Краткое содержание рассказа
Рассказ «Макар Чудра» начинается с описания романтической ночи у моря. На берегу горит костер, возле огня сидит старый цыган, которого зовут Макар Чудра. Именно он и рассказывает писателю увлекательную историю о вольном цыганском народе. При этом Макар всячески призывает окружающих беречься от любви. По его словам, полюбив раз, человек навсегда теряет волю. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая и легла в основу этого рассказа.
В рассказе «Макар Чудра» главный герой — молодой цыган по имени Лойко Зобар. Его знали во многих европейских странах, в которых он прослыл знатным конокрадом. В Чехии, Венгрии и Словении многие мечтали отомстить ему за уведенных лошадей и даже убить. Кони же были его главной страстью в жизни, деньги он зарабатывал легко, не ценил их, мог сразу отдать любому нуждающемуся.
События начали развиваться вокруг табора, который остановился в Буковине. Там была прекрасная девушка Радда, разбившая уже не одно сердце. Красоту ее нельзя было описать словами, многие молодые люди мечтали о ней, а один богач даже бросал пачки денег к ее ногам, упрашивая выйти за него. Все было тщетно. Радда всегда твердила только одно. Орлице не место в гнезде воронья.
Краткое содержание
С моря дул влажный и холодный ветер. На берегу около костра вместе с писателем сидит старый цыган. Он советует остерегаться любви, которая лишает человека воли. Подтверждением этому является история, рассказанная Макаром Чудрой.
Жил на свете молодой цыган Лойко Зобар. В Чехии, Венгрии и Бессарабии его хорошо знали как ловкого конокрада. Многие желали ему смерти. В своей жизни он ценил только красивых скакунов. Деньги не имели для него никакого значения. Он раздавал их тем, кто в них нуждался.
Однажды в Буковине остановился цыганский табор. У солдата Данилы была красавица-дочь Радда. Веселый нрав и невероятная красота девушки сразили множество мужских сердец. Один богач был готов заплатить любые деньги, чтобы она согласилась стать его женой, но гордая цыганка отвергла его предложение.
В табор приезжает Зобар
Его игра на скрипке привлекла внимание Радды. Он поведал историю о том, что инструмент сделан из груди юной девушки, а струны — из ее сердца
Цыганка посмеялась над ним, а Лойко удивился ее уму и острому языку.
Молодой цыган остался в гостях у Данилы. Всей душой он полюбил дочь старого солдата. Лойко полюбили в таборе все, кроме Радды. Однажды он запел трогательную песню. Многие из слушавших цыгана заплакали, только девушка стала смеяться. Отец захотел наказать ее кнутом. Однако Зобар сказал не делать этого, а попросил Данилу отдать ему дочь в жены.
Солдат согласился с ним. Тогда Лойко подошел к девушке и сказал, что она заняла все его сердце. Он готов взять ее в жены, но она не должна противиться его воле. Радда улыбнулась, и все подумали, что она покорилась ему. Но девушка обвила кнутом его ноги и дернула. Лойко упал на землю, как подкошенный.
Зобар убежал далеко в степь. Через три часа его нашла Радда. Она пришла мириться и сказать, что тоже любит его, но свободу она любит больше. Девушка готова признать его власть, если он перед всем табором преклонит колени и поцелует ее руку, как у старшей. Не раздумывая, Зобар согласился, но предупредил, что проверит, действительно ли ее сердце такое крепкое, как она говорит.
Не успели присутствующие опомниться, как молодой цыган воткнул в грудь строптивой девушки нож. Рада вырвала из груди кинжал и сказала, что ждала именно такую смерть. Нож поднял Данило и ударил им Зобара прямо в спину
Краткое содержание
«С моря дул влажный, холодный ветер». Рассказчик сидел у костра со старым цыганом Макаром Чудрой. Цыган полулежал, потягивая трубку. Мужчины беседовали. Чудра считал, что люди смешные, так как ничего не видят кроме своего поля, на котором работают всю жизнь. Цыган бывал в разных краях, даже сидел в тюрьме в Галичине. Он советует рассказчику: «ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее».
В ночной тишине со стороны табора послышалась «нежная и страстная песня-дума» – пела дочь Макара. Цыган дал совет рассказчику: «не верь девкам и держись от них дальше», «поцеловал ее – и умерла воля в твоем сердце». И Чудра поведал рассказчику «одну быль».
Был на свете молодой цыган, Лойко Зобар. Его знала «вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря». Он никого не боялся, «любил только коней и ничего больше».
Табор Чудры кочевал тогда, лет десять назад, по Буковине. Среди кочевников были Данило-солдат и его дочь Радда. Радда была своенравной девушкой: «много посушила она сердец молодецких». К ней сватался даже старый богатый магнат, но девушка ответила ему только: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?».
Как-то сидели они табором у костра и услышали звуки хорошей музыки: «кровь загоралась в жилах от нее». Из темноты на коне выехал Лойко Зобар. Похвалила Радда игру Лойко и спросила, кто сделал ему такую скрипку. Зобар ответил, что сделал ее сам «из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из ее сердца свиты». Но его слова не произвели на Радду впечатления, она лишь зевнула и сказала: «А еще говорили, что Зобар умен и ловок, – вот лгут люди!».
Лойко заночевал у Данилы. Утром Зобара увидели с перевязанной головой. Юноша говорил, что его зашиб конь, но все поняли: это дело рук Радды. Лойко остался с табором. Все его «крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня», еще и подсмеивается над ним.
Как-то, Зобар по просьбе Данилы завел песню. Всем она «по душе была», только Радда сказала: «Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадешь». Неожиданно Зобар бросил наземь шапку и попросил у Данила, чтобы тот отдал ему Радду в жены. Мужчина был не против, лишь бы девушка согласилась.
Зобар, обратившись к Радде, сказал, что она полонила его душу: «нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!.. Беру тебя в жены. <�…> Но смотри, воле моей не перечь – я свободный человек и буду жить так, как я хочу!». Хотел только Лойко подойти к Радде, как неожиданно упал – девушка сбила его с ног ременным кнутовищем. Зобар молча встал и ушел в степь. Чудра пошел за ним проследить.
Лойко долго сидел у ручья. К нему пришла Радда и положила руку на плечо. Юноша резко вскочил, выхватил нож, но увидел, что девушка наставила на него пистоль и прицелилась ему в лоб. Спрятав пистоль, Радда сказала, что пришла мириться и призналась Лойко в любви: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Девушка хотела, чтобы он стал ее «душой и телом», но согласна быть его женой только в случае, если Лойко поклонится ей в ноги перед всем табором и поцелует ее правую руку (хотя у цыган это было не принято). Зобар согласился.
Следующим вечером все собрались у костра. Стоя перед табором, Зобар сказал: «смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! <�…> Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, так она велела». Неожиданно Лойко подошел к Радде и вонзил ей в грудь кривой нож. Радда вытащила нож, бросила его в сторону и, зажав рану прядью волос, улыбаясь, сказала: «Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!», и умерла. Лойко «прильнул устами к ногам мертвой Радды и замер». Данило поднял отброшенный девушкой нож, подошел к Зобару и «сунул ему нож в спину как раз против сердца». «Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар».
После услышанного рассказчику не хотелось спать. Он смотрел во тьму степи и перед его глазами «плавала царственно красивая и гордая фигура Радды», «а за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар». «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
Сюжет
Сидя на морском побережье у пылающего костра, Макар Чудра принялся рассказывать автору цыганские предания и былины. Старик дал совет опасаться любви, поскольку влюблённый человек становится слабым, безвольным. Подтверждением этих слов стала история, приключившаяся с лихим цыганом Лойко Зобаром.
Удалого Лойко знали повсюду: в Венгрии, Чехии, Словении. Это был опытный и удачливый конокрад, и многие дорого бы отдали за то, чтобы молодой цыган болтался на виселице. Больше всего на свете Лойко любил лошадей. Он совершенно не ценил деньги и легко с ними расставался.
В Буковине остановился на постой табор, с которым кочевал старый солдат Данила со своей красавицей-дочкой Раддой. Много мужских сердец разбила черноокая молодая цыганка, но сама она оставалась равнодушной ко всем ухажёрам. К Радде сватался даже один знатный богач: кидал к её ногам любые деньги, умолял стать его женой, но цыганка ответила, что в вороньем гнезде орлице не место.
Однажды в этот табор приехал Зобар – красивый, молодой, сильный, лихой наездник. Он взял в руки скрипку и своей страстной игрой многих довёл до слез. Радде понравилась игра, и она похвалила мастерство Зобара. Тот в ответ пошутил, на что Радда ответила колкостью: она никогда не лезла за словом в карман.
Зобар решил остаться в таборе: не давала ему покоя красавица Радда, которую он полюбил всем сердцем. Девушка оказалась очень непокорной, своенравной, и молодой цыган никак не мог к ней подступиться. Тогда он отправился к Даниле и попросил у него руки дочери. Старый солдат согласился. Подошёл Зобар к Радде и сказал, что отныне она должна покоряться воле мужа, на что цыганка рассмеялась и повалила парня на землю кнутом.
Разгневанный Зобар отправился в степь,и долго не возвращался в табор. За ним следом отправилась Радда: она призналась, что любит его, но волю любит ещё сильнее. Она пообещала, что будет любить его со всей страстью, если Лойко перед всем табором поклонится ей в ноги и поцелует правую руку, признавая её превосходство. Из груди цыгана вырвался дикий крик, но согласился он на условия своей возлюбленной.
Зобар вернулся в табор и сообщил, что отныне вольная жизнь для него закончилась: поселилась в его сердце Радда и больше не осталось в нём места ни для чего иного. Все ждали, как Лойко преклонит колени перед своенравной цыганкой, но тот быстрым движением руки вонзил в её сердце нож по самую рукоятку. Радде удалось вытащить нож и сказать, что она ожидала такую смерть. В страшном отчаянии Данило подобрал окровавленный клинок и убил Зобара.
После этой истории автор никак не мог уснуть: он смотрел на море, и ему казалось, что он видит гордую, величественную Радду и молодого, статного Лойко. Их тени безмолвно кружились в ночи, но никак не могли соединиться…
Характеристики главных героев
Первым Максим Горький описывает пожилого рассказчика — Макара Чудру. По возрасту это уже пожилой человек — ему 58 лет. Однако автор делает акцент на его внешнем виде: мощный, крепкий, как могучий дуб, и гордый своей силой.
С позиции мудрого учителя Макар ведёт с молодым человеком философский диалог, больше похожий на монолог. Старый цыган убеждён, что человек сам волен выбирать, как ему жить и распоряжаться судьбой. Все условности, навязанные обществом, необходимость следовать правилам, работать и подчиняться закону Божьему, Макар считает глупостью. Независимость — вот главная ценность, олицетворением которой стал для Макара Лойко Зобар.
Молодой, талантливый и гордый цыган показан как положительный герой. Для него не имело значения, что скажут люди, он умел радоваться жизни во всех её красках и наслаждаться просторами. Даже конокрадство — любимое занятие Зобара — Горький показывает с непривычной стороны. Молодой цыган показан не вором, а удалым человеком, любящим гарцевать на непокорных скакунах.
Сюжет рассказа «Макар Чудра» с цитатами
«С моря дул влажный, холодный ветер». Рассказчик сидел у костра со старым цыганом Макаром Чудрой. Цыган полулежал и потягивал трубку. Мужчины говорили. Чудра считал, что люди смешны, потому что не видят ничего, кроме своего поля, над которым работают всю жизнь. Цыгане побывали в разных краях, даже в тюрьме в Галиции. Он советует рассказчику: «Ты убегаешь от мыслей о жизни, чтобы не разлюбить ее».
В ночной тишине со стороны лагеря послышалась «нежная и страстная песня-мысль» — пела дочь Макара. Цыганка посоветовала рассказчику: «не верь девушкам и держись от них подальше», «поцеловал ее — и воля умерла в твоем сердце». А Чудра рассказал рассказчику «одну правдивую историю».
Жил на свете молодой цыган Лойко Зобар. Он был известен «всей Венгрии, Чехии, Славонии и всему морю». Он никого не боялся, «он любил только лошадей и больше ничего».
Табор Чудра тогда, лет десять назад, кочевал по Буковине. Среди кочевников были воин Данило и его дочь Радда. Радда была упрямой девушкой: «многие смелые сердца перетерла». Даже старый богатый магнат сделал ей предложение, но девушка лишь ответила ему: «Если бы орел вошел в гнездо по своей воле, кем бы она была?».
Однажды они сидели в лагере у костра и слышали звуки хорошей музыки: «от этого кровь в жилах загорелась». Лойко Зобар выехал из темноты на коне. Она похвалила Радда за игру Лойко и спросила, кто сделал его таким скрипачом. Зобар ответил, что сделал его сам «из груди молодой девушки, которую он глубоко любил, и струны ее сердца были ему сопутствующими». Но его слова не произвели на Радду никакого впечатления, она только зевнула и сказала: «Говорили еще, что Зобар умен и ловок — люди лгут!».
Лойко ночевал у Данилы. Утром Зобара видели с перевязанной головой. Молодой человек сказал, что его сбила лошадь, но все поняли: это дело рук Радды. Лойко присоединился к лагерю. Все «горячо любили его, только Радда одна не смотрит на парня», и подшучивает над ним.
Как-то Зобар по просьбе Данилы завел песню. Всем она «понравилась», только Радда сказала: «Ты бы так высоко не взлетела, Лойко, неровно упадешь». Неожиданно Зобар сбросил шапку и попросил Данила отдать ему Радду в жены. Мужчина не возражал, лишь бы девушка согласилась.
Зобар повернулся к Радде и сказал, что она наполнила его душу: «Нет такой лошади, чтобы ускакать от себя!.. Я беру тебя в жены свободный человек и я хочу жить как хочу!Лойко как раз подходил к Рудде,как вдруг он упал-девица ударила его ременной нагайкой.Зобарь тихонько встал и пошел в степь.Чудовище пошло за ним.
Лойко долго сидел у ручья. Радда подошла к нему и положила руку ему на плечо. Молодой человек вскочил, вытащил нож, но увидел, что девушка наставила на него пистолет, целясь ему в лоб. Радда спрятала ружье и сказала, что пришла помириться и призналась в любви к Лойко: «Я никогда никого не любила, Лойко, но я люблю тебя.
Кроме того, я люблю свободу! Уилл, Лойко, я люблю больше, чем тебя. Девушка хотела, чтобы он стал ее «телом и душой», но соглашалась быть его женой только в том случае, если Лойко преклонялся перед ней в ноги перед всем табором и целовал ее правую руку (хотя у цыган это не было принято). Зобар согласился.
На следующий вечер все собрались у костра. Стоя перед станом, Зобар сказал: «В ту ночь я заглянул в свое сердце и не нашел в нем места для своей прежней свободной жизни. Радда просто живет там — и все! <…> Она любит свою волю больше, чем меня, а я люблю ее больше своей воли, и я решил поклониться Радде в ноги, как она велела».
Неожиданно к Радде подошел Лойко и вонзил ей в грудь кривой нож. Радда вытащила нож, отбросила его и, улыбаясь, придержала рану прядью волос: «Прощай, Лойко! Я знал ты бы!» и умер. Лойко «прильнул губами к ногам мертвой Радды и замер». Данила подобрал нож, брошенный девушкой, подошел к Зобару и «вонзил ему нож в спину, прямо в сердце». «Радда лежала, прижав к груди руку с прядью волос, и ее открытые глаза были устремлены в голубое небо, а у ног ее лежал дерзкий Лойко Зобар».
Услышав рассказчик, спать не хотелось. Он посмотрел во мрак степи и перед его глазами «проплыла царственно красивая и гордая фигура Радды», «а за нею проплыл удалой молодец Лойко Зобар». «Они оба кружили размеренно и тихо во тьме ночной, и красавец Лойко не мог угнаться за гордой Раддой».
Композиция и конфликт рассказа
Композиционный приём «рассказ в рассказе» используется тогда, когда нужно вызвать у читателя ощущение полной достоверности изложения. Рассказчик делится с собеседником тем, что пережил сам, и предстаёт перед читателем личностью с характером, судьбой и определённым мировоззрением. Доверительная интонация заставляет поверить, что герой рассказа разговаривает с самим читателем. Действующие лица:
- Макар Чудра;
- автор (от его лица ведётся повествование);
- Нонка;
- Данило;
- Лойко;
- Радда;
- старый магнат.
Основа сюжетной линии — легенда о красивом цыгане Лойко Зобаре. Макар рассказывает историю, дополняя её своими рассуждениями. Он говорит собеседнику, что не стоит отдаваться любви, так как из-за этого можно потерять волю. Произведение начинается и заканчивается романтическим описанием моря, что позволяет закольцевать композицию. Затем Макар начинает свой рассказ, описывая характер и воровскую деятельность Зобара.
Постепенно пересказ событий переходит к завязке и кульминации. Финал текста — трагическое завершение истории любви Лойко и Радды. Когда Макар заканчивает повествование, герой устремляет взор на море и представляет себе, как по нему плывут влюбленные. Картину дополняет усилившийся дождь, который вместе с морской стихией как бы исполняет гимн паре свободолюбивых цыган.
В основе главного конфликта — противостояние между рабством и свободой, покорностью и волей. Рассказ ведётся от лица человека, которому ближе оседлый образ жизни, но повествует он о кочевых людях, превыше всего ценящих внешнюю и внутреннюю независимость. Для цыган материальные ценности значат мало, им важнее оставаться свободными от оков цивилизации, сохраняя при этом гордость, честь и чувство собственного достоинства.
Полюбив Радду, но не сумев её покорить, Лойко столкнулся с необходимостью разрешить внутреннее противоречие. С одной стороны — безудержная страсть и обещание горячих ласк, с другой — воля. Бунтарская душа Лойко не была готова к такому сложному выбору, ведь покорность для него означала потерю самого себя. Гордая и удалая Радда тоже не сумела поставить любовь выше свободы.
История создания
Идея повести возникла у молодого Горького после долгого путешествия по южным частям Российской империи: Поволжью, Крыму и Кавказу. История написания повести «Макар Чудра» началась в степи, поражая наблюдателя своим размахом. Таковы романтические герои ранних произведений Горького: свободные люди с большим и диким сердцем.
В Тифлисе он познакомился с революционером Александром Калюжным, который сильно повлиял на решение Горького опубликовать рассказы о своих путешествиях (как признался сам Горький много лет спустя). Но именно совет друга заставил молодого писателя начать свою карьеру.
История создания произведения
Выходом в свет рассказа «Макар Чудра» Максим Горький во многом обязан участнику революционного движения – Александру Калюжному, с которым тогда ещё Алексей Пешков встретился в Тифлисе летом 1892 года.
Будущий знаменитый писатель рассказывал революционеру множество историй, произошедших с ним во время странствий, и тот предложил их записать. Не долго думав, Пешков создал произведение «Макар Чудра». Увидев рукопись, Калюжный связался со знакомым журналистом Цветницким, и общими усилиями произведение было напечатано в Газете «Кавказ».
Спустя более чем тридцать лет в письме Александру Калюжному Горький отметил, что именно благодаря данному им толчку служит отечественному искусству уже не один десяток лет.
Очень краткий пересказ рассказа М. Горького «Макар Чудра»
Старый цыган Макар Чудра беседует с рассказчиком и вслух размышляет о смысле жизни. Постепенно мысли его обращаются к рассказу, который старик смог увидеть своими глазами, о Лойко Зобаре и Радде.
Много лет назад гениальный цыган Лойко влюбился в девушку по имени Радда. Такой красавицы, как Радда, нет на всем свете, но и такой смелой и свободолюбивой девушки не сыскать.
Превыше всего Рудда ценила свою честь и независимость и разбила множество мужских сердец.
Однажды, когда ее родной табор прибыл на Буковину и заночевал там, к ним присоединился молодой человек и продолжил смотреть на красавицу Радду. Дерзкий цыган влюбился в красивую женщину, и та тоже начала испытывать взаимные чувства. Зобар предложил своей возлюбленной выйти за него замуж, но она предпочитает свободу чувствам и планирует испытать Лойко.
Девушка поставила условие: мужчина должен попросить ее руки на колени перед всем лагерем, и он согласился. Но когда пришло время исполнять договор, Лойко отказался унижаться перед Раддой и ударил ее ножом в грудь — девушка тут же умерла, только после этого Лойко упал перед ней на колени. Отец Радды, старый солдат Данило, отомстил за дочь тем, что тем же кинжалом убил Зобара.
Молодые и теперь уже совсем свободные люди — Лойко и Радда умирают и вместе отправляются в мир иной.
Рассказав эту историю, старик Макар Чудра засыпает, и рассказчик долго не может заснуть — он долго думает о парочке гордых цыган.
События и сюжет произведения «Макар Чудра»
Роман «Макар Чудра» Максима Горького рассказывает историю жизни простого человека, который пытается найти свое место в жизни и сделать что-то значимое. Главный герой Макар Чудра работает на железной дороге, но не находит удовлетворения в своей работе. Он мечтает стать художником, и постоянно рисует картины на куске бумаги. Однако, его мечта никому не интересна, и он продолжает трудиться на железной дороге.
Однажды Макар знакомится с приезжим молодым инженером Гарри, который живет в роскошной вилле. Гарри становится для Макара образцом жизни, и Макар решает изменить свою жизнь. Он устраивается работать в научную библиотеку, где начинает учиться и читать книги. Однако, его стремление к знаниям и новым знакомствам приводит к трагическому финалу.
В произведении много событий, героев и перипетий, но все они направлены на выявление главной идеи — любой человек может изменить свою жизнь и добиться успеха, если у него есть мечта, стремление к знаниям и готовность к труду. Но не всегда это возможно, так как общество не всегда готово принять и поддержать новаторские идеи.
О произведении
Рассказ «Макар Чудра» Горький написал в 1892 году. Произведение стало началом романтического периода в творчестве автора.
Произведение построено по принципу «рассказ в рассказе»: старый цыган в ходе беседы с рассказчиком вспоминает легенду о любви. В центре сюжета — молодые цыган и цыганка, которые больше всего ценят свободу, руководствуются чувствами, страстью.
На сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Макар Чудра». Пересказ будет полезен для заполнения читательского дневника, подготовки к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Герои рассказа
Главный женский персонаж рассказа «Макар Чудра» — Радда. Это молодая, обворожительная и красивая цыганка. Без ума от нее и Лойко Зобар, известный скрипач и конокрад. Молодые люди любят друг друга, но не могут себе позволить быть вместе. Потому что в этом случае они лишатся самого главного, что у них есть. Их личной свободы. В отношениях все равно приходится выбирать, кто из партнеров будет ведущим, а кто останется ведомым. В этом рассказе любовь и свобода — главные темы. Макар Чудра и сам придерживается такой же жизненной позиции, поэтому, как и большинство остальных жителей табора, хорошо понимает молодых людей.
Личная свобода значит для них так много, что даже на свою чистую любовь они смотрят, как на цепь, которая все равно будет сковывать их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит условия, старается главенствовать.
В результате все это приводит к роковому конфликту, который заканчивается трагической смертью обоих героев. Свои отношения они выясняют перед всем табором. Лойко поначалу подчиняется девушке, преклоняет перед ней колено, признавая ее главенство, а это у цыган считается, пожалуй, самым страшным унижением. Но как только он признает ее независимость, тут же хватает кинжал и убивает свою любимую. Сам Зобар, спустя минуту, умирает от руки отца девушки, для которого эта потеря становится тяжелым и непоправимым ударом. Свобода и любовь в рассказе «Макар Чудра» становятся тем, что отличает героев от большинства окружающих, выделяет их из толпы, но в тоже время губит раньше времени.
Композиция и конфликт рассказа
Композиционный приём «рассказ в рассказе» используется тогда, когда нужно вызвать у читателя ощущение полной достоверности изложения. Рассказчик делится с собеседником тем, что пережил сам, и предстаёт перед читателем личностью с характером, судьбой и определённым мировоззрением. Доверительная интонация заставляет поверить, что герой рассказа разговаривает с самим читателем. Действующие лица:
- Макар Чудра;
- автор (от его лица ведётся повествование);
- Нонка;
- Данило;
- Лойко;
- Радда;
- старый магнат.
Основа сюжетной линии — легенда о красивом цыгане Лойко Зобаре. Макар рассказывает историю, дополняя её своими рассуждениями. Он говорит собеседнику, что не стоит отдаваться любви, так как из-за этого можно потерять волю. Произведение начинается и заканчивается романтическим описанием моря, что позволяет закольцевать композицию. Затем Макар начинает свой рассказ, описывая характер и воровскую деятельность Зобара.
Постепенно пересказ событий переходит к завязке и кульминации. Финал текста — трагическое завершение истории любви Лойко и Радды. Когда Макар заканчивает повествование, герой устремляет взор на море и представляет себе, как по нему плывут влюбленные. Картину дополняет усилившийся дождь, который вместе с морской стихией как бы исполняет гимн паре свободолюбивых цыган.
В основе главного конфликта — противостояние между рабством и свободой, покорностью и волей. Рассказ ведётся от лица человека, которому ближе оседлый образ жизни, но повествует он о кочевых людях, превыше всего ценящих внешнюю и внутреннюю независимость. Для цыган материальные ценности значат мало, им важнее оставаться свободными от оков цивилизации, сохраняя при этом гордость, честь и чувство собственного достоинства.
Полюбив Радду, но не сумев её покорить, Лойко столкнулся с необходимостью разрешить внутреннее противоречие. С одной стороны — безудержная страсть и обещание горячих ласк, с другой — воля. Бунтарская душа Лойко не была готова к такому сложному выбору, ведь покорность для него означала потерю самого себя. Гордая и удалая Радда тоже не сумела поставить любовь выше свободы.
Горький «Макар Чудра» очень кратко
Макар Чудра краткое содержание для читательского дневника:
Старый цыган Макар Чудра, сидя рядом с рассказчиком, с высоты своих прожитых лет рассуждает о жизни. Он думает об её смысле, о взаимоотношениях между людьми, и, рассуждая о человеческой свободе и воле, рассказывает быль о цыгане Лойко Зобаре, которой сам был свидетелем.
Много лет назад этот удалой цыган влюбился в прекраснейшую девушку Радду, она же только дразнила его, но, как потом оказалось, она тоже его любила. Зобар предложил ей выйти за него замуж, но Радда, говоря о ценности своей свободы, решив проверить его чувства, сказала ему сделать ей предложение унизительным для Зобара способом, который не положен был у цыган, на что Зобар, сперва согласившись, решив проверить, насколько «крепко сердце Радды», вонзает в её грудь кинжал и убивает её. Отец Радды, старый солдат Данило, подходит к Зобару и тем же кинжалом, которым была убита его дочь, убивает и его.
Зобар Лойко и Радда, двое гордых красавцев-цыган, считавших любовь чем-то лишавшим их свободы, умирают и улетают в иной мир вместе.
Рассказ учит нас тому, что за свободу некоторые люди готовы даже умереть. Цена настоящей свободы очень велика, но для каждого эта свобода разная, и нельзя по-настоящему понять, что же такое истинная свобода. Любовь к свободе и вольности – одна из причин, по которым погибли главные герои. Но рассказ оставляет для нас один вопрос: входит ли в нашу свободу любовь или же она наоборот только сковывает её?