Краткое содержание рассказа л. пантелеева «честное слово»

Пантелеев леонид “честное слово” читательский дневник, краткое содержание

Краткое содержание

Однажды летом автор забрел в сад на Васильевском острове, и сел читать интересную книгу. Он «засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер». Стало темнеть, и мужчина поспешил покинуть сад, который могли закрыть в любую минуту. Неожиданно он услышал, как «где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет».

Мужчина свернул на боковую дорожку, и возле будки увидел плачущего ребенка. Это был мальчик лет восьми, в коротеньких штанишках, которые «держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе». Автор принялся расспрашивать мальчика о причине его слез, но тот упорно отмалчивался. Когда же мужчина взял его за руку, чтобы отвести к родителям, мальчик вырвался и наотрез отказался покидать свое место. Он признался, что стал играть с незнакомыми ребятами в войну. Те дали ему задание – охранять вымышленный пороховой склад, который хранился в будке. Мальчик дал честное слово, что не уйдет, и уже долгое время ответственно стоял на своем посту. Он признался, что те ребята, скорее всего, забыли о нем и разошлись по домам.

Услышав эту историю, рассказчик хотел было засмеяться, но вовремя спохватился. Этот мальчик был прав – «если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни». Мужчина задумался, как выйти из затруднительного положения. Он предложил проголодавшемуся мальчику постоять на часах вместо него, но тот отказался. Тогда рассказчик решил найти какого-нибудь военного, чтобы тот мог снять с караула настойчивого мальчишку. На трамвайной станции он заметил молодого кавалерийского майора, и объяснил ему сложившуюся ситуацию.

Майор поспешил вслед за рассказчиком. Увидев мальчика, он поинтересовался его званием, а затем приказал оставить пост. Тогда «мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки», и с огромной радостью выполнил этот приказ. Майор похвалил его, сказав, что из него «выйдет настоящий воин». Рассказчик же решил, что когда этот мальчик вырастет, то «это будет настоящий человек».

Пантелеев «Честное слово» читательский дневник

Автор – Леонид Пантелеев

Год написания — 1941

Сколько страниц — 12

Жанр: рассказ

«Честное слово» главные герои

  • Рассказчик – неравнодушный и добрый прохожий, который всегда готовый помочь.
  • Мальчик – ответственный мальчик, который всегда держит свое слово, несмотря ни на что.
  • Майор – мужественный и сильный военный, помогающий всем, кто в этом нуждается.

План рассказа «Честное слово»

  1. Прогулка по саду.
  2. Плачущий мальчик.
  3. Игра в войну.
  4. Караул.
  5. Сдержанное слово.
  6. Майор.
  7. Помощь.
  8. Достойный человек.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Честное слово»

Пантелеев «Честное слово» отзыв

Мне очень понравился рассказ о мальчике с сильной волей и умением держать свое слово. Несмотря на поздний вечер и то, что старшие ребята его оставили, он стоял на своем посту. Конечно, есть одни нюанс: нехорошо, что мальчик до позднего часа гуляет сам и без родителей. Но хорошо то, что хорошо заканчивается.

Пословицы к рассказу «Честное слово»

  • Обещая кому-то – обещай главным образом самому себе.
  • Давши слово, держись, а не давши – крепись.
  • Верен — в деле проверен.
  • Честность всего дороже.

«Честное слово» краткое содержание для читательского дневника

  1. Прогуливаясь по саду с книгой, рассказчик замечает плачущего мальчика и спрашивает, что случилось.
  2. Мальчик попросился играть к старшим ребятам в войну и его назначили стоять в карауле охранять пороховой склад.
  3. Маленький караульщик дал слово не покидать пост, несмотря на то, что старшие ребята уже разбежались по домам.
  4. Рассказчик решил помочь ему и разыскал майора, который позволил мальчику покинуть караул.
  5. Рассказчик был очень доволен тем, что познакомился с таким ответственным и смелым маленьким человеком.
Краткий пересказ

Как-то раз рассказчик прогуливался с книгой по саду Васильевского острова и увидел плачущего мальчика. На вид ему было 7-8 лет. Оказалось, что ребята постарше играли в войну и назначили его сержантом. Задача мальчика – охранять «пороховой склад» и не уходить с поста. Он дал честное слово, что не уйдет.

Старшие ребята ушли, а малыш остался. Рассказчику история показалась немного смешной, но смелость и ответственность мальчика поражали. Взрослые мальчишки уже наверняка были дома. Надо было срочно найти военного, чтобы он дал добро малышу на снятие с поста. Рассказчику повезло: на остановке ждал трамвая майор, и он рассказал ему, в чем дело.

Майор поспешил за ним в сад и приказал ответственному мальчику оставить пост. Малыш с облегчением рассмеялся, майор пошел обратно к трамвайной остановке. Рассказчику стало очень приятно, что он не только помог мальчику, но и познакомился с таким достойным человеком, умеющим держать свое слово.

Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы

При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить. Используйте метод схематизации

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений

Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

— Что бы ты изменил?

— Хотел бы ты жить там и почему?

— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

В помощь школьнику

Рассказ «Честное слово» — произведение, которое проходят в начальных классах школы на уроках литературного чтения. Хотя первая публикация состоялась в июне 1941 года в журнале «Костер», актуальность небольшой по размеру, но емкой по внутреннему содержанию истории сохраняется и на сегодняшний день. Повествование помогает детям разобраться в таких понятиях, как чувство долга и верность однажды данному слову.

В детстве автор прошел суровую школу жизни:

  • в людях;
  • на улице, в среде беспризорников;
  • в спецучреждениях для малолетних преступников.

Отстаивая принципы справедливости (в его понимании) любыми способами, подросток получил прозвище Ленька Пантелеев, по имени известного питерского налетчика и бывшего чекиста, не принявшего государственный курс новой экономической политики. Тогда же в детском сознании сформировалась черта характера, ставшая определяющей на всю оставшуюся жизнь. Алексей Еремеев всегда выполнял свои обещания и требовал этого от окружающих.

Пересказ истории осложняет обилие диалогов, которые в свою очередь:

  • передают внутреннее состояние персонажей;
  • создают ощущение реальности происходящего;
  • отражают главную мысль.

Лучше всего разобраться в авторском посыле детям поможет читательский дневник. «Честное слово» Пантелеева не содержит композиционных сложностей, затрудняющих анализ текста. Общий план должен включать несколько основных пунктов:

  1. Название и литературный жанр произведения.
  2. Настоящее имя и псевдоним того, кто написал рассказ «Честное слово».
  3. Личное впечатление от прочитанного.
  4. Читательский обобщающий вывод.

Большой поток новой информации, обрушивающийся на школьников начальных классов, затруднителен для запоминания в полном объеме

Дневниковые записи позволяют быстро освежить память ребенка, акцентируя внимание на основные моменты истории

Популярные сегодня пересказы

  • Находка — краткое содержание рассказа Зощенко Миша сестрой Лёлей нашли в доме пустую коробку из-под конфет, положили в неё паука и лягушку. Затем они завернули коробку в бумагу и перевязали красивой лентой. Когда пакет был готов, дети положили его на тротуар недалеко от забора
  • Аристократка — краткое содержание рассказа Зощенко Главным персонажем юмористического произведения является Григорий Иванович, недолюбливающий женщин, относящихся к аристократическому роду, по причине, повествующей в рассказе.
  • Знак четырёх — краткое содержание романа Дойля Действие детективной повести А. Конан Дойла «Знак четырех» происходит в Лондоне и его окрестностях в 1888 году. События начинается в квартире Холмса и Ватсона на Бейкер стрит.
  • Краткое содержание рассказа Милиционер Носова Писатель Николай Носов придумал рассказ про мальчика Алика, очень боявшегося милиционеров. Из-за того, что родители постоянно пугали его милицией, если он плохо себя вел.

Интересные темы

  • Пришвин — Лисичкин хлеб Каждый день мужчина рассказывал девочке лесные истории, в которых каждая травинка, листочек, цветочек были живым организмом.
  • Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов был уникальной многогранной личностью. Он был выдающимся дипломатом, занимался музыкой и драматургией. Но известным он стал благодаря своим комедиям, а особенно
  • Пришвин — Золотой луг В основе сюжета лежит случай, который во время летнего отдыха в деревне произошел с двумя братьями. Мальчики активно проводили время, радуясь любой находке. Они ходили на рыбалку рано утром
  • Гомер — Илиада Идут последние 10 месяцев осады Трои, среди ахейцев, сидящих под Троей, назрел конфликт. Царь Агамемнон украл девушку Хрисеиду. Её отец, жрец храма Аполлона, пришёл к грекам, чтобы выкупить е

О произведении

Рассказ «Честное слово» Пантелеева был написан в 1941 году. Это произведение о маленьком мальчике, который, играя с ребятами, не хотел покидать свой пост, даже когда товарищи позабыли о нём и разошлись по домам.

Произведение показывает, что, если у человека, даже маленького, есть внутренний стержень, желание сдержать честное слово, он вызывает уважение и восхищение.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Честное слово» на нашем сайте. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 3 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Пантелеев, «Честное слово»: главная мысль

За воротами парка он увидел майора, который собирался сесть в трамвай. Пантелеев быстро объяснил ему ситуацию, и два взрослых человека побежали в сад на помощь ребёнку. Малыш по-прежнему тихонько плакал, но так и не покинул свой пост, ведь он дал честное слово. Он хотел кушать, устал, но чувство долга было сильнее. Главная мысль рассказа – это несомненное чувство долга, верность своему слову, сила духа.

Майор сказал ребёнку, что приказывает тому покинуть свой пост. Мальчик посмотрел на него и, когда понял, что тот действительно является военным, то ответил радостно, что он сержант и понял приказ. Все трое успели покинуть сад перед тем, как сторож запер его. Мальчик сказал, он не боится и сам добежит до дома. В этом не приходится сомневаться. Такому человеку действительно ничего не страшно. Автор не сомневается — из такого ребёнка вырастет отличный человек.

Интересный рассказ написал Леонид Пантелеев. «Честное слово» учит верности своему обещанию, мужеству, героизму.

Маленький герой

Из массы детских писателей, по замечанию литературных критиков, Л. Пантелеев выделяется способностью создать художественную композицию с высокой смысловой плотностью и отсутствием явных упрощений. Особенность авторского стиля заключается в стремлении максимально расширить горизонты детского восприятия и понимания.

Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» — произведение «для семейного чтения». Простая, но поучительная история способна заинтересовать детей и их родителей, стать поводом для совместного обсуждения:

  • правдоподобности истории;
  • поведенческих характеристик персонажей;
  • обоснованности поступка главного героя.

Случайная встреча

Повествование начинается с момента, когда рассказчик летним днем зашел в сад на Васильевском острове, чтобы в тени деревьев, сидя на скамье, почитать интересную книгу. Прервать это занятие его заставили быстро наступающие вечерние сумерки и колокольчик сторожа, возвещавший о закрытии парка.

Герой поспешил на выход, но вдруг услышал, что за кустами кто-то плачет. Свернув на боковую дорожку, он дошел до белого каменного домика, возле которого увидел мальчика семи или восьми лет, безутешно плачущего.

Состоялся диалог, в ходе которого рассказчик выяснил, что мальчик был вовлечен ребятами старшего возраста в игру, имитирующую военные действия. Ему было присвоено звание сержанта с приказом от «маршала» охранять «пороховой склад». «Маршал» взял с мальчика слово, что тот не уйдет с поста. Маленький воин вполне осознавал, что ребята разошлись по домам, забыв о нем, но честное слово, не позволяло ему сделать то же.

Поиск приемлемого решения

Взрослый человек, проникшись ситуацией, предлагает «часовому» заменить его на посту, пока тот сходит поужинать. Рассказчик надеялся, что мальчик с радостью согласится на предложение, побежит домой и передумает возвращаться или будет удержан родителями. Таким образом, проблема была бы решена.

Однако малыш отказывается передать караул «невоенному» дяде, что наталкивает последнего на мысль немедленно отправляться искать военного. Мужчина просит мальчика подождать немного и бежит к выходу в надежде встретить на улице какого-нибудь красноармейца.

Приказ оставить пост

Рассказчик уже хочет вернуться в сад, когда видит, что на остановке трамвая, расположенной за углом, мелькнула командирская фуражка с синим околышком. Обрадовавшись удаче, он бежит к остановке со всех ног и сумбурно посвящает кавалерийского майора в ситуацию.

Военный ничего не может понять из сбивчивых объяснений и даже начинает сердиться, так как приходится пропустить нужный ему трамвай. Но выслушав более подробные объяснения, не раздумывая, идет с рассказчиком в сад, который вот-вот закроется, так что приходится попросить сторожа повременить несколько минут.

В полной темноте взрослые с трудом находят мальчика, который стоит на том же месте и тихо плачет. Увидев своего нового знакомого в сопровождении воинского командира, малыш вскрикнул от радости, перестал плакать, вытянулся и стал как будто выше.

Офицер спросил, в каком звании караульный, и, выслушав ответ мальчугана, приказал «товарищу сержанту» оставить вверенный пост. Тот, взяв под козырек кепки, ответил по-военному: «Есть!», — после чего все весело рассмеялись.

Майор похвалил мальчика и сказал, что из него выйдет настоящий воин. После этого военный распрощался с присутствующими и побежал к подходящему трамваю. Рассказчик предложил проводить малыша до дому, но то не принял предложение, мотивируя отказ тем, что не боится. И взрослому человеку стало очень приятно, что ему довелось познакомиться с еще маленьким, но уже настоящим человеком, обладающим сильной волей и крепким словом.

Маленький герой

Из массы детских писателей, по замечанию литературных критиков, Л. Пантелеев выделяется способностью создать художественную композицию с высокой смысловой плотностью и отсутствием явных упрощений. Особенность авторского стиля заключается в стремлении максимально расширить горизонты детского восприятия и понимания.

Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» — произведение «для семейного чтения». Простая, но поучительная история способна заинтересовать детей и их родителей, стать поводом для совместного обсуждения:

  • правдоподобности истории;
  • поведенческих характеристик персонажей;
  • обоснованности поступка главного героя.

Случайная встреча

Повествование начинается с момента, когда рассказчик летним днем зашел в сад на Васильевском острове, чтобы в тени деревьев, сидя на скамье, почитать интересную книгу. Прервать это занятие его заставили быстро наступающие вечерние сумерки и колокольчик сторожа, возвещавший о закрытии парка.

Герой поспешил на выход, но вдруг услышал, что за кустами кто-то плачет. Свернув на боковую дорожку, он дошел до белого каменного домика, возле которого увидел мальчика семи или восьми лет, безутешно плачущего.

Состоялся диалог, в ходе которого рассказчик выяснил, что мальчик был вовлечен ребятами старшего возраста в игру, имитирующую военные действия. Ему было присвоено звание сержанта с приказом от «маршала» охранять «пороховой склад». «Маршал» взял с мальчика слово, что тот не уйдет с поста. Маленький воин вполне осознавал, что ребята разошлись по домам, забыв о нем, но честное слово, не позволяло ему сделать то же.

Поиск приемлемого решения

Взрослый человек, проникшись ситуацией, предлагает «часовому» заменить его на посту, пока тот сходит поужинать. Рассказчик надеялся, что мальчик с радостью согласится на предложение, побежит домой и передумает возвращаться или будет удержан родителями. Таким образом, проблема была бы решена.

Однако малыш отказывается передать караул «невоенному» дяде, что наталкивает последнего на мысль немедленно отправляться искать военного. Мужчина просит мальчика подождать немного и бежит к выходу в надежде встретить на улице какого-нибудь красноармейца.

Приказ оставить пост

Рассказчик уже хочет вернуться в сад, когда видит, что на остановке трамвая, расположенной за углом, мелькнула командирская фуражка с синим околышком. Обрадовавшись удаче, он бежит к остановке со всех ног и сумбурно посвящает кавалерийского майора в ситуацию.

Военный ничего не может понять из сбивчивых объяснений и даже начинает сердиться, так как приходится пропустить нужный ему трамвай. Но выслушав более подробные объяснения, не раздумывая, идет с рассказчиком в сад, который вот-вот закроется, так что приходится попросить сторожа повременить несколько минут.

В полной темноте взрослые с трудом находят мальчика, который стоит на том же месте и тихо плачет. Увидев своего нового знакомого в сопровождении воинского командира, малыш вскрикнул от радости, перестал плакать, вытянулся и стал как будто выше.

Офицер спросил, в каком звании караульный, и, выслушав ответ мальчугана, приказал «товарищу сержанту» оставить вверенный пост. Тот, взяв под козырек кепки, ответил по-военному: «Есть!», — после чего все весело рассмеялись.

Майор похвалил мальчика и сказал, что из него выйдет настоящий воин. После этого военный распрощался с присутствующими и побежал к подходящему трамваю. Рассказчик предложил проводить малыша до дому, но то не принял предложение, мотивируя отказ тем, что не боится. И взрослому человеку стало очень приятно, что ему довелось познакомиться с еще маленьким, но уже настоящим человеком, обладающим сильной волей и крепким словом.

Пересказ от лица Петьки рассказа «Критики»

Дед Тимофей – мой лучший друг. Я делаю уроки – он рядом. С ним интересно ходить в кино. Он любит, чтоб фильм был правдивый, как жизнь. А я люблю фильмы всякие. Я ведь не так хорошо знаю жизнь, как дед. Мне все кажется настоящим. Мы любим вместе посмеяться. Дед в кино, бывает, смеется невпопад. Я-то знаю, что он глухой, а что другие про него подумают.

Живем мы, конечно, не одни. Но папа с мамой заняты. Или телевизор смотрят. У нас гости из города: тетка с мужем. Я решал задачку, а дед был с ними. Пришел сам не свой. Посмеялись над ним. А он правильно сказал: плотник в телевизоре неуч. Дед знает, он деревню строил. Дед выпил немножечко и кинул в экран сапог. Тетка с отцом его в милицию сдали. Я был против, но кто меня слушал. Честно скажу, до сих пор плачу. Как там дед?

Сейчас читают

Произведение повествует о чистых и добрых отношениях между русским солдатом и польской девушкой. С первых страниц повести перед нами предстает уцелевшая часть батальона, которая отдыхает в небольшой польской деревне

Главная героиня произведения – девочка-подросток по имени Ольга. Действие происходит в голодное время Гражданской войны. У нее умерли родители, и она не знает, как дальше жить.

Стихотворение это стилизованное письмо рассказчика к своей возлюбленной. Начинается оно с намёка на письмо Онегина той самой Татьяне. Здесь герой пишет, что, возможно, после такой долгой разлуки

20.11.2018

Пантелеев Л. «Честное слово»

Пантелеев Л., рассказ «Честное слово»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Честное слово» и их характеристика

Чему учит рассказ «Честное слово»

Рассказ учит быть честным, смелым, ответственным

Учит крепко держать свое слово, и не обращать внимание на то, что другие свое слово не держат. Учит отзывчивости и сочувствию. Учит уважать любого человека, вне зависимости от его возраста

Учит уважать любого человека, вне зависимости от его возраста.

Отзыв на рассказ «Честное слово»

Мне очень понравился это рассказ и особенно мальчик, который понимал, что его забыли и бросили, но несмотря на это был полон решимости не покидать свой пост. Ведь для него нарушить свое слово было невозможным. Твердости характера это мальчика может позавидовать каждый.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Честное слово»

Однажды автор засиделся с интересной книжкой в городском саду и опомнился, когда наступил вечер. Он поспешил к выходу, потому что боялся, что сад закроется, и вдруг слышал плач. Автор заглянул за кустарник и увидел мальчика лет восьми, в коротких штанишках на лямочках, который стоял у будки и плакал. Автор обратился к мальчику и спросил его, почему тот плачет. Но мальчик ничего не отвечал. Его никто не обидел и он не был болен. Но когда автор хотел увести его, мальчик отказался. Оказалось, что он играл в войну с большими ребятами и его поставили часовым охранять пороховой склад, который по условиям игры размещался как раз в этой будке. Маршал мальчишек потребовал от мальчика дать честное слово, что тот никуда не уйдет и мальчик конечно дал честное слово. Автор спросил, давно ли мальчик стоит на часах и тот ответил, что давно, тогда еще светло было. И прибавил, что думает, что про него забыли. Автор спросил, почему же он тогда не уходит, но мальчик снова повторил про честное слово. Автор понял, что смеяться над этим нельзя. Он стал искать выход из ситуации, ведь мальчик был голодным. Он хотел отправить мальчика домой кушать, сказав, что пока сам постоит на часах, но мальчик отказался. Автор не был военным и не мог сменить его. Автору в голову пришла удачная мысль и он, велев мальчику ждать, торопливо бросился к выходу из парка. Он ждал какого-нибудь военного, но как назло мимо проходили только мальчишки-ремесленники и железнодорожники. Но вот автор увидел военную фуражку. Это был молодой кавалерийский майор и он собирался сесть в трамвай. Автор подбежал к остановке и отозвал майора в сторону. Тот казался удивленным и автор рассказал ему про маленького мальчика, который стоит на часах, потому что дал честное слово. Майор сразу проникся сутью дела и поспешил за автором в сад. Он увидел мальчика и спросил его звание. Мальчик ответил, что он сержант. Тогда майор приказал ему оставить пост. Мальчик спросил, какое звание у этого человека, и майор представился. Мальчик радостно и звонко ответил «Есть, оставить пост!» и все засмеялись. Они успели выйти сада как раз перед тем, как сторож повесил замок. Потом майор пожал всем руки и побежал на трамвай. Автор спросил мальчика не проводить ли его, но мальчик ответил, что не боится. И автор понял, что такой мальчик действительно не испугается ни хулиганов, ни темноты, и что из него вырастет настоящий человек. И ему стало очень приятно, что он познакомился с таким мальчиком и автор еще раз пожал мальчику руку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: