“бедность не порок”. а. островский. краткое содержание (по действиям и явлениям)

Краткое содержание островский бедность не порок

Краткое содержание

Первое действие начинается с того, как юный приказчик Митя узнал, что его хозяин Гордей поссорился с братом, перебрав алкоголя у него в дома. После приезжает Пелагея Егоровна, супруга владельца поместья, и его дочка Любовь Гордеевна. Жена Торцова злится на мужа, который, как он говорит, познакомился с богатым Коршуновым и сейчас «для него все наше русское немило». Волнуется она и за дочку, поскольку супруг хочет выдать ту за «ее ровню», как он думает. Общаясь с Гуслиным, Митя говорит о нападках хозяина и низкое жалованье.

При этом Митя влюбляется в Любовь. Через некоторое время к купеческой дочке приходят подружки, они распевают песни и развлекаются вместе с Гришкой Разлюляевым. После описываются Митя и Любовь на свидании, его им тайно устроила Анна Ивановна:

  • молодой человек читает девушке собственные стихи и делает признание в любви;
  • Люба стесняется сказать ему свое решение и пишет положительный ответ в письме.

Во втором действии Митя и Любовь решаются пойти к отцу, чтобы он их благословил. Здесь же автор описывает веселье девушек, которое продолжается непродолжительное время, поскольку приезжает Гордей со столичным фабрикантом Коршуновым. Торцов разозлился, что жена организовала святки «на мужицкий манер», и они с другом начинают пить шампанское.

В это время фабрикант дарит Любови Гордеевне дорогостоящие серьги и просит полюбить его, поскольку он очень богатый. Гордей поделился планами с супругой о женитьбе Коршунова на их дочке. Девушка, узнав об этом, пытается порвать помолвку, однако отец непоколебим.

Третье действие. Пелагея Егоровна также не принимает решения супруга и желает дочке «хоть бедного, но друга милого». Митя, после того как узнал неприятную новость, хочет покинуть усадьбу и отправляется проститься. Увидев свою любимую, он предложил ей сбежать, но девушка не соглашается, боясь разгневать отца. В это время имение навещает брат Гордея — Любим, последний ссорится с Коршуновым, обвиняя его в жульничестве.

Тема

“Бедность не порок” раскрывает тему настоящего русского характера, показывает то звено русского общество, которое сохранило все обычаи, традиции и внутреннюю суть народной души. Именно поэтому пьесу называют гимном русскому купечеству: быт, семейный уклад, обряды, привычки, традиции всё это описал автор в произведении. Тематика раскрывает взаимоотношения людей основанные на их уровне благосостояния. Автор затрагивает проблемы выбора будущего, послушания и уважения к старшим, тему любви, семьи, греха.

Красной нитью проходит через всё повествование мысль о том, что русский человек не идеален, он ошибается, тратит свою жизнь на грехи и беспутство, но он способен признать ошибки и стать на путь истинный. В этом сила русского человека

Чтобы понять, чему учит это произведение, нужно заострить внимание на фабуле. Вывод очевиден: никакие новомодные мировоззрения не могут ужиться в русской душе, если они противоречат народной мудрости, сердцу, здравому смыслу

Суть комедии Островского в том, что деньги не всегда всесильны, честь и достоинство у умного человека стоит превыше любых материальных благ.

Главная идея пьесы

В ранее написанной пьесе Островского  «Свои люди — сочтемся» купечество сатирически обличалось.

А в пьесе «Бедность не порок» купечество рисовалось светлыми красками, но высмеивалось за нелепое подражание  модным западным тенденциям в  жизни русского купечества.

Поэтому комедия «Бедность не порок» вызвала в критике страстные принципиальные споры. Славянофильская критика приветствовала пьесу, видя в ней отражение своей идейной направленности.

Было бы ошибочно ограничивать идейный смысл комедии «Бедность не порок» лишь идеализацией купечества и противопоставлением старинных нравственно-бытовых традиций цивилизации. Идейный смысл этой пьесы более глубок и широк.

История создания

«Бедность не порок» была написана всего через четыре года после пьесы «Свои люди-сочтемся», но она резко контрастирует с настроением предыдущего произведения.

В июле 1853 года зародилась хроника написания пьесы «Бедность не порок». Александр Николаевич завершил работу над ним в конце этого же года.

Интересным фактом является то, что еще до того, как данная пьеса была написана, роли действующих лиц уже были распределены между актерами. Пров Михайлович Садовский, который являлся хорошим другом Островского, замечательно воспроизвел личность Любима Торцова. Ведь данная пьеса была посвящена именно ему.

Известно, что Островский находился под влиянием славянофильской школы писателей и мыслителей, которые находили традиции русского общества обителям доброты и любви. Все это они противопоставляли поверхностному блеску западной цивилизации. Поэтому, в последствии, многие из них смогли узнать себя в данной пьесе. В том числе значительное влияние на комедию оказало то, что Островский был вынужден прервать свое высшее образование, и последовал на службу в суд. Именно этот жизненный опыт позволил драматургу включить столь интересных персонажей в свое книгопечатание.

Конфликт в произведении

Что относительно конфликта в пьесе Островского, то он сильно не выражается и как бы разделен на несколько направлений. Его можно проследить во взаимоотношениях любящих молодых людей, поскольку между ними находится богатство и нищета. Разорвать такое противостояние возможно двумя способами: выйти из авторитета семейных уз либо согласиться с отцом деспотом. Первое произойти не может, ведь никто на это не готов, а Митя принял решение Любови Гордеевны. Последний способ настал неожиданно, только по причине счастливого случая.

Другой конфликт заключается во взаимоотношениях Гордея и брата. Это практически такой же произвол, как и по отношению к дочке, но случай немного другой, хоть и решается в результате тоже благополучно. Конфликт выходит размытым и туманным, почему и кажется многим критикам наигранным: очень быстрая перемена в поведении отца-самодура. Писатель поддерживает положительных героев и «позволяет» купцу в дальнейшем быть добродушным отцом. Сделал автор это по своему желанию, потому резкие изменения настроения и поступки Торцова могут показаться ненастоящими.

Любовь Гордеевна и Митя являются бесправными. Он работает приказчиком у зажиточного хозяина, читает произведения Кольцова и сам может писать стихи. У него есть силы для бунта, но юноша понимает, что Торцов не даст согласия на свадьбу, а его любимая смирилась с решением отца, у нее и в мыслях не появляется бороться за собственную свободу.

В пьесе три действия, это деление несет в себе смысловую основу. Кульминация начинается в последнем акте, после нее происходит развязка и счастливое окончание произведения. Конфликт построен на веянии той эпохи и ее столкновении с русской реальностью.

Тема и проблема

На написание пьесы Александра Островского «Бедность не порок» натолкнула модная тенденция людей его времени выдавать себя не за тех, кем они на самом деле являются.  Особенно ярко мода на западную жизнь проявлялась у купечества, которое за неимением титула, пыталось «купить» себе положение в обществе.

Основной темой произведения является отображение стремления русского купечества и богатых, но незнатных людей пробиться в круги аристократии, за счет подражания зарубежной моде и образу жизни.

Несмотря на небольшой объем комедии, в тексте поднимается много проблем: отношения между родителями и детьми, порицание обществом бедности, чувство гордости и собственного достоинства, желание стать богатым, образованность.

Суть пьесы

Произведение открывается для нас с ссоры купца Гордея и его брата. Брат Гордея, употребив крепких напитков начал вытворять чудные дела на виду у званых гостей и тем самым пристыдил Гордея.

В скором времени Гордея навещает его жена и дочь. Cупруга купца опечалена тем фактом, что их дочь все еще не замужем, а отец не видит для нее достойной партии.

Митя, который изо всех сил трудится, и все сбережения отправляет матери в деревню, делиться с Гуслиным своими обидами на хозяина. Гордей в свою очередь постоянно упрекает Митю в его бедности, но не добавляет платы. Но самым ужасным оказался тот факт, что Митя всем сердцем полюбил дочь своего хозяина. Вскоре до глубины души влюбленный юнец остается на один на один с Любовью. Митя зачитывает стихи, сочиненные в честь любимой, а дочь купца отвечает ему на листке бумаги и настаивает, чтобы он прочел это, когда она покинет комнату.

Далее во втором действии для нас открывается душещипательная картина. Митя отыскивает Любу и взывает ее к правде. Она раскрывает свою тайну о взаимной любви к нему. На следующий день они вместе решают направиться к Гордею Карпычу и молить у него одобрения.

Все соседи встречаются в доме у Пелагеи Егоровны, которая любезно приготовила для них веселье, что, несомненно, радовало ее до глубины души. Но вскоре в доме появляются Гордей под руку с Коршуновым, и все веселье подходит к концу. Дорогой гость Африкан Савич оказывается наедине с Любовью и преподносит ей драгоценные серьги с бриллиантами. И после просит заветно любить его.

Тем временем Гордей сообщает жене, что желает отправиться в другой город, потому что здесь его окружают одни невежи. И подчеркивает, что жизнь на новом месте не обойдется без поддержки их новоиспеченного зятя в лице Африкана Савича. Новость о скором замужестве купеческой дочери шокирует всех, Любовь и Пелагея Егоровна умоляют Гордея на коленях о смене его воли, но высокомерный отец не забирает своих слов обратно.

В заключительном действии из-за ссоры и гордости Гордея, товарищи, прежде заключившие соглашения разрывают помолвку. Наперекор Африкану Савичу купец решается отдать свою дочь за первого встречного и им по счастливой случайности оказывается Митя. Ключевую роль в счастье молодых сыграл своим обещанием, Любим Карпыч. Он произнес пылкую речь, открыв брату глаза и прояснив его разум. Все заканчивается счастливой свадебной песней.

Жанр и направление

Пьеса «Бедность не порок» является комедией в трех действиях. Произведение пронизано юмористическими характерами и комическими случаями. Отличительной чертой данного жанра является позитивная развязка, в которой добро непременно побеждает. Это легко прослеживается в поступке Любима, когда с его помощью брат сбрасывает с себя кошмарную одержимость.

Очень умело в своем произведении Александр Николаевич комбинирует романтизм и реализм. Романтизм отражается в проявлении сильных характеров, страстей и бунтарских настроений. Реализм же бесцеремонно демонстрирует характерные черты действительности, которым не присуще преувеличение и искажение.

В самом начале мы знакомимся с двумя абсолютными противоположностями. Сердечный, душевный, отзывчивый, но с пустыми карманами – Митя. И коварный, лукавый, обрюзглый – Коршунов, который положил глаз на юность и прелесть дочери купца. Из этого следует, что смысл названия лежит в простой истине: бедность не порок, а пороком является гордыня, пьянство, мелочность и алчность.

Популярные сочинения

  • Мое любимое место отдыха сочинение Что такое место отдыха? Для одного человека, нужно провести время активно, чтобы восстановить баланс сил, для другого провести в совершенно спокойном месте без внешних раздражителей
  • Сочинение Моя будущая профессия (врач) Все в детстве хотят быть пожарными, учителями и врачами. И, конечно, ребенок видит только красивые стороны профессии: блестящую каску и красную машину, линейку и глобус в руках доброго учителя
  • Сочинение Моя мама Мама, мамочка, родная – какими еще нежностями можно охарактеризовать самого драгоценного человека в мире не только для меня, но и для всех любящих ее детей.

Конфликт в произведении

Что относительно конфликта в пьесе Островского, то он сильно не выражается и как бы разделен на несколько направлений. Его можно проследить во взаимоотношениях любящих молодых людей, поскольку между ними находится богатство и нищета. Разорвать такое противостояние возможно двумя способами: выйти из авторитета семейных уз либо согласиться с отцом деспотом. Первое произойти не может, ведь никто на это не готов, а Митя принял решение Любови Гордеевны. Последний способ настал неожиданно, только по причине счастливого случая.

Другой конфликт заключается во взаимоотношениях Гордея и брата. Это практически такой же произвол, как и по отношению к дочке, но случай немного другой, хоть и решается в результате тоже благополучно. Конфликт выходит размытым и туманным, почему и кажется многим критикам наигранным: очень быстрая перемена в поведении отца-самодура. Писатель поддерживает положительных героев и «позволяет» купцу в дальнейшем быть добродушным отцом. Сделал автор это по своему желанию, потому резкие изменения настроения и поступки Торцова могут показаться ненастоящими.

Любовь Гордеевна и Митя являются бесправными. Он работает приказчиком у зажиточного хозяина, читает произведения Кольцова и сам может писать стихи. У него есть силы для бунта, но юноша понимает, что Торцов не даст согласия на свадьбу, а его любимая смирилась с решением отца, у нее и в мыслях не появляется бороться за собственную свободу.

В пьесе три действия, это деление несет в себе смысловую основу. Кульминация начинается в последнем акте, после нее происходит развязка и счастливое окончание произведения. Конфликт построен на веянии той эпохи и ее столкновении с русской реальностью.

Основной смысл пьесы

Жанр произведения — комедия. Даже в характерах героев есть комические черты. По ходу сюжета постоянно возникают смешные ситуации. Этот жанр подразумевает торжество добра над невежеством, и в пьесе так и происходит. В своем сочинении «Бедность не порок» автор высмеивает некоторых представителей купеческого сословия, готовых в погоне за модой отречься от своих традиций и привычек.

Постепенно становится понятно, что название пьесы отображает уверенность Островского в нравственной чистоте небогатых, но умных людей и духовной несостоятельности многих зажиточных граждан. Выбор в качестве названия народной пословицы «Бедность не порок», значение которой можно раскрыть по-разному, позволяет понять, почему люди, имеющие материальный достаток, в духовном плане оказываются нищими.

Главная мысль произведения заключается в возвышении образов положительных героев:

  • Мити.
  • Любима Торцова и других.

Главные и второстепенные герои

Как и в любом произведении, в «Бедность не порок» есть главные и второстепенные герои. К первым относятся:

  1. Гордей Карпыч Торцов. Мужчина, который имеет немало денег. Гордей Карпыч — глава семьи, купец. Человек сложного склада характера. Никто не смеет ставить под сомнение привычный уклад его патриархального мира. Когда-то он был более вежливым и спокойным, но после посещения Москвы его взгляды на жизнь изменились. Водит дружбу с фабрикантом Коршуновым.
  2. Любим Карпыч Торцов. Любим — брат Гордея Карпыча. Имел долю состояния (ценных бумаг и денег), которое осталось от покойного отца, но быстро прокутил богатство. Малую часть оставшегося решил доверить другу Коршунову, который является фабрикантом, но был обманут. После неудач пришлось вернуться к брату и теперь выслушивает от него кучу упрёков. Любим — тот человек, кто сказал, что бедность не порок.
  3. Африкан Савич Коршунов. Тот самый человек, из-за которого Любим Карпыч потерял своё оставшееся состояние. Но он искренне обижается и не понимает, почему его упрекают в махинациях. Убегая от конфликта, он привык удаляться с высоко поднятой головой, когда Любим заводит неприятные для зажиточного фабриканта разговоры. Африкан хочет взять в супруги дочь Гордея. Лелеет и холит своё богатство, из-за этого «высоко задирает нос».
  4. Любовь Гордеевна. Это дочка Гордея Карпыча. Добрая, красивая девушка, однако плохо образована. Как она утверждает, откуда же взяться знаниям, если в пансионе она не училась. Говорит и делает только то, что чувствует.

Второстепенные персонажи:

  1. Митя — приказчик Торцова.
  2. Пелагея Егоровна — жена Гордея Карпыча.
  3. Яша Гуслин — племянник Гордея.
  4. Анна Ивановна — друг семьи Торцовых, возлюбленная Яши Гуслина.
  5. Гриша Разлюляев — молодой купец.
  6. Маша и Лиза — подруги Любови Гордеевны.
  7. Арина — няня.
  8. Егорушка — дальний родственник семейства Торцовых.

Главные и второстепенные герои

Как и в любом произведении, в «Бедность не порок» есть главные и второстепенные герои. К первым относятся:

  1. Гордей Карпыч Торцов. Мужчина, который имеет немало денег. Гордей Карпыч — глава семьи, купец. Человек сложного склада характера. Никто не смеет ставить под сомнение привычный уклад его патриархального мира. Когда-то он был более вежливым и спокойным, но после посещения Москвы его взгляды на жизнь изменились. Водит дружбу с фабрикантом Коршуновым.
  2. Любим Карпыч Торцов. Любим — брат Гордея Карпыча. Имел долю состояния (ценных бумаг и денег), которое осталось от покойного отца, но быстро прокутил богатство. Малую часть оставшегося решил доверить другу Коршунову, который является фабрикантом, но был обманут. После неудач пришлось вернуться к брату и теперь выслушивает от него кучу упрёков. Любим — тот человек, кто сказал, что бедность не порок.
  3. Африкан Савич Коршунов. Тот самый человек, из-за которого Любим Карпыч потерял своё оставшееся состояние. Но он искренне обижается и не понимает, почему его упрекают в махинациях. Убегая от конфликта, он привык удаляться с высоко поднятой головой, когда Любим заводит неприятные для зажиточного фабриканта разговоры. Африкан хочет взять в супруги дочь Гордея. Лелеет и холит своё богатство, из-за этого «высоко задирает нос».
  4. Любовь Гордеевна. Это дочка Гордея Карпыча. Добрая, красивая девушка, однако плохо образована. Как она утверждает, откуда же взяться знаниям, если в пансионе она не училась. Говорит и делает только то, что чувствует.

Второстепенные персонажи:

  1. Митя — приказчик Торцова.
  2. Пелагея Егоровна — жена Гордея Карпыча.
  3. Яша Гуслин — племянник Гордея.
  4. Анна Ивановна — друг семьи Торцовых, возлюбленная Яши Гуслина.
  5. Гриша Разлюляев — молодой купец.
  6. Маша и Лиза — подруги Любови Гордеевны.
  7. Арина — няня.
  8. Егорушка — дальний родственник семейства Торцовых.

Анализ пьесы «Бедность не порок»

Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.

Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы «Бедность не порок» Александра Островского.

Известная пьеса «Бедность не порок» была написана замечательным писателем Александром Николаевичем Островским в 1953 году. А уже ровно через год это произведение вышло из печати отдельной книгой. Известно, что комедия Островского имела успех, поэтому в 1854 году
ее ставили на сценах Московского Малого и Александрийского театров. Сам автор не ожидал такого успеха. Рассмотрим кратко особенности этой комедии.

Новый избранник Любови Гордеевны

Гордей Карпыч пребывает в шоке от событий, которые развернулись в гостиной дома, в смятении и досаде он готов выдать родную дочь за первого встречного, лишь бы она не выходила за Коршунова. Торцов видит в дверях несчастного Митю, который пришёл сказать о своём желании уйти из дома. Купец напрямую спрашивает приказчика, хочет ли он жениться на его дочери. Юноша даёт положительный ответ. Молодой человек не теряется и тут же просит благословить их брак, признаваясь хозяину дома, что давно уже любит его дочь.

Постепенно Гордей Карпыч осознаёт необдуманность своих слов и пытается расторгнуть новую помолвку, объясняя это тем, что Митя не дотягивает до завидного жениха, а его финансовое положение недостойно брака с Любовью. За юношу вступается супруга купца, прося прислушаться к желанию дочери, ведь та искренне любит своего избранника. Под напором горячих просьб Гордей Карпыч смягчается и даёт согласие на брак.

Анализ 2

Первоначальное название произведения–«Гордым Бог противится». 1853- создана пьеса, 1854– опубликована и поставлена на сцене Москвы и Петербурга.

Три главные темы комедии–очень яркие:

  • высмеивание автором многочисленных пороков людей,
  • праздное существование купечества, предпочитающего самобытному русскому– зарубежное,
  • настоящая любовь, неподвластная материальным ценностям.

Жанр произведения– комедия, так как смешные ситуации и комичные характеры героев.

Пьеса состоит из трех действий. Первое действие– знакомство с героями произведения, второе– основные события, третье – развязка и кульминация.

Отличительная черта композиции – большое количество фольклора – пословицы, прибаутки, песни читатель увидит в каждой сцене, подчеркивая или оттеняя действие.

Очень интересны особенности системы образов– герои разделены на богатых и бедных. Богачи это– Гордей, Люба и Пелагея Торцовы, Разлюляев Григорий и Коршунов Африкан. Все остальные герои– «бедняки», зато души чистые и добрые. Условно можно разделить героев еще на тех, кто стремиться к новому– Гордей и Африкан, и кто тяготеет к старине( все остальные, особенно Пелагея и Торцов). Еще очень важная деталь в системе образов– «говорящие» фамилии, подчеркивающие наиболее яркие и запоминающиеся черты характера.

Для наиболее яркой характеристики героев автор использует языковые средства. К примеру, на исконном русском языке разговаривают Митя, Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, тогда как Гордей Карпыч пытается говорить красиво и современно. Для более легкого восприятия образов, герои рассматриваются параллельно, как бы сопоставляя, их друг другу. Особая роль в создании красочных сцен играют ремарки автора и потрясающие декорации.

Главные герои пьесы приказчик Митя и дочь купца Гордеева Любочка – юные, красивые и влюбленные в друг друга. Они прекрасно понимают, что отец- деспот никогда не даст согласия на брак, так как надеется выгодно выдать замуж единственную дочь Любу за богатого фабриканта Коршунова и переехать в Москву. Мать Любы, зная про тайную привязанность дочери, ничего сделать не может, лишь сочувствует. Любовь не может перечить отцу и, несмотря на чувства к другому, готова выйти за нелюбимого. Помощь пришла нежданно. Коршунова обвиняют в махинациях и разорениях, и он, отказавшись от женитьбы на молодой красавице, оскорбленный, уезжает. Раздосадованный отец объявляет, что выдаст дочь за первого встречного и им, на счастье, оказывается Митя, возлюбленный Любови. Торжество любви над деспотизмом купеческих устоев.

Автор в своем произведении поднял вопрос значимости морали, убеждая читателя в том, что все люди равны, главное – личные качества человека – доброта, гуманность, человечность, совесть, а не его социальное и материальное положение. Так же раскрыта тема безнравственности купеческого сословия– обличая патриархальный деспотизм.

Островского считают «основателем русского театра». Созданная им теория поведения героев на сцене «непревзойденная» на сегодняшний день. Уже около 150 лет его пьесы ставятся в театрах по всему миру, они до сих пор актуальны, так как их автор гений.

Пьесы Островского бессмертны.

Основные темы и идеи

Произведение «Бедность не порок» включает в себя несколько основных тем, которые гармонично и последовательно перекликаются между собой.

1.Любовь. Александр Николаевич очень тонко направляется читателя на размышления об искренности любви, которая не имеет ничего общего с материальной выгодой.

2.Семья. Семейные узы не делимы и только родные люди в моменты отчаянья смогут тебя поддержать. Нельзя жертвовать счастьем близких в стремлении обрести выгодное партнерство.

3.Уклад и натура купечества. Автор дает яркое представление о жизни и устоях купцов, очень правдоподобно отражает их манеру речи и привычное поведение.

Основной идеей произведения является портрет русского человека, который далеко не идеален и может совершать ошибки, идти по неправильному пути, но находить в себе мужество признать, что он оступился.

Проблемы

В пьесе автор так же поднимает очень важные духовные и этические вопросы.

  1. Вопрос о будущем – любовь стоит на распутье между настоящей любовью и материальными благами, которые навязывает ей отец.
  2. Вопрос почитания старших – дочь купца не идет против своего отца и его воли именно из-за уважения к старшим.
  3. Вопрос покорности – любовь и ее мать не ослушиваются главу семьи, и им остается только терзаться между желаемым и благосостоянием семейства.
  4. Вопрос любви – через все произведение прослеживается любовная проблематика, посредством взаимоотношений Мити и Любви Гордеевны.
  5. Вопрос корысти – тяга и нескончаемая жажда денег заставляют отказаться купца от брата и почти рушат жизнь его собственной дочери.

Действие первое

События происходят в Уездном городке на святки (древнерусский праздник).

Хронология событий:

  1. Главный герой комедии Гордей Карпыч сильно разозлился после очередной пьяной выходки своего брата, посчитав это за оскорбление.
  2. Второй акт начинается с приезда его дочери, супруги и гостей. Митя, находившийся всё это время в комнате, уходит в кабинет и жаждет поработать, но у него не получается. Он влюблён и его мысли занимает прекрасная Любовь Гордеевна.
  3. Пелагея приглашает Митю за стол и жалуется на эгоистичного и самовлюблённого супруга, который после поездки в столицу захотел жить по-новому, влиться в высшее общество интеллигентов.   Она отмечает, что супруг собирается выдавать их единственную дочь замуж за москвича, ведь в их посёлке равной партии Любови Гордеевны нет.
  4. После разговора Пелагеи и Мити в комнату входит Яша – кровный племянник купца. У него завязывается разговор с Митей о его любви к дочери купца.
  5. Во время разговора входит весёлый и непосредственный Разгуляев с гармошкой, который начинает зазывать всех петь и веселиться.
  6. После этого в комнату врывается злой Гордей Карпыч и требует от Мити пошива нового сюртука, мотивируя тем, что в его доме не принято ходить, как бедному.
  7. После выхода Гордея из помещения, к Мите приходит его возлюбленная со своими подругами:   • Машей. • Лизой. • Анной Ивановной.   С помощью хитрой уловки Анны влюблённые остаются наедине. Парень читает Любови стихи, признаётся в любви.   После услышанного, смущённая дочка купца пишет парню ответ, где признаётся в ответных любовных чувствах к нему. После этого она уходит.
  8. В комнату заходит брат Гордея и намекает на месть ему за своё недостойное отношение к Мите.

Важно! Любим захотел отомстить не только за оскорблением, нанесённое Мите, но и за обиду и унижение со стороны родного брата по отношению к себе.

Семья Торцовых

В доме купца каждый вечер собираются гости со всего города, веселя хозяев. Среди них есть как высокопоставленные лица, так и простые люди. Главными действующими лицами пьесы являются:

  • Гордей Торцов, купец уездного городка,
  • Любовь Торцова, дочь купца,
  • Митя, приказчик,
  • Пелагея Торцова, жена купца,
  • Африкан Коршунов, московский фабрикант,
  • Любим Торцов, брат купца,
  • Егорушка, дальний родственник Гордея,
  • Гриша Разлюляев, купчик.

Егорушка, мальчик, который приходится дальним родственником богатому купцу, пересказывает приказчику Мите новости о том, что его хозяин Гордей Карпыч Торцов негодует после общения с родным братом, затаив на того обиду. Зол он из-за недавнего события, где на торжестве его брат Любим, выпив изрядное количество алкоголя, начал грубо себя вести при гостях.

Через некоторое время в дом возвращаются жена и дочь купца — Пелагея Егоровна и Любовь Гордеевна. Супруга Торцова в диалоге с Митей делится, что её муж начал вести дружбу с неприятным человеком по имени Африкан Савич Коршунов. По мнению женщины, московский фабрикант дурно влияет на Гордея, последний начал говорить, что всё русское ему теперь немило.

Комнату запирает молодая вдова Анна Ивановна. Юноша осознаёт, что более подходящего момента для признания у него не будет, после чего начинает читать стихи собственного сочинения. Молодая дочь купца в ответ пишет признание на бумаге и просит приказчика прочесть записку позже, после её ухода.

Другие персонажи

Любим Карпыч Торцов – брат Гордея Карпыча, простой и бесхитростный человек.

Пелагея Егоровна – супруга Гордея Карпыча, женщина старой закалки.

Яша Гуслин – молодой человек, дальний родственник Торцова, влюбленный в Анну Ивановну.

Анна Ивановна – молодая вдова, бойка и веселая женщина.

Гриша Разлюляев – сын богатого купца, беззаботный молодой человек.

А ещё у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Бедность не порок»
  • для самых любопытных — Анализ «Бедность не порок» Островский
  • для самых крутых — Читать «Бедность не порок» полностью

Характеристика героев

Описание персонажей дает более детальное понимание жизни людей в ту эпоху.

Основными действующими лицами являются:

  1. Гордей Карпыч Торцов. Пожилой мужчина с большим состоянием. Это суровый человек с тяжелым характером. Он любые важные вопросы решает самостоятельно. До этого был более благоразумным, но после поездки в Москву изменился. Стал гордым, думает, что умней и выше остальных. Дружит с фабрикантом Коршуновым, надеется отдать дочку за богатого старика, но ему помешал его брат.
  2. Африкан Савич Коршунов. Владелец фабрики, он считает, что с помощью денег можно купить все и всех. Хочет жениться на юной дочери Торцова. Хвастается богатством, свысока относится к другим людям, ведет себя низко и подло. Когда Любим обвинил его в мошенничестве, обижается, с гордостью удаляется, поскольку уверен, что Гордей Карпыч начнет его упрашивать, чтобы он женился на его дочке.
  3. Любим Карпыч Торцов. Является братом Гордея Карпыча. После кончины отца получает долю наследства ценными облигациями. По приезде в Москву решил обналичить бумаги, молодой человек хочет красиво пожить, но за короткое время прогуливает все деньги. То, что остается, доверяет знакомому Коршунову. Африкан Савич обманывает Любима и последний остается ни с чем. Ему приходится приехать назад к брату.
  4. Любовь Гордеевна. Дочка Гордея Карпыча, скромная, образованная девушка. Влюблена в Митю, но когда отец решает выдать ее за Коршунова, безоговорочно подчиняется. Она думает, что так нужно, и не сопротивляется воле родителей, счастлива, что отец передумал и захотел поженить ее и Митю.
  5. Митя. Персонаж, которому случай позволил жениться на возлюбленной, девушке выше его по положению. Юноша давно влюблен в дочку хозяина. Узнав, что девушку хотят выдать замуж за другого, расстраивается, решает уехать в деревню. Выходит так, что Торцов сам в конце благословил Митю и свою дочку.
  6. Гришка Разлюляев. Юный беспечный человек, сын зажиточного купца. Умеет играть на гармошке, любит веселиться.
  7. Анна Ивановна. Вдова, озорная и молодая девушка. Делает все, чтобы Митя с Любовью Гордеевной смогли объясниться. Влюблена в Гуслина, счастлива, что они скоро поженятся.
  8. Яша Гуслин. Родственник Торцова, молодой юноша, любит вдову Анну Ивановну. Хочет жениться на ней, и Гордей Карпыч дает свое добро.

Отзыв, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Тема, поднятая Островским в комедии, не новая в литературе. У Мольера есть схожая пьеса «Мещанин во дворянстве». И в первом, и во втором произведении авторы высмеивают желание богатого, но необразованного человека попасть из грязи в князи. В наше время подобная ситуация также встречается довольно часто. Многие люди пытаются пробиться в свет с помощью денег или некого эпатажа: нестандартного поведения, вызывающей одежды, провокационной позиции. Это наталкивает на очень печальные мысли: получается, время идет, а человечество все также игнорирует призыв и Мольера, и Островского.

Стоит отметить, что порицанию подлежит не само желание пробиться в люди, а те способы, которыми люди пытаются это сделать. Вместо того, чтобы дать своей дочери хорошее образование, самому выучить этикет, повысить свою эрудицию, такие люди, как Торцовы, просто пытаются создать иллюзию своей образованности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: