Краткое содержание рассказов тургенева

Тургенев - краткое содержание произведений. полезные мысли о некоторых сторонах нашей жизни, взгляды с разных углов.

Затишье Тургенев повесть краткое содержание

Повесть «Затишье», ставшая одним из ранних произведений известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, была создана автором в 1854 году. Именно в этой истории перед читателями впервые предстает образ так называемой «тургеневской девушки», терпеливо дожидающейся достойного возлюбленного и готовой подарить этому человеку по-настоящему глубокое и сильное чувство, таким персонажем в повести становится центральная героиня Марья Павловна.

Повесть Ивана Тургенева «Затишье»

Молодой помещик Владимир Сергеевич Астахов приезжает в свое имение Сасово, чтобы проверить его доходность. К нему сразу же заглядывает ближайший сосед Михаил Николаевич Ипатьев в компании приятеля, Ивана Ильича Бодрякова. Ипатьев горячо приглашает Астахова погостить в его поместье, и Владимир Сергеевич охотно соглашается.

Новый знакомый Астахова является вдовцом. Вместе с Михаилом Николаевичем в Ипатьевке проживают его дочки, Настя и Катя, а также свояченица, носящая имя Марья Павловна. Девушка усердно занимается работой в саду и иными хозяйственными делами, в общении с Владимиром Сергеевичем Маша первоначально демонстрирует сдержанность и явную холодность.

Вскоре Астахов знакомится с братом и сестрой Веретьевыми, Надежда Алексеевна отличается внешней привлекательностью и бойкими, уверенными манерами. Владимир Сергеевич встречает и пожилую родительницу Ипатьева, женщина уже не может передвигаться самостоятельно и сидит в специальной коляске. Астахову становится известно о том, что Марья Павловна не любит стихи, но произведение Пушкина «Анчар» в исполнении гостя ей искренне нравится.

Веретьев пытается оказывать знаки внимания Маше, девушка отчитывает его за легкомыслие и излишнее употребление алкоголя, однако свояченица Ипатьева все же окончательно не отталкивает от себя молодого мужчину. Астахов оказывается приглашенным на именины к одному из соседей, Гавриле Степановичу Акилину. Он заблаговременно договаривается с Надеждой Алексеевной о том, что на балу она станцует с ним мазурку.

Однако во время праздника Владимир Сергеевич выясняет, что Веретьева обещала соответствующий танец еще одному поклоннику, некоему Стельчинскому. Этот господин, беседуя с Астаховым наедине, настаивает на том, чтобы помещик отказался от мазурки с Надеждой Алексеевной, в противном случае Стельчинский готов вызвать его на дуэль. Владимир Сергеевич крайне удивлен поведением этого молодого человека, он понимает, что провинциальное затишье и спокойствие на самом деле являются обманчивыми. Тем не менее, Астахов намерен танцевать мазурку с Веретьевой, и Стельчинский сообщает, что утром направит к нему своего секунданта.

Брат Надежды Алексеевны настаивает на том, чтобы Стельчинский принес Владимиру Сергеевичу свои извинения, оберегая честь сестры. На следующее утро Астахов поспешно уезжает в Петербург. По прошествии нескольких месяцев помещику становится известно о заключении брака между Веретьевой и Стельчинским, по словам приятеля Астахова, пара также переехала в столицу. Друг рекомендует Владимиру Сергеевичу стать супругом Марьи Павловны. Вновь приехав в Сасово, Астахов замечает, что Маша несколько похудела и стала еще более печальной и мрачной, чем ранее.

На следующее утро Владимир Сергеевич узнает о том, что свояченица Ипатьева утопилась, при этом никто не понимает причин подобного поступка. Астахов прощается с ушедшей из жизни Машей и возвращается в столицу. Впоследствии он берет в жены барышню из обеспеченной семьи, однажды он случайно встречает на улице Веретьева, однако вовсе не стремится обсуждать с этим человеком прошлое. Позднее Владимир Сергеевич отправляется на прогулку по Невскому проспекту вместе с избранницей и ее матерью, стараясь не задумываться о том, обрел ли он счастье.

В повести показана трагедия работящей и умеющей глубоко чувствовать девушки, любовь которой остается незамеченной и неоцененной. Скромная Марья Павловна не вызывает особого интереса у Астахова, которому жизнь в провинции в целом кажется крайне скучной и однообразной, он стремится к роскошному и полному развлечений столичному существованию. В итоге Владимир Сергеевич достигает желаемого, однако все же не ощущает морального удовлетворения и радости.

Краткое содержание

Главы 1–5

На берегу Москвы-реки «в один из самых жарких летних дней 1853 года» отдыхали двое молодых людей. Один из них, Алексей Берсенев, закончил университет и обещал сделать блестящую карьеру ученого. Его приятель, Павел Шубин, был начинающим скульптором. Друзья спорили о любви, о природе, о том, какую роль играет в ней человек.

После смерти матери Павел Шубин жил в семье троюродной тетушки Анны Васильевны Стаховой. Женщина не была счастлива в браке. Ее супруг , Николай Артемьевич, женился на ней ради денег и вскоре сошелся с вдовой-немкой.

«Сердце у ней было очень любящее и мягкое», и однажды Анна Васильевна даже дала Павлу деньги на поездку в Италию, но он отправился в Малороссию. Павел был влюблен в дочку Анны Васильевны, Елену, но это не мешало ему иногда флиртовать с ее подругой Зоей. Елена не отвечала взаимностью Павлу, с которым у нее не было ничего общего. Умная и глубокая девушка по достоинству оценила Берсенева. Общаясь с ним, она чувствовала, что «что-то нежное, справедливое, хорошее не то вливалось в ее сердце, не то вырастало в нем».

Прогулка в Содене

На следующий день семейство Розелли и Санин отправились в маленький городок Соден, который находится в получасе пути от Франкфурта. Организовал прогулку герр Клюбер с педантичностью, присущей всем немцам. Повесть Тургенева описывает жизнь европейцев среднего класса. Обедать Розелли отправились в лучший трактир Содена. Но Джемме наскучило происходящее, и она захотела обедать на общей террасе, а не в отдельной беседке, которую заказал ее жених.

На террасе обедала компания офицеров. Они все были в сильном подпитии, и один из них подошел к Джемме. Он поднял бокал за ее здоровье и забрал розу, лежавшую рядом с тарелкой девушки.

Это был оскорбительный поступок для Джеммы. Однако Клюбер не стал заступаться за невесту, а быстро расплатился и увел девушку в гостиницу. Дмитрий же смело подошел к офицеру, обозвал его нахалом, забрал розу и вызвал обидчика на дуэль. Клюбер сделал вид, что не заметил случившегося, зато Эмиля этот поступок восхитил.

Безбрачие-единственное приключение, доступное робким.

Честь есть душа супружеского согласия.

Надобно, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Большинство браков несчастно потому, что молодые жёны плетут сети, в то время как им следовало бы позаботится о клетках. То есть поймав в свои сети добычу, невесты останавливаются в своей работе. И пойманные мужья как птицы улетают при первом дуновении свежего ветерка. А надо и дальше заботится о своей добыче. Создать ей условия для жизни и условия чтобы он не сбежал. То есть клетку. А клетка эта состоит из тех вкусняшек, говоря языком владельцев собак, от которых ни одна собака не откажется. И не променяет своего хозяина на кого то другого.

От простуды и от любви нет лекарства. Они сами проходят.

Страсть-единственная болезнь, которая излечивается рецидивом.

Одни любят до потери разума, другие -после потери.

Любовь-два ума и ни одной мысли.

Брак по любви и по расчёту, безбрачие. Плюсы и минусы.

Женатый всегда находится в здравом уме, потому что не думает о женитьбе.

Узы брака настолько тяжелы, что нести их можно только вдвоём, а иногда и втроём.

Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним.

Женитьба-самый большой комплимент, который мужчина может сделать женщине. Обычно он оказывается последним.

Одни мужчины получают то, что заслужили, другие остаются холостяками.

С нами рассуждали о браке следующие благородные люди: Фонвизин, Бальзак, Дюма, Чехов, Ницше, Тургенев, Оскар Уайльд, Гёте, Стендаль.

«Воробей»

В этом произведении представлено рассуждение о благородном порыве птицы, которому автор стал свидетелем. Он восхищается искренней самоотверженностью взрослого воробья, который бросился на защиту птенца. Здесь невольно проходит сравнение с человеческими судьбами и нуждами. «Воробей» Тургенева направлен на раскрытие нравственных ценностей: умения жертвовать собой, принимать на себя ответственность за происходящее.

Ведь у каждой угрожающей ситуации имеется свое решение. Нужно только хорошенько поискать его внутри себя, обнаружить свои внутренние ресурсы. Во многих случаях «Воробей» Тургенева запоминается больше других текстов. Его включают в школьную программу, цитируют, им восхищаются даже те, кто не имеет никакого отношения к литературе.

Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки – вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» — это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.

Ссылки

Накануне в Викитеке

Повести и рассказы
Андрей Колосов • Три портрета • Бретёр • Петушков • Дневник лишнего человека • Два приятеля • Затишье • Записки охотника (цикл) • Муму • Постоялый двор • После смерти • Яков Пасынков • Переписка • Фауст • Ася • Призраки • Довольно • Вешние воды • Степной король Лир • Первая любовь
Драматургия
Безденежье • Где тонко, там и рвётся • Нахлебник • Завтрак у предводителя • Холостяк • Месяц в деревне • Провинциалка
Поэзия
Параша • Андрей • Разговор • Поп • Утро туманное • Другие стихотворения
Прочее
Стихотворения в прозе • Литературные и житейские воспоминания
Персонажи
Евгений Базаров • Павел Петрович Кирсанов • Николай Петрович Кирсанов • Дмитрий Николаевич Рудин • Елена Николаевна Стахова • Фёдор Иванович Лаврецкий
Окружение
Тургеневы • Полина Виардо • Юлия Вревская • Татьяна Александровна Бакунина
Музеи
Спасское-Лутовиново • Музей И. С. Тургенева на Остоженке • Государственный литературный музей И. С. Тургенева в Орле • Дача И. С. Тургенева

Образ Елены Николаевны

Обзор романа «Накануне» Тургенева говорит об этой девушке как о незаурядной натуре. Ей всего двадцать лет. Она статная и привлекательная. У девушки серые глаза и темно-русая коса. Однако в ее облике есть нечто порывистое и нервическое, что нравится далеко не каждому.

Душа Елены Николаевны стремится к добродетели, но при этом ничто не способно удовлетворить ее. С самого детства девушка интересовалась животными, а также больными, нищими и голодными людьми. Их положение тревожило ее душу. В 10-летнем возрасте Елена познакомилась с нищей девочкой по имени Катя и стала заботиться о ней, сделав своеобразным предметом своего поклонения. Подобного увлечения не одобряли родители. Но Катя умерла, оставив в душе Елены неизгладимый след.

Уже с 16 лет девушка считала себя одинокой. Она жила самостоятельной, не стесненной никем жизнью, считая при этом, что любить ей некого. В роли своего мужа она никак не представляла и Шубина. Ведь этот юноша отличался непостоянством.

Берсеньев же привлек Елену. Она увидела в нем умного, образованного и глубокого человека. Но Андрей постоянно и настойчиво рассказывал ей об Инсарове – молодом человеке, одержимом идеей освобождения родины. Это и пробудило интерес Елены к личности болгарина.

Глава 6[ред.]

Проходит три месяца. В клубе Астахов встречает своего старого приятеля, сплетника и дельца Флича. Тот передаёт ему приветствие от госпожи Стельчинской, под коей подразумевает Надежду Алексеевну. Та вышла замуж известно за кого и умчалась в Петербург. С мужем она почти не видится, но это ничего: девушка ударилась в искусство, водит знакомства со всевозможными актёрами. Её брат, Веретьев, пропал, может быть ушёл с цыганами, но в губернии его нет и никто не знает, где он. Жена Егора Капитоныча умерла. Флич также рассказывает, что у Ипатьева всё идёт прежним чередом и намекает Астахову жениться на Марье Павловне.

В это время в Сасове сгорает шесть домов и Владимир Сергеевич отправляется туда. Осмотрев потери и приняв меры, он едет в Ипатьевку и застаёт Ипатьева и Ивана Ильича как всегда за шахматами. Михаил Николаевич встречает его уже не так радушно и слегка скованно. Марья Павловна переменилась, похудела и стала ещё печальнее и угрюмее.

Весь вечер Астахов скучает, не зная, о чём поговорить. Спать его укладывают в той же комнате, что и в первый приезд. Он снова выглядывает в ночной сад и видит белое пятно. Оно быстро исчезает и Астахов принимает его за видение.

Ночью Владимир Сергеевич просыпается от суеты и криков в доме. Выскочив из комнаты, он ловит Ивана Ильича за руку и требует объяснений. Тот отвечает в недоумении — Марья Павловна утопилась.

Тело вытягивают из воды баграми, приносят в дом и принимаются откачивать, но уже поздно. Наутро Астахов прощается с покойницей, стоит несколько минут в вежливом молчании и удаляется. В доме Ипатьева плачут все — Марья Павловна заслужила хорошую славу.

Сообщение о смерти Надежда Алексеевна получает уже в Италии. Она огорчается, но это не мешает ей в тот же вечер отправиться с кавалером, неким Попеленом, на развлечения.

Тургенев. Все произведения

  • Андрей Колосов
  • Ася
  • Ася по главам
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бригадир
  • Бурмистр
  • В дороге
  • Вешние воды
  • Воробей
  • Гамлет Щигровского уезда
  • Два помещика
  • Два приятеля
  • Дворянское гнездо
  • Дневник лишнего человека
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые мощи
  • Завтрак у предводителя
  • Записки охотника
  • История лейтенанта Ергунова
  • Касьян с Красивой мечи
  • Клара Милич
  • Конец Чертопханова
  • Контора
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Льгов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Муму
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Новь
  • Однодворец Овсянников
  • Отцы и дети
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Первая любовь по главам
  • Песнь торжествующей любви
  • Пётр Петрович Каратаев
  • Поездка в Полесье
  • Провинциалка
  • Пунин и Бабурин
  • Рассказ отца Алексея
  • Рудин
  • Свидание
  • Смерть
  • Собака
  • Сон
  • Степной король Лир
  • Странная история
  • Стучит!
  • Татьяна Борисовна и её племянник
  • Три встречи
  • Уездный лекарь
  • Фауст
  • Холостяк
  • Хорь и Калиныч
  • Часы
  • Чертопханов и Недопюскин

«Завтра! Завтра!»

Произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни. Люди склонны приближать завтрашний день, строить планы, однако упускают настоящее мгновение. Даже тот, кто состоялся в жизни, сумел сполна выразить свой талант, несомненно, перед смертью жалеет о нереализованных возможностях.

Таким образом, анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, что автор много размышлял о сути и ценности своего бытия. Собственная жизнь представлялась ему заведомо проигранной партией. Индивидуальные переживания писателя нашли воплощение в изысканных и лаконичных историях, которые легко читаются. Анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, насколько тяжелыми были последние годы жизни Ивана Сергеевича. Он постоянно обращается к своим воспоминаниям и не находит в них утешения. Во многих отдельных произведениях прослеживается мысль о бессмысленности дальнейшей жизни, надрывной нотой звучит тема разочарования. Сами стихотворения в прозе достаточно емкие, наполнены мудростью, хотя и не отличаются оптимизмом.

  • Ахматова о сталине стихи

      

  • Бал у сатаны стих

      

  • Рождественские стихи на немецком языке

      

  • Матерный стих про воробья и кобылу

      

  • Рифма к слову по другому в стихах

Глава 5[ред.]

«Бал» у Гаврилы Степановича Акилина выглядит так: оркестр из доморощенных музыкантов; не самые лучшие кушанья и не самые дорогие вина, «как нельзя под лад общежительскому и бесцеремонному образу мыслей обитателей». Мебель не слишком удобна, но всюду разложены жениными руками сшитые подушки; есть стол для карточных игр. Ведёт бал худощавый господин, который прожил в Петербурге шесть месяцев и теперь воображает себя страшным франтом.

Надежда Алексеевна уже танцует с Стельчинским. После танца Владимир Сергеевич подходит к ней и напоминает об обещании. Сельчинский заявляет, что мазурка была обещана и ему. Веретьева ссылается на свою забывчивость и просит господина Сельчинского не ставить её в неудобное положение перед нездешним гостем. Она уносится с Астаховым в кадрили.

После первого танца к Астахову подходит господин Сельчинский и на французском просит его переговорить наедине в соседней комнате. Там последний ставит сопернику ультиматум: отказ от мазурки либо дуэль. Владимир Сергеевич в изумлении. Ему это кажется шуткой, но Сельчинский заявляет о серьёзности. Астахов не намерен отказываться от мазурки. Тогда Сельчинский обещает наутро прислать секунданта и удаляется.

Этот разговор вводит Владимира Сергеевича в замешательство. Вот так затишье! Он бы сразу уехал, но нужно дождаться мазурки. Он было обращается к Ивану Ильичу, чтобы тот был его секундантом, но тот в испуге отказывается.

Полночь — время мазурки. В танце Надежда Алексеевна спрашивает, отчего Владимир Сергеевич так грустен. В лёгком разговоре Астахов забывается, начинает говорить с ней о женщинах, любви и спрашивает о её наклонностях. Надежда Алексеевна осведомляется, когда он намерен уезжать. Астахов отвечает, что как можно скорее. Тогда Веретьева с твёрдостью говорит, что не понимает интереса к ней господина, который думает о скором отъезде. В танце она передаёт ему билетик с надписью на французском «Кто меня не ценит, тот теряет». Астахов теперь считает её кокеткой.

Так или иначе по окончании мазурки Владимир Сергеевич хочет непременно уехать. Но слуга, которому он наказал быть наготове, признаётся, что кучер напился. Астахову приходится заночевать. Он не может уснуть, думая о вздорности ситуации.

Тем временем «бал» окончен. Самые стойкие мужики-пьяницы отправляются на продолжение банкета во флигель. Там Веретьев узнаёт о намерении Стельчинского стреляться с Владимиром Сергеевичем за его сестру. Веретьев угрожает ему и заставляет извиниться перед Астаховым, ведь перепалка эта заденет честь его сестры. Стельчинский соглашается.

Пьяный полураздетый Веретьев поднимается в комнату к Астахову, который всё ещё ворочается под тяжестью мыслей и не может уснуть, и как всегда в иронической форме сообщает: «Всё улажено… Этот господин извиняется перед вами… Храпите!». С утра Астахов и правда получает письмо. Он отправляется восвояси.

История создания

Повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им с 25 января по 23 июня 1854 года и впервые опубликованная в августе этого же года в девятом номере журнала «Современник». Тургенев на рукописи повести указал, что она была «начата в Петербурге, в понедельник, 25-го января 1854 г., кончена в Петергофской колонии в среду 23-го июня 1854 г.» и что она «писана с большими промежутками». После выхода повести последовала критика произведения в которой его упрекали в том, что персонажи не связаны общей идеей произведения. По этому поводу 1 ноября   года Тургенев писал публицисту И. Ф. Миницкому: «Замечание Ваше насчет „Затишья“ совершенно справедливо — и совпадает с тем, что мне сказали Некрасов, Анненков и др. Но, к несчастью, я не умею переделывать. Я по крайней мере рад, что джентльмен мой (Астахов) хотя несколько удался». Тургенев под влиянием критических замечаний, высказанных по поводу «Затишья», решил внести в повесть, некоторые изменения и дополнить её. 9 августа   года Тургенев писал Елисею Колбасину: «Пришлите мне, пожалуйста, тот том „Современника“, где „Затишье“. Мне хочется на Досуге приделать сцену между Веретьевым и Машей». В 1856 году повесть вышла с изменениями в сборнике «Повести и рассказы И. С. Тургенева с 1844 по 1856 гг.» напечатанной в «типографии Эдуарда Праца», там же Тургеневым была добавлена четвёртая глава (сцена утреннего свидания Маши с Веретьевым). В 1858 году повесть была переведена на французский язык с названием «L’Antchar» и вошла в сборник «Scènes de la vie Russe»

Страсти, к чему приводят?

Мужчина громко негодует на женщину, которая его разлюбила, — и быстро утешается. Женщина не столь бурно выражает свои чувства, когда её покидают, но долго остаётся безутешной.

У друзей мы замечаем те недостатки, которые могут повредить им, а у любимых те, от которых страдаем мы сами.

Мы хотим быть источником всех радостей, или, если это невозможно, всех несчастий, того, кого мы любим.

Самые сильные страсти человека.

Тосковать о том, кого любишь, много легче, чем жить с тем, кого ненавидишь.

Нужно быть очень уж глупым человеком, чтобы под воздействием любви, злобы или нужды нисколько не поумнеть.

Да разве любовь имеет что-либо общее с умом!

Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и даёт тем, у кого его нет.

Молодые люди ведут себя с женщинами как робкие богачи, а старики-как наглые нищие.

В любви лучше всего начало, вот почему мы начинаем так часто.

Любовь-единственное чувство, в котором всё истинно и всё лживо.

Любовь есть не что иное, как острое желание счастья другому человеку.

Лишь в восторгах любви ощущают счастье существования. И прижимая губы к губам, обмениваются душами.

В любви недостаточно даже «слишком». В любви молодые платят за тто, что делают. А старики за то, что не делают.

Уважение имеет границы. любовь никогда.

Ангелы зовут это небесной отрадой, черти-адской мукой. люди-любовью.

Любовь вдохновляет нас на великие дела, и она же мешает нам их совершать.

Неверность подобна смерти, она не знает нюансов.

Самые сильные страсти человека.

Поиски разнообразия в любви -признак бессилия.

Надо менять не жён, а себя. Когда это поймёшь закончатся деньги, здоровье и жизнь.

Самый умный мужчина, полюбив становится глупым. Самая пустая девушка, полюбив, становится умной.

Она, как огонь,-без пищи гаснет.

Она-это глупость, совершаемая вдвоём.

Всё ясно в ревности-а доказательств нет.

Человек так уж устроен, что и на счастье-то как будто неохотно и недоверчиво смотрит. Так что и счастье ему надо навязывать.

Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове.

Женщина сама выбирает мужчину, который её выбирает.

Красивая женщина — это профессия, а красивый мужчина — это любитель.

Девушка должна говорить совершенно обычные вещи, но так, чтобы они давали возможность помечтать.

Шея у неё, не для того, чтобы оглядываться, а чтобы на неё заглядывались.

Будь красивой и сиди молча, Первое легче.

Следует различать: отказ категорический, отказ временный и отказ женский.

Женщины, как дети, любят говорить «нет». Мужчины, как дети, принимают это всерьёз.

Если можно ненавидеть нескольких мужчин сразу, то почему же нельзя любить сразу нескольких?

Женщина глазами мужчин.

Лучше сделать счастливыми многих мужчин, чем сделать несчастливым одного.

Если мужчина долго-долго смотрит тебе в глаза, будь уверена — всё остальное он уже рассмотрел.

Самое трудное для девушки — убедить своего парня, что он жить без неё не может.

Молодую женщину подстерегают тысячи опасностей, но только некоторые из них доставляют настоящее удовольствие.

Если мужчина прав, первым делом нужно попросить у женщины прощения.

Для многих женщин пережить любовь — просто обсудить её с подругой.

Чем старше мужчина, тем буквальнее следует понимать его признания, что он переспал с женщиной.

К числу эрогенных зон у девушки следует отнести бумажник мужчины.

Краткая биография (подробно)

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.

В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Бретёр», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.

Некролог на смерть Гоголя. Арест Тургенева.

Вот и всё.

Так что тут было недозволенным, предосудительным и опасным? Что привлекло внимание цензоров?

Некролог Тургенева не содержал ничего предосудительного. Правда, в газетах не принято было (пусть даже в форме намека) вспоминать о дуэли, приведшей к гибели Пушкина; также нежелательны были напоминания о смерти Лермонтова на дуэли (кстати, император Николай Павлович автора «Героя нашего времени» сильно не любил, за что и отправил на Кавказ.)

Тургенев же об этих двух безвременных смертях сказал очень осторожно, намёком, а Гоголю придал великое значение общественное. Мусин-Пушкин поспешил расправиться с составителем заметки о Гоголе

Императору было отправлено донесение о неблагонадежном литераторе, будто бы осмелившемся нарушить указание председателя цензурного комитета, строго запретившего печатать статьи о кончине литератора Гоголя.

То есть под запретом оказалась тема: «Смерть Гоголя.» О ней ничего нельзя было писать.

Арест Тургенева и ссылка.

Вот и попробуйте выразить недовольство крепостным правом в своих произведениях. Поэтому пришлось Тургеневу писать про охотника и природу, описывать крестьянский быт и отношения с помещиками.

Цейтлин А. Г. Комментарии: «Записки охотника» // И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1979. — Т. 3.

Сидоров Н. П. Крепостные крестьяне в русской беллетристике // Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. — М.: Изд-во т-ва И. Д. Сытина, 1911. — Т. III. — С. 263. — 266 с.

Отмена крепостного права в России произошло 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1861 года манифестом «О земле и воле».

По проведённой переписи населения в 1857-59 годах население в России насчитывало 67 081 167 человек из них 23 069 631 крепостных.

Но они становились временно обязанными. Это значит что государство выкупало их у помещиков, давало им как бы ссуду на 50 лет, которую они были обязаны погасить. Своеобразная «ипотека», так они выкупали свою личную свободу.

По 10-й ревизии в России в 1858 году насчитывалось 65 губерний и областей. Из них в 56 губерниях и областях имелись крепостные, а в 9 губерниях и областях крепостных не было, а именно: в трёх остзейских губерниях, земле Черноморского войска, Приморской Восточной Сибири области, Семипалатинской области и Области Сибирских Киргизов, а также в Дербентской и Эриванской губерниях. В четырёх губерниях и областях (Архангельской, Шемахинской, Забайкальской и Якутской) практически нет крепостных, имелось лишь незначительное количество (несколько десятков) дворовых людей (слуг), поэтому эти губернии и области можно также исключить из числа губерний и областей с крепостным населением.

Естественно против крепостного права выступал Тургенев. Однако при наличии цезуры во всех сферах жизни писателю приходилось очень непросто.

История создания

Тургенев работал над повестью очень долго — с середины 1870 года до конца 1871. Впервые он упоминает её в письме к В. Рольстону. В феврале 1871 он написал своему редактору Анненкову, что окончит повесть в Англии и отправит Стасюлевичу. В апреле он писал, что окончит повесть через неделю. В мае автор осознал, что произведение разрастается, и пообещал закончить его к ноябрю. Но в ноябре работа опять не была закончена. Тургенев вновь пишет Анненкову о том, что 1 декабря точно будет у него. В этом письме он впервые называет её «Вешние воды». 26 ноября автор действительно заканчивает повесть и отправляет в Петербург.

Известно, что Иван Сергеевич трижды переписывал повесть. Первая редакция — от 24 сентября, с многочисленными правками. Вторая до нас не дошла. И третья, окончательная версия — от 26 ноября. Эти две дошедшие до нас рукописи не сильно отличаются по сюжету, но сильно изменены язык написания и стилистика. Редактируя повесть, Тургенев добавлял больше деталей, удалял, по его мнению, неудачные эпитеты и описания и просто изменял одни слова на другие, сильнее передающие чувства героев. Например, он изменил «Джемма самоуверенно-спокойно посмотрела в лицо своему бывшему жениху» на «со спокойной решительностью».

Мотивы тургеневского сюжета

Все мотивы, а также тургеневские идеи в романе были проанализированы критиком Николаем Добролюбовым, который подошел к сюжету с прогрессивных позиций. Критик отмечает в авторе особую писательскую чуткость. Это прекрасно проявляется в том, как изображает Иван Сергеевич главную героиню. Критик увидел в Елене Стаховой образ России, которая пока еще молода и прекрасна.

Елена в тургеневском представлении обращена к народу, от него она берет мечту, ищет правду. Она также готова пожертвовать собой ради кого-то. Елена – прекрасная героиня, она нравится мужчинам. Армия ее поклонников велика: это и художник, и чиновник, ученый и даже революционер. Девушка выбирает революционера Инсарова, пытаясь тоже совершить гражданский подвиг. У ее избранника есть высокая цель, которой он и подчиняет всю свою жизнь. Он мечтает о счастье для своей родины.

Есть в тургеневском произведении и другая тема – это конфликт личных интересов и душевности. Например, Барсенев и Шубин спорят о том, что такое счастье, какая бывает любовь, и что может стоять выше. Чем больше читатель наблюдает за главными героями, тем становится очевиднее, что они должны принести жертву своей любви. Автор будто старается подчеркнуть, что любая жизнь на Земле заканчивается трагично. И по сюжету романа известно, что Инсаров неожиданно от болезни умирает. А Елена растворяется в толпе людей и никто больше о ней ничего не знает.

Другие персонажи

  • Иван Петрович — отец Фёдора Ивановича, англоман.
  • Маланья Сергеевна — мать Фёдора Ивановича, бывшая горничная.
  • Глафира Петровна — тётка Фёдора, женщина с жестоким нравом.
  • Марья Дмитриевна Калитина — сентиментальная женщина лет 50-ти, вдова губернского прокурора, живёт с двумя дочерьми, Лизой и Леночкой.
  • Марфа Тимофеевна Пестова — 70-летняя тётка Марьи Дмитриевны с независимым и гордым характером.
  • Леночка Калитина — 11-летняя сестра Лизы.
  • Гедеоновский Сергей Петрович — статский советник, важный господин, любит посплетничать.
  • Владимир Николаич Паншин — молодой петербургский чиновник. Ему шёл  28-ой год, а он уже был камер-юнкером, так как сумел познакомиться с нужными людьми, да и отец помог наладить связи с такими людьми. Он любезный и ловкий светский человек, в душе холодный и хитрый.
  • Христофор Теодор Готлиб Лемм (Христофор Фёдорович Лемм) — 50-летний учитель музыки.
  • Варвара Павловна (Варенька) — жена Лаврецкого, двуличная женщина, изменившая ему с французом.
  • Ада — дочь Варвары Павловны и Лаврецкого.
  • Михалевич — друг Фёдора Иваныча, студент, стихотворец.
  • Шурочка — воспитанница Марфы Тимофеевны.

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гайдар Дым в лесу

    С крыши дровяного сарая я разглядывал клубы дыма от горевшего леса. Горело далеко, но город страдал от удушливого запаха. Внизу захныкала соседская девочка Фенька – какой-то мальчишка отобрал у нее конфету.

  • Краткое содержание Горький Песня о буревестнике

    Используя форму аллегории, автор захватывающе ведет повествование о надвигающейся революции. Народ уже не может жить по-старому и готов подняться на борьбу за новое будущее.

  • Краткое содержание Два капитана Каверина

    В Энске живет мальчик Саня, он все слышит, но ничего не говорит. У него есть родители и сестра. Все было бы хорошо, но отца сажают в тюрьму. Этот случай переворачивает жизнь Сани и его сестры.

  • Краткое содержание Гар Семья Тибо

    Жак Тибо и Даниэль де Фонтанен учатся в одном классе и переписываются друг с другом. Прочитав их переписки, учителя неправильно истолковали содержание. Жак и Даниэль решают убежать из города.

  • Краткое содержание Толстой Смерть Иоанна Грозного

    Место действия – Боярская дума, 1984 год. Происходит ссора между членами Думы, Нагим и Салтыковым за место среди бояр. В данную ссору вовлечены все. Захариьн-Юрьев пытается усмирить разгоревшийся скандал

Заключение к краткому пересказу

  • любовь;
  • измена, верность;
  • прощение;
  • детство;
  • семья;
  • смысл человеческой жизни.

Основная мысль (идея) романа «Дворянское гнездо»: в любых жизненных обстоятельствах следует поступать по совести, не отступая от своих нравственных принципов, чтобы потом не мучиться раскаянием.

Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Образ и характеристика Дуни Раскольниковой — героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Старик Хоттабыч» — краткое содержание и пересказ по главам повести-сказки Л. И. Лагина

«Чёрная курица, или Подземные жители» — краткое содержание и пересказ сказочной повести А. Погорельского

Анализ комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»

Образ и характеристика Шарика — героя повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Образ и характеристика жены Тараса Бульбы — героини повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

«Руслан и Людмила» — краткое содержание и пересказ по главам (песням) поэмы А. С. Пушкина

«Каменный гость» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: