Краткое содержание Шолохов Бахчевник
Бахчевик профессия вполне мирная, все, что необходимо делать работнику – охранять бахчиху. В этом рассказе бахчевиком работает паренек Митька. В его семье: он, старший брат Федор, отец и мать. Главу семейства назначают комендантом военно-полевого суда. Тот очень рад этому, он всей своей душой на стороне казак, обладает характером жестким и жестоким и ни семьей своей, ни пленным не дает спуску. Для него не существует полумер и полутонов, он давно определил для себя кто друг, а кто враг, что хорошо, а что плохо и твердо придерживается своих убеждений.
Характеры сыновей и отца настолько разные, что в итоге это приводит к конфликту. Отец узнает, что его старший сын Федор общается с большевиками и кидает в него кружкой, оставляя рану на лбу. После этого Федор решает уехать и воевать на стороне большевиков, он считает это правым делом. Для того чтобы он смог уехать, его младший брат Митька крадет у отца ключи от конюшни.
Узнав, что произошло и догадавшись, кто помог его старшему сыну, Анисим Петрович сильно избил Митьку, пинал его ногами, пока тот не перестал даже хрипеть. Досталось и матери, которая пыталась защитить своего сына.
Доброе сердце было у Митьки и он жалел пленных, которых видел, хотел им как-то помочь. Один раз сговорились они с матерью, чтобы накормить их, один из казаков согласился передать пленным еды и с тех пор он стал в его смены носить им хлеб.
Вскоре он встретил вновь своего брата Федора, тот был одним из солдат, которым удалось сбежать из-под обстрела казаков. Раненый он попросил у Митьки приюта и тот укрыл его у себя в домике. Но Анисим Петрович прознал об этом и заявился к нему, угрожал и стал обыскивать дом. Ему удалось найти Федора, но Митька, который больше не мог на все это смотреть, схватил со стены топор и ударил им отца. После этого они вместе сбежали, оставив его в доме.
Человека, который прикрываясь, высокими идеалами совершает жестокие и бесчеловечные вещи, в итоге ждет плохой конец. Потому что никто не способен терпеть такое вечно. Наказание найдет виновного.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Содержание
Профессия бахчевик довольно мирная, которая заключается в охране бахчевых культур. В рассказе бахчевиком работает младший сын Митька. В его семье: он сам, его брат Фёдор, отец и мать. Глава семьи Анисим Петрович был назначен комендантом военно-полевого суда. У него жесткий и жестокий характер, и он не жалеет ни свою семью, ни пленных. Для него не существует полутонов. Он давно определил для себя кто друг, а кто враг, что хорошо, а что плохо, и твердо верит в себя. Характер сыновей и отца настолько различны, что в конечном итоге это приводят к конфликту.
Отец, обнаружив, что его старший сын Фёдор общается с большевиками, бросил в него чашкой, оставив рану у сына на лбу. После этого Фёдор решил уйти и сражаться на стороне большевиков, что, по его мнению, было правильным поступком. Чтобы помочь ему уйти, его младший брат Митька украл у отца ключ от конюшни. Узнав, что произошло, и догадавшись, кто помог старшему сыну, Анисим Петрович яростно избил Митьку. Матери, которая пыталась защитить своего сына, тоже досталось. У Митьки было доброе сердце, он сочувствовал пленным, которых видел. Он вместе с матерью начал помогать пленным, носил еду. Когда отец узнал, что они давали пленным хлеб, то начал угрожать убить его и его мать. Именно тогда Митька убежал из дома и устроился на работу у фермера выращивающего бахчевые культуры. Митька работал бесплатно, просто надеясь, что кто-нибудь даст ему кусок хлеба и он не умрет с голоду. Вскоре он встретил своего брата Фёдора, он был одним из солдат, которому удалось спастись от обстрела казаков. Раненый Фёдор попросил убежища у Митьки, который приютил его в своем небольшом доме. Но Анисим Петрович узнал об этом и пришел к нему, пригрозил и начал обыскивать дом. Ему удалось найти Фёдора, но Митька, который наблюдал за происходящим, защитил брата, схватил со стены топор и ударил им отца. После этого братья вместе убежали и оставили отца в доме.
Смертный враг
Половина жителей хутора – за бедноту, как Ефим Озеров, красноармеец. Половина – за кулаков, богатеев, как Игнат с Власом. Зятя Игната избрали в председатели, а самого Ефима – членом Совета хутора. Ефим – за справедливость. Чтоб у всех земли поровну. И урожай сдавать в общий амбар. И батракам платить. Иначе – суд. Был под таким судом и Игнат.
Живет Ефим с женой и маленьким сыном. Игнат по злобе подбрасывает на двор Ефима дохлых волчат. Их мать посреди ночи убивает корову-кормилицу. Сам председатель среди ночи стреляет Ефиму в окошко. Потом и вовсе его убивают. Не знают богатеи: на место убитого придут «двадцать новых Ефимов».
Коловерть
В станице живет семья Пахомыча. Он сам и сын его вдовец Игнат Крамсков – за красных, бедных. Григорий – младший. Есть и внучок. Михаил – хорунжий у белых. Матери, как всегда, жалко всех. Остальные казаки – кто за кого. Есть и те, кто за казачью власть. Пахомыч господ не любит. Вез он зерно, не смог разминуться с полковником Чернояровым. Тот хлестнул старика кнутом. Как узнал Пахомыч, что красные близко – стал пахать землю Черноярова. Тот нахапал себе слишком много. Подались оба брата к красным. И Пахомыч с ними. Первым Гриша погиб, потом захватили старика с Игнатом. Судом ведал их родная кровь – Михаил. Обоих расстреляли.
Трофимов и «Жеребёнок»
Этой историей заканчиваются «Донские рассказы» Шолохова. У боевой кобылы Трофима рождается жеребёнок. Он порадовался бы этому в мирное время, но законы военного времени всё меняли. Если не убить потомство кобылы, то она будет на него отвлекаться во время боя.
Командир эскадрона решительно приказывает главному герою, чтобы он решил вопрос побыстрее. На следующий день Трофим отправляется исполнять приказ, но рука не поднимается. Даже командиру становится жалко жеребёнка, и он разрешает оставить его при матери. Это сильно усложняло веде́ние боевых действий. Кобыла почти не слушалась хозяина во время битв, постоянно переживая о своём ребёнке.
Жеребёнок попал в круговерть, откуда уже не мог самостоятельно выбраться. На берегу показались казаки, тут же начавшие стрелять, но увидев, как Трофим пытается вытащить малыша из воды, остановились. Герою удаётся спасти жеребёнка. Он вытаскивает его на берег, где того уже ждёт мать. После этого звучит короткий выстрел, и он падает на землю мёртвым.
Цикл рассказов описывает важный исторический период, когда возникало белое и красное казачество, описывает жизнь не только военных, но и простого народа. Бытует мнение, что казачество состояло исключительно из белогвардейцев, но Шолохов в художественной форме высказывает свою точку зрения. Из рассказов становится очевидно, что социальные противоречия на Дону имели не менее тяжёлые и трагичные последствия, как и для всех других регионов.
Краткий пересказ передаёт суть, но теряет в художественной ценности. После ознакомления с ним рекомендуется прочесть полные версии рассказов.
Популярные сегодня пересказы
- Воскресение — краткое содержание романа Толстого Роман Льва Николаевича Толстого «Воскресение» рассказывает историю арестантки Екатерины Михайловны Масловой и князя Дмитрия Ивановича Нехлюдова. Екатерина Маслова ― дочь проезжего цыгана
- Принцесса цирка (Мистер Икс) — краткое содержание оперетты Кальмана Знаменитое произведение И. Кальмана оперетта «Принцесса цирка» описывает грустные и в то же время смешные события, происходящие в жизни молодых людей из разных социальных кругов. Чудесная музыка
- Сказки об Италии — краткое содержание произведения Горького В своих Сказках об Италии Максим Горький, условно говоря, рассчитался с советской властью во многом благодаря которой и отправился в свой длительный отпуск в эту великолепную страну. Книга представляет собой цикл рассказов
- Солярис — краткое содержание романа Лема События футуристического произведения «Солярис», написанного польским литературным творцом Станиславом Лемом, случается в далеком фантастическом будущем, когда люди сумели покрывать большие пространства между звездами.
Родинка
В рассказе «Родинка» изображается молодой восемнадцатилетний командир конного эскадрона Николай Кошевой, происходящий из казачьей семьи. Герой отличается казачьей смелостью, удалью, а также имеет уникальную родинку в виде голубиного яйца, расположенную на ноге. Писатель представляет Николая, уставшего от военных действий, повидавшего многочисленную гибель людей, кровь, мечтающего об окончании войны и поступлении в учебное заведение.
Однако пока мечтам Кошевого не суждено исполниться, поскольку гражданская война продолжается и поступает новый приказ об уничтожении банды восставших казаков. Во время жестокого боя Николай погибает от острой шашки казачьего атамана, который решается получить в качестве трофея обувь с убитого красноармейца. Сняв сапог с ноги юноши, атаман видит приметную родинку в виде голубиного яйца, которая приводит его к мучительным слезам, поскольку в убитом бойце атаман узнает собственного родного сына. Не выдержав потери от своих рук собственного ребенка, мужчина решает покончить с жизнью, выстрелив себе в голову.
VII
В полночь к шалашу подскакали трое конных.
— Эй, бахчевник! Выдь на минутку!
Вышел Митька.
— Ты не видал вечером, куда побегли трое в солдатских шинелях?
— Не видал.
— Смотри не бреши. Строго ответишь за это!
— Не видал… не знаю…
— Ну, делать тут нечего. Надо по ярам до Филиновского леса ехать. Лес оцепим, там их, гадов, и сцапаем…
— Трогай, Богачев…
До белой зари не спал Митька. На востоке погромыхивал гром, небо густо залохматело свинцовыми тучами, молния слепила глаза. Находил дождь.
Перед рассветом услыхал Митька возле шалаша шорох и стон.
Прислушался, стараясь не ворохнуться. Ужас параличом сковал тело. Снова шорох и протяжный стон.
— Кто тут?
— Человек добрый, выйди, ради бога!..
Вышел Митька, нетвердо ступая дрожащими ногами, и у задней стены шалаша увидел запрокинувшегося навзничь человека.
— Кто такое?
— Не выдай… не дай пропасть… Я вчера из-под расстрела убег… казаки ищут… у меня нога… прострелена…
Хочет Митька слово сказать, а горло душат судороги, опустился на колени, подполз на четвереньках в ноги в солдатских обмотках обнял.
— Федя… Братунюшка! Родненький…
Нарубил и перетаскал в шалаш ворох засохших подсолнечных будыльев, уложил Федора в углу, навалил бурьяну и подсолнухов, а сам пошел по бахчам.
До полудня гонял с зеленых курчавых полос настырных грачей, самого тянуло пойти в шалаш, смотреть в родные братнины глаза, слушать еще и еще рассказ о пережитых страданиях и радостях. Твердо было решено между ними: как только смеркнется — завязать Федору покрепче раненую ногу и знакомыми стежками лесными кружно пройти до Дона, переплыть на ту сторону, к тем, у кого правда живет, кто бьется с казаками за землю и бедный народ. С утра до полудня по летнику скакали из станицы казаки, раза два заворачивали к Митьке напиться воды в шалаше. Уже перед вечером увидал Митька, как с песчаного кургана, блестевшего белой лысиной, съехали человек восемь конных и шагом пустили под гору усталых, спотыкающихся лошадей. Сел Митька возле шалаша, провожал глазами сутулые фигуры верховых,- не поворачивая головы, сказал Федору вполголоса:
— Лежи, не ворочайся, Федя! Один конный бегит по бахчам к шалашу.
Из-под вороха бурьяна глухо загудел голос Федора:
— А остальные ждут его или поскакали в станицу?
— Энти тронули рысью, скрываются под горою!.. Ну, лежи.
Привстав на стременах, покачивается казак, плетью помахивает, лошадь от пота мокрая.
Шепнул Митька, бледнея:
— Федя… отец скачет!..
Рыжая отцовская борода потом взмокла, обгоревшее на солнце лицо иссиня-багрово. Осадил лошадь у самого шалаша, слез, к Митьке подошел вплотную.
— Говори: где Федор?
Вонзил в побелевшее Митькино лицо кровью налитые глаза. От синего казачьего мундира потом воняет и нафталином.
— Был он у тебя ночью?
— Нет.
— А это что за кровь возле шалаша?
Нагнулся отец к земле, пунцовая шея вывалилась из-под воротника жирными складками.
— А ну, веди в шалаш!
Вошли — отец впереди, почерневший Митька сзади.
— Смотри, змееныш… Ежели укрываешь ты Федьку, то и его и тебя на распыл пущу!..
— Нету… не знаю…
— Это что у тебя за бурьян в углу?
— Сплю на нем.
— Посмотрим.- Шагнул отец в угол, присел на корточки, медленно расковырял чахлый шуршащий бурьянок и подсолнечные будылья.
Митька сзади. Перед глазами синий обтянутый на спине мундир колыхается плавными кругами,
Через минуту изо рта отца хриплое:
— Ага-а-а-а… Это что?
Босая Федорова нога торчит промеж коричневых стеблей. Отец правой рукой лапает на боку кобуру нагана. Качаясь, прыгнул Митька, цепко ухватил стоящий у стенки топор, ухнул от внезапно нахлынувшего тошного удушья и, с силой взмахнув топором, ударил отца в затылок…
x x x
Прикрыли похолодевшее тело бурьяном и ушли. Ярами, буреломом, густым терновником шли, ползли, продирались. Верстах в восьми от станицы, там, где Дон, круто заворачивая, упирается в седую гору, спустились к воде. Плыли на косу; быстро сносило нахоподавшей за ночь водой. Федор, стоная, цеплялся за Митькино плечо.
Доплыли. Долго лежали на влажном зернистом песке.
— Ну, пора, Федя! Эта половина, должно быть, неширокая.
Спустились к воде. Дон снова облизывает лица и шеи, отдохнувшие руки уверенней кромсают воду.
Под ногами земля. Застывшая в темноте гущина леса. Торопливо зашагали. Светало. Где-то совсем близко ахнуло орудие. На востоке чахло румяную каемку протянул рассвет.
1925
Алешкино сердце
Богатеям засуха и неурожай нипочем. А вот семье вдовы Поповой худо. Анисимовна распродала все – и саму хату – за еду для детей. Их у нее трое: старшая Полька, 14-летний Алешка да маленькая Нюратка. Раз Алешка у собак отнял мертвого жеребенка. Нюратка объелась – и умерла. Нельзя после голода много есть. Польку соседка Макарчиха убила. Та у ней без спросу щи выхлебала. Сам Алешка у Макарчихи молоко украл. Раз пошел красть зерно в Заготовительной конторе. Поймал его политком Синицын. Бить не стал – накормил.
Был Алешка работником у богатея Алексеева. «Сердце у Алешки простецкое», доброе. Хоть и бьют – все равно работает на совесть. Пришла в хутор белая банда. Алексеев с ней в сговоре. Рассказал все Алешка Синицыну. Били банду. И попал Алешка в больницу: на гранату лег, чтоб ребенок не пострадал. А Синицын гранату отнял и выбросил. Осколок от взрыва рядом с сердцем Алешки прошел. Выжил паренек. Синицын записал его в члены РКСМ (союз коммунистической молодежи). Это сердце «еще постучит» на пользу крестьянам и рабочим.
Нахаленок
Новелла «Нахаленок» представляет перед читательской аудиторией восьмилетнего мальчишку Мишку, являющегося сыном красноармейца, находящегося на полях сражений, и воспитывающегося матерью, бабкой и мудрым дедом. Мальчик является изгоем среди деревенских детей, особенно относящихся к зажиточным семьям, которые не только издеваются и дразнят Мишку, но и порой избивают, поскольку его семья относится к бедным слоям населения, а отец пропагандирует большевистские принципы.
В один из дней отец Мишка прибывает на хутор в кратковременный отпуск и, проводя с сыном долгие беседы, рассказывает ему о счастливом будущем, которые обязательно наступит с победой Красной Армии. В этот момент на хутор нападает банда, в стычке с которой погибает Мишкин отец, а дед, несмотря на маленький возраст внука, отправляет его глубокой ночью за несколько десятков километров за подмогой. Мальчик, помня слова отца, преодолевает страх и передает красноармейцам весть о бандитском нападении на мирный хутор. Рассказ «Нахаленок» отличается от других произведений писателя необычным использованием народного юмора, иронии и самобытного донского говора.
VI
Месяц прошел с тех пор, как нанялся Митька в бахчевники. Жил в шалаше на макушке горы. Видно оттуда молочно-белую ленту Дона, станицу, пристывшую нод горою, и кладбище с бурыми пятнышками могил. Когда нанимался, шумели казаки:
— Это Анисимов сын! Не надо нам таких-то! У него брат в Красногвардии и мать, сука, пленных кормила. На осину его, а не в бахчевники!
— Он, господа старики, платы не просит. Говорит, за Христа ради буду стеречь бахчи. Будет ваша милость — дадите кусок хлеба, а нет — и так издохнет…
— Не дадим, нехай издыхает!..
Но атамана все же послушались. Наняли. Да и как же не нанять обществу мирского батрака: никакой платы не просит и будет стеречь станичные бахчи круглое лето за Христа ради. Прямая выгода…
Поспевали, пухли под солнцем желтые дыни и пятнистые полосатые арбузы. Понуро ходил Митька по бахчам, пугал грачей криком и звонкоголосой трещоткой. По утрам вылезал из шалаша, ложился около стенки на перепревший бурьян, вслушивался, как за Доном бухали орудия, и долго затуманившимися глазами глядел в ту сторону.
На гору мимо бахчей, мимо обрывистых меловых Яров гадючьим хвостом извивается кочковатый летник. По нему сено возят летом станичные казаки, по нему гоняют к ярам расстреливать пленных красногвардейцев. Ночами часто просыпается Митька от хриплых криков и выстрелов внизу, за левадами, за густою стеною верб, после выстрелов воют собаки, и по летнику громыхают шаги, иногда стрекочет тачанка, тлеют огоньки папирос, говор сдержанный доносится. Как-то ходил Митька туда, где путаным узлом вяжутся извилистые яры, видал под откосом засохшую кровь, а внизу, на каменистом днище, где вода размыла неглубокую могилу, чья-то босая нога торчала; подошва сухая, сморщенная, и ветер степной, шарящий по ярам, вонь трупную ворошит. С тех пор не ходил…
В этот день из станицы по летнику шли толпою раньше обыкновенного: по бокам-казаки из конвойной команды, в средине они — красногвардейцы в шинелях, накинутых внапашку. Солнце окуналось в сверкающую белизну Дона медлительно, словно хотело поглядеть на то, что не делалось при дневном свете. В левадах на верхушки верб черной тучей спускались грачи. Тишина паутиной расплелась над бахчами. Из шалаша провожал Митька глазами до поворота тех, что шли по летнику, и внезапно услышал крик, выстрелы, еще и еще…
Выскочил Митька из шалаша на пригорок, увидел: по летнику к ярам бегут красногвардейцы, а казаки, припав на колено, суетливо стреляют, двое, махая шаш- ками, бегут следом.
Выстрелы звоном будоражат застывшую тишину.
Тук-так, так-так… Та-та-тах!
Вот один споткнулся, упал на руки, вскочил, опять бежит… Казак ближе, ближе…
Вот, вот… Полукружьем блеснула шашка, упала на голову… рубит лежачего…
У Митьки в глазах темнеет и зноем наливается рот.
III
Все слышнее и слышнее становился орудийный гул. По утрам, когда прогоняли табун на попас, долго сидел Митька под старым ветряком на прогоне. От ветра на крыше ветряка повизгивала и скрежетала жесть, крылья скрипели тягуче и нудно и, покрывая все робкие звуки, где-то за бугром басовито ухало: бу-у-ух!..
Рокочущий густыми переливами гул долго таял за станицей в ярах, задернутых предрассветной голубизной. Через станицу утрами тянулись к Дону обозы со снарядами, патронами, колючей проволокой. Обратно везли израненных, завшивевших казаков, сваливали их на площади, возле станичного правления. Любопытные куры заботливо загребали папиросные окурки, закровяненные бинты, вату с комками запекшейся крови и внимательно прислушивались к стонам, плачу, хриплым матюканьям раненых.
Митька старался не попадаться отцу на глаза.
Позавтракавши, уходил с удочками к Дону, сидя на берегу, смотрел, как по мосту двигалась конница, громыхали тачанки, гребла морозную пыль пехота. Возвращался домой в сумерках. Вечером в станицу пригнали толпу пленных красногвардейцев. Шли они тесно, скучившись, босые, в изорванных шинелишках. Казачки выбегали на улицу, плевали в серые, запыленные лица, похабно ругались под грохочущий хохот казаков и конвойных. Шел Митька следом, глотал едкую пыль, взлохмаченную ногами пленных; сердце, тоскою зажатое в кулак, трепыхалось неровными бросками… Глядел в каждые глаза, обведенные иссиня-черными кругами, переводил взгляд с одного безусого лица на другое и ждал, что вот-вот в одном из этих серошинельных узнает брата Федора.
На площади, около общественного сарая, где раньше ссыпался станичный хлеб, пленных остановили. Увидал Митька, как на крыльцо правления вышел отец, левой рукою теребя темляк на шашке, гаркнул:
— Шапки долой!..
Медленно-медленно сняли красногвардейцы шапки, стали, свесив лохматые головы, изредка перешептывались. Опять знакомый грозный голос:
— В ряды стройся!.. Да живо, красная сволочь!
Шуршат, переступая, босые ноги. Серая шеренга измученных лиц до крыльца правления протянулась.
— По порядку рассчитайсь!..
Осипшие голоса. Заученный поворот голов. А у Митьки в горле судороги, жалость к этим как будто чужим людям, жалость до жгучей боли, до тошного удушья, и в первый раз за всю жизнь ненависть едкая к отцу, к его самодовольной улыбке, к рыжей щетинистой бороде.
— В сарай — шагом-арш!..
Пошли по одному в раззявленное черное хайло дверей. Последнего, низкорослого, шатающегося, ударил Митькин отец ножнами шашки по голове, обвязанной кровавой тряпкой; пробежал тот, спотыкаясь и раскачиваясь, шагов пять и тяжело упал вниз лицом на жесткую, утоптанную ногами землю. На площади хохот, гуд голосов, глаза, сузившиеся от смеха, бабьи рты, захлебнувшиеся слюнявым смешком, а Митька вскрикнул надорванно и глухо, лицо закрыл похолодевшими ладонями и, натыкаясь на людей, побежал по улице.
V
Каждый день, как только над станицей золотисто-рябым пологом растопыривалась ночь, из сарая выводили кучки пленных красногвардейцев и под конвоем гнали в степь — к ярам, закутанным белесым туманом. До станицы ветром доносило отзвук трескучего залпа и реденькие винтовочные выстрелы. Когда пленных уводили больше двадцати человек, следом, поскрипывая колесами, шуршала пулеметная тачанка. Номера дремали на широких козлах, кучер блестел цигаркой и лениво шевелил вожжами, лошади переступали неохотно и разнобоисто, а оголенный пулемет, без чехла, тускло блестел дырявой пастью, словно зевал спросонок. Спустя полчаса где-то в ярах пулемет сухо и отрывисто татакал, кучер полосовал кнутом взмыленных, храпящих лошадей, номера тряслись, подпрыгивая на козлах, и тройка лихо останавливалась возле комендантской, глазевшей на сонную улицу тремя освещенными окнами.
В среду вечером отец сказал Митьке:
— Ты все лодырничаешь? Веди-ка нынче в ночное Гнедого, да смотри — в хлеба не пущай! Только потрави у меня чей-нибудь хлеб, я тебе всыплю чертей!..
Обротал Митька Гнедого, матери успел шепнуть:
— Отнеси, маменька, харчи сама… Отдашь часовому.
Уехал вместе со станичными ребятами на отвод, за атаманскую землю. Вернулся на другой день утром до восхода солнца. Отворил калитку, скинул с Гнедого уздечку, хлопнул его по пузу, припухшему от зеленки, и пошел в хату. В кухню вошел — на полу и на стенах кровь. Угол печки в чем-то кровянисто-белом. Из горницы клокочущий хрип, мычанье… Переступил Митька порог, а на полу мать лежит, вся кровью подплыла, лицо багрово-пухлое, волосы на глаза свисают кровянистыми сосульками. Увидала Митьку, замычала, задергалась, а сама слова не скажет. Мечется в распухшем рту посинелый язык, глаза смеются дико и бессмысленно, из перекошенного рта розоватые пузырчатые слюни…
— Ми… ми… тя… тя… тя… тя…
И смех глухой, стонущий…
Упал на колени Митька, руки материны целовал, глаза, залитые черной кровью. Обнял голову, а на пальцах кровь и комочки белые слизистые… На полу около валяется отцовский наган, рукоятка в крови…
Не помнит, как выбежал. Упал возле плетня, а соседка из своего двора кричит:
— Ой, убегай, сердешный, куда глазынька твои глядят! Узнал отец, что мать носила пленным харч, убил ее до смерти и на тебя грозился!
Чужая кровь
Завершающим произведением в сборнике является рассказ «Чужая кровь». В нем рассказывается про одиноких стариков. Дедушка Гаврила и его супруга не дождались с войны любимого сына Петра. О его смерти им сообщил вернувшийся в отпуск Прохор.
Старик плохо относится к новой коммунистической власти и не хочет выполнять указы продкомиссаров, которые отвечают за сбор продовольствия для фронта. Далее, между казаками и красноармейцами завязывается перестрелка, после которой дед обнаруживает в собственном дворе тяжело раненного большевика Николая.
На протяжении многих месяцев, несмотря на различия в идеологии, супруги выхаживают красноармейца. Они привязываются к нему, словно к собственному сыну, и называют его именем погибшего ребенка. Оправившись от пулевого ранения, большевик остается жить в их семье. Он воспринимает Гаврилу как названного отца и помогает тому вести домашнее хозяйство.
Однако через некоторое время на имя Николая приходит письмо, в котором его приглашают на работу на предприятие в родном городе. Мужчина долго не думая покидает Гаврилу и возвращается на старое место проживания. После этого у семейной пары вновь наступают серые и безрадостные будни.
В рассказах Михаила Шолохова простым, но очень ярким языком описаны многочисленные ужасы, происходящие во время боевых действий. В маленьких трагедиях простых людей он смог показать общее настроение всего народа в трудный период войны с белогвардейцами. После ознакомления с пересказом цикла стоит прочитать весь перечень произведений автора в полной версии.
Критика
«Высоко ценным» признал рассказ В. Якерин из «Нового мира»:
…это яркий, вполне законченный драматический этюд, развивающий тему «отцов и детей». |
Журнал «Книга и профсоюзы» уточнял:
Если Тургенев в своё время дал прекрасное полотнище разрыва отцов с детьми, то Шолохов в меньших размерах, но правдиво и художественно, нарисовал современный нам разрыв детей с отцами на практической историко-бытовой почве. |
Анализируя реалистическую манеру Михаила Александровича Шолохова, И. Г. Лежнев писал применительно к таким рассказам, как «Бахчевник», «Коловерть» «Червоточина»:
Много пустопорожней и напыщенной декламации было о том, что в годы Гражданской войны брат пошёл на брата и сын восстал против отца. За громкими фразами, в которых звучал чуть ли не библейский пафос, терялось истинное представление о живых людях, о формах их борьбы. <…> Он рисует жизненные, правдивые картины безо всяких вымученных эффектов и завиральной фантастики, но реалистически изображённые им, страшные в своей обыденности сцены имеют силу неопровержимой убедительности. Читаешь и твёрдо веришь: да, так шла борьба, так умирали люди, так убийство переплеталось с обыденностью, само становилось буднями Гражданской войны…. |
Читательский дневник «Донские рассказы» Шолохова
Сюжет
Отец-белогвардеец по незнанию убивает сына-красноармейца Николку. Он видит на ноге парня знакомую родинку – и с горя убивает себя («Родинка»).
Кулаки убивают честного парня-пастуха Гришку. Его сестра идет учиться, чтобы в станицах, как и в городе, власть перешла в руки бедных («Пастух»).
Казак убивает мать своего сына, спутавшуюся с бандитами. А мальчика отдает под присмотр в детский дом. Его мечта, чтоб сын стал большевиком, борцом за общее счастье («Шибалково семя»).
Отец Алешки умер в шахтах, мать – от голода. Сестра постарше – убита за съеденные чужие щи. У Алешки – доброе сердце. Спасая чужого ребенка, он чуть не погиб от взрыва гранаты. Его берет под опеку коммунист Синицын («Алешкино сердце»).
Отец – за белых. Сыновья Федя и 14-летний Митька – за красных. Митька спасает жизнь брата, убив отца. Оба уходят к красным («Бахчевник»).
Мишке 7 лет, он добрачный (потому и «нахаленок») сын матроса-коммуниста. Его отца убивают белые. Мальчик дает знать о банде в станице красноармейцам («Нахаленок»).
Старый Пахомыч с сыновьями Гришей и Игнатом бьется на стороне красноармейцев. Еще один его сын, Михаил, за белых. Он ведает расстрелом и отца, и братьев («Коловерть»).
Паромщик Микишара в Гражданскую войну убил по приказу белых двух любимых сыновей-красноармейцев. Чтобы вырастить младших семерых детей. 16-летняя дочка зовет его убийцей («Семейный человек»).
Для Богатырева и земляков их хутор – республика, островок коммунистической свободы среди банд. Им удается отстоять свою «республику» от врагов («Председатель реввоенсовета республики»).
Муж Анны пропал в войну. Она выходит за коммуниста Арсения, работает в коллективе. Муж Александр возвращается. Он – белогвардеец, пьяница и драчун. Арсений принимает ее с сыном обратно («Двухмужняя»).
Ефима, честного коммуниста, убивают злые кулаки-богатеи. Они не понимают, что таких честных Ефимов у коммунистов много («Смертный враг»).
Красноармеец Трофим жалеет жеребенка своей кобылы, как ребенка. Враг, белый офицер, позволяет ему спасти жеребенка из воды. А потом стреляет Трофиму в спину («Жеребенок»).
Степка – комсомолец. Его отец Яков и брат Максим – за богатых. Они ненавидят Степку. И убивают – якобы за продажу быков. Но быки сами приходят домой («Червоточина»).
Предки Захара – из крепостных. Внуки Семен и Аникей – коммунисты. Семена убивают по приказу бывшего помещика Томилина. Аникей выжил, но остался без ног. Он, хлебороб, не может пахать любимую землю («Лазоревая степь»).
У Гаврилы убили единственного сына-белогвардейца. Он выхаживает раненого коммуниста, рабочего парня. Зовет его Петром, как сына, просит остаться. Но парень уезжает из станицы – на родной завод («Чужая кровь»).
Отзыв
Казачьи станицы в Гражданскую войну. «Правда жизни», где есть все: и красные, и белые, и те, кто за отдельную, казачью власть. Братоубийственная война, разделившая семьи. Брат идет против брата, и отец – против своих детей. Казак против казака. Ненависть между богатыми и бедными. Трагизм борьбы за идею, светлое будущее Родины через кровь. Тема смены власти в войну: сегодня одна, завтра другая. Конфликт поколений, отцов и детей, старости и молодости. Образы прекрасной донской природы, яркий народный язык героев.
Образ матери, жены, ребенка, самых беззащитных жертв войны. Недаром детский дом в рассказе «Шибалково семя» переполнен сиротами. Жеребенок – образ детства и мирной жизни. Люди его жалеют, а друг друга нет. Тема труда на земле – для себя и общего блага, бескорыстия и жадности, жестокости и сострадания. Продразверстка и первые коллективные хозяйства. Советская власть как шанс выйти в люди, получить образование. Тема народного терпения, нужды, семьи. Рассказы учат оставаться человеком в любых испытаниях, не быть эгоистом, бороться не только за личное счастье, но и общее. Учат дорожить семьей, делать правильный выбор в жизни, отвечать за свои слова и дела, взаимовыручке и мужеству.
II
Отец захлебывается в горнице клокочущим храпом. Встал Митька раньше раннего, обротал Гнедого, к Дону поехал напоить и искупать коня-работягу. Под копытами Гнедого шуршит, осыпаясь, присохший мел, съехал под яр к воде, разнуздал коня, сбросил одежду, ежась от мглистой утренней сырости, и услышал, как над водой где-то далеко-далеко растаял охнувший гул и, перекатываясь, пополз по Дону. С головой окунаясь в воду, пронизанную колючим утренним холодком, улыбнулся Митька, подумал: «Теперь Федор поди у большевиков уже… В Красногвардии службу ломает…»
Перекинулись мысли на дом, на отца, и разом, как искра на ветру, потухла радость. Ехал обратно домой сгорбившись, померкли Митькины глаза.
Уже подъезжая к дому, подумал: «Задать бы стрекача туда… к большевикам… правда у них живет, говорил Федор… С ним бы увязаться. А отец мне нынче сдерет шкуру… юшку красную пустит из носу…»
У крыльца снял с коня узду и медленно вошел в хату. Отец из горницы сипло:
— По какой причине жеребчика не водил купать?
Глянул Митька мельком на мать, пристывшую возле печки, почувствовал, как кровь торопливо уходит к сердцу.
— Жеребчика нету в конюшне!..
— Где же он?
— Не знаю.
— А Федор где?
— Не видал.
В горнице, обуваясь, шаркает сапогами отец. Через кухню прошел в кладовую, сверкая припухшими от сна глазами.
— Где седло?..-загремел из сенцев.
Стал Митька поближе к матери и, как бывало давно, в детстве, уцепился за материну руку. Вошел отец в кухню, в руках комкает кожаный ремень.
— Ты кому ключи отдал?
Мать собой заслонила Митьку.
— Не тронь его, Анисим Петрович. Ради Христа, не бей!.. Аль не жалко сына?
— Пусти, чертова сволочь!.. Тебе говорю аль нет?..
Оттолкнул мать в сторону, Митьку повалил на пол, бил ногами деловито, долго, жестоко, до тех пор, пока перестали из Митькиного горла рваться глухие, стонущие крики.
Алешкино сердце
Главный герой рассказа подросток Алешка. Однако выглядит он гораздо младше своих лет, все из-за недоедания. Он попал в чудовищную жизненную ситуацию. Мальчик жил вместе с сестрой впроголодь. Обратиться за помощью не к кому. От голода дети вынуждены продать дом ушлой бабке только за стакан молока и жмень муки. Она же убивает сестру мальчика. Девочка настолько оголодала, что решилась украсть похлебку. За что расплатилась собственной жизнью.
Алешка живет в постоянном ужасе и страхе. Мальчик не может понять поведения окружающих, готовых обокрасть и убить тех, кто слабее. Сам герой остается человеком до самого конца. Погибает, спасая другого ребенка от бандитов.
Чужая кровь
Деду Гавриле не спится. Остались они со старухой одни. Сын Петр погиб под Новороссийском, сражаясь с красными за «тихий Дон» и честь казацкую. Гаврила зол на большевиков. С неохотой дает им часть урожая. Однажды на красных из продотряда напали казаки. Один остался жив. Его выходили Гаврила с женой. Лет 19-ти белокурый мальчишка. Совсем не страшный комиссар и коммунист Николай Косых. Гаврила стал звать его Петром
Рука парня срослась неважно, но весной оба пахали. Пришло Петру письмо с родного уральского завода
Он, сирота, при нем вырос, его оборонял от белых. Теперь зовут его работать там. У стариков горе. Гаврила провожает «сынушку» и знает, что тот «не вернется!»
Критика
Рассказ относится к ранним произведениям Михаила Шолохова, он был написан в 1925 году. Основная тема рассказа — отношение жителей отдельной деревни к событиям гражданской войны. Жители станицы относятся к приходу Советской власти прямо противоположно: одни всячески помогают ей, другие становятся непримиримыми борцами с ней. Жестокость отца не смогла убить в мальчике то добро в сердце, которое досталось ему от матери. Митька помогает пленным, скрывает своего брата от рук отца. Однако финал рассказа трагичен — сын убивает отца топором. Можно ли оправдать убийство? Конечно, нет. Понятно, что останься отец в живых, он бы убил сыновей, но это был бы его грех. Рассказ состоит из семи основных глав и заключения. Каждая глава последовательно описывает происходящее событие. Интересен используемый Михаилом Шолоховым в произведении язык. Народность, певучесть, использование особенностей языковой диалектики — отличительная черта повествования. Использование сравнений придает яркие краски множеству диалоговых сцен рассказа.