Краткое содержание шмелёв богомолье за 2 минуты пересказ сюжета

«лето господне» краткое содержание по главам романа ивана шмелёва

Богомолье — краткое содержание рассказа Шмелёва (сюжет произведения)

Повесть Шмелева «Богомолье» рассказывает о том, как маленький мальчик Ваня отправляется в путь к Троице-Сергиевой Лавре из Замоскворечья. Мальчик идет в сопровождении взрослых: плотника Горкина, пожилого кучера Антипа, здоровяка бараночника Феди, Домны Панферовны и ее внучки Анюты. Все действия повести описаны увиденными глазами шестилетнего Вани. «Богомолье» — автобиографичное произведение, открывающее цикл, поэтому оно рассказывается от лица ребенка. Духовным наставником на пути Вани является плотник Горкин – праведный христианин, этот образ автор тоже взял из своей биографии. На протяжении всей повести Горкин воплощает собой идеал святости, он хранит в себе лучшие традиции христианства и старается их продолжать в течение всего произведения. Для Вани Горкин становится самым главным примером для подражания.

Путь занимает трое суток и за это время Ваня видит разных людей, идущих к Лавре, в том числе больных и несчастных. Общение с другими богомольцами сильно влияет на маленького Ваню, и к концу пути он становится духовно взрослее.

Сюжет повести составлен из мелких эпизодов, произошедших по пути, из описания судеб людей, идущих к Лавре. Эта дорога сравнивается автором с длинным жизненным путем православного христианина, проходя который, он стремится к покаянию перед Богом. Уже подойдя к монастырю, Ваня встречает в городе своего отца, и они вместе идут прикладываться к мощам Преподобного Сергия Радонежского и на службы. Ваня становится свидетелем чудесного исцеления парализованного человека, оно оставило в душе ребенка неизгладимое впечатление. Таким образом мальчик Ваня, находящийся в поиске нравственных опор, постепенно находит их в религии.

К концу паломничества мальчик встречает старца Варнаву, который благословляет Ваню и дарит ему крестик. В этот благоговейный момент у мальчика текут слезы, символизирующие очищение.

Крестный ход

«Донская»

Завтра срежут все цветы в саду. Улицы будут посыпать красным песком. Квартальные проверили все заборы, чтобы надписей не было. Собаки все привязаны.

Август месяц, торжество — все Святые пойдут по улицам. Народ угощаться будет калачами, баранками да чаем.

Сергий Преподобный вручил князю Дмитрию Донскому икону Богородицы и повелел одолеть вражью татарскую орду. А икона эта — «Донская». Потому и праздник такое имя носит.

Небо чистое. Отец Вани в Донской монастырь отправился. Движется Крестный ход.

Впереди едут верхом жандармы по обеим сторонам дороги, у мальчика в руках высокое древко со светильником и крестиком. Потом хоругви — «…наши, казанские». Горкин в зеленом кафтане, «в серебряной бахромке. Рядом — Василь-Василич, у него тяжелая, старая хоругвь, которая похожа на огромную звезду с лучами.

Все хоругви убраны цветами подсолнухов и рябинкой. Святые образакак будто благословляют, плывя над народом. Кажется мальчику: смотрят Они на людей, все — святые и светлые. А люди «все грешные, сквернословы, жадные, чревоугодники…». Богомольцам всем дают по калачику. Проходит обед шумный. Приезжает отец. Играют в карты.

«Покров»

Скоро придет «покров» — этот день считается важным, заканчиваются все «дела», земля покрывается снежком. Хозяин захотел после покрова «ледяной дом» запустить с бенгальскими огнями.

Горкин пояснял: «Над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все …напаслись… благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет».

Наступает «канун Ивана-Постного, — «усекновение Главы Предтечи и Крестителя Господня», — печальный день». Пост строгий. Огурцы нужно обязательно посолить.

После Воздвиженья и капусту пора рубить. Рубят всем народом, а Горкин молитву читает.

После обеда начинают мочить антоновку.

Ваня проснулся от шума, и Маша радостно сообщила, что у мальчика ночью родилась сестрёнка Катюша. Отец-хозяин доволен.

Денис с Машей сосватались. Хозяин взял для Василь-Василича Дениса, как старшего приказчика.

Именины Сергея Ивановича и Горкина

Готовится сюрприз Сергею Ивановичу. Рабочие хотят подарить ему на именины крендель огромных размеров, на котором написано: «Хозяину благому». В нарушение всех правил Василь Василич устраивает церковный звон, когда подносят этот крендель. Именины проходят отлично. Сергей Иванович принимает множество поздравлений. Пироги везут со всей Москвы. Сам архиерей прибывает в дом. Василь Василич плачет, когда получает благословение от него.

Наступает Михайлов день. Теперь уже о праздновании именин Горкина рассказывает нам Иван Шмелев («Лето Господне»). Горкина тоже все любят. Богатые подарки жалует ему отец Вани.

XVII

Сергей Дмитриевич сдержал слово и привез Илье вольную. Но художник не знал теперь, куда ему идти, чем заниматься. Он попросил барина остаться в имении до весны. Сергей Дмитриевич не возражал, даже сказал Илье, что тот может жить здесь хоть до самой смерти.

А жить Илье уже оставалось недолго. Юноша сильно заболел, порой ему было так плохо, что даже не мог принимать пищу. В это время к нему во флигель неожиданно заглянула Анастасия. Сказала, что пришла поблагодарить за работу, а также справиться о его здоровье.

Когда Анастасия Павловна ласково протянула Илье руку, у юноши сладко заныло сердце и закружилась от счастья голова. Художник встал на колени и страстно припал к ногам своей возлюбленной. Он шептал ей жаркие слова, не в силах был сдерживать эмоции. Барыня испугалась такого проявления чувств и торопливо выбежала из флигеля. Она прекрасно понимала, что не может в данной ситуации ответить Илье взаимностью.

А весной случилось несчастье – Анастасия Павловна внезапно умерла. После такого известия Илье стало совсем худо. Он еле дошел до барского дома и попросил у Сергея Дмитриевича разрешения расписать склеп. Барин, конечно, не возражал, только грустно сказал: «пиши».

Перед смертью Илья оставил для монастыря икону «Неупиваемая Чаша», на которой была изображена Богоматерь, но только без Младенца.

Литературное наследие

История его литературной деятельности начинается с рассказа «У мельницы» , опубликованного в 1895 году в журнале «Русское обозрение» . В октябре этого же года он напишет книгу очерков «На скалах Валаама» . Книга подвергнется слишком сильной цензуре и успеха иметь не будет.

Это станет причиной того, что Иван Сергеевич перестанет писать, и перерыв составит почти 10 лет.

Раннее творчество

В 1905 году под влиянием первой русской революции, Шмелев делает робкие литературные попытки небольшими произведениями, которые издаются в нескольких журналах. В 1907 году он возвращается к писательской деятельности и окончательно бросает службу.

В это время появляется на свет его малая проза, в которой нашли применение накопленные впечатления от общения с людьми и его жизненный опыт:

  • «Распад», «Вахмистр» (1906);
  • «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин» (1907);
  • «В норе» (1909);
  • «Под небом» (1910).

На этих повестях лежит отпечаток первой русской революции. Их герои недовольны старым укладом жизни и ждут перемен.

Самым значительным произведением этого периода явилась повесть «Человек из ресторана» (1910). Она легла в основу фильма с одноименным названием и стала визитной карточкой И. С. Шмелева как писателя.

В 1912 году он становится одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым будет связано творчество на протяжении многих лет. В это же время начинается сотрудничество с И. А. Буниным.

В 1912-14 годах было издано несколько повестей и рассказов, в которых автор представляет на суд читателя живую картину быта купечества, крестьянства, зарождающейся буржуазии. За ними последовали два сборника прозы — «Лик скрытый» и «Карусель» , сборник очерков «Суровые дни» (1916), повесть «Как это было» (1919) о событиях Гражданской войны и рассказ «Чужая кровь» (1918—1923).

В эмиграции

В 1922 году после эмиграции из России начнется новый период творчества писателя Шмелева. Одно из значительных произведений этого периода — автобиографическая повесть-эпопея «Солнце мертвых» . В этом произведении глубокая человеческая боль о погибшем сыне и погибшей России, о «смерти русского солнца» .

В своих рассказах этого периода писатель критикует бездуховность «западной цивилизации» и высказывает боль за судьбу Родины, постигшую ее после Гражданской войны.

Потом появляются произведения, где на первый план выходят картины прошлых лет — в России вообще и Москве в частности.

Их можно разделить на циклы детства, отрочества и юности:

  1. К детству принадлежат рассказы «Как мы летали» (1923), «Наполеон» (1928), «Мартын и Кинга», «Небывалый обед» (1934), «Лампадочка», «Страх» (1937).
  2. Отрочество составляют: «Как мы открывали Пушкина» (1926), «Музыкальная история» (1932), «Как я ходил к Толстому», «Как я ходил к Чехову», «Как я покорил немца» (1934).
  3. Юность включает рассказы «У плакучих берез» (1923), «Как я стал писателем» (1931), «Первая книга», «У старца Варнавы» (1934), «Старый Валаам» (1938).

Жизнь вдали от Родины станет настоящим испытанием для писателя и многих его соотечественников. Воспоминания о родной Москве, о своем счастливом детстве в Замоскворечье вспыхивают ярким пламенем во многих произведениях И.С.Шмелева.

Но самые глубокие впечатления детства он изложит в автобиографической трилогии: » Богомолье» (1931—1948), » Лето Господне» (1933—1948) и сборнике » Родное» (1931). Эти произведения станут вершиной позднего творчества писателя и принесут ему европейскую известность.

Похороны

После Успенья как всегда солили огурцы. Только песен не пели — отцу совсем плохо. Ничего не ест. В день Ивана Богослова собрала матушка всех детей и отвела к отцу в спальню: «Дети здесь. Благослови их, Сереженька». Отец, чуть слышно сказал, что не видит. Матушка подводит детей, отец кладет каждому на голову руку и благословляет.

На Покров рубили капусту. Веселая пора. Но все знали, что сейчас не до веселья – хозяин совсем плох. На следующий день отца соборовали – приехали родные, собрались батюшки. Служат неторопливо. Ваня плачет, Горкин гладит ребенка по голове: «Не плачь, милок. Угодно будет Богу, все свидимся».

Отовсюду несут пироги, присылают поздравления. День рождения отца. Все перепуталось. Такое горе, а в дом пироги несут. Горкин говорит, что ничего плохого в том нет, ведь Сергей Иванович жив еще. Вот и несут – уважение выказать, да напоследок порадовать. Отец попил немного миндального молока. Ваня радуется: «Может лучше станет? У Бога всего много». И засыпает. Ему снится радостный сон. Утром Ваню будит Горкин: «Вставай, помяни батюшку». Мальчик понимает, что случилось что-то ужасное.

Зеркала в доме завешены. Так положено. Детей ведут в залу, к гробу – попрощаться с отцом. Ваня становится плохо. Когда мальчик пришел в себя, рядом сидел Горкин. Он и сказал Ване, что тот проспал сутки. Сегодня отца хоронят. Ваня идти не может, ножки слабые – не держат. Его заворачивают в одеяльце и несут к окошку, чтобы простился с отцом. Мальчик видит, как много людей пришло проводить отца. Крестится и шепчет — прощается…

Автор как будто говорит, что не надо страшиться смерти. И если он пережил кончину отца, то и утрата России не так страшна. Потому как «нетленное» утратить невозможно. Невозможно уничтожить идеал. Именно это показывает в своей книге Шмелев. Он изображает не просто этнографическую оболочку России, но людей, благочестиво хранящих Предание и знающих Священное Писание. Этим и отличается книга Ивана Сергеевича от других романов его соотечественников-эмигрантов. Его Россия неуничтожима так же, как и человеческая душа.

Даже из краткого содержания «Лета Господня» ясно, что книга связана с жизнью России. И в сцене похорон, когда автор пишет, что это прощание с родным домом, со всем, что было, — читатель понимает, что это также прощание с Россией.

«Яблочный Спас»

Преображение Господне… Хозяин распорядился, чтобы за яблоками съездили. Свою грушовку начали трясти, её аромат вселяет радость и свежесть.

С годами запах грушовки пробуждает все самые светлые воспоминания о саде, дворе, доме, всех близких людях.

А сейчас запрягли кобылку — и на Болото, на торговую площадь. Подъехали к Крапивкину, а он с сортами всех знакомит:

белый налив, 

ананасное-царское,

анисовое монастырское,

титовка,

ростовка-сладкая,

горьковка.

Горкин выбирает самые лучшие яблоки, добавляет сахарный арбуз, как хозяин велел.

На Преображение Господня утро прохладное. В церкви много народу. Яблоки были садовые, а как осветят их, они уже станут от Господа. Это и есть — Преображение.

Стилистические особенности

Характеры героев раскрываются через реплики в диалоге. Речь студента отрывиста, профессор советует ему учиться говорить. Профессор говорит правильно и красиво. Читателю открыты только мысли и чувства профессора.

Внутренний мир студента закрыт и от читателя, и от экзаменатора. Только в самом конце рассказа читатель узнаёт, что студент боится получить «хорошо» или «отлично», потому что ему стыдно.

Шукшин мастерски передаёт смену чувств профессора, по мере того, как экзаменатор узнаёт новые обстоятельства жизни студента. Рассказ драматизирован, движения героев выдают их чувства.

  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина

  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина

  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

  • «Критики», анализ рассказа Шукшина

  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина

  • «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина

  • «Обида», анализ рассказа Шукшина

  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина

  • «Одни», анализ рассказа Шукшина

  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина

  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина

  • «Горе», анализ рассказа Шукшина

  • «Верую!», анализ рассказа Шукшина

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Экзамен»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Святки

«Птицы Божьи»

Приходят разные люди: однорукий плотник, женщина с ребёнком, старички со старушками. Каждый старается Господу спасибо сказать. И странный монах побывал, и «Подбитый барин».

Все приходят к мысли, с которой согласился каждый пришедший: «…все мы птицы Божьи». Скоро отец Вани в честь праздника будет раздавать полтинники.

«Обед «для разных»

Все рассказывают, что на третий день праздника всех ребят повезут в «Ледяной Дом». У хозяина составлен целый список того, кого можно допускать к обеду:

Солдат Махоров,

Певчий Ломшаков,

Солодовкин,

Звонарь,

Барин Энтальцев.

Всем накрыли стол с парадной скатертью и посудой. Нарезали колбасы, принесли пироги с капустой, поставили бутылки водки.

Хозяин зашёл, поздравил всех, «милыми гостями» назвал.

Глубокий вечер. Все сидят перед печкой, греются, мороз 20 градусов, рассказывают свои истории.

«Круг царя Соломона»

После сытного ужина решили взяться за святские гадания. Вспомнили про «Оракула».

«Любезная моя любит ли меня?»,

«Жениться ли мне на богатой да горбатой?», и другое.

Вдруг в мастерской Матрёша завизжала и с криком вбежала, вся белая.

Девушка вернулась из мастерской Горкина, будто чёрта увидела, а это хозяин мастерской решил подшутить: «скрутил из тулупа мужика и поставил в двери своей каморки, Матрешу и подослал».

И всё же Горкин решил всем погадать по-своему: так, как царь Соломон Премудрый предсказывал.

«Крещенье»

Ваня проснулся и бегом к Горкину, а он: «Мороз. За святой вот водой холодно идти будет. Крещенский сочельник нонче, до звезды не едят. Теперь Крещенье-Богоявленье, завтра из Кремля крестный ход на реку пойдет. Животворящий Крест погружать в ердани, пушки будут палить».

«Вытаскивают «ердань», — балясины и шатер с крестями, — везти на Москва-реку». Готовят свечки, графины под воду.

«На Великую Пятницу везде ставят кресты «страстной» свечкой, а на Крещенье мелком — снежком. Крестики на сараях, на коровнике, на конюшне, на всех дверях».

Крестный ход. Стреляют из пушек. Пошли к реке. Горкин в числе других прыгает в прорубь, потом плотник Антон Кудрявый бережно закутывает Горкина в лоскутное одеяло и несёт в избушку.

Немец Ледовик Карлыч поспорил с Косым, что дольше всех в проруби просидит. К спору присоединился ещё один солдат. Василь Василича вытащили последним.

Вечер крещенья. Все в театре. Ваня у Горкина, отец торопится к Василь-Василичу, так как тот начудил на горках, его принесли пьяного в дом.

Расскажи о битве на Куликовом поле. В своём рассказе используй опорные слова:

Золотая Орда двести сорок лет владычествовала на русских землях, пока все знатные люди и патриоты не сплотились под руководством московского князя Дмитрия Ивановича Донского, решив избавиться от этого ига.

Армия Золотой Орды была огромна, но русские воины были храбры и не боялись сражения.

Они хотели изгнать Мамая с русских земель и дать отпор Золотой Орде.

Так была назначена дата Куликовской битвы.

Русская армия вышла из Кремлёвских ворот 10 августа 1380 года.

Перед битвой князь Дмитрий Донской просил благословения у великого святого тех времён Сергия Радонежского, и старец благословил и предрёк ему победу.

Первая битва самых отважных воинов двух армий — Пересвета и Челубея — окончилась победой Пересвета 8 сентября 1380 года.

Это был знак, что русские смогут победить Золотую Орду.

Так и случилось. Вражеская конница Золотой Орды была загнана в реку Непрядва и там перебита русским войском. После этого татары обратились в бегство, с ними убежал и Мамай с ханами.

Так русский народ избавился от владычества Золотой Орды и отпраздновал великую победу на Дону.

Подсказка:

  • Ответы в рабочей тетради по летописи о житии Сергия Радонежского
  • Газета «Сергей Радонежский и Куликовская битва»
  • Читательский дневник «Житие Сергия Радонежского»

_______

Действующие лица

В книге «Лето Господне» Шмелева центральный персонаж — Ваня. Именно от его лица идет повествование. Ему нет и семи лет, он веселый, добрый и активный мальчик. В романе также можно найти и других главных героев.

Сергей Иванович — отец Вани, подрядчик, ведет хозяйство по старинке. Он сделал множество хороших дел:

  • устраивал обеды для бедных;
  • заботился о храме;
  • помогал открыть памятник Пушкину.

Его все любили. Сергей Иванович является образцом хорошего предпринимателя. В романе есть еще один герой — Горкин Михаил Панкратович. Он работал плотником и был духовным наставником Вани. Именно Михаил представляет обычного верующего человека, который хорошо знает народные обряды и традиции. Ему удавалось без осуждения и грубости воспитывать Ваню, объяснять ему духовный смысл веры.

Краткое содержание «Лета Господнего» Шмелева позволяет познакомиться с основными событиями сюжета. В читательский дневник можно внести характеристику главных героев, личные впечатления от прочитанного.

https://youtube.com/watch?v=aK2RvdWV6eo

Композиция и сюжетные линии

Роман называется «Лето Господне» («лето» — славянское «год»), так как композиционно строится в соответствии с кругом церковных праздников. Книга включает в себя три больших части: «Праздники», «Радости» и «Скорби». Эти части состоят из глав. Каждая из них посвящена отдельному событию и представляет собой миниатюрное завершенное произведение.

В книге три сюжетных линии. Первая – движение церковного года через все праздники. Действие начинается в Чистый понедельник, первый день Великого поста. Вторая часть романа завершается главой «Радуница». Круг замыкается. Вторая сюжетная линия связана со смертью отца Вани. Третья – с духовным взрослением мальчика.

Читатель наблюдает за формированием нравственных качеств ребенка. Мальчик понимает суть каждого праздника, оценивая с эмоциональной точки зрения его название, и знакомясь с обыденной жизнью. Роман заканчивается смертью Ваниного отца. Ребенок скорбит, но несмотря на это, благодаря религиозному воспитанию, он обретает свет и находит в жизни новый смысл.

Читательская аудитория

Читать «Лето Господне» Шмелева приходится не только детской аудитории. В книге описан годовой цикл времени в праздниках и обрядах, что будет интересно для взрослых. Первая глава книги так и называется «Праздники». В этом слове для русского человека, оторванного от родной земли, скрыт сакральный смысл. Автор долго вынашивал замысел будущего произведения: прежде чем стать признанным среди своих соотечественников, он пересказывал придуманные истории крестнику и делал наброски в дневнике.

Анализ «Лето Господне» по главам рассказывает обо всем, что дорого сердцу русского человека:

  • О самых значимых и святых праздниках;
  • О порядке богослужения;
  • О церковных обычаях и бытовом укладе жизни;
  • О приметах и предсказаниях;
  • О боли утраты и скорби.

Есть в книге главы, имеющие политический подтекст. Иван Сергеевич не хотел предавать бумаге личные переживания, связанные с борьбой с тяжелой болезнью и смертью самого дорого человека — отца. Но не только горечью и болью пронизано произведение, есть в нем много светлого и радостного.

В книге красной нитью проходит мысль, что смерть и страдания не так страшны, как грехопадение

Самое важное — это спасение души. Описание всех происходящих событий ведется от лица главного героя — мальчика Вани, которому еще нет и семи лет. Тяжелые испытания выпадают на долю маленького человека, но религиозное воспитание и поддержка старика Горкина помогают ему обрести смысл в жизни

Тяжелые испытания выпадают на долю маленького человека, но религиозное воспитание и поддержка старика Горкина помогают ему обрести смысл в жизни.

Скорби

Один за другим в дом приходят посетители. Все молятся за здоровье хозяина, желают ему скорейшего выздоровления. Через какое-то время Сергею Ивановичу становится лучше, однако работать он пока не может. Управлением хозяйства занимается Василь-Василич.

По словам отца, произошло все следующим образом. Сергей Иванович ехал на молодой, еще необъезженной лошади и наслаждался красотами природы. Когда же он хлестнул кобылицу нагайкой, та резко метнулась и понеслась что есть мочи, а затем скинула хозяина на землю. Сергей Иванович неудачно упал и сильно ударился головой.

Когда хозяин немного оправился от болезни, то поехал в бани, чтобы окатить там себя живой водой. После этого он стал чувствовать себя значительно лучше, чем очень обрадовал родных и близких.

Отец берет Ваню в поездку по Москве. С ними путешествует и Михаил Панкратович. На Воробьевке Сергей Иванович долго любуется матушкой-Москвой, ее величием и красотой.

Отец постепенно возвращается к прежним делам, начинает проверять стройки. Но в одну из таких поездок ему становится плохо, хозяин едва не падает с лесов. Василич привозит Сергея Ивановича домой, и всем становится ясно, что болезнь вернулась.

На Троицу Сергей Иванович нарядно одевается, выходит к столу, чтобы со всеми пообедать. Но радости в доме не чувствуется, родные предполагают, что болезнь уже не отпустит хозяина.

Так и происходит. В один из дней Сергею Ивановичу становится совсем худо, он даже не выходит из своей комнаты. Врачи не дают никакой надежды на выздоровление. Говорят, что нужна операция, но медицина еще не достигла технических возможностей для столь сложной процедуры. После вскрытии головы, умирают девять из десяти пациентов.

Чудотворные иконы и другие церковные атрибуты тоже не помогают, Сергею Ивановичу не становится лучше. Остается лишь уповать на волю Божию.

На Спас-Преображение все приносят в дом освященные яблоки. Михаил Панкратович с грустью вспоминает, как раньше любил меняться яблочками с «папашенькой». Слезы катятся градом по его седой бородке.

После Успенья в доме, как обычно, солят огурцы. Но радости уже нет, песен никто не поет. Сергею Ивановичу становится совсем плохо, он ничего не ест. В день Ивана Богослова матушка решает, что пора отвести детей к отцу на благословение. Однако Сергей Иванович говорит, что уже ничего не видит. Матушка подводит каждого ребенка к отцу и помогает благословить детей.

На следующий день в доме проводят обряд Соборования. Ване очень жалко отца, он все время плачет. Михаил Панкратович всеми средствами старается утешить ребенка, говорит, что все мы еще свидимся, если Богу будет угодно.

Наступает последний День рождения Сергея Ивановича. Отовсюду в дом несут подарки, поздравления. Однако в этот раз всеобщая любовь не доставляет радости имениннику и его родне. Горкин объясняет Ване, что все хотят напоследок высказать уважение хозяину дома, ведь он еще жив.

Мальчик цепляется за каждую маленькую надежду на выздоровление отца. Когда тот выпивает немного миндального молока, Ваня думает, что, может быть, еще все образуется. С этой мыслью он засыпает и видит красивый сон.

Проснувшись, мальчик понимает, что произошло что-то ужасное. В доме завешаны зеркала. Горкин подводит Ваню к гробу, чтобы тот простился с отцом. Ване становится плохо. Когда мальчик приходит в себя, Михаил Панкратович сообщает, что Ваня проспал целые сутки.

На похороны отца мальчик идти не может. Он очень ослаб, ноги не держат. Ваню заворачивают в одеяло и подносят к окну, чтобы он в последний раз посмотрел на отца. Мальчик видит огромное количество людей, которые пришли проводить в последний путь Сергея Ивановича. Ваня крестится и прощается с отцом.

  • «Лето Господне», анализ произведения Шмелева

  • «Солнце мертвых», краткое содержание по главам произведения Шмелева

  • «Солнце мертвых», анализ произведения Шмелева

  • «Неупиваемая Чаша», краткое содержание по главам произведения Шмелева

  • «Неупиваемая Чаша», анализ повести Шмелева

  • «Как я стал писателем», анализ рассказа Шмелева

  • «Русская песня», анализ рассказа Шмелева

  • «Мартовская капель», анализ рассказа Шмелева

  • Шмелёв Иван Сергеевич, краткая биография

По произведению: «Лето Господне»

По писателю: Шмелёв Иван Сергеевич

Языковые особенности

Роман «Лето Господне» характеризуется обилием церковнославянизмов. С одной стороны, с их помощью автору удается придать повествованию торжественное звучание. С другой – церковнославянская лексика органично переплетается с бытовой. Благодаря этому повседневное в произведении становится наделено духовным смыслом. Быт в книге предстает одухотворенным.

Еще одна важная языковая особенность романа – наличие элементов устного фольклора. В книге часто встречаются отрывки из народных песен, пословицы, дразнилки, загадки и так далее. Кроме того, нередко Шмелев использует сдвоенные прилагательные, глаголы, существительные, придающие тексту эмоциональную насыщенность.

Домашнее задание к уроку:

I блок — теория литературы

II блок — творческое задание

(подготовить сообщение — анализ, суть, нравственный аспект)

Тема урока: записывается на доске после того, как ученики сами её сформулируют (после слов учителя).

Цель урока: разобраться в философском смысле произведения, выяснить – о чем же “Лето Господне”, через что надо пройти, чтобы обрести счастье.

  • Обучающая: самостоятельно выявить проблематику романа, работа по осмыслению философских и эстетических проблем произведения.
  • Развивающая: развитие сенсорной сферы учащихся, мыслительной деятельности.
  • Воспитывающая: актуализировать личный жизненный опыт учащихся, помочь увидеть нравственный аспект в воспитании русской культурой, традициями.

Тип урока: комбинированный урок с использованием коммуникативно- деятельностного подхода (урок-исследование).

Методы:

  • эвристический (частично поисковый) – этот метод активизирует мыслительную деятельность школьника;
  • исследовательский – самостоятельное открытие учеником произведения;
  • специфический (метод творческого чтения и творческого задания)- позволяет осуществить сотворчество, направлен на углубление восприятия, активизацию эмоциональной сферы.

Приемы:

работа с текстом, постановка проблемных вопросов для обсуждения, анализ эпизодов, аналитическая беседа, комментированное чтение, прослушивание выразительного чтения наизусть, использование предметных связей с музыкой.

Оборудование:

аудиозапись колокольного звона, портрет И. Шмелева, репродукции к произведению (Москва начала века, христианские праздники, иконы).

Запись на доске:

1. Жанровое своеобразие произведения.

2. Основная идея.

3. Пространственно-временная особенность.

4. Христианские праздники (их суть, нравственный аспект).

Запись на центральной части доски:

Проблемный вопрос:

1. О чем “Лето Господне”? (суть произведения).

1. 1. Через что надо пройти, чтобы обрести счастье?

«Пасха»

Недалеко от дома разрослась лужа, которую приказчик уже несколько раз заваливал, щебнем закидывал – всё равно образуется.

Совсем скоро Пасха, каждый выдумывает какие-нибудь штуки, чтобы завлечь покупателей. В своём магазине Егоров смастерил в коробке на колечках и ленточках карусель с пасхальными яйцами.

Прошло Вербное воскресение. Начинается Страстная неделя, теперь грешно болтаться без дела. Ваня сел читать Евангелие. А на дворе делают звёзды и щиты для самых главных пасхальных символов: букв «Х. и В.».

Горкин ножом из дощечки вырезает виноград, крест, лесенку, птичку и символические буквы Пасхи. Страстная свеча помогает всё в доме обнести Святым крестом, чтобы Христос рядом был.

Делают в столовой творог для пасок, а они нужны для всех: для семьи, гостей, родственникам и бедным людям. Все готовят угощения разные, красят яйца, стало пахнуть ветчиной и ванилью.

Приказчик, Горкин и сам хозяин готовят праздничную иллюминацию, тянут зажигательную нить по церкви. Наконец-то вынесли Плащаницу, что означает, что Спаситель умер, но радость на душе присутствует, так как завтра он уже воскреснет.

К вечеру Великой Субботы все отдыхают, в гостиной постелили пасхальный ковёр с букетами.

Мальчику «…нравится ходить в тишине по комнатам и смотреть, и слушать, — другое все! — такое необыкновенное, святое».

Сергей Иванович сам зажигает лампадки перед иконами, получается очень красиво. Потом подарил перед сном сыну сувенир золотое яичко на цепочке, а в нём золотой.

Через некоторое время, когда почти весь в свет в доме погасили, вошли двое рабочих и понесли в церковь святить большой поднос с куличами, пасхами и красными яйцами.

Люди отовсюду тоже спешат на службу. Горкин ведёт за руку Ваню в церковь. Наставник сегодня принаряжен: поддёвка новая, на шее повязан розовый платочек, а свечка «красная, обвита золотцем». Он руководит всей иллюминацией.

По команде Горина как будто «огненный змей… запрыгал». Всё вокруг осветилось, стало радостно: «Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых…».

Пасха пришла. Все целуются по три раза – «христосуются», подходят к угощению во дворе.

Мальчику доставляет удовольствие рассматривать пасхальные яйца, которые ему подарили. Ваня засыпает от приятного радостного чувства присутствия рядом Христа.

Рецензии на книгу «Богомолье» Иван Шмелев

Жизнеутверждающая, а в трудные и унылые периоды лечащая книга. Это воспоминание себя самого в детстве: мальчонки-москвича, который сначала долго просился, чтобы взяли богомольником, потом, будучи отпущенным отцом, шел пешком вместе с воспитателем, соседями и работниками, а потом сподобился и помолиться в Троице-Сергиевой Лавре. История источает счастье, и не осознанное взрослое, а детское, которое заключается в безмятежном существовании среди людей, в родной и нужной зависимости от них, в необъятности времени впереди, в простоте, в кровной вере. Такое бывает только в детстве и проглядывает в великом множестве детских же наблюдений — все расписано до крошечных деталей и мелодично. «Сено гуще каши», «пьем чай на траве, в цветах. Пчелки валятся в кипяток — столько их! От сарая длиннее тень», «занавеска пузырится на окне»… Можно цитатами всю книгу переписать, да и то мало будет, потому что снаружи, как это бывает со всеми хорошими вещами, книга меньше, чем изнутри. Много-много запахов, вкусов, чудных названий, вкрапленных историй, и все это с уменьшительными суффиксами, которые в таком количестве где угодно смотрелись бы назойливо, но только не в этой книге. Тут гармония. Никакого зла. Но это и никакой и не елей, как кто-то может подумать, тут есть и страхи, и трудности — все, что в жизни, то и здесь. Характеров тоже много: одно описание недовольного человека каково! И дьякона, и отцов квасника и хлебника, и попутчиков-паломников, и игрушечника, и монахов, и старца, и отца, и «осман-паши» и особенно Горкина. Механизмы возникновения разных слухов так шкодно нарисованы, что без улыбки не обойтись. Читала «Богомолье» в автобусе и проехала мимо своей остановки. Настолько заразительно это счастье видеть жизнь детскими глазами, что его никак нельзя было отложить.

Среди любимых писателей у меня есть три любимых Ивана: Тургенев, Шмелёв и Бунин. Люблю их за прекрасный русский язык! В начале 30-х годов прошлого века А.И.Куприн писал: «Шмелёв теперь – последний и единственный из русских писателей, у которого ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелёв изо всех русских самый распрерусский…».

Повесть «Богомолье» Шмелёв писал почти одновременно с романом «Лето Господне». Светлее книг я не читала. Оба эти произведения написаны в Париже, в эмиграции. Шмелёв очень тосковал по России (фраза Куприну: «Доживаем дни свои в стране роскошной, чужой. Всё – чужое. Души-то родной нет, а вежливости много…»), поэтому так сильны у него ностальгические нотки.

Повесть очень тёплая и воздушная. Лето, сияющее солнце, синее небо, бескрайние поля, звенящий жаворонок, сказочный лес, краснеющая в траве первая земляничка – закроешь глаза и видишь всю красоту русской природы. И маленького мальчика Ваню, шагающего из родной Москвы в Сергиев Посад, поклониться преподобному Сергию Радонежскому. Шмелёв рассказывает о своих первых детских жизненных впечатлениях. Наверное, всё было немного не так, всё чуточку приукрашено, но на то они и детские воспоминания, чтобы быть самыми лучшими, самыми добрыми и светлыми. Ещё нет боли и смерти, нет бед и предательства. Мир добр к маленькому мальчику, и поэтому так легко и весело шагается.

Очень радостная книга, а вот у меня почему-то часто наворачивались слёзы. Наверное потому, что детство прошло и уже никогда не вернётся.

Прочитано в рамках игры «Спаси книгу-напиши рецензию!»

«Розговины»

Ваня и Горкин пошли осматривать хозяйство, за углом дома у булочника Воронина готовили творог, перемешивали его с изюмом – «мяли». Горкин рассказал, какое сытное и богатое для всех людей угощение заготовлено.

Идут дальше, мальчик озвучивает свои мысли о наставнике вслух: «Ты будешь преподобный, когда помрешь?». В голубой луже, через которую проходят Горкин и Ваня по сделанному мостику с перильцами, лежит красная яичная скорлупа: кто-то раньше времени не утерпел (1 час остался).

Мальчик вдруг решается признаться Горкину, что тоже нарушил правило и «…съел ветчинки». «Святой человек» снял грех с души ребёнка, он сказал, что хорошо, когда человек раскаивается со слезами на глазах – Господь простит обязательно.

Для Вани снова день стал чудесным!

Скоро все сядут за свежевыструганные столы и начнут обедать – «разговляться».

«…все хватают, сажают на руки, … Старые плотники ласково гладят по головке, суют яичко. …так все пестро и громко, и звон-трезвон».

Входит хозяин, всех поздравляет звонким «Христос Воскресе, братцы!». Скоро здоровые работники съедают блюдо за блюдом, потом небольшой отдых. Веселье начнётся к вечеру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: