «Три сестры» была создана Чеховым в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится максимально точно изобразить окружающую действительность. Созданные им образы дышат натурализмом. Действия его героев и их слова выглядят достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что описанные события могли произойти на самом деле. Однако в данном произведении читатель может увидеть черты модернизма — нового явления в культуре 20 века. Пьеса Чехова имеет сходства со стилистикой Театра Абсурда — нового направления в драматической культуре того времени. Целью автора было создание атмосферы бессмысленности и непонимания в русской провинции, где жизнь скучна и однообразна. Это гнетущее ощущение передается через реплики героев, обращенные в пустоту и не удостоенные ответа. Люди говорят сами с собой, не находят понимания и отзывчивости. В пьесе также нет традиционных для театра того времени драматических ходов и фабулы. Сложно, например, сказать, где в произведении кульминация? Действие протекает монотонно, максимально приближено к реальной жизни. Мы видим не сюжет, а отрывок из своих будней.

Жанр этого произведения можно определить, как драму. «Три сестры» предназначены для показа на театральной сцене. Сюжет пьесы максимально приближен к реальному быту и повседневной действительности.

Интересно, что сам автор считал свою драму комедией и искренне удивлялся, когда люди плакали на премьере:

Действие первое

Провинциальная Россия, губернский город, дом дворянской генеральской семьи Прозоровых: Андрея Сергеевича (ему около 30 лет, он влюблен в Наташу) и его сестер Ольги (ей 28 лет, она учительница в женской гимназии), Маши (ей 25 лет, она замужем за учителем Федором Кулыгиным), Ирины (ей 20 лет).

Все они люди образованные, знают иностранные языки, играют на музыкальных инструментах. Одиннадцать лет назад отца из Москвы перевели служить в этот город, он перевез сюда детей. Мать их умерла давно, отец – год назад.

Полдень, солнечное 5 мая, именины Ирины. Прозоровы мечтают к осени вернуться «на родину» – в Москву. Впрочем, Маше ехать незачем: ее муж – местный житель. Среди гостей – офицеры из временно расположенных в городе частей: барон Тузенбах (человек душевный, обожающий Ирину), пожилой холостяк доктор Чебутыкин (он всю жизнь любил мать Прозоровых), штабс-капитан Соленый (циник и остряк), командир батареи Вершинин (тоже москвич, с неудачной семейной жизнью).

Сестры уверены, что в Москве будут счастливы, а их брат обязательно станет профессором. Ольга устает на службе, грустит, что у нее нет семьи, Ирина хочет «трудиться», Маше разочарована в добром, скучном муже. Вершинин по Москве не скучает, ему нравится здешний климат. Он оптимист: уверен, что лет через двести на земле будут жить только умные да счастливые люди. В финале семейного праздника Андрей предлагает Наташе стать его женой.

Темы

  1. Маленький человек – Чехов, как и другие русские писатели до него, показывает нам довольно обычных, ничем не примечательных людей: учителей, чиновников, младших офицеров и прочих. Правда, в отличие от других писателей, склонных жалеть «маленького человека», Чехов смотрит на него с нескрываемой насмешкой, даже презрением. Он показывает нам ограниченность и мелочность людей, которые, несмотря на всю свою образованность, живут пустой жизнью обычных мещан.
  2. Надежда – сестры в пьесе живут надеждой, прекрасной мечтой уехать в Москву, которая кажется им идеалом. У любого другого писателя это смотрелось бы мило и романтично, но Чехов весьма язвительно изображает пустые мечтания сестёр, которые недовольны своей жизнью, но ничего не делают, чтобы это изменить, а живут только бесплотной надеждой на лучшее.
  3. Свобода – все персонажи в большей или меньшей степени задавлены повседневной рутиной. Все они глубоко несчастны, рвутся к свободе, однако не знают, как её достичь, и только глубже увязают в болоте унылого быта.
  4. Жизнь в провинции – Чехов на основе своих воспоминаний показал русскую провинцию довольно унылым и мрачным местом, где ничего не происходит, а люди, даже самые талантливые, постепенно деградируют и опускаются до уровня простых обывателей.
  5. Семья – семейная жизнь предстаёт у Чехова чем-то действительно тяжёлым и неприятным. В его пьесе не показано ни одного счастливого брака. Наоборот, в случае, например, Прозорова именно начало семейной жизни становится отправной точкой его пятилетней деградации.
  6. Любовь – любовь у Чехова показано, как чувство, которое не приносит ничего, кроме беспокойства. Увлечение Прозорова Натальей приводит к ссоре с сёстрами, а барон Тузенбах и вовсе погибает, вступив в схватку за руку Ирины.

Короткий пересказ «Три сестры» Чехова

Действие пьесы происходит в губернском городе в семье Прозоровых. Семья Прозоровых состоит из трех сестер – Ольги, Маши и Ирины — и их брата Андрея. Старшей Ольге — 28 лет; младшей Ирине — 20 лет. Прозоровы родились и выросли в Москве обеспеченной дворянской семье, но уже 11 лет живут в провинции, куда их привез покойный отец.

Три сестры не чувствуют себя счастливыми и жалуются на то, что они слишком образованны для этого городка. Ирина и Ольга хотят вернуться в Москву. Маша вряд ли переедет в Москву, так как она замужем за местным учителем Кулыгиным. В доме Прозоровых часто бывают офицеры: барон Тузенбах, полковник Вершинин, штабс-капитан Соленый, врач Чебутыкин и др.

Старшая из сестер – Ольга работает учительницей в гимназии. Она не замужем. Младшая Ирина тоже не замужем. В нее безответно влюблены офицеры Тузенбах и Соленый. Ирина хочет работать: ей кажется, что труд сделает ее счастливой. Маша также недовольна своей жизнью и своим мужем Кулыгиным – добрым, но не очень умным человеком. Маша изменяет мужу с полковником Вершининым, который тоже женат.

Андрей Прозоров влюблен в местную девушку Наталью Ивановну. Он делает ей предложение и вскоре герои женятся, у них рождается сын и дочь. Скромная Наталья превращается во властную и грубоватую даму. Постепенно она ведет себя как главная хозяйка в доме. Это не нравится трем сестрам, которые тоже являются хозяйками общего дома. Андрей несчастлив с женой Наташей. Он чувствует себя одиноким и скучает по Москве. Андрей мечтает стать ученым и профессором в университете в Москве, однако в итоге устраивается на работу мелким чиновником.

Спустя 1–2 года Ирина устраивается работать на телеграфе. Однако эта “работа без поэзии” не делает ее счастливее. Ирина и Ольга по-прежнему мечтают переехать в Москву и планируют переезд, но на деле ничего не предпринимают. Ирина увольняется из телеграфа и устраивается работать в управу. При этом она презирает свою работу. Ирина соглашается выйти замуж за барона Тузенбаха, который давно за ней ухаживает. Девушка не любит Тузенбаха, но решает стать его женой, потому что тот – хороший человек.

Спустя еще 1–2 года Ольга становится начальницей гимназии. Она понимает, что ей с Ириной вряд ли удастся переехать в Москву. Тем временем Андрей увлекается игрой в карты и проигрывает много денег. Наталья изменяет ему с его начальником Протопоповым. Сам Андрей делает вид, что не замечает измен жены. Постепенно Андрей смирается с жизнью в провинции и больше не стремится стать профессором в Москве. Он считает свою жизнь и жизнь своих сестер неудачной.

Внезапно полковник Вершинин и другие офицеры покидают город, чтобы служить в другом месте. В итоге Прозоровы остаются без своего круга общения, который спасал их от тоски. Маша со слезами прощается со своим любовником Вершининым. Кулыгин знает об изменах Маши, но не упрекает ее и просто радуется отъезду Вершинина.

Ирина и барон Тузенбах собираются венчаться и вместе ехать работать на кирпичный завод. Накануне свадьбы у Тузенбаха случается конфликт с Соленым, который давно ведет себя вызывающе. Мужчины встречаются на дуэли, на которой погибает Тузенбах. Три сестры грустят и утешают друг друга. Они приходят к выводу, что все-таки жизнь не кончена и нужно жить дальше, несмотря ни на что.

Это интересно: Рассказ «Дама с собачкой» Чехов написал в 1898 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Дамы с собачкой» по главам для подготовки к уроку литературы, проверочной работе. В основу произведения легли автобиографические обстоятельства из жизни писателя – поездка в Ялту и встреча с его последней любовью О. Книппер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: