Очень краткое содержание (в двух словах)
Барин Иван Тимофеевич, по долгу службы, на 6 месяцев попал в глухую деревушку. Там он охотился с местным жителем Ярмолой. Тот ему рассказал, что недалеко от деревни живёт Мануйлиха, местная ведьма. Однажды, Иван Тимофеевич заблудился, и набрёл на этот дом, где кроме Мануйлихи жила ещё её внучка Олеся, молодая девушка. Он стал часто ходить к ним, из-за чего даже разругался с Ярмолой. Барин много времени проводил с Олесей, и они скоро поняли, что любят друг друга. Он сделал ей предложение, она была не против, но говорила, что может и так с ним жить. Он решил, что она боится церкви, тогда она, ради него, пошла на службу. Местные бабы, увидев её в церкви, решили побить Олесю. Она с большим трудом сумела от них вырваться, и на прощание пригрозила им бедами. Ночью прошёл сильный град, который побил урожай. Утром Ярмола предупредил Ивана Тимофеевича, что ему грозит опасность из-за ведьмы. Тот бросился предупредить Олесю с Майнулихой, но они уже уехали в неизвестном направлении.
История создания и жанр
То, как к автору пришла идея написания книги, заслуживает особого внимания. История, послужившая основой произведения, появилась неслучайно. Куприну как-то приходилось быть в гостях у помещика Порошина. Он рассказал о колдунье, с которой ему довелось иметь дело. Куприн впоследствии обогатил эту красивую историю художественными приемами. Так появилась его знаменитая повесть.
В 1898 году книга была впервые опубликована в журнале «Киевлянин». Но произведение тогда носило другой подзаголовок — «Из воспоминаний о Волыни». Оно еще больше подчеркивало реалистичность событий, описанных в нём.
Куприн был одним из основоположников реалистических традиций в книгах того времени. Что касается жанра «Олеси», то это повесть. Об этом свидетельствует ряд особенностей произведения:
- естественное течение жизни главных героев;
- сюжет, преподнесенный в виде хроники;
- возможность переживать все события, происходящие у персонажей, день за днём.
Главные герои
Ключевыми персонажами повести являются Иван Тимофеевич и колдунья Олеся. Они сходятся и понимают, что любят друг друга, несмотря на различия в характерах. Первый умеет тонко чувствовать, обладает добрым характером. Хоть он и живет в светском обществе, ему всё же удается сохранить в себе природное начало. Эта особенность помогает герою разглядеть в Олесе живость и юность, которой так не хватает в его окружении. Даже то, что он покинул шумный город и остался жить в небольшой деревне, говорит о многом.
Героиня для него не только красивая девушка, с которой можно непринуждённо провести время. Он видит в ней загадку. Его завораживает то, что она верит в заговоры, общается с духами, гадает. Ему нравится тот факт, что Олеся называет себя колдуньей. Основой его чувств к героине является тяга к чему-то настоящему, новому, не прикрытому тенью фальши.
Иван вовсе не думает использовать Олесю в своих целях, напротив, он хочет жениться на ней. Единственное, что его смущает, так это происхождение девушки. Ему кажется, что она, являясь дикаркой, будет ощущать себя некомфортно в залах столицы.
Олесю можно охарактеризовать как идеал настоящего человека, который сохранил все естественное в себе. Она родилась и выросла в лесу, её воспитывала природа. Её мир вертится вокруг животных и растений. Колдунья живет в гармонии с собственным внутренним миром, но при этом нельзя не отметить такие ее качества, как:
- искренность;
- прямолинейность;
- своенравность.
В первом эпизоде, когда читатель впервые встречает Олесю, она нежно несет в подоле своей юбки птенцов. Но в то же время героине достались такие черты, как отрицание любых авторитетов и нежелание подчиняться. Они перешли ей от Мануйлихи. Эти двое словно настроены против всего мира.
Женщины живут на собственном болоте и отрицают какую-либо религию. Молодая колдунья прекрасно понимает, что ей не удастся пойти против собственной судьбы, но продолжает тешить себя надеждой, что у неё сложатся отношения с Иваном. Ей удается сохранить свою самобытность. Она любит барина, но бросает всё и уезжает, как только того начинают требовать обстоятельства.
Особенности сюжета
Всё начинается с небольшой деревни, расположенной в Волынской губернии. Селение Переброд находится на краю Полесья. Барин-писатель проводит большую часть времени в думах и скуке. Но однажды он встречает красавицу по имени Олеся. Видит он её около дома местной ведьмы Мануйлихи, который стоит на болоте. Между героями возникают чувства, но юная любительница колдовать приходит к выводу, что если она свяжет свою судьбу с Иваном, ее будет ждать погибель.
Несмотря на очевидную опасность, Олеся настолько любит своего нового знакомого, что пытается обмануть судьбу. Ей нельзя входить в церковь, так как она ведьма. Но ради Ивана Тимофеевича она решает переступить через этот запрет. Девушка открыто говорит, что её поведение может повлечь за собой непоправимые последствия, хоть Иван её и не слышит. Ему не удается спасти возлюбленную от рассерженных людей. Толпа набрасывается на неё и наносит жестокие побои. Обиженная девушка в знак мести насылает проклятие на деревню. В тот же день начинается ужасная гроза.
Люди злятся ещё больше. Мануйлиха понимает, что оставаться им в этих местах уже небезопасно, поэтому берёт с собой воспитанницу и покидает дом на болоте. Иван приходит утром в их жилище, чтобы найти Олесю, но обнаруживает лишь красные бусы. Они словно напоминают ему о недолгих, но настоящих чувствах, которые он успел испытать к своей любимой.
Таково содержание сюжета кратко. Героине приходится решить, что ей делать: пытаться построить отношения, продолжая и дальше чувствовать на себе злобу людей, или уехать. То, каков мог быть финал взаимоотношений героев в первом случае, читателю узнать не удается.
Суть
Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.
Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.
Смысл книги
Повесть словно пытается донести до читателя мысль, что выросшие вдали от цивилизации люди отличаются большей добротой и деликатностью. Они вежливее и благороднее. Куприн через своё произведение показывает, как коллективный образ жизни отупляет людей, стирает в них индивидуальность.
Особенностью толпы являются неразборчивость и покорность. Нередко главное слово в ней остаётся за худшими ее представителями. Люди руководствуются первобытными инстинктами и стереотипами, приобретенными с течением времени. Обитатели поселения ведут себя более дико, нежели живущие на болоте колдуньи.
Что касается основной мысли, то здесь она звучит так: людям необходимо снова приблизиться к природе и научиться жить в гармонии с ней и с собой. Это растопит холодные сердца и позволит обрести себя настоящих. Олеся именно это пыталась сделать в отношении Ивана, но он не успел этого понять. Правда, красные бусы, принадлежавшие таинственной колдунье, как и она сама, навсегда останутся в его сердце.
Таково краткое содержание повести для читательского дневника. Подобные аннотации будут полезны людям, интересующимся творчеством Куприна, а также ученикам 11 класса школы, где изучают произведение. Тема любви звучит также в творчестве других выдающихся российских писателей, например, у Бунина. Примечательно, что она в их книгах не бывает пошлой и лишена всех темных граней, которые нередко бывают между возлюбленными.
Главные персонажи
В повести «Олеся» есть несколько главных и второстепенных персонажей. Они отличаются характерами, поведением и образом мышления. Список основных героев:
- Иван Тимофеевич;
- Олеся;
- Мануйлиха;
- Ярмола;
- Мищенко Никита Назарыч;
- Евпсихий Африканович.
Иван Тимофеевич — это рассказчик, от его имени и ведется вся повесть. Он молодой барин, который приехал в небольшую деревню на Полесье. Олеся — девушка лет семнадцати-двадцати, проживает в лесной глуши в старой хижине. Она обладает колдовскими способностями. Ее бабушка — Мануйлиха — давно нагнала страх на местных жителей, из-за этого ее и выгнали из деревни.
«Олеся», анализ повести Куприна
Трагедия двух сердец на опушке леса
«Олеся» — одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. Анализ повести логично начать с предыстории. В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».
Несмотря на то, что произведение было создано молодым автором, оно привлекает литературоведов сложной проблематикой, глубиной характеров главных героев, удивительными пейзажными зарисовками. По композиции повесть «Олеся» является ретроспективой. Повествование идет от лица рассказчика, который вспоминает события минувших дней.
Интеллигент Иван Тимофеевич приезжает из большого города погостить в глухую деревушку Переброд, что на Волыни. Этот заповедный край ему кажется очень странным. На пороге ХХ век, стремительно развиваются технические и естественные науки, в мире происходят громадные социальные преобразования. А здесь, кажется, что время остановилось. И люди в этом крае верят не только в Бога, но также в леших, чертей, водяных и других потусторонних персонажей. Христианские традиции тесно переплелись в Полесье с языческими. Это первый конфликт в повести: цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.
Из их противостояния вытекает и другой конфликт: люди, воспитанные в столь различных условиях не могут быть вместе. Потому Иван Тимофеевич, который олицетворяет мир цивилизации и колдунья Олеся, живущая по законам дикой природы, обречены на расставание.
Близость Ивана и Олеси – кульминация повести. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание героями любви и долга существенно разнятся. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо ответственнее
Ее не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен
Он в принципе готов жениться на Олесе и забрать ее с собой в город, но толком не представляет как такое возможно. Влюбленный Иван не способен на поступок, поскольку привык в жизни плыть по течению.
Но один в поле не воин. Поэтому даже жертва молодой колдуньи, когда она ради своего избранника решается пойти в церковь, не спасает ситуацию. Красивая, но короткая сказка взаимной любви оканчивается трагически. Олеся с матерью вынуждены бежать из родного дома, спасаясь от гнева суеверных крестьян. В память о ней остается лишь нитка красных кораллов.
История трагической любви интеллигента и колдуньи вдохновила на экранизацию произведения советского режиссера Бориса Ивченко. Главные роли в его картине «Олеся» (1971) сыграли Геннадий Воропаев и Людмила Чурсина. А пятнадцатью годами ранее французский режиссер Андре Мишель по мотивам повести Куприна снял фильм «Колдунья» с Мариной Влади.
См. также:
- Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»
- «Гранатовый браслет», анализ рассказа
- «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
- Александр Иванович Куприн, биография
- «Поединок», анализ повести Куприна
- «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
- «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
- «Тапёр», анализ рассказа Куприна
- «Слон», анализ рассказа Куприна
- «Суламифь», анализ повести Куприна
- «Allez!», анализ рассказа Куприна
- «Яма», анализ повести Куприна
- «Молох», анализ повести Куприна
- «Изумруд», анализ рассказа Куприна
По произведению: «Олеся»
По писателю: Куприн Александр Иванович
Тема произведения
Центральной темой повести выступает любовь Олеси. Она по-настоящему любит Ивана и готова пойти на жуткую жертву ради него. Её избранник это чувствует. Он счастлив, что повстречал настоящие чувства.
В то же время нельзя не обозначить такую важную тему, как противостояние мира людей, живущих в условиях природы, всему остальному обществу. Мышление у жителей деревни вполне обыденное. Оно пропитано различными клише, предрассудками и условностями. Олеся и Мануйлиха считают основной ценностью открытость чувств и свободу. В связи с этим в произведении фигурирует тема природы. Именно она, словно колыбель, воспитала Олесю. Героиня живет вдали от цивилизации, но не испытывает желания приблизиться к остальным людям. Природа и так даёт ей всё необходимое.
Другой важный момент — это роль пейзажа в книге. Он напрямую отражает то, что чувствуют герои, за счёт чего строятся их взаимоотношения. Когда повесть только начинается, читатель может видеть солнечную весну. Под конец, когда Иван и Олеся расстаются, описывается страшная гроза.
VI глава
Иван стал часто посещать избушку. Мануйлихе это не нравилось, но её задабривали подарки, приносимые гостем – то платок, то банка варенья, и за него заступалась Олеся. Она каждый раз провожала его до Ириновского шляха, а затем мужчина сам обратно провожал девушку. Ее интересовало всё, что знает собеседник – города, люди, устройство земли и неба. Её завораживали его рассказы, для неё это казалось сказочным и невероятным.
Однажды, услышав о Петербурге, девушка сказала, что никогда не будет жить в городе. Иван спросил, а что, если её муж будет оттуда? Олеся ответила, что супруга у неё не будет, и замуж не выйдет – ей нельзя в церковь. Девушка настолько сильно и глубоко верила в судьбу, в проклятие своего рода, что отвергала все доводы и объяснения Ивана. И каждый раз, коснувшись этой темы, они спорили, и спор этот вызывал взаимное раздражение. Но, несмотря на разногласие в этом вопросе, они всё больше привязывались друг к другу.
Ярмола стал избегать Ивана. Он больше не хотел учиться грамоте. А когда герой поднимал тему охоты, слуга всякий раз находил отговорку. Хозяин уже хотел его уволить, но сдерживала его жалость к большой нищей семье Ярмолы.
Проблематика повести
Она является довольно разнообразной. Куприн четко вырисовывает конфликт между теми, кто идет против общества, и людьми, которые не приемлют таких субъектов. Например, Мануйлиху когда-то выгнали из деревни. Олесю, которую она воспитала, теперь и вовсе избили, хоть обе колдуньи не проявляли агрессивного поведения по отношению к обитателям селения. Это свидетельствует, что общество не может быть толерантно к тем, кто отличается от большинства. Оно не любит людей, которые не желают притворяться, а живут по своим правилам.
Проблематика взаимоотношений Олеси с обществом особенно четко видна после того, как девушка посещает церковь. Православный народ воспринимает это как оскорбление. Люди считают, что Олеся служит злым духам, поэтому их возмущает её появление в храме Христа. Они решают совершить самосуд, который отличается жестокостью. Подобная антитеза ясно показывает, что люди неправильно толкуют божественное послание и искажают представления о справедливости и доброте.
Персонажи повести А. И. Куприна «Олеся» и их характеристика
Тема произведения
Центральной темой повести выступает любовь Олеси. Она по-настоящему любит Ивана и готова пойти на жуткую жертву ради него. Её избранник это чувствует. Он счастлив, что повстречал настоящие чувства.
В то же время нельзя не обозначить такую важную тему, как противостояние мира людей, живущих в условиях природы, всему остальному обществу. Мышление у жителей деревни вполне обыденное. Оно пропитано различными клише, предрассудками и условностями. Олеся и Мануйлиха считают основной ценностью открытость чувств и свободу. В связи с этим в произведении фигурирует тема природы. Именно она, словно колыбель, воспитала Олесю. Героиня живет вдали от цивилизации, но не испытывает желания приблизиться к остальным людям. Природа и так даёт ей всё необходимое.
Другой важный момент — это роль пейзажа в книге. Он напрямую отражает то, что чувствуют герои, за счёт чего строятся их взаимоотношения. Когда повесть только начинается, читатель может видеть солнечную весну. Под конец, когда Иван и Олеся расстаются, описывается страшная гроза.
XIV глава
В тот же день случилась страшная гроза в Переброде. Гром и молния не затихали, град размером с грецкий орех сыпался с неба и подпрыгивал от земли. В старом доме, который снимал Иван, град выбил кухонное окно. Вечером мужчина лёг с одеждой, думая, что не заснёт в эту ночь. Но вроде бы на миг закрыв глаза, и открыв их, обнаружил, что уже наступило солнечное утро. Ярмола стоял рядом с кроватью, и сказал, что герою пора отсюда уезжать. Оказалось, что град учинил много разрушений, и люди думают, что это ведьма наслала грозу. И об ее возлюбленном тоже говорят злые слова.
Поспешно прискакав к лесному домику, Иван обнаружил его пустым, с открытыми дверями и ставнями. Остались только голая деревянная кровать, да тряпки и сор. На оконной раме были повешены красные бусы – память Ивану о чистой, нежной любви Олеси.
VII глава
Иван снова пришёл к Олесе, и застал обитательниц избушки в удрученном настроении. Бабушка, сидя на постели, держала голову руками и раскачивалась взад-вперёд. А внучка пыталась казаться спокойной, но не могла поддержать разговор. Иван спросил у Олеси, что с ними случилось, но она только отмахивалась, говорила, что он ничем не сможет помочь. Но Мануйлиха разозлилась на внучку за её упрямую гордость, и рассказала Ивану всё, как есть.
Оказалось, что к ним заходил урядник, и потребовал покинуть дом в течение двадцати четырёх часов. Мануйлиха выпросила это жилище у старого помещика, когда её с внучкой выгнали из села. Но теперь землёй овладел новый хозяин, и он хотел осушить болота. Выслушав старуху, Иван дал неопределённое обещание похлопотать об этом.
X глава
Спустя пять дней после выздоровления, Иван пришёл к Олесе. Девушка обрадовалась ему. Оказалось, она тоже скучала. После разговора о его болезни, и о докторе, который к нему приходил, они, как и раньше, пошли вместе в лес. Героиня призналась, что боялась судьбы, ведь дама с тёмными волосами, с которой должна случиться беда – это она сама. Поэтому не хотела встречаться с Иваном. Потом, когда он заболел и долго не приходил, так по нему соскучилась, что решила: будь что будет, а от счастья она не откажется.
Они признались друг другу в любви, и вместе провели в безмолвном сосновом бору волшебную ночь. Несмотря на то, что сначала Иван не верил дурным предзнаменованиям, которых боялась Олеся, в конце свидания его тоже охватило смутное предчувствие беды.
Особенности произведения
Даже если кратко прочитать повесть, можно понять ее основную идею, проблематику, сделать определенные выводы. В довольно реалистичный рассказ Куприн гармонично ввел девушку с мистическими способностями. На фоне злобного и трусливого общества главное действующее лицо — Олеся — выглядит совершенно другой. Она практически выросла в лесу, при этом сумела стать душевной, благородной, остаться скромной и милой. Своей внутренней красотой девушка и привлекла главного героя. А все, что с ней происходило за жизнь, она воспринимала как должное.
Куприн пытался обратить внимание на привычные проблемы общества:
- невосприятие человека со странными способностями;
- чувства могут быть искренними только у того, кто сам честен с окружающими;
- справедливость не всегда торжествует;
- любящий человек может пожертвовать собой ради того, кто ему дорог.
Сокращение не даст такого эффекта, как чтение полного текста. На это уйдет меньше времени, чем автор потратил на его написание. Но уже по аннотации к повести можно понять, что это история об искренней любви с трагическим концом.
Символы в повести
Автор обращает внимание на главный символ повести «Олеся» только в конце повествования. Им становятся бусы лесной колдуньи
Ярко-красный цвет украшения символизирует независимый характер девушки. Олесю, как и её бусы, трудно не заметить. И причиной этому не красота или сверхъестественные способности, а внутренняя сила и бесстрашие, идущие из самого сердца ведьмы.
Происшествие заставляет Олесю принять нелёгкое решение – отказаться от самого дорогого ей человека. Дальнейшие отношения между барином и просто лесной девушкой, имеющей славу колдуньи, не могут иметь счастливого финала. Олеся жертвует своими интересами, в первую очередь, ради блага Ивана Тимофеевича.
Темы
Главные темы произведения делятся на такие, как: любовная линия Олеси, взаимоотношения природы и человека, тема мечты:
- Главная тема повести – это любовная линия Олеси и Ивана Тимофеевича. Центром произведения – это Олеси самопожертвование, ради чистой любви девушка готова пойти на жертвы. Ивану Тимофеевичу повезло встретиться с чистой искренней любовью.
- В произведении ярко выражена тема взаимоотношения природы с человеком. Мировоззрение Олеси и Мануйловой – это свобода, открытые чувства. С двумя героями появляется тема природы. Мануйлова с Олесей живут в деревне, намного дальше людей и цивилизации без нужды, природа даёт персонажам необходимое для жизни. Автор в произведении показывает читателю противостояние цивилизации и дикой природы. Пейзаж отражает чувства персонажей. В начале романа описывается солнечная весны, а при разрыве отношений произошла сильная гроза.
- В тексте прослеживается тема мечты. У девушки, необыкновенное мышление в отличии деревенских жителей, Олеся любит мечтать.
Жанр и направление
В литературной среде разгорались споры между двумя направлениями: реализм и модернизм. Повесть “Олеся” смело относиться к реалистическому произведению, так как Куприн в больше пишет в жанре реализм.
В повести цивилизация представлена в мрачных красках, природа играет самостоятельную роль в произведении, а у героини черты характерные для романтизма. В произведении показывает естественное течение жизни. Этот сюжет закручен вокруг одного главного героя Ивана Тимофеевича.
Главные детали в произведении
Главную роль в повести играют детали. У воплощение любви собственные детали: в начале отношения природа вроде соединяются с влюбленной парой и радуется изливая солнечные лучи, но в разрыве отношения природа погибает показывать это ледяным градом. Куприн создал произведение доступным для читателя, который хочет познать истину. Писатель старался писать в тексте выразительные средства, что донести до читателей главные личные размышления в произведении.
Вывод
Александр Куприн в произведении “Олеся”, стремиться создать правильного человека, раскрыть глаза на ведомое и безнравственное общество. Жизнь Олеси разрушена прикосновение светского мира в образе Ивана ТимоФеевича. Автор делает вывод, что счастье двух людей невозможное, когда для каждого из них счастье другое. Куприн показывает в повести, что люди собственными руками рушат счастье, которое дарит судьба. Олеси счастье невозможно без природы, а для Ивана без цивилизации.
4.9
5
(
162
голоса
)
IV глава
В Полесье наступила весна. Каждый день, восхищаясь весенней природой, и предаваясь поэтической грусти, Иван вспоминал об Олесе – её молодом и стройном теле, звонком голосе с бархатными нотками, гордой уверенности, сквозившей в её словах, о её врождённом благородстве.
Как только тропинки просохли, он отправился к избушке в лесу, прихватив с собой чаю и сахару, чтобы задобрить Мануйлиху. Олеся пряла лён, сидя на высокой скамейке. Когда она обернулась, нитка оборвалась, и веретено покатилось по полу. Старуха встретила Ивана недружелюбно, но внучка любезно приняла гостя. Она рассказала, что нехорошее предсказание вышло Ивану, когда она гадала на него, что судьба у него будет несчастной. А также, что вскоре через него плохо будет даме с тёмными волосами, которая его полюбит. Герой не очень ей поверил. А потом девушка рассказала о том, что и без карт многое может узнать о человеке. Например, если кому суждено умереть нехорошей смертью в ближайшее время, она узнает это по его лицу.
II глава
От нечего делать Иван ходил взад-вперёд по своей комнате. Ярмола топил печь. Комнату герой снял в старом дырявом помещичьем доме, и во всех остальных комнатах, запертых на ключ, гулял ветер. В воображении Ивана метель казалась старым злобным дьяволом. Чтобы разогнать тоску, он спросил слугу, откуда взялся ветер. Ярмола ответил, что его ведьма насылает. Глубоко заинтересованный, герой выпытал у слугу историю о ведьмах в Полесье.
Ярмола рассказал, что пять лет назад здесь жила ведьма, но её прогнали за нечистые дела. По его словам, она умышленно вредила людям. А когда одна женщина отказалась дать ей денег, знахарка пригрозила, что та будет это помнить. После этого у героини заболел и умер ребёнок. И тогда колдунью с её дочкой или внучкой выгнали из села. Живёт она теперь на болоте у Бисова Кута, за Ириновским Шляхом, её имя – Мануйлиха.
Воодушевившись рассказом, главный герой решил непременно пойти туда и познакомиться с ведьмой, как только погода улучшится. Эта затея Ярмоле не понравилась, и он отказался помогать Ивану.
Отзыв автора и рекомендации к чтению
Отзыв автора
Повесть «Олеся» – это прекрасный пример литературы, в которой чувствуется дух русской природы и образования, в которой сильный и честный характер людей является главным достоянием.
Увлекательный сюжет, в котором романтика переплетается с реалистичностью, прекрасно передаёт настроение той эпохи, когда в душе человека царили порядок, честь и преданность. Мы наблюдаем за душевной борьбой героев за свою счастливую будущую жизнь, которое оказывается не такой, как они себе представляли.
Повесть «Олеся» оставляет яркие впечатления и проникает глубоко в душу, воспитывая уважение к культуре и традициям нашей страны. Рекомендую всем для прочтения.
Рекомендации к чтению
- Читайте повесть «Олеся», если хотите окунуться в прекрасную атмосферу русской природы и образования.
- Рекомендую к прочтению литературных любителям, которых интересует социальный аспект эпохи и борьба главных персонажей за свою счастливую будущую жизнь.
- Знакомство с повестью «Олеся» может быть своеобразной экскурсией в культурно-историческое прошлое России и оказаться необыкновенно увлекательным и душевным путешествием.
V глава
Мануйлиха накрыла на стол и позвала Олесю поужинать. Чуть помешкав, она позвала и гостя. После ужина внучка вызвалась проводить молодого человека. По пути, по просьбе мужчины, она показала ему пару «трюков». Сначала порезала ему руку финским ножом, и заговорила место пореза, так, что после этого осталась лишь царапина. Потом сделала так, чтобы Иван, идя вперёд, спотыкался и падал на ровном месте. Хотя дворянин и не верил в колдовство, в нём пробудился страх сверхъестественного.
Иван спросил, как такое возможно, что Олеся, не умея даже читать, живя среди леса, разговаривает как барышня? Девушка сказала, что это от бабушки, что она очень умная и знает всё про всё. Но рассказать подробностей о том, откуда родом её бабушка, она не захотела. На прощанье молодой человек сказал ей своё имя, и Олеся пожала ему руку.
III глава
С улучшением погоды, Иван с Ярмолой пошли в лес охотиться на зайца. Но Иван заблудился и вышел к глубокому болоту. А через него – к старому кривому дому, который показался ему избушкой на курьих ножках. В доме оказалась старуха, которая, сидя у печки, собирала в корзину мех с куриных перьев. Всмотревшись, Иван понял, что старуха напоминает Бабу-Ягу – длинный нос, почти касающийся подбородка, впалые глаза. И тут его осенило, что это и есть Мануйлиха – ведьма, о которой рассказывал Ярмола.
Она встретила гостя крайне недружелюбно. Молока в доме не оказалось, и гость выпил воды. Чтобы немного смягчить старуху, Иван показал ей серебряный четвертак, и попросил погадать. Мануйлиха сказала, что давно уже не гадает, но ради денег разложила карты на Ивана. Не успела она до конца сообщить предсказание, как рядом с домом послышался звонкий женский голос, поющий старинную песенку. В дом вошла молодая смеющаяся девушка, держа на переднике зябликов. Увидев гостя, она покраснела и замолкла. Иван попросил ее показать дорогу. Посадив зябликов на печку рядом со скворцами, та вышла проводить гостя. Пока она объясняла, как выйти на Ириновский шлях, Иван восхищался её красотой и уверенностью в себе.
Героиня призналась, что к ним с бабушкой приходят начальники, обвиняют бабушку в колдовстве и берут деньги. И лучше было бы, если бы вообще никто не приходил. Иван спросил, может ли он забредать к ним иногда. Она ответила, что пусть приходит, если он добрый человек, но лучше без ружья – незачем убивать невинных существ. Когда девушка уже бежала к дому, Иван спросил её имя. Она сказала, что её зовут Алёна, а по-местному – Олеся.
Переплетение мистических элементов в повести «Олеся»
В повести «Олеся» Александра Куприна, мы видим переплетение мистических элементов с реальными событиями. Автор создает атмосферу загадочности и таинственности, использовав описания природы, отражения в зеркалах, истории о местных легендах и поверьях.
Одним из ярких мистических элементов является главная героиня Олеся, которая обладает особыми способностями истреблять злых духов и защищать людей. Её образ неразрывно связан со светлым и тёмным миром, но какой из них сильнее – остается загадкой.
Также, в повести Куприна много элементов, связанных с грезами и видениями: воспоминания о прошлом, предчувствия будущего и сны, в которых герои представляются в образах различных животных и существ.
Мистические элементы создают ощущение непонятности и неопределенности, поэтому повесть «Олеся» вызывает интерес и заставляет задуматься о том, что на самом деле происходит.
Сюжет
Повествование ведётся от лица молодого барина Ивана Тимофеевича, писателя, которого судьба забросила в глухую деревушку на окраине Полесья. Единственным его развлечением была охота да попытки обучить грамоте своего слугу Ярмолу. От него же барин узнал, что неподалёку живёт самая настоящая ведьма. Ярмола рассказал, как в селе невесть откуда появилась женщина по имени Мануйлиха, но вскоре она была изгнана за свою связь с нечистой силой.
Вскоре Ивану довелось лично познакомиться с таинственной колдуньей. Заблудившись в лесу во время охоты, он набрёл на избушку, хозяйкой которой оказалась та самая Мануйлиха. Иван попросил её погадать, но в самый разгар гадания появилась внучка колдуньи – молодая темноволосая красавица Олеся.
В мыслях Ивана прочно засел образ красивой девушки и, как только просохли дороги, он вновь отправился к избушке Мануйлихи. Барин попросил Олесю погадать ему, и девушка призналась, что уже дважды раскидывала на него карты. Она рассказала, что молодому человеку выпадает великая любовь, но сам он принесёт много горя той, кто его полюбит.
С этого дня Иван стал частым гостем в лесной избушке. Его привлекала не только красота Олеси, но и её пытливый, самобытный ум и чистая душа. Постепенно между молодыми людьми возникло чувство глубокой привязанности.
Однажды Иван застал Мануйлиху и её внучку очень расстроенными: местный урядник, угрожая тюрьмой, приказал им покинуть избушку в течение суток. Барину удалось задобрить урядника, и тот пообещал оставить в покое женщин, которых ненавидели и боялись местные жители.
Олеся поначалу пыталась уйти от судьбы, но когда поняла, что это невозможно, призналась в любви Ивану. Её чувства были взаимны, однако девушку всё ещё мучили дурные предчувствия после гадания. Герой хотел жениться на своей возлюбленной и увезти её с собой, однако Олеся отказалась: она не хотела портить жизнь молодому образованному барину из знатной семьи.
Однажды Олеся назначила Ивану встречу в церкви, но тот задержался по делам службы и опоздал. Он узнал, что местные женщины, увидев молодую колдунью в церкви, до полусмерти избили её. Чудом вырвавшись, Олеся прокляла их и убежала. Иван бросился в лесную избушку. Олеся, охваченная лихорадкой, сообщила, что ей с бабкой нельзя здесь больше оставаться и она видит Ивана в последний раз.
Той же ночью на деревню обрушился сильный град, который побил весь урожай у селян. Утром Ярмола разбудил барина и настоял на том, чтобы тот как можно быстрее покинул деревню. Местные жители не сомневались, что град был наслан колдуньями из мести. Желая предупредить Олесю об опасности, Иван помчался в избу, но застал лишь следы поспешного бегства и красные бусы Олеси – единственное напоминание о её безграничной любви…