«Коняга», Салтыков-Щедрин, краткое содержание сказки
В этом произведении, которое язык не поворачивается назвать сказкой, уж слишком печальное получилось повествование, Салтыков-Щедрин описывает жизнь крестьянского коня, Коняги. Символически под образом Коняги подразумеваются крестьяне, труд которых такой же изматывающий и беспросветный. Текст может быть использован для читательского дневника, сократите его еще немного, если необходимо.
Краткое содержание сказки-несказки
Сказка начинается с того, что Коняга лежит у дороги после пашни трудной каменистой полосы и дремлет. Его хозяин дал ему передышку, чтобы животинка поела, но сил на еду у Коняги уже нет.
Далее следует описание Коняги: обычная рабочая лошадь, замученная, со сваленной гривой, больными глазами, разбитыми ногами и обожженными плечами, очень худая – ребра торчат. Работает конь с утра до вечера – летом пашет, а зимой на нем доставляют товар на продажу – «произведения возит».
Кормят и ухаживают за ним плохо, поэтому сил набраться ему неоткуда. Если летом еще можно травки пощипать, то зимой Коняга питается только прелой соломой. Поэтому к весне он совсем без сил, для работы в поле его приходится поднимать при помощи жердей.
Но все же, с хозяином Коняге повезло – мужик он добрый и зря «его не калечит». Трудятся они оба до изнеможения: «пройдут борозду из конца в конец — и оба дрожат: вот она, смерть, пришла!».
Далее Салтыков-Щедрин описывает крестьянское поселение – в центре узкая дорога (проселок), которая соединяет деревушки, а по краям — поля бескрайние.
Автор сравнивает поля с неподвижной громадой, внутри которых должна быть сила сказочная, как будто заточенная в плену. И никто силу эту не может освободить, так как все-таки не сказочное это произведения, а реальная жизнь.
Хоть и бьются мужик с Конягой над этой задачей всю жизнь, но не освобождается сила, и узы мужика не спадают, и плечи Коняги не исцеляются.
У Коняги нет выбора, поле, в котором он работает, бесконечно, хоть и исходил он его во все стороны. Для людей поле – это простор и «поэзия», а для наших героев – кабала. Да и природа для Коняги не мать, а истязательница – горячие лучи солнца палят нещадно, мороз, ветер и другие проявления природной стихии тоже мучают его. Все, что он способен ощущать – это боль и усталость.
Он создан для тяжелого труда, это и есть смысл его существования. Конца и края нет его работе, поэтому и корма, и отдыха ему дается ровно на том уровне, чтобы он все еще продолжал хоть как-то жить и мог физически трудиться.
Жизнь Коняги бесконечна, тянется и тянется без конца, но на настоящую жизнь мало похожа – он не живет, но и не умирает, это какое-то промежуточное состояние. Поле Салтыков-Щедрин в этом отрывке сравнивает с паразитом-головоногом, который присосался к животному и не отпускает.
Мимо него, лежащего и обессиленного, проходят пустоплясы – так автор называет коней, у которых другая судьба. Хоть они и братья, но Коняга родился грубым и бесчувственным, а Пустопляс, наоборот, чувствительным и обходительным.
И поэтому старый конь, их отец, повелевал, чтобы Коняга работал, ел только прелую солому и пил из грязной лужи, а другой сын всегда был в теплом стойле, на мягкой соломе и кушал овес.
Как нетрудно догадаться, в образе пустоплясов Салтыков-Щедрин изображает другие слои общества – дворян и помещиков, которым не нужно так тяжело работать.
Далее в сказке пустоплясы обсуждают Конягу, рассуждают о причинах его бессмертия – хоть и бьют его нещадно, и работает он без отдыха, но все равно почему-то живет. Первый пустопляс считает, что от работы у Коняги выработался здравый смысл, от которого он просто смирился. Второй считает Конягу носителем жизни духа и духа жизни.
И Коняг таких много, все они одинаковые, пользуйся их трудом сколько угодно, никуда они не денутся.
Но их спор прерывается на самом интересном месте — просыпается мужик, и его окрик будит Конягу. И тут пустоплясы заходятся от восторга, любуются тем, как животное пытается подняться, и даже советуют учиться у него. «Н-но, каторжный, н-но!» — этими словами заканчивается сказка.
Премудрый пескарь
Самоотверженный заяц
Краткое содержание сказки «Соседи» (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Герой сказки — муравей, трудолюбивый и добросердечный житель леса. Он решает построить новый дом и обращается за помощью к лесным жителям. В их числе козел, лиса и медведь.
Козел отказался помочь, лиса обманула муравья и сбежала, а медведь оказался не самым лучшим рабочим. В конечном итоге муравей построил дом сам.
Однако, в новом доме муравью стало неуютно, и он решил купить новую мебель в деревне. Но там его ждало еще больше невзгод — продавцы недобросовестно обманывали муравья. В итоге муравей опять выбрался из неприятностей самостоятельно и вернулся домой.
Сказка «Соседи» учит нас, что лучше всего доверять только самому себе и не полагаться на других, особенно если они не заботятся о нашем благополучии так, как мы этого ожидаем.
Кроме этого, сказка напоминает о важности трудолюбия и упорства в достижении целей
Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание
Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.
Психоаналитическая версия.
Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.
Экзистенциальная версия.
Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.
Символика произведения
В сказке «Соседи» М.Е. Салтыкова-Щедрина представлена высокая степень символики, которая способствует глубокому пониманию произведения и его образной сущности.
Одним из главных символов является дом, который символизирует не только жилище главных героев, но и их ценности, принципы и мировоззрение. Также, образ дома представлен как отражение нравов и обычаев сельской жизни того времени.
Другим важным символом является цветения липы, которая выступает в качестве яркого образа безответной любви и связывает многие персонажи в сказке. Липа также символизирует прошлое и ностальгию, напоминая о временах, когда жизнь была проще и искреннее.
Один из главных героев, Зуев, является образом опоры и стабильности в своем окружении. Он выступает как символ русской социальной системы и ее иерархии. Однако, его смерть наглядно показывает нестабильность и хрупкость этой системы.
В работе также представлены символы разрушения и разложения, такие как рожь, костер и скелет, которые контрастируют с образами цветущей природы и живых персонажей.
Сказка Соседи читать сюжет
В селе по соседству жили Иван и Иван, один Богатый, другой Бедный. Ивана Богатого многие уважали, ведь он ведал богатствами. Иван Бедный только и делал всю жизнь, что трудился.
Иногда собирались соседи и думали вместе, как бы так вышло, чтобы стали они жить равно. Богатый иногда посылал своему соседу какие-нибудь гостинцы к столу. У Бедного ничего за душой не было, хоть и не ленился, работал очень много. Богатый не считал, что и кому из своего богатства он раздаёт.
И вот Иван Богатый придумал, что надобно царя просить, чтобы тот создал им с соседом равные условия жизни. Царь приятно удивился тому, как его подданные дружно живут, помогают друг другу. Тогда царь приказал, чтобы к Иванам начали относиться одинаково и подати с них взымали в равном количестве.
Богатый поделился радостью с Бедным и отправился заграницу. Надеялся он, что теперь у соседа всё в порядке будет. А вернувшись, увидел, что как жил Бедный в нищете, так ничего и не изменилось.
Богатый тогда начал искать причины, почему же у Бедного жить не получается. И понял, что виновато в этом общество. Решил тогда он учредить в селе Общество доброхотной копейки.
Когда Богатый вернулся из очередного путешествия, то снова увидел, что Бедный стал жить ещё хуже. Пошёл он тогда к мудрому Простофиле за советом. Тот ему и сказал, что так всегда и будет жить он, ведь на роду у него это написано.
Вариант 2
Сказка Салтыкова-Щедрина “Соседи” – это история о двух соседях, которые живут рядом друг с другом. Один из них – бедный, но добрый и честный человек, а другой – богатый, но жадный и злой. Сказка является ярким примером социальной критики, которая показывает, что богатство не всегда приносит счастье и что жадность и эгоизм могут привести к одиночеству и несчастью.
Бедный сосед всегда помогает своему соседу, но тот не оценивает его доброту и продолжает жить в своем эгоизме. Он не только не благодарит своего соседа, но и старается обмануть его, чтобы получить еще больше выгоды. Таким образом, автор показывает, что жадность и эгоизм могут привести к разрушению отношений между людьми.
Сказка также подчеркивает важность доброты и сострадания в нашей жизни. Бедный сосед не жалеет своих сил и времени, чтобы помочь другим, и это делает его счастливым
Автор показывает, что настоящее богатство – это не деньги, а душевное благополучие и гармония в отношениях с окружающими людьми.
Кроме того, сказка “Соседи” является примером литературного произведения, которое не только развлекает, но и учит жизненным урокам
Она напоминает нам о важности доброты, сострадания и человечности в нашей жизни. Автор показывает, что даже в трудных жизненных ситуациях мы должны оставаться честными и добрыми, чтобы сохранить свою человечность
Сказка также подчеркивает важность социальной справедливости. Бедный сосед не заслуживает своей нищеты, а богатый сосед не заслуживает своего богатства
Автор показывает, что в нашем обществе должна быть равенство возможностей и справедливое распределение богатства.
В целом, сказка Салтыкова-Щедрина “Соседи” – это прекрасный пример литературного произведения, которое не только развлекает, но и учит жизненным урокам
Она напоминает нам о важности доброты, сострадания и человечности в нашей жизни. Автор показывает, что настоящее богатство – это не деньги, а душевное благополучие и гармония в отношениях с окружающими людьми
Государственная деятельность. Зрелое творчество
Вернувшись из ссылки в 1855 году, Салтыков-Щедрин поступил на службу в Министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Провинциальные очерки». В 1858 году Михаил Евграфович был назначен наместником рязанского, а затем и тверского губернатора. В то же время автор публиковался в журналах «Русский вестник», «Современник» и «Библиотека для чтения».
В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого раньше была связана больше с карьерой, чем с творчеством, уходит с государственной службы. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается редактором в журнал «Современник». Вскоре выйдут его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».
В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв пост главы Государственной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями. Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача — его найти и заставить работать. Сказано — сделано. Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.
Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей. Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.
Главные персонажи сказки «Соседи» Салтыкова-Щедрина
Сказка «Соседи» Салтыкова-Щедрина — это рассказ о жизненных трудностях и социально-экономических противоречиях в России XIX века. Главными героями сказки являются два соседа — бедный крестьянин Мартын и богатый помещик Пантелей Иванович.
Мартын — это типичный представитель крестьянского класса, который живет в бедности и нужде. Он является добрым и порядочным человеком, который всегда готов помочь своим ближним. Несмотря на его тяжелое положение, он сохраняет достоинство и честность.
Пантелей Иванович — это богатый помещик, который беспечен и эгоистичен. Он пренебрегает своими обязанностями и не заботится о жизни своих крестьян. Его главной целью является удовлетворение своих корыстных интересов.
Соперничество между Мартыном и Пантелей Ивановичем является основным сюжетом сказки. Она показывает, как бедность и богатство могут привести к социальному неравенству и несправедливости. В итоге, благодаря безразличию Пантелей Ивановича, Мартын оказывается на грани гибели, но благодаря помощи чудесного Мальчика-Спасителя, справедливость восторжествует, и Пантелей-Иванович понимает, что насилие и жестокость приводят только к горю, а сострадание и помощь — к счастью.
Мудрость и насмешка в сказке «Соседи»
Сказка «Соседи» А. Н. Салтыкова-Щедрина известна своим умным фольклорным юмором. В ней автор представил нам жизнь обычных русских людей с их привычками, повадками и соседскими отношениями.
Главные герои сказки – два соседа, городского гражданина Селькопащенкова и хуторского бездельника Сметанина, предстают перед читателем во всей своей нелепости. Между ними разница в образовании, уровне жизни и мировоззрении. Они идеальное воплощение двух типов людей: усидчивого и трудолюбивого представителя города и беззаботного и нерасторопного крестьянина.
Автор задает главный вопрос сказки: что происходит, когда такие разные люди становятся соседями? И ответом на этот вопрос становится насмешка и ирония Салтыкова-Щедрина. Он тонко подмечает различия в поведении, речи, привычках и показывает, что ни одна из сторон не может понять и принять другую. Они живут рядом, но в разных мирах.
Однако вместе с насмешкой и иронией автор передает и мудрость. Он показывает, что каждый человек имеет свои достоинства и недостатки, и нельзя судить о нем по внешности или манере речи. Селкопащенков и Сметанин – два абсолютно противоположных характера, но каждый из них находит свою счастливую сторону жизни.
Сказка «Соседи» призывает людей к взаимопониманию и терпимости, к обмену опытом и уважению к окружающим. Она учит, что нельзя судить о человеке по его внешности или мировоззрению, и каждый имеет право на свое мнение и свою жизнь.
Решающая битва
В самом разгаре конкуренция между соседями — деревенским школьником и дворянским сыном. Они соперничают во всем: учебе, спорту, играх. Но, как это часто бывает, конкуренция приводит к конфликту.
Однажды, на выставке птиц, самым ярким и красивым перепелом становится один из дворянских птицеводов. Школьник не может принять поражение и решает взять отличную у дворянского сына птицу взаймы, чтобы показать ее на следующей выставке и выиграть. Но, к сожалению, перепел умирает, и школьник решает заменить его другим птицей.
На следующей выставке дворянский сын обнаруживает, что его птица заменена и обвиняет школьника в мошенничестве. Он предлагает разрешить конфликт в поединке на саблях, и школьник, не желая быть трусом, соглашается. Это становится решающей битвой в соревновании между соседями.
Поединок происходит, и в ходе него школьник одерживает победу, что забирает все награды у дворянина. Таким образом, соревнование между соседями закончилось внезапной победой школьника благодаря его мужеству и отваге.
Животные соседей в сказке «Соседи» М.Е. Салтыкова-Щедрина
В сказке «Соседи» М.Е. Салтыкова-Щедрина главными персонажами являются два соседа – Мартын Иваныч и Ухват Иваныч. У обоих соседей есть животные.
Животные Мартына Иваныча:
Лошадь Ненастная – старая, скелетированная лошадь, которая никак не хотела работать. Мартын Иваныч пытался душевно поддерживать ее и убеждать, что работа необходима, но лошадь не слушала.
Животные Ухвата Иваныча:
- Псы Бедрум и Плюк – два злобных пса, которые выглядели ухоженными и здоровыми. Они защищали своего хозяина и его имущество от посягательств со стороны Мартына Иваныча.
- Поросенок – Ухват Иваныч вырастил на своем дворе поросенка, у которого не было имени и который поливался и кормился хорошо. Поросенок был шумным и игривым, но однажды исчез и соседи никогда больше не видели его.
Моральная ценность сказки «Соседи»
Сказка «Соседи» (М.Е. Салтыков-Щедрин) открывает перед читателем гротескное зеркало реальности, показывая крайнее неравенство в обществе и отсутствие справедливости. В ее основе лежит глубокое противопоставление героев — бедного и скромного Сурочкина и богатого и алчного Ермолай Ивановича.
Интересным посылом сказки является то, что бедный, но душевно богатый человек может оказаться более умным, чем богатый, но жадный и глупый невежда
Кроме того, в данной сказке подчеркивается важность наличия здравого смысла и проницательности, что позволяет избежать многих неприятностей и обманов в жизни
Моральная ценность сказки «Соседи» заключается в том, что она призывает читателя к развитию в себе качеств, таких как душевная богатость, проницательность, здравый смысл и умение оценивать людей не по их финансовому положению, а по их характеру и моральным принципам.
- В результате, для получения жизненного удовлетворения необходимо обладать духовной составляющей в равной мере, как и материальной.
- Избегать излишней жадности и алчности, которые в конечном итоге могут привести к трагическим последствиям.
- Оценивать поступки людей не по их социально-экономическому статусу, а по их нравственным принципам.
Таким образом, сказка «Соседи» напоминает нам о значимости подлинной духовной богатости и показывает, как алчность и жадность могут привести к собственному поражению.
Веселые и нелепые соседские истории
Главные герои сказки — соседи Михеевы, получили всемирную известность благодаря своим шалостям и нелепым поступкам. Каждая история, связанная с жизнью Михеевых, радует и смешит читателей.
- В одной из сказок Михеевы решили заработать денег и открыли подпольное заведение, которое назвали «Завидный Воробушек». Однако все дело пошло наперекосяк, и вместо прибыли Михеевы оказались задолжавшими всем по горло. Они вспомнили о том, что соседские курочки постоянно шлялись возле их дома, и решились на отчаянный шаг — ограбить собственного петуха. План провалился, и Михеевы оказались в нелепом положении.
- Другая история рассказывает о том, как Михеевы удивили всех, продав дом без крыши. Они решили построить более красивый и удобный дом, но поступили так глупо, что в результате оказались без крова над головой. Их соседи были поражены и недоумевали, каким образом можно продать дом без крыши.
Сказки Салтыкова-Щедрина «Соседи» являются острым пародийным отражением многих нелепостей, которые происходят в повседневной жизни соседей. Они вызывают улыбку и заставляют задуматься о нашем поведении и привычках.
«Дикий помещик» (1869)
У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.
Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.
Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.
Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.
Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.
Читать про сказку Соседи
Сказка повествует о двух соседях по имени Иван, один из которых был бедным, другой богатым. Состоятельный Иван Семеныч при этом, хотя сам не работал и ничего полезного не производил, но о распределении богатств думал с позиций человеколюбия. Его бедный сосед о социальной справедливости не думал совсем (не имея на это свободного времени), но производил сам то, что нужно распределять.
При этом богатый сочувствовал на словах бедному и говорил ему, что так несправедливо. Он пытался не только на словах улучшить жизнь своего неимущего соседа. Сначала Иван Богатый предложил начальству уравнять их в правах, сделав всем равные налоги, повинности и суд. Начальство пошло навстречу. Съездив на заграничный курорт в Вестфалию, состоятельный сосед обнаружил, что ничего не изменилось. Попытки найти причину неравенства в недостатках самого Ивана Бедного также ничего не дали.
Тогда, по предложению Ивана Богатого, общество собрало деньги на помощь бедным, стало заботиться о трезвости. Сам же он внес свой вклад в народное просвещение. Съездив за границу, борец за народное счастье обнаружил, что снова ничего не изменилось.
В конце богатый сосед обратился к философу Ивану Простофиле, который ему доказал, что просто мир так устроен и все идет как надо, так значится по некому «планту» и ничего тут не поделаешь.
Источник
Иллюстрация М. Таранова к сказке Салтыкова-Щедрина «Соседи»
В некотором селе жили два соседа: Иван Богатый да Иван Бедный. Богатого величали «сударем» и «Семенычем», а бедного — просто Иваном, а иногда и Ивашкой. Оба были хорошие люди, а Иван Богатый — даже отличный. Как есть во всей форме филантроп. Сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил. «Это, говорит, с моей стороны лепта. Другой, говорит, и ценностей не производит, да и мыслит неблагородно — это уж свинство. А я еще ничего». А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил (недосужно ему было), но, взамен того, производил ценности. И тоже говорил: «Это с моей стороны лепта».
Сойдутся они вечером под праздник, когда и бедным, и богатым — всем досужно, сядут на лавочку перед хоромами Ивана Богатого и начнут калякать.
— У тебя завтра с чем щи? — спросит Иван Богатый.
— С пу́стом, — ответит Иван Бедный.
— А у меня с убоиной.
Зевнет Иван Богатый, рот перекрестит, взглянет на Бедного Ивана, и жаль ему станет.
— Чудно́ на свете деется, — молвит он, — который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит — у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это?
— И я давно думаю: «С чего бы это?» — да недосуг раздумывать-то мне. Только начну думать, ан в лес за дровами ехать надобно; привез дров — смотришь, навоз возить или с сохой выезжать пора пришла. Так, между делом, мысли-то и уходят.
— Надо бы, однако, нам это дело рассудить.
— И я говорю: надо бы.
Зевнет и Иван Бедный с своей стороны, перекрестит рот, пойдет спать и во сне завтрашние пустые щи видит. А на другой день проснется — смотрит, Иван Богатый сюрприз ему приготовил: убоины, ради праздника, во́ щи прислал.
В следующий предпраздничный канун опять сойдутся соседи и опять за старую материю примутся.
— Веришь ли, — молвит Иван Богатый, — и наяву, и во сне только одно я и вижу: сколь много ты против меня обижен!
— И на этом спасибо, — ответит Иван Бедный.
— Хоть и я благородными мыслями немалую пользу обществу приношу, однако ведь ты… не выйди-ка ты вовремя с сохой — пожалуй, и без хлеба пришлось бы насидеться. Так ли я говорю?
— Это так точно. Только не выехать-то мне нельзя, потому что в этом случае я первый с голоду пропаду.
— Правда твоя: хитро эта механика устроена. Однако ты не думай, что я ее одобряю, — ни боже мой! Я только об одном и тужу: «Господи! как бы так сделать, чтобы Ивану Бедному хорошо было?! Чтобы и я — свою порцию, и он — свою порцию».
— И на этом, сударь, спасибо, что беспокоитесь. Это, действительно, что кабы не добродетель ваша — сидеть бы мне праздник на тюре на одной…
Почему сказка «Соседи» так названа?
В сказке «Соседи» М.Е. Салтыков-Щедрин рассказывает о двух соседях, живущих вместе. Название сказки, очевидно, образовано от их карикатурных образов, которые порождены непримиримости их социальных и национальных отличий.Слово «сосед» в данном случае раскрывает противоположности и конфликтную совместимость среднеазиатского переселенца и москвича.
В конце сказки оба соседа умирают и вскоре забываются. Это символизирует фатальное заключение трагикомической ситуации общества позднего царизма, которая переросла в гибель всех участников.Таким образом, название сказки более чем уместно и оправдывает ее содержание.
Анализ художественных приемов в сказке «Соседи» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Сказка «Соседи» М.Е. Салтыкова-Щедрина отличается ярким использованием сатирических приемов. Автор критикует общество, высмеивая его главные недостатки. Один из таких приемов – искажение реальности. В сказке Салтыков-Щедрин создает образы животных, которые проводят собрания и пытаются разрешить конфликт между соседями. Таким образом, автор иронизирует над людскими поступками и показывает, как неуместно они выглядят в животном мире.
Кроме того, автор использует гиперболу, чтобы подчеркнуть негативные стороны общества. Например, в сказке описывается, как глупые куры не могут решить, какая из них настоящая и должна идти первой. Это является отсылкой к бюрократической системе и чрезмерной бюрократии, которая затрудняет принятие решений. В целом, гипербола является важным приемом, который позволяет автору раскрыть главные недостатки общества.
Наконец, стиль автора характеризуется использованием ярких эпитетов, которые помогают создать впечатляющие образы. Например, куры описываются как «золотые» и «рыжие», что помогает читателю более живо представить их несмотря на то, что это всего лишь животные. Таким образом, яркие эпитеты позволяют автору создавать сильные образы, которые лучше запоминаются и помогают передать главную идею сказки.
«Дикий помещик» (1869)
У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.
Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.
Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.
Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.
Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе