Смысл названия
Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории.
- Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога – рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы.
- Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились.
Образы героев
В анализе стихотворения «Парус» Лермонтова особое внимание стоит уделить образам героев произведения. Следует отметить, что все образы — аллегоричны
Переменчивое бурлящее бушующее море — это жизнь, в которой так же все постоянно меняется, и человеку иногда нужно преодолевать препятствия и принимать верные решения.
Парус — это символ свободы, одиночества. Эти два понятия были неотделимы друг от друга в понимании поэта. Но больше внимания уделяется переживаниям лирического героя, наблюдающего за тем, как парус борется с бушующим морем. Поэтому парус находит отклик у поэта. Лермонтов после ухода из университета чувствует такую же бурю в душе, которую искал парус.
В анализе стихотворения «Белеет парус одинокий» Лермонтов описывает противостояние «человек-жизнь». Поэт размышлял о том, что человек остается одиноким в этой бушующей стихии, носящей имя «жизнь». Он считал, что все люди одиноки среди таких же как они. И все стремятся найти ответы на волнующие их вопросы. Герой сам не понимает, чего он хочет. Он не понимает: рад ли своему одиночеству или же старается найти свою пристань?
В первой строфе образы паруса и героя объединены одиночеством. Герой чувствует, что ему близок парус, потому что так же одиноко плывет в море, как и он одинок среди людей. В следующей строфе читатель понимает, что размышления об одиночестве связаны с печальными событиями в жизни героя, его разочарованием, горечью. Он надеялся, что встреча с бурей поможет обрести ему гармонию. Но искать ее нужно человеку в своем внутреннем мире.
В последней строфе герой решает обрести счастье и гармонию в буре. И это выделяет его среди других. Он решает пойти наперекор общепринятому мнению о том, что счастье можно найти лишь в гармоничном спокойном течении жизни. Его свободолюбивая мятежная натура просит не спокойствия, а бури. Именно она может помочь герою найти ответы на важные для него вопросы.
Но при этом, поэт не отрицает, что спокойствие и внутрення гармония могут кому-то дать ответ на его вопросы. Недаром же он пишет о том, что парусник плывет под солнцем, а море спокойно. Но для героя спокойствие является противоположностью его понимаю счастья. Возможно, что для него счастье — это постоянный поиск ответов? Или же он просто как парусник ищет тихую гавань?
Все стихотворение герой пытается найти ответ на вопрос о том, как стать счастливым. Он, как парус, плывет по течению жизни в поисках ответа.
Образы и символы
Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь – это море, то человек в ней – парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года.
Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте.
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова 9 класс
Тема и идея
Основная тема стихотворения — одиночество и чувство неопределенности, вечный поиск человеком себя. Парус выступает символом жизни юного Михаила, он в полной мере отражает его душу. Главная идея произведения, что автор хотел описать одиночество и свой внутренний мир, как деятеля искусства.
Образ паруса выступает центральным героем. Он отображает человеческую сущность, стремящуюся в неизвестность и пытающуюся найти свое место в мире. В моменты отчаяния человек склонен к мятежу, риску и поиску чего-то нового, это результат неизвестности. Лермонтов также выражает мысль — человеку не дано знать, что в этом мире происходит во благо ему, а что — нет.
Анализ стихотворения
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание сказки Замечательная ракета Оскара Уайльда Все завидовали нашему главному герою, ведь он обеспечен и ни в чем себе не отказывает. Ему очень сильно завидовали все соседи, и каждый хотел бы оказаться на его месте
- Бедный Гнедко — краткое содержание сказки Одоевского Замечательнейшее творение «Бедный Гнедко», которое относится к жанру сказки, создано русским писателем Одоевским. Краткое содержание этого произведения представлено в данной статье.
- Аверченко Из этой статьи узнаете о жизни и творчестве писателя Аверченко Аркадия Тимофеевича. О его работе в издательствах журналов и написанных им произведениях.
- Горячее сердце — краткое содержание комедии Островского Александр Николаевич Островский – заслуженный русский драматург девятнадцатого века. Он – основатель искусства театра в России, а его гениальные произведения неспроста пользуются сумасшедшей популярностью даже сегодня.
Смысл названия
Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории.
- Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога – рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы.
- Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились.
Темы, проблемы, настроение
- Проблема одиночества часто поднимается в творчестве Лермонтова, и это произведение не стало исключением. Образ паруса — это человеческая душа, одинокая и брошенная в большое плавание жизни без поддержки и определенности, что она такое и зачем плывет.
- Тема внутренних метаний и размышлений о поиске себя — основная тема «Паруса». Автор ставит вечные вопросы перед читателем: куда мы идем и зачем? Почему не можем обрести гармонию с миром и идем против него? Он не отвечает, но лишь подчеркивает, как широка и непостижима натура странника, который ищет покой в мятеже.
- Тема счастья тоже занимает не последнее место в «Парусе». Наш образ-символ «счастия не ищет и не от счастия бежит». Это означает, что радости жизни он так никогда и не испытал. Его нет ни в прошлом, ни в будущем.
- Бунт и мятеж — это состояние души типичного романтического героя, коим является парус. Он отправляется в море, чтобы испытать свои силы и столкнуться с бурей. В его душе нет мира, поэтому покой он ищет в битве с судьбой, заранее проигранной. Ветер еще не разгулялся, а мачта уже трещит.
- Тема природы . Тревога в «Парусе» передается через состояние пейзажа. Пока мы видим солнечную лазурь и тихую гавань, но парус ищет бури и направляется в далекую страну, где его ждет неизвестность. Постепенно автор нагнетает обстановку, и за ясным днем уже виднеется шквал ветра, хотя в стихотворении об этом нет ни строчки.
- Настроение легкой меланхолии , мечущейся внутри души пронизывает все три строфы «Паруса».
История создания
Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.
В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.
Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828–1832 гг. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.
Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» 9 класс
Анализ стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова Вариант 3
Краткая биография Лермонтова для читательского дневника
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 3 октября 1814 году в Москве. Мальчику не было и 3 лет, когда его мать умерла после продолжительной болезни. Бабушка сама занималась воспитанием и образованием внука. Лермонтов изучал географию, историю, знал 4 языка (греческий, немецкий, французский), увлекался живописью, математикой и играл на четырёх музыкальных инструментах.
В 15 лет он поступил в Московский университет, но через 2 года прерывает обучение. Лермонтов едет в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков в 1832 году. После юнкерской школы в 1834 году поэт стал корнетом Лейб-гвардии гусарского полка и отправился служить в Царское село.
В 1840 году за дуэль с французом Эрнестом де Барантом поэт снова сослан на Кавказ, где шла война.
Вторая ссылка на Кавказ оказалась для поэта роковой. В Пятигорске Лермонтов поссорился с Николаем Мартыновым, с которым вместе учился в юнкерской школе. Никто не думал, что их ссора зайдёт так далеко, но Мартынов бросил вызов, а Лермонтов принял его. 15 июля 1841 Лермонтов погиб на дуэли. Ему было всего лишь 26 лет.
«Какие чувства вызывает во мне стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» (1)
При чтении стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» картины одна сменяют другую, и вместе с ними меняется настроение, которое они рождают. Вот передо мной изменчивое и прекрасное лазурное море. Над ним расстилается голубой туман. Море безмятежно и спокойно. Но вот вдали появляется белый парус. Он скользит, рассекая водную гладь, «одинокий», ему ничего не надо, он ничего не ищет, поэтому становится немного грустно, и радостное чувство сменяется ощущением легкой тревоги. На моих глазах спокойная картина сменяется бурной. Величественный морской простор, который только что радовал глаз своим спокойствием, преображается. Вот уже «играют волны», «ветер свищет», а парус отчаянно сопротивляется стихии, его мачта гнется и «скрыпит», и я словно слышу этот надрывный звук. Тревога усиливается. Читая это стихотворение, вообще постоянно находишься в напряжении, все время думаешь о судьбе паруса, о том, что с ним было и что еще случится. Он отбился от родного берега, но что ждет его в «стране далекой»? Не от счастливой жизни оказался он один среди бескрайнего синего моря. Но, оказывается, он и не ищет спокойного, тихого счастья. Он «мятежный», не просто ждущий, а ищущий чего-то. Чего? Буря постепенно стихает. Вокруг спокойное, безмятежное лазурное море, освещенное золотыми лучами солнца. Это яркий, красивый мир. Он вызывает невольное ощущение радости и какой-то необыкновенной легкости. Но парус, разрезая водную гладь, мчится навстречу буре, просит бури, как будто в ней видит счастье и успокоение. Я думаю, вблизи моря человек всегда ощущает гордость и восхищение вольным величественным простором. Удивляется его изменчивости, непостоянству. Море то безмятежно спокойно, то пенится, шумит и бушует, меняется его цвет. Оно всегда красиво, загадочно, и никогда нельзя предсказать, каким оно станет в следующее мгновение. Оно всегда поражает. Не случайно о море писали многие поэты, и у каждого море свое. Но я чувствую, что Лермонтов, когда писал это Стихотворение, думал не только о море и виднеющемся вдали парусе, он думал о жизни людей, таких же одиноких и таких же мятежных. Автор им сочувствует и одновременно гордится ими. В этих размышлениях отразилась и собственная жизнь поэта, и его характер. Он тоже чувствовал себя одиноким, непонятым. Но тревога и смутная тоска уступают стремлению гордо встретить все жизненные бури
И в образе паруса Лермонтов показал отважного, смелого и сильного человека, который борется, преодолевает преграды на своем пути, а преодолев их, ищет новой борьбы и новых побед, без которых нет для него настоящей жизни
История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать очень рано. Образы природы характерны для его ранней лирики.
Стихотворение «Парус» автор написал будучи совсем юным – в 17 лет (в 1832 г.).
Четырьмя годами ранее мир увидел поэму Александра Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Оттуда и было позаимствовано предложение«белеет парус одинокий» .
В то время юный Лермонтов бросил учебу в Московском университете, поступив в Петербургский. В том же году в письме к Лопухиной был написан стих, передающий унылое настроение поэта. Гуляя по набережной р. Невы, он заметил в голубом море парусник. Неизвестность будущего и унылое настроение нашли свое отображение в данном творении.
Интересно, что текст своего произведения не был включен в первый сборник произведений поэта, так как поэт посчитал его несерьезным. У Лермонтова есть и акварельная работа, которая является превосходной иллюстрацией к стиху.
На тему стиха Михаила Лермонтова есть романс. Самая известная мелодия принадлежит Александру Варламову. В 1848 г. он был напечатан у Грессера – известного в те времена издателя.
Образы и символы
Безусловно, главным образом-символом является парус. В данном случае он означает одиночество, которое, возможно, чувствовал в тот момент и сам поэт. Он же отражает человеческую душу, зависимую от стихийности судьбы.
В произведении фигурирует и буря — знак беспокойства, символ мечущейся души. Море — это неопределенность и стихия жизни, в которой каждый человек одинок и несчастен. Парус бросает из стороны в сторону по воле рока, как и человеческую жизнь.
Образ лирического героя созвучен с самим парусом. Мысли о жизненном пути и стремлении паруса говорят о том, что самого наблюдателя волнуют те же переживания и те же вопросы. Он столь же одинок и несвободен, как парус, зависимый от игры стихий. Также он подчеркивает парадоксальность, свойственную человеческой природе, а вовсе не парусу: мятежник просит бури, но хочет покоя.
Тема
Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.
Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.
Основная идея
Парус является символом души молодого Лермонтова. Он сам пока не нашёл своего места в жизни: переезды, переходы, перемены — все это оставляет глубокие впечатления в юном сердце. Поэт не до конца понимает, чего именно он хочет. Поэтому главная мысль стихотворения «Парус» — это невозможность постижения своих внутренних противоречий. То мы мечемся в поисках чего-то, хотя все перед глазами, то ищем покоя в битве, не зная, принесёт ли он нам счастья. Во всех этих метаниях мы безмерно одиноки и зависимы от всех ветров, что создает у лирического героя ощущение безысходности и тоски. Его парус несчастен и бессилен повлиять на судьбу.
Смысл стихотворения «Парус» заключается и в том, что жизнь подобна морю — она испытывает судно, гнет и ломает мачту, обрушивает на корабль гнев стихии. А между тем счастье в этом пути настолько призрачно, что его никогда нет — ни в прошлом, ни в будущем: «Он счастия не ищет и не от счастия бежит». Читатель видит разочарование и тоску, свойственные поэтам-романтикам.
Жанр, направление, размер
Это произведение по жанру можно классифицировать как лирическую новеллу. Оно относится к литературному направлению романтизма и является одним из ярчайших его примеров в XIX веке.
Черты романтизма в стихотворении «Парус» таковы:
- Мотив одиночества и бунта против обстоятельств является смысловой доминантой стихотворения.
- Грустное настроение произведения созвучно интонациям других поэтов-романтиков.
- Пейзаж отражает мысли и чувства героя и играет важную роль в произведении.
Произведение «Парус» написано четырёхстопным ямбом. Рифмовку по типу можно классифицировать как перекрёстную.
Текст стиха Лермонтова М.Ю. «Парус»
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит. Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Анализ
М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» — создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» — стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Центральный образ стихотворения тоже двух планов. это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса. от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания.
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет. не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:
Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном?
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст. который служит основой композиции в данном произведении.
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит.
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:
А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром.
Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус). Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами. «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Рассказ о Лермонтове 4 класс кратко (сообщение)
Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткий век. Но то, что он успел написать, стало шедевром русской литературы. Его произведения были и остались великими.
Будущий поэт родился в 1814 году в Москве. Когда он был ещё маленький, родители расстались, а когда мальчику было всего три года, мама умерла. Лермонтов говорил, что помнил её грустные песни, которые она для него пела.
Мальчик переехал в Тарханы, к бабушке со стороны мамы, Елизавете Алексеевне. Она очень любила внука. Для него она наняла иностранного гувернера-француза и няню-немку. Поэтому Михаил хорошо знал оба языка и читал Байрона и Шиллера. Его первые стихи были подражаниями этим двум поэтам. Стихи он начал писать рано, но никому не показывал.
Лермонтов рос болезненным, поэтому бабушка в детстве первый раз увезла лечиться на Кавказ, и он стали любимым местом поэта.
С 14 лет Лермонтов учится – сначала в Московском благородном пансионе, потом на факультете словесности в Московском университете, потом в школе офицеров.
В 1841 году он снова будет отправлен в ссылку. Но по дороге на Кавказ происходит ссора между Лермонтовым и его давним товарищем, Н. Мартыновым, который вызвал поэта на дуэль. Дуэль оказывается смертельной. Молодой поэт погиб в возрасте 27 лет, и похоронен в Тарханах.
М. Ю. Лермонтов – талантливый русский поэт, чьи произведения до сих пор интересны читателям. Мало кто не знает его знаменитую поэму «Бородино», «Демон» и стихотворение «Пророк».
Образы и символы
Безусловно, главным образом-символом является парус. В данном случае он означает одиночество, которое, возможно, чувствовал в тот момент и сам поэт. Он же отражает человеческую душу, зависимую от стихийности судьбы.
В произведении фигурирует и буря — знак беспокойства, символ мечущейся души. Море — это неопределенность и стихия жизни, в которой каждый человек одинок и несчастен. Парус бросает из стороны в сторону по воле рока, как и человеческую жизнь.
Образ лирического героя созвучен с самим парусом. Мысли о жизненном пути и стремлении паруса говорят о том, что самого наблюдателя волнуют те же переживания и те же вопросы. Он столь же одинок и несвободен, как парус, зависимый от игры стихий. Также он подчеркивает парадоксальность, свойственную человеческой природе, а вовсе не парусу: мятежник просит бури, но хочет покоя.
Детство и образование
Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе Тарханы в Пензенской губернии.
Он получает домашнее образование. В биографии Лермонтова начинается новый этап: он учится в университетском пансионе Москвы (1828–1830 гг.). Там были написаны первые его стихотворения.
Затем в жизни Лермонтова было обучение в Московском университете (1830–1832 гг.). В это время Лермонтов увлекался произведениями Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.
Последующие два года после учебы в университете Михаил Юрьевич провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
История создания
Стихотворение «Парус» было создано Лермонтовым в возрасте семнадцати лет в Петербурге. Первая строка произведения взята из вышедшего 4 года назад произведения Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Этот жизненный этап был довольно сложным для поэта в психологическом плане, он чувствовал в некотором роде отчаяние, ведь не сумел поступить в высшее учебное заведение в Петербурге, после того, как он вынужден был покинуть Московский университет. В сентябре, в тот же год, когда вышла поэма Бестужева-Марлинского, Лермонтов послал это стихотворение, выражающее его внутреннее состояние, Лопухиной. Во время написания «Паруса» поэт увидел одинокий белеющий парус на реке Неве. Именно этот образ-символ, о котором будет подробнее рассказано позже, и лег в основу стихотворения.
Однако в сборник, вышедший в 1840 году (за год до смерти поэта), Лермонтов стихотворение не включил, несмотря на то, что оно имело даже некий сопроводительный художественный текст – рисунок белого паруса, созданный Лермонтовым предположительно в промежуток между 1828 и 1832.
Основная идея
Парус является символом души молодого Лермонтова. Он сам пока не нашёл своего места в жизни: переезды, переходы, перемены — все это оставляет глубокие впечатления в юном сердце. Поэт не до конца понимает, чего именно он хочет. Поэтому главная мысль стихотворения «Парус» — это невозможность постижения своих внутренних противоречий. То мы мечемся в поисках чего-то, хотя все перед глазами, то ищем покоя в битве, не зная, принесёт ли он нам счастья. Во всех этих метаниях мы безмерно одиноки и зависимы от всех ветров, что создает у лирического героя ощущение безысходности и тоски. Его парус несчастен и бессилен повлиять на судьбу.
Смысл стихотворения «Парус» заключается и в том, что жизнь подобна морю — она испытывает судно, гнет и ломает мачту, обрушивает на корабль гнев стихии. А между тем счастье в этом пути настолько призрачно, что его никогда нет — ни в прошлом, ни в будущем: «Он счастия не ищет и не от счастия бежит». Читатель видит разочарование и тоску, свойственные поэтам-романтикам.
Жанр, направление, размер
Это произведение по жанру можно классифицировать как лирическую новеллу. Оно относится к литературному направлению романтизма и является одним из ярчайших его примеров в XIX веке.
Черты романтизма в стихотворении «Парус» таковы:
- Мотив одиночества и бунта против обстоятельств является смысловой доминантой стихотворения.
- Грустное настроение произведения созвучно интонациям других поэтов-романтиков.
- Пейзаж отражает мысли и чувства героя и играет важную роль в произведении.
Произведение «Парус» написано четырёхстопным ямбом. Рифмовку по типу можно классифицировать как перекрёстную.
Популярные сочинения
- Как прекрасен этот мир — сочинение-рассуждение Красота повсюду вокруг нас и если у нас есть глаза, мы можем заметить это даже в самых незначительных вещах. Мы можем найти ее в восходе и закате солнца, можем видеть ее в улыбке людей
- Хлеб всему голова — сочинение 5 класс Хлеб является основной ценностью для человека. С самых давних времён хлеб представляет символ богатства, обеспеченности, изобилия. Конечно, стоимость обычной буханки хлеба не велика
- Юбилей школы — сочинение Юбилей – это большое событие в жизни человека, юбилей школы – это грандиозное событие для огромного количества людей, причастных к школе: сегодняшних учеников, их родителей