Евгений носов: усвятские шлемоносцы

Краткое содержание по рассказам носова для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Краткое содержание рассказов Евгения Носова

  • Белый гусь
  • Варька
  • Живое пламя
  • Красное вино победы
  • Кукла
  • Лоскутное одеяло
  • Радуга
  • Тридцать зёрен
  • Трудный хлеб
  • Усвятские шлемоносцы

Е.И. Носов – советский и русский писатель, автор более двух десятков книг. Отмечен рядом наград как за военные, так и за литературные заслуги. Творчество относится к «деревенской прозе» и возникшему после войны новому литературному течению «окопная правда».

Иногда Е. Носова путают с другим выдающимся детским писателем Н. Носовым, написавшим известную всем серию приключений Незнайки. Тем не менее его книги будут легко воспринимаемы и более юными читателями благодаря простому и понятному изложению.

Практически все произведения писателя посвящены современным деревенским жителям, периодически в повествованиях появляются военные эпизоды. Героями Носова являются обычные люди, события будничны, но они определяют человеческие судьбы. Сюжет раскрывается постепенно, перерастая в более глубокое осмысление жизни человека и роли Родины в его судьбе. Поразительное мастерство, опыт, широкий кругозор писателя настолько богаты, что позволяют ему с легкостью изображать как деревенскую трудовую обыденность, так и городские будни, а еще – печальное отступление армии летом 1941 года и народ, массово поднимающийся на противостояние врагу.

Важнейшими произведениями в творчестве писателя являются сборник «Тридцать зерен» (1961), повесть «Усвятские шлемоносцы» (1977), сборник «Красное вино победы» (1971).

Закладка Павла Крючкова. Евгений Носов «Усвятские шлемоносцы».

«Мужики один за другим потянулись к невиданной книге

Обтерев о штаны лопатистые ладони, глянцевевшие мозольно-сухой кожей, в застарелых, набитых землей трещинах, от которых не могли распрямляться полностью, а лишь складывались пальцами в присогнутые ковши, они бережно и неловко брали книгу обеими руками под кожаный испод, как принимали по вечерам, придя с работы, грудного младенца, не научившегося еще держать головы.И так же бережно, с почтительной предосторожностью, опасаясь учинить поруху, сделать что-нибудь не так, перекладывали ее алтарно пахнущие листы, вглядываясь в причудливо-кружевные заглавные буквицы, расцвеченные киноварью и озеленевшей позолотой»

Это был отрывок из повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы», дивной прозы конца 70-х годов прошлого века – о жителях деревни Усвяты, о самых обычных русских мужиках, бабах и ребятишках, которых в самом разгаре сенокоса (а на Руси это было особое действо, косили всем селом) застает известие о начале войны. Читал нам Владимир Топников.Итак, вернувшись с покоса, герой повести Касьян, отправляется, искать по дворам своих односельчан – Лёху Махотина, Николу Зяблова, Афоню-кузнеца и других, чтобы вместе пережить страшную новость. И находит их в избе у деда Селивана, ветерана еще той войны. Утешая и ободряя ошеломленных известием мужиков, Селиван Степаныч достает из укромного места старинную книгу с толкованиями имен, и узнает наш герой, что наречение ему дано воинское, что «кассис» есть «шлем», «шелом».«Вон как об твоем имени сказано, – говорил дед. – «Ибо несет оно в себе освящение… – понял? – …и благословение к подвигам”

Во как! Это не важно, что ты птахи не стрелил. Наука невелика, обучишься. Но ежели тебе уготовано, – ты и не стрелямши ни в ково можешь такое сотворить, что и сами враги удивятся и воздадут хвалу и честь твоим подвигам, хотя и понесут от тебя урон и позор великий.Касьян уже не перечил, а только сидел, нагнув голову, в усмешке терпеливо снося свалившееся на него стариковское празднословие…»Но вскоре – это уже я от себя – мужикам усвятским стало не до усмешек

Но ежели тебе уготовано, – ты и не стрелямши ни в ково можешь такое сотворить, что и сами враги удивятся и воздадут хвалу и честь твоим подвигам, хотя и понесут от тебя урон и позор великий.Касьян уже не перечил, а только сидел, нагнув голову, в усмешке терпеливо снося свалившееся на него стариковское празднословие…»Но вскоре – это уже я от себя – мужикам усвятским стало не до усмешек.

«Было диковинно оттого, что их имена, все эти Алексеи и Николы, Афони и Касьяны, такие привычные и обыденные, ближе и ловчее всего под¬ходившие к усвятскому бытию – к окрестным полям и займи¬щам, осенним дождям и распутью, нескончаемой работной череде и незатейливым радостям, – оказывается, имели и другой, доселе незнаемый смысл.И был в этом втором их смысле намек на иную судьбу, на иное предназначение, над чем хотя все и по¬смеялись, не веря, но про себя каждому сделалось неловко и скованно, как если бы на них наложили некую обязанность и негаданную докуку.Так бывало еще в детстве, когда матери, обрядив на праздник в новую рубаху, наказывали не мараться, блюсти себя в чистоте, и хотя на душе делалось радостно и приятно от этой обновы, но в то же время, бегая на народе, надо было все время помнить родительский наказ и часом не выпачкать руба-ху».

Есть, есть куда вложить здесь закладку: и как с детьми своими да с женою Касьян ладил, как понимал и растил лошадей, как ему хлеб на дорогу пекли, да как с мужиками на реку ходил – в последний помыв перед походом… Или как задержался в горнице перед бабкиным еще образком Николы Угодника, – мало ли куда!Поэтичная, густая, искусная, живая как жизнь – гениальная русская проза.Образ честной, работящей, уходящей России…А я вот – про имена. Вспомнилось вдруг, как совсем недавно, после мучительной исповеди, сказал мне, сокрушённому своими безобразиями, наш священник: «…у вас ведь и имя-то как у апостола, подумайте и об этом …»Светлая память Евгению Ивановичу Носову, его – вспомним-ка греческий – благородному имени. И низкий поклон его писательскому труду.По судьбе своей он ведь тоже был из них – из шлемоносцев.

Евгений Носов. Критика. Анализ повести «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова

А. Кондратович

…«Двинулись краем обрыва, прямо по целине, стараясь не выпускать из виду ситнянскую колонну… Однако вскоре, как только обогнули курган и открылся поворот Ключевского лога, выяснилось, что далеко впереди движется еще какой-то отряд, и, судя по обозу, немаленький…»

…« — Э-э, малый! — задребезжал несогласным смешком дедушка Селиван. — Снег, братка, тоже по капле тает, а половодье сбирается. Нас тут капля, да глянь туды, за реку, вишь, народишко по столбам идет? — Вот и другая капля.

Да эвон впереди, дивись-ка, мосток переходят — третья. Да уже Никольские прошли, разметненские… Это, считай, по здешним дорогам.

А и по другим путям, которые нам с тобой не видны, поди, тоже идут, а? По всей матушке-земле нашей! Вот тебе и полая вода. Вот и главная армия!»

Только малую часть процитировал я из последних, заключительных глав повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы». Глав о том, как поднялся народ и двинулся в июньские, знойные и трагические дни на врага — и пошел. Холмиста, увалиста среднерусская степь.

Идут, текут, собираются капли в ручейки, и стать им половодьем, грозным и гневным, неотвратимым, в котором придет пора — захлебнется враг.

Небольшой любитель сравнений литературы с другими искусствами, — литература сама по себе богата любыми сравнениями, в том числе и чисто эстетическими, — я не могу отстраниться от впечатления, что эти последние главы повести, а может, и вся повесть, чем-то похожи на фреску.

С ее художественной внятностью отдельных деталей и явной условностью и еще более очевидной символикой. Начиная со странного, не сразу понятного названия «Усвятские шлемоносцы», — уже в нем есть нечто возвышенное, словно уводящее нас в даль времен.

Нам, отлично помнящим войну и воевавшим, кажется порой, что она, хоть прошло уже более тридцати лет — еще недавняя реальность. А она — история. Живая, ранящая воспоминаниями, но история. Для молодежи тем более. И повесть Евгения Носова, по всей видимости, первая в нашей литературе, как бы подтверждающая это всем своим несколько фресковым строем и героико-приподнятой тональностью.

Во время самой войны часто вспоминались имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова. Тогда это было воодушевляющим напоминанием о наших славных ратных традициях.

Теперь и на самой Великой Отечественной войне, чем дальше, тем больше не только лежит святой свет наших национальных традиций, она уже сама — и не сегодня — примкнула к ним и стала такой же нетленной традицией.

», Носов идет на довольно рискованный шаг: вся повесть, в сущности, о том, что было множество раз описано в литературе. Не берусь сосчитать, в каком количестве романов, повестей, поэм и очерков было рассказано о первом дне войны.

Анализ повести «Усвятские шлемоносцы» — Носов

Повесть Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» рассказыва­ет о последних предвоенных днях 1941 года. Действие проис­ходит в деревне Усвяты. Перед нами предстает настоящая де­ревенская идиллия: автор рисует картины дикой, первоздан­ной русской природы, сенокоса, на котором собираются все деревенские мужики, тихой семейной жизни. Главный герой повести — тридцатишестилетний мужик Касьян. Его жизнь проста и естественна, близка к природе. С самого детства он привык трудиться. И вместе со всеми уча­ствует в сенокосе. Писатель изображает и семейную жизнь героя: Касьян любит свою жену Натаху и маленьких сыно­вей, заботится о матери. Тихо и неспешно течет жизнь в Усвятах.

Кажется, что затерянная в глубине России деревня ото­рвана от всего мира, является неким островком «мужицкого рая», воплощает идеал счастья и благоденствия.

Правда, знал Касьян, что ежели поехать лесом и миновать его, то сперва будут Ливны, аза Ливнами через столько-то ден объявится и сама Москва. А по тому вон полевому шляху дол­жен стоять Козлов-город, по-за которым невесть что еще».

Но в один прекрасный момент это благоденствие наруша­ется тревожной вестью о том, что пришла война. И усвятские мужики ждут повесток, прощаются с семьями, с родной де­ревней. Все они собираются в доме деда Селивана, чтобы по­сидеть напоследок, поделиться сокровенным.

Этот герой вое­вал еще в первую мировую, он рассказывает им о своих на­градах, о своем первом бое. Именно дед Селиван открывает мужикам истинное значение их имен: Касьян оказывается «шлемоносцем», Алексей — «защитником», Николай — «по­бедителем».

Писатель дает понять это, включив в по­вествование вещий сон героя. Так, Касьяну снятся деньги, пиковая дама, оборотившаяся в череп. В реальности он дума­ет о том, что сон предвещает дальнюю дорогу Наконец, сам эпиграф к повести взят из «Слова о полку Игореве»:

И по Русской земле тогда

Редко пахари перекликалися,

Но часто граяли враны.

Исследователи неоднократно отмечали эпическое начало повести. Его создает и эпиграф, и само название, и наличие определенных мифологических образов, символических эпи­зодов. В произведении очень ощутимо звучит мотив противо­стояния войны и мирной жизни. Мирная деревенская жизнь — это своеобразная идиллия.

Война же ассоциируется у автора с концом света, Апокалипсисом. И в повести присутствует со­ответствующая символика.

Первый всадник — бригадир Иван Дронов, человек, одним из первых ушедший на фронт. Второй — колхозник Давыдко, прискакавший на луга с вестью о начавшейся вой­не.

Третий всадник — приезжий, он привез в Усвяты повестки о мобилизации: «верховой, подворачивая, словно факелом подпаливал подворья, и те вмиг занимались поветренным пла­чем и сумятицей, как это бывает только в российских бесхит­ростных деревнях, где не прячут ни радости, ни безутешного горя». Четвертый всадник — лейтенант из военкомата, орга­низующий сбор призывников и отправку их в части.

Характерна в повести и еще одна сцена — прощание Кась­яна с матерью. Она дает сыну его пуповинку — то последнее, что связывает человека с его родом, со всем Светом. Мы по­нимаем, что герой прощается не только с матерью, но и со всем миром.

https://www.youtube.com/watch?v=RIl_Ae-a-Tw

Таким образом, повесть проникнута философской пробле­матикой. Война осмысливается писателем как богопротив­ное, неестественное явление, нарушающее незыблемость са­мой жизни.

Здесь искали:

  • усвятские шлемоносцы
  • усвятские шлемоносцы краткое содержание
  • https://yandex ru/clck/jsredir?from=yandex ru;search;web;;&text=&etext=1834 N2mYApukSBbagygzU-D_sUGjHpEq76DPLuKQUHeU6JNQPqGSov7iHiBo1IQYisK1 1d59ee41fd4a49bac81436686c187607511a63e8&uuid=&state=_BLhILn4SxNIvvL0W45KSic66uCIg23qh8iRG98qeIXme

Усвятские шлемоносцы. Картинка к рассказу

  • Краткое содержание Заболоцкий Слово о полку Игореве

    Также авто рассказывает о временах при князе Олеге. При Олеге таких боев вообще не было. Битва князя Игоря с половцами проходила долго. При битве гремели копья и шлемы и лошадиные копыта

  • Краткое содержание Толстой Акула

    Корабль бросил якорь у берегов жаркой Африки. Климат материка давал о себе знать: со стороны пустыни Сахары дул горячий ветер. Моряки чувствовали себя на корабле словно в душной бане. Всем хотелось освежиться в море.

  • Краткое содержание Гюго Девяносто третий год

    В конце мая бойцы из батальона «Красная шапка» нашли вдоль дороги на крестьянку из Британии. Ее звали Мишель Флешар. У Мишель умер супруг, а ее дом был полностью сожжен. Оставшись без дома и еды

  • Краткое содержание Жила была семужка Абрамова

    Красавка – это имя маленькой рыбки, которая была очень красивой, так как ее чешуйка была очень пестрой, она вся светилась как бы изнутри. И жила эта рыбка в реке, но обитала в ее веточке-протоке.

  • Краткое содержание Носов Незнайка в Солнечном городе

    Сказочной повестью «Незнайка в Солнечном городе» Николая Николаевича Носова зачитываются и современные дети.

Любимая книга. «Усвятские шлемоносцы»

23 июля, 2015 admin

22 июня 1941 года – обычный день, начало сенокоса. Все, от мала до велика, в каждой российской деревне были на покосе. Этим радостным событием в жизни крестьянина начинается повесть Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы». Евгений Иванович сам прошел войну и сумел рассказать о ней так талантливо и правдиво, что читаешь его произведения и осознаешь глубину народного горя, когда веками сложившийся лад рушится проклятой войной. 
Повесть рассказывает о том, как собирались воевать в первые же дни мужики из окрестных деревень. Тяжело было обрывать привычные связи с родителями, детьми, женами, с лугами и пашнями.
Главный герой – Касьян Тимофеевич, 36 лет, кормилец семьи, где старая мать, двое малолетних детей и беременная жена. Трудно ему вот так в одночасье из пахаря превратиться в солдата. Терзаясь тоской, спрашивает он участника прошлых войн дедушку Селивана: «Все хочу спросить… там ведь тово… убивать придется…». И не только Касьяна – всех новобранцев гложет эта тошная мысль. Умирать не боятся – убивать не умеют. Пухнут головы у мужиков: трава налилась – косить надо, хлеб поспевает – убирать скоро, а тут все бросай, иди на войну…
Заезжий лектор показывает усвятцам карту, а они, даже не знавшие, как велика наша страна, потому что никогда не выезжали далеко из своей деревни, искренне удивляются: как же Гитлер с его крохотной Германией мог покуситься на такую огромную державу? Но крепко в них чувство, что именно это, все, что зовется родной землей, и требуется нынче защищать.
А еще дедушка Селиван по церковной книге объяснил каждому, что значит его имя: Касьян – «шлемоносец», Алексей – «заступник Отечества», Никола – «победитель», Афоня – «не боящийся смерти». И выходило, что все они могли и должны быть под шлемом и воевать за Отечество.
И пошли «усвятские шлемоносцы» защищать Родину. И так по всей матушке-земле нашей, главная армия – глубинная Россия шла молчаливыми шеренгами знойными проселками мимо поспевающих хлебов, пыля сапогами, лаптями… Оставляя за собой деревни «с белыми платками, седыми бородами, да с белоголовыми малолетками…».
Прочитав эту повесть, нам, потомкам, удастся прочувствовать боль расставания, убедиться еще раз – какой же мирный наш народ! Он никому не угрожает, но и постоять за себя сумеет.
Н. Царегородцева, 
библиотекарь Стрижевской библиотеки-филиала

22 июня 1941 года – обычный день, начало сенокоса. Все, от мала до велика, в каждой российской деревне были на покосе. Этим радостным событием в жизни крестьянина начинается повесть Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы». Евгений Иванович сам прошел войну и сумел рассказать о ней так талантливо и правдиво, что читаешь его произведения и осознаешь глубину народного горя, когда веками сложившийся лад рушится проклятой войной. 

Повесть рассказывает о том, как собирались воевать в первые же дни мужики из окрестных деревень. Тяжело было обрывать привычные связи с родителями, детьми, женами, с лугами и пашнями.

Главный герой – Касьян Тимофеевич, 36 лет, кормилец семьи, где старая мать, двое малолетних детей и беременная жена. Трудно ему вот так в одночасье из пахаря превратиться в солдата. Терзаясь тоской, спрашивает он участника прошлых войн дедушку Селивана: «Все хочу спросить… там ведь тово… убивать придется…». И не только Касьяна – всех новобранцев гложет эта тошная мысль. Умирать не боятся – убивать не умеют. Пухнут головы у мужиков: трава налилась – косить надо, хлеб поспевает – убирать скоро, а тут все бросай, иди на войну…

Заезжий лектор показывает усвятцам карту, а они, даже не знавшие, как велика наша страна, потому что никогда не выезжали далеко из своей деревни, искренне удивляются: как же Гитлер с его крохотной Германией мог покуситься на такую огромную державу? Но крепко в них чувство, что именно это, все, что зовется родной землей, и требуется нынче защищать.

А еще дедушка Селиван по церковной книге объяснил каждому, что значит его имя: Касьян – «шлемоносец», Алексей – «заступник Отечества», Никола – «победитель», Афоня – «не боящийся смерти». И выходило, что все они могли и должны быть под шлемом и воевать за Отечество.

И пошли «усвятские шлемоносцы» защищать Родину. И так по всей матушке-земле нашей, главная армия – глубинная Россия шла молчаливыми шеренгами знойными проселками мимо поспевающих хлебов, пыля сапогами, лаптями… Оставляя за собой деревни «с белыми платками, седыми бородами, да с белоголовыми малолетками…».

Прочитав эту повесть, нам, потомкам, удастся прочувствовать боль расставания, убедиться еще раз – какой же мирный наш народ! Он никому не угрожает, но и постоять за себя сумеет.

Н. Царегородцева, библиотекарь Стрижевской библиотеки-филиала

Опубликовано в Тем временем, № 54

Популярные сегодня пересказы

  • Бунин Иван Алексеевич Бунин – первый из русских писателей, получивших нобелевскую премию. Это достойная награда нашла его в эмиграции, в возрасте 60 лет, спустя долгое время после начала писательского пути.
  • Осенние грусти и радости — краткое содержание рассказа Астафьева Виктор Петрович Астафьев является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя.
  • Обман — краткое содержание рассказа Лескова В рассказе Лескова «Обман» идет речь о старом офицере, который находится в отставке. Начинается рассказ с того, что мужчина ехал в поезде. Его путь был долгим и длинным. От скуки он начал рассказывать проводникам различные истории.
  • Солдатская шинель — краткое содержание сказки Во время разговора с барином принялся солдат нахваливать свою шинель – как хорошо на ней спится: можно на нее и лечь, и под голову положить, и накрыться, будто одеялом. Предложил барин купить у солдата шинель

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: