Слайд 22 Вспоминаю роман Л.Н.Толстого «Война и мир», события на батарее
Тушина во время Шенграбенского сражения, где ярко описано мужество русских
солдат. Во время боя артиллеристы не замечают даже того, что у батареи нет прикрытия и что их могут захватить в любой момент. Капитана Тушина и других бойцов не берет страх, они сражаются отчаянно, поджигают Шенграбен и отбивают нападающих на батарею французов. Ярким примером мужества и стойкости русского солдата может стать подвиг псковских десантников, рота которых сражалась, удерживая высоту, 20 часов. К боевикам подтянулись два батальона «Белых ангелов» – Хаттаба и Басаева. 90 русских солдат удерживали 2500 бандитов. Атаки шли волнами. Используя горную местность, боевики подбирались почти вплотную. И тогда схватка переходила врукопашную. В ход шли саперные лопатки, металлические приклады . Командир разведывательного взвода гвардии старший лейтенант Алексей Воробьев в жестокой схватке лично уничтожил полевого командира Идриса, обезглавив банду. Командиру самоходной артиллерийской батареи гвардии капитану Виктору Романову взрывом мины оторвало обе ноги. Но он до последней минуты жизни корректировал огонь артиллерии. Таким образом, могу сделать вывод, что именно такие солдаты и офицеры, мужественно сражавшиеся с врагами, достойны победы.
Слайд 162. Проблема мужества и стойкости. (Что может помочь победить более
сильного врага?)
Аргумент1.Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя
Четвертак и старшина Васков, главные герои повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка … Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать…». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте. Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага.
Слайд 5 (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный
мешок. (19)На следующую ночь он опять пришёл, потом–
его старшина, потом– опять он. (20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой. (22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа. (25)Мы с капитаном уселись у печки. – (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать. – (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно… – (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать. (32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом. – (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся? (35)Мы вышли.
Некрасов «Вася Конаков»
История рассказывается от лица самого мальчика, что делает ее особенно пронзительной и эмоциональной. Вася живет в нищей семье, его отец пьяница, а мать болезненная женщина. Он вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь, работая на фабрике. Тяжелый труд и неравные условия приводят его к раннему истощению и болезни.
Основная идея рассказа заключается в том, что труд детей — это нарушение их детства, их самоопределения и возможности получения образования
Автор акцентирует внимание на том, что Вася и его сверстники не имеют достойной жизни и перспектив, а их труд исключительно эксплуатируется для обогащения богатых
Стиль рассказа затронут темы социальной справедливости, борьбы с нищетой и незащищенностью детей. Автор использует мрачные и тяжелые образы для передачи глубины боли и несправедливости, с которой сталкиваются герои рассказа.
План рассказа можно представить следующим образом:
- Введение рассказа, описание окружающей среды и семейного положения Васи.
- Описание трудовой деятельности Васи, его затяжной и тяжелый труд на фабрике.
- Определенные эпизоды, связанные с трудом и нищетой Васи, их воздействие на его здоровье и жизнь.
- Кульминация — Вася заболевает и оказывается на грани смерти.
- Подведение итогов, размышления автора о проблемах детского труда и социальной справедливости.
Жанр рассказа можно определить как социально-психологическую прозу. В произведении присутствуют элементы лиризма и трагизма, что обогащает его эмоциональное содержание и делает его более пронзительным.
Текст ЕГЭ. В.П. Некрасов. Тема: война
Текст ЕГЭ. В.П. Некрасов. О войне.
(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.
(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.
(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».
— (13)Ладно, — сказал я. — (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.
— (15)Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. — (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.
(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он.
(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.
(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.
(25)Мы с капитаном уселись у печки.
— (26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
— (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. — (28)Воюем помаленьку. (29) С людьми вот только сложно…
— (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. — (31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
— (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?
(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного — не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам…
(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его — большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится сно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой!
(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.
* Виктор Платонович Некрасов (1911 — 1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.
Текст ЕГЭ по русскому языку / Война 1
Слайд 24 Убитых оттаскивают за фронт, раненых уносят на медицинский
пункт, ряды вновь смыкаются. Конечно солдатам не хочется умирать. Однако
они преодолевают страх и сохраняют бодрость духа под пулями и ядрами, отрезанные от остальной армии, они успешно обороняют весь фронт, в этом проявляется их мужество, их героизм. Ещё один пример самоотверженного героизма смог показать нам Александр Трифонович Твардовский в поеме «Василий Теркин». В главе «Переправа», где солдаты, на понтонах, в тиши, переправляясь на другой берег реки были обстреляны немцами. На следующий день, когда с пункта назначения пришли солдаты собирать трупы, они увидели одиноко плывущего бойца, которым оказался Василий Теркин. Он в одиночку переправился вплавь на другой берег, для того чтобы доставить информацию о состоянии сил союзников на левом берегу. Вот пример настоящего, самоотвер-женного героизма одного простого солдата
Таким образом, не только количество солдат важно на войне, но и их моральный настрой, их боевой дух, их желание идти в бой за свою страну.
Слайд 3Работа по тексту. (1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали
мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его
обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои. (3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью. (9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго– погрелся у печки и под конец попросил немного толу– «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал». – (13)Ладно, – сказал я. – (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо. – (15)Солдат? – он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу.
Слайд 183. Проблема героизма. (В чём проявляется героизм человека на войне?)
Аргумент 1.Главный герой рассказа М.А.Шолохов «Судьба человека» герой, Андрей Соколов,
воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом
Слайд 6Задания1. Выделите предложения, в которых наиболее полно выражаются проблематика текста
и позиция автора по рассматриваемым проблемам.
2. Определите и сформулируйте основную
(наиболее общую) проблему текста и позицию автора по этой проблеме.
3. Подумайте, почему автор не использует прямой способ постановки основной проблемы текста и выражения своей позиции по этой проблеме.
4. Укажите языковые средства, которые помогают автору выразить свою позицию образно и эмоционально.
5. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
6. Напишите фрагмент сочинения-рассуждения, включающий определение позиции автора, определение собственной позиции и ее аргументацию.
Идея
В своем произведении Некрасов рисует портрет молодого крестьянина Васи Конакова, который, несмотря на свою робкость и неуверенность, пребывает в борьбе за справедливость и свободу. Отказавшись признать земельной владение своего обидчика, мещанина Голышкина, Вася становится источником надежды и вдохновения для многих окружающих.
Главная идея произведения заключается в том, что даже самые слабые и уязвимые люди могут сопротивляться и найти силы для борьбы за свои права и свободу. Через судьбу Васи Конакова Некрасов хочет показать, что несправедливость и обиды не должны останавливать нас в достижении наших целей.
Автор посылает читателю важное послание о необходимости солидарности с теми, кто тяжело живет и оказывается в безвыходном положении. Ориентация на героя-крестьянина и его историю позволяет глубже вникнуть в проблемы обычных людей и вызывает эмоциональное отношение к ним
Жанром произведения «Вася Конаков» можно определить как поэтическую повесть, которая сочетает в себе элементы эпической, лирической и драматической литературы.
Слайд 21Проблема мужества и стойкости солдат на войне. (По тексту Проекта
демоверсии 2015 года.)
Мужество и стойкость солдат на войне —
вот вопрос, над которым рассуждает писатель В.П.Некрасов. Данную проблему автор раскрывает на конкретном примере из Великой Отечественной войны. В.П.Некрасов, рассказывая о буднях военной жизни, о мужестве и смелости, смекалке и скромности командира роты Василия Конакова, не скрывает своего восторга перед подвигом человека, который «вдвоем со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было». Писатель с гордостью говорит, что с такими людьми, как Василий Конаков, «не страшен враг. Никакой!».Позицию В.П.Некрасова понять не сложно: победа над превосходя-щими силами противника может быть одержана благодаря самоот-верженности и отваге простых солдат, ежедневно выполняющих свой долг перед Родиной. Я разделяю точку зрения автора: стойкость и мужество помогают выстоять до конца и не сломиться каждому воину. Об этом писали не раз классики и публицисты.