Краткое содержание рассказа Перловый суп Улицкой
Рассказчица делится воспоминаниями своего раннего детства, глубоко врезавшимися в подсознание. Связаны они с перловым супом. Почему именно за них так зацепился её мозг, она объяснить не может.
Иногда вспоминается, как по вечерам мама наливала в слегка помятый солдатский котелок жемчужно-серый перловый суп и велела четырёхлетней дочери отнести его Ивану Семёновичу и Беретке – двум старичкам, живущим под лестницей
Стоя в дверях квартиры, она наблюдала, как девочка в тёмно-синем фланелевом платьице, украшенном клетчатым воротничком, и белом вышитом фартучке, осторожно и медленно спускается по ступенькам
Девчушка брезгует и чуточку боится этих нищих стариков. Но маме не признаётся. Она отдаёт старичкам суп и хлеб, а затем с облегчением возвращается обратно домой, где её ждала улыбающаяся красивая мама.
Потом Иван Семёнович с Береткой внезапно исчезли. Из разговора родителей, девочка узнала, что таким образом перед праздником очистили город.
Второе воспоминание о перловом супе связано с воскресным звонком в дверь и крупной женщиной, одетой в длинный военный плащ. Распахнув его, она показала свое безобразное совершенно голое тело и сообщила, что из погорельцев. Мама пригласила бедолагу зайти в квартиру, усадила на венский стул, быстренько разогрела на примусе суп и, наполнив им большую миску, дала вместе с серым хлебом женщине, чтобы та поела. Сама же нашла в шкафу бабушкину юбку, огромную рубашку, залатанное лососевое трико. Собрав всю эту одежду в узел, отдала погорелице и даже предложила пойти одеться в ванной.
Доев перловый суп, женщина сказала, что должна уже идти, поскольку её ждут дети. А далее попросила хоть немного денег. Добрая мама сунула ей в руку тридцатку. После обнаружилось, что псевдопогорелица стащила соседский ковёр, а узел с вещами бросила в подъезде.
Третье воспоминание о перловом супе переплетается с воспоминанием о смерти сердечницы Нины – дочери Надежды Ивановны. Убитая горем соседка, попросила маму девочки налить супа и покушать с ней. Отзывчивая женщина выполнила просьбу старушки. Они не только вместе ели, но и вместе плакали, пока другие соседки копошились, занимаясь собственными делами.
С тех пор промелькнуло немало лет. Давно уж нет людей, фигурирующих в воспоминаниях. А перловый суп рассказчица никогда не варит.
Произведение учит, что творя добро, не следует ждать благодарности.
Краткое содержание Перловый суп Улицкая для читательского дневника
Маленькая девочка четырех лет рассказывает о детстве, в котором она видела бедных и обделенных людей. Она с нежностью описывает свою красивую, умную и добрую маму. Марина Борисовна любила готовить вкусный перловый суп. Этот суп глубоко врезался в память девочки. Первый раз она запомнила, как несла перловый суп в солдатском котелке пожилым нищим людям, которые жили в каморке их дома. Девочка медленно спускалась по лестнице, держась за перила, чтобы не упасть со стертых ступенек. Мама стояла в дверях квартиры в белом переднике и улыбалась.
Второй раз вспоминает девочка перловый суп, когда однажды в их коммунальной квартире раздался звонок. Мама открыла дверь. На пороге стояла голая женщина в одном плаще. Она сказала, что они погорельцы. Марина Борисовна собрала кулек вещей для несчастной женщины и накормила ее перловым супом. Пострадавшая вызвала страх у маленькой девочки. Она подумала, что зубы у нее тоже сгорели. После ухода женщины обнаружилось, что она украла соседскую вещь. За свою доброту маме пришлось отвечать.
В тот же день умерла дочь соседки Надежды Ивановны. Никто из соседей не помог ей. Мама девочки как могла, поддерживала бедную женщину, которая была убита горем.
Марина Борисовна налила соседке в фаянсовую тарелку перловый суп. Надежда Ивановна попросила маму поесть вместе с ней. Они сидели и ели из одной тарелки суп. Это было третье воспоминание четырехлетней девочки о перловом супе.
Прошло около двадцати лет. Мамы уже нет в живых. Автор рассказа никогда в своей жизни не варила перловый суп. Он вызывал у нее только негативные воспоминания детства.
Рассказ учит читателей, что добро нужно делать бескорыстно и не ждать благодарности. Есть пословица: «От добра, добра не ищут».
Популярные сегодня пересказы
- Легенда о манкурте — краткое содержание рассказа Айтматова Легенда о манкурте рассказывает про стрелочника по имени Едигей, который несет свой трудовой долг на степном железнодорожном разъезде. Он трудится там после войны и вдруг получает известие про гибель друга детства.
- Уроки музыки — краткое содержание рассказа Петрушевской Главный герой по фамилии Иванов сидел в тюрьме, отсидел этот срок и вышел на свободу. Сейчас у него в планах прийти к Гавриловым. Он желает установить размеренную, равномерную жизнь.
- Фенька — краткое содержание рассказа Пантелеева В один из обычных вечеров автор рассказа сидел дома и читал книгу. Вдруг он услышал за окном странный шорох, который, то стихал, то опять нарастал. Рассказчик подошел к окну и увидел
- Свет в августе — краткое содержание романа Фолкнера В произведении довольно ярко и точно писатель описал нравы жителей Юга Америки Одна из героинь романа, Лина Гроув, после смерти родителей вынуждена жить в семье брата
Школьная конференция по произведениям Л.Е. Улицкой на тему: «Искусство жить»
Перловый суп для героини — это горькие и светлые воспоминания детства, это напоминание о равнодушии людей, это вечная помять о милой мамочке, которой уже давно нет, которая не жалела сердечного тепла для других. Перловый суп героиня никогда не варит. Понимаю почему. Слишком больно.
Равнодушие, отсутствие милосердия — болезнь и нашего времени. Так что читать Л.Улицкую нужно.
Второй читатель:
В рассказе Л.Улицкой “Бедная счастливая Колыванова” поднята проблема женского счастья. Писательница повествует о девушке, которая на фоне объединения женской и мужской школ, любви, нахлынувшей на учеников и даже самых строгих преподавателей, выбирает предметом любви не озорного мальчишку, а … учительницу. Ради денег на подарок для неё она идет на самые безумные поступки: прислуживает суровой родственнице, вступает в близкие отношения с юношей, который ей даже не нравится, но её ждет разочарование: учительница по семейным обстоятельствам уходит из школы.
Проходят годы… Колыванова выходит замуж, уезжает за границу, покупает дорогие вещи. По-мнению бывших одноклассниц, её жизнь состоялась, она счастлива.
Но счастлива ли она? Смогла ли она полюбить вновь, как в детстве? Смогла ли взрослая любовь затмить девичью? . Я думаю, что нет. Для читателя она бедная Колыванова.
Третий читатель:
Я прочитала рассказ Людмилы Улицкой “Пиковая дама”, в первую очередь меня привлекло само название. В этом произведении история женщины более чем преклонного возраста — старушки Мур. Она живет вместе со своей дочерью, известным профессором, Анной Федоровной и внучками, Катей и Леной. Улицкая знакомит нас сначала со своей героиней Мур, а затем следуют страницы, посвященные её молодости и зрелости, дополняемые воспоминаниями её дочери и самой Мур (прием ретроспекции в композиции рассказа).
Само название “Пиковая дама” сразу наводит на ассоциации с роковой женщиной. Так и есть, в молодости Мур была очень красива, имела власть над мужчинами, вела бурную светскую жизнь, в старости — бесконечные воспоминания и полное равнодушие к окружающим. А еще желание повелевать и добиваться исполнения всех капризов. Именно такое поведение мы можем наблюдать в сцене, где Мур требует в 5 часов утра горячего шоколада(!), а молока нет…, да и все спят…
Прочитав в рассказе “Пиковая дама” эпизод, я задала себе вопрос: почему же Анна Федоровна, знаменитый врач, терпит её капризы и обиды? Это очень не простой вопрос, на который сама она отвечает кратко: “Я боюсь. И есть долг. И есть жалость”. В этих словах проявляется характер Анны Федоровны: совестливый, сострадательный и мягкий. На мой взгляд, она, несмотря ни на что, любит свою мать.
Старушка Мур, страшнее “пиковой дамы” А.Пушкина: унижая слабых, кротких, добрых тешит она своё властолюбие, капризничает, привередничает, равнодушная к собственным детям, внукам, живет только для себя. Людмила Улицкая крайнему эгоизму старой женщине противопоставляет людей, полную истинную любовь и терпение.
В своей жизни я бы не хотела встретиться с такими людьми, как Мур: они губят тех, кто их окружает, уничтожая понятие “семья”.
Четвертый читатель:
Я впервые читаю рассказы Людмилы Евгеньевны. И они произвели на меня большое и, должна заметить, хорошее впечатление.
За, казалось бы, обычными сюжетами кроется очень глубокий тайный смысл.
К примеру, в рассказе “Зверь” рассказывается о проказнике-коте, неизвестно откуда и зачем пришедшего в дом вдовы. На первый взгляд может показаться, что рассказ учит нас любить животных
Но, если всмотреться в образ кота, обратить внимание на развязку, сон вдовы, то можно понять, что смысл вовсе не в отношении человека к природе, а во взаимоотношениях между самими людьми. Под зверем, я думаю, подразумевается не кот, а зверь в душе человека, зверь, заставляющий людей испытывать злобу, ссориться друг с другом, ненавидеть друг друга
Писательница пытается донести до нас одну из важнейших истин жизни: мы должны выгонять зверя из своих душ так же, как героиня рассказа выгоняла кота из своей квартиры.
Я думаю, современным людям, особенно молодежи, и людям будущего нужно читать рассказы Улицкой, которые, можно сказать, являются энциклопедией жизни, человеческих чувств и взаимоотношений.
Пятый читатель:
В рассказе “Зверь” Улицкая ставит проблему одиночества человека, проблему непонимания между людьми. Через образ кота она показывает озлобленность сторон, но если его просто погладить, то есть просто отнестись к нему хорошо, то и он тоже ответит добротой и не будет вредить.
Перейти на страницу: 3
Анализ текста «Почему ранняя память зацепилась трижды за этот самый перловый суп?»
Воспоминания из детства обычно либо плохие, либо добрые и красочные. Героиня произведения, написанного в виде воспоминания, является носителем больше положительных впечатлений. Например, она трепетно вспоминает мать: «Она в белом фартуке, даже с кружевной ленточкой на груди. Мама красивая, как принцесса».
Три составляющих рассказа — три тарелки с супом
Основной темой текста Людмилы Улицкой можно назвать добро, очерненное страданиями и болью. Оно привязано и даже тесно переплетено с супом, что несколько нехарактерно для отечественных писателей.
- Перловое горячее вызывает небольшое отвращение у главной героини, но, на мой взгляд, это связано с сопутствующими событиями. Так, первый раз суп ребенок отнес пожилой паре, которая, судя по диалогу родителей, была «почищена к празднику
- Второй этап с супом — погорельцы. Маленькая девочка становится свидетелем следующей картины: «как лениво она ест перловый суп, бросая в него кусочки хлеба». Пострадавшая от пожара женщина сидела на полу в еле прикрывавшем тело плаще. Мама девочки только хлопотала о вещах, стараясь помочь погорельцам.
- Третья пиала супа привязана автором к еще более трагичной ситуации — смерть знакомой девушки, которая «отмучилась». Ее мама сидела на кухне и пыталась помощь соседке, у которой как раз и умерла единственная дочь Нина.
Тема противопоставления мамы и окружающих взрслых
Отношение и главную мысль поведения девочки, ее мировоззрение и отношение отражают последние предложения: «…Давно никого нет. Нины. Надежды Ивановны. Мам уже двадцать лет как нет. И перловый суп я никогда не варю».
Потрясающая мысль о психологическом восприятии ребенка оформлена красивым слогом, несколькими литературными приемами и изобразительными средствами. Так, мама для рассказчицы предстает чистой «принцессой» невероятной красоты
Это очень, важно так как образ принцессы в сознании детей и преимущественного числа взрослых подразумевает добрую, искреннюю, заботливую и чистую сердцем натуру
Помимо этого, в тексте читатель встречает антитезу. Здесь также все происходит на противопоставлении матери и пожилой пары. Например, «я их боюсь и брезгаю, но мама, как мне кажется об этом знать не должна». Здесь антитеза находится между строк: мама — добрая «принцесса», которой будет неприятно услышать от дочери о брезгливости. Таким образом, пока родной человек для главной героини является идеалом, посторонние предстают в несколько противоположном свете.
Содержательный суп
Есть в тексте и синтаксическая особенность — использование преимущественно сложных предложений с большим количеством описаний. Это отдаленно напоминает стиль повествования Л.Н
Толстого, который также уделял особое внимание мелочам. Детальное описание некоторых моментов в одежде и впечатлениях делают «Перловый суп» не только запоминающимся и интересным, но и содержательным
На мой взгляд, это произведение написано человеком, который когда-то также пережил подобные впечатления. Возможно, автор видел, как в тяжелые моменты кто-то из родных людей помогал бедствующим или страждущим. Это было то самое смешенное чувство добра, очерненного мрачными обстоятельствами.
При первом и невнимательном прочтении может показаться, что смысл текста построен именно вокруг супа, что является логичным относительно названия. Тем не менее, глубокий посыл находится именно между строк, где читается отчаяние, боль, негодование и сильнейшие детские впечатления. Это произведение только доказывает, что добро не всегда может приносить счастье его очевидцам, ведь оно часто идет вместе с болью, как и в «Гамлете» Шекспира.
Популярные сегодня пересказы
- Успенский Эдуард Успенский является выдающимся русским писателем, драматургом, сценаристом и телеведущим. На его детских произведениях выросло не одно поколение. Книги данного автора и сегодня издаются миллионными тиражами.
- Краткое содержание рассказа Капалуха Астафьева В небольшом по объему рассказе Виктора Петровича Астафьева «Капалуха» рассказывается об истории, произошедшей в поле. Речь идет о случайной встрече человека и птицы – будущей матери, которая героически защищает гнездо и будущих своих птенцов.
- Жук в муравейнике — краткое содержание книги Стругацких Лев Абалкин занимался изучением планет неизвестной цивилизации. Но вдруг он по неизвестной причине покинул планету. Максиму Каммерера поручили найти пропавшего прогрессора, так как на Земле его тоже не обнаружили
- Домский собор — краткое содержание рассказа Астафьева Произведение под названием «Домский собор» написано известнейшим русским писателем Виктором Петровичем Астафьевым. Этот рассказ по праву признается критиками одним из лучших творений автора.
Читать онлайн «Перловый суп»
Людмила Улицкая
Перловый суп
Почему ранняя память зацепилась трижды за этот самый перловый суп? Он был жемчужно-серый, с розоватым, в сторону моркови, переливом и дополнительным перламутровым мерцанием круглой сахарной косточки, полузатопленной в кастрюле.
Вечером, после запоздалого обеда, мама перелила часть супа в помятый солдатский котелок и дала его мне в руки. Я спускалась по лестнице со второго этажа одна, а мама стояла в дверях квартиры и ждала
Эта картина осталась у меня почему-то в этом странном ракурсе, сверху и чуть сбоку: по лестнице осторожно спускается девочка лет четырех в темно-синем фланелевом платье с клетчатым воротничком, в белом фартучке с вышитой на груди кошкой – в одежде, соответствующей дореволюционным идеалам моей бабушки, полагающей, что фартук именно потому должен быть белым, что на темном грязь плохо видна, – коротенькая толстая косичка неудобно утыкается сзади в шею, но поправить невозможно, потому что в одной руке теплый котелок с супом, а другой я держусь за чугунные стойки перил
Туфли на пуговицах немного скользят по стертым ступеням, и потому я иду младенческими приставными шагами, с большой опаской.
Я спускаюсь на марш, поворачиваюсь, вижу маму, которая терпеливо ждет меня в дверях и улыбается своей чудесной улыбкой, от которой красота ее немного портится.
Я вздыхаю и продолжаю спуск. Внизу, под лестницей, в каморе, живет пара нищих: костлявый носатый Иван Семенович и маленькая старушка по прозвищу Беретка. Я их боюсь и брезгаю, но мама, как мне кажется, об этом знать не должна.
Под лестницей нет электричества, иногда у них горит керосиновая лампа, иногда совсем темно. Обыкновенно Иван Семенович лежит на какой-то лежанке, покрытой тряпьем, а Беретка в вытертом бархатном пальто и серо-зеленой вязаной беретке сидит у него в ногах.
Я стучу. Никто не отзывается. Спиной я открываю дверь. Керосиновая лампа выдает мне Беретку, которую без головного убора я сначала не узнаю. Оказывается, она лысая, вернее, не совсем лысая: и лицо и голова ее покрыты одинаковыми редкими длинными волосами и крупными коричневыми родинками.
. Она жалко улыбается и суетливо натягивает на лысую голову берет:
– Ой, детка, это ты, а я и не слышу…
Я отдаю ей котелок, из кармана фартука вынимаю два куска хлеба и говорю почему-то «спасибо».
Беретка переливает суп из котелка в банку и бормочет что-то неразборчивое, похоже на «мыло, мыло».
Сухой грязной рукой возвращает мне котелок. Старик кашляет. Беретка кричит ему:
– Иван Семенович! Вам покушать прислали, вставайте!
Пахнет у них ужасно.
С облегчением бегу я вверх по лестнице, мама стоит на свету, в дверном проеме, и улыбается мне. Она в белом фартуке, даже с кружевной ленточкой на груди. Мама красивая, как принцесса. Одно только смущает: кажется, у принцесс белокурые волосы, а у мамы веселые черные кудряшки, подхваченные сзади двумя заколками…
Нищие исчезли незадолго до праздника, который я запомнила очень хорошо. Отец вел меня за руку по нарядному городу, и повсюду были выставлены косые красные кресты. Я начинала тогда разбирать буквы и спросила у отца, почему всюду написано «ха-ха-ха…». Он раздраженно дернул меня за руку, а потом объяснил, что эти косые кресты означают еще цифру тридцать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Учащиеся исполняют песню «Молитва» под гитару.
УЧИТЕЛЬ
Порой мир похож на кривое зеркало. И то, что человеку кажется правдивым, истинным, на самом деле оказывается обратной стороной медали.
Обратимся к произведению Л. Улицкой «Перловый суп». Какова особенность композиции этого произведения? (Это рассказ в рассказе.)
5 стр., 2340 слов
Семья мальчика из рассказа васюткино озеро. Васютка в рассказе …
… тайги. Васютка. «Васюткино озеро». Художник В. Дугин Мальчик Васютка является главным героем рассказа «Васюткино озеро» Астафьева. В этой статье представлена характеристика Васютки в рассказе «Васюткино озеро», описание характера и внешности героя, а также история о Васюткином озере. Васютка в рассказе «Васюткино озеро» …
Перед главной героиней проходят картины ее детства. Уже поседевшей женщине не дают покоя воспоминания, связанные с жизнью в родительском доме.
А почему повествование представлено от первого лица и глазами ребенка?
Ребята, вы знаете, что в названии кроется важная составляющая часть идеи произведения. Как вы понимаете название данного рассказа?
(Перловый суп — значит приготовленный из перловки, т.е. ячменя, самой дешевой крупы.)
Чем был перловый суп для героев рассказа?
(Суп был не только едой, он был проверкой на человечность)
Простая, дешевая крупа в умелых руках Марины Борисовны превращалась в лучшее кулинарное блюдо, которое любили все, особенно соседи по коммуналке . Докажите эту мысль текстом.
Скажите, почему Марина Борисовна поручила маленькой дочери отнести перловый суп в коморку к нищим? Опишите нищих (внешность, речь, поведение ).
На каком художественном приеме построено описание внешности Марины Борисовны и нищих? Для чего это сделал автор? А как Марина Борисовна относится к нищим?
Прочитайте эпизод разговора о том, как и куда исчезли нищие. Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в слова: « Город к празднику почистили»?
Композиционно рассказ делится на две части . Расскажите, какими чертами характера наделил автор нищих в первой части?
(Они тихие, безропотные, но с чувством собственного достоинства)
Какое чувство они вызывают у вас?
Перед нами вторая часть рассказа. И вновь перловый суп является проверкой героев на человечность.
Вспомните историю, связанную с Надеждой Ивановной. Какое горе пережила Надежда Ивановна?
Почему в столь тяжелую минуту Надежда Ивановна просит налить перловый суп? Почему женщины едят из одной тарелки? (Сочувствие, сопереживание)
Во второй части рассказа есть описание еще одного события, к которому вы, наверное, не остались равнодушны. Опишите героиню, которая однажды постучалась в дверь коммунальной квартиры.
Какое впечатление произвело на вас описание этой женщины? (Омерзение, презрение)
Опишите речь нищей.
И опять перловый суп стал проверкой на человечность
Опишите, как нищая ела перловый суп. А была ли она голодна?
А почему нищая не надела подаренные штаны на голое тело, ведь на улице было холодно?
А что ей надо было?
А как нищая поступила с вещами, которые ей подарила Марина Борисовна?
И это «благодарность» за добро, за гостеприимство.
А почему именно эти эпизоды из жизни врезались в память героини рассказа?
УЧИТЕЛЬ
Девочка увидела реальную жизнь без прикрас. Говорят, что языком ребенка глаголет истина. Девочка поняла, что люди, окружающие ее, могут быть унижены своим социальным положением, но при этом они сохраняют человеческое достоинство, умеют быть благодарными. Другие — такие, как попрошайка, злые, алчные, нечистые на руку, наглые. На добро они отвечают злом. Третьи — такие, как Марина Борисовна, способны сочувствовать горю любого человека, способны протянуть руку помощи в любую минуту. И во всех этих эпизодах проверкой на человечность стал перловый суп из самой дешевой крупы
9 стр., 4061 слов
Трагедия человека в гражданской войне ( по «Донским рассказам» …
Шолохова «Донские рассказы» и И.Бабеля «Конармия». Изучить критическую литературу по данным произведениям. Выяснить, что сближает писателей в изображении гражданской войны и что отличает. Выяснить, как авторами изображены главные герои гражданской войны … изображены И. Бабелем в «Конармии», М. Шолоховым в “Донских рассказах”, оба писателя знали не понаслышке, в этих рассказах они описали все, что …
ИТОГ
Ребята, сегодня вы открыли для себя новое имя в литературе — это Людмила Улицкая. Каждый рассказ Л, Улицкой – это открытие. Какое же открытие сделали вы для себя, прочитав рассказы-притчи этой замечательной писательницы?
Советуем почитать
События происходят в одиннадцатом веке. Происходит шабаш, организованный ведьмами недалеко от места битвы. В этой битве победили два полководца: Макбет и Банко. К ним приходят ведьмы и заявляют о том, что Макбет в будущем
Главный герой рассказа «Без вины виноватые» Григорий Незнамов. Будучи еще ребенком, его взяла на воспитание женщина обычного мещанского происхождения и ему приходилось жить вдали от родных отца и матери
Эдмон Дантес – обычный моряк из Марселя. Во время рейса на Эльбу, судьба предоставляет ему встречу с маршалом, который велит передать письмо в Париж. Это его последняя воля, к которой главный герой относится весьма трепетно и ответственно.
Басня рассказывается о том, как ворона получает кусок сыра и сидит с ним на верхушке дерева. Проходящая поблизости лисица тоже хочет получить сыр, но объективно понимает
Источник
Популярные сегодня пересказы
- Сигнал — краткое содержание рассказа Гаршина Семен Иванов назначен на должность сторожа железной дороги. Ранее герой служил в армии, был денщиком при офицере. Теперь война позади и Семен уже никому не нужен. Герой сталкивается с трудностями в поиске работы
- Колыбельная для брата — краткое содержание рассказа Крапивина Кирилл Векшин учился в седьмом классе. У него был маленький брат Антошка, ему всего несколько месяцев. Только Кирилл умел успокоить брата, когда тот не мог заснуть или что-то его беспокоило. В таких случаях Кирилл
- Остров Борнгольм — краткое содержание повести Карамзина Главный герой — молодой человек, путешественник. Он долго странствовал и, добравшись до Англии, решил вернуться в Россию. Вместе с капитаном судна путешественник сошел на берег.
- Краткое содержание рассказа Еще мама Платонова Рассказ повествует нам о мальчике Артеме. Артему 7 лет и он вот-вот должен пойти в школу. В ближайшее время, он, как и все ребята его возраста, должен пойти в 1 класс. О его непреодолимом желании