Введение
История не терпит суесловья,
Трудна ее народная стезя,
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Объектом данного изучения стала миниатюра «Колокол Углича» (1996 г.) из цикла «Крохотки» (смотрите приложение). Актуальность исследования вызвана тем, что эпоха Смутного времени, отраженная в его произведении, до сих пор вызывает много споров среди историков. Научная новизна представленной работы состоит в текстуальном анализе миниатюры в аспекте православных ценностей. Язык как выражение национальных черт русского народа являлся предметом художественного и публицистического осмысления автора на протяжении всего творческого пути. Конечно, анализ одного художественного текста не позволяет полностью раскрыть всё многообразие творческого мира писателя, его художественного мышления, его философских взглядов, но всё-таки делает возможным более полное и глубокое изучение творчества Солженицына, его писательскую индивидуальность.
Содержание работы обусловлено поставленной целью, которая заключается в изучении тех языковых уровней художественного произведения А. Солженицына, которые показывают связь с историей языка. Данная цель определила следующие задачи:
· показать жанровое своеобразие в языковом аспекте;
· рассмотреть миниатюру «Колокол Углича» А. Солженицына с точки зрения представленной в нём истории Отечества;
· проследить соотношение языковых уровней текста с идейно- тематическим содержанием миниатюры;
· определить мотивы выбора автором языковых средств.
Основным методом исследования стал метод описания, включающий приемы наблюдения, анализа, обобщения.
Ответы на вопрос
Отвечает Зиборова Эвелина.
Конечно, я помогу с кратким пересказом рассказа «Колокол Углича» Александра Солженицына.
Рассказ «Колокол Углича» написан в 1964 году и входит в сборник «Матренин двор». Это произведение занимает особое место в творчестве Солженицына, так как отражает важные исторические события и духовные поиски человека.
Сюжет рассказа связан с историческим событием — гибелью царевича Дмитрия в Угличе в 1591 году. По легенде, после его смерти колокол, который звонил в момент трагедии, был «наказан» — сослан в Сибирь. Этот колокол становится символом невинно пострадавшего и мученически перенесшего свою участь.
Основная тема рассказа — это размышление о вине и наказании, о справедливости и несправедливости, о долге и предательстве
Солженицын размышляет о роли человека в истории, о важности сохранения памяти о прошлом, о способности к состраданию и сочувствию
В рассказе переплетаются две истории — события XVI века и события времен автора. Солженицын через судьбу колокола показывает бесчеловечность и жестокость системы, в которой человек может быть наказан без вины. В то же время, рассказ носит надежду на историческую справедливость и возмездие.
«Колокол Углича» — это не только историческое повествование, но и глубокая философская разработка темы человеческой судьбы и истории. Сложность и многозначность произведения делает его актуальным и важным для понимания не только прошлого, но и современности.
Сюжет и тема, главные образы
В «Колоколе Углича» писатель затрагивает проблематику потери связи между прошлым и настоящим. Представители современного поколения отказываются принимать и осознавать историю. Образ самого колокола олицетворяется с образом великомученика, которые был стоек в своей вере. Описание колокола автором подобно описанию живого человека. Используются в тексте такие эпитеты как «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для Солженицына колокол воспринимается живым существом и в некоторой степени отождествляется со страданиями всей страны.
Прослеживается схожесть судьбы колокола с судьбой самого автора. И первый, и второй сначала были изгнаны из родины, затем «помилованы» и возвращены. Такого рода аналогии просматриваются в тексте прозрачно и понятно. У колокола отсутствовала одна проушина и «язык», чтобы он не звонил. Так и произведения Солженицына не издавали в России, поскольку их внесли в категорию запрещенных.
Читательский дневник по циклу «Крохотки» Солженицына
Сюжет
Автор размышляет об исторической России, забытой советскими людьми, но живой. Об исцеляющей природе, памяти, о вечности, о Боге, который живет в душе русского человека, несмотря ни на что. Его, как честного человека, мучает совесть за грехи народа. Он любит жизнь и учится с достоинством принимать смерть.
Отзыв
Тема памяти, совести, веры, надежды, любви, боли за пути и судьбу России, которая важнее политики. Автор верит, что в стране много людей, ищущих правды. За ними – будущее. А он делает свое малое дело по мере сил: будит в людях лучшие чувства, силу созидания, доброй воли, стремление к свободе. Цикл – взгляд очевидца, документ советской эпохи, и России на переломе эпох, в 1990-е.
Популярные сегодня темы
Знаменитый русский художник, Аркадий Александрович Рылов работал в жанре пейзаж. Автор родился в семье, которые не были связана с искусством. Свой талан Рылов развивал, учась в Москве.
На золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада
Проблема взаимоотношений природы и человека прослеживается во многих произведениях русских писателей. Рассмотрим, как подошёл к этой проблеме Куприн в произведении «Олеся».
Денежные средства очень ценны для человека. Как бы не твердили многие, что не в деньгах счастье, без них мы не проживем и дня. Жаль, что они не растут на дереве или в поле.
Ответы на вопрос
Отвечает Быков Виктор.
01.11.2023 в 12:00
«Колокол Углича» — произведение Александра Солженицына, написанное им в 1960 году. В основе романа лежит реальное историческое событие — установка колокола в Угличе в конце XVIII века.
Краткое содержание романа «Колокол Углича» заключается в следующем: главный герой Алексей Всеволодович Чирков отправляется в поселок Углич, чтобы было установлено новый колокол в церкви. Он приезжает и узнает, что деревня находится под властью жандарма, который угнетает и мучает местных жителей. Чирков попадает в круговорот событий и противостояний, где ему приходится выбирать между верностью идеалам и жестокой реальностью. Он вмешивается в жизнь деревни и пытается помочь людям стать свободными.
Темой романа является борьба за свободу и справедливость. В центре внимания автора — противоречие между идеалами и реальностью, между желанием человека жить по совести и ограничениями, навязываемыми обществом и властью. Александр Солженицын задает вопросы о ценности человеческой жизни, о том, как не поддаваться насилию и моральному унижению, о выборе, который сделает каждый индивид в жизни.
Жанр «Колокола Углича» можно определить как историко-философский роман. В работе комбинируются исторические факты с вымышленными персонажами и событиями, а также присутствует философское осмысление жизни и общественной деятельности героев.
В итоге, «Колокол Углича» — это не только историческая повесть, но и глубокое философское произведение, вызывающее важные и актуальные вопросы об идеалах и ценностях в жизни человека.
В круге первом
Роман “В круге первом” был написан в 1955—1958 годах прошлого века. Сюжет произведения повествует о буднях так называемых “шарашек”, в которых работали заключенные инженеры. Сам Солженицын находился в одном из таких исправительных заведений в конце 40-х, однако через какое-то время был этапирован в лагерь.
Герои романа – группа талантливых инженеров-изобретателей, которые находятся, в сравнении с другими заключенными, в достаточно комфортных условиях. Однажды перед ними встаёт выбор: трудиться над разработкой подслушивающего устройства, которое впоследствии будет использоваться для поимки таких же “врагов народа” и получать за это разнообразные поощрения, либо отказаться и окунуться обратно в суровую лагерную действительность.
Колокольня.
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились большевики на неё. (Да что! – Моло́га и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, – даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.
Но осталась от утопленного города – высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего – а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И – вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, – стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем – в небо! Да ещё на шпиле – каким чудом? – крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, – шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.
Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить – здесь.
И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 11.10.2023 21:09 1526 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 06.10.2023 16:43 990 Романов Ярослав.
Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1569 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 2374 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 10.10.2023 17:31 850 Швецов Степан.
Какое проверочное слово к слову иссЯкать?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 876 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1454 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 2128 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
Крохотки 1996-1999 г.г.
Лиственница
Сюжет. Иной человек, как лиственница: «осыпается», будто умирает навсегда. А глядишь – и лиственница вновь зеленеет, и человек воспрянул духом, живет. Потому что сердцевина в дереве и сердце – наикрепчайшая.
Отзыв. Всякие испытания выпадают на долю человека. Нужно выстоять, сохранить в себе лучшее.
Молния
Сюжет. Герой видит, как молния рассекает липу. А та стоит из последних сил. Так и человек: заговорит в нем совесть, так не всякий устоит, не всякий оправдается.
Отзыв. Тема памяти, совести. Учит нести ответственность за свои слова и дела.
Колокол Углича
Сюжет. Сотни лет назад угличский колокол возвестил беду: убит наследник русского престола царевич Дмитрий. За участие в этом горе колокол был наказан, сослан. Герой бьет в него спустя века. И видит, что на Руси советской смута не меньше, чем тогда.
Отзыв. Учит сопоставлять события прошлого и современности, памяти, знакам народной беды.
Колокольня
Сюжет. Недобитый, недотопленный большевиками город Калязин и «высокостройная» колокольня его. Это – символ того, что Россия все еще жива. Бог не допустит, чтобы вся она утонула как какая-нибудь Атлантида.
Отзыв. Тема памяти, возмездия, надежды на возрождение страны.
Старение
Сюжет. Нет ужаса в смерти, если ты к ней готов. Даже если молод. Герой это понял в лагере. Но лучшая смерть – в старости. Видеть, как бушуют вокруг молодые силы, помнить, как сам был таким. Любить все живое, за все благодарить. И так жаль тех, чья старость «в нищете и холоде», в борьбе, на которую уже нет сил, при равнодушии окружающих.
Отзыв
Учит готовиться к смерти, любить вечное, важное в мире, и забывать о мелочах. Учит помощи тем, кому в старости трудно
Позор
Сюжет. Героя гнете чувство позора за Родину, ее правителей, иногда и за народ. Но есть еще в нем «родные люди», ищущие правды, они спасут Родину. Но память о былом позоре останется…
Отзыв. Тема совести, умение взглянуть правде в глаза, боль за Родину.
Лихое зелье
Сюжет. На поле «растения добрые» заглушены сорняками. Так и в «человеческой истории». И так будет до конца этого мира. Но каждый отдельный человек не должен отчаиваться, и делать свое доброе дело.
Отзыв. Тема ответственности человека за происходящее в мире, отчаяния и надежды, малого доброго труда души.
Утро
Сюжет. Не каждое утро, но бывает, что мыслишь ясно, спокойно
И будто вот-вот поймешь что-то важное. Но потом какой-то пустяк спускает с небес на землю – и опять суета, болтовня
Отзыв. Учит ценить мгновение, думать о вечном, вглядываться в себя.
Завеса
Сюжет. Если болен сердечной болезнью, то каждый день как милость Бога. То ты здоров, то смерть идет за тобой. Тогда и начинаешь ценить каждый день.
Отзыв. День смерти человек не знает. Поэтому каждый день – как подарок.
В сумерки
Сюжет. На юге, где темнеет резко и рано, сохранилось старинное «сумерничанье». В разговорах рождается «серьезность жизни», путь к ее загадкам.
Отзыв
Тема времени, важности мгновения, необходимости знать свой путь в этом мире
Петушье пенье
Сюжет. В умирающих деревнях не услышишь «петушьего переклика», хора «победной жизни». В нем – покой и порядок жизни. Людям надо брать пример с петуха, который поет, несмотря ни на что.
Отзыв. Тема стойкости, радости жизни, надежды на лучшее.
Ночные мысли
Сюжет. В лагере – только до подушки, и сон без мыслей. На воле не так. Лезут мысли в голову. И в некоторых есть «Божий луч», свет – их и надо додумывать, хоть до утра.
Отзыв. Дневная суета мешает человеку задуматься о главном. Ночью он один на один со своими мыслями, хорошими и дурными.
Поминовение усопших
Сюжет. Нужно помнить, поминать ушедших. Тогда живые и мертвые близки, помогают друг другу, и ждут встречи.
Отзыв. Тема памяти, веры в жизнь вечную, помощи живых и мертвых, мудрости.
Молитва о России
Сюжет. Герой молится за «Россиюшку» «неукладную», грешную, страдальческую. Чтобы Бог помиловал ее.
Отзыв. Человек понимает, что не все в его силах – нужна помощь Бога, народу и каждому из нас.
Раковый корпус
Роман “Раковый корпус” был написан в 1963—1966 годах. Сюжет произведения основывался на воспоминаниях Солженицына, связанных с пребыванием в онкологическом отделении больницы в Ташкенте в 1954 году, где он проходил стационарное лечение.
Действие романа главным образом происходит в 13-м раковом корпусе переполненной больницы.
Автор описывает дискуссии пациентов, непримиримые споры в вопросах идеологии, отчаянную борьбу со страшным недугом, страх перед неминуемой кончиной.
Судьба разбрасывает обитателей больницы в разные стороны: одних отпускают домой ждать смерти, для кого-то душная палата в раковом корпусе становится последним пристанищем, других выписывают с “улучшением”.
Старение.
Сколько написано об ужасе смерти, но и: какое же естественное она звено, если не насильственна.
Всего год прошёл тогда – и я испытал всё это на себе сам, в мои тридцать четыре. Месяц за месяцем, неделя за неделей клонясь к смерти, свыкаясь, – я в своей готовности, смиренности опередил тело.
Так насколько же легче, какая открытость, если к смерти медленно подводит нас преклонный возраст. Старенье – вовсе не наказание Божье, в нём своя благодать и свои тёплые краски.
Тепло видеть возню ребятишек, набирающих крепости и характера. Теплить может даже ослабление твоих сил, сравниваешь: а каким, значит, коренником я был раньше. Не вытягиваешь целого дня работы – сладок и краткий перерыв сознания, и снова ясность второго или третьего утра в день, ещё подарок. И есть наслаждение духа – ограничиваться в поедании, не искать вкусовых переборов: ещё ты вживе, а поднимаешься выше материи. И тонкий голосок синиц в ещё оснеженном полувесеннем лесу – вдвойне милее от того, что скоро ты их не услышишь, наслушивайся! А какой неотъёмный клад – воспоминания; молодой того лишён, при тебе же они все, безотказно, и живой отрывок их посещает тебя ежедень – при медленном-медленном переходе от ночи ко дню, ото дня к ночи.
Ясное старение – это путь не вниз, а вверх.
Только не пошли, Бог, старости в нищете и холоде.
Как – и бросили мы стольких и стольких…
2 вариант
Все творчество А. Солженицына постоянно находится на гребне читательского обсуждения. Оно никого не оставляет равнодушным. Один из немногих российских писателей, который был гоним и обласкан, награжден и проклят одновременно. Во всех его произведениях читатель найдет ответы на философские и простые человеческие вопросы. Отдельный интерес представляет «Крохотки» — короткие лирические миниатюры. Это даже не короткие рассказы в классическом понимании. Их можно считать моментальными фотографиями в прозе, застывшими на секунду мгновениями. В них автор умудряется втиснуть огромный смысл в несколько предложений через личные переживания и крик души.
Один из таких рассказов – «Крохоток» — «Колокол Углича». В нем автор поднимает проблему утраты связи настоящего и прошлого. Современное поколение не хочет понимать и принимать историю. Сам колокол олицетворяет образ великомученика, не придавшего свою веру. Солженицын описывает колокол как живого человека. Он использует выражение «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для него колокол – это живое существо. Опытный читатель легко поймет, что речь идет о русском народе, о его не легкой судьбе. Можно сравнить колокол с многострадальной Россией.
Судьба колокола и судьба Солженицына сильно похожи между собой. И тот и другой были изгнаны со своей родины и «биты плетьми». Оба были возвращены и «помилованы». Эти аналогии очень прозрачны и понятны. Колокол был лишен одной проушины и «языка», чтобы не звонил. Книги Солженицына не печатались в России и были запрещены.
Единственный удар, сделанный невидимым героем в колокол – тоже символ. Автор дает начало отчету «смуты третьей» показывая свою обеспокоенность нынешним временим. Он сильно переживает за судьбу и будущее современной России. Постоянное противопоставление «смутного времени» и нынешнего символизирует в понимании писателя вечную борьбу народа и существующей власти как несколько веков назад, так и сейчас.
Говоря о «Крохотках» и их роли, писатель признавался, что только спустя тридцать лет, вновь оказавшись на родине, он смог написать их. Очевидно, что этот жанр коротких миниатюр для автора является очень личным и очень сокровенным, раз на чужбине он не смог сделать этого.
В «Крохотках» Солженицына видны все глобальные проблемы его творчества. Он пишет коротко, емко, но при этом очень глубоко, опираясь на свой не простой жизненный опыт. Боль за судьбу родины постоянно перекликается с большой любовью к ней.
Похожие вопросы
Образование 15.09.2023 02:21 89 Джабраилова Аида.
Носов «Яблочный спас», краткое содержание какое, тема, идея, план?
Ответов: 1
Образование 25.09.2023 21:02 30 Лепеха Сергей.
Бунин «Снежный бык», краткое содержание какое, тема, идея, год написания?
Ответов: 1
Образование 15.10.2023 02:11 21 Мичкова Анастасия.
Богословский «Верочка», какое краткое содержание, тема, идея, план?
Ответов: 1
Образование 31.10.2023 01:50 15 Логунова Юлия.
Даль «Чарли и шоколадная фабрика», краткое содержание какое, тема, идея?
Ответов: 1
Образование 25.09.2023 23:44 27 Луньков Никита.
Перро «Кот в сапогах»: тема, идея, жанр произведения, какие?
Ответов: 1
Образование 13.10.2023 04:39 27 Любицкая Диана.
«О покорении Сибири Ермаком», анализ как сделать, жанр, тема, идея?
Ответов: 1
Образование 20.10.2023 06:51 27 Бегларян Алик.
Куприн «Белый пудель», какая тема и идея, какой жанр?
Ответов: 1
Образование 07.10.2023 17:57 9 Фесенко Кристина.
Солженицын «Захар — Калита», какое краткое содержание рассказа?
Ответов: 1
Образование 05.10.2023 19:45 31 Зінчук Саша.
Петрушевская «Глюк»: краткое содержание, тема, идея, отзыв, что писать?
Ответов: 1
Образование 26.10.2023 13:27 17 Llorens Natasha.
Лев Толстой «Свечка»: краткое содержание какое, смысл, тема?
Ответов: 1
Молния.
Только в книгах я читал, сам никогда не видел: как молния раскалывает деревья.
А вот и повидал. Из проходившей грозы, среди дня – да ослепил молненный блеск наши окна светлым золотом, и сразу же, не отстав и на полную секунду, – ударище грома: шагов двести – триста от дома, не дальше?
Минула гроза. Так и есть: вблизи, на лесном участке. Среди высочайших сосен избрала молния и не самую же высокую липу – а за что? И от верха, чуть ниже маковки, – прошла молния повдоль и повдоль ствола, через её живое и в себе уверенное нутро. А иссилясь, не дошла до низа – соскользнула? иссякла. Только земля изрыта близ подпалённого корневища, да на полсотни метров разбросало крупную щепу.
И одна плаха ствола, до середины роста, отвалилась в сторону, налегла на сучья безвинных соседок. А другая – ещё подержалась денёк, стояла – какою силой? – она уж была и насквозь прорвана, зияла сквозной большой дырою. Потом – и она завалилась в свою сторону, в дружливый развилок ещё одной высокой сестры.
В сумерки.
Хорошо помню очень у нас на Юге распространённое – сумерничанье. Перенесённое из дореволюции, может быть ещё подкрепилось оно скудными и опасными годами Гражданской войны. Но обычай этот жил и раньше. Склоняла к тому многомесячная теплота южных сумерек? – а многие были изважены: никогда не спешить с лампой. Ещё засветло управясь с делами, кто и со скотом, – не склонялись, однако, и спать ложиться. Выходили на завалинки, на уличные или дворовые скамейки, а то и просто сиживали в комнате, да при окнах открытых, без огня не напорхнёт мелкота. Садились тихо – один, другой, третий, как бы в задумчивости. И подолгу молчали.
А кто и говорил – то негромко, нерезко, невперебив. Почему-то в разговорах тех ни у кого не возникало задора спорить, или желчно упрекать, или ссориться. Лица – не видны почти, потом и вовсе, – и что-то незнакомое, вот, опознаётся в них, да и в голосах, что мы упустили заметить и за годы.
Овладевало всеми чувство чего-то единого, нам никогда не видимого, что тихо спускалось с гаснущего послезакатного неба, растворялось в воздухе, вливалось через окна, – та, незамечаемая в суете дня, глубокая серьёзность жизни, её нерастеребленный смысл. Наше касание к упускаемой загадке.
Вариант 2
Наверняка, каждый человек, старше 14 лет, слышал о писателе Александре Солженицыне. Он появился в русской литературе в эпоху «оттепели», когда в стране началась реабилитация жертв политических репрессий. Сам Александр Исаевич тоже прошел через лагеря и тюрьмы, а 8 лет провел в самом известном – ГУЛАГе. Да, в 1956 году он был реабилитирован, но опыт исправительно-трудовых работ в местах не столь отдаленных оставил отпечаток на его личной и творческой жизни. Именно Солженицын, своими повестями, открыл «дверь» в новую литературу 60х годов XX века.
Творчество писателя начинается с рассказа «Один день Ивана Денисовича». Уже с первых строк становится понятно, что в произведении речь пойдет о жизни заключенных и репрессированных. Солженицын ведет повествование о самом обычном дне «зека». Писатель описывает все до мельчайших подробностей, да так, что после прочтения, можно почувствовать даже каким был тот лагерный воздух. Александр Исаевич в красках рассказывает о питании лагерных заключенных, об их одежде и быте в целом. Шухов хорошо относится к соседям по «шконкам», ведь многие заключенные – это образованные люди, были в его окружении даже профессора. Но вся «соль» в том, Иван Денисович тот человек, который получит несправедливое политическое обвинение и отбывает срок «ни за что». Именно этот рассказ первым раскрыл глаза советских людей на «закулисье» репрессий.
Солженицын не останавливается на одном произведении и продолжает тему лагерей. Он пишет роман «В круге первом. Действие происходит на «объекте номер 8», автор описывает жизнь заключенных Марфинской подмосковной «шарашки».
Но одним из главных шагов в творчестве Александр Исаевич делает тогда, когда начинает писать главное произведение своей жизни – «Архипелаг ГУЛАГ». Автор ассоциирует название книги с маленькими лагерями-островками, разбросанными по всему Союзу. Чтобы произведение получилось правдивым, Солженицын лично встречался с заключенными и репрессированными. Он по крупицам собирал историю, описанную в трех томах. Юристы, писатели, искусствоведы, даже те, кто когда-то лично знали «вождя» — вставали и ложились по приказу надзирателя, становились робами. Но они адаптировались, чтобы выжить. Автор не стеснялся и не боялся рассказывать обо всех ужасах Сталинского террора.
Именно это произведение стало рукописным памятником всем тем, кто смог одержать победу над репрессией и тем, кто навсегда остался на лагерной земле. Солженицын изучал документы и статистику двадцатилетней давности, записывал все рассказы очевидцев. Можно сказать, что это не просто художественное произведение, но еще и историческое.
Но были у Александра Исаевича произведения, не затрагивающие «тюремные» темы. Одним из таких был рассказа «Матренин двор». Автор повествовал о судьбе женщины, ведущей размеренную и праведную жизнь. Матрена Григорьевна старалась помогать всем жителям деревне, иногда даже в ущерб личным потребностям. Всё, что у нее было – это коза, кошка, несколько комнатных цветов и тараканы за печкой. Солженицын раскрывает детального портрета героини. Он показывает тонкости ее характера. В отличие от своих односельчан она была не скупа, не думала день и ночь о благосостоянии и деньгах.
Если говорить в общих чертах, то Солженицын писал о народе. Он анализировал социум и исследовал особенности русского характера. Александр Исаевич писатель, который не терпел лжи. Солженицына не возможно было подкупить, а нравственная сторона его личности была на высоте. В его прозе сплетаются документальные и автобиографические моменты, из которых складывается все творчество писателя, основанное на правдивых фактах.
Читательский дневник по циклу «Крохотки» Солженицына
Сюжет
Автор размышляет об исторической России, забытой советскими людьми, но живой. Об исцеляющей природе, памяти, о вечности, о Боге, который живет в душе русского человека, несмотря ни на что. Его, как честного человека, мучает совесть за грехи народа. Он любит жизнь и учится с достоинством принимать смерть.
Отзыв
Тема памяти, совести, веры, надежды, любви, боли за пути и судьбу России, которая важнее политики. Автор верит, что в стране много людей, ищущих правды. За ними – будущее. А он делает свое малое дело по мере сил: будит в людях лучшие чувства, силу созидания, доброй воли, стремление к свободе. Цикл – взгляд очевидца, документ советской эпохи, и России на переломе эпох, в 1990-е.