Рассказ `маленький солдат`, платонов: краткое содержание и анализ

Рассказ Платонова «Маленький солдат». Описание судьбы мальчика

Поезд, на котором они должны были ехать до места назначения, прибывал только на следующий день. Поэтому мужчина отправился вместе с ребенком в общежитие, чтобы переночевать. Там он покормил Сережу и уложил спать. А затем майор, фамилия которого была Бахичев, поведал своему случайному попутчику о судьбе этого малыша. Как оказалось, отец Сергея был военным врачом, и вместе с мамой мальчика он служил в одном полку. Чтобы не разлучаться с единственным ребенком, родители взяли его с собой.

Так в полку появился маленький солдат. Краткое содержание опишет несколько его подвигов. Однажды Сережа услышал разговор отца о том, что немцы должны обязательно взорвать перед своим отступлением склад с боеприпасами, принадлежавшими полку, в котором рос мальчик. И тогда пробрался ночью в это помещение и перерезал провод, который должен был привести в действие взрывной механизм. Более того, он оставался на складе еще целые сутки, опасаясь того, что фашисты вернутся и все исправят.

Первые несчастья, которые принесла малышу война

Мама Сережи, увидев такое отношения сына к войне, наблюдая за его храбрым характером, понимала, что так долго продолжаться не может. Женщина беспокоилась за сына. Она решила отправить ребенка в тыл. Но маленький солдат упрямился. Он уже привык к тяготам военной жизни. Более того, ребенок втянулся и уже не мог представить своей жизни без сражений и помощи бойцам.

К сожалению, мать не успела сдержать своего обещания. Отца Сережи очень серьезно ранило в очередном сражении, и он, так и не поправившись, умер в госпитале. А затем и мама мальчика заболела. До этих событий она уже была неоднократно ранена. Видимо, сказались нервные переживания и боль за погибшего супруга. Женщина слегла. Прошел всего месяц, и она отправилась вслед за своим мужем. Сережа остался без матери и отца.

Тема и проблематика

Тема рассказа «Маленький солдат» — дети на войне. Платонов пытается найти ответ на вопрос, какие качества делают человека, даже десятилетнего, воином, солдатом.

В военном рассказе Платонова поднимается проблема беззащитности ребёнка, судьба которого ему ещё не принадлежит. Автор сочувствует детям, живущим в трудное время войны, потому что они не знают, какой должна быть жизнь, и принимают военные тяготы за норму.

Другие проблемы связаны с одиночеством и сиротством любого человека. Платонов осуждает войну, которая не только ломает судьбы, но и калечит души. Героические поступки Серёжи не восхищают, а ужасают автора, как и Серёжину мать. Мальчик, умеющий и любящий воевать – это нравственный калека. Недаром Платонов нигде не описывает мотивов Серёжи. Похоже, ребёнок воюет и убивает для удовольствия.

Анализ 2

Андрей Платонович Платонов — это великий писатель, который отдавал предпочтение не романам или историческим книгам, а именно сказкам, которые могли почитать как взрослые, так и дети. Преимущественно в своих небольших произведения писатель описывал быт русского народа в прошлых веках. Одни из самых великих произведений Платонова считаются, те в которых описывается жизнь обычных людей во время Великой Отечественной войны. В большой степени он описывал, жизнь и подвиги обычных солдат которые готовы за свою родину отдать собственную жизнь. Это все можно встретить в одном из произведений Платонова « Маленьких солдат»

Само творение начинается не с описания пейзажа, не со слов автора или фактов истории, первые слова начинаются с описания ночлежки солдат. Где они лежат и крепко спят, позабыв об ужасной и страшной войне, которая постоянно забирает жизни самых близких людей. Везде тишина и только звери кричат вдалеке, а рядом шипит котелок с вкуснейшим супом.

Но наряду со всем этим спокойствием происходит, довольно неприятное событие. Мы можем заметить как двое взрослых мужчин, имеющие чины майоров, держат маленького ребенка, который пытается с ними как-то поспорить, или хотя бы вырываться их сильных рук. После читатель понимает, что один из майоров пытается передать ребенка другому, а мальчик этому не рад.

Читая это произведение, мы понимаем, что все видеться от лица автора, который в этот момент находиться на том самом месте и следит за перепалкой майоров и мальчика.

После мы узнаем, что этому сорванцу 10 лет и зовут его Сережкой. И не смотря, на свой малый возраст, он хорошо разбирается в войне. Знает многие команды, виды оружия, как следить за своей униформой и что делать во время военных действий. Сам же автор позже говорит, что война это не место для маленького ребенка. Тут нужен четкий ум, который может сдерживать свои чувства и эмоции и не будет гнаться за неизведанным. Ведь не смотря, на свои знания о войне Сережа, остается маленьким сорванцом, который не понимает многий вещей и его наоборот тянет к приключениям.

Когда наступает вечер, все солдаты ложатся спать, с ними и те самые майоры, как и наш уважаемый автор, а ребенок Сережа, не желая, переходить в другой полк решает уйти как можно дальше. Никто уже не знает, куда он именно пошел, может, Сережа вернулся в прежний полк, может, отправился пешком в дальние края, или же пошел на кладбище к могиле своего отца и матери

Но все эти предположения не имеют важности ведь, скорее всего мальчик погибнет

Сам же автор, не собирается описывать для читателя пейзажи полей, ведь во время войны важна не красота и размышления о великом, а действия, которые могут привести к победе. Все эти события происходят в один день с раннего утра до позднего вечера.

Также писатель не говорит, что именно произошло с мальчиком. Может он выжил и пошел работать к какому-нибудь господину, но скорее всего писатель наталкивает нас на, то, что Сережа никогда не вернется.

Прощание с майором и слезы мальчика

Другой мужчина в военной форме как мог пытался утешить ребенка, но тот даже не замечал его ласк. Малыш слушал того офицера, с которого не водил глаз. Майор обещал ему, что расстаются они ненадолго, и скоро встретятся, а тогда уже навсегда останутся вместе, и никогда не будут разлучаться. Но мальчик знал, что такое война. Многие, расставаясь, обещали друг другу вернуться. Но это жестокое время зачастую мешало людям выполнять данные обещания, как бы они ни старались.

Не выдержало детское сердце предстоящей разлуки. Ребенок заплакал. Майор взял его на руки, поцеловал залитое слезами личико и понес на перрон. Прошло некоторое время, мальчик вернулся в здание вокзала уже на руках другого мужчины, одетого в военную форму. Тот по-прежнему пытался успокоить и приласкать маленького Сережу, но ребенок замкнулся в себе.

Герои и образы

Девятилетний Серёжа одет как бывалый боец. Сапоги и шинель сшиты именно на мальчика, серая шинель обношена. Она прижимается к телу ребёнка так же, как сам мальчик – к руке одного из держащих его майоров.

Уже по внешности мальчика понятно, что он привык к лишениям. Лицо его худое и обветренное, но мальчик уже приспособился и привык к жизни. Он «знал уже, что такое даль расстояния и время войны».

Рассказчик обращает внимание на светлые грустные глаза Серёжи, которые «словно были живой поверхностью его сердца». Очевидно, ребёнок уже пережил расставание, поэтому так боялся нового

Среди других чувств мальчика – тоска по знакомому и любимому майору, любопытство к военным действиям. Серёжа не только узнаёт по голосу, что в небе идёт вражеский самолёт-разведчик, но и догадывается, что зенитки его не достанут.

Серёжа – настоящий сын полка. От отца-полковника он унаследовал стратегическое мышление, а от матери-врача – особую чуткость и интуицию. Именно благодаря этим качествам Серёжа совершает в одиночку несколько военных операций. Во-первых, он перерезал взрывной провод к оказавшемуся в тылу врага боезапасу своего полка и ещё сутки следил, чтобы немцы его не починили. Во-вторых, Серёжа пробрался в тыл противника и запомнил расположение трёх вражеских батарей. В-третьих, Серёжа «совратил» приставленного к нему ординарца, с которым они убили немца.

Майор характеризует Серёжу как маленького, худого, хитрого, настолько незаметного, что он ходил в расположении противника «и травы не шевелил, без вздоха шёл». Жизнью ребёнка становится война, «характер его втянулся в войну», майор называет его воинским. Мальчик сумел принять как должное чудовищную военную жизнь, поэтому отъезд в тыл для Серёжи – это крушение устоявшейся жизни. Так что Серёже гораздо проще скрыться в плен к немцам и узнать у них «всё, что нужно».

Прощание с майором и слезы мальчика

Другой мужчина в военной форме как мог пытался утешить ребенка, но тот даже не замечал его ласк. Малыш слушал того офицера, с которого не водил глаз. Майор обещал ему, что расстаются они ненадолго, и скоро встретятся, а тогда уже навсегда останутся вместе, и никогда не будут разлучаться. Но мальчик знал, что такое война. Многие, расставаясь, обещали друг другу вернуться. Но это жестокое время зачастую мешало людям выполнять данные обещания, как бы они ни старались.

Не выдержало детское сердце предстоящей разлуки. Ребенок заплакал. Майор взял его на руки, поцеловал залитое слезами личико и понес на перрон. Прошло некоторое время, мальчик вернулся в здание вокзала уже на руках другого мужчины, одетого в военную форму. Тот по-прежнему пытался успокоить и приласкать маленького Сережу, но ребенок замкнулся в себе.

Популярные сегодня пересказы

  • Добыча — краткое содержание романа Золя События романа происходят в смутные времена для страны после переворота власти. Во Франции царит разруха. В стране творят бесчинства бандиты.
  • Пятнадцатилетний капитан — краткое содержание романа Жюля Верна Действие происходит на шхуне под названием Пилигрим. Судно направляется в город Сан-Франциско. На нем находится большое количество пассажиров и экипаж. Управлением корабля занимается командир Гуль
  • Утраченные иллюзии — краткое содержание романа Бальзака Только провинциалы тешат себя напрасными иллюзиями. Люсьен Шардон был рожден в Ангулеме. Его отец был простым аптекарем. Как-то раз в 1973 он спас последнюю наследницу очень вельможной семьи де Рюбампре
  • Чинк — краткое содержание рассказа Сетон-Томпсона Чинк – маленький и глуповатый, но очень веселый щенок. Естественно, пока ему еще очень далеко до взрослой собаки – в основном, его день состоит из проказ. Хозяин довольно часто ловит его «на горячем»

Прогнозы на будущее маленького солдата

Внезапно обрывается рассказ «Маленький солдат». Платонов (анализ можно делать по другим его работам), часто оставляет читателю простор для размышлений о судьбе персонажей. Не исключение и это повествование. Казалось бы, финал трагичен. Малыш потерялся в толпе. Но не стоит забывать, что этот кроха рос под выстрелами пушек и сам организовывал сложные операции по разведке в штабе противника.

Читателю не стоит беспокоиться о дальнейшей судьбе героя, ведь его силы, мужества и отваги достаточно, чтобы достичь желаемой цели. А из контекста понятно, главная цель Сергея — вернуться к Савельеву, который стал для него единственной родной душой.

Герои и образы

Девятилетний Серёжа одет как бывалый боец. Сапоги и шинель сшиты именно на мальчика, серая шинель обношена. Она прижимается к телу ребёнка так же, как сам мальчик – к руке одного из держащих его майоров.

Уже по внешности мальчика понятно, что он привык к лишениям. Лицо его худое и обветренное, но мальчик уже приспособился и привык к жизни. Он «знал уже, что такое даль расстояния и время войны».

Рассказчик обращает внимание на светлые грустные глаза Серёжи, которые «словно были живой поверхностью его сердца». Очевидно, ребёнок уже пережил расставание, поэтому так боялся нового

Среди других чувств мальчика – тоска по знакомому и любимому майору, любопытство к военным действиям. Серёжа не только узнаёт по голосу, что в небе идёт вражеский самолёт-разведчик, но и догадывается, что зенитки его не достанут.

Серёжа – настоящий сын полка. От отца-полковника он унаследовал стратегическое мышление, а от матери-врача – особую чуткость и интуицию. Именно благодаря этим качествам Серёжа совершает в одиночку несколько военных операций. Во-первых, он перерезал взрывной провод к оказавшемуся в тылу врага боезапасу своего полка и ещё сутки следил, чтобы немцы его не починили. Во-вторых, Серёжа пробрался в тыл противника и запомнил расположение трёх вражеских батарей. В-третьих, Серёжа «совратил» приставленного к нему ординарца, с которым они убили немца.

Майор характеризует Серёжу как маленького, худого, хитрого, настолько незаметного, что он ходил в расположении противника «и травы не шевелил, без вздоха шёл». Жизнью ребёнка становится война, «характер его втянулся в войну», майор называет его воинским. Мальчик сумел принять как должное чудовищную военную жизнь, поэтому отъезд в тыл для Серёжи – это крушение устоявшейся жизни. Так что Серёже гораздо проще скрыться в плен к немцам и узнать у них «всё, что нужно».

Образ войны в произведении

С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала. Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут. Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.

В десять лет, когда его должны были интересовать игрушки и шалости, Сергей говорит о высоте полета самолета и возможности его уничтожения.

Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача — свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.

Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой — майор ему бесконечно благодарен.

Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.

Анализ 2

Произведение относится по жанровой направленности к военной тематике писателя, затрагивающей отображении детства в период военных событий, демонстрируя противоестественность участия маленьких граждан в разрешении политических конфликтов.

Основным героем рассказа является мальчишка по имени Сережа Лабков, представленный писателем в образе девятилетнего ребенка, выросшего в военной семье, поскольку его папа имеет звание полковника армии, а мама трудится в качестве военного врача.

Герой описывается в рассказе в качестве небольшого роста мальчугана, одетого в серую военную шинель, пилотку и сапоги, отличающегося светлыми глазами ребенка, в которых ясно отражается печальная грусть.

Сюжетная линия произведения повествует о жизненной истории мальчика, который волею судьбы оказывается в самом пекле военных событий, поскольку с самого начала войны находится вместе со своими родителями.

Мальчик осознанно включается в оказании неоценимой помощи советской армии, которую по силам осуществить. Повествовательное содержание описывает несколько эпизодов героических поступков маленького солдата в виде спасения полкового боезапаса, вынужденно отставленного при отступлении войск и захваченного немецкими солдатами, проведение разведывательных мероприятий, в результате которых Сережа добывает ценные сведения о месторасположениях вражеских позиций.

Мать мальчика, наблюдая отчаянную храбрость, импульсивность и бездумное порой мужество сына, переживая за его жизнь, решает отправить его в безопасный тыл, но в этот момент отец Сережи оказывается тяжело ранен и впоследствии умирает, а затем убивают и маму ребенка.

Опеку над полным сиротой берет на себя новый командир полка в лице майора Савельева. Однако вскоре его отправляют на курсы переподготовки, а оставшийся за старшего майор Бахичев теряет мальчика из вида во время вокзальной ночевки.

Писатель оставляет финал рассказа открытым, предоставив читательской аудитории самостоятельно определить дальнейшую судьбу маленького солдата.

Рассказ «Маленький солдат» демонстрирует трагический элемент человеческой судьбы в виде отпечатка душевной детской травмы, нанесенной пережитой болью военного времени в виде тоски и любви к погибшим родителям, а также разлуки по заменившему отцу человеку.

Своеобразной особенностью рассказа является применение писателем обратной композиционной структуры, создающей интригующее впечатление повествовательному содержанию, которое, несмотря на небольшой объем, наполнено полновесными, значимыми фразами, позволяющими легко и точно воспроизводить авторский замысел.

Смысловая нагрузка произведения передает размышления писателя об исковерканных в годы войны беззащитных детских наивных душ, выживших в адском пламени кровопролитных сражений.

Рассказ представляет собой изображение войны в образе жестокого существа, убивающего счастливую жизнь не только одного человека, но и целого поколения.

Рассказ Платонова «Маленький солдат». Описание судьбы мальчика

Поезд, на котором они должны были ехать до места назначения, прибывал только на следующий день. Поэтому мужчина отправился вместе с ребенком в общежитие, чтобы переночевать. Там он покормил Сережу и уложил спать. А затем майор, фамилия которого была Бахичев, поведал своему случайному попутчику о судьбе этого малыша. Как оказалось, отец Сергея был военным врачом, и вместе с мамой мальчика он служил в одном полку. Чтобы не разлучаться с единственным ребенком, родители взяли его с собой.

Так в полку появился маленький солдат. Краткое содержание опишет несколько его подвигов. Однажды Сережа услышал разговор отца о том, что немцы должны обязательно взорвать перед своим отступлением склад с боеприпасами, принадлежавшими полку, в котором рос мальчик. И тогда смышленый ребенок пробрался ночью в это помещение и перерезал провод, который должен был привести в действие взрывной механизм. Более того, он оставался на складе еще целые сутки, опасаясь того, что фашисты вернутся и все исправят.

История создания произведения

Андрей Платонов сам познал все тяготы военного времени, и, конечно, не мог не затронуть эту тему в своих произведениях. Именно в 1940-е годы автор начинает полностью посвящать свое творчество детям, пережившим события войны. Платонов становится популярен не только своими рассказами, но и сборником сказок, который называется «Волшебное кольцо».

Писатель очень тепло относился к тем детям, которых называли «маленькие солдаты». Это ребята, знающие о войне не понаслышке. Они сражались рядом со взрослыми бойцами и тоже вносили свой вклад в долгожданную победу над немецкими оккупантами. Часто слыша о таких подвигах, а возможно, и становясь их очевидцем, Андрей Платонович хотел выразить в своих произведениях, как отразилось это время в душах детей.

Как пережили войну маленькие солдаты? Что пришлось испытать этим ребятам, которые порой находились достаточно близко к линии сражений? В 1943 году появился рассказ «Маленький солдат», краткое содержание которого опишет небольшой фрагмент из жизни ребенка, на собственном опыте узнавшего, что такое война.

Герои и образы

Девятилетний Серёжа одет как бывалый боец. Сапоги и шинель сшиты именно на мальчика, серая шинель обношена. Она прижимается к телу ребёнка так же, как сам мальчик – к руке одного из держащих его майоров.

Уже по внешности мальчика понятно, что он привык к лишениям. Лицо его худое и обветренное, но мальчик уже приспособился и привык к жизни. Он «знал уже, что такое даль расстояния и время войны».

Рассказчик обращает внимание на светлые грустные глаза Серёжи, которые «словно были живой поверхностью его сердца». Очевидно, ребёнок уже пережил расставание, поэтому так боялся нового

Среди других чувств мальчика – тоска по знакомому и любимому майору, любопытство к военным действиям. Серёжа не только узнаёт по голосу, что в небе идёт вражеский самолёт-разведчик, но и догадывается, что зенитки его не достанут.

Серёжа – настоящий сын полка. От отца-полковника он унаследовал стратегическое мышление, а от матери-врача – особую чуткость и интуицию. Именно благодаря этим качествам Серёжа совершает в одиночку несколько военных операций. Во-первых, он перерезал взрывной провод к оказавшемуся в тылу врага боезапасу своего полка и ещё сутки следил, чтобы немцы его не починили. Во-вторых, Серёжа пробрался в тыл противника и запомнил расположение трёх вражеских батарей. В-третьих, Серёжа «совратил» приставленного к нему ординарца, с которым они убили немца.

Майор характеризует Серёжу как маленького, худого, хитрого, настолько незаметного, что он ходил в расположении противника «и травы не шевелил, без вздоха шёл». Жизнью ребёнка становится война, «характер его втянулся в войну», майор называет его воинским. Мальчик сумел принять как должное чудовищную военную жизнь, поэтому отъезд в тыл для Серёжи – это крушение устоявшейся жизни. Так что Серёже гораздо проще скрыться в плен к немцам и узнать у них «всё, что нужно».

Маленький солдат :: Платонов Андрей

Популярные сегодня пересказы

  • Вера и Анфиса — краткое содержание сказки Успенского Произведение под названием «Вера и Анфиса» написано известнейшим детским писателем Эдуардом Успенским. Это произведение по праву признается критиками одним из лучших творений автора.
  • Краткое содержание поэмы Бесплодная земля Томаса Элиота по частям По жанровой направленности произведение относится к поэме в стиле модернизма, основная тема которой заключается в изображении человеческих поступков, обуславливающих гибель окружающей природы.
  • Краткое содержание книги Дубравка Погодин Девочка с необычным именем Дубравка пела длинную песню без слов, сидя на огромном мокром камне. Она приплыла к нему, чтобы разобраться в своих мыслях и ощущениях. Ведь ещё недавно ей было интересно играть
  • Кроткая — краткое содержание повесть Достоевского «Кроткая» — одна из многих историй женщин современниц Достоевского. Автор представляет вниманию читателя судьбу одной женщины, которая была глубоко несчастлива в браке. Достоевский пытается дать анализ её действиям

Дальнейшая судьба маленького солдата

Теперь вместо отца Сергея полком стал командовать его заместитель Савельев. Это и был тот майор, с которым мальчик прощался на перроне. После смерти родителей Сережи мужчина взял его к себе на попечение. Савельев так искренне заботился о ребенке, что маленький солдат тоже ответил взаимностью и привязался к нему всем своим детским сердцем.

Через некоторое время пришло указание отправить Савельева на курсы военной переподготовки. Тогда он попросил своего знакомого офицера позаботиться о мальчике до возвращения. А когда вернется Савельев и куда его отправят после этого, еще не было неизвестно. Так что сколько еще мальчик вынужден оставаться с незнакомцем, никто не знал. Да и сам Сережа, видимо, это прекрасно понимал.

Анализ 2

Произведение относится по жанровой направленности к военной тематике писателя, затрагивающей отображении детства в период военных событий, демонстрируя противоестественность участия маленьких граждан в разрешении политических конфликтов.

Основным героем рассказа является мальчишка по имени Сережа Лабков, представленный писателем в образе девятилетнего ребенка, выросшего в военной семье, поскольку его папа имеет звание полковника армии, а мама трудится в качестве военного врача.

Герой описывается в рассказе в качестве небольшого роста мальчугана, одетого в серую военную шинель, пилотку и сапоги, отличающегося светлыми глазами ребенка, в которых ясно отражается печальная грусть.

Сюжетная линия произведения повествует о жизненной истории мальчика, который волею судьбы оказывается в самом пекле военных событий, поскольку с самого начала войны находится вместе со своими родителями.

Мальчик осознанно включается в оказании неоценимой помощи советской армии, которую по силам осуществить. Повествовательное содержание описывает несколько эпизодов героических поступков маленького солдата в виде спасения полкового боезапаса, вынужденно отставленного при отступлении войск и захваченного немецкими солдатами, проведение разведывательных мероприятий, в результате которых Сережа добывает ценные сведения о месторасположениях вражеских позиций.

Мать мальчика, наблюдая отчаянную храбрость, импульсивность и бездумное порой мужество сына, переживая за его жизнь, решает отправить его в безопасный тыл, но в этот момент отец Сережи оказывается тяжело ранен и впоследствии умирает, а затем убивают и маму ребенка.

Опеку над полным сиротой берет на себя новый командир полка в лице майора Савельева. Однако вскоре его отправляют на курсы переподготовки, а оставшийся за старшего майор Бахичев теряет мальчика из вида во время вокзальной ночевки.

Писатель оставляет финал рассказа открытым, предоставив читательской аудитории самостоятельно определить дальнейшую судьбу маленького солдата.

Рассказ «Маленький солдат» демонстрирует трагический элемент человеческой судьбы в виде отпечатка душевной детской травмы, нанесенной пережитой болью военного времени в виде тоски и любви к погибшим родителям, а также разлуки по заменившему отцу человеку.

Своеобразной особенностью рассказа является применение писателем обратной композиционной структуры, создающей интригующее впечатление повествовательному содержанию, которое, несмотря на небольшой объем, наполнено полновесными, значимыми фразами, позволяющими легко и точно воспроизводить авторский замысел.

Смысловая нагрузка произведения передает размышления писателя об исковерканных в годы войны беззащитных детских наивных душ, выживших в адском пламени кровопролитных сражений.

Рассказ представляет собой изображение войны в образе жестокого существа, убивающего счастливую жизнь не только одного человека, но и целого поколения.

Рассказ Платонова «Маленький солдат». Описание судьбы мальчика

Поезд, на котором они должны были ехать до места назначения, прибывал только на следующий день. Поэтому мужчина отправился вместе с ребенком в общежитие, чтобы переночевать. Там он покормил Сережу и уложил спать. А затем майор, фамилия которого была Бахичев, поведал своему случайному попутчику о судьбе этого малыша. Как оказалось, отец Сергея был военным врачом, и вместе с мамой мальчика он служил в одном полку. Чтобы не разлучаться с единственным ребенком, родители взяли его с собой.

Так в полку появился маленький солдат. Краткое содержание опишет несколько его подвигов. Однажды Сережа услышал разговор отца о том, что немцы должны обязательно взорвать перед своим отступлением склад с боеприпасами, принадлежавшими полку, в котором рос мальчик. И тогда смышленый ребенок пробрался ночью в это помещение и перерезал провод, который должен был привести в действие взрывной механизм. Более того, он оставался на складе еще целые сутки, опасаясь того, что фашисты вернутся и все исправят.

Образ войны в произведении

С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала. Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут. Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.


В десять лет, когда его должны были интересовать игрушки и шалости, Сергей говорит о высоте полета самолета и возможности его уничтожения.

Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача — свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.

Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой — майор ему бесконечно благодарен.

Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.

История создания произведения

Сюжет и композиция

События рассказа не располагаются в хронологической последовательности. Рассказ делится на 3 части. В первой части, завязке, рассказчик сообщает о случайной сцене, виденной им на вокзале: маленький солдат лет десяти расставался со своим хорошим знакомым (из второй части читатель узнаёт, что его фамилия Савельев и что Серёже 9 лет) и оставался с человеком, к которому был равнодушен. Этот майор Бахичев, принявший мальчика на попечение, и сообщает рассказчику историю Серёжи Лабкова.

История жизни мальчика в полку – вторая часть рассказа. Серёжа совершает военные подвиги, чем пугает мать, которая готова выслать его в тыл, но не успевает. От тяжёлого ранения умирает отец Серёжи, а через месяц мать. Серёжа остаётся на попечении майора Савельева, который тоже вынужден уехать на курсы и поручает Серёжу Бахичеву.

Третья часть тоже происходит в вокзальном общежитии и не становится для читателя неожиданной, ведь Серёжа и раньше не хотел уезжать в тыл. Мальчик потихоньку уходит, когда рассказчик и майор Бахичев спят. Финал рассказа остаётся открытым. Рассказчик предполагает, куда мог деться Серёжа: то ли пошёл искать майора Савельева, то ли вернулся в полк к могилам родителей.

Первые несчастья, которые принесла малышу война

Мама Сережи, увидев такое отношения сына к войне, наблюдая за его храбрым характером, понимала, что так долго продолжаться не может. Женщина беспокоилась за сына. Она решила отправить ребенка в тыл. Но маленький солдат упрямился. Он уже привык к тяготам военной жизни. Более того, ребенок втянулся и уже не мог представить своей жизни без сражений и помощи бойцам.

К сожалению, мать не успела сдержать своего обещания. Отца Сережи очень серьезно ранило в очередном сражении, и он, так и не поправившись, умер в госпитале. А затем и мама мальчика заболела. До этих событий она уже была неоднократно ранена. Видимо, сказались нервные переживания и боль за погибшего супруга. Женщина слегла. Прошел всего месяц, и она отправилась вслед за своим мужем. Сережа остался без матери и отца.

Нелегкая судьба детей войны

Далее судьба приготовила горе, которое должен пережить герой рассказа «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание условной третьей части) в заключительном фрагменте оставляет Сергея сиротой. Отца ранило в бою, а маму убили старые ранения. Майор Савельев заменил мальчику родителей.

Второй майор из другой части давно знает названного отца Сергея. И пока Савельев на курсах, то за мальчиком будет присматривать Бахичев.

Когда мужчины проснулись, Сережа пропал. Сначала они думали, что он куда-то отошел и вскоре вернется, но этого не произошло. Маленького солдата никто не видел.

В финале рассказчик размышляет, куда мог направиться мальчик, возможно вслед за майором. А возможно в родной полк.

Тема и проблематика

Тема рассказа «Маленький солдат» — дети на войне. Платонов пытается найти ответ на вопрос, какие качества делают человека, даже десятилетнего, воином, солдатом.

В военном рассказе Платонова поднимается проблема беззащитности ребёнка, судьба которого ему ещё не принадлежит. Автор сочувствует детям, живущим в трудное время войны, потому что они не знают, какой должна быть жизнь, и принимают военные тяготы за норму.

Другие проблемы связаны с одиночеством и сиротством любого человека. Платонов осуждает войну, которая не только ломает судьбы, но и калечит души. Героические поступки Серёжи не восхищают, а ужасают автора, как и Серёжину мать. Мальчик, умеющий и любящий воевать – это нравственный калека. Недаром Платонов нигде не описывает мотивов Серёжи. Похоже, ребёнок воюет и убивает для удовольствия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: