Введение
Рассказ «Ангелочек» является одним из наиболее известных произведений русского писателя Леонида Андреева. Он был написан в начале XX века и описывает историю маленькой девочки, которая живет в трущобах и верит в существование ангела-хранителя. Рассказ считается символистским произведением, в котором много метафор и смысловых нагрузок.
В данной работе мы попытаемся разобраться в истинном значении рассказа «Ангелочек»
Мы проанализируем лексический и семантический состав произведения, рассмотрим его основные символы и обратим внимание на контекст, в котором они используются. Надеемся, что наш анализ поможет вам лучше понять и оценить этот замечательный текст
Начало творчества
После сдачи государственных экзаменов Леонид Андреев нашел место помощника адвоката. Ему предстояло писать скучные судебные отчеты. Но даже это он делал не так, как его коллеги. Его заметки и отчеты отличались живым литературным языком. Именно тогда и начал свой путь в литературе Леонид Андреев.
Произведения его сперва печатались в журнале «Курьер». Затем он начинает писать для «Московского вестника». Леонид Андреев, жизнь которого протекала с юных лет весьма бурно, находился в постоянном поиске себя. Его мировоззрение менялось, что можно заметить, сравнив ранние и поздние сочинения. Но тема христианства и всепрощения интересовала его всегда.
Из юриспруденции в литературу
В то время, когда первые рассказы Андреева читали москвичи, он все еще трудился в адвокатской конторе. Последний раз в качестве защитника он выступил в 1900 году. Вскоре он принял окончательное решение заняться литературным творчеством. Его последнее выступление одобрили коллеги-юристы. Несмотря на это, Андреев навсегда оставил адвокатскую деятельность.
Писателю, как известно, нужны не только читатели, но и критики. Освободив себя от нелюбимой работы, Андреев стал регулярно посещать литературные вечера. Он познакомился с Буниным, Куприным и другими прозаиками. Более опытные литераторы давали советы, иногда весьма строго критиковали. Все это было необходимо молодому прозаику. Он полностью окунулся в мир литературы. И уже в 1901 году был издан первый сборник его рассказов.
Студенческие годы
После окончания гимназии Андреев поступил на юридический факультет. Но обучение пришлось прервать. Неразделенная любовь подтолкнула будущего беллетриста к попытке самоубийства. Оправившись после душевных переживаний и недуга, он снова поступил в университет. На этот раз в московский.
Леонид Андреев в студенческие годы, в отличие от большинства своих сверстников, политикой мало интересовался. В участии в запрещенных организациях замечен не был. Но много времени проводил за чтением Ницше. Так много, что смерть немецкого философа в 1900 году стала для него едва ли не личной трагедией.
Однажды во время каникул, пребывая в Орле, Андреев познакомился с девушкой. Завязался роман, который, как и предыдущий, закончился предательством возлюбленной. И молодой человек снова попытался покончить с жизнью. На этот раз попытка чуть не увенчалась успехом. Этот случай имел негативные последствия. Андреев до конца своих дней страдал от хронического заболевания сердца, приобретенного после попытки суицида.
Смысл рассказа
Смысл «Ангелочка» заключается в восковой фигурке ангела, которая является в каком-то смысле центром повествования
Она привлекает внимание Сашки, забитого, грубого, невоспитанного и хамоватого ребенка, не видевшего в своей жизни ничего хорошего, на Рождестве в гостях у Свечниковых, и мальчик не может справиться с желанием забрать ее себе. При этом он не ворует игрушку, не берет без спроса, а выпрашивает ее, так же, как и один из его бывших одноклассников в гимназии выпрашивал себе тройку у педагога
Чувствуя, что он не может справиться с желанием оставить этого ангелочка себе, он встает на колени, чтобы получить разрешение на это. И это разрешение он получает.
Принесенная домой и повешенная на камин фигурка заставляют и отца, и сына задуматься о своем и вспомнить доброе и светлое, что старший потерял, а младший отвергал. Но это наваждение заканчивается утром: восковой Ангелочек тает от тепла.
Основной мыслью рассказа является то, что в каждой жизненной истории, самой темной и мрачной, есть проблески света и тепла, которые нужно научиться замечать и наслаждаться ими. И ради этих моментов стоит не терять надежду и продолжать жить. И, кроме того, в «Ангелочке» прослеживается мысль о том, что даже в самых трудных жизненных ситуациях необходимо оставаться человеком, уважать окружающих и поддерживать их, насколько это возможно.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Сашка – мальчик, подросток, 13 лет.Перед Рождеством исключен из гимназии за неуспеваемость и плохое поведение. Груб, дерзок, невоспитан. Мать не занимается им, отец тяжело болен. «И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни».
- Иван Саввич – отец Сашки.Болен чахоткой. Почти не встает, не работает. Раньше был пьяницей, теперь терпит пьющую жену и не может противостоять ей. Слабый, морально опустившийся человек. «Он лежал за перегородкой, молчаливый, съежившийся от постоянного озноба, и думал о несправедливости и ужасе человеческой жизни».
Время и место действия рассказа «Ангелочек» — Россия, конец XIX века, безымянный город.
Направление, жанр
Рассказы Леонида Андреева характеризуются двумя манерами подачи сюжета: первая — реалистическая, где излагается трагическая история с сочувствием к «лишнему человеку», вторая — символическая, где поднимаются злободневные философские проблемы. «Ангелочек» — одновременно реалистическое и символическое произведение.
Произведение «Ангелочек» Леонида Андреева по жанру относится к рождественским рассказам. Рождественский рассказ — это особого вида произведение о чуде, которое совершается с людьми в Сочельник. Сочельник — это день накануне Рождества, в этот день у православных христиан заканчивается рождественский пост, они настроены на благие поступки и смирение. Классический финал рождественского рассказа счастливый, герои, попавшие в трудную ситуацию, находят из неё выход, с ними происходит чудо перерождения, добро обязательно побеждает зло, герой получает чудесный необычный подарок. Русский рождественский рассказ ещё называют «святочным». Русский писатель Николай Семёнович Лесков говорил, что от святочного рассказа ждут чего-то необычного:
При этом Андреевский «Ангелочек» отличается от традиционных рождественских рассказов: отсутствует счастливый финал, рождественское чудо, подаренное герою за жизненные испытания. Этим «Ангелочек» перекликается с произведением Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Все герои «Ангелочка» реалистичны, отсутствует фантастическое начало и вмешательство потусторонних или высших сил. С жанром рождественских рассказов произведение объединяет время списываемых событий — Рождество, противопоставление мира бедных и мира богатых, образы детей и «маленького человека» символичны, они одиноки, оставлены Богом.
Кроме этого, в «Ангелочке» ярко представлены основные черты андреевской прозы: отсутствие развёрнутых изображений социальной действительности, лаконичность повествования, активное авторское повествование, его стремление поднять настроение над бытом, «одеть» настроение в символические образы.
Главные герои
Сюжет рассказа строится вокруг тринадцатилетнего мальчика Сашки, ребенка с тяжелой судьбой и несладким характером. В его семье все далеко не так гладко, как хотелось бы: его отец и мать постоянно конфликтуют и не любят друг друга. Друзей у него нет, его отношения с родителями далеки от идеальных. Живет он в бедности и не может оправдать надежды родителей даже в учебе: почти сразу после зачисления в гимназию. Он не ладит со сверстниками, ведет себя грубо и по-хамски, и видит жизнь исключительно мрачной. Вместе с тем в его сердце остается место светлому и чистому, однако он настолько не привык к таким эмоциям и чувствам, что не может их понять.
Еще два действующих лица рассказа – мать и отец Сашки. Отец, в прошлом учитель, был влюблен в одну из своих учениц, девушку из хорошей семьи, однако этим отношениям было не суждено закончиться счастливо. Дочь квартирной хозяйки молодого учителя забеременела от него, и он был вынужден жениться на ней. Этот брак был абсолютно несчастливым: молодые почти ненавидели друг друга. Учитель начал спиваться, а потом и заболел чахоткой, и к моменту повествования спал за перегородкой, которую поставила ему жена. Жену он называл не иначе, как «ведьмой». Она же плохо относилась к образованию и не любила тех, кто умнее и начитаннее ее, поэтому к сыну и мужу относилась со злостью и пренебрежением.
Действующими лицами является также та самая семья, в которой преподавал когда-то отец Сашки. И, хотя повествование ведется о праздновании Рождества в этой семье, ее ленов можно назвать всего лишь второстепенными персонажами, необходимыми для раскрытия характера основного персонажа и жизненной истории всей семьи Сашки через взаимодействие с теми, кто в этой истории занимает не последнее место. Так, глава этой более богатой семьи в свое время устроил Сашку в гимназию, а теперь, на празднике, его просят устроить ребенка хотя бы в ремесленное училище, но поведение мальчика оскорбляет мужчину, и тот не дает прямого согласия.
Сюжет
Сюжет произведения, на первый взгляд незамысловатый, можно описать несколькими предложениями. Тринадцатилетний Сашка, которого в гимназии называют «волчонок», дома мать зовёт «щенком», мальчишка, уставший от жизни, мстящий ей драками и отвратительным поведением, живущий в семье, где нет любви и уважения, приглашён в богатый «хороший» дом на Рождество. Здесь, в большой зале с ярко украшенной ёлкой, он чувствует себя не совсем уютно, поэтому вначале обижает самого маленького из Свечниковых — Колю, затем сидит угрюмо в углу, пока его взгляд не падает на ёлочную игрушку, отличающуюся от всех остальных, — воскового ангелочка. Сашка идёт на унижения, становится на колени, выпрашивая это чудо себе. Получив игрушку, мальчишка бежит домой к отцу, чтобы поделиться с ним радостью приобретения. И отец, и сын, любуясь ангелочком, как бы погружаются в мир, отличный от реального. Они счастливы. Но или по недоразумению, или по незнанию ангелочка они оставляют на ночь возле горячей печки — и он, конечно же, растаял, как воск тает на огне. Андреев не показывает читателю пробуждение героев, когда они вместо игрушки, принёсшей им счастье, увидят восковое пятно.
Истинное значение произведения
Рассказ «Ангелочек» Андреева — это произведение символизма, которое имеет несколько уровней толкования. Это история о душе человека, о его желаниях и мечтах, о том, что борьба за свои идеалы может привести к потере невинности и чистоты.
Главный герой рассказа — мальчик-вундеркинд, который хотел стать ангелом. Он испытывает сильное стремление к совершенству, к духовной высоте, к общению с Богом. Но его стремления не находят отклика в окружающем мире, где царят пошлость, жестокость и безразличие. Мальчик пытается уйти от этих проблем в мир своих фантазий, но реальность не даёт ему этого сделать.
Таким образом, «Ангелочек» Андреева — это не только история о душе мальчика, но и о жизни в целом, о том, как красота и благородство способны встретиться с грубостью и злобой людей. Она показывает, что жизнь может быть непредсказуемой и жестокой, но в то же время, она может преподнести истинную любовь и жертвенность.
Разгадывание смысла
Рассказ «Ангелочек» Андреева является ярким примером произведения, в котором скрыт глубокий символизм. Он заставляет читателя задуматься над смыслом произведения, расшифровать его символику и погрузиться в мир философии и метафизики.
Символизм – это когда автор использует образы и символы, которые имеют глубокий смысл и несут в себе более чем одно значение. Эти символы помогают читателю понять истинный смысл произведения, скрытый под поверхностным сюжетом. В рассказе Андреева символизм проявляется в образе ангелочка – знаке чистоты, детской невинности и святости.
Чтобы разгадать смысл этого произведения, необходимо вникнуть в символику ангелочка, его поведение и роль в тексте. Андреев создает образ ангелочка, чтобы показать своим читателям, что святость не существует без греха и порока. Он говорит о том, что человеческая сущность содержит в себе как светлые, так и темные стороны и необходимо принимать себя в целом.
- Таким образом, сообщение Андреева заключается в том, что нельзя скрывать свои недостатки, отрицать их существование и выдавать себя за полностью безупречное существо. Настоящая святость лишь проявляется в способности примирить свет и тьму в себе.
- Поэтому, понимая глубокий символизм рассказа «Ангелочек», мы можем прийти к пониманию, что всякая невинность и чистота имеют свои темные моменты, которые скрыты глубоко внутри нашей души.
Последние годы
Революцию Леонид Андреев не принял. Более того, он испытывал крайнюю неприязнь к большевистской власти. Последние годы писатель провел в Финляндии. Книги, написанные в эмиграции, пронизаны особым пессимизмом. Среди них — «Дневник Сатаны», история о Дьяволе, который, оказавшись среди смертных, был поражен и угнетен коварностью обычных людей.
Леонид Андреев, книги которого были временно забыты, сегодня снова вызывает интерес и литературоведов, и читателей. Его называют ярким представителем Серебряного века русской литературы. В 1956 году на малой родине писателя был создан музей, посвященный его творчеству.
Писатель Леонид Андреев скончался в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа. Похоронен в небольшом финском городке.
«Записки неизвестного»
Произведения, который на позднем этапе своего творчества создал Леонид Андреев:
- «Иуда Искариот».
- «Дневник Сатаны».
- «Сашка Жегулев».
- «Он. Записки неизвестного»
Что-то мрачное и непонятное присутствует на страницах произведений Леонида Андреева. Неясным пессимизмом наполнен рассказ «Он», изданный в 1913 году. Неясным, потому как только в концовке читатель начинает понимать, что герой Андреева болен, и большая часть из того, что он описывает, мерещится ему.
Герой этого произведения — бедный студент. Он получает выгодное предложение о работе. И тут же отправляется за границу. Там он должен приступить к обязанностям учителя. Его воспитанники — дети странные. Они играют словно по принуждению, смеются как по команде. Они словно взрослые, играющие роль детей. Но главной странностью дома, в котором оказывается бедный студент, является человек, все чаще заглядывающий в окно.
Повествование в «Записках неизвестного» ведется от первого лица. Автор показывает таким образом внутреннее состояние человека, который постепенно лишается рассудка. Человек в окне смотрит на героя все чаще. Дети становятся в его глазах все невыносимее. В заключении этого произведения учитель умирает. Что послужило причиной его безумия, остается загадкой.
Композиция
Композиционно рассказ разделён на три части, в которых есть свои композиционные элементы. В первой части выделяются экспозиция и завязка действия. Рассказ «Ангелочек» начинается с экспозиции, где автор знакомит читателя с Сашкой, его семьёй, рассказывает о том, что мальчик был исключён из гимназии за неподобающее поведение. В завязке действия читатель узнаёт о семье Свечниковых и о том, что несмотря на плохое поведение, Санька приглашён к ним в гости на праздник:
Во второй части происходит развитие действия: Сашка в доме Свечниковых на празднике. Пространство дома, красиво украшенная ёлка, приглашённые и хозяйские ребята, отличающиеся от «волчонка» Саньки.
Кульминацией становится эпизод, когда Сашка на ёлке среди игрушек видит ангелочка, заворожившего его:
В третьей части рассказа читатель опять попадает в дом Сашки, где он и отец любуются ангелочком, который становится для них символом чего-то светлого и счастливого. Отец, уже отживший свой век, представлял мир, в котором нет брани, боли, ненависти. Санька, начинающий жить, мечтал о добре, витающем над всем миром. Развязка произведения повествует о том, что повешенный на ниточке и прикреплённый к отдушине печки восковой ангелочек растаял. А на дворе уже начинался новый день.
Первая и третья части рассказа противопоставлены второй, в них рассказывается о жизни бедных людей, Сашки и его семьи, краски мрачные, хотя в третьей части много света, исходящего от ангелочка, читателя не покидает предчувствие несчастья, горящая печка, не вызвавшая вопросов у Саньки и отца, настораживает внимательного читателя. Вторая часть — это мир богатого дома, здесь всё светло и ярко, красиво и празднично. Повествование идёт одновременно с двух сторон: с точки зрения Сашки и с точки зрения всезнающего автора, который объясняет поведение и точку зрения героя, его внутреннее состояние и поступки.
«Ангелочек»
Леонид Андреев, анализ творчества которого подтверждает его оригинальное мышление, а также влияние таких философов, как Ницше и Шопенгауэр, вошел в литературу благодаря произведениям, в которых непоследнюю роль играет так называемый образ маленького человека, созданный еще Пушкиным. Рассказ «Ангелочек» повествует о мальчике из бедной семьи. О маленьком человеке, которому суждено было слишком рано повзрослеть.
Отец Сашки — главного героя рассказа — сильно выпивает. Мать не уступает в этом своему супругу. Сашка предоставлен самому себе, а потому ведет себя как взрослый человек. Этот мальчик напоминает озлобленного волчонка. Он не привык к нежности и вниманию. Мать груба. Отец — безвольный человек. У посторонних людей Сашка тем более не вызывает симпатии.
Однажды его приглашают на рождественский детский праздник, где он видит на елке чудную игрушку — восковую фигурку в форме ангелочка. В душе Сашки происходит какое-то приятное волнение. Он чувствует, что этот ангелочек ему нужен.
Чувства мальчика, который лишен заботы родителей и вызывает раздражение учителей, напоминают переживания Гераськи из другого произведения Андреева. Житель Пушкарной улицы во время пасхального обеда начинает вдруг плакать. Отчего же он стал вдруг таким чувствительным? Дело в том, что жена Бергамота назвала его по имени и отчеству. За долгую многострадальную жизнь подобным образом к нему никто не обращался. Также и Сашка, увидев чудесную игрушку, неожиданно смягчается, перестает грубить. Его душа словно оттаивает. Сашка приносит ангелочка домой, и, вместе с отцом, еще долго рассматривает рождественскую игрушку.
Но Андреев не был бы самим собой, если бы завершил этот рассказ на светлой, оптимистичной ноте. Сашка засыпает и ночью восковый ангелочек тает. Автор этим словно дает понять, что несчастный маленький человек навсегда останется таковым. Просветление в его жизни — временное явление.
Л.Н. АНДРЕЕВ «Ангелочек». Анализ произведения
Герой рассказа Л. Андреева «Ангелочек» — человек с непокорной душой. Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка делает это теми способами, которые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, рвет учебники. Всеми силами он пытается привлечь к себе внимание и заставить с собой считаться.
На фоне описания жизни Сашки Андреев показывает сложные отношения в семье его родителей. Супруги, вместо того чтобы поддерживать друг друга, вымещают друг на друге досаду. Женившись на Феоктисте Петровне, Иван Савич стал пить и опустился. А ведь когда-то он учительствовал, его ценили и уважали. Об этом свидетельствует тот факт, что богачи Свечниковы продолжают поддерживать его деньгами, хотя он у них больше не работает.
Попытка Сашки обрести свободу привела к тому, что его выгнали из гимназии. И вдруг судьба неожиданно послала ему подарок: его пригласили в богатый дом на елку.
Даже на празднике герой держит себя высокомерно. В душе его царит озлобление. «Сашка был угрюм и печален — что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и скопившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки», — пишет Л. Андреев. И вдруг Сашка видит на этой ненавистной елке то, без чего его жизнь была пуста, — воскового ангелочка. Автор не скупится на художественные детали при описании воскового ангелочка, подчеркивая его розовые ручки, стрекозиные крылышки. Однако при всей этой детализации неуловимым остается выражение лица у ангелочка. Это не радость и не печаль, а какое-то иное чувство, для обозначения которого автор долго не находит названия. Сашка, увидев ангелочка, шепчет лишь одно слово: «Милый». Герой просит дать ему ангелочка, а когда ему пытаются отказать, падает на колени, забывая свою гордыню, и выпрашивает себе игрушку. Получив ее, герой буквально преображается
В его движениях появляется мягкость и осторожность. Ангелочек олицетворяет в произведении тот чудный мир, где нет брани, грязи и эгоизма, а на душе чисто, радостно и светло: «К запаху воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось погибшему человеку, как прикасались к ангелочку… дорогие пальцы, которые он хотел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста навсегда»
Это чувство — любовь, счастье и желание жить. В финале произведения Сашка засыпает счастливым, в то время как ангелочек, повешенный у печки начинает таять и превращается в конце концов в бесформенный сли гок. 28
«Ангелочек» посвящен Александре Михайловне Велигор- ской, ставшей женой писателя. Произведение имеет автобиографическую основу: в детстве у писателя однажды растаял такой ангелочек. Подчеркивая зыбкость образа воскового ангелочка, Андреев тем самым показывает, насколько призрачно счастье униженных и обездоленных в этом мире. Да, наверное, не только социальный план восприятия действительности важен в этой связи, но и общечеловеческий: каждый из нас нуждается в любви, ведь только тогда к нему приходит ощущение счастья. Но каждый из нас должен понимать, какое это хрупкое и мимолетное ощущение. Образ игрушечного ангелочка соотносится также с образом ангела-хранителя.
А. Блок, высоко оценивший произведение Л. Андреева, в 1909 году написал стихотворение «Сусальный ангел» по мотивам этого рассказа: «На разукрашенную елку И на играющих детей Сусальный ангел смотрит в щелку Закрытых наглухо дверей/ А няня топит печку в детской, Огонь трещит, горит светло… Но ангел тает. Он — немецкий. Ему не больно и тепло».
Похожие материалы:
- А.В. ВАМПИЛОВ «Прошлым летом в Чулимске». Анализ произведения — —
- А.В. ВАМПИЛОВ «Старший сын». Анализ произведения — —
- А.В. ВАМПИЛОВ «Утиная охота». Анализ произведения — —
- В.В. МАЯКОВСКИЙ «Баня». Анализ произведения — —
- В.В. МАЯКОВСКИЙ «Клоп». Анализ произведения — —
- МАКСИМ ГОРЬКИЙ «На дне». Анализ произведения — —
- И.А. БРОДСКИЙ «На столетие Анны Ахматовой». Анализ стихотворения — —
- И.А. БРОДСКИЙ «Рождественская звезда». Анализ произведения — —
- Б.А. АХМАДУЛИНА «Не добела раскалена». Анализ стихотворения — —
- < Назад
- Вперёд >
«Иуда Искариот»
Эту повесть Андреев написал всего за две недели. Максим Горький, прочитав произведение, сказал, что оно понятно будет не каждому и вызовет большой шум. Так и произошло.
Иуда у Андреева — герой, безусловно, крайне отрицательный. Но вместе с тем, очень несчастный. Апостолы же в повести русского писателя — обычные люди, которым не чужд такой порок, как трусость. Такая трактовка не могла не вызвать споров и недовольства со стороны глубоко верующих людей. Тем не менее книга была переведена на французский, немецкий, английский языки, и несколько раз экранизирована западными и российскими кинематографистами.
Следует также перечислить и другие произведения, созданные писателем на разных этапах творчества.
- «В тумане».
- «Признаки».
- «Марсельеза».
- «Сын человеческий».
- «Мои записки».
- «Красный смех».
- «Рассказ о семи повешенных».
- «Иго войны».
Сочинение по произведению Ангелочек
Главным героем романа «Ангелочек» является мальчик Саша. Ему 13 лет, он живет с родителями. Его семью сейчас назвали бы неблагополучной. Отец долгое время пил, но потом у него началась чахотка. Тогда начала пьянствовать мать. В родном доме подросток видел лишь злобу, оскорбления, ненависть.
И Сашка вырос под стать всей окружающей его обстановке. Он озлоблен на весь мир, бьет своих товарищей по гимназии, рвет книги, грубит учителям. В его жизни нет ничего доброго, светлого, и в самом начале рассказа автор говорит о том, что парень не дорожит своей жизнью.
Перед Рождеством Сашку исключили из гимназии. Теперь у него было больше свободного времени и меньше обязанностей. Такая жизнь парня устраивала, вот только его часто мучил голод, ведь мать перестала кормить его. Спасал ситуацию отец, единственный человек, с которым Сашку связывали какие-то более-менее теплые отношения. Он частенько прятал для своего непокорного сына хлеб и картошку.
Конечно, в жизни Сашки не было никаких праздников. Однако неожиданно он получил приглашение на елку в богатый дом Свечниковых. Эти люди много лет помогали семье мальчика, устроили его в гимназию. Сначала он решил отказаться от приглашения, но в конце концов родители убедили его сходить на праздник.
Сначала Сашка и в гостях вел себя грубо и заносчиво. Его раздражали нарядные, чистые дети, блестящая елка со свечами. Хотелось опрокинуть елку прямо на головы этим хорошим девочкам и мальчикам, чтобы им тоже стало так же плохо, как и самому Сашке. И вдруг мальчик увидел на елке воскового ангелочка, который поразил его своей красотой, нежностью и каким-то невыразимым чувством. Это чувство наполнило сердце Сашки, и из него ушли и грубость, и дерзость, и желание обижать других. Мальчик умоляет хозяев отдать ему ангелочка, на что те соглашаются.
Дома герой показывает ангелочка отцу. Они сидят вдвоем и переживают прекрасные минуты. Вся прежняя жизнь с ее грязью и грубостью исчезла. Отец вспоминает, как он жил раньше, вспоминает свою юношескую любовь. А Сашке и вспомнить нечего, его мечты туманны, но прекрасны. Маленькая фигурка принесла свет в души и сердца этих людей.
Однако счастье оказалось недолговечным. Подвешенный рядом с печкой ангелочек расплавился и превратился в кусочек воска. Но Сашка и его отец не видят этого, они заснули счастливыми. И этот момент счастья навсегда останется с мальчиком, ведь он впервые в жизни почувствовал что-то доброе и светлое.
«Бездна»
Второе издание сборника Андреев дополнил рассказами, в который чувствовалось влиянием Ницше. Герои его оказываются в ситуации, которая меняет их сознание. В них как будто просыпается другой человек, — страшный, идущий на поводу у своих звериных инстинктов.
Рассказы «Бездна», «Набат», «Стена», изданные в 1902 году, подтвердили, что Андреев как писатель полностью сформировался. Произведения вызвали споры, дискуссии. В них автор сказал о том, о чем не только следует молчать, но и думать не желательно.
В «Бездне» идет речь о страшном событии, которое произошло с молодыми людьми. Гимназистка и студент прогуливаются вечером. Их беседа касается лишь возвышенных тем. Мысли, казалось бы, тоже предельно чисты. Но на пути им встречаются отбросы общества. Эти люди разрушают атмосферу чистоты и романтики. И став жертвой их нападения, студент, не так давно читавший стихи и рассуждавший о науке и искусстве, вдруг превращается в существо, для которого инстинкты превыше всего.
«Бергамот и Гераська»
Этот рассказ был опубликован в 1898 году по заказу «Курьера». Произведение вышло в пасхальном номере. Рассказ повествует о двух очень разных людях. Один из них — постовой, исполнительный, но глуповатый человек. Другой — Гераська — существо загадочное. Никто точно не знает, где и на что он живет. Мало кто из жителей Пушкарной улицы, где тот обитает, видел его когда-либо трезвым. К тому же Гераська подворовывает. А потому часто ходит битый.
Действие рассказа происходит на Пасху. Бергамот находится на посту. Мечтает о том, когда же окончится рабочий день и он отправится домой, где ждут его любимая жена и маленький сын. Но праздник оскверняет внезапно возникший Гераська: грязный, пьяный, ничтожный, похабно ругающийся. Бергамоту следовало бы отвести его в участок. Но в светлый день Пасхи в его душе что-то происходит. Вместо того чтобы отправить этого несчастного за решетку, постовой отводит его к себе домой, сажает за праздничный стол.
Это рассказ можно назвать литературным дебютом Андреева. Именно после публикации этого произведения на него обратил Максим Горький. А спустя несколько месяцев автор «Песни о Буревестнике» попросил молодого писателя выслать старшему редактору одного из самых популярных в то время литературных журналов «хороший рассказ». Так в свет вышел «Петька на даче».
«Жизнь Василия Фивейского»
В начале творческого пути критический анализ современного социального мира для Андреева стоял на первом месте. Но позже стал заметен скептицизм. Писатель увлекся модным в ту пору спиритизмом. Читая его произведения, создается впечатление, что его мучили постоянные сомнения в вере.
В повести жизнь «Василия Фивейского» он изобразил судьбу праведного человека. Герой этого произведения безропотно выполняет свой долг. Василий Фивейский — священник. Но его проповеди прихожане слушать не хотят. Трагедии одна за другой разрушают мир в его доме. Погибает сын, спивается жена, затем на свет появляется больной ребенок. И Василий, будучи священнослужителем, начинает вдруг задумываться о том, видит ли его Бог, слышит ли он его молитвы.
Юность
На становление Андреева как писателя существенное влияние оказали сочинения Шопенгауэра. «Мир как воля и представление» долгие годы была для него настольной книгой. Будущему прозаику едва исполнилось семнадцать, когда в своем дневнике он сделал запись, в которой словно обещал себе однажды, благодаря своему писательскому творчеству, разрушить установившиеся каноны, и даже саму мораль. Он как будто видел себя уже в будущем — скандально известным писателем, автором «Бездны». Ведь довольно противоречивые чувства у современников вызывал Леонид Андреев. Рассказы его, впрочем, были еще не созданы в тот день, когда в дневнике появилась легендарная запись, цитаты из которой так часто приводят биографы беллетриста.
Андреев Леонид Николаевич, биография которого включает несколько попыток суицида, длительные алкогольные запои, не был способен вести спокойную размеренную жизнь. В юности он страдал от постоянных любовных увлечений. Уже тогда его чудовищно влекли две силы: любовь и смерть.
В советские годы был забыт Леонид Андреев. Биография этого писателя не интересовала литературоведов, потому как творчество его никак не вписывалось установленные цензорами рамки. Сегодня книги его снова интересуют читателей. Но и теперь они вызывают противоречивые споры. Достаточно лишь вспомнить одну из повестей, которые написал Леонид Андреев. «Иуда Искариот» — история о самом страшном негодяе в истории христианства — предоставлена столь неожиданно, что, при всем таланте автора, не может вызвать исключительно положительные отзывы.
Детство
Леонид Андреев, рассказы которого пронизаны глубокой философичностью, родился в Орле на улице Пушкарной — той самой, на которой обитали его персонажи Гераська и Бергамот. В тот год, когда на свет появился будущий писатель, в семье землемера-таксатора, наконец, воцарилась некоторая финансовая стабильность.
Николай Иванович Андреев — отец прозаика — отличался твердым и решительным характером. Его уважали все в округе за необыкновенное чувство справедливости, которой он был верен, даже пребывая в пьяном угаре. Николай Иванович, как и его сын впоследствии, имел тягу к алкоголю.
Любовь к творчеству Леонид Андреев наследовал от матери. Анастасия Николаевна хотя и была женщиной малограмотной, но умела сочинять необыкновенные рассказы и истории, чем немало радовала своего отпрыска.
Будучи гимназистом, Леонид демонстрировал необыкновенный дар слова. Он нередко писал школьные сочинения за своих друзей. Ему замечательно удавалось воссоздавать стиль великих писателей. Но настоящей его страстью было рисование. Леонид Андреев, быть может, стал бы выдающимся художником. Но учиться живописи в Орле в то время было негде. Писатель на протяжении всей своей жизни время от времени возвращался к своему увлечению.
К сочинительству Андреева подтолкнуло чтение. Серьезное отношение к книге в нем выработалось, когда он был еще отроком. Его жизнь составляли драки с соседскими мальчишками-пушкарями, рисование, произведения Жюля Верна, Чарльза Диккенса и Майн Рида. Все эти знания и впечатления в конечном счете вылились на бумагу. Родились такие персонажи, как Сашка из произведения «Ангелочек», Гераська и Бергамот.
Сочинение: Ангелочек
Сашка — герой «рождественского рассказа» Андреева — обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери… Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на елку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки — Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, — просит что-нибудь принести с елки.
Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», писал о Сашке: «Его просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, — просто, мирно и скверно». «Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».
И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху».
Изумленный Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил…».
Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с елки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка».
Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.
Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа — стихотворение «Сусальный ангел».