Краткое содержание рассказа «Тёмные аллеи» подробно
Осенью, в холодную погоду у почтовой станции остановился забросанный грязью тарантас. Станция «делила» избу, в которой располагалась, с постоялым двором. Из тарантаса вышел уставший путник, пожилой военный со строгим взглядом. Герой решил остановиться в тёплом, опрятном, пахнущем свежесваренными щами гостином дворе.
Хозяйкой постоялого места оказалась Надежда, давняя любовь Николая Александровича. Он не сразу признал в красивой, несмотря на возраст, женщине ту девушку-крестьянку, которую когда-то бросил. А она его узнала, ведь так и не смогла забыть и простить. Со времени их последней встречи минуло 30 лет.
Бывшие возлюбленные предались воспоминаниям и рассказали друг другу о том, как прошли их жизни после разлуки. Надежда всю жизнь жила одним только Николаем Александровичем, так и не вышла замуж, не родила детей. А Николай женился, любил свою жену, но та предала его и ушла. Единственный сын вырос недостойным человеком. И Надежда, и Николай понимают, что та давняя любовь была самым светлым временем в их жизнях, что уже подходят к концу.
Николай Александрович просит прощения. Прощаясь, старые знакомые целуют друг другу руки. Надежда смотрит в след уезжающему тарантасу, а Николай понимает, что менять бы всё равно ничего не стал. Как хороша бы не была Надежда, она — крестьянка. И для него это так и остаётся самым главным определяющим.
«Темные аллеи»
Проблема любви в рассказах Бунина заключается в мимолетности и непостоянстве этого чувства. Трагичной история любви становится тогда, когда чувства были быстротечными для одного из ее участников. Так, в рассказе «Темные аллеи» пожилой военный, случайно заехав на постоялый двор, встречает там свою прежнюю любовь, которую не сразу и признает. Прошло много лет после их последней встречи. Она стала хозяйкой постоялой горницы, женщиной жесткой и холодной. Но такой она была не всегда. Такой ее сделали безответные чувства к Николаю Алексеевичу – тому самому военному, ее случайному постояльцу. Человеку, который жестоко бросил ее тридцать лет назад.
В молодости он читал ей лирические стихи «Темные аллеи», а она его называла Николенькой. Теперь он признается, что счастлив не был ни минуты своей жизни. Но исправить ничего уже нельзя, и Николай Алексеевич покидает постоялый двор с тяжелым сердцем и со смутными тревожными воспоминаниями.
История создания рассказа
Ивана Алексеевича Бунина вдохновило стихотворение Н. Огарёва «Обыкновенная повесть», точнее ему очень понравилась метафора «тёмные аллеи». Этот образ писатель наделил особым смыслом, он назвал «Тёмными аллеями» целый цикл рассказов о красивой, судьбоносной, незабываемой любви.
Рассказ «Тёмные аллеи» был написан в 1938 году, когда писатель находился в эмиграции. Это было тяжелое время: голод, страх, гонения, нищета… Но именно в эти годы И.А. Бунин написал лучшие свои работы. Он возвращался в них в мирную жизнь, в собственную молодость, в Россию. В те непростые времена творчество помогло выжить русскому писателю, сейчас оно стало нашим наследием и гордостью.
«Темные аллеи»
Проблема любви в рассказах Бунина заключается в мимолетности и непостоянстве этого чувства. Трагичной история любви становится тогда, когда чувства были быстротечными для одного из ее участников. Так, в рассказе «Темные аллеи» пожилой военный, случайно заехав на постоялый двор, встречает там свою прежнюю любовь, которую не сразу и признает. Прошло много лет после их последней встречи. Она стала хозяйкой постоялой горницы, женщиной жесткой и холодной. Но такой она была не всегда. Такой ее сделали безответные чувства к Николаю Алексеевичу – тому самому военному, ее случайному постояльцу. Человеку, который жестоко бросил ее тридцать лет назад.
В молодости он читал ей лирические стихи «Темные аллеи», а она его называла Николенькой. Теперь он признается, что счастлив не был ни минуты своей жизни. Но исправить ничего уже нельзя, и Николай Алексеевич покидает постоялый двор с тяжелым сердцем и со смутными тревожными воспоминаниями.
«Дурочка»
Трагическая любовь в рассказах Бунина не всегда прекрасна. А порою ее можно сравнить скорее с животной страстью, которую может испытывать только человек чрезвычайно самовлюбленный и эгоистичный. В центре рассказа «Дурочка» — весьма аморальная и лицемерная личность.
Хозяйский сын проводит лето у родителей. Будучи студентом духовной семинарии, он проявляет в учебе блестящие успехи. При этом его душевный и нравственный мир исключительно беден. Воспользовавшись безответностью дурочки-кухарки, он овладел ею: «Она от страха даже крикнуть не смогла». Безнаказанность этих действий привела к тому, что молодой человек повторял их не раз. В конце концов кухарка родила мальчика. Но вид ребенка, как и облик самой «дурочки», удручал хозяйского сына, и он приказал прогнать ее со двора. С тех пор она скиталась по улицам с сыном, прося милостыню «Христа ради».
Лицемерие и жестокость главного персонажа приобретают особенно сильный эффект оттого, что он обладает духовным саном, является служителем церкви. История незамысловата, но благодаря неповторимому стилю Ивана Бунина вызывает у читателя сильные чувства. Скитания молодой матери не дополнены слезливыми эмоциями, а описаны очень кратко и лаконично. О ребенке автор говорит лишь несколько слов: «Он был урод, но когда улыбался, был очень мил».
«Зойка и Валерия»
Всепоглощающему и иногда смертоносному чувству посвящает Бунин рассказы про любовь. Список персонажей «Темных аллей» непросто составить, так как многие из них безлики. На первом плане в рассказах этого цикла – не человек с характерной внешностью и привычками, а чувство, которое правит его действиями. Жорж Левицкий – один из немногих персонажей, который не лишен имени и внешнего облика.
Он задумчив, меланхоличен, неряшлив. Любовь приходит к нему не с появлением избранницы, а значительно раньше. Он ждет этого чувства, но к кому оно будет обращено, в начале истории он еще не знает
То ли это будет дочь коллеги Жоржа, то ли дальняя родственница, неважно. Важно то, что однажды появляется Валерия, и именно на нее этот нервный и чувственный персонаж направляет всю свою силу переживаний
Валерия, как и многие другие бунинские героини, беспристрастна и холодна. Ее равнодушие и побуждает главного героя рассказа «Зойка и Валерия» к самоубийству.
«Дурочка»
Трагическая любовь в рассказах Бунина не всегда прекрасна. А порою ее можно сравнить скорее с животной страстью, которую может испытывать только человек чрезвычайно самовлюбленный и эгоистичный. В центре рассказа «Дурочка» — весьма аморальная и лицемерная личность.
Хозяйский сын проводит лето у родителей. Будучи студентом духовной семинарии, он проявляет в учебе блестящие успехи. При этом его душевный и нравственный мир исключительно беден. Воспользовавшись безответностью дурочки-кухарки, он овладел ею: «Она от страха даже крикнуть не смогла». Безнаказанность этих действий привела к тому, что молодой человек повторял их не раз. В конце концов кухарка родила мальчика. Но вид ребенка, как и облик самой «дурочки», удручал хозяйского сына, и он приказал прогнать ее со двора. С тех пор она скиталась по улицам с сыном, прося милостыню «Христа ради».
Лицемерие и жестокость главного персонажа приобретают особенно сильный эффект оттого, что он обладает духовным саном, является служителем церкви. История незамысловата, но благодаря неповторимому стилю Ивана Бунина вызывает у читателя сильные чувства. Скитания молодой матери не дополнены слезливыми эмоциями, а описаны очень кратко и лаконично. О ребенке автор говорит лишь несколько слов: «Он был урод, но когда улыбался, был очень мил».
Вариант 3
Кастовые различия всегда существовали в обществе. В Индии до сих пор многие ориентируются на кастовую систему. В России раньше был специальный табель о рангах, который разграничивал социальный статус людей, были крепостные и были владельцы деревень и людей.
Трудно однозначно сказать о преимуществах или недостатках подобной системы. Бунин пишет совсем не об этом, он пишет о людях, которые являются яркими представителями этой системы, яркими штрихами в рассказе Темные аллеи он описывает противоречивость представителей так называемого высшего и низшего света.
С одной стороны перед нами военный Николай Алексеевич, с другой дворовая девка Надежда, которая со временем, как говорится, выбилась в люди, стала владелицей собственной гостиницы. Они любили друг друга в молодости, если следовать фактам указанным автором, то, тогда Надежде было около 18 лет, Николаю Алексеевичу около 30. Они снова встречаются спустя 30 лет, военный оказывается проездом в гостинице Надежды.
Узнав друг друга, вспоминают молодость. Оказывается Надежда до сих пор любит этого человека и никогда не была замужем. Она рассказывает о собственных душевных страданиях, крепком чувстве.
Бунин подчеркивает простоту ее речи и восприятия мира: «читал стихи про какие-то темные аллеи», но также указывает и не глубокую, народную мудрость: «молодость у всех проходит, а любовь – другое дело». Надежда проста и искренна.
В Николае Алексеевиче в свою очередь угадываются черты пресыщенного интеллигента, часто характеризуя различные жизненные ситуации, он произносит «пошло». Для него все «пошло» и обыденно, бытие – бренный феномен, который исчезает «как вода протекшая». Тем не менее, факт остается фактом, именно он сбежал и бросил Надю в молодости.
Более того, как читатель узнает из завершения рассказа, главный герой не мог представить себе именно то, как эта простая девка будет хозяйкой его петербургского дома, его супругой. Наверно, для него подобное тоже выглядит пошло. Только вот на фоне этой «пошлости» контрастирует фигура Надежды, которая отдала ему лучшие годы, всю красоту и осталась преданной до полувека и, пожалуй, продолжит его любить (безответно любить и без корысти) до скончания века своего.
Эти факты заставляют читателя усомниться в благородстве главного героя. Конечно, увлечения юности, разные социальные классы – многое следует понять. История действительно проста и банальна, но за ней есть подлинные и настоящие чувства, отдельная судьба.
Когда они расстаются (тепло и ласково), Надежда смотрит в окно, так проявляется ее преданность, которая не поменяется, а Николай Алексеевич вспоминает те самые стихи: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…». Он ценит красоту стихов и может декламировать красивые рифмы, но почему-то не способен воспринять красоту этой преданной любви.
18 стр., 8724 слов
Главные герои рассказа «темные аллеи» бунина: краткая характеристика (таблица)
… было бы, если именно Надежда стала его женой. Главная мысль рассказа Бунина Темные аллеи Рассказ учит, что надо ценить чистую любовь больше всего на свете и не надо жестоко обращаться … Проснувшись, он увидел недалеко от себя молодую девушку крестьянку. Краткое содержание Бунин Темные аллеи для читательского дневника Рассказ повествует нам о том, как пожилой военный встречает женщину, в …
Тема любви в произведениях И.А. Бунина
Значительная часть произведений И.А. Бунина посвящена теме любви. Писатель видел любовь повсюду, так как это понятие для него было очень широким. Любовь он видит в каком-то особо свете. Его рассказы – это философия. Но при этом Бунин отражает чувства, которые испытывал каждый. Поэтому с этой точки зрения любовь не является отвлеченным, особым понятием.
Писатель показывает отношения во всех проявлениях: это и заурядные влечения, и возвышенная страсть, и страсть низменная, «животная». Бунин в свойственной ему манере находит нужные слова, поэтично описывает даже низменные человеческие инстинкты. Писатель никогда не опускается до пошлости, считая ее недопустимой. Бунин как настоящий мастер слова всегда точно передает оттенки переживаний и чувств, показывает все стороны человеческой жизни. Ему чуждо ханжеское умалчивание каких-либо тем. Для Бунина любовь – это вполне реальное, земное, ощутимое чувство. Духовность невозможно отделить от физической природы человеческого влечения. И это для писателя не менее притягательно и прекрасно.
Статья: Женские образы и их роль в рассказах И. Бунина
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В произведениях писателя нередко предстает обнаженное женское тело. Но даже тут Бунин умеет найти такие выражения, чтобы представить женщину прекрасной, как богиня, не закрывая глаза на недостатки, но и не опускаясь до примитивного натурализма. Бунин при этом не склонен чересчур романтизировать обнаженную натуру. Именно образ женщины – это та сила, которая постоянно влечет писателя. Бунин создает целую галерею женских образов.
В ранних произведениях Бунин более или менее осязаемо обрисовывает женские характеры. Все эти образы только намечены: Оля Мещерская из «Легкого дыхания», Клаша Смирнова из рассказа «Клаша».
Замечание 1
Во всем разнообразии женские типы в произведениях Бунина появятся в 20-е годы («Дело корнета Елагина», «Митина любовь», «Ида»).
«Темные аллеи» — настоящая энциклопедия любви. Писателя влекут самые различные оттенки и моменты в отношениях между мужчиной и женщиной. Это возвышенные, поэтичные переживания («Натали», «Руся»), странные и противоречивые чувства («Муза»), заурядные эмоции и влечения («Начало», «Кума»), низменные проявления страсти («Гость», «Барышня Клара»). Но главным образом писателя привлекает истинная земная любовь. Такая любовь, считает писатель, это огромное счастье. Но это счастье мимолетно – вспыхнуло и исчезло. В «Темных аллеях» любовь всегда краткая, и чем она совершеннее и сильнее, тем скорее ей суждено оборваться.
В «Темных аллеях» женщины играют главную роль, а мужчины, как правило, выступают в качестве фона, оттеняющего поступки и характеры героинь. Писатель делает упор на устремлении мужчины к женщине, на его желании постигнуть тайну и магию женского «естества».
В книге «Темные аллеи» проходит целая вереница женских типов:
- «простые души», преданные любимому до конца жизни (Таня и Степа в одноименных рассказах);
- Смелые, экстравагантные, изломанные «дочери века» («Антигона», «Муза»);
- Рано созревшие девочки, не способные справиться с «природой» («Натали», «Зойка и Валерия»);
- Женщины, обладающие необычайной душевной красотой, способные одарить счастьем возлюбленного и полюбившие на всю жизнь («Руся», «Натали»);
- Проститутки («Барышня Клара», «Мадрид») и т.д.
«Темные аллеи»
Проблема любви в рассказах Бунина заключается в мимолетности и непостоянстве этого чувства. Трагичной история любви становится тогда, когда чувства были быстротечными для одного из ее участников. Так, в рассказе «Темные аллеи» пожилой военный, случайно заехав на встречает там свою прежнюю любовь, которую не сразу и признает. Прошло много лет после их последней встречи. Она стала хозяйкой постоялой горницы, женщиной жесткой и холодной. Но такой она была не всегда. Такой ее сделали безответные чувства к Николаю Алексеевичу — тому самому военному, ее случайному постояльцу. Человеку, который жестоко бросил ее тридцать лет назад.
В молодости он читал ей лирические стихи «Темные аллеи», а она его называла Николенькой. Теперь он признается, что счастлив не был ни минуты своей жизни. Но исправить ничего уже нельзя, и Николай Алексеевич покидает постоялый двор с тяжелым сердцем и со смутными тревожными воспоминаниями.
Очень краткий пересказ рассказа «Тёмные аллеи»
XIX век. Устав от долгой дороги отставной военный Николай Алексеевич останавливается на почтовой станции. Его встречает небольшой частный гостиный двор и его хозяйка Надежда, красивая, хоть уже и немолодая женщина. В ней герой узнаёт девушку-крестьянку, с которой 30 лет назад у него случился пылкий роман. Бывшие возлюбленные долго разговаривают о своей жизни после разлуки. Надежда признаётся, что не смогла забыть тех встреч, когда Николай читал ей трогательные стихи о «тёмных аллеях». Счастья так и не нашла, хотя ей дали вольную, и осталась одинокой. Простить Николаю свои страдания она не сумела. Слишком тяжело ей дался тот бессердечный разрыв.
Николай Алексеевич взволнованно выслушивает свою старую знакомую. Он говорит, что из встречи и разлука совсем не стоили стольких мук. Но, в то же время, признаётся, что так и не нашёл счастья для себя.
Он был женат, но супруга его предала, а единственный отпрыск вырос настоящим подонком. Для Николая тот роман с крестьянкой тоже был самым светлым моментом за всю долгую жизнь. Услышав такие признания, Надежда целует руку бывшего возлюбленного. Тем же отвечает и он.
Затем герои расстаются. Уезжая от постоялого двора, Николай Алексеевич вспоминает свою сказочную любовь к Надежде. Однако он остаётся уверен, что достойной женой она ему стать не могла. Любовь любовью, а крестьянка дворянину партия не подходящая.
Суть произведения
Весь рассказ основан на воспоминаниях прошлых лет. Кроме того, в тексте присутствует описание страны, которая изменилась и открывается для героя с другой стороны.
вспоминает свою былую жизнь
В произведениях Ивана Бунина любовь всегда стоит на первом месте. В его описаниях это самое счастливое и прекрасное чувство в жизни человека, но нередко оно приносит страдания и несчастья.
описывает черты любимой женщины
Воспоминания героя о любви плавно сливаются с образом родных мест, улиц, по которым он гулял и ходил по ночам на свидания, где рос и учился. Описание родины он сравнивает с жизнью в Париже, ведь именно там он был вынужден находиться. Французскую столицу герой представляет серой и неуютной как днем, так и ночью. Такое проявление доказывает, что автор описывает всецело русского человека с его проблемами.
пережил всех своих друзей и даже любимую женщину
В последнем абзаце персонаж, не останавливаясь на ночлег, приходит на кладбище. Здесь покоится его любовь. Эта сцена символизирует финал «Позднего часа». Краткое содержание рассказа дает понять, сколько грусти и печали испытывал герой.
Рассказы Бунина
творческих произведениях
«Темные аллеи» были написаны вдали от родины, на французской земле, в период эмиграции Ивана Алексеевича. Первая книга вышла в свет в 1943 году. Она состоит из трех частей, практически все рассказы из этого великолепного сборника посвящены любовной теме.
1 часть:
«Кавказ»«Баллада»«Стёпа»«Муза»«Поздний час»
2 часть:
«Руся»«Красавица»«Дурочка»«Антигона»«Смарагд»«Гость»«Волки»«Визитные карточки»«Зойка и Валерия»«Таня»«В Париже»«Галя Ганская»«Генрих»«Натали»
3 часть:
«В одной знакомой улице»«Речной трактир»«Кума»«Начало»«Дубки»«Барышня Клара»«Мадрид»«Второй кофейник»«Железная шерсть»«Холодная осень»«Пароход «Саратов»»«Ворон»«Камарг»«Сто рупий»«Месть»>«Качели»«Чистый понедельник»«Часовня»«Весной, в Иудее»«Ночлег»
Кроме рассказов из сборника «Темные аллеи», Иван Алексеевич написал и другие известные произведения, впечатляющие оригинальной сюжетной линией, ярким повествованием и остротой мысли.
Анализ 4
Бунин отлично пишет о любви, он описывает довольно простые и даже немного банальные ситуации, но через эти простые ситуации позволяет поразмыслить о любви. В рассказе Темные аллеи он описывает историю об упущенной любви, весь рассказ пронизан ностальгическим и печальным настроением.
Довольно ярко описывается придорожная гостиница, которая отличается чистотой, уютностью и комфортом. Также колоритно описывается хозяйка этой гостиницы – женщина стойкая и мудрая. Во всем прослеживается ее сдержанность и искренность, при этом, если мы можем где-то употребить такой эпитет как «святая женщина», то тут он является вполне актуальным.
Тем не менее, следует сказать обо всем по порядку. История начинается с того как гостиницу посещает видный военный, он узнает в хозяйке горничную, которую любил когда-то давно. Отношения завершились фактически его бегством и началом новой семьи с женщиной, которая более соответствовала ему по статусу.
Хозяйка гостиницы сетует на завершение отношений. Как потом выясняется она не завела новую семью и оставалась верной своей первой любви. Николай Алексеевич восхищается этому факту и поначалу не совсем верит, но затем убеждается в этом.
5 стр., 2078 слов
Концепция любви в цикле рассказов И. Бунина «Темные аллеи»
… самом обострил интерес к вечному. Все рассказы сборника от «Темных аллей» до «Часовни» посвящены одной теме – любви. Чувство это в восприятии Бунина – бесконечно сложнее заглавия сборника. При … всем богатстве запечатленных в рассказах сборника оттенков любви: от …
У главной героини характерное имя – Надежда. Она всегда хранила надежду в сердце, но для того чтобы как-то справиться с действительностью, пускала собственную любовь в другое русло. Она преобразовала чувство в трудолюбие и в итоге смогла из крепостной сделаться довольно состоятельной женщиной, которая имеет высокий достаток и пользуется почетом и уважением.
Оба героя понимают трагичность ситуации. Казалось бы, им следовало остаться в объятьях друг друга и начать новые отношения, так сказать, на слоне лет. Возможно из этого получалось бы какое-то счастье.
Тем не менее, главная героиня не может простить предательство и хранит разочарование в душе до сих пор. Надежда не хранит злобы и ведет себя довольно порядочно, не срывается на своего возлюбленного, в какой-то степени продолжает оставаться ему верной и не портит встречу.
Главный герой понимает как упустил собственное счастье и променял радости большого города и социальный комфорт на подлинную любовь.
Для 9 класса
«Зойка и Валерия»
Всепоглощающему и иногда смертоносному чувству посвящает Бунин рассказы про любовь. Список персонажей «Темных аллей» непросто составить, так как многие из них безлики. На первом плане в рассказах этого цикла – не человек с характерной внешностью и привычками, а чувство, которое правит его действиями. Жорж Левицкий – один из немногих персонажей, который не лишен имени и внешнего облика.
Он задумчив, меланхоличен, неряшлив. Любовь приходит к нему не с появлением избранницы, а значительно раньше. Он ждет этого чувства, но к кому оно будет обращено, в начале истории он еще не знает
То ли это будет дочь коллеги Жоржа, то ли дальняя родственница, неважно. Важно то, что однажды появляется Валерия, и именно на нее этот нервный и чувственный персонаж направляет всю свою силу переживаний
Валерия, как и многие другие бунинские героини, беспристрастна и холодна. Ее равнодушие и побуждает главного героя рассказа «Зойка и Валерия» к самоубийству.
Скрытый исторический фон имеют некоторые рассказы Бунина о любви. Список историй, посвященных несбыточным мечтам о счастье, дополняет рассказ «Таня». Здесь речь идет о любви между горничной мелкой помещицы и неким молодым человеком. О нем известно лишь то, что Таня называла его ласково Петрушей и жизнь он вел беспорядочную и скитальческую. Однажды, осенней ночью, он завладел ею. Сперва это девушку испугало, но позже страх отошел на задний план, а на его месте стала расти и развиваться привязанность. Но быть вместе им не суждено. Их последняя встреча состоялась в феврале страшного семнадцатого года.