Краткое содержание рассказа счастье чехова

Краткое содержание чехов счастье

Рассказа «Счастье» краткое содержание

В сказке «Счастье» Куприна, как в книге «Песнь песней Соломона» читать можно о царе. Как-то раз он пригласил к себе известных поэтов и мудрецов. Он хотел поинтересоваться, что же для них означает счастье. Много версий тогда услышал царь в ответ на свой вопрос. Первый мудрец сказал, что счастье – видеть лицо государя. Однако правителю такой ответ не понравился, и он приказал казнить мудреца. В сказке «Счастье» Куприна читать можем, что следующий вошедший сказал, что счастье заключается во власти. Царь же ответил, что, хоть он имеет власть, он не может почувствовать себя счастливым, страдая от болезней.

В произведении Куприна «Счастье» краткое содержание рассказывает, что еще один мудрец сказал, что счастье – в сытости. Царь разозлился и приказал накормить голодного гостя до такого состояния, пока тот не лопнет от объедения. После него во дворец вошли двое мужчин. Один из них был бледным и больным поэтом, а второй – сильным и подтянутым атлетом. Поэт сказал, что для него счастье заключается в здоровом теле, а атлет – что он был бы счастлив, занимаясь чем-то творческим. Правитель рассмеялся и сказал, что, поменяйся они местами, то всё равно были бы несчастливы и желали бы чего-то другого.

Сказка Александра Ивановича Куприна «Счастье» рассказывает, что один из мудрецов сказал, что счастье заключается в женской любви. Тогда царь приказал, чтобы к пришедшему пригласили множество прекрасных женщин со всей страны и поставили перед ним кубок с ядом. Правитель был уверен, что настанет момент, когда мудрец решиться испить из кубка, не выдержав женского коварства.

Если сказку «Счастье» Куприна слушать, то узнаем, что в самом конце к царю подошёл настоящий истинный мудрец, который ответил, что счастье человека заключается в красоте его мысли. Царь разозлился и закричал, что мысль ничего не стоит. Он тут же приказал заключить мудреца в подземелье. Через год узник полностью потерял зрение и способность слышать. Когда его привели к царю, тот ответил, что всё равно чувствует себя счастливым. Ведь благодаря своей мысли он может представлять себя и зрячим, и слышащим, и даже богачом. Тогда царь приказал казнить мудреца и напоследок спросил у него, что же произойдет с его мыслью после смерти. На что узник ответил ему, что человеческая мысль бессмертна, что и является главной мыслью рассказа «Счастье» Куприна.

Краткое содержание Чехов Счастье для читательского дневника

Счастье Краткое содержание Чехов Счастье Два пастуха охраняли стадо овец. Молодой — у него росли густые чёрные брови и на лице, не было усов. И старый — без зубов, с трясущимся, от старости лицом. Они лежали на ночной, прохладной траве в поле. Рядом была тропинка, ведущей в степь. Рядом появился лесничий, прискакавший из города. Овечки дремали. Был слышен шум ночи. На небе текли похожие на белое стадо овец, густые облака. Лесничий сделал остановку. Ему нужно было зажечь трубку. Слышен стрекот кузнечиков, пение молодых соловьёв.

Молодой пастух не стал обращать, по началу, на приезжего внимание. Лежал, глядя на ночное небо

Пожилой человек разглядел в нём Пантелея.

И стал страшные случаи рассказывать. Напустил он мору на всю деревню. Но, молодым паренькам не дали осуществить над ним казнь. Хоть он погубил много человек, но он знал различные места с сокровищами. Тут лесничий прикурил свою трубку и во тьме стали видны его черты лица, а также нос крупного размера. Но, этот вопрос вызвал сильный интерес и панический страх молодого пастуха.

А пожилой лесничий и его родня давно всё перепробовали, но без успехов в поисках заветного клада. Наступал рассвет. Лесник повернулся к собеседнику и произнёс такую фразу, что можно не пережив счастливые моменты умереть. Сливаясь с рассеявшимся туманом, стояли холмы. Курганы смотрели на нас строго. Всё это на множество лет. Бандиты ограбили путешественников, везущих золотые слитки, и упрятали, в недрах земли. Другие драгоценности упрятаны казаками с Дона.

Награбив у французского войска различных ценных вещей, спрятав от главных руководителей добычу, так и не нашли. И вот лошадь поскакала. Пантелей исчезал вдали. После того, как остались одни, старик сказал, что лесник умный и получает хорошее жалование.

Стало просыпаться стадо. Старик стоял и размышлял. Молодой человек не отошёл от ощущения ребяческого ужаса и желания понять до конца. Паренёк задал вопрос, а с сокровищами, как он распорядится

Но, это для старика было не важно. Основное желание было отыскать

Вот наступил восход. Солнце показалось на горизонте. Трава радостно, стала наполняться светом. Пастухи заняли места по краям стада. Они опустили свои глаза и раздумывали о счастье. Не замечая друг друга, они проживали каждый свой жизненный этап.

Главная мысль Разный возраст людей по — разному понимает счастье. Между молодым и пожилым поколением всегда остаётся разное понимание цели в жизни. Можете использовать этот текст для читательского дневника Чехов. Все произведения.

Чайка.

1896

Краткое содержание пьесы.

Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, — актриса, гостит в его имении вместе со своим сыном, Константином Гавриловичем Треплевым, и с Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом, довольно знаменитым, хотя ему нет ещё сорока. О нем отзываются как о человеке умном, простом, несколько меланхоличном и очень порядочном. Что же касается его литературной деятельности, то, по словам Треплева, это «мило, талантливо <…> но <…> после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина».

Сам Константин Треплев также пытается писать. Считая современный театр предрассудком, он ищет новые формы театрального действа. Собравшиеся в имении готовятся смотреть пьесу, поставленную автором среди естественных декораций. Играть в ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую Константин влюблён. Родители Нины категорически против ее увлечения театром, и поэтому она должна приехать в усадьбу тайно.

Константин уверен, что его мать против постановки пьесы и, ещё не видев, горячо ненавидит ее, так как беллетристу, которого она любит, может понравиться Нина Заречная. Ему также кажется, что мать его не любит, потому что своим возрастом — а ему двадцать пять лет — он напоминает ей о собственных годах. К тому же Константину не даёт покоя тот факт, что его мать — известная актриса. Ему думается, что поскольку он, как и его отец, ныне покойный, киевский мещанин, то его терпят в обществе знаменитых артистов и писателей только из-за матери. Он страдает также из-за того, что его мать открыто живёт с Тригориным и ее имя постоянно появляется на страницах газет, что она скупа, суеверна и ревнива к чужому успеху.

Чайка Чехов А.П.

Обо всем этом в ожидании Заречной он и рассказывает своему дяде. Сам Сорин очень любит театр и литераторов и признается Треплеву в том, что сам когда-то хотел стать литератором, да не получилось. Вместо этого он двадцать восемь лет прослужил в судебном ведомстве.

Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина; его жена — Полина Андреевна и его дочь Маша; Евгений Сергеевич Дорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. Медведенко безответно влюблён в Машу, но Маша не отвечает ему взаимностью не только потому, что они разные люди и друг друга не понимают. Маша любит Константина Треплева.

Наконец приезжает Заречная. Она сумела вырваться из дома только на полчаса, и потому все спешно начинают собираться в саду. На эстраде декораций нет никаких: только занавес, первая кулиса и вторая кулиса. Зато открывается великолепный вид на озеро. Над горизонтом стоит полная луна и отражается в воде. Нина Заречная, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст в духе декадентской литературы, что тут же отмечает Аркадина. Во время всей читки зрители постоянно переговариваются, несмотря на замечания Треплева. Вскоре ему это надоедает, и он, вспылив, прекращает представление и уходит. Маша спешит за ним, чтобы отыскать его и успокоить. Тем временем Аркадина представляет Нине Тригорина, и после недолгого разговора Нина уезжает домой.

Чайка Чехов А.П.

Пьеса не понравилась никому, кроме Маши и Дорна. Ему хочется наговорить Треплеву побольше приятного, что он и делает. Маша же признается Дорну, что любит Треплева, и просит совета, но Дорн ничего не может ей посоветовать.

Проходит несколько дней. Действие переносится на площадку для крокета. Отец и мачеха Нины Заречной уехали в Тверь на три дня, и это дало ей возможность приехать в имение Сорина, Аркадина и Полина Андреевна собираются в город, однако Шамраев отказывается предоставить им лошадей, мотивируя это тем, что все лошади в поле на уборке ржи. Происходит маленькая ссора, Аркадина чуть было не уезжает в Москву. По дороге в дом Полина Андреевна почти признается Дорну в любви. Их встреча с Ниной у самого дома даёт ей ясно понять, что Дорн любит не ее, а Заречную.

Антон Павлович Чехов — Счастье

Антон Павлович Чехов Счастье

У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника; другой – молодой парень, с густыми черными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешевые мешки, лежал на спине, положив руки под голову, и глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный путь и дремали звезды.

Пастухи были не одни. На сажень от них в сумраке, застилавшем дорогу, темнела оседланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всем видимостям, господский объездчик. Судя по его фигуре, прямой и неподвижной, по манерам, по обращению с пастухами, лошадью, это был человек серьезный, рассудительный и знающий себе цену; даже в потемках были заметны в нем следы военной выправки и то величаво-снисходительное выражение, какое приобретается от частого обращения с господами и управляющими.

Овцы спали. На сером фоне зари, начинавшей уже покрывать восточную часть неба, там и сям видны были силуэты не спавших овец; они стояли и, опустив головы, о чем-то думали. Их мысли, длительные, тягучие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе, о днях и ночах, вероятно, поражали и угнетали их самих до бесчувствия, и они, стоя теперь как вкопанные, не замечали ни присутствия чужого человека, ни беспокойства собак.

В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.

Объездчик остановился, чтобы попросить у пастухов огня для трубки. Он молча закурил и выкурил всю трубку, потом, ни слова не сказав, облокотился о седло и задумался. Молодой пастух не обратил на него никакого внимания; он продолжал лежать и глядеть на небо, старик же долго оглядывал объездчика и спросил:

– Никак Пантелей из Макаровской экономии?

– Я самый, – ответил объездчик.

– То-то я вижу. Не узнал – богатым быть. Откуда бог несет?

– Из Ковылевского участка.

– Далече. Под скопчину отдаете участок?

– Разное. И под скопчину, и в аренду, и под бакчи. Я, собственно, на мельницу ездил.

Большая старая овчарка грязно-белого цвета, лохматая, с клочьями шерсти у глаз и носа, стараясь казаться равнодушной к присутствию чужих, раза три покойно обошла вокруг лошади и вдруг неожиданно, с злобным, старческим хрипеньем бросилась сзади на объездчика, остальные собаки не выдержали и повскакали со своих мест.

– Цыц, проклятая! – крикнул старик, поднимаясь на локте. – А, чтоб ты лопнула, бесова тварь!

Когда собаки успокоились, старик принял прежнюю позу и сказал покойным голосом:

– А в Ковылях, на самый Вознесеньев день, Ефим Жменя помер. Не к ночи будь сказано, грех таких людей сгадывать, поганый старик был. Небось слыхал?

– Нет, не слыхал.

– Ефим Жменя, кузнеца Степки дядя. Вся округа его знает. У, да и проклятый же старик! Я его годов шестьдесят знаю, с той поры, как царя Александра, что француза гнал, из Таганрога на подводах в Москву везли. Мы вместе ходили покойника царя встречать, а тогда большой шлях не на Бахмут шел, а с Есауловки на Городище, и там, где теперь Ковыли, дудачьи гнезды были – что ни шаг, то гнездо дудачье. Тогда еще я приметил, что Жменя душу свою сгубил и нечистая сила в нем. Я так замечаю: ежели который человек мужицкого звания всё больше молчит, старушечьими делами занимается да норовит в одиночку жить, то тут хорошего мало, а Ефимка, бывало, смолоду всё молчит и молчит, да на тебя косо глядит, всё он словно дуется и пыжится, как пивень перед куркою. Чтоб он в церковь пошел, или на улицу с ребятами гулять, или в кабак – не было у него такой моды, а всё больше один сидит или со старухами шепчется. Молодым был, а уж в пасечники да в бакчевники нанимался. Бывало, придут к нему добрые люди на бакчи, а у него арбузы и дыни свистят. Раз тоже поймал при людях щуку, а она – го-го-го-го! захохотала…

– Это бывает, – сказал Пантелей.

Молодой пастух повернулся на бок и

Унтер Пришибеев.

Краткое содержание рассказа. 1885.

Герой рассказа Чехова, Пришибеев – отставной армейский унтер-офицер (дореволюционное звание вроде современного сержанта). В армии он так привык к приказам и дисциплине, что и в гражданской жизни стал по собственному почину наводить порядок повсюду, где ему чудилось его нарушение.

Проходя раз с женой недалеко от реки, Пришибеев увидел на берегу толпу людей. Она собралась вокруг вытащенного из воды утопленника. Решив, что «в законе нигде не сказано, чтобы народ табуном ходил», бывший унтер стал всех расталкивать и разгонять по домам.

Односельчане страдали от Пришибеева уже 15 лет – с тех пор, как он вернулся со службы. Ходила ли деревня с образами, играла ли свадьбу – везде он вмешивался, кричал, шумел и «наводил порядок», не имея на это никаких прав. Унтер драл детям уши, ходя вечером по избам, «приказывал», чтобы не пели песен и не жгли огней.

Унтер Пришибеев Чехов А.П.

Во время происшествия на реке у трупа утопленника стоял урядник – глава волостной полиции. Но Пришибеев решил, что тот исполняет свои обязанности без должного рвения. Урядник не разгонял народ и к тому же курил папироску. Унтер потребовал, чтобы полицейский немедленно «послал эстафет» мировому судье, но тот только посмеялся над ним.

По своей необразованности Пришибеев не различал судейских категорий и не знал: мировые судьи расследуют только дела о незначительных правонарушениях, но не те, которые связаны со смертью человека. Когда урядник резонно заметил, что мировому подсудны не всякие дела, унтер усмотрел в этом посягательство на государственную власть. За «политические слова» он накинулся на урядника с кулаками – и сам попал под суд.

Унтер Пришибеев Чехов А.П.

Тщетно пытались втолковать Пришибееву на суде, что наведение порядка – дело не таких «энтузиастов», как он, а специально назначенных властями полицейских лиц. Приговор за битье урядника – месяц ареста – унтер выслушал с недоумённым изумлением, а когда вышел из суда, стал по своей привычке хриплым голосом разгонять собравшийся здесь народ. Не поняв, за что он был наказан, он с усердием продолжал своё дело.

Сочинение Анализ рассказа Счастье Чехова

Один знаменитый и популярный писатель Чехов написал интересное произведение под названием «Счастье». Больше всего на свете многим читателям здесь нравится красивое и четкое описание природы. А вот сам писатель всегда считает, что данное произведение является самым лучшим его творением.

Если искать здесь главную тему, то она заключается в том, что каждому человеку хочется отыскать для себя счастье, вот только это не всегда им удается. И в этом произведении писатель смог описать подробно и четко. Наоборот, в этом произведении выстроена не только динамика, но еще и художественный смысл.

Кроме этого здесь описываются разные мысли, которые высказывают или продумывают обычные пастухи. Они постоянно думают, о счастье и стараются его во всем отыскать. Они рассказывают про свое счастье, а также обсуждают других людей, которые также его ищут.

Также здесь рассказывается обо всем мире, про жизнь разных людей. Практически сразу же писатель знакомит своих читателей со всеми героями, которые будут появляться периодически в этом произведении. Это герой, которому недавно исполнилось восемьдесят лет. За всю свою жизнь он многого натерпелся. А есть еще один парень, который еще совсем молодой. И поэтому ему еще многое придется увидеть. Больше всего на свете ему хочется осуществить самую свою заветную и необычную мечту. И когда он мечтает, то смотрит на красивое небо, на котором изображено очень много звезд.

Кроме этого писатель очень красиво описывает природу ночи. Еще здесь описываются разные равнины и степи, а также животные. Частенько животное он связывает с тем или иным человеком. Животные также как и люди стараются отыскать свое счастье, и многим из них это удается сделать. Бывает так, что мысли человека сплетаются или переплетаются с мыслями животного, а иногда и мысли животного связываются с мыслями человека.

В середине произведения старик вымещает свою злость на собаке. А немного попозже пастух начинает думать, и его мысли переходят к овце, которых он пас. Каждый из этих людей совсем не похож на другого. Вот только взгляды их соприкасаются. И каждый из них ищет свое счастье. Кроме этого они вместе работают пастухами, да к тому же они обычные крестьяне, у которых за душой нет ничего кроме открытого сердца.

Немного позже писатель выясняет, что для каждого человека имеет свое значение и их положение совсем неважно. Для одних людей быть счастливым, это когда у него дома есть много денег, при помощи которых можно сделать многое

А вот для других счастьем является это тогда, когда дома все здоровы и никто не болеет, да к тому же он сам жив и здоров.

Анализ 2

Проанализировав данный рассказ Антона Павловича Чехова, можно с уверенностью сказать, что он издал шедевр на мировом уровне, который из года в год не потеряет своей актуальности. В этом не он один был уверен, но и его современники тоже. Ему удалось гармонично описать всю динамику своего творения, в одно целое.

Чехов своим шедевром сумел описать мысли и мечты людей. Уже с первых строк поэт знакомит читателей с главными героями своего произведения. Перед ними предстают две совершенно непохожие друг на друга личности, один был престарелым дедушкой лет восьмидесяти у которого вся жизнь прошла, а второй совсем юный и молодой, у которого все только начинается.

Главные герои совершенно по-разному смотрят на жизнь, единственное что их объединяет, так это их профессия — пастуха.

Автору в своем удивительном творении получается со всей точность описать всю красоту окружающей природы, как прекрасно выглядят равнины и степи, и даже животных, он описывает в образе человека, которые тоже умеют думать, переживать и мечтать.

Главные герои сидят и рассуждают под сказочно красивым звездным небом, в чем же заключается человеческое счастье, и для кого оно что означает. Одни люди предполагают, что счастье заключается в богатстве и достатке, а другие совершенно на оборот утверждают, что счастье – это человеческая жизнь.

На протяжении всего рассказа мысли главных героев переплетаются с мыслями животных.

Рассказ известного всеми литературного поэта «Счастье», написан с частичкой души самого Чехова, на зависть всем своим современникам того времени, у него получилась раскрыть тему и дать правильный ответ в чем же заключается человеческое счастье

Данный рассказ завораживает читателя с первых строк и акцентирует его внимание, на заданном вопросе. Со строк произведения становится понятно лишь то, что каждый человек проживающий на планете, должен для себя решить в чем же заключается счастливая и благополучная жизнь для него

В богатстве либо просто в том что он может жить и радоваться завтрашнему дню.

Тема

Тематика рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» действительно интересна каждому человеку, обдумывающему свое место в жизни:

  1. Мечта – основная тема произведения. Чехов показывает нам, что не всякая мечта прекрасна. Мечтающий о поместье Николай страдает сам и заставляет страдать окружающих его людей. Греза превратилась в манию и стала навязчивой идеей героя.
  2. Счастье – На примере Николая Иваныча писатель осуждает стремление человека к личному счастью. Чехов требует от людей отказаться от эгоизма и запомнить, что, пока кто-то наслаждается беззаботной жизнью в достатке и тепле, вокруг него непрерывно страдают те, кому повезло меньше.
  3. Маленький человек – Автор деконструирует и жестоко высмеивает образ маленького человека. Если Пушкин и Гоголь всегда рисовали маленького человека как несчастную жертву, то Чехов изображает перед нами образ жестокого эгоиста, уморившего жену ради того, чтобы каждый день есть крыжовник.
  4. Пейзаж – Окружающая природа в рассказе гармонирует с настроением героев и задаёт настроение у читателя. Когда Буркин и Чимша-Гималайский идут по полю, пейзаж вокруг них жизнерадостен и светел. Но когда повествование приближается к истории о Николае Иваныче, начинает собираться дождь. В конце рассказа погода окончательно портится, небо заслоняют тучи и капли дождя барабанят в окна. Роль пейзажа в рассказе «Крыжовник» заключается не только в демонстрации настроения повествования, но и в форсировании сюжета: дождь заставил приятелей собраться вместе и поговорить по душам.

Критика[править | править код]

Александр Чехов

Рассказ вызывал восторженные отклики современников. Брат писателя Александр Павлович Чехов писал автору: «Ну, друже, наделал ты шуму своим последним „степным“ субботником. Вещица — прелесть. О ней только и говорят. Похвалы — самые ожесточённые. Доктора возят больным истрёпанный № как успокаивающее средство. Буренин вторую неделю сочиняет тебе панегирик и никак не может закончить. Находит всё, что высказался недостаточно ясно. В ресторанах на Невском у Дононов и Дюссо, где газеты сменяются ежедневно, старый № с твоим рассказом треплется ещё и до сих пор. Я его видел сегодня утром. Хвалят тебя за то, что в рассказе нет темы, а тем не менее он производит сильное впечатление. Солнечные лучи, которые у тебя скользят при восходе солнца по земле и по листьям травы, вызывают потоки восторгов, а спящие овцы нанесены на бумагу так чудодейственно картинно и живо, что я уверен, что ты сам был бараном, когда испытывал и описывал все эти овечьи чувства. Поздравляю тебя с успехом. Ещё одна такая вещица и „умри, Денис, лучше не напишешь…“».

Исаак Левитан

Оценил рассказ художник И. И. Левитан, чья дружба с Чеховым началась в усадьбе Бабкино: «…ты поразил меня как пейзажист. Например: в рассказе „Счастье“ картины степи, курганов, овец поразительны».

«Счастье» было высоко оценено и включено в число лучших (вместе с рассказами «Свирель», «Перекати-поле», «Письмо» и повестью «Степь») в анонимной рецензии на сборник «Рассказы». С точки зрения рецензента, эти произведения «свидетельствуют, с какою любовью наш молодой талантливый беллетрист занимается изучением народных нравов. Его наблюдения в бытовой сфере отличаются замечательною тонкостью, не допускающею ни малейшей утрировки в передаче явлений народной жизни. Действующие в его рассказах лица всегда говорят языком, свойственным той среде, в которой они живут, и в их миросозерцании незаметно ничего искусственного, сочинённого самим автором».

Однако критик К. Арсеньев отнёс рассказ к тем произведениям, которые «слишком бедны и содержанием и отдельными красотами, составляющими иногда главную силу очерков г. Чехова».

В. Гольцев отмечал, что в рассказе «Счастье» пантеистическое мировоззрение принимает у писателя «печальный оттенок».

Расширенный отзыв дал И. В. Джонсон. Он отмечал, что у Чехова период «поверхностного, самодовлеющего юмора» сменила новая фаза «бесстрастного художнического созерцания жизни», напоминающая метод учёного. По его мнению, «весь рассказ — бесподобная художественная вещица с удивительно выдержанным настроением — вряд ли и по замыслу автора представляет только жанровую картинку. Он, кажется, именно символизирует некоторые выводы, сделанные Чеховым из своего изучения жизни ‹…› В нарисованной им жизни, или — если хотите, шире — в той, которую она символизирует, разум и смысл отсутствуют, человек в ней — почти ничто; но не вся жизнь на свете такова. Если, например, взобраться на один из высоких холмов, о которых говорилось выше, то станет видно — „что на этом свете, кроме молчаливой степи и вековых курганов, есть другая жизнь, которой нет дела до зарытого счастья и овечьих мыслей“…».

Популярные сегодня пересказы

  • Гайдар Настоящая фамилия Гайдара — Голиков. Его происхождение относится к семье учителей. Известно, что его мать была дальней родственницей Михаила Лермонтова.
  • Мазепа — краткое содержание поэмы Байрона Одержана победа в Полтавском сражении. Русское войско победило шведского короля Карла XII. На русской земле наступил мир.
  • Лазоревая степь — краткое содержание рассказа Шолохова Главный герой произведения – дед Захар, крепостной кучер. Действие происходит во времена гражданской войны. У деда было двое внуков – Семен и Аникей. У Семена была жена Анисья и маленький сын
  • Краткое содержание рассказа Картофельная собака Коваля В своем рассказе «Картофельная собака» Юрий Коваль описывает момент из жизни дачника Юрия, его дяди Акима Ильича Колыбина и собаку по кличке Тузик.

Основная мысль и анализ

Свое знаменитое произведение Чехов написал в жанре рассказ, впервые сочинение было опубликовано в 1898 году

Автор известен своей манерой написания, он всегда большое внимание уделял деталям — они всегда были важнейшим элементом в его текстах. Еще один излюбленный прием писателя «рассказ в рассказе»

В книге затронуто несколько тем, но главной является человеческое счастье и его недостижимость. В сюжете персонажи ведут комфортное существование, вывести их из этой зоны не может даже любовь. Влюбленные страдают, их сжигает чувство изнутри, но они продолжают жить прежней жизнью. В результате лишаются своего счастья из-за нерешительности, слабости и отсутствия желания что-то менять.

Читать сюжет рассказа

Основными персонажами произведения являются пастухи, старик и молодой юноша, стерегущие отару овец.

С наступлением сумерек к отаре подъезжает всадник, в котором старик узнает господского объездчика Пантелея, являющегося мужчиной средних лет, рассудительного, образованного и умудренного жизненным опытом человеком.

В разговоре с нежданным гостем старик раскрывает свое понятие человеческого счастья, заключенного для него в денежном богатстве. Он рассказывает об упокоившимся недавно кузнеце Ефиме Жмене, считающимся в окрестностях человеком, обладающим способностями нечистой силы, который живя в полном одиночестве, не посещает церковь и кабаки, славится молчаливостью. Но местные жители слышат из его огорода свист арбузов, видят, как хохочет пойманная им щука, а мор в деревне, повлекший смерть многих людей, приписывают его гадючьему жиру.

Местные жители хотят уничтожить колдуна, но за него вступаются староверы, считающие его способным находить спрятанные в земле клады, однако отказывающим в этой помощи людям. Пантелей внимательно слушает пожилого пастуха и согласно кивает головой, из чего молодой пастух понимает, что для объездчика, как и для старика, счастьем является найденное неожиданное богатство.

Пожилой беззубый пастух даже намекает на то, что имеет сведения о тайном месте, где зарыт клад, однако не указывает его местонахождение.

Пантелей рассказывает пастухам о легенде, которая гласит о кладах, зарытых в этих местах казаками, добывшими в войну с французами золотые и серебряные слитки, и разбойниками, грабившими во времена правления Петра повозки и обозы. Слушая эту историю, старик в ответ рассказывает о безуспешных попытках своих родственников отыскать заветные сокровища, закончившихся безрезультатно.

С наступлением рассвета, юноша, отличаясь жизнерадостностью, любознательностью и мечтательностью, не интересуясь в силу своей молодости вопросами счастья, задает вопрос пожилому пастуху о том, что он будет делать с найденными богатствами, удивленно видя, что старик никогда не рассматривал этот вопрос и не думал об этом. Молодой пастух раздумывает обо всем услышанном и осознает, что счастье заключается в самой жизни.

Повествуя о событиях в рассказе, писатель рассуждает о разном отношении людей к понятию счастью, обусловленном не только разницей в возрасте, но и исходящем из невежества и суеверий обычных представителей простого народа.

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Человек в футляре.

1898

Краткое содержание рассказа

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Человек в футляре Чехов А.П.

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Человек в футляре Чехов А.П.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: