Краткое содержание — Каша из топора — русская народная сказка
Автор, жанр, год издания, главные герои
Название: “Каша из топора”
Жанр: народная бытовая сказка
Тема произведения: смекалка
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
- Солдат. Хитрый, находчивый, смекалистый.
- Старуха. Жадная, негостеприимная.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Солдат попросился отдохнуть с дороги, но жадная старуха не хотела его накормить. Солдат вызвался сварить кашу из топора и хорошо покушал.
Краткое содержание
- Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
- Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
- Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
- Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
- Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
- Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.
Понравившийся эпизод
Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.
План произведения для пересказа
- Просьба солдата;
- Негостеприимная старуха;
- Предложение солдата;
- Приготовление каши;
- Недоваренный топор.
Главная мысль (вывод, мнение)
Главная мысль
Жадность всегда наказуема, а накормить защитника Отечества святое дело.
Чему учит эта книга
Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.
Мне понравилась эта замечательная и веселая сказка. И особенно мне понравился хитрый солдат, который не просто сумел выпросить у жадной старухи еды, но и сумел наказать ее жадность. Ведь топор солдат унес с собой.
Новые слова и выражения
Побывка — кратковременный отпуск у солдат.
Варево — нечто вареное, суп, каша.
Пословицы к произведению
В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.
Жадность всякому горю начало.
Скупой платит дважды.
Рисунок к произведению
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_29.html
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kasha-iz-topora.html
- https://svetlica-mama-blogger.ru/читательский-дневник-2-класс-готовые-о/народная-сказка-каша-из-топора-кратк.html
Краткое содержание сказки Каша из топора для читательского дневника
По пути домой решил солдат переночевать в одной деревне. Жадная старуха, хозяйка дома не накормила его ужином, объяснив, что она и сама голодная. Тогда гость предложил ей приготовить кушанье из топора. Старуха с радостью согласилась. Взяли они чугунок, налили воды, положили в него топор и стали варить. Попробовал солдат варево и сказал, что надо бы кашу посолить. Хозяйка принесла соль. Еще раз зачерпнул солдат из чугунка и предложил добавить капельку крупы, чтобы получилось повкуснее. Старуха опять согласилась и дала крупы. Напоследок она положила в кашу немного масла.
Каша удалась на славу. Солдат сказал, что топор немного не готов положил его в свою котомку, чтобы доварить по дороге.
Так сообразительный солдат заставил старуху накормить себя кашей, да вдобавок унес с собой ее топор. В сказке наказывается жадность старухи и награждается солдатская находчивость.
Оцените произведение:
- 3.96
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 211
Читать краткое содержание Каша из топора — сказка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Как оформлять читательский дневник в 4 классе
В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:
-
Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.
-
Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.
-
Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.
-
Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.
«Каша из топора» — читательский дневник по сказке
«Каша из топора» — один из самых известных типов русской бытовой сказки.
Солдат — сильный мужчина на службе у царя.
Бабка — старая, жадная женщина с плохим характером.
Краткое содержание и сюжет
Шёл солдат со службы домой и устал по дороге. Ему сильно хотелось есть, а у самого ничего нет. Подходя к деревне постучался в первую избушку, отдохнуть попросился, да попросить еды. Жила там старуха, отдохнуть пустила, но пожалела она солдату еды и сказала, что у самой ничего нет. Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Старушка дала ему котелок, а солдат помыл и положил топор в котелок на огонь, стал помешивать. Попробовал, говорит соли не хватает. Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует и попросил горсточку крупы. Старуха бежит, несет мешочек крупы. Затем солдат попросил масла — старуха и масло принесла. Сварил солдат кашу, сели они со старухой есть. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем? А солдат положил топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его ещё по дороге доварит и тогда съест. Так, солдат поел каши и ушёл с топором.
План пересказа
- Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
- Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
- Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
- Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
- Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
- Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.
Понравившийся эпизод
Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.
Смекалка умного солдата, который смог перехитрить жадную старуху. Ему удалось не только поесть вкусной каши с маслом, но и забрать с собой топор.
Чему учит сказка
Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.
Побывка — кратковременный отпуск у солдат.
Варево — нечто вареное, суп, каша.
Сказка «Каша из топора» и «умение отказываться»
Заметьте, что когда старуха и солдат сели, наконец, есть горячую и свежую вегетарианскую кашу – он не попросил, а она не предложила «налить к долгожданному обеду по чарочке».
Возможно, что отказ от чарки прозвучал ещё раньше – в самом начале их общения и в очень твёрдой и однозначной форме – ещё на пороге, где старуха встречала гостя.
А может быть, увидев под лавкой топор, солдат только тогда испытал инсайт, и у него впервые мелькнуло подозрение – чем заканчиваются «чарочки» в этом гостеприимном доме.
Этот сюжет учит нас правильным стратегиям:
Будь бдителен! Сначала осмотрись в доме – что за люди.
Не становись рабом тяги к алкоголю,
умей отказывать, «обижая хозяина», «нарушая традицию»,
даже лги: «Мне нельзя пить».
Ценен тот факт,что солдат вряд ли был трезвенником. Иначе цены его стойкости не было бы вовсе. Что за подвиг – отказаться от сигареты, когда ты не куришь?..
Ценность урока сказки в том, что солдат знает, в каком месте и с кем можно разделить «фронтовые сто грамм», а в каких ситуациях такое «расслабление» влечёт за собою подстроенную ловушку и гибель.
«Каша из топора» — читательский дневник по сказке
«Каша из топора» — один из самых известных типов русской бытовой сказки.
Солдат — сильный мужчина на службе у царя.
Бабка — старая, жадная женщина с плохим характером.
Краткое содержание и сюжет
Шёл солдат со службы домой и устал по дороге. Ему сильно хотелось есть, а у самого ничего нет. Подходя к деревне постучался в первую избушку, отдохнуть попросился, да попросить еды. Жила там старуха, отдохнуть пустила, но пожалела она солдату еды и сказала, что у самой ничего нет. Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Старушка дала ему котелок, а солдат помыл и положил топор в котелок на огонь, стал помешивать. Попробовал, говорит соли не хватает. Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует и попросил горсточку крупы. Старуха бежит, несет мешочек крупы. Затем солдат попросил масла — старуха и масло принесла. Сварил солдат кашу, сели они со старухой есть. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем? А солдат положил топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его ещё по дороге доварит и тогда съест. Так, солдат поел каши и ушёл с топором.
План пересказа
- Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
- Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
- Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
- Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
- Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
- Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.
Понравившийся эпизод
Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.
Смекалка умного солдата, который смог перехитрить жадную старуху. Ему удалось не только поесть вкусной каши с маслом, но и забрать с собой топор.
Чему учит сказка
Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.
Побывка — кратковременный отпуск у солдат.
Варево — нечто вареное, суп, каша.
Сказка «Каша из топора» и «умение отказываться»
Заметьте, что когда старуха и солдат сели, наконец, есть горячую и свежую вегетарианскую кашу – он не попросил, а она не предложила «налить к долгожданному обеду по чарочке».
Возможно, что отказ от чарки прозвучал ещё раньше – в самом начале их общения и в очень твёрдой и однозначной форме – ещё на пороге, где старуха встречала гостя.
А может быть, увидев под лавкой топор, солдат только тогда испытал инсайт, и у него впервые мелькнуло подозрение – чем заканчиваются «чарочки» в этом гостеприимном доме.
Этот сюжет учит нас правильным стратегиям:
Будь бдителен! Сначала осмотрись в доме – что за люди.
Не становись рабом тяги к алкоголю,
умей отказывать, «обижая хозяина», «нарушая традицию»,
даже лги: «Мне нельзя пить».
Ценен тот факт,что солдат вряд ли был трезвенником. Иначе цены его стойкости не было бы вовсе. Что за подвиг – отказаться от сигареты, когда ты не куришь?..
Ценность урока сказки в том, что солдат знает, в каком месте и с кем можно разделить «фронтовые сто грамм», а в каких ситуациях такое «расслабление» влечёт за собою подстроенную ловушку и гибель.
Анализ сказки
Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.
В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:
- Варево.
- Отворила.
Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:
- Хороша!
- Пустите отдохнуть дорожного человека!
- Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси
Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.
О произведении
Сказка «Каша из топора» — яркий образец фольклорной бытовой русской сказки, которая на протяжении многих лет передавалась из уст в уста. Находчивый солдат хитростью вынуждает скупую старуху накормить его, и та с лёгкостью соглашается сварить вкусную кашу из топора.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы во 2 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Каша из топора». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
- Солдат — бывалый служивый, хитрый, смекалистый, настойчивый.
- Хозяйка — скупая, сварливая старуха, которая из-за своей жадности лишилась топора.
Краткое содержание
После долгой службы «старый солдат шёл на побывку
». Дойдя до деревни, постучал солдат в избу и попросил перекусить. Хозяйка избы, старуха, «солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой
».
Солдат вздохнул, но, увидев под лавкой топор, предложил «сварить кашу из топора
». Старуха очень удивилась, но котёл солдату принесла. Тот тщательно вымыл топор, уложил в котёл, залил водой и поставил на огонь. Старуха внимательно наблюдала за солдатом, который как ни в чём не бывало мешал ложкой воду. Попробовав на вкус, он попросил соль. Хозяйка тут же принесла её, и солдат посолил воду.
Спустя время служивый сказал, что каша хороша, но не помешало бы добавить «горсточку крупы
». Старуха засуетилась и «принесла откуда-то мешочек крупы
». Солдат долго помешивал варево, пробовал на вкус, а старуха пристально наблюдала за ним. Спустя время он с удовольствием облизнулся и сказал, что если бы «сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье
». Старуха без лишних слов принесла масло.
Когда каша была готова, солдат пригласил к столу хозяйку, и они вместе потрапезничали. Попробовав блюдо, приготовленное солдатом, старуха удивилась, какую вкусную кашу можно сварить из топора. Когда она захотела съесть топор, солдат сказал, что он не уварился. Он «припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню
».
Солдат — забирает топор и продолжает свой путь.
Заключение
Народная сказка учит находчивости, ведь даже в самой сложной ситуации можно отыскать выход. Кроме того, она учит доброте и милосердию: жадный всегда будет наказан за свою скупость.
После ознакомления с кратким пересказом «Каша из топора» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елисей Замотаев
6/8
-
Яна Гординчук
7/8
-
Наруточка Удзумаки
8/8
-
Карим Замалеев
7/8
-
Инна Николаенко
7/8
-
Аня Котик
8/8
-
Светлана Денисова
8/8
-
Человек Человеков
6/8
Мелкие изводы коварной «женской» стратегии – архетипа: «Напоить, чтобы убить и съесть»
- напоить, чтобы склонить к половому акту,
- забеременеть,
- женить,
- заставить выполнять работу задёшево,
- удержать при себе навсегда («
- кому он нужен такой пьющий?»),
- сделать искусственно добрее, веселее, расположеннее, разговорчивее, щедрее,
- чтобы выведать тайну («правду»),
- чтобы сделать его слабее и тем самым – перестать бояться,
- чтобы свалить на него чужую вину,
- лишить памяти и затем внушить свою оложную версию событий,
- лишить репутации в социуме и обрести над ним полную власть.
Не правда ли, всё это не так уж и далеко ушло от сказочного архетипа: «Опоить, чтобы зарубить и съесть»?
О стратегиях старухи мы поговорили. Нам помог выяснить их – замечательный теневой анализ сказки.
Стартегии старухи-ведьмы оказались совсем неуспешны. Ведь без чарочки топор в её руках – бесполезная штука, а от чарочки солдат – отказался.
Но мы ещё не выяснили одну замечательную стратегию солдата. Вот о ней – поговорим напоследок.
Вернёмся к теневому анализу сказки «Каша из Топора»
Итак, как говорит сказкотерапия, в ней «не названо», что старуха, скорее всего, держала топор для убийства и поедания путников. Это – «Тень» данной сказки…
Но существует ещё один пласт «Тени». Ещё одно, что в данной сказке прямо не названо, но скорее всего там есть.
Чтобы женщина (особенно старая) могла убить взрослого мужчину по профессии «Солдат» топором, надо иметь сказочную силу. Поскольку эта сказка бытовая и крестьянка не Баба-Яга, ищем ответ в другом месте. Так, топор под лавкой. А где старуха прячет бутыль самогона?..
Вот мы и подошли к главному теневому архетипу этой сказки!
Этот архетип – трагический. Слижком уж часто слабые и трусливые женщины пытаются укротить и перестать бояться мужчину и получить над ним власть, опаивая его алкоголем.
Опоить дюжего солдатину, чтобы фактически съесть его – это максимально яркий архетип. Сильнейший инвариант. В реальной жизни у него есть с десяток более мягких и ослабленных вариантов.
Итак, в сказке не названо, что старуха, скорее всего, держала в доме «вино» для опаивания и усыпления бдительности физически сильных и неглупых прохожих.
Читательский дневник по русской народной сказке «Каша из топора»
Название произведения: «Каша из топора»
Число страниц: 1
Жанр: бытовая сказка
Главные герои: солдат, старуха.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Солдат — озорной и хитрый.
Чтит справедливость.
Умный и смекалистый.
Проучил злобную старуху.
Старушка — жадная и злая.
Пожалела угостить бедного солдата.
Глупая и наивная.
Краткое содержание «Каша из топора»
К старухе пришёл солдат с просьбой поесть.
Сначала старуха сделала вид, что не слышит, а потом сказала, что для еды нет продуктов.
Служивый предложил из топора кашу сварить.
Во время варки к топору добавили крупу и масло, а потом старуха ещё достала соль и хлеб.
Солдат со старухой поели кашу.
А топор, по словам солдата, не доварился, и он его забрал с собой.
Основная мысль сказки «Каша из топора»
Главная мысль сказки в том, что смекалка очень сильно помогает в жизни.
Основная идея сказки в том, что жадность всегда наказывается.
Чему учит сказка
Сказка учит не отчаиваться в трудных ситуациях, а искать выход, проявляя смекалку.
Учит не быть жадными.
Учит гостеприимству.
Краткий отзыв по сказке «Каша из топора» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что быть бережливым — хорошо, а вот жадным — плохо.
Старушка пожадничала, не хотела угостить служивого, а в итоге не только помогла приготовить кашу, но и без топора осталась.
Это весёлая, поучительная сказка.
В ней рассказывается о том, как хитрый солдат проучил жадную старушку.
Мне понравился находчивый солдат.
Он был умным и хитрым.
И сумел сделать так, чтобы и поесть сытно, и с прибылью уйти.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что любой гость в доме — к радости.
А значит и встречать его нужно хорошо.
Не жадничать, а проявлять гостеприимство.
Пословицы к произведению:
- Иногда не нужен учёный, а нужен смышлёный.
- Скупой платит дважды.
- Жадность всякому горю начало.
- Глупый киснет, а умный всё промыслит.
- Жадность покою лютый враг.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «У страха глаза велики»
- «Петушок и бобовое зёрнышко»
- «Лиса и Журавль»
- «Лиса и Тетерев»
- «Гуси-лебеди»
- «Колобок»
- «Курочка Ряба»
- «Лиса, заяц и петух»
- «Теремок»
- «Три медведя»
- «Волк и семеро козлят»
- «Рукавичка»
- «Репка»
- «Кот, петух и лиса»
- «Иванушка-дурачок»
Литературоведческий анализ сказки Каша из топора
Автор публикации: Романенко Ю.А.
Литературоведческий анализ
русской народной сказки «Каша из топора»
Краткая характеристика времени написания.
Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.
2. Жанр произведения – это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки — обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.
3. Тема произведения – Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.
4. Идея произведения – Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:
Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
5. Идея раскрывается через:
А. Сюжет. Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!
Б. Композиция.
Зачин. « Старый солдат шёл на побывку.»
Основная часть, в которой рассказывается, как солдат кашу варил.
Концовка. « Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»
В. Характеристика действующих лиц
Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).
Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).
Г. Язык сказки близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика отворила, варево. Присутствуют эпитеты добрый (человек), добрая (каша). Часто употребляется восклицательная интонация Пустите отдохнуть дорожного человека!/ Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/ Ох, и каша хороша!/ Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/ Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/ Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
6. Автор на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата — Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения. Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.
Анализ сказки
Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.
В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:
- Варево.
- Отворила.
Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:
- Хороша!
- Пустите отдохнуть дорожного человека!
- Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство
Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.