Кратко «доктор живаго» б. л. пастернак

Краткое содержание «доктор живаго» за 5 минут и за 12 минут по частям

Дальнейшая судьба Живаго

После самоубийства Стрельникова, доктор отправляется в Москву, в которой уже царит эпоха НЭПа. Его приютил бывший живаговский дворник Маркелов. Позже его дочь Марина, станет женой Юрия и подарит ему двух дочерей. Тем временем, Живаго постепенно теряет все свои врачебные навыки, практически перестает писать. Но иногда, он писал тоненькие книжечки, которые нравились любителям.

На помощь ему приходит брат Евграф, который устраивает его на хорошую работу и помогает упрочить его положение. Но однажды в августе, когда Юрий ехал в трамвае на работу, ему становится плохо и он умирает от сердечного приступа.

Попрощаться с ним приходят Евграф, все друзья и знакомые, среди которых появляется и Лара. Спустя несколько дней после похорон, Антипова неожиданно исчезает: скорее всего, ее арестовали. Больше Лару никто не видел.

В 43-м году на фронте генерал-майор Евграф Живаго находит дочь Юрия и Лары Таню. У девочки была непростая судьба: сирота, скитания. Дядя полностью берет на себя заботу о ней. Так же Евграф собирает все стихи, написанные его братом, и составляет сборник его сочинений.

Жанр и композиция романа

Понять, в каком жанре написано произведение, довольно сложно. Его можно назвать:

  • автобиографичным, так как в нём были описаны основные моменты из жизни писателя;
  • философским, поскольку вопросы бытия занимают в книге не самое последнее место;
  • историческим, ведь были затронуты и такие события. Автор сопоставляет своё произведение с реальной жизнью.

В «Докторе Живаго» Пастернак описал Россию такой, какой она была на самом деле в то время. С этой точки зрения, в книге показана целая историческая эпоха через судьбы некоторых героев. Большинство людей считают её любовной повестью с интересным сюжетом. Таким образом, произведение можно назвать многожанровым романом.

Особенность произведения — это нагромождение случайных, но играющих важную роль в судьбе героев встреч и обстоятельств. Композиция книги основана на знакомстве персонажей и дальнейшем развитии их судеб.

Приезд Комаровского и Стрельникова

Неожиданно в Юрятино приезжает Комаровский. Ему предложили стать во главе министерства юстиции, в Дальневосточной области. Он знает, какая опасность грозит Ларе и Живаго, поэтому предлагает им ехать с собой.

Юрий сразу отказывается: он давно уже знает о том, какую роль тот сыграл в жизни Лары и о его причастии к самоубийству его отца. Лара так же отказывается. Живаго и Антипова решили укрыться в Варыкине, потому что в селе давно никто не жил.

Ларе кажется, что она беременна. К ним еще раз приезжает Виктор Ипполитович, который привозит сообщение о том, что Стрельников приговорен к расстрелу. Теперь Лара должна позаботиться о дочери, если не хочет о себе. Живаго говорит Антиповой, чтобы она уезжала с адвокатом.

После их отъезда, Юрий начинал понемногу терять рассудок. Он пил, писал стихи, которые посвящал Ларе. Позже эти стихотворения переходили в рассуждения о человеке, революции, идеалах. В один из вечеров к нему внезапно приходит Стрельников.

Антипов рассказывает о том, что с ним случилось, как ему удалось сбежать, о Ленине, революции. Живаго рассказывает ему свою историю, о том, что Лара никогда его не забывала и любила. Павел в отчаянии, потому что теперь он понял, как ошибался в жене. Они закончили разговаривать только под утро, а проснувшись, Юрий увидел, что Стрельников застрелился.

Отзыв, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Пастернак в романе передал собственные взгляды, выразил жизненный путь доктора, который частично прошел сам. Для него это было значимое произведение, за которое он рисковал быть подвергнутым преследованиям и гонениям со стороны советской власти.

Так и произошло в результате, но автор не собирался отказываться от «Доктора Живаго» и изложенных в ней мыслей, идей, противоречащих официальной позиции партии. Роман искренний и пронизан личной болью, что заставляет глубже сочувствовать героям, понимать, с чем столкнулись их души.

Книга позволяет изучить настроения людей в существенную для истории России эпоху – стихийного и кровавого начала 20 века. Тогда был полностью перекроен политический строй, свергнута монархия, царившая несколько столетий. В романе это нашло глубокое отражение, четко показано, как внешние события влияют на судьбы конкретных людей, раскрыты нравы и взгляды интеллигенции. Пастернак подарил читателям и талантливые стихотворения.

Произведение впечатляет и нравится прежде всего тем, что в нем, несмотря на разруху и панику из-за глобальных потрясений, для героев значимым мотивом остается любовь.

Краткий анализ

«Доктор Живаго» — многоплановый роман, проблематика которого касается множества вопросов социального характера, но главной темой книги стало противопоставление человека и эпохальных событий, сопровождающих его на жизненном пути. Произведение имеет сложную композицию, завязанную на переплетении судеб главных героев, а характеры действующих лиц показаны через их восприятие Юрием Живаго.

Смысл названия раскрывается в старославянской форме слова «живой» из цитаты: «Ты есть сын Бога живаго». Таким образом, ведущая роль в произведении отводится проблеме жертвенности, а образ главного героя представлен в свете догматов христианства. Другие важные темы, раскрытые в произведении:

  • вопросы жизни и смерти;
  • поиск себя во вновь образованном обществе;
  • сохранение верности своим идеалам;
  • способность выстоять под ударами судьбы;
  • путь русской интеллигенции;
  • понятие чести, долга, любви и милосердия.

Основная мысль, которая проходит через всю книгу, — человек должен остаться самим собой при любых условиях. Стилистическую канву романа определить довольно сложно, так как в нем переплетаются следующие жанры:

  1. Автобиографический. Текст содержит описание событий, лично пережитых автором.
  2. Философский. В книге изложены размышления, касающиеся серьезных тем.
  3. Исторический. В романе подробно и реалистично описаны важнейшие события, происходившие на территории огромной страны.
  4. Лирический. Содержит множество символов и образов как в прозе, так и в стихах, написанных от лица главного героя.

Композиция романа построена на множестве как бы случайных встреч, которые оказываются судьбоносными. Сюжет «Доктора Живаго» изобилует:

  • чудесными предзнаменованиями;
  • неожиданными встречами и подслушанными разговорами;
  • многозначительными совпадениями;
  • неожиданными поворотами жизненного пути.

Судьбы главных персонажей завязываются в сложный узел уже с первых глав книги. Мотивы героев и сюжетные хитросплетения поначалу могут показаться читателю надуманными, но во время чтения выясняется, что все они имеют особый смысл и предназначение. Своеобразие композиции состоит в необычном приеме, который автор использует в этом произведении, — вводит тетрадь стихов Юрия Живаго, символизирующую бесконечность бытия. Душа героя продолжает жить в прекрасных стихотворных строках и после его смерти.

Плен у «красных» партизан и дальнейшая жизнь с Ларой

По дороге домой, ему преграждают путь трое вооруженных людей, которые ему сообщают, что его забирают в отряд Ливерия Микулицына, поскольку он — доктор. Работы для Юрия было много: зимой он лечил сыпняк, летом хлопоты доставляла дизентерия и постоянно — раненые.

Перед своим командиром Ливерием Живаго не скрывал своего отношения к революции. Он считал, что до воплощения идеалов еще далеко, а за возвышенные революционные речи, люди заплатили тысячами жизней и разрушений, и в конечном итоге, цель не оправдала средства. В течение двух лет находился Юрий у «красных», но все-таки ему удалось сбежать.

Когда доктор дошел до Юрятина, «белые» ушли из него, оставив «красным». Живаго был одичалый, без сил, немытый, но он все-таки смог дойти до дома Антиповой. Лары дома не оказалось, но в тайнике для ключей, доктор находит записку, в которой женщина сообщает, что она ушла в Варыкино, чтобы встретить его там. Живаго с трудом соображал, он смог только растопить печь, поесть и заснуть крепким сном.

Когда он проснулся, то понял, что кто-то его раздел, умыл и уложил в чистую постель. Живаго долго восстанавливал свои силы, но благодаря стараниям Лары поправляется. Но Юрий не может вернуться в Москву, пока не выздоровеет окончательно. Чтобы выжить в новом режиме, доктор устраивается на работу в губздрав, а Антипова — в губоно.

Но юрятинцы все равно воспринимают Живаго как чужака, в это время авторитет Стрельникова пошатнулся, а в городе начинают искать всех неугодных революции.

Юрий получает письмо от Тони, в котором она сообщает, что она с детьми (у них есть дочь Маша) и отцом находится в Москве, но их скоро высылают за границу. Но Живаго понимает, что он больше не испытывает той любви к Тоне, как раньше. Поэтому он отвечает, чтобы она строила жизнь как хочет.

Тем временем, Лара опасается, что ее заберут как неугодной революции, Живаго находится в таком же положении. Они стараются найти выход из сложной ситуации.

Главные герои и их характеристика

  • Юрий Андреевич Живаго — основной персонаж романа.  В начале произведения талантливый молодой человек, из-за жизненных обстоятельств, живущий в приемной семье. В середине романа Юрий — писатель, поэт и хороший доктор. Став взрослым, он женится, у него появляются дети, но настоящей любовью для него остаётся смелая и красивая Лариса. С развитием сюжета читатель наблюдает как Юрий ищет себя и своё предназначение в мире. На долю героя выпадает много разлук, страданий, плен и война.
  • Антонина Александровна Живаго (Громеко) — толерантная женщина из богатой профессорской семьи. По профессии юрист, является женой Юрия Живаго, с которым знакома с детства. Дама снисходительна и относится к своей жизненной судьбе по-философски. Тоня почти в одиночку воспитывает двоих детей. Спокойно воспринимает измены мужа и мужественно переносит все тягости жизни. К концу романа уезжает заграницу.
  • Лариса Фёдоровна Антипова — жена Антипова, также является второй незаконной женой Юрия Живаго. В 16 лет вступила в любовные отношения с любовником матери — это нанесло незаживающую рану её душе. Умная, красивая, смелая женщина. Прошла через множество жизненных испытаний: тайная любовь с Юрием Живаго, жизнь с революционером, разлука с дочерью, постоянный страх быть арестованной. В начале карьеры она работала учителем в гимназии, а после решила стать сестрой милосердия.
  • Павел Антипов-Стрельников — первый законный муж Ларисы. Образованный, волевой и отважный человек. Сначала работает учителем, как и его жена. Потом уходит добровольцем на фронт, где не может определиться, на чью сторону встать: красных или белых. В итоге он становится комиссаром. Долго находится в бегах. По возвращению узнаёт об отношениях Ларисы и Юрия, кончает жизнь самоубийством.
  • Виктор Ипполитович Комаровский — богатый и влиятельный адвокат, но подлый и развратный человек. Склонил к отношениям юную Ларису и тем ранил её неокрепшую душу. Довёл отца Юрия Живаго до самоубийства из-за банкротства. Везде и всегда искал выгоду.
  • Евграф Андреевич Живаго — сводный младший брат Юрия Живаго. Сын княгини. Молодой человек часто оказывается рядом в трудную для Юрия минуту и становится для него неким ангелом хранителем. В конце романа Евграф уже генерал-майор. И именно он берёт на себя опеку над дочерью Юрия, оставленной Ларисой в раннем детстве.

Главные герои

(Афиша к\ф «Доктор Живаго»
)

Образ главного героя глубоко автобиографичен. Пастернак через него раскрывает свое внутреннее «я» — свои рассуждения о происходящем, свое духовное мировоззрение. Живаго — интеллигент до мозга костей, эта черта проявляется во всем — в жизни, в творчестве, в профессии. Высочайший уровень духовной жизни героя автор мастерски воплощает в монологах доктора. Христианская сущность Живаго не претерпевает никаких изменений в связи с обстоятельствами — доктор готов помогать всем страждущим, независимо от их политического мировоззрения. Внешняя безвольность Живаго на самом деле является высшим проявлением его внутренней свободы, где он существует среди высших гуманистических ценностей. Смерть главного героя не ознаменует окончание романа — его бессмертные творения навсегда сотрут грань между вечностью и бытием.

Лара Гишар

(Лариса Федоровна Антипова) — яркая, даже в некотором смысле эпатажная женщина, обладающая большой силой духа и желанием помогать людям. Именно в госпитале, куда она устраивается сестрой милосердия, начинаются ее отношения с доктором Живаго. Несмотря на попытки убежать от судьбы, жизнь регулярно сталкивает героев, эти встречи с каждым разом укрепляют возникшие взаимные чистые чувства. Драматические обстоятельства в постреволюционной России приводят к тому, что Лара вынуждена пожертвовать своей любовью ради спасения собственного ребенка и уехать с ненавистным ей бывшим любовником адвокатом Комаровским. Оказавшаяся в безвыходном положении Лара, всю жизнь будет корить себя за этот поступок.

Преуспевающий адвокат, воплощение демонического начала в романе Пастернака. Будучи любовником матери Лары, подло соблазнил ее юную дочь, и впоследствии сыграл в жизни девушки роковую роль, обманом разлучив ее с любимым человеком.

Роман «Доктор Живаго» состоит из двух книг, которые в свою очередь содержат 17 частей, имеющих сквозную нумерацию. В романе показана целая жизнь поколения молодой интеллигенции того времени. Не случайно одним из возможных названий романа было «Мальчики и девочки». Автор гениально показал антагонизм двух героев — Живаго и Стрельникова, как человека живущего вне происходящего в стране, и как личность всецело подчиненную идеологии тоталитарного режима. Духовное обнищание русской интеллигенции автор передает через образ Татьяны- внебрачной дочери Лары Антиповой и Юрия Живаго, простой девушки, несущей лишь далекий отпечаток потомственной интеллигенции.

В своем романе Пастернак неоднократно подчеркивает двойственность бытия, события романа проецируются на новозаветный сюжет, придавая произведению особый мистический подтекст. Венчающая роман стихотворная тетрадь Юрия Живаго символизирует дверь в вечность, это подтверждает один из первых вариантов названия романа- «Смерти не будет».

Итоговый вывод

«Доктор Живаго» — роман всей жизни, итог творческих поисков и философских исканий Бориса Пастернака, по его мнению, главная тема романа — взаимосвязь равновеликих начал — личности и истории

Не менее важное место автор придает теме любви, ею пронизан весь роман, любовь показана во всех возможных ипостасях, со всей свойственной этому великому чувству многогранностью

Второстепенные герои и их характеристика

  • Николай Николаевич Веденяпин — дядя Юрия, приютивший мальчика после смерти матери.
  • Алексей и Анна Громеко — родители Тони. Светлая и доброжелательная супружеская чета, благословившая брак Тони и Юрия.
  • Лаврентий Михайлович Кологривов — талантливый предприниматель, жалевший Ларису и пристроивший её в свою семью воспитательницей.
  • Серафима Филипповна Кологривова — супруга Лаврентия Михайловича
  • Липа Кологривова — младшая дочь в семье Кологривовых, воспитанница Ларисы.
  • Надя Кологривова — старшая дочь в семье Кологривовых
  • Андрей Живаго — отец Юрия и Евграфа, после смерти жены много пил, обанкротился (не без помощи Комаровского) и покончил с собой.
  • Мария Николаевна Живаго — мать Юры. С её похорон начинается роман.
  • Татьяна Безочередева — дочь Юры и Ларисы. Комаровский отдал новорожденную Таню в семью сторожихи железнодорожной станции Марфы, пока Лариса была в послеродовой горячке, вроде как на время, а получилось — навсегда.
  • Иннокентий Дудоров (Ника) — приятель Юрия Живаго.
  • Амалия Гришар — француженка, мать Ларисы.
  • Ливерий Аверкиевич Микулицын — дедушка Тони.
  • Марина Щапова — дочь дворника, служившего в семье Громеко. Самоотверженная и терпеливая молодая женщина. Третья и последняя гражданская жена Юрия. Родила ему двух дочерей.
  • Маркел Щапов — вечно пьяный дворник семьи Громеко, который с приходом советской власти занял чиновничий пост.
  • Михаил Гордон — друг Юрия, тоже воспитанник семьи Громеко. Во взрослой жизни профессор, побывал в ГУЛАГе, воевал на фронте Второй Мировой Войны.
  • Ольга Дёмина — подруга Ларисы в молодости.
  • Шура Шлезингер — подруга Анны Громеко.
  • Анфим Ефимович Самдевятов — влиятельный человек, поддерживал большевиков, юрист. Дружил с семьёй Живаго.
  • Павел Антипов-старший — рабочий-железнодорожник, отец Павла (того самого, что был мужем Ларисы и революционером Стрельниковым). Отбыл срок на каторге на Урале. После революции — уважаемый человек.
  • Киприян Тиверзин — машинист, революционер, товарищ Антипова-старшего.

История создания и публикации

Идея написания масштабного произведения посещала Пастернака во время Октябрьской революции, но тогда он еще не чувствовал себя созревшим для подобной работы. Начав писать роман в год окончания Великой Отечественной войны, автор «Доктора Живаго» сделал финальные правки текста в январе 1956 г., то есть основная работа над книгой заняла целое десятилетие и велась в послевоенный период, когда был жив И. Сталин.

Новое произведение Б. Пастернака получилось совершенно свободным от самоцензуры и не вписывалось в рамки канонов советской литературы. Роман о христианстве и любви на фоне подлинной истории России не соответствовал не только стилю социалистического реализма, но и был далек от так называемого хорошего вкуса модернистов, в том числе и раннего Пастернака. По словам писателя, он стремился сделать роман выражением его взглядов на жизнь человека сквозь призму истории, на искусство, евангелие и многое другое, что дает книге исчерпывающую характеристику.

Борис Пастернак, подобно Чарльзу Диккенсу, описавшему события Великой французской революции и революционного террора, противопоставил им идеи христианского милосердия и способности к самопожертвованию. Тем удивительнее, что автор сначала попытался издать свое произведение в Советском Союзе, разослав текст романа в редакции литературных журналов Москвы и Ленинграда. Получив отказ отовсюду и подвергнувшись жесточайшей критике за антисоветское содержание книги, в мае 1956 г. он передает рукопись итальянскому издателю Джанджакомо Фельтринелли, известному своими коммунистическими взглядами.

Первое издание романа на итальянском языке вышло в ноябре 1957 г. в Милане, второе, пиратское на русском языке, — в 1958 г. в Голландии. В начале 1959 г. Фельтринелли опубликовал русскоязычную версию по тексту, не правленному автором.

Второстепенные персонажи

Не чувствуя семейного счастья, уходит на фронт добровольцем, жизнь меняет его взгляды, он не может приспособиться к политической обстановке, бросается в крайности. Становится комиссаром в революционное время, меняет фамилию. Решив вернуться к семье встречает Юрия, узнает о судьбе Ларисы. На следующий день Павел застрелился во дворе.
Сводный брат Юрия. Он восхищается талантом брата, помогает ему деньгами и продуктами, время от времени появляясь в жизни поэта. Юрий не знает, кем работает Евграф, кто он, они совсем чужие. В конце жизни именно Евграф собирает все сочинения Юрия, устраивает его на работу, помогает с жильём. В жизни Юрия Евграф – ангел-хранитель. Даже после смерти главного героя генерал-майор Евграф отыскивает его детей и помогает им.
Дядя, который забрал Юрия после смерти матери. Он рассказал мальчику многое о матери и отце, какое-то время заботился о нём.
Родители Тони. Очень хорошие, светлые люди. Со своим приёмным отцом Юрий ведёт долгие беседы, это лучшее время в жизни Юрия. Мать благословляет их с Тоней на брак, понимая, что дети очень подходят друг другу. Вскоре она умирает.

[править]Нобелевская премия

23 октября 1958 года Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия с формулировкой «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Власти СССР во главе с Н.С.Хрущёвым восприняли это событие с негодованием, поскольку сочли роман антисоветским. Из-за развернувшейся в СССР травли Пастернак вынужден был отказаться от получения премии. Лишь 9 декабря 1989 года Нобелевский диплом и медаль были вручены в Стокгольме сыну писателя Евгению Пастернаку.

Иван Толстой, автор книги «Отмытый роман»:

Конец первой книги

Пересказ романа продолжается с момента, когда Лара оправилась после тяжелой болезни и вышла замуж за Антипова. Следующие части можно озаглавить по смыслу:

  • четвертая — «Столкновение Юры и Лары»,
  • пятая — «Отъезд домой»,
  • шестая — «Возвращение в Москву»,
  • седьмая — «Проблемы революции».

Лариса после свадьбы все рассказала своему мужу. Она вместе с Павлом после обучения получили работу в гимназии на Урале. Позже у пары родилась дочь Катя. Антипову не нравились отношения с женой, поэтому он записался в армию. А Лариса стала сестрой милосердия, отвезла дочь к родственникам в Москву и отправилась искать мужа.

Живаго находился на фронте в лазарете, к нему приехал Гордон, а Галиуллин поймал Антипова. Деревню обстреляли, Юрия ранили. Он попал в госпиталь, где работала Лариса, передал ей вещи Павла и сказал, что ее муж в плену. Без разрешения Живаго Дудоров и Гордон выпустили его книгу. Товарищи пророчили ему будущее великого писателя. Пришло сообщение, что в Петербурге начались беспорядки, революция была в самом разгаре.

После выздоровления Юрий решил поехать домой и всю дорогу думал о жене, революции и судьбе Антиповых. В Москве Живаго впервые увидел своего сына, а также дядю, который приехал из Швейцарии. В городе постоянно были беспорядки, люди попадали под пули. Юрий лечил женщину, больную тифом, и заразился от нее. Ухаживать за ним Тоне помогал Евграф.

В апреле семья выехала на Урал, им пришлось путешествовать в товарном вагоне. Часто были остановки, проверяли документы. На одной станции Юрий познакомился с жестоким комиссаром Стрельниковым.

Очень краткий пересказ романа «Доктор Живаго»

У 10-летнего Юры умерла мать. Опекуном мальчика становится дядя, а его родной отец ведёт распутный образ жизни, со временем спивается и убивает себя. Дядя оставляет племянника на попечении профессорской семьи, которая уже растит одного воспитанника, Мишу, и родную дочь, Тоню. Юра, Тоня и Миша становятся друг для друга близкими людьми. В это же время в Москву переезжает вдова Амалия Гишар с сыном Родионом и дочерью Ларисой. Женщина крутит роман с адвокатом Комаровским, который оказывается подлецом и развращает её 16-ю дочь. Ларисе нелегко живётся с осознанием своего «падения». После разрыва с Комаровским Лара знакомится с сыном арестованного за революционные взгляды рабочего Павлом. Лариса и Паша становятся очень близки.

В России революция 1905-1907 годов: стачки, забастовки, создаётся первая Дума. Пути Ларисы и Юрия пересекаются. Они не знакомы, но имеют общих друзей. Юра очарован девушкой.

В 1911 году Юра узнаёт, что у него есть брат по отцу Евграф. Спустя год Юра получает диплом доктора, а Тоня подаётся в юристы. Тоня и Юра становятся мужем и женой. Павел и Лариса тоже женятся и уезжают на Урал.

Первая Мировая Война. Юра работает в московской клинике, у него рождается сын Саша. Вскоре герою приходится ехать на фронт. У Паши и Лары растёт дочь. Павла тоже отправляют на войну, где он пропадает без вести. Лариса, окончив курсы медсестёр, едет на поиски мужа. На фронте Юра и Лариса встречаются и сближаются. Юра признаётся Ларе в любви.

Домой в Москву Юрий возвращается спустя два года. Там его встречает жена и сын. За время отсутствия Юрия его друзья издали книгу с его стихами. Доктор Живаго вновь работает в клинике и продолжает писать стихи. Он чувствует себя одиноким, так как его взгляды разнятся со взглядами нынешней интеллигенции, которая и составляет основной круг его друзей.

Во время Гражданской войны семья Живаго еле сводит концы с концами. Юра переносит тиф. В этот же период он впервые видится со своим сводным братом, который советует ему перебраться на Урал.

В 1918-м году семья Живаго обосновалась на Урале в Юрятине. Юрий знакомится с революционером Стрельниковым. Позже оказывается, что он — это муж Лары, Павел. Тоня вновь беременна, а у Юрия проблемы с сердцем.

Судьба вновь сводит Ларису и доктора Живаго. У них тайный роман. Юра мучается совестью, хочет прекратить измены и рассказать правду жене. Но он не успевает повиниться, его похищают красные. В плену доктор Живаго лечит партизан и скучает по своей семье.

В Юрятин герой возвращается в 1920-м году. Его жена Тоня родила дочь и уехала в Москву. Юра живёт с Ларисой и её дочкой. Муж Ларисы в бегах, она постоянно боится за свою свободу. Юра тоже обеспокоен за свою судьбу, ведь он бежал из плена красных. Но пара счастлива быть вместе. Доктор Живаго работает в клинике Юрятина.

Чтобы избежать ареста, Юра и Лара переезжают в Варыкино. Лара носит под сердцем дитя. Доктор Живаго много пишет. Он узнаёт, что его жену и детей выслали за границу и понимает, что вряд ли увидится с семьёй. Но рядом с Ларисой он нашёл своё счастье.

В Варыкино приезжает Комаровский. Он предлагает Юре и Ларисе перебраться на Дальний Восток. Лариса с дочкой уезжает, доктор Живаго остаётся. Он не готов к столь мощным переменам, его душа и тело измотаны. Юрий словно хочет для начала «расставить по полочкам» то, что уже произошло: двухгодичный плен, разлука с Тоней, рождение дочери, соединение с Ларисой. Оставшись наедине с собой, он тоскует по любимой и пишет для неё стихи. Вскоре появляется Павел. Он шесть лет не видел жену и дочь, так как был в бегах. Юра и Павел говорят о Ларисе, а на утро революционер оканчивает жизнь самоубийством.

Доктор Живаго возвращается в Москву. Там он скитается по квартирам, пишет и публикуется. Его жена и дети живут во Франции. Вернуть их на родину доктору не удаётся. Юрий сожительствует с дочерью своего бывшего дворника. Марина рожает ему двух дочерей. Доктору Живаго всё чаще нужно уединение и он скрывается на «тайной квартире», где много пишет. Но Марину и детей доктор не оставляет и помогает им материально.

В 1929 году по дороге на работу доктор Живаго умирает. Его похороны организовывают Лариса и брат Евграф. Лара появилась в Москве не случайно, она искала свою дочь, которую родила от Живаго. Девочку при рождении Комаровский отдал в приемную семью, пока Лариса была в бредовой горячке.

После похорон женщина пропадает навсегда. Дочь Живаго и Ларисы находят давние друзья доктора, Миша Гордон и Ника Дудоров, во время Второй Мировой Войны. Ей оказывается бельёвщица Таня Безочередева.

Девушку берёт под свою опеку её дядя, сводный брат Живаго Евграф, который на тот момент уже генерал-майор. После войны Гордон и Дудоров при встречах читают статьи, стихи и заметки своего умершего друга доктора Юрия Живаго.

Елка у Свентицких

Девушка эта была дочерью Амалии Карловны, Лара Гишар. Ей было 16 лет, но выглядела она старше своего возраста, и ей было тягостно чувствовать, что к ней относятся как к ребенку. Мужчина, был известный адвокат Виктор Ипполитович Комаровский. Он был нужен матери девушки не только как помощник в ее делах, и Лара прекрасно об этом знала.

Комаровскому приглянулась девушка и он начал ухаживать за ней. Лара уступила его ухаживаниям, но потом пожалела об этом, потому что ей казалось, что он поработил ее. Юре и Ларисе было суждено встретиться при необычных обстоятельствах.

Живаго и Тоня были приглашены на елку к Свентицким. Анна Ивановна тяжело болела, поэтому перед их отъездом, она позвала их к себе и сказала, что они созданы друг для друга.

Это была правда — Тоня понимала Юру как никто другой. Когда они ехали на праздник, молодой человек увидел, как в окне горит свеча. Увиденное им стало формироваться будущее стихотворение «Свеча горела…».

Эту свечу зажгла Лара, говорившая в этот момент влюбленному в нее Паше Антипову, что им нужно обвенчаться как можно скорее. После этого разговора, девушка пошла к Свентицким, где уже танцевали Юра и Тоня. Среди гостей был и Комаровский, игравший в карты.

Когда времени было около 2-х ночи, раздался выстрел. Это Лара стреляла в Комаровского, но промахнулась и пуля задела высокопоставленное лицо. Когда девушку вели через зал, Юрий был потрясен тем, что это оказалась та самая, которую он видел тогда в прихожей.

И тут же был этот адвокат, который как-то причастен к гибели его отца. Когда Юра и Тоня вернулись домой, Анны Ивановны уже не было в живых.

Лару, благодаря заступничеству Комаровского, удалось спасти от суда, но из-за произошедшего, у нее случилось сильное нервное потрясение. К ней никого не пускали, но Кологривову, в доме которого она работала гувернанткой, удалось к ней пройти и передать ею заработанные деньги.

У девушки все было благополучно, но ее легкомысленный брат Родя проиграл большую сумму и готов был застрелиться, если сестра его не выручит. Ее выручили Кологривовы, и отдав нужную сумму брату, Лара забрала у него револьвер.

Но девушка никак не могла вернуть долг благодетелям, потому что тайно от Паши, она отправляла деньги его отцу и оплачивала его комнату.

Лара мучилась от того положения у Кологривовых, которое ей казалось неправильным. Она ничего другого не смогла придумать, кроме как занять денег у Комаровского.

Ей стало тягостно жить. Когда она прибыла на праздник Свентицких, адвокат делал вид, что не замечает бедную девушку, и одаривал знакомыми Ларе улыбками, другую девушку. Это было выше того, что могла вынести Лара, поэтому и произошел тот неприятный случай на балу.

Читательский дневник по роману «Доктор Живаго» Пастернака

Сюжет

Юра Живаго – сирота: мать умерла от чахотки, отец, промотав целое состояние, покончил с собой. Дядя Веденяпин перед отбытием за границу, отдает мальчика в семью профессора-химика Громеко. Там мальчик находит друга – Мишу Гордона, и будущую жену Тоню. В юные годы он мельком дважды видит прекрасную и загадочную Лару (Ларису) Гишар. Вначале как 16-летнюю любовницу адвоката Комаровского (сгубившего его отца пьянством и тратами), потом, на елке у друзей, как несостоявшуюся убийцу того же самого адвоката. Юрий становится доктором и женится на Тоне, Лара выходит за Пашу Антипова, своего давнего поклонника. В каждой семье рождаются дети. Судьба сводит доктора и сестру милосердия Антипову на фронтах Первой мировой войны. Однако отношения между ними завязались позже, после революции, отъезда доктора с семьей из голодающей Москвы на Урал, где в Юрятине и жила Лара. Ее муж подался в революционеры и с семьей не виделся.

Юрий и Лара встречаются, а после его похищают красные партизаны: им нужен доктор. Только по окончании Гражданской войны он вырывается на свободу. Тоня с детьми в эмиграции. Он находит Лару. Они живут душа в душу, Юрий ночами пишет книгу. Лариса ждет ребенка. Их находит Комаровский – и увозит Лару, якобы спасая от большевиков. Ее муж Антипов (Стрельников) сводит счеты с жизнью. Юрий болеет, пьет, и сходится с дочкой дворника. В трудные моменты жизни его находит сводный брат (по отцу) Евграф. Он и устраивает Юрия на работу в больницу. В первый рабочий день, не доехав до больницы, Юрий скоропостижно умирает от болезни сердца. Лара приходит на его похороны: она ищет их дочь, которую при побеге оставила чужим людям. Впрочем, ее тоже, похоже, арестовывают. Племянницу Таню уже на фронтах Великой Отечественной войны берет под опеку все тот же брат Евграф Живаго. Он издает и книгу Юрия. Ее читают старые друзья доктора – Гордон и Дудоров, и вспоминают молодость.

Отзыв

Многожанровый роман о взаимоотношениях личности и эпохи, историческое полотно о событиях первой половины XX века, судьбы людей в зеркале войн и революций. История трагической любви, причудливого сплетения судеб человеческих. Размышления о природе и предназначении искусства. Тема бессмертия через историю и искусство. Необходимость оставаться человеком в любых испытаниях, верность идеалам, стойкость, милосердие, долг, отвращение к двуличию, лицемерию. Поиск ответов на вечные вопросы бытия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: