Дурак (м.е. салтыков-щедрин). очень краткое содержание

Сказка «дурак»: краткое содержание и моральные уроки от салтыкова-щедрина

Дурак — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

Еще при царе Горохе случилась история. У умных родителей глупый сын. Отец сказал, что ребенок ушел к матери, а мать утверждала, что это отец. В общем, решили, что у обоих сын удался. И ладно бы он был обычным дураком. Как соседский сын Левка, который босиком бежал по улице, кричал и был избит мальчишками.

Этот был странным дураком. То сидел и читал книжки, то вдруг уходил из дома и всегда делал то, что хотел. Ничто не могло убедить его. Друг Левки заболел, попросил булку — так дурак в булочной взял с прилавка и принес ему. Родители ругали несчастного сына, но он не понимал, что значит воровать, потому что не понимал понятия собственности.

Булочник пожаловался на четверть, и шута пришлось выпороть. Но он ничего не понял, а только удивился — зачем это отцу?

Если он видел какую-либо несправедливость, он бежал исправлять ее по своему разумению. Мальчики дразнят козла — он хочет заступиться за козла, загородить спину. Малыши ударили его спереди, коза сзади, но ничего, он не выдерживает. Понесет повар петуха рубить в суп — поспешит и унесет, ведь жизнь петуха принадлежит только петуху.

Он дал три рубля нищему, который под окнами просил милостыню, — денег на столе больше не было. А во время семейной прогулки по набережной бросился в воду и увидел, как мальчик тонет. Сам он плавать не умел, как и мать, бросившаяся в реку вслед за сыном. Ну хоть копы подбежали и всех троих спасли.

С тех пор родители решили обучать сына в учебном заведении. Может, дурак поймет, как правильно жить. Поначалу ему легко давались науки, у мальчика была хорошая память. Родители не могли быть счастливее. Но как только в учебную программу ввели историю, юриспруденцию и экономику, дурак перестал понимать, потому что не верил, что такое может быть. Благодаря влиянию родителей, они переводили его из класса в класс, пока он не окончил учебное заведение.

Дурак вернулся домой и стал жить по-прежнему. Он одевал и кормил Левку, он первый бежал к огню и хорошо помогал спасать, до конца ухаживал за неизлечимыми больными.

Родители сына решили пожениться. Женился на вдове. Дурак стал ее навещать, но намеков на любовь не понял, заявив, что любит всех людей одинаково.

Только прохожий понял дурака и сказал отцу, что в его сыне нет дурных мыслей, потому он и родился таким. Но наступит момент, когда ему придется выбирать между глупостью и злом. И тогда он становится самым несчастным человеком.

Однажды дурак исчез. А когда вернулся, то был худ и слаб и все время молчал.

Ибо тот, кто видел и познал зло, не может быть полностью удовлетворен.

Содержание и герои сказки «Дурак» М.Е. Салтыков-Щедрина

Первый пункт: Сюжет

Сказка «Дурак» М.Е. Салтыков-Щедрина повествует о жизни главного героя — Дурака, который попадает через разные необычные случаи в самые оригинальные истории. В одной из таких историй он попадает в капиталистический город, где убеждается в том, что никогда не будет богатым, так как богатство властвует над людьми. А в другой он попадает в семью мещан и убеждается в том, что списки социального статуса затемняют доброту и человечность.

Второй пункт: Герои

Основным героем сказки «Дурак» М.Е. Салтыков-Щедрина является Дурак, который является символом простоты и невежества. Он переживает множество приключений и всегда выходит из них умнее и образованнее. Кроме него в сказке можно встретить различных персонажей, в том числе бедняков, мещан, капиталистов и даже царя.

  • Бедняки — это персонажи, которые любят помогать Дураку и не жалеют своих средств, даже если они сами бедны.
  • Мещане — это представители слоя людей, которые стремятся подняться в социальной иерархии выше бедняков. Они не очень добры к ним.
  • Капиталисты — это представители класса людей, для которых деньги являются главным в жизни. Они живут на уровне бедняков и на них смотрят свысока.
  • Царь — это высший глава государства, с которым Дураку удалось пообщаться, выразив свои мысли о жизни и обществе.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Отношение М.Е. Салтыкова-Щедрина к дворянству

М.Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении «Дурак» настойчиво критикует дворянскую среду. Автор представляет дворянство как нравственно и этически развращенный класс, где царит лицемерие, жестокость и безнравственность.

Он ловко использовал черты характера разных персонажей, чтобы показать их негативные качества и отрицательное влияние на общество. Так, герой произведения Ермолай Иванович по своей сути беспечен, ленив и потребительски настроен. Салтыков-Щедрин ведет читателя к выводу о том, что такой тип человека со своими недостатками становится идеальным материалом для аристократической пороковой среды.

Однако, автор замечает, что вина за такое отношение к жизни лежит не только на дворянстве, но и на системе социально-экономических отношений в России, где различия классов были крайне острыми и берущие высокое начало в старинных традициях. Это обстоятельство заставляло дворянство вести эгоистическую политику на благо своей семьи, пренебрегая всеми остальными членами общества.

История создания

Михаил Евграфович всегда чрезвычайно трепетно ​​относился к бедственному положению крестьян, вынужденных пожизненно находиться в кабале у помещиков. Многие произведения автора, где открыто затрагивалась эта тема, подверглись критике и не были допущены к печати цензурой.

Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этой ситуации, обратив свое внимание на внешне довольно безобидный жанр сказки. Благодаря умелому сочетанию фантазии и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор и яркого афористического языка автору удалось скрыть под маской обыкновенной сказки злое и острое осмеяние помещичьих пороков

В условиях правительственной реакции только благодаря сказочному вымыслу можно было выражать свои взгляды на существующий государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило автору значительно расширить круг читателей, выйти в массы.

Сказка «Дикий помещик» была впервые опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки». В то время журнал возглавлял близкий друг и соратник автора — Николай Некрасов, и у Салтыкова-Щедрина не было проблем с публикацией произведения.

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Дневник провинциала в Петербурге
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • За рубежом
  • Запутанное дело
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Обманщик-газетчик и легковерный читатель
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Праздный разговор
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Путём-дорогою
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Смерть Пазухина
  • Современная идиллия
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Суть: о чем сказка?

Иван родился в нормальной семье, но сам сильно выделялся и не походил на отца и мать. С детства он вел себя странно: помогал нуждающимся, защищал обездоленных, не мог научиться полезным качествам — лицемерию и хитрости. Например, однажды он отнял петуха у повара и отпустил на волю, потому что петух — свой собственный. Родители не знали, что делать с ним: сын вел себя не плохо, а не так, как и все, но выходило не лучше. Поведение Ивана для семьи — сплошное разорение и позор.

Иван с таким складом ума не мог устроиться на учебу и на работу. Решили дурака женить. Но он заявил богатой и знатной невесте, что любить можно только всех вместе, а не кого-то и по наущению. Ушла и невеста, не вытерпела холодности. И Иван так и продолжил водить домой нищих и спасать людей из пожаров.

Вскоре Иван и вовсе пропал надолго. А вернулся домой худой, изможденный, молчаливый. Так и закрепилось за ним до старости прозвище «Дурак».

Подробности найдете в кратком содержании сказки «Дурак».

Дурак.

(ИСТОРИЯ БАКАЛАЛА)

Прохор Петрович почесал затылок, понюхал табак и продолжал:

«Они бросили в меня две бутылки хереса. Сижу, пью и чувствую: вокруг меня ходят, строят ехидные улыбки и поздравляют. Рядом со мной сидит хозяйская дочка, а я, пьяный дурак, чувствую, что говорю глупости. Я про семейную жизнь, про утюги и кастрюли…

После каждого слова теплый поцелуй… Тьфу! И больно вспоминать. Просыпаюсь утром, костер потрескивает, во рту свинарник, но я чувствую и понимаю, что я уже не подлец, не малявка, а жених, настоящий — с кольцом на Палец! Иду к умершему отцу: такой-то, мол, милый папа, слово дал. замуж хочу. Отец — знаете, в смех… Не верит.

«Где, говорит, ты, молокосос, женишься? Ведь тебе еще и двадцати нет!»

«Но я была тогда очень молода. Моложе первого снега… Белокурые кудри на голове, светящееся сердце в груди, вместо этого шарообразного живота — тонкая, женственная талия…

«Живи, а потом женись», — говорит отец.

— Я в минусе… Известно, по своей воле, меня испортили. Я стою на своем.

«На ком ты хочешь жениться?» он спрашивает. — «На Марьяшку Крыткину»…

«Отец в ужасе.

«В таком темпе? Да ты сумасшедший! Ведь ее отец — мазурич, весь в долгах, как в шелках… Обманывают вас! В сети вас заманят! Дурак!»

— Право, я был дурак. Баран есть баран… Иногда по голове стукнешься — в другой комнате слышно. Звенит! До тридцати лет он ни одного глупого слова не сказал. Дурак, как известно, всегда в беде, Я тоже… Я никогда не выхожу из беды: то одно, то другое… И правильно, не глупи… Меня бьют, потом гонят меня из домов и кабаков… Меня семь раз выгоняли из гимназии… Выдают замуж… Ну-с… Отец ругает, кричит, чуть ли не дерется, но я стою на своем.

— Я хочу жениться и заключить договор! Какая разница? Никакой отец не может мне помешать, если у меня есть свои домыслы! Не маленький!

Не красавица, но я действительно так думала. Я хотел, чтобы так казалось, я вбил себе в голову глупую мысль… Она горбатая, скошенная, худая… И дура при том… Чучело из-за границы, одним словом. Семья Крыткиных заметила интерес к моему браку. Они были бедны, ну а у меня были средства. У моего отца было большое состояние. Отец пошел к властям:

«Отец, ваше превосходительство! Не приказывай моему жереху жениться! Служи Богу! Мальчик умрет!»

— К сожалению для меня, мой босс был вонючим. Либеральная мода только начиналась, этот дух…

«Я не могу, — говорит он, — вмешиваться во внутреннюю жизнь моих подчиненных». И не советую вам вмешиваться в свободу вашего сына…» — «Он дурак, ваше превосходительство!»

— Начальство стучит кулаками по столу!

— Кто бы он ни был, милостивый государь, он имеет право распоряжаться собой, как ему заблагорассудится! Он свободный человек, сэр! Когда же вы, варвары, научитесь понимать жизнь?! Пришли мне своего сына!»

— Меня зовут. Нажимаю все кнопки и еду.

— Что вам нужно, сэр? — Вот так, молодой человек! Ваши родители мешают вам действовать согласно желаниям вашего сердца. Это жестоко и жестоко с их стороны. Поверьте, молодой человек, что симпатии порядочных людей всегда будут на вашей стороне. Если любишь, то иди туда, куда ведет тебя сердце. А если твои родители по незнанию будут тебе мешать, скажи мне. Я разберусь с ними по-своему… Я… Я покажу им!»

— И чтобы показать, что в нем есть этот настоящий дух, он добавил:

«Я буду на вашей свадьбе. Я даже могу быть посаженным отцом. Завтра я навещу вашу невесту».

— На следующий день он ушел посмотреть на невесту. Мне нравится.

«Он тонкий», — говорит он, но на его лице читается сочувствие. Доброта, говорит он, написана на его лице. Много благодати. Вы счастливы, молодой человек!»

Через три дня я принес невесте подарки.

«Прими, — говорит, — от старика, который желает тебе счастья».

— И даже прослезилась… На пятый день был заговор. Он во взаимодействии

я выпил пунша и выпил два бокала шампанского. Доброта!

«Замечательно, — говорит она, — у вас есть женщина!» Худенькая, скошенная, но что-то французское в ней есть! Какой-то огонь!»

— За три дня до свадьбы я прихожу к невесте. С букетом, знаете ли…

— Где Марьяша? — «Меня нет дома…» — «Где она?»

— Мой будущий тесть молчит и усмехается. Свекровь тут же садится и пьет кофе. (Я всегда пил раньше.)

«Да, где она? Почему ты молчишь? «Какой вы следователь? Иди туда, откедова давай! Ворота глухие!»

— Я смотрю внимательно и вижу: мой тесть, как зюзя… Его выпороли, сволочь…

«Нет! – говорит он и улыбается. – Ищи другую невесту, а Марьяшка… Она поднялась! Хе-хе-хе! Я пошел к благодетелю! один… К твоему тонкому, превосходству, тогда… Хе-хе-хе… Лучше бы его не приносили!»

Прохор Петрович громко высморкался, усмехнулся и добавил:

— ахнул он и поумнел с тех пор…

Исторический анализ произведения

История об Иванушке-дурачке в интерпретации Салтыкова-Щедрина может быть вполне соотнесена с хождением в народ студенческой молодежи, начало которому положили волнения 1861 года и массовые исключения их участников из учебных заведений.

Первый этап носил исключительно просветительский характер. Недоучившиеся студенты становились сельскими фельдшерами и учителями, чтобы быть ближе к простому народу. К началу семидесятых годов к движению подключились революционеры-народники, пытавшиеся донести до крестьянских масс революционные идеи.

Народ принимал «служение» себе неоднозначно, в большинстве случаев не переставая считать искренне расположенных к ним образованных людей «господами», тешащими свои причуды, то есть дураками

Революционная агитация с призывами к борьбе потерпела фиаско, так как не нашла отклика в крестьянской среде, но обратила на себя внимание правительственных институтов власти

К концу 1870-х гг. народническое движение в результате жестких репрессий сошло на нет, а вместе с ним и идеализация народных масс как источника чистоты и добра. Многие из прошедших тернистый путь каторги и ссылки были морально и физически сломлены, поэтому отошли от просветительской и революционной деятельности.

Исторический анализ произведения

История об Иванушке-дурачке в интерпретации Салтыкова-Щедрина может быть вполне соотнесена с хождением в народ студенческой молодежи, начало которому положили волнения 1861 года и массовые исключения их участников из учебных заведений.

Первый этап носил исключительно просветительский характер. Недоучившиеся студенты становились сельскими фельдшерами и учителями, чтобы быть ближе к простому народу. К началу семидесятых годов к движению подключились революционеры-народники, пытавшиеся донести до крестьянских масс революционные идеи.

Народ принимал «служение» себе неоднозначно, в большинстве случаев не переставая считать искренне расположенных к ним образованных людей «господами», тешащими свои причуды, то есть дураками

Революционная агитация с призывами к борьбе потерпела фиаско, так как не нашла отклика в крестьянской среде, но обратила на себя внимание правительственных институтов власти

К концу 1870-х гг. народническое движение в результате жестких репрессий сошло на нет, а вместе с ним и идеализация народных масс как источника чистоты и добра. Многие из прошедших тернистый путь каторги и ссылки были морально и физически сломлены, поэтому отошли от просветительской и революционной деятельности.

Выгодная невеста

Не раз родители задумывались, каким бы образом дурака пристроить, чтобы он хоть мало-мальски на человека похож был

Определил было папочка его на службу чем-то вроде попечителя местного училища (без жалованья, дескать, и дурак сойдет, а с жалованьем — даже наверное!); но дурак сразу такую ахинею понес, что исправник, только во внимание к испытанному благонравию родителей, согласился это дело замять. Тогда мамочка напала на мысль — женить дурака: может быть, бог узы ему разрешит. Подыскали невесту, молодую купеческую вдову Подвохину

Невеста из себя писаная краля была и в гостином дворе две лавки имела. Вдовела она безупречно, товар держала всегда первейшего качества и дела свои по торговле вела умело и самостоятельно. Словом сказать, лучше партии и желать не надо. Дурак, в свою очередь, тоже понравился невесте: внешность у него была приличная, поведение — кроткое. Даже ума в нем она не отрицала, как другие, но только находила, что нужно этот ум развязать. И вполне на себя надеялась, что успеет в этом

Подыскали невесту, молодую купеческую вдову Подвохину. Невеста из себя писаная краля была и в гостином дворе две лавки имела. Вдовела она безупречно, товар держала всегда первейшего качества и дела свои по торговле вела умело и самостоятельно. Словом сказать, лучше партии и желать не надо. Дурак, в свою очередь, тоже понравился невесте: внешность у него была приличная, поведение — кроткое. Даже ума в нем она не отрицала, как другие, но только находила, что нужно этот ум развязать. И вполне на себя надеялась, что успеет в этом.

Но у дурака все вообще инстинкты до такой степени глубоко спали, что даже эта жалостливая и скромная женщина удивилась. Ни разу он не дрогнул от прикосновения к ней, ни разу не смутился, не почувствовал ни одной из тех неловкостей, к которым с таким сердечным жалением относятся женщины, инстинктивно угадывая в них первые, сладостнейшие трепетания любви. Придет дурак, отобедает, чаю напьется и, по-видимому, совсем не понимает, почему он находится у Подвохиной, а не дома.

— Как это вам не скучно: ничего вы не понимаете? — спросит его красавица вдова. — Ах, нет, мне очень скучно! Говорят, будто оттого, что занятия у меня никакого нет. — Так вы займитесь… полюбите кого-нибудь! — Помилуйте! как же возможно не любить! всех любить надо. Счастливых — за то, что они сумели себя счастливыми сделать; несчастных — за то, что у них радостей нет.

Так это сватовство и не состоялось. Потужила вдова Подвохина и даже пообещала годок подождать, но месяц-другой потерпела, да в рождественский мясоед и вышла замуж за городского голову Лиходеева. Теперь у них уж четыре лавки в гостином дворе; по будням они во всех четырех лавках торг ведут: она — по галантерейной части, он — по бакалейной; а по праздникам исправника и прочих властей пирогом угощают. А дурак засел дома на родительской шее и ухом не ведет. На пожары бегает, больных выхаживает, нищих целыми табунами домой приводит. — Хоть бы господь его прибрал! — шепчет папочка потихоньку, чтоб мамочка не слыхала.

А мамочка все молится, на милость божью надеется. Просветит господь разум Иванушкин пониманием, направит стопы его по стезе господина исправника, его помощника и непременного заседателя! Должен же он какую-нибудь должность по службе получить! не может быть, чтоб для всех было дело, и только для него одного — ничего.

Только один человек на дурака иными глазами взглянул, да и тот был случайный проезжий. Ехал он мимо города и завернул к папочке, с которым он старинный-старинный приятель был. Пошли сказы да рассказы: помянули старину, об увлечениях молодости досыта наговорились, а между прочим и настоящего коснулись. Папочка двери на всякий случай притворил, и оба, что было на душе, все выложили. Объяснились. Не сказали, а подумали: «Так вот, брат, ты кто!» Разумеется, не обошлось без жалоб и на дурака; а так как с ним уж не чинились, то так-таки, в его присутствии, прямо «дураком» его и чествовали. Заинтересовался проезжий рассказами о дураке, остался ночевать у старого приятеля, а на другой день и говорит:

Побочные персонажи сказки «Дурак»

В сказке «Дурак» М.Е. Салтыкова-Щедрина встречаются не только основные герои, но и несколько побочных персонажей, которые несут определенный символический смысл и помогают понять основные проблемы, затронутые автором в произведении.

  • Мужики из деревни: эти персонажи представляют собой узкомыслящую и мелкую среду, которая не способна понимать истинные ценности жизни, они недолюбливают и презирают Фомушку, потому что он не подчиняется их правилам и представлениям о жизни.
  • Государь: герой, который идеализирован в глазах многих граждан, на самом деле оказывается жестоким, безжалостным и коррумпированным правителем, которому необходимы только ресурсы и власть, а народ для него не имеет особого значения.
  • Разорванный ветер: это символический образ, который отображает духовный кризис, который происходит в обществе, где духовные ценности забыты и люди ушли от своих корней и традиций.

Таким образом, побочные персонажи в сказке «Дурак» значимы и несут глубокий символический смысл, помогая читателю проникнуться идеями и основными проблемами, затронутыми автором.

История создания

В течение многих лет Салтыков-Щедрин делал наброски, записывал свои идеи в виде черновиков и создавал законченные произведения. Но пока не было отменено крепостное право, цензура не допускала рассказа, сказки и повести этого автора к печати.

В то время запрещалось открыто затрагивать тему угнетения крестьян. С возрастом писатель нашёл выход: он стал творить в особом жанре.

Сказка — безобидное литературное направление, в котором лишь при большом желании можно разглядеть нападки на существующий строй. У цензуры такие произведения не вызывали подозрений.

Писатель зло и остро высмеивал каждый порок помещиков, используя такие методы и приёмы:

  • яркий язык;
  • мудрые афоризмы;
  • метафоры;
  • традиционные фольклорные элементы;
  • сочетание реальности и фантастики.

Произведение под названием «Дикий помещик» — соединение фольклорного, фантастического и реального. Даже зверь считает, что крестьяне нужны, чтобы их есть. Сказочные сюжеты, за которыми писатель умело скрывал социальные проблемы, позволяли выразить всё, что тревожило умы и души не только самого Михаила Евграфовича, но и его современников.

Целью автора было не просто заинтересовать широкие читательские массы, но и донести до сознания людей необходимость масштабных перемен. Ведь даже после отмены крепостного права положение крестьян оставалось бедственным.

После написания сказки прошло несколько лет, прежде чем она была опубликована. В 1869 году российский литературный журнал «Отечественные записки» напечатал произведение.

Политическая сатира в сказках писателя

Источник

И.С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова:

Всё это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки — это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич, серый волк), художественные приёмы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза). Сказки Салтыкова-Щедрина имеют фольклорную основу — сказки о животных, но это только форма. По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.

Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио «Роман о Лисе». Лис в этой истории — мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников — волка, медведя, льва, и тогда читатель сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых — кур, зайца, он получает заслуженное наказание.

Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), в них отсутствует образ положительного героя.

При этом сказки не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII века, но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX века. Сам Салтыков-Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорил:

Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались «премудрые пескари», жестокие хищные волки. Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную уже нам, живущим столько лет спустя, действительность. Рассмотрим некоторые сказки более подробно.

Моральные уроки, которые дает «Дурак» читателю

1

Важность знания себя. Главный герой сказки – дурак – всю жизнь стремится к тому, чтобы стать отличным человеком, но не замечает своих недостатков и ошибок

Она наивен и глуп, и не может понять, что именно мешает ему достичь своих целей. Важно знать свои проблемы и недостатки, чтобы принимать правильные решения и не теряться в жизни.

2. Опасность подражания. В сказке «Дурак» Салтыков-Щедрин предлагает нам отрицательный пример современника, который не имел своего мнения и стремился подражать другим. Главный герой думает, что, копируя других, он станет таким же умным и успешным, но на самом деле он теряет свою индивидуальность и способность мыслить самостоятельно.

3. Возможность изменения своей жизни. Сказка «Дурак» насчитывает более восьмисот лет, однако ее моральные уроки, описывающие возможность изменения своей жизни, остаются актуальными и сегодня. Главный герой в конце истории осознает свои ошибки и начинает новую жизнь, что даёт надежду на изменение судьбы и в будущем.

  • Знание своих недостатков и ошибок;
  • Опасность подражания;
  • Возможность изменения жизни.

Выводы о значимости «Дурака» в литературе

Роман «Дурак» М.Е. Салтыкова-Щедрина является не только ярким образцом классической русской литературы, но и поднимает важные социальные и философские вопросы. Он стал громким критиком жестоких условий жизни крестьян, показал беспомощность человека перед системой государственной власти и бюрократии.

Все персонажи романа символизируют разные группы общества, что делает произведение актуальным и сегодня, в нашем времени. К примеру, Собакевич – поседевший бывший помещик, олицетворяет прошлое, которое не может быть изменено. Иркутов – молодой чиновник, угнетающий крестьян, становится ярким примером проблем справедливости и борьбы за права народа.

Также, роман «Дурак» – это хитроумное шахматное поле, где все действия направлены на разворачивание масштабного общественного конфликта. Истории жизней героев объединены общей целью – критикой деспотии и насилия, что делает роман актуальным и востребованным, несмотря на его возраст.

Основные выводы о значимости романа «Дурак» М.Е.Салтыкова-Щедрина в литературе:
Показывает жестокие условия жизни крестьян Дает возможность почувствовать, каково это быть бедным и неимущим вместе со своей семьей, среди ледяных болот и темных лесных разрывов.
Критикует систему государственной власти и бюрократии Показывает, что власть заключается не в нужных людях, а в далеких и не нужных посредниках, которые не могут слышать народ.
Символизирует разные группы общества Помогает сегодняшним людям понять, как насилие и ментальность, которые были вызваны другими временами, связанными с технологией и индустриализацией, могут быть актуальны и сегодня.
Является образцом классической литературы Роман показывает, каким образом автор может создавать яркие образы, глубоко раскрывая их характер и действия, в то время как он может описывать некоторые, простые и символические предметы через афоризм или манипуляцию с мыслью.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: