Бальзак человеческая комедия краткое содержание по главам. о цикле «человеческая комедия» о. де бальзака. бальзак «человеческая комедия»

«человеческая комедия» оноре де бальзака: обзор произведений

Немного исторических фактов

Написание романа приходится на январь 1930 года, после чего он вошел в знаменитый цикл автора «Человеческая комедия», где последний откровенно высмеивал все пороки, свойственные людской натуре, не забывая напоминать и о добродетели, благодаря которой еще держится этот мир. И вот несколько интересных фактов об этом замечательном произведении с его поразительно жизненным сюжетом, остающимся актуальным по сей день:

  • В настоящее время «Гобсек» считается одним из самых читаемых произведений Бальзака, ввиду чего он является обязательным для изучения в рамках школьной программы. Кроме того, роман постоянно изучается и анализируется критиками и литературоведами, продолжая открываться с новой стороны. Стоит ли говорить, что и простые любители художественной литературы получают возможность почерпнуть для себя что-то новое благодаря глубокому смыслу и всей многослойности произведения.
  • Сборник «Человеческая комедия» включил в себя несколько разделов и, в частности, «Гобсек» вошел в «Сцены частной жизни», второе название которого является еще более громкоговорящим, отражая свойственные тому времени взгляды и манеру поведения, именуясь «Этюдом о нравах».
  • Как и многие романы того времени, «Гобсек» выходил отдельными частями с соблюдением определенного промежутка времени между ними. Так, первая глава, которую Бальзак назвал «Ростовщиком», была напечатана в популярном французском журнале уже в феврале 1930 года. Практически вся она была посвящена истории жизни ключевого персонажа по имени Жан Эстер ван Гобсек, позволяя читателю лучше понять характер героя. Совсем скоро на читательский суд была представлена дополненная часть произведения «Папаша Гобсек», фактически ставшая трилогией, разбитой на главы «Ростовщик», «Адвокат» и «Смерть мужа», в которых были рассказаны истории единственного верного друга старого скряги и другого персонажа, вокруг которого, собственно, и завертелись все события — графини де Ресто с ее семьей и любовником.
  • Ближе к середине года произведение было включено в упомянутый сборник без какого-либо структурирования и деления на главы, и до сих пор именно такая версия бальзаковского «Гобсека» считается классической.

История создания и публикации

Объединять отдельные произведения в циклы Бальзак начал очень рано: период ученичества, когда он выпускал в свет авантюрные романы, подписанные псевдонимами, окончился в 1829 г., а уже в 1830 г. писатель опубликовал шесть повестей (в том числе текст, получивший позднее название «Гобсек») в одном томе под общим названием «Сцены частой жизни». В 1831 г. вышел трехтомник «Философские романы и повести» (тринадцать произведений, в том числе роман «Шагреневая кожа» и повесть «Неведомый шедевр»). В 1833 г. Бальзак подписал с издательницей, г-жой Беше, контракт на издание «Этюдов о нравах XIX века» — двенадцатитомника, состоящего из трех серий: «Сцены частной жизни», «Сцены провинциальной жизни», «Сцены парижской жизни». Окончательно этот замысел выкристаллизовался в 1834 г.; теперь Бальзак подразделил все свои произведения, как уже написанные, так и те, которые еще предстояло написать, на три серии: «Этюды о нравах XIX века», посвященные социальной истории человечества (в них, утверждал Бальзак в письме к Эвелине Ганской от 26 октября 1834 г., «не будут забыты ни одно жизненное положение, ни одна физиономия, ни один характер мужчины или женщины, ни один образ жизни, ни одна профессия, ни одно сословие, ни один уголок Франции, ни одна деталь, имеющая касательство до детства, старости и зрелого возраста, до политики, правосудия и войны»); «Философские этюды», посвященные «причинам» всех этих «социальных следствий», и «Аналитические этюды», посвященные общим «принципам» устройства мира. Венчать все это здание был призван «Опыт о человеческих силах» (Бальзак называл его «трудом всей своей жизни», но написать не успел). Понятно, что с 1834 г. в уме Бальзака уже сложилось намерение создать единый прозаический цикл — по его собственному определению, «западную Тысячу и одну ночь», в которой «человек, общество и человечество будут подвергнуты описанию, суду и анализу». Бальзак подробно известил читающую публику о своем намерении в предисловии к «Философским этюдам» (1834 г.), написанным под его руководством молодым литератором Феликсом Давеном.

Недоставало только общего названия для всей этой грандиозной постройки (говоря о своем создании, Бальзак часто употреблял архитектурные термины, так что Виктор Гюго имел все основания назвать его «отважным архитектором»). Название «Человеческая комедия» (восходящее, по всей вероятности, к «Божественной комедии» Данте) впервые появляется в недатированном письме Бальзака к некоему издателю, относящемся, по-видимому, к январю 1840 г., а затем упоминается в письме к Эвелине Ганской от 1 июня 1841 г. В 1842 г. «Человеческая комедия» начинает выходить у Ш. Фюрна и П.-Ж. Этцеля; вначале Бальзак надеялся, что предисловие к изданию напишет кто-нибудь из его коллег по литературному цеху (он просил об этом Ш. Нодье и Жорж Санд), однако, не получив их согласия, написал его сам.

«Человеческая комедия» в издании Фюрна выходила мелкими выпусками, впоследствии объединявшимися в тома, с 1842 по 1848 г. и вместо предполагавшихся двенадцати томов составила семнадцать. Бальзак, известный своей привычкой до последнего момента вносить обширную правку в уже набранные тексты, правил и свой экземпляр первого издания «Человеческой комедии», получивший среди бальзаковедов название «исправленный Фюрн»; именно по нему печатается «Человеческая комедия» в новейших авторитетных французских изданиях. По ходу печатания первого издания «Комедии» Бальзак дописывал новые произведения, находившие свое место в общей структуре (так, в последнем томе были опубликованы написанные в 1846— 1847 гг. и вошедшие в «Сцены парижской жизни» романы «Кузен Понс» и «Кузина Бетта»). Дописать он успел далеко не всё, о чем свидетельствует составленный в 1844—1845 гг. «Каталог сочинений, которые войдут в состав «Человеческой комедии» (опубликован в мае 1846 г. в рекламных целях). Каталог включает 137 названий, из них 87 в тот момент были окончены, а 50 (их названия выделены курсивом) Бальзак только собирался написать (среди них такие произведения, как «Анатомия педагогической корпорации», «Монография о добродетели», «Философический и политический диалог о совершенствах XIX столетия», «Жизнь и приключения одной идеи»). Окончательная структура «Человеческой комедии» такова: часть первая — «Этюды о нравах», состоящая из шести книг («Сцены частной жизни», «Сцены провинциальной жизни», «Сцены парижской жизни», «Сцены политической жизни», «Сцены военной жизни», «Сцены сельской жизни»); часть вторая — «Философские этюды»; часть третья — «Аналитические этюды».

Оноре де Бальзак «Человеческая комедия»

Назвав цикл произведений «Человеческой комедией», Оноре де Бальзак, во-первых, хотел подчеркнуть, что его творение имеет для современной писателю Франции такое же значение, какое имела для средневековой Европы «Божественная комедия» Данте. Во-вторых, вполне вероятно, что в земной, человеческой жизни с ее «леденящим холодом» Бальзак увидел аналоги аллегорических кругов Дантова ада.

В «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака действуют тысячи персонажей, многие из которых «живут» на страницах эпопеи согласно принципу цикличности, переходя из одного произведения в другое. Адвокат Дервиль, доктор Бьяншон, Эжен де Растиньяк, каторжник Вотрен, поэт Люсьен де Рюбампре и многие другие — это «возвращающиеся» персонажи. В одних романах они предстают перед читателями как главные герои, в других — как второстепенные, в третьих автор упоминает о них вскользь.

Бальзак изображает эволюцию характеров этих героев на разной стадии их развития: чистыми душой и переродившимися под давлением обстоятельств, которые зачастую оказываются сильнее бальзаковских героев. Мы видим их юными, полными надежд, зрелыми, состарившимися, умудренными жизненным опытом и разочаровавшимися в своих идеалах, побежденными или победившими. Иногда, в конкретном романе, о прошлом того или иного героя Оноре де Бальзак сообщает нам очень немного, но читатель «Человеческой комедии» уже знает подробности их жизни из других произведений писателя.

Например, аббат Карлос Эррера в романе «Блеск и нищета куртизанок» — это каторжник Вотрен, вы может уже уже знакомы по роману «Отец Горио», а преуспевающий светский ловкач Растиньяк, который на страницах романа «Утраченные иллюзии» полон надежд и веры в людей, учит молодого Люсьена де Рюбампре, в романе «Отец Горио» перерождается в расчетливого и циничного завсегдатая светских салонов. Тут же мы встречаемся с влюбленной в Люсьена Эстер, которая оказывается внучатой племянницей ростовщика Гобсека, героя одноименной повести.

В «Человеческой комедии» невидимыми нитями оказались связанными между собой дом банкира и нищенские трущобы, особняк аристократа и коммер­ческая контора, великосветский салон и игорный дом, мастерская художника, лаборатория ученого, мансарда поэта и редакция газеты, подобная раз­бойничьему притону.

В предисловии к «Человеческой комедии» Оноре де Бальзак писал: «Чтобы заслужить похвал, которых должен добиваться всякий художник, мне нужно было изучить основы или одну общую основу этих социальных явлений, уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей, событий… Мой труд имеет свою географию, так же как и свою генеалогию, свои семьи, свои местности, свою об­становку, действующих лиц и факты, также он имеет свой гербовник, свое дворянство и буржуа­зию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию, словом весь мир».

Изобретение.

Неудивительно, что мать и сестра весьма холодно встречают Люсьена, и это очень обижает самолюбивого юношу, который некогда был их кумиром. Он уверяет, что сумеет помочь Давиду, прибегнув к заступничеству мадам де Шатле, но вместо этого невольно выдаёт зятя, и того берут под стражу прямо на улице. Братья Куэнте немедленно заключают с ним соглашение: ему будет дарована свобода, если он уступит все права на производство дешёвой бумаги и согласится продать типографию предателю Серизе. На этом злоключения Давида закончились: дав жене клятву навсегда забыть о своих опытах, он купил небольшую усадьбу, и семья обрела покой. После смерти старого Сешара молодым досталось наследство в двести тысяч франков. Старший из братьев Куэнте, неслыханно обогатившийся благодаря изобретению Давида, стал пэром Франции.

Зря родился

Бальзак часто повторял, что ему не следовало появляться на свет. Вскоре после рождения сына его матушка Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье — дочь парижского буржуа, и отец, Бернар Франсуа — скупщик конфискованных дворянских земель, сплавили первенца в деревню к кормилице. «Меня еще младенцем отдали в семью жандарма», — спустя годы пожалуется он супруге Эвелине Ганской. Муж кормилицы пил не просыхая и колотил жену-прачку.

Не познав материнской заботы, Оноре разработал собственную систему ухода за младенцами. Обувать ребенка во фланелевые пинетки. Голени оставлять открытыми — так дите сможет болтать ножками, не перегреваясь. Пеленать свободно. Настоящая мать сама кормит ребенка. «Сколько детей получили ожоги из-за слишком горячего супа! Сколько детей заразились от несвежего дыхания служанки, дующей на суп! Мать незаменима», — делал вывод прозаик.

Слыл сексуальным гурманом

«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака: обзор произведений

Бальзак в своей работе описывал общество во всех его проявлениях и характерах: становление буржуазии, поведение высшего света, жизнь простых людей и их вероисповедание, деньги и власть. Свод произведений состоит из трех циклов, которые дополняют и обобщают друг друга. Читатель встречает в работе знаменитых исторических личностей, наблюдает за их жизнью рядом с вымышленными персонажами, образы которых характерны тому времени.

Очень подробно автор описывает Париж и мелкие города Франции. В книге задействованы детали архитектурных сооружений, быт людей разных слоев общества. Судьбы героев романов тесно переплетаются и, завершая одну историю жизни, порождают следующую в новом образе. Происходит беспрерывное развитие, не имеющее окончания. Свое место в книгах нашли: драматические явления, реальность повседневной жизни, человеческая страсть, история каждого французского гражданина в художественном образе, сила морали, семья, искусство.

И все это имеет общую, яркую и разнообразную картину общества и его окружающей среды. Многие строки посвящены семейным отношениям, которые являются воплощением любви между родными и близкими людьми.

«Человеческая комедия»

По сути, «Человеческая комедия» включает в себя все литературное наследство французского писателя Оноре де Бальзака. Можно сказать, что этот великий романист создал всего одну вещь за всю свою творческую жизнь, поскольку вышедшие из-под его пера произведения в разных жанрах и разной тематики все были объединены одним замыслом. В строгом смысле слова, «Человеческая комедия» — это прозаический цикл, включающий 91 (по другим оценкам — 96) произведение. Точная дата начала работы над циклом неизвестна, но, скорее всего, писатель приступил к созданию своего эпоса в 1829-1830 гг., когда стал публиковаться под собственным именем. Тогда им были написаны «Гобсек» и другие вещи, в которых уже в полной мере воплотились замыслы автора об исследовании человеческой природы.

Цель Бальзака была шире и глубже, чем тривиальное отражение современной ему французской действительности. Мастер слова пошел дальше и социальной критики. Писателя преследовала мысль о том, что общество представляет собой нечто целое, обладающее единым устройством и развивающееся по определенным законам. Эта мысль была навеяна Бальзаку господствовавшими в его время концепциями естествознания. В ту эпоху П. Лаплас описал законы становления Солнечной системы и воссоздал картину единого строения вселенной, а Ж. Бюффон и Ж. Сент-Илер вплотную подступили к открытию механизмов эволюции. В частности, Сент-Илер утверждал наличие в организмах некой всеобщей для живого основы, на которую накладывают отпечаток факторы среды. Это положение Бальзак истолковал так, что человек несет внутри себя некую единую для всех людей основу, а переменчивая внешняя оболочка этой основы есть результат воздействия социальной среды.

Писателю было одинаково интересно изучать как собственно «основу» человеческой натуры, так и многообразие проявлений наружной оболочки. Бальзак создал философскую теорию, согласно которой за каждой материальной «вещью» скрывается идея. При этом «вещь» может обозначать любой объект из «предметного мира»: деталь одежды, аксессуар, украшение, элемент интерьера, часть тела. «Вещи» помогают увидеть идею, а она открывает сущность взаимодействия основы и оболочки личности, то есть позволяет понять сущность господствующей над человеком страсти. Самое яркое отображение материализации идей дано Бальзаком в полуфантастической «Шагреневой коже», где уменьшение кусочка кожи сопровождается атрофией души главного героя.

Именно поэтому Бальзак столь основателен в описании деталей, что иные критики называли мелочностью. На самом деле быт и внешность для писателя являли собой знак, скрывающий глубинный смысл. Для писателя не существовало малозначительных деталей. Он старательно изучал физиогномику — учение о понимании характера человека через его наружность. Более того, писатель пытался создать похожую науку — вестигномику, которая бы позволяла понять характер человека по его одежде («Трактат об элегантной жизни», 1830).

Раскрыть природу человека во всех ее проявлениях означало для Бальзака увидеть правду. Это же означало и обнажить пороки, то есть за обманчивой внешностью различить подлинное внутреннее содержание. Писатель не боялся показать действительность такой, какая она есть, даже если зла в мире оказывается больше, чем добра. Обнажая пороки, литератор, как считал Бальзак, способствует их устранению. Писатель открыто заявлял: «Я опишу огромное современное чудовище во всех его ликах», подразумевая погрязшее в противоречиях французское общество. Венчать «Человеческую комедию» должен был опус под названием «Опыт о человеческих силах», написать который Бальзак не успел — в этом гениальному романисту помешала преждевременная смерть.

Популярность «Человеческой комедии» в России

В России Бальзака узнали почти одновременно с первыми публикациями во Франции: «Физиология брака», включенная позже в «Аналитические этюды», появилась в парижских книжных лавках в конце 1829 г., а уже в 1830 г. в «Дамском журнале» был напечатан фрагмент из этого произведения. Почти все тексты, вошедшие впоследствии в «Человеческую комедию», печатались в переводах на страницах русских журналов, причем интервал между оригинальной публикацией и появлением перевода составлял в 1830-е гг. — эпоху высшей популярности Бальзака в России — один-два года. Русская образованная публика имела также возможность знакомиться с произведениями Бальзака в оригинале, причем помимо отдельных изданий в ее распоряжении был петербургский журнал «Revue Etrangere», где тексты этого писателя (и других французских авторов) появлялись зачастую одновременно с их выходом в Париже.

Хотя многие литераторы и читатели причисляли Бальзака к школе «неистовой словесности» и упрекали в безнравственности и цинизме, тем не менее (а может быть, и благодаря этому) произведения его пользовались огромной популярностью, что дало основания русскому литератору С.П. Шевыреву сказать, что Бальзак в России «почти национален», а французскому писателю А. де Кюстину заметить, что из новых французских авторов «в России знают одного Бальзака, которым бесконечно восхищаются и о котором судят весьма верно». Из русских писателей XIX в. автор «Человеческой комедии» оказал особенно большое влияние на Ф.М. Достоевского, который считал характеры бальзаковских героев «произведениями ума вселенной» (письмо к брату от 9 августа 1838 г.) и начал свою литературную карьеру с перевода романа «Евгения Гранде» (1844 г.). История молодого человека, которому предложили пожелать смерти старому мандарину и за одно лишь это пожелание получить миллион («Отец Горио»), была упомянута Достоевским в черновой редакции «Речи о Пушкине»; она же является и одним из источников сюжета «Преступления и наказания».

Очень краткий пересказ

Краткое содержание повести «Гобсек» Бальзака следует начать с разговора, который произошел в салоне виконтессы де Гранлье и ее гостем Дервилем. Речь зашла о молодом графе де Ресто, покинувшим гостеприимный дом несколькими минутами ранее.

Хозяйка дома рассказала своей дочери Камилле, что молодой де Ресто из бедной семьи и связывать с ним свою жизнь нельзя, несмотря на его воспитание и приятные манеры. Его мать не имела дворянского происхождения, а все сбережения семьи она потратила на любовника.

Дервиль, услышав разговор, рассказал, что когда-то был знаком с неким Гобсеком, ростовщиком. Тот поделился следующей историей.

Однажды Гобсек предъявил одной графине вексель. Его учел молодой человек, красавец и щеголь. Ростовщик решил посетить молодую женщину, чтобы посмотреть, что она из себя представляет, а заодно и насладиться ее растерянностью, ведь она явно была неплатежеспособна.

Она попросила отсрочить платеж. Ростовщик согласился, но только до следующего дня. В эту секунду в ее комнату зашел сам граф. Женщина заволновалась, незаметно вложила в руку ростовщика бриллиант, а тот, в свою очередь, передал ей вексель и откланялся.

Как только он вышел из роскошного особняка, к нему подъехал молодой красавец, который накануне учел вексель. Гобсек сообщил ему, что заклад, который ему отдала графиня он придержит на несколько дней, а также просил передать двести франков. Тот взял деньги и по его усмешке ростовщик понял, что щеголь из тех, кто способен уничтожить всю семью.

Прошло время, и к Дервилю, который за это время стал успешным стряпчим, обратился некий Максим де Трай – известный ловелас. Он просил его помочь наладить отношения с Гобсеком, который не желает больше иметь с ним дела. Дервиль приводит его к ростовщику, где позже появилась графиня, когда-то вручившая Гобсеку бриллиант. Старый ростовщик оказался прав – женщина продолжала проматывать состояние семьи.

Как только любовники покинули квартиру Гобсека, явился сам граф, пожелавший выкупить заложенные драгоценности. Понимая, что это никогда не прекратиться, он, желая сохранить наследство для сына, заключает сделку, передав все, что имеет ростовщику.

Проходит время и граф умирает, не успев передать важные бумаги сыну. Когда Гобсек и Дервиль пришли к нему в дом, вдова искала завещание. Испугавших их появления, она бросила в огонь найденные бумаги, предназначенные для Дервиля. Теперь, все, чем владела она и ее семья перешло в руки старика.

На робкие просьбы Дервиля пощадить молодого графа, который не стал наследником, тот отвечал, что подобные несчастья являются лучшим учителем. Явившись к старику в очередной раз, он застает его при смерти.

В заключении своего рассказа стряпчий уверенно заявляет виконтессе, что очень скоро молодой граф станет обладателем огромного состояния после смерти Гобсека. На что та отвечает, что для женитьбы на ее дочери ему нужно быть очень богатым, а со свекровью ей встречаться будет не обязательно.

Персонажи[править | править код]

«Человеческая комедия» является уникальным произведением, в частности, и потому, что Бальзак создал отдельный мир с огромным количеством сквозных персонажей, которые «переходят из произведения в произведение, превращая таким образом „Человеческую комедию“ в единый текст, в единое целое». Биографические словари бальзаковских персонажей регулярно составляются французскими исследователями. Бальзак создал вымышленные гербы для многих персонажей романов. Позже они были собраны в Armorial de la Comédie Humaine (1963).

См. также: Liste des personnages de La Comédie humaine, а также онлайн-словарь биографий Repertory of the Comedie Humaine.

Некоторые сквозные персонажи:

  • Даниэль д’Артез — писатель, действующее лицо 12 произведений, в том числе романа «Тайны княгини де Кадиньян», где описана история его любви к аристократке Диане де Кадиньян.
  • Эмиль Блонде — журналист
  • Жозеф Бридо — художник, персонаж 15 произведении
  • Бьяншон — врач, действующее лицо 29 произведений
  • Деплен — хирург, герой «Обедни безбожника», персонаж 10 произведений.
  • Дерош — стряпчий, персонаж около 12 произведений
  • Леди Дэдлей 
  • Мельхиор де Каналис — поэт, прототипом которого иногда называют Ламартина, хотя более вероятна кандидатура Альфреда де Виньи; впервые был выведен Бальзаком в повести «Первые шаги в жизни» (1842), затем появилась «Модеста Миньон» (1844), где Каналис — один из главных героев, и уже после этого Бальзак ввел его имя во многие романы, написанные прежде, в том числе и в «Воспоминания двух юных жен» (в общей сложности он упоминается в 18 произведениях «Человеческой комедии»).
  • Кергаруэт — адмирал, старый аристократ
  • Жак Коллен (Вотрен, Карлос Эррера) — уголовник. Один из главных персонажей «Блеска и нищеты куртизанок»
  • Леон де Лора — художник, персонаж около 6 произведений.
  • Люсьен де Рюбампре — герой романов «Утраченные иллюзии» и «Блеск и нищета куртизанок».
  • Анри де Мерсе — денди, политик
  • Де Монриво — действующее лицо 12 произведений, главный герой повести «Герцогиня де Ланже» (1833), составляющей вторую часть «Истории тринадцати».
  • Герцогиня де Мофриньез — затем княгиня де Кадиньян, действует в 20 произведениях.
  • Рауль Натан — литератор, действующее лицо 19 произведений.
  • Барон де Нусинген — финансист. По подсчетам литературоведов, рекордсмен цикла — он фигурирует в 31 произведении.
  • Дельфина де Нусинген в девичестве Горио — баронесса, его жена.
  • Растиньяк — гасконец, добивающийся удачи и положения в Париже
  • Роген, нотариус — упоминается в «Доме кошки, играющей в мяч», «Загородном бале», персонаж в «Вендетте». Фигурирует в «Цезаре Биротто» и «Евгении Гранде».
  • Туллия — танцовщица, в браке графиня дю Брюэль, упомянута в 14 произведениях
  • Туш, мадмуазель де — писательница, выступающая под мужским псевдонимом.
  • Флорина (Софи Гриньо) — актриса
  • Шиннер, Ипполит — знаменитый художник, декоратор. Персонаж около 10 произведений.
  • Маркиза д’Эспар — бессердечная аристократка, действующая в 24 произведениях (наиболее подробно в «Деле об опеке»).

Утраченные иллюзии

С будущей женой Эвелиной Ганской — уроженкой Украины — писатель встретился спустя полтора года после начала их романа в письмах. Женщина опешила, увидев маленького кругленького человечка без передних зубов и с растрепанными волосами. Но собеседник покорил ее красноречием. Однако поженились влюбленные только через 15 лет после знакомства. После смерти мужа Ева должна была выждать время, дабы не оставить дочь без наследства.

В браке Оноре довелось пожить всего пять месяцев. Его состояние ухудшилось. Мучили отеки, от которых ему ставили пиявки — по несколько сотен в день.

В ночь на 19 августа 1850 года писателя не стало. Ходили слухи, что в последние часы своего мужа Ева де Бальзак в соседней комнате нежилась в объятиях художника Жана Жигу.

Мозговое вещество

«Женщина — это хорошо накрытый стол, на который мужчина по-разному смотрит до еды и после нее», — изощрялся в остроумии наш гурман. В таинство секса 22-летнего Бальзака посвятила 45-летняя Лора де Берни — мать семерых детей, ставшая к тому времени бабушкой. Однако в постели была одна закавыка, не позволяющая расслабиться до конца. Французский романист Эдмон де Гонкур писал по этому поводу: «Бальзак изо всех сил старается экономно расходовать свою сперму. Любовные игры и милования-поцелуйчики — сколько угодно, но только не доводя дело до семяизвержения. Сперма для него — выброс чистого мозгового вещества, потеря через член творческой силы. И я не знаю, по какому роковому стечению обстоятельств он позабыл свои теории, когда пришел к Латушу, крича: «Сегодня утром я потерял роман!» Бальзак сообщил Александру Дюма—сыну, что «ночь любви» стоит «половины тома». Впрочем, полагал Оноре, «ни одна женщина не стоит двух томов в год».

Герои «Человеческой комедии» Бальзака

Цель «Человеческой комедии», какой она виделась Бальзаку, много шире и глубже, чем простое изображение современного писателю общества. Бальзака всегда волновала мысль о едином строении Вселенной. Если в начале романа «Златоокая девушка» (1834— 835 гг.) он изображает один за другим все круги «ада, именуемого Парижем», то во всей «Комедии» стремится создать такую же целостную картину французского общества. Следуя примеру естествоиспытателей — Бюффона, автора «Естественной истории», описавшего все «виды животного царства», и Жоффруа Сент-Илера, утверждавшего, что у всех живых существ одна основа и различаются они лишь внешними признаками, сформированными средой, — Бальзак задался целью применить эти теории к обществу: ведь оно «создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире». Он принялся описывать виды не природные, а социальные; для этого ему пришлось «создавать типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров» и следить за «продвижением людей, олицетворяющих эти виды, в отведенных им сферах», прежде всего в рамках разных профессий («Предисловие к «Человеческой комедии»). Этих разнообразных людей в «Человеческой комедии», по убеждению самого Бальзака, должно было действовать «не меньше тысячи»; в бальзаковских романах присутствуют и реальные исторические лица, и фигуры вымышленные.

Единство сотворяемого им мира Бальзак очень рано (с 1834 г.) начал подкреплять с помощью «возвращающихся персонажей»: так, банкир Нусинген действует в 31 произведении «Человеческой комедии», врач Бьяншон — в 29, денди и политик де Марсе — в 27, «покоритель Парижа» Растиньяк — в 25. Внося правку в произведения, написанные в начале 1830-х гг., Бальзак задним числом вводил в них персонажей, созданных позже и действующих в других произведениях. Распоряжаясь судьбами своих героев, Бальзак исходил не только из особенностей данного романа и рассказа, но и из своих представлений об общем здании «Человеческой комедии». Для «сквозных» героев, переходящих из произведения в произведение, он даже предусмотрел необходимость «биографических указателей, которые дадут возможность читателю ориентироваться в этом бесконечном лабиринте» (предисловие к первому изданию романа «Дочь Евы»). В них Бальзак намеревался излагать биографии героев в хронологической последовательности, начиная с рождения (намерение это воплотили в жизнь исследователи XX в.). Автор настаивал на том, что в мире «Человеческой комедии» представлены все социальные и психологические разновидности людей, существующие в мире: «свое дворянство и буржуазия, свои ремесленники и крестьяне, политики и денди, своя армия»; героев-аристократов он снабдил тщательно выверенной генеалогией, а его приятель Фердинанд де Грамон в 1839 г. нарисовал по всем правилам геральдической науки гербы для 55 родовитых бальзаковских героев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: