Краткое содержание шукшин охота жить для читательского дневника

«охота жить», анализ рассказа шукшина

Краткое содержание рассказа “Охота жить” Шукшина В. М

В тайге стоит избушка. В нее заходят на короткое время зимой охотники, такие как старик Никитич. Никитич сидит перед маленькой печуркой, курит трубку.

Никитич любит тайгу, особенно зимой, не боится одиночества, считает себя безраздельным хозяином большого белого царства. Неожиданно он слышит, как кто-то подъезжает к избушке на лыжах. В дверях показывается высокий красивый парень, проходит к печке, чтобы обогреться.

Никитич наметанным глазом сразу определяет, что парень – не охотник (у него нет ружья, подъехав к избушке он спросил, кто в

ней, как никогда не сделал бы охотник). Никитич начинает задавать парню вопросы. Парень неохотно отвечает, что он геолог, отстал от партии, просит у старика водки. Выпив, гость становится разговорчивей. На вопрос, что он ищет, парень отвечает: “Волю”.

Спустя некоторое время парень признается, что бежал из заключения, что больше всего ценит волю. Старик без опаски, сочувственно, замечает, что поступок этот “зряшный”, что теперь не прежние времена и беглеца все равно поймают. Парень рвется в город. Старик недоумевает, что так манит туда людей.

На месте парня Никитич бы вырыл в тайге землянку и отсиделся бы лет пять,

не стремился бы на верную погибель. Трое внуков Никитича тоже не могут жить без города, а приезжая в гости к деду, ходят в тайгу на охоту только из вежливости. Никитичу немного стыдно, что он ничем не может ублажить внуков, поскольку то, что он ценит больше всего на свете, им абсолютно не интересно.

Парень пьет еще, начинает скандалить. Никитич осаживает его: He поганься! Пустили тебя, как доброго человека, а ты лаяться начал. Обиделся – посадили! Значит, было за что… Я не поп, и здесь тебе не церква, чтобы злобой своей харкать. Здесь тайга: все одинаковые. Помни это.

Он любит жить красиво, наслаждаться, пить шампанское, рисковать, испытывать свою храбрость, терпеть не может святош.

Никитич говорит, что он сам себя святым не считает, поскольку с молодости за ним тянется тяжкий грех: он соблазнил дочь родителей-отшельников, у девушки родился ребенок, которого Никитич не воспитывал и теперь чувствует свою вину перед этим человеком. Ночью в дверь стучат.

Парень пугается, пытается сбежать, клянется, что если Никитич выдаст его, старику не поздоровится. Появляются Протокин, начальник районной милиции, и с ним еще двое спутников. Никитич не любит таких заезжих охотников – “только пошумят и уедут”. Старик представляет парня заблудившимся геологом. Протокин удивляется, что в милиции нет заявления о пропаже человека из геологической партии, но решает разобраться утром.

Проснувшись чуть свет, Никитич обнаруживает, что парень исчез, прихватив с собой его, Никитича, ружье и кисет. Никитич, не на шутку рассердившись, решает догнать и проучить неблагодарного. Он берет с собой ружье одного из ночных гостей и пускается вслед вору.

Никитич догоняет его, стыдит, уверяя, что сам бы продал ему ружье ночью, если бы парень попросил по-человечески, а не вел себя так хамски. Теперь же, направив на вора дуло ружья и не слушая неумелых извинений и уговоров парня, Никитич, заставляет его выбросить на снег все патроны, а потом и ружье. Парень горестно напоминает Никитичу, что тот сам говорил ему, что без ружья в тайге нельзя.

Никитич представляет себе состояние одинокого беглеца ночью в тайге без оружия. Сжалившись, старик договаривается с парнем, что даст ему ружье, чтобы тот дошел на лыжах до деревни, а там оставил бы его знакомому Никитича. Никитич также делится с парнем табаком. Парень благодарит старика.

Тот сознается, что один из ночных гостей, все еще храпящих в избушке, куда намерен вернуться Никитич, – милиционер. Парень, покурив с Никитичем, прощается со стариком. Ho едва Никитич отворачивается, парень стреляет ему в спину.

(1

Советуем почитать

  • Носов Николай
  • Краткое содержание драмы Рейнеке-лис Гёте История «Рейнеке-лис» была написана известным немецким писателем Иоганном Вольфангом Гёте в 1793 году. Произведение представляет собой поэму-сказку, созданную на основе средневекового эпоса
  • Краткое содержание книги Звездный билет Аксенова Главными действующими лицами в произведении являются братья Денисовы, Виктор и Дмитрий, где писатель отражает у молодых людей разноплановые характеры.
  • Над пропастью во ржи — краткое содержание романа Сэлинджера Произведение повествует о молодом человеке подросткового возраста по имени Холден Колфилд, передающего свои ощущения от определенного промежутка его жизненного пути.
  • Тёма и жучка — краткое содержание Гарин-Михайловский Тёма спит очень нервно. В комнате всего четыре детские кроватки и одна большая, на которой спит няня. Няня рассказывает, что их собаку Жучку кто–то бросил в колодец.

Герои рассказа

Никитич, житель таёжной деревни, с малых лет таскался по тайге и любил её. Ему нравилось бродить в одиночестве, так он чувствовал себя свободным. Старик гордится своим умением выжить в тайге один со спичками и зарядами и презирает городских за их беспомощность.

Никитич живёт по законам тайги, но это не звериные законы, а законы милосердия. Например, охотник рассуждает о том, что нельзя убивать самок с детёнышами. Парня Никитич тоже жалеет. Узнав, что тот убежал из заключения, старик думает о его отце и матери и как будто ставит себя на их место. Парень обращается к нему «отец» и сравнивает заботу о нём Никитича с материнской.

Старый охотник волнуется о том, чтобы парень не пропал без ружья в тайге. Он не боится преступника: «За убивство тебя бог накажет, не люди».

Никитич — человек с нормальной системой ценностей, который не делает зла осознанно. Он открывает гостю, как совершил в молодости плохой поступок, соблазнив девушку из семьи верующих (кержаков) и зачав с ней ребёнка, хотя у самого была жена. Никитич раскаивается в этом поступке и считает его единственным сделанным им злом.

Может быть, именно из-за раскаяния Никитич помогает парню: он не лицемер и понимает, что истина порой неопределима.

Никитич хороший человек и о других думает хорошо. Именно поэтому он доверяет преступнику, несмотря на его беспринципность, ведь Коля украл ружьишко и кисет с табаком, не подумав, как Никитич обойдётся без них в тайге.

Парня, позже назвавшегося Колей, который приходит в избушку, Никитич принимает за «иолога» (геолога), который отстал от своих. Как человек наблюдательный, Никитич подмечает, что парень здоровый, но руки у него не рабочие и он не охотник. Старику нравится «молодой, сильный, красивый» парень. Никитич отмечает его сходство с учителем, нездешний «рассейский» выговор и золотые зубы.

Парень открывает, что его зовут Коля, что был он агентом по снабжению, а ещё учёным, доцентом, и писал научную работу о борьбе с колорадским жуком. Таким образом Шукшин подчёркивает «вредность» героя.

Постепенно поведение парня меняется. Он начинает говорить «крепко, зло и напористо» и следит в окно, будто ищет кого-то (читатель догадывается, чего он опасается). В беседе проявляется основная черта героя – эгоцентризм. Жизнь и волю он воспринимает как женщин, которых нужно покорить, завоевать. Символический смысл жизни для Коли – «огни большого города», который предназначен для него одного.

Коля говорит, что не боится смерти, но это не совсем так: он не боится чужой смерти. Этот человек не имеет никаких моральных принципов, его тошнит от боженьки и он возмущается лицемерием святош: «Нету на земле святых».

Парень производит впечатление «безнадёжно избитого судьбой человека». В рассказе не происходит перерождения героя-преступника.

Василий Шукшин «Охота жить»

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

pitiriman, 8 марта 2014 г.

Этот рассказ напомнил мне «Восьмой побег» Астафьева. В обоих случаях умудрённый жизненным опытом старик встречается один на один в лесной глуши с беглым заключенным.

«Восьмой побег» написан в 1965 году, «Охота жить» — позднее, может быть, именно после прочтения «Восьмого побега». Если это так было, то, вполне возможно, что Шукшин противопоставляет свой рассказ Астафьевскому.

Астафьев – фронтовик, прошедший страшную войну, видевший тысячи смертей, в своих произведениях о мирной жизни, мне кажется, чересчур идеализирует людей, видит в них больше хорошего и верит в то, что человека всегда можно исправить. Рассказ Шукшина — жестокий, более реалистичный. Ему верю больше.

vesnyshka, 20 марта 2016 г.

Тайга, в избушке у камелька греется старик Никитич. Вечером в дверь стучится заплутавший городской парень Николай, который, как окажется впоследствии, сбежал из мест не столь отдалённых.

И читатель тоже проникается сочувствием к парню и глубокой симпатией к несколько наивному, и по-народному мудрому старику. Но эта наивность и доверчивость подвела Никитича.

Я до последнего эпизода верила в то, что охота жить будет проявляется только в позитивном ключе, и вместе с Никитичем желала Николаю поскорее выбраться и начать новую жизнь, хотя ведь нигде не было предпосылок к тому, что он хороший человек. Это было лишь впечатление человека из тайги и мастерство писателя.

Но я так поверила в это, что разочарование в людях в конце рассказа заставило меня несколько раз перечитать концовку. Мне не хотелось верить в то, что произошло, но Шукшин-реалист, и изобразил, мастерски изобразил, историю о том, как человек ради спасения своей жизни может пойти абсолютно на всё, к сожалению.

AndrewBV, 2 октября 2014 г.

Вольно или невольно, Василий Макарович Шукшин своим рассказом «Охота жить» полностью повторил сюжет произведения другого мастера слова, русского писателя Алексея Павловича Чапыгина «Бегун».

Так случилось, что «Бегуна» я прочел раньше, чем «Охота жить» и мне это сходство рассказов бросилось в глаза чуть ли не с первых строк.

Насколько я помню, Чапыгин своего «Бегуна» написал и опубликовал еще до Октябрьской революции, поэтому весь антураж в рассказе — соответствующий,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)бегун, собственно, бежит с каторги, находит его не лесник, как у Шукшина, а отшельник-схимник, и убивает своего благодетеля каторжник «в награду» за спасение, кров и обогрев не из ружья… Но в остальном все совпадает. Даже финал открытый. Насчет плагиата, кстати, я не уверен, после 1917 года рассказ Чапыгина печатался всего один раз в сборнике «Белый скит», к тому времени Шукшин уже умер. Так что здесь, скорее всего имело место, «творческое совпадение».

К чему я это? К тому, что оба автора по-разному, мне кажется, решают вопрос своего личного отношения к героям. Ранний Шукшин своего героя где-то по-есенински даже лелеет, как бы адвокатирует его перед читателем, да убийца, рецидивист-беглец, но вот можно попытаться не казнить сразу вот так сплеча, а войти в положение, боже упаси, наказать надо, но вот подумайте, насколько сильно надо…

Добру «охота жить» не меньше, чем злу.

Подписаться на отзывы о произведении

Значение рассказа в советской литературе

Рассказ Шукшина «Охота жить» имеет особое значение в советской литературе. Этот краткий рассказ является прекрасным примером таланта и мастерства писателя.

В «Охоте жить» Шукшин затрагивает важные социальные и моральные проблемы, характерные для советской действительности. Главный герой рассказа, бывший зек Вася, старается осуществить свою мечту — купить жилой дом в городе. Его настойчивость, упорство и готовность преодолеть преграды вызывают восхищение и уважение у читателей.

Содержание рассказа «Охота жить» вселяет надежду и веру в лучшее будущее. Шукшин достоверно передает атмосферу и жизненные условия того времени, показывает, что смелость и настойчивость могут преодолеть любые преграды и привести к достижению поставленных целей.

Кроме того, в рассказе «Охота жить» Шукшин поднимает проблему социальной справедливости и неравенства. Он показывает, что каждый человек должен иметь право на свое жилье и личное пространство, несмотря на свое прошлое или обстоятельства, в которых он оказался.

Все эти факторы делают рассказ «Охота жить» не только замечательным произведением литературы, но и важным культурным документом, отражающим временную эпоху и социально-политические реалии Советского Союза. Кроме того, этот рассказ является важным и популярным произведением советской литературы, которое до сих пор воспринимается и ценится читателями разных поколений.

Критика общественных норм

Рассказ Шукшина «Охота жить» представляет собой мощную критику существующих общественных норм и ценностей. Внимательное чтение этого произведения позволяет нам увидеть, как автор ставит под сомнение многие устоявшиеся представления о счастье и жизни.

Сказка о герое-пройдохе, который приглянулся Богу, но не нашел места на земле, поднимает важные вопросы о ценностях и их истинной природе. Шукшин показывает, что в нашем обществе на первый план выдвигаются внешняя красота, успешность и материальное благополучие. Это становится главным и единственным критерием счастья и уважения.

Однако герой рассказа, несмотря на его неполноценность с физической точки зрения, обладает внутренней силой и достоинством. Он не принимает свое положение и не ограничивает себя в своих стремлениях. Его «охота жить» — это символ его борьбы за признание и счастье. Он не признает общественные нормы, которые говорят о том, что его существование не стоит ничего.

В этом рассказе Шукшин также поднимает вопросы о красоте и истинной ценности человеческого существования. Общество часто определяет красоту и ценность на основе внешних признаков и материальных достижений. Но герой этой истории показывает, что красота и ценность должны быть определены не только внешними стандартами, но и внутренней силой, духовностью и смыслом.

В целом, рассказ «Охота жить» Шукшина представляет собой проникновенную критику общественных норм и ценностей. Он призывает нас задуматься о том, как мы определяем счастье и ценность человеческой жизни, и вызывает нас к осмыслению и внутренней трансформации.

Изображение человеческой судьбы в советском обществе

В рассказе «Охота жить» Василий Шукшин кратко изображает сложность и противоречивость человеческой судьбы в советском обществе. Главный герой рассказа, Михаил Сафронов, переживает множество испытаний и сталкивается с проблемами, которые были характерны для многих советских людей.

Содержание рассказа показывает, как сложно было найти свое место в обществе и достичь успеха в советской действительности. Михаил стремился стать инженером, но из-за отсутствия документов и конкуренции он не смог поступить в институт. Вместо этого ему предложили работу на заводе в столовой, что мало соответствовало его мечте и амбициям.

Михаил также сталкивается с дискриминацией и недоверием со стороны других людей. Он был неправильно обвинен в краже пригоршни гвоздей и подвергся унижению и издевательствам со стороны начальника. Это показывает, как справедливость и доверие были нарушены в советском обществе, где люди могли стать жертвами несправедливых обвинений и преследований.

Кроме того, рассказ также изображает надежду и стремление человека к лучшей жизни. Михаил не сдается и продолжает бороться за свою мечту. Он участник охотничьего снаряжения и противоядия, необходимого для него и его товарищей. Это символизирует его желание жить и надежду на лучшее будущее.

В целом, рассказ «Охота жить» Василия Шукшина содержит краткое, но глубокое и трогательное изображение человеческой судьбы в советском обществе. Он показывает сложности, противоречия и надежды людей, сталкивающихся с проблемами и вызовами в поиске своего места и смысла жизни.

Нравственная проблематика рассказа В. М. Шукшина «Охота жить». (Школьные сочинения)

«Нравственность есть Правда» — так называется статья известного русского писателя Василия Макаровича Шукшина. В своих небольших по объёму рассказах автор исследует нравственные проблемы добра и зла, совести и хамства, духовности и бездуховности. Жить по правде – это значит следовать нравственным законам, веками выработанным народом. Чтобы быть настоящим человеком, нужно жить народными радостями и горестями, думать, как народ, потому что народ всегда знает правду.

Этот нравственный критерий народной жизни и является основой творчества писателя.

В. М. Шукшин убеждён в том, что главной темой искусства является «необходимость добра». Он исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, совестливость.

В рассказе «Охота жить» изображено столкновение двух людей, противоположных во всём: в образе жизни, в отношении к людям, во взглядах на труд, на нравственные ценности.

В начале повествования мы знакомимся со старым охотником Никитичем. Это простой человек, близкий к природе, живущий вдали от городской цивилизации, в глухой тайге. Быт его неприхотлив и скромен, лишён комфорта. Его дом – избушка на взгорке «в одно оконце» и тайга, в которой он чувствует себя как дома. Холодной зимой уют создаёт камелёк с разгоревшимися дровами. В морозные вечера Никитичу хорошо думается в одиночестве. На душе у него легко, очевидно, потому, что никогда и никому он не делал зла. Прошлое старика небогато событиями. «С малых лет таскался он по тайге – промышлял», — сообщает о нём автор.

Но вот в избушке появляется незнакомый человек, которого Никитич принимает за отставшего от своей партии геолога. Парень понравился охотнику красивым лицом, прямым и смелым взглядом. Одно насторожило: взгляд какой-то «стылый», которому не хватает доброты и человечности.

Постепенно из беседы героев выясняется, что у них разное отношение к жизни, к людям, разные нравственные ценности. «Охота жить!» — это нравственное правило незнакомого парня. «Жить всем охота», — возражает старик. Парень руководствуется в своих поступках только страстным желанием жить самому, «жить красиво», не считаясь с другими людьми. Охотник признаёт право на жизнь за каждым человеком. Испытывая доверие к Никитичу, молодой человек признаётся, что сбежал из тюрьмы. Старик не одобряет поступка «Коли – профессора», но жалеет молодого человека.

Между героями разгорается спор о добре. Озлобленный на весь мир лагерник убеждён: «Добрых людей нет!» Но старик твёрдо стоит на своём: «Не было бы добрых людей, жись ба давно остановилась. Сожрали бы друг друга или перерезались».

Ситуация обостряется, когда в избушку приходят охотники, один из которых – начальник районной милиции. Парень притворяется спящим, а ночью, захватив ружьё Никитича, уходит. Старик не держит зла на беглеца, но ему обидно, что на добро лагерник отвечает злом. «Последнее ружьишко у старика взять» — это «ни стыда, ни совести» не иметь. Опытный художник, хорошо знающий тайгу, преграждает путь вору. Жалея парня, который без ружья в тайге может погибнуть, он оставляет ему ружьё с уговором, что тот оставит его в деревне у знакомого. За свою доброту старик получает выстрел в спину. Парню так «охота жить», что он решает убрать лишнего свидетеля: «Так лучше, отец. Надёжней».

Добро и зло в рассказе разграничены. Человек из народа Никитич отличается высокой нравственностью, порядочностью, совестливостью, он верит в силу добра, не предполагает, что на добро можно ответить злом. За эту веру в добро старик поплатился жизнью. Лагерник живёт по волчьим законам, не верит в добро. Им руководит животное желание жить. Он не способен понять право другого человека на жизнь.

Рассказ заставляет задуматься над многими нравственными проблемами. Почему зло одерживает победу над добром? Почему в наше время остро ощущается дефицит добра? Что нужно делать, чтобы в мире было больше честности, порядочности? Тревога за будущее страны вызвала к жизни этот рассказ. Он и является доказательством того, что «искусство стремится непременно к добру». Свой долг писатель видел в том, чтобы утверждать высокие нравственные ценности, убеждать людей в необходимости добра.

Источник

Сюжет и композиция

Начало рассказа похоже на сценарий: «Поляна на взгорке, на поляне – избушка». Описание избушки напоминает театральные декорации. Автор готовит читателей к драматическим событиям.

В избушку охотника приходит уставший молодой человек. Старик Никитич угощает парня и расспрашивает его. Центральный диалог рассказа связан с заголовком. Парень рассуждает о том, что ему охота жить. Никитич пытается обратить рассуждения парня в общечеловеческие: «Жить всем охота».

Но диалога в прямом смысле слова не получается: парень не слушает Никитича, а старик слушает его историю. В этом месте рассказа читатель должен насторожиться: молодой герой не способен к сочувствию. Но сам Никитич не настораживается, не пугается рассказа парня о том, что тот сбежал из заключения, и помогает ему, а не сдаёт случайно зашедшему поохотиться начальнику милиции.

В этом рассказе Шукшина, в отличие от большинства его рассказов, есть отрицательный герой, противопоставленный положительному. Шукшин не раскрывает причины, по которой парень попал в заключение. Остаётся загадкой, почему Никитич берётся помогать парню, нарушая закон. То ли он не понимает, что помощь заключённому – это преступление. То ли парень напоминает ему внуков, уехавших искать лёгкой жизни в городе. Возможно, Шукшин намекает на то, что далеко не каждый заключённый в СССР был преступником, и все это понимали.

Даже убедившись в подлости и эгоизме молодого человека, Никитич доверяется ему снова, давая на время ружьё, которым преступник и убивает старика, стреляя в спину.

У рассказа открытый финал, читатель не знает, поймают ли убежавшего заключённого

Да это и неважно, потому что важной становится жизнь старика, которому тоже охота была жить, но его жизнью распорядился другой человек, жестокий и эгоистичный, преступник

Охота жить

Это ещё раз подтвердило догадку Никитича. Пока парень отогревал руки, старик рассмотрел его. Затем выпили.

Парень проснулся, вскочил, схватил ружье Никитича. Старик еле его успокоил. Вскоре пришедшие тоже уснули. Вскоре старик догнал его. Тогда парень попросил продать ружье. Никитич отказался. Решили поступить по-другому. Старик Никитич сидел в одной из вырубленных в тайге избушек, грелся у печушки и курил.

На лыжах пришел молодой парень и попросился в избушку. Старик понял, что не охотник по отсутствию ружья, легкой одежде и манере поведения не вошел, а сначала просился войти. Сначала разговорились, а затем и выпили. Парень был красивый, худой, много курил и все время ругался. Потом признался, что сбежал из тюрьмы и осведомился, не сдаст ли его Никитич. Старик и не думал сдавать, но парню сказал, что нужно было досидеть, а не бежать, все равно ведь поймают.

Старику по душе пришелся парень, он его пожалел. Гость попросился пересидеть в хижине 3 дня, а потом в планах двигаться дальше к станции. Когда парень спал, в дверь постучали.

Парень вскочил и схватил ружье старика. Пришло трое: двое приезжих и начальник районной милиции Протокин, который хорошо знал Никитича. Когда милиционер поинтересовался, кто ночует у Никитича, старик сказал, что это геолог, отстал от своих. Пришедшие тоже уснули. Когда Никитич проснулся на заре, парня не было. Старик не обнаружил ни фуфайки, ни ружья. Из —за обиды он быстро оделся и, взяв ружье одного из спящих, пошел по следам свежей лыжни.

Старик догнал парня, ему хотелось увидеть его еще раз. При выходе из просеки они встретились. Сначала Никитич решил напугать парня и направил на того ружье, потом улыбнулся и опустил оружие, выругал за кражу ружья и фуфайки.

Парень решил упросить Никитича продать ружье, но старик отказался. Решили сделать так: у парня будет ружье, пока не выйдет из тайги к селу, в котором жил старик.

А в селе он оставит ружье в крайней хате, где живет кум Никитича. Договорились, попрощались и пошли каждый в свою сторону. Старик миновал просеку, когда услышал звук, как будто треснул сук.

Резкая боль заставила его упасть лицом в снег. Больше ему ничего не довелось ни почувствовать, ни услышать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: