Состав, краткое содержание и общая судьба повести
Друзья задумали в общей сложности 32 истории с занимательными и смешными сюжетами, которые были разделены поровну: за одну часть (первые 16 глав) был ответственен Григорий Белых, а за другую (последние 16 глав) – Леонид Пантелеев, который пришёл в школу несколько позже. В двух словах сложно описать то, что создали Белых и Пантелеев Леонид. Краткое содержание может помочь в этом вопросе тем, у кого нет времени на объёмный том, но лучше всё же постараться выкроить для произведения свободную минутку.
Книга вобрала в себя ту уникальную атмосферу, которая действительно царила в родной для авторов школе социально-индивидуального воспитания: это смесь взрывного, конфликтного, буйного, яркого, безудержного и бесконечно веселья. Герои, молодые мальчишки, на которых государство поставило крест и «списало» со счетов, на страницах книги демонстрировали себя людьми деятельными, глубокими, креативными, жаждущими знаний и требующими к себе уважения как к равным. Примечателен тот факт, что у каждого из действующих персонажей повести был реально существующий прототип.
Для истории этой книги и литературного успеха авторов в целом характерны и взлёты, и падения. На первых порах произведение начали отрывать буквально с руками и ногами, а Пантелеев и Белых сошлись со многими известными в литературных кругах профессионалами: Е. Шварцем, С. Маршаком, Н. Олейниковым, В. Лебедевым. Однако для друзей и их творения наступила и чёрная полоса: в 1938 году Григорий оказался репрессирован, а Леонид Пантелеев, книги которого к этому времени издавались уже в больших количествах, оказался под негласным запретом за то, что не захотел предать честь друга и убрать его имя как соавтора произведения. Пантелеев жил, с трудом превозмогая смерть, нищенствовал, жутко голодал во время осады немцами Ленинграда и едва остался в живых.
Краткое содержание Пантелеев Новенькая для читательского дневника
Рассказ о человеческой доброте и понимании, о важности взаимопомощи и взаимопонимания. События произведения описывают предвоенное время в России
В обычной школе после зимних каникул в класс пришли сразу два новеньких человека: школьница и учительница. Во время знакомства учительницы с детьми новенькая девочка начинает плакать, позже ребята в классе узнают о пропаже ее отца в недалеком прошлом. Весь класс переживает и заботиться о девочке, однако учительница не дает ей спуску: постоянно вызывает к доске, спрашивает домашнее задание. Ребята в классе решают рассказать о проблемах девочки и узнают, что их новая учительница мать Вали Морозовой, новенькой девочки.
События произведения описывают предвоенное время в России. В обычной школе после зимних каникул в класс пришли сразу два новеньких человека: школьница и учительница. Во время знакомства учительницы с детьми новенькая девочка начинает плакать, позже ребята в классе узнают о пропаже ее отца в недалеком прошлом. Весь класс переживает и заботиться о девочке, однако учительница не дает ей спуску: постоянно вызывает к доске, спрашивает домашнее задание. Ребята в классе решают рассказать о проблемах девочки и узнают, что их новая учительница мать Вали Морозовой, новенькой девочки.
В скором времени здоровье новенькой ухудшается от горя, и ребята поминают, что от переживаний и неизвестности девочка может серьезно заболеть. Все сильно переживают и помогают девочке как могут. Однажды непоседа Володька из класса узнает, что отец Вали жив, да к тому же награжден. Все ребята искренне радуются этому событие, а сама Валя Морозова идет на поправку. С тех пор девочку никогда не видели грустной или рыдающей.
Произведение Пантелеева описывает тяготы жизни в военное время, преодолеть которые можно только лишь сообща
Книга учит нравственности и морали, говорит о важности добра в мире, учит поддержке и состраданию. Тема книги до сих пор актуальна, ведь живя в век современных технологий, большинству людей бывает не к кому обратиться за помощью или советом
Рассказ «Новенькая» является образцом хорошей книги. Книга написана для детей младшего и среднего возраста, и насыщенна историей, воспитывающей высокие моральные качества подрастающего поколения.
Оцените произведение:
- 3.5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 195
Читать краткое содержание Новенькая. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткая биография, жизнь и творчество Леонида Пантелеева
Леонид Пантелеев, настоящее имя — Алексей Иванович Еремеев (1908 — 1987), прозаик.
Родился 9 августа (22 н.с.) в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Об этой школе рассказано в первой книге Пантелеева (в соавторстве с Г.Белых) — «Республика Шкид». Воспоминания об этой школе легли в основу очерков «Последние халдеи» (1939) и рассказов «Карлушкин фокус», «Портрет».
Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.
В 1930 — 40 ряд своих произведений объединил в цикл «Рассказы о подвиге: «Пакет» (1932), рассказывающий о гражданской войне, «Ночка» (1939), «Гвардии рядовой» (1943), посвященный событиям Отечественной войны, «Новенькая», «Платочек» (1952), знаменитый рассказ «Честное слово» (1941).
В 1966 была опубликована книга «Наша Маша», дневник о дочери писателя, который он вел много лет.
Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду: «В осажденном городе» (1964), «Январь 1944» (1965), а также воспоминаний о писателях — С.Маршаке, Е.Шварце, М.Горьком.
Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы («Часы«, «Честное слово«, «Республика Шкид», «Пакет» и др.). Умер Л.Пантелеев в 1987 в Москве.
——————————————
Леонид Пантелеев.Рассказы для
детей.Читаем бесплатно онлайн
Читать все рассказы и сказки Пантелеева
Читать рассказы других авторов
Наследие и значение для потомков
Леонид Пантелеев, биография которого представляет собой переплетение как лёгких, так и сложных жизненных ситуаций, в результате оставил миру и русской культуре большое количество стихотворений, повестей, рассказов и сказок. Но есть ещё одна вещь, которую, пусть и косвенно, подарил человеку уже следующего, XXI века Леонид Пантелеев. Книги – ещё не всё наследие автора, не стоит забывать и об известном, любимом вот уже несколькими поколениями фильме «Республика ШКИД» 1966 года производства, режиссер которого – Геннадий Полока. Снятый по мотивам легендарного произведения, фильм не теряет своей популярности благодаря игре актёров, таких как Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Александр Мельников и другие. Картина, которая идет чуть более 1,5 часа, относится к жанру семейного, комедийного и одновременно драматического кино и рекомендуется к просмотру и взрослым, и детям, ведь вне зависимости от возраста, посмотреть на перипетии судеб подростков-школьников будет интересно всем. Также был экранизирован и ряд других книг: «Пакет», «Честное слово», «Часы» и др.
Сегодня можно найти много сведений о том, кем был Л. Пантелеев
Биография, книги, отзывы, цитаты из книг писателя не перестают приковывать к себе внимание общества
Глава 9
Лёнька передвигался зайцем, уцепившись за сани, пока его нога не попала под полоз. Потеряв тёплые сапоги, он с трудом добрался до ближайшей деревни и постучался в первую же избу, где провалялся в горячке до поздней весны. Выходила Лёньку немолодая крестьянка Марья Петровна Кувшинникова. Некоторое время мальчик прожил у Кувшинниковых, но потом его снова потянуло в странствия.
Теперь Лёнька путешествовал на поездах. В Белгороде его поймал дежурный, агент ЧК. Чекист пожалел мальчика, выписал документ, по которому Лёнька мог доехать до Питера без билета, и дал денег. В бараке, где ночевал Лёнька, его обокрали. Пропажу мальчик обнаружил только в поезде. Его высадили из вагона на неизвестной станции. Всю осень, зиму и лето Лёнька провёл на Украине. Работу он найти не мог, и воровал, чтобы выжить. В конце лета мальчик добрался до Петрограда.
Рассказы
В русле этого жанра писатель Леонид Пантелеев трудился ещё до того, как в свет вышла «Республика ШКИД». Юмористические произведения и небольшие фельетоны печатались в периодических изданиях, таких как «Кинонеделя», «Смена», «Бегемот».
После смерти Сталина Леонид смог вернуться к открытой литературной деятельности, чему также поспособствовала забота друзей – людей уважаемых, имеющих в обществе вес. Поэтому Леонид Пантелеев, рассказы которого вместе с другими произведениями находились практически под запретом, наконец-то смог опубликовать новые, написанные за годы забвения произведения. Сюда относятся ставшие впоследствии хрестоматийными «Буква «ты»», «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии рядовой», «О Белочке и Тамарочке» и другие.
Леонид Пантелеев: стихи, о которых почему-то забывают
Кроме самого известного произведения, принесшего Леониду Пантелееву литературную славу и неожиданно пришедшую популярность, у этого автора имеются творения другого характера и даже формы – не прозаической, а стихотворной. Автор позиционировал себя не только как прозаик, драматург, публицист, но и как поэт, о чём свидетельствуют, например, его стихотворения, написанные для дошколят, подростков и детей старшего школьного возраста. Сюда относятся, например, произведение 1939 года «Весёлый трамвай», заманивающее маленького читателя предложением на время превратиться в транспорт и даже рассказывающее, как это лучше устроить. Стих «Задача с яблоками», созданный в том же году, в игровой форме предлагает ребятам попробовать сосчитать, сколько всего было братьев и сестриц, исходя из количества полученных и съеденных ими фруктов. Вообще подобная форма, вызывающая ребёнка на диалог, на взаимодействие – это характерная отличительная черта всего творчества Л. Пантелеева.
Сказки
В своем творчестве Пантелеев неоднократно обращался и к жанру сказок. Поэтику волшебства Леонид считал настоящим чистым холстом для игры самыми вариативными сюжетами. Интересно, что как автор Леонид Пантелеев, сказки которого активно проходят и изучают в школе, применительно к этому жанру во взрослом возрасте нередко забывается. Тем любопытнее будет освежить собственные знания: оказывается, что Леонид Пантелеев придумал тех самых лягушек, одна из которых утонула от бездействия, а вторая сбила молоко в масло и осталась жива
Для сказок, как и для остальных произведений писателя, характерно наличие глубокой внутренней проблемы и поиск её правильного решения с точки зрения морали и нравственности, что особенно важно тогда, когда разговаривать о сложных вещах приходится с самыми маленькими представителями этого мира – детьми
Леонид Пантелеев, «Республика ШКИД» – история появления
Прототипом школы из повести послужило, таким образом, реально существовавшее на территории Петрограда заведение, куда направлялись беспризорные, склонные к разбоям и грабежам или просто оставшиеся без попечения родителей юноши. Здесь обучались наукам, сочиняли стихотворения, устраивали песенные конкурсы и разыгрывали спектакли, знакомились с иностранными языками, занимались журналистским и редакторским делом. Буквально каждый выпускал личный журнал или стенгазету с особенным, отличным от других содержанием и уникальным оформлением.
Пантелеев пробыл в школе им. Достоевского недолго, всего несколько лет, но впоследствии признавался, что именно ШКИД стал местом, придавшим ему колоссальный запас жизненных сил.
Здесь Леонид встретил многих товарищей, дружбу с которыми в результате пронёс через долгие годы. Одним из таких верных приятелей стал для Пантелеева Григорий Белых – будущий соавтор повести, который рано потерял отца, а мать практически не видел, так как она была занята работой. Схожие жизненные пути и истории сблизили ребят, и они стали друзьями.
Из школы Леонид Пантелеев в компании Белых отправился в Харьков, где оба поступили на актерские курсы, но не задержались там надолго и в течение некоторого времени занимались бродяжничеством. По возвращении в Ленинград друзья поселились вместе, и в 1926 году Григорий предложил Пантелееву написать сборник историй о дорогой сердцу школе. С этого момента началась литературная слава ШКИД.
другие песни от: Леонид Пантелеев
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:07Леонид ПантелеевКак поросенок говорить научился
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:15Леонид ПантелеевЯнварь 1944 (27 января, в поезде)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:47Леонид Пантелеев«Буква «ты»
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:24Леонид ПантелеевДве лягушки (рассказ)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:32Леонид ПантелеевКарусели
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:36Леонид ПантелеевКак поросенок говорить научился
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:05Леонид ПантелеевСвинка
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
10:47Леонид ПантелеевНовенькая — 2
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:38Леонид ПантелеевБуква «ты»
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
00:05Леонид ПантелеевПролог
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
10:41Леонид ПантелеевНовенькая — 3
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
10:47Леонид ПантелеевНовенькая — 4
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:53:42Леонид ПантелеевЧасы|/bestbabybook|
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:08Леонид ПантелеевТрус (/book_children)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:05Леонид ПантелеевСвинка (/book_children)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
08:08Леонид ПантелеевБуква Ты
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:36Леонид ПантелеевКак поросёнок говорить научился (/book_children)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
08:08Леонид ПантелеевРассказы — Буква -ТЫ
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:24Леонид ПантелеевДве лягушки
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
26:10Леонид ПантелеевЧестное слово
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
40:05Леонид ПантелеевНовенькая. Читает Игорь Ротанов
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:41Леонид ПантелеевЧестное слово. Исполняют Н. Литвинов, Б. Захарова.
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:30Леонид ПантелеевРаскидай
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
08:08Леонид ПантелеевБуква «ты»
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:37:14Леонид ПантелеевПакет
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
10:41Леонид ПантелеевНовенькая — 2
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:30Леонид ПантелеевРаскидай (/book_children)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
26:50Леонид ПантелеевКарусели, Свинка, Фенька
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
10:05Леонид ПантелеевНа ялике
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
41:36Леонид ПантелеевНочка (1972) — Читает Игорь Ротанов
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
07:22Леонид ПантелеевЧестное слово
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
08:54Леонид ПантелеевГлавный инженер
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:15Леонид ПантелеевДве лягушки. Исполняет Чубарова.
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:41Леонид ПантелеевЧестное слово. Исполняют Н. Литвинов, Б. Захарова
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
47:22Леонид ПантелеевРассказы
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:38Леонид ПантелеевДве лягушки
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:18Леонид ПантелеевДВЕ ЛЯГУШКИ
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:25Леонид ПантелеевДве лягушки
Ответ эксперта
Зимой 1940 года Володька Бессонов очень спешил первым прийти в школу после зимних каникул. Он даже не остановился посмотреть на танки, которые проходили по улице. Только раз он задержался послушать радио, когда передавали сводку с фронта.
И вот Володька заскочил в школу и радостно поздоровался с нянюшкой возле вешалок. Он крикнул, что пришел первым, но нянюшка одернула его и указала на девчачье пальто с заячьим воротником, которое уже висело на вешалке.
Володька расстроился и попытался вспомнить, чье же это пальто, но решил, что видимо это девочка из другого класса. Он вприпрыжку побежал по лестнице.
***
Когда Володька зашел в свой класс, он сперва решил, что ошибся, потому что за первой партой сидела маленькая и худенькая девочка с белыми косичками и зелеными бантами. Но оказалась, что девочка новенькая. Вскоре стали приходить еще ребята и всем Володька кричал, что первым увидел новенькую, которую как оказалось зовут Морозова, и приехала она с восточной Украины.
Лиза Кумачева предложила ей сидеть с ней, и Морозова пересела за ее парту.
Ребята обменивались впечатлениями от каникул и всем было что рассказать. Володька же рассказал, что слышал как милиционер сбил из нагана финский бомбардировщик, но конечно ему не поверили.
Но тут в класс прибежала Вера Макарова и сказала, что у них будет новая учительница. И следом за Верой вошла новая учительница, молодая, красивая, с золотыми косами. Она сказала, что ее зовут Елизавета Ивановна, и стала знакомиться с ребятами. Когда очередь дошла до новенькой, она сказала, что ее зовут Валя Морозова и она родилась в Киеве. Но когда она дошла до слова папа, то запнулась и заплакала. Елизавета Ивановна стала успокаивать девочку, а ребята зашумели. Видно было, что молодая учительница и сама очень волнуется, а когда прозвенел звонок, она быстро вышла из класса.
Ребята окружили Морозову и стали ее расспрашивать. Кто-то принес воды. Но Морозова все плакала. Наконец ребята успокоились, а потом прозвенел звонок и начались следующие уроки. Елизавета Ивановна вызвала Морозову к доске на русском языке, но на других уроках не вызывала, и помаленьку ребята забыли о странном случае.
Когда уроки закончились, новенькую догнала Лиза Кумачева и стала расспрашивать ее о том, где она живет, и тепло ли в Киеве. Новенькая отвечала короткими фразами, а потом спросила, сильно ли глупо было, что она заплакала. Морозова объяснила, что у нее пропал папа и уже одиннадцать дней от него нет известий. Папа Морозовой был военный летчик и пропал во время боевого вылета на фронте.
Лиза проводила Валю до Кузнечного переулка и новенькая поспешила попрощаться.
Глава 8
Вскоре Александра Сергеевна «уже руководила детским художественным воспитанием во всём городе». Семье отвели две большие меблированные комнаты, а Вася поступил в сельскохозяйственную школу и жил за городом в интернате. В начале марта Александра Сергеевна уехала в Петроград, в служебную командировку. Лёнька в это время лежал в больнице с тифом. Тётка мальчика не навещала, а в последние дни перестала ходить и Ляля. Вернувшись домой, Лёнька обнаружил, что все больны, а мама не вернулась. Он взялся вести хозяйство. Две недели он лечил тётку и Иру, бегал в больницу к Ляле и стряпал обеды. Тётка поправилась, и Лёнька стал для неё обузой. В это время пришло письмо от Васи, очень довольного своим учением и работой, и мальчик решил податься к брату на «ферму».
Свободных мест в сельскохозяйственной школе не было. Александра Сергеевна не отзывалась, тётка становилась всё злее, и Лёнька решил ехать на ферму без сопроводительных бумаг, надеясь на помощь брата.
Директор школы Николай Михайлович мальчика не принял, и тот остался «на птичьих правах». Здесь воровали все. Директор, показавшийся мальчику смутно знакомым, и преподаватели обирали учеников, а ученики резали домашнюю скотину в окрестных сёлах. Лёнька быстро выучился этому ремеслу. Сельскохозяйственное дело мальчику не давалось, и он часто расплачивался за свои ошибки.
Однажды, выпасая свиней, Лёнька упустил породистого борова, и ему пришлось бежать из школы. Только теперь мальчик сообразил, что школой руководил бывший белогвардеец Поярков-младший. Лёнька вернулся к тётке, но та была ему не рада, и мальчик отправился в детский дом, где уже жила Ляля. Детдом размещался в бывшем женском монастыре. Однажды ребята нашли в колокольне припрятанные монашками вещи и попытались продать их на рынке. Так Лёнька попал в милицию, а потом в другой детдом. Ночью он сбежал оттуда, прихватив припрятанные от ребят женские ботинки, и подался в Питер искать маму.
Денег хватило ненадолго. Лёнька голодал, питался милостыней. В заброшенной усадьбе он нашёл ящики с книгами и продал их. Одним из покупателей оказался немец-сапожник. Узнав, что Лёнька — сирота, он взял его к себе подмастерьем. Если бы не хозяйка, сразу невзлюбившая мальчика, тот бы остался в Казани навсегда.
Через два месяца мальчик сел на первый попавшийся пароход, попал в городок Пьяный Бор и поселился на пристани в компании беспризорников. Наступила зима. Лёнька мёрз и голодал, пока его не подобрал на улице весёлый парень. Так мальчик попал в городской комитет РКСМ, где и остался на всю зиму. Вскоре парень, Юрка, предложил Лёньке поступить в профтехшколу. Рабочие специальности Лёньке не давались, а об алгебре он даже не слыхал. Узнав о неуспеваемости подшефного, Юрка взялся его «подтягивать». Через несколько месяцев Лёнька уже получал хорошие отметки.
Жизнь Лёньки начала налаживаться, когда в губернии вспыхнуло кулацкое восстание, и все комсомольцы ушли сражаться. Юрка погиб, и Лёнька снова почувствовал себя сиротой. Ранней весной он снова попытался добраться до Питера.
Алексей Пантелеев: На ялике
Пантелеев Алексей Иванович (Пантелеев Л)
На ялике
- Алексей Иванович Пантелеев
- (Л.Пантелеев)
- На ялике
Большая широкобокая лодка подходила к нашему берегу. Набитая до отказа, сидела она очень низко в воде, шла медленно, одолевая течение, и было видно, как туго и трудно погружаются в воду весла и с каким облегчением выскальзывают они из нее, сверкая на солнце и рассыпая вокруг себя тысячи и тысячи брызг.
https://youtube.com/watch?v=HQhUOty-VuM
Я сидел на большом теплом и шершавом камне у самой воды, и мне было так хорошо, что не хотелось ни двигаться, ни оглядываться, и я даже рад был, что лодка еще далеко и что, значит, можно еще несколько минут посидеть и подумать… О чем? Да ни о чем особенном, а только о том, как хорошо сидеть, какое милое небо над головой, как чудесно пахнет водой, ракушками, смоленым деревом…
Я уже давно не был за городом, и все меня сейчас по-настоящему радовало: и чахлый одуванчик, притаившийся под пыльным зонтиком лопуха, и легкий, чуть слышный плеск невской волны, и белая бабочка, то и дело мелькавшая то тут, то там в ясном и прозрачном воздухе.
И разве можно было в эту минуту поверить, что идет война, что фронт совсем рядом, что он тут вот, за этими крышами и трубами, откуда изо дня в день летят в наш осажденный город немецкие бомбардировщики и дальнобойные бризантные снаряды? Нет, я не хотел думать об этом, да и не мог думать, так хорошо мне было в этот солнечный июльский день.
* * *
Некоторые из них уже перекликались и переговаривались с теми, кто сидел в лодке.
Там тоже были почти одни женщины, а из нашего брата только несколько командиров, один военный моряк да сам перевозчик, человек в неуклюжем брезентовом плаще с капюшоном.
Я видел пока только его спину и руки в широких рукавах, которые ловко, хотя и не без натуги, работали веслами. Лодку относило течением, но все-таки с каждым взмахом весел она все ближе и ближе подходила к берегу.
— Матвей Капитоныч, поторопись! — закричал кто-то из ожидающих.
Гребец ничего не ответил. Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе.
По тому, как тепло и дружно приветствовали его у нас на пристани женщины, было видно, что мальчик не случайно и не в первый раз сидит на веслах.
— Капитану привет! — зашумели женщины.
— Мотенька, давай, давай сюда! Заждались мы тебя.
— Мотенька, поспеши, опаздываем!
— Матвей Капитоныч, здравствуй!
— Отойди, не мешай, бабы! — вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала, качнулась и заскрипела. Мальчик зацепил веслом за кромку мостков, кто-то из военных спрыгнул на пристань и помог ему причалить лодку.
Началась выгрузка пассажиров и посадка новых.
Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.
— Эй, тетка! — покрикивал он. — Вот ты, с противогазом которая. Садись с левого борта
А ты, с котелком, — туда… Тихо… Осторожно. Без паники
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
Он сосчитал, сбился и еще раз пересчитал, сколько людей в лодке.
— Довольно. Хватит! За остальными после приеду.
- Оттолкнувшись веслом от пристани, он подобрал свой брезентовый балахон, уселся и стал собирать двугривенные за перевоз.
- Я, помню, дал ему рубль и сказал, что сдачи не надо. Он шмыгнул носом, усмехнулся, отсчитал восемь гривен, подал их мне вместе с квитанцией и сказал:
- — Если у вас лишние, так положите их лучше в сберкассу.
- Потом пересчитал собранные деньги, вытащил из кармана большой старомодный кожаный кошель, ссыпал туда монеты, защелкнул кошель, спрятал его в карман, уселся поудобнее, поплевал на руки и взялся за весла.
- Большая, тяжелая лодка, сорвавшись с места, легко и свободно пошла вниз по течению.
Читать дальше
Глава 2
Отец Лёньки умер «на чужбине», похорон не было, и мальчику всё время казалось, что отец вернётся. Шёл третий год Первой Мировой войны. Осенью Лёнка перешёл во второй класс приготовительного училища. Александра Сергеевна давала уроки музыки, этим и жила семья.
О большевиках мальчик услышал от домработницы Стеши — та собиралась за них голосовать. Перенесённый летом коклюш помешал Лёньке как следует подготовиться к экзаменам, однако в реальное училище он поступил без труда. Студентов училища занимала не столько учёба, сколько политика и вражда с гимназистами.
Принимая активное участие в жизни училища, Лёнька успевал читать. Его тянуло к серьёзным книгам. На этой почве он познакомился с реалистом Владимиром Волковым, серьёзным и высокомерным мальчиком из богатой семьи. Он давал Лёньке книги и однажды заехал за ним в собственном экипаже. Во время обеда у Волковых Лёнька узнал, что большевики — это «тевтонские шпионы», заброшенные в Россию, чтобы сеять смуту среди рабочих. Мальчик решил, что Стеша тоже шпионка. Волков же начал сторониться Лёньки, узнав, что его отец был простым хорунжим.
Лёнька начал следить за Стешей и даже вскрыл её сундучок, где обнаружил брошюрку немца Карла Маркса — доказательство Стешиной шпионской деятельности. Вскоре всё открылось. Александра Сергеевна посчитала сына вором, но тот рассказал матери о «шпионке» Стеше и потерял сознание.
Глава 6
Одной из мишеней обстрела оказалась гостиница «Европа». В её подвале остались только те, кому некуда было бежать, в том числе и Александра Сергеевна с Лёнькой. На четвёртый день кончились свечи, еда, и женщина решилась поискать съестного. Лёнька увязался за ней. Поднявшись, они обнаружили, что в длинном гостиничном коридоре живут люди, и пристроились рядом с грузной, строгой женщиной, сельской учительницей Нонной Иеронимовной Тиросидонской.
Мизерные запасы Тиросидонской не спасали от голода. Вскоре в Ярославле не стало воды. Однажды, пробравшись в город, женщины раздобыли много сахара и кофе. Питьевую воду продавал сын гостиничного швейцара, и Александра Сергеевна послала к нему Лёньку. Не найдя водоноса, мальчик решил сам сходить за водой на Волгу.
Оказавшись на улице, Лёнька сообразил, что не знает, как пройти к реке, и пошёл плутать по городу. Пережив опасные приключения и раздобыв банку с бордосской жидкостью мальчик вернулся к матери, которая уже сходила с ума. Явившись к вечеру, Тиросидорская сообщила, что красные пообещали выпустить мирное население из города.
На следующий день они переправились через Волгу на небольшом пароходике. Лёнька заметил на этом же пароходике несколько белых офицеров. Расставшись с Тиросидонской, Александра Сергеевна и Лёнька решили переночевать в деревне Быковке. Под утро на деревню напали хохряковцы. Бандиты хотели расстрелять Лёньку с матерью, но один из бандитов не дал убить ребёнка и позволил им убежать. За деревенской околицей мальчик вспомнил о бордосской жидкости и вернулся за ней, едва снова не попав в лапы хохряковцев. Захватить мамину сумку Лёнька не догадался, и они остались без денег. Через Волгу их переправил сердитый старик, не взяв ни копейки. Добравшись до Чельцова, Лёнька узнал, что председатель, жестоко избитый хохряковцами, попал в госпиталь.
Глава 3
Пока Лёнька болел, произошла Октябрьская Социалистическая революция. Вернувшись в училище, Лёнька обнаружил, что его класс сильно поредел. Исчез и Волков. Старшеклассники разгуливали по коридорам в шинелях, а уроки часто отменялись. Наведавшись к приятелю, Ленька узнал, что Волковы уехали в своё поместье.
Зима выдалась голодная. Стеша пошла работать на завод «Треугольник» и, чем могла, помогала Александре Сергеевне. Лёнька много читал и пытался сочинять стихи. Весной пришло письмо от бывшей няньки. Она приглашала всю семью на лето к себе, в деревню Ярославской губернии. Стеша из Питера уезжать отказалась — осталась беречь имущество.