Шекспир «Гамлет», акт первый – краткое содержание
Сцена первая. Датский город Эльсинор. Офицеры Марцелл и Бернардо заступают на караул перед королевским замком. К ним на пост приходит друг принца Гамлета, молодой придворный Горацио: Марцелл и Бернардо рассказали ему, что минувшей ночью видели здесь призрак недавно умершего короля Дании.
На их глазах призрак появляется снова. Горацио пытается заговорить с ним, но в этот момент раздаётся утреннее пение петуха – и мертвец удаляется, не успев ничего ответить.
Шекспир. Гамлет. Краткое содержание Слушать аудиокнигу
Сцена вторая. После скоропостижной смерти прежнего государя датский престол занял его брат, Клавдий, женившийся на вдове умершего, королеве Гертруде. Наутро после появления призрака Клавдий, королева, её сын от умершего короля принц Гамлет, и придворные собираются в зале замка. Лаэрт, сын дворецкого Полония, испрашивает у монарха разрешения вернуться на учёбу в Париж. В диалогах этой сцены Шекспир даёт понять зрителю: принц Гамлет ненавидит своего дядю Клавдия и возмущается тем, что его мать поспешила вступить в новый, почти кровосмесительный брак, не выдержав приличного траура по его покойному отцу.
Когда царственная чета удаляется, к Гамлету приходят Горацио, Марцелл и Бернардо, сообщая ему о ночном появлении призрака. Принц решает в грядущую ночь прийти на пост к замку и узнать у отца, зачем он поднялся из могилы.
Сцена третья. Сын Полония, Лаэрт, перед отъездом в Париж прощается со своей сестрой, Офелией. Офелия рассказывает ему, что Гамлет в последнее время пытается ухаживать за нею. Лаэрт ставит на вид Офелии, что принц – не ровня ей, и советует сестре заботливо блюсти девичью честь. Такой же совет даёт Офелии и её отец, Полоний.
Офелия
Сцена четвёртая. Той же ночью Гамлет, Горацио и два офицера, приходят на пост у замка. Близ него вновь появляется призрак. Мёртвый отец даёт Гамлету знак следовать за собой.
На нашем сайте вы можете пройти тест по содержанию «Гамлета» из 17 вопросов с ответами.
Сцена пятая. Отдалившись от свидетелей, умерший король рассказывает сыну, что он на самом деле скончался не своей смертью, а был отравлен честолюбивым Клавдием: во время сна в саду тот влил ему в ухо сильный яд. Убийца занял трон убитого, соблазнил его супругу и женился на ней. Отец просит Гамлета отомстить за себя.
Вернувшись к друзьям, Гамлет просит их никому не рассказывать о случившемся и предупреждает, что в дальнейшем может повести себя странно. Чтобы вернее осуществить свою месть, принц решает прикинуться безумным.
Гамлет, Горацио и призрак. Иллюстрация к пьесе Шекспира художника Г. Фюсли. 1796
Конфликт
Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.
Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным). Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть. Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.
Игроки
Игроки — это компания актеров, которые прибывают в замок Эльсинор. Друзья Гамлета, они раньше выступали в «городе» (предположительно Копенгагене), но столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны мальчиков-исполнителей, поэтому они поехали в Эльсинор, чтобы предложить Гамлету свои услуги. В Эльсиноре они исполняют версию — которую Гамлет модифицировал и назвал «Мышеловка» — пьесы «Убийство Гонзаго» в «пьесе внутри пьесы».
Второй игрок или королева игроков
Эту роль традиционно исполнял мужчина, как и все женские роли в « Гамлете» , поскольку в елизаветинские времена женщины не появлялись на сцене.
Третий игрок
Его также называют Луцианом в «пьесе внутри пьесы». Имя может быть ссылка на Люциуса в легенде Брута, источник Саксон Грамматик ‘ Gesta Danorum , сам по себе источник кандидата для Гамлета . Играет роль, похожую на Клавдия, и убивает короля, залив его ядом в ухо.
Четвертый игрок
Игра « Мышеловка в игре» имеет очень короткий пролог, который произносит один из игроков. Первый игрок может сделать пролог, но если нет, то, вероятно, для этого потребуется Четвертый игрок с говорящей частью.
Главные герои
«Макбет» — это произведение о нравственном падении и испытании властью знатного феодала и полководца, жаждущего могущества и ставшего жестоким убийцей. События происходят в Англии в конце XI века. Главными действующими лицами пьесы стали:
- Дункан — мудрый и справедливый король Шотландии. Он доверяет Макбету и полностью полагается на него. После победы над врагом правитель щедро одаривает не только полководца, но и его супругу и слуг.
- Сыновья Дункана Малькольм и Дональбайн, являющиеся прямыми наследниками престола. После убийства отца они скрываются в Англии и готовятся к освобождению родины. Чтобы спасти близких от смерти, Малькольм сражается в открытом поединке с Макбетом и одерживает над ним победу.
- Макбет — военачальник, кузен шотландского короля.
- Банко — друг Макбета, отважный воин, полководец армии короля. Его отличает рассудительность. Он пытается уговорить Макбета не слушать пророчество ведьм.
- Леди Макбет — жена Макбета, отличающаяся честолюбием, расчетливостью и жестоким характером. Ей незнакомы страх и сомнения. Женщина разжигает в душе мужа искру честолюбия и толкает его на преступление. В финале пьесы из-за душевных терзаний она лишается рассудка и сбрасывается со скалы.
- Флиенс — сын Банко.
- Сивард — английский полководец.
- Шотландские феодалы Ленокс, Макдуф и Ангус. Макдуф вынужден покинуть королевство, оставив семью, которая погибает от рук предателей.
- Геката — богиня, повелительница тьмы.
- Ведьмы — злобные существа, по вине которых произошли трагические события.
Санчо Панса – человек из народа
На протяжении всего повествования можно наблюдать, как меняется Санчо Панса под влиянием своего рыцаря. Он перестает служить разорившемуся Дон Кихоту за вознаграждение. Санчо проникается уважением к господину и привязывается к нему. Иногда он даже жалеет «рыцаря печального образа», проявляя человечность, отзывчивость и доброту.
Характерно поведение рыцарского оруженосца в ситуации, когда ему довелось на время стать губернатором вымышленного острова
Читатель романа видит перед собой милосердного и заботливого правителя, который проявляет внимание к представителям народа и намерен поднять сельское хозяйство, переделав его по своему разумению. В образе Санчо Пансы нашли отражение черты типичного представителя народа, простого, наивного человека, не лишенного, впрочем, житейской мудрости и чистоты сердца
Тезисный пересказ
Перечень и описание главных и второстепенных героев уже дают примерное представление о сюжете «Гамлета». Лучше узнать о содержании трагедии по актам позволит ее краткий пересказ.
В начале первого акта перед ночной стражей замка является призрак умершего короля. Незадолго до этого принявший бразды правления Клавдий решил взять в супруги вдову брата. После похорон отца и нового замужества матери Гамлет стремится вернуться в Виттенберг, но король и королева убеждают его повременить с продолжением учебы в университете. Принц датский тяжело переживает смерть отца, его страдания усиливает скорое замужество матери.
Узнав от Горация о появлении в замке призрака, Гамлет решает лично встретиться с ним. От духа покойного юноша узнает правду о смерти короля и обещает отомстить коварному убийце – своему родному дяде. Клавдий замечает, что принц изменился, и поручает его бывшим одноклассникам узнать, что стало этому причиной.
В замке появляются путешествующие актеры. Принц поручает им инсценировать постановку, к которой он сам напишет слова и сценарий. Король уходит с представления в кульминационный момент, когда актеры детально воссоздали сцену убийства отца Гамлета. Во время разговора с матерью принц принимает спрятавшегося за ковром советника за короля и пронзает его через ткань шпагой.
Гамлета вместе со старыми школьными приятелями отправляют в Англию. Король вручает им пакет, в котором содержится распоряжение казнить принца по прибытию в эту страну, но Гамлет подменил его. По пути на судно нападают пираты, которые высаживают наследника престола нагим на берег. Офелия не в себе после смерти отца, вскоре она тонет в реке.
Король подстраивает схватку на рапирах между Гамлетом и вернувшимся из Франции Лаэртом. Они оба погибают из-за ран, нанесенных лезвием, которое сын Полония предварительно смазал ядовитой мазью. Умирает и Гертруда, отпив отравленного вина, которое король приготовил для Гамлета. Перед смертью принц датский наносит смертельный удар Клавдию, а затем подносит к его губам кубок с отравой. Горацио объявляет народу о происшедших в замке событиях.
Проблемы
Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.
Одна из главных – проблема выбора, с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.
Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?
Краткий сюжет
События, разворачивающиеся в трагедии Шекспира, основаны на безвыходной ситуации, пленником которой становится принц Гамлет. По возвращении домой его ждет сразу несколько ударов судьбы:
- родной отец убит собственным братом, пожелавшим заполучить власть;
- мать вышла замуж за убийцу короля, предав собственного мужа.
Цель главного героя — разоблачить убийцу. Он ставит пьесу «Мышеловка», включив в сюжет злодейское убийство. Однако принца никто не понимает, его начинают считать сумасшедшим. Он теряет даже возлюбленную и остается в полном одиночестве. Заканчивается пьеса всеобщей гибелью. Умирает неверная мать, Гамлет убивает дядю и умирает сам от отравленной раны.
Антураж Эльсинора
</h2>
Вольтеманд и Корнелиус — послы, посланные королем Дании Клавдием к старому королю Норвегии.
Рейнальдо
Он слуга Полония . (В тексте «Q1» Рейнальдо назван «Монтано», а Полоний — «Корамбисом»). Полоний отправляет Рейнальдо в Париж, чтобы проверить, что делает Лаэрт .
Осрик
Он придворный, которого Клавдий послал пригласить Гамлета на дуэль с Лаэртом . (Этот персонаж назван «Остриком» во Втором квартале.) Осрик, так же как и Полоний , пытаются вовлечь Гамлета в сложную остроумную беседу, полностью соответствующую произведению Бальдассара Кастильоне « Придворный
<font>»</font><font> 1528 года . В этой работе излагается несколько придворных правил, в частности, королевским слугам рекомендуется развлекать своих хозяев изобретательным языком. </font>
Главные герои и их характеристика
- Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
- Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
- Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
- Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
- Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
- Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».
АКТ 2
СЦЕНА 1
Доверенное лицо Полония, Рейнальдо отправляется во Францию с целью разузнать о поведении Лаэрта. С кем общается, о чем речи ведет, какие мысли его посещают вдали от родных мест.
Офелия обеспокоена поведением Гамлета. Он словно безумец. Полоний уверен, что причина кроется в любви к его дочери. Он делится подозрениями с Клавдием.
СЦЕНА 2
Клавдий с королевой решают через друзей Гамлета выяснить причину столь безумного поведения. Вольтиманд привозит ответ на послание норвежцам. Фортинбрасу запрещено воевать с Данией. Юного наследника отправляют воевать с Польшей. Король доволен таким положением вещей.
Полоний делится с королем состоянием Гамлета. Он искренне считает, что причина подобного поведения любовь к Офелии.
Беседуя с Розенкранцем и Гильденстерном, Гамлет дает Дании новое определение – тюрьма. Принц понимает, что их приезд не является добровольным.
В Эльсинор по приглашению Розенкранца и Гильденстерна прибывают трагики. Принц искренне рад встрече с ними. Он открыто проявляет к ним интерес. Гамлет просит одного из них прочитать сцену, где обыгран момент убийства короля. Один из отрывков был написан им собственноручно. Актеры не против импровизации. Гамлет хочет понаблюдать за дядей во время представления. Убийца обязательно должен себя выдать.
Смысл
Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.
Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.
Сюжет
Сцена театра в «Гамлете»
Рядом с Эльсинором, королевским дворцом датских монархов, солдаты ночных караулов несколько раз видели призрака, удивительно похожего на недавно умершего короля. Новость доходит до принца Гамлета, сына покойного короля, и он решает увидеть призрака. Встреча с ним приводит принца в ужас и полное смятение — призрак рассказал ему о том, что был убит своим братом Клавдием, нынешним королём, влившим ему в ухо яд во время сна. Тень отца Гамлета завещает сыну месть. Гамлет решает притворяться безумцем, чтобы получить неопровержимые доказательства вины Клавдия. Король, догадываясь, что «Гамлет не сошёл с ума, а притворяется с какой-то целью», посылает к нему его друзей — Розенкранца и Гильденстерна, чтобы те за соответствующее вознаграждение выведали, что на самом деле на уме у Гамлета. Но Гамлет, поняв истинную цель их приезда, ничего им не открывает, отвечая бессмысленными монологами на их расспросы. В это время в Эльсинор приезжает труппа бродячих актёров. Гамлет просит их поставить пьесу «Убийство Гонзаго», однако слегка меняет её сюжет таким образом, чтобы пьеса изображала убийство прежнего короля со слов призрака. Король внимательно следит за действием пьесы и уходит после того, как на сцене происходит убийство; Гамлет, следивший за реакцией Клавдия, теперь уверен в его виновности. Принц вскоре видит короля, молящегося в одиночестве. Гамлет колеблется, но отказывается от немедленного убийства Клавдия, ибо убитый во время покаянной молитвы король, вероятно, попадёт в рай, тогда как его жертва, отец Гамлета, не знает загробного покоя. Принц решает отложить месть до момента, когда душа короля будет готова к аду. После этого Гамлет идёт в покои королевы Гертруды, своей матери, и во время разговора убивает подслушивавшего за ковром королевского советника Полония, решив, что это Клавдий. Далее он упрекает мать в том, что, выйдя замуж за Клавдия через месяц после смерти отца Гамлета, она оскорбила прежнего мужа.
Гамлет и Горацио на кладбище
В этот момент Гамлету вновь является призрак отца и, невидимый королеве, призывает сына щадить мать. Король, понимая, что Гамлет для него опасен, отсылает его в Англию вместе с Розенкранцем и Гильденстерном за данью, передав с ними запечатанное письмо к английскому королю с требованием, чтобы Гамлета сразу же по приезде казнили. Принц спасается от этой участи, подменив письмо. Тем временем Офелия, дочь Полония и возлюбленная его случайного убийцы Гамлета, сходит с ума. Гамлет возвращается в Данию. Его бывший друг Лаэрт, сын Полония и брат Офелии, хочет отомстить принцу за гибель своего отца. Клавдий советует Лаэрту вызвать Гамлета на фехтовальный поединок затупленным оружием и убить, как бы случайно, причём Лаэрт намерен смазать лезвие своей рапиры сильным ядом, а король предлагает, как запасной план, дать принцу отравленного вина.
Безумная Офелия тонет, случайно или совершив самоубийство. Гамлет, не знавший об этом, и его друг Горацио на кладбище неожиданно попадают на похороны Офелии и встречают короля, королеву и Лаэрта. Вскоре Лаэрт передаёт Гамлету вызов на поединок. Во время поединка и Гамлет, и Лаэрт получают ранения отравленным клинком, а вино с ядом случайно выпивает королева и умирает. Лаэрт перед смертью открывает принцу замысел короля, Гамлет убивает Клавдия и умирает сам. Датский престол переходит к Фортинбрасу, норвежскому правителю.
Сюжет
Неподалеку от дворца Эльсинор – резиденции королей Дании – солдаты заметили призрак недавно почившего монарха. Узнав об этом, принц Гамлет решил проверить и действительно встретил призрак отца. От него юноша узнал, что причиной смерти короля стало двойное предательство его жены Гертруды и родного брата Клавдия. Призрак попросил принца отомстить за смерть, и Гамлет поклялся сделать всё возможное, чтобы коварный предатель был наказан.
Юноша решил прикинуться умалишённым, чтобы, не вызывая подозрений, собрать доказательства предательства дяди. О планах Гамлета было известно лишь двум ближайшим его друзьям – Марцелло и Горацио. Однако Клавдий был весьма умным и проницательным человеком – он сразу заподозрил, что племянник задумал какую-то интригу. Чтобы разоблачить принца, он призвал на помощь Полония – отца прекрасной Офелии, в которую был влюблён Гамлет.
Тем временем замок посетила группа странствующих актёров. У Гамлета появилась идея использовать их талант в борьбе с коварным дядей. Принц попросил актёров поставить пьесу «Смерть Гонзаго», в которой король погибает от рук родного брата, впоследствии занявшего его место на престоле и взявшего в жёны вдовствующую королеву. Затея Гамлета сработала, и под конец спектакля Клавдий с головой выдал себя.
Понимая, как сильно оплошал, Клавдий решил во что бы то ни стало избавиться от принца. Он не мог убить Гамлета, поскольку боялся потерять власть, и решил под благовидным предлогом отправить его подальше от трона, в Англию. Узнав о коварных замыслах дяди, Гамлет в ярости чуть было не убил его. Клавдия спасло только то, что он упал на колени, моля небеса о прощении, и юноша не хотел убивать его в этот момент, чтобы душа предателя не попала прямиком в рай.
Перед отплытием в Англию Гамлет решил проститься с матерью. В покоях королевы укрылся Полоний, чтобы подслушать их разговор и затем передать Клавдию. Принц увидел его и убил. Узнав о смерти отца, Офелия лишилась рассудка. В датское королевство из Франции прибыл брат Офелии, Лаэрт. Поначалу он был уверен, что в смерти отца виновен Клавдий. Однако королю удалось убедить его, что виной всему Гамлет и ему нужно отомстить. Перед предстоящей дуэлью он убедил Лаэрта воспользоваться пропитанным ядом клинком, а сам приготовил отравленный напиток для Гамлета. Во время сражения сын Полония смертельно ранил Гамлета, а тот, схватив отравленный клинок, пронзил своего противника. Оба юноши оказались при смерти. Узнав о подлости дяди, Гамлет собрал последние силы и убил Клавдия шпагой. Погибла и королева, по ошибке выпив отравленный напиток.
После страшной трагедии датский престол занял единственный законный наследник – принц Норвегии Фортинбрас. Смерть Гамлета оказалась не напрасной: верный Горацио поведал всему миру о коварстве Клавдия и благородном подвиге Гамлета.
Описание трагедии (сюжет трагедии и основные её черты)
Ильсинор, замок датских королей, ночная стража с Горацио, другом Гамлета, встречает призрак умершего короля. Горацио рассказывает об этой встречи Гамлету и тот решает лично встретиться с тенью отца. Призрак рассказывает принцу ужасную историю своей смерти. Смерть короля оказывается подлым убийством, совершенным его братом Клавдием. После этой встречи в сознании Гамлета происходит перелом. Узнанное накладывается на факт излишне скорой свадьбы вдовы короля, матери Гамлета, и брата-убийцы. Гамлет одержим идеей мести, но находится в сомнениях. Он должен во всём убедиться сам. Изображая сумасшествие, Гамлет наблюдает за всем. Полоний, советник короля и отец возлюбленной Гамлета, пытается объяснить королю и королеве такие перемены в принце отвергнутой любовью. Прежде, он запретил своей дочери Офелии принимать ухаживания Гамлета. Эти запреты разрушают идиллию любви, в дальнейшем приводят к депрессии и умопомрачению девушки. Король предпринимает свои попытки узнать мысли и планы пасынка, он терзаем сомнениям и своим грехом. Нанятые им бывшие студенческие друзья Гамлета находятся с ним неотлучно, но безрезультатно. Потрясение от узнанного заставляет Гамлета ещё более задуматься о смысле жизни, о таких категориях как свобода и нравственность, о вечном вопросе бессмертия души, бренности бытия.
Тем временем в Ильсиноре появляется труппа бродячих актёров, и Гамлет уговаривает их вставить в театральное действие несколько строк, обличающих короля в братоубийстве. В ходе спектакля Клавдий выдаёт себя смятением, сомнения Гамлета в его виновности развеяны. Он пытается поговорить с матерью, бросить ей в лицо обвинения, но явившейся призрак запрещает ему мстить матери. Трагическая случайность усугубляет напряжённость в королевских покоях — Гамлет убивает Полония, спрятавшегося из любопытства за шторами при этом разговоре, приняв его за Клавдия. Гамлет отправлен в Англию для сокрытия этих досадных случайностей. С ним направляются друзья-соглядатаи. Клавдий вручает им письмо для короля Англии с просьбой казнить принца. Гамлет, сумевший случайно прочитать письмо, делает в нём исправления. В результате под казнь попадают предатели, а он возвращается в Данию.
В Данию возвращается и Лаэрт сын Полония, трагическая весть о смерти сестры Офелии в результате её умопомрачения из-за любви, а также убийство отца толкает его на союз с Клавдией в деле отмщения. Клавдий провоцирует поединок на шпагах двух молодых людей, клинок Лаэрта намеренно отравлен. Не останавливаясь на этом, Клавдий отравляет и вино, чтоб опоить Гамлета в случае победы. Во время поединка Гамлет ранен отравленным клинком, но находит взаимопонимание с Лаэртом. Поединок продолжается, в ходе которого противники меняются шпагами, теперь отравленной шпагой ранен и Лаэрт. Напряжения поединка не выдерживает мать Гамлета королева Гертруда и выпивает отравленное вино за победу сына. Убит и Клавдий, в живых остаётся лишь единственный верный друг Гамлета Гораций. В столицу Дании вступают войска норвежского принца, который и занимает датский престол.
Критика
Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов», «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».
В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « <…> это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.
С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».
Психолог Л.С
Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет — мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях»
А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».
История создания
Знаменитый английский автор был не первым, кто написал историю Гамлета. До него существовала «Испанская трагедия», написанная Томасом Кидом. Исследователи и литературоведы предполагают, что Шекспир позаимствовал сюжет у него. Однако сам Томас Кид, вероятно, обращался к более ранним источникам. Скорее всего, это были новеллы раннего средневековья.
Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын под именем Амлет (англ. Amlet) и жена Герута. У правителя был брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить. Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.