Краткое содержание повести Тургенева «Ася»
Структура повести простая, повествование ведется последовательно от лица довольно зрелого мужчины, ударившегося в юношеские воспоминания.
Анализ смысла произведения Тургенева «Ася» был бы неполным без характеристики персонажей повести.
Действующие лица
Главные герои:
- Н.Н. – молодой мужчина, предпочитающий спокойный образ жизни, но не лишенный мечтательности. Финансовое состояние юноши позволяет много путешествовать.
- Анна Гагина (Ася) – юная, наивная девушка. Обладает веселым, жизнерадостным характером. Внебрачная дочь помещика и служанки. После смерти родителей воспитанием девушки занимался сводный брат по отцу, давший сестре прекрасное образование.
- Гагин – брат Аси – умный, добрый, отзывчивый юноша, увлекается живописью. Любит сестру, готов ради нее жертвовать своими интересами.
Первые главы рассказывают о знакомстве Н.Н. с Гагиным и его сестрой Асей. Произошло это в немецком городе З. Маленький, тихий городок как нельзя лучше подходил для Н.Н., разочаровавшегося в первой любви и искавшего уединения.
Честный, правдивый Гагин сразу понравился рассказчику, а юная Ася произвела на юношу неизгладимое впечатление. Однажды Н.Н. случайно услышал часть разговора Гагина с Асей, где девушка признавалась в любви. Герой сильно расстроился, решив, что молодые люди обманывали его. Но на следующий день Гагин развеял его сомнения, рассказав историю своей семьи.
Любовь нечаянно нагрянет
Н.Н. начинает осознавать, что Ася нравится ему. Рядом с девушкой он чувствует себя легко, непринужденно, а после встреч с ней возвращается домой окрыленным. Герой задумывается о том, не любовь ли это. И тут получает записку от Аси с просьбой встретиться у каменной часовни.
Не успел юноша прочитать записку, как пришел Гагин с сообщением о том, что сестра влюбилась в Н.Н. Девушка поведала обо всем брату, прося увезти ее из города. Гагин решил переговорить с Н.Н., будучи уверенным в том, что происхождение сестры станет препятствием для женитьбы. Герой просит дать время для обдумывания.
Девушка внезапно меняет место свидания. Она ждет Н.Н. в доме, сидя у окна. Войдя в комнату, герой обвиняет героиню в том, что она все рассказала брату. Девушка в слезах убегает.
Через время герой узнает об исчезновении Аси. Вместе с братом они ищут девушку. Наконец брат сообщает герою, что нашел сестру, с ней все в порядке.
Успокоенный юноша решает сделать Асе предложение, но откладывает беседу на утро. Но утром он узнает, что Гагины уехали, а девушка оставила прощальную записку.
Юноша предпринимает несколько попыток найти возлюбленную, но все они оканчиваются неудачей.
Завершает рассказ Н.Н. признанием, что больше никогда и ни к кому не испытывал таких чувств, как к Асе.
Особенности повествования
Как уже отмечалось, повествование ведется от первого лица, однако герой не просто рассказывает, не просто вспоминает события своей молодости. Он оценивает, судит участников истории и, прежде всего, себя самого, рассматривает свои поступки сквозь призму жизненного и духовного опыта.
Уже в начале произведения автор акцентирует внимание на том, что речь пойдет о далеком прошлом, возникает щемящая нота, которая настраивает реципиента на грустную волну, на ожидание печального финала. Сама история начинается со слов:. Уже в начале произведения Тургенев акцентирует внимание читателя на том, что главный герой путешествует без определенной цели, находится в состоянии «свободного парения в пространстве»
В этом состоянии свободного парения и влюбленности в некоторую коварную вдову герой входит в повесть. Завязка сюжета начинается с традиционного для русской литературы «вдруг»:
Уже в начале произведения Тургенев акцентирует внимание читателя на том, что главный герой путешествует без определенной цели, находится в состоянии «свободного парения в пространстве». В этом состоянии свободного парения и влюбленности в некоторую коварную вдову герой входит в повесть
Завязка сюжета начинается с традиционного для русской литературы «вдруг»:
На это «вдруг» отреагировал герой также традиционно:
Герой отправляется на другой берег Рейна и на встречу с собственной судьбой – знакомством с соотечественниками.
Портреты Гагиных, созданные Тургеневым, отражают симпатию, которой проникся главный герой при первой встрече
Важно добавить, что портреты брата и сестры представлены в оценке главного героя, соответственно, через описание внешности Гагиных раскрывается образ главного героя, поскольку доброта, искренность, приветливость, как правило, притягивают лишь того, кто способен разглядеть и распознать эти качества в других
Встречная симпатия Гагиных, их заинтересованность в продолжении общения, знакомства, исповедальная искренность героев – все это привлекает главного героя. Более того, в результате особенностей вербализации Тургенев создает ярко выраженные позитивные образы: все герои повести представлены высокообразованными, интеллигентными, проникнутыми благороднейшим образом мыслей. Казалось бы, как могут люди, столь похожие, столь благородные не остаться вместе.
Замечание 2
Однако в русской классической литературе, начиная с пушкинских времен, над героями тяготеет роковое «но». Тяготеет оно и над героями тургеневской повести.
Уже в первый вечер после знакомства с Асей в душе героя происходит слом, для него все преображается: и маленький уютный городок становится лишь частью необъятного пространства, и музыка кажется «слаще и нежнее», в его душе затеплились «беспредметные и бесконечные ожидания», он ощущает непонятное счастье:
- Тургенев отображает, что спорное социальное положение Аси становится для нее серьезной проблемой, психологической драмой, которая вынуждает Гагина увезти ее из России.
- Ася тяжело переживает свое «ложное положение», она хочет быть не «хуже других барышень», стремится к невозможному.
- Узнав о своем происхождении Ася хотела:
Ася тяготится своей странностью, оправдывается перед главным героем.
Осознание собственной влюбленности, переживание первого сильного чувства делает Асю бледной, печальной, озабоченной. Сильное чувство толкает Асю на объяснение с главным героем, однако в ответ она слышит лишь упреки. Обрести счастье взаимной любви ей не суждено.
Причина несчастной любви молодых людей кроется преимущественно в характере главного героя. Несмотря на ощущение счастья, которое охватило его после первой встречи с Гагиными, он продолжает сомневаться в Асе, не способен полностью принять и понять ее. За что и расплачивается в конце своего жизненного пути.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Тургенева повествует о любви как главной ценности человеческой жизни, о чувстве, которое придает человеческой жизни смысл. Само повествование характеризуется определенным философским пессимизмом, тональностью, которая позволяет рассматривать произведение как один из лучших образцов русской литературы.
Чему учит повесть?
На примере главного героя Иван Сергеевич Тургенев показывает, что праздный образ жизни, бесцельное существование не способны сделать человека счастливым. Будучи зрелым человеком, Н. Н. с горечью осознает, что прожил свою молодость совершенно бесцельно, впустую потратив лучшие годы. Судьба подарила ему шанс круто изменить жизнь, однако он не понял, что Ася – это его единственная возможность придать своему существованию смысл. Если бы он это вовремя понял, то был бы счастливым человеком: любил и был любимым, создал крепкую семью, растил детей. Однако его страх ответственности разрушил эту надежду на счастье.
Также Тургенев в своем произведении дает понять, что не стоит бояться своих чувств. Ася полностью отдалась любви, которая переполняла ее изнутри. Для девушки первый опыт оказался не слишком удачным: любовь обожгла ее, но при этом научила многим важным и полезным вещам. Ася раскрыла в себе умную, зрелую женщину с чувством собственного достоинства. Неудачный опыт помог ей лучше понять себя, свои желания, и в будущем не совершать ошибок при выборе суженого. Не стоит бояться искренних душевных порывов: так или иначе они обязательно сослужат добрую службу.
Краткий пересказ
Асе 17 лет, и ее полное имя – Анна Николаевна Гагина. У нее «мальчишеская» стрижка, спускающаяся до плеч, вьющиеся темно-каштановые волосы, черные глаза и длинные ресницы. Ее наряд состоит из широкополой соломенной шляпы, которая закрывает часть лица, а также шарфа и длинного платка. У Аси непредсказуемый темперамент. Она может быть грустной в один момент, а в следующий вдруг стать шумной и веселой, совершая странные поступки, например, поливая цветы у развалин старого замка. Постепенно он начинает понимать, что, скорее всего, Ася все-таки не совсем сестра Гагина.
Через несколько дней главному герою надоело сомневаться, и он вызвал Гагина на откровенный разговор. Выяснилось, что Ася на самом деле не была настоящей сестрой Гагина. Когда ему было двенадцать лет, Гагин уехал из дома, чтобы учиться в интернате в Санкт-Петербурге. Когда это произошло, его отец уже был вдовцом и жил в деревне. После смерти отца выяснилось, что у его родителя был еще один ребенок – Ася, которая родилась от горничной, работавшей в семье Гагина. Пока ей не исполнилось девять лет, Ася жила с матерью в домике и росла в обстановке, далекой от обстановки утонченных дам.
На девятом году жизни Аси скончалась ее мать, и девушка оказалась в доме своего отца-землевладельца. Там ей пытались дать более утонченное воспитание, стараясь превратить ее в женщину высокого общественного положения. Когда ее отец умер, Асе было уже тринадцать лет. У нее не было другой семьи, кроме сводного брата Гагина, которому было двадцать лет, и он стал единственным опекуном своей сестры.
Ася провела четыре года в петербургском интернате, который был выбран Гагиным для того, чтобы она могла получить лучшее воспитание. За это время она столкнулась со многими трудностями, так как учителя пытались улучшить поведение Аси, а также научить ее иностранным языкам, таким как французский и немецкий, и танцевать вальс. Однако, несмотря на все их усилия, свободолюбивая натура Аси оставалась в основном неизменной.
Ася и Гагин отправляются за границу, где сталкиваются с главным героем. Состояние Аси вызывает у героя чувство сострадания к ней. Он предполагает, что ее беспокойство является следствием ее неустойчивого социального положения. Ася испытывает множество неуверенности в себе из-за своего «неподходящего» происхождения, что приводит к тому, что она стесняется своей матери и хочет быть такой же респектабельной, как другие женщины из высшего класса. Это приводит к тому, что Ася ведет себя странно: она напряжена, странно смеется, любит покрасоваться и неадекватно ведет себя на публике.
Ася привыкла высказывать все свои мысли и не умеет лгать, хотя ее робкий характер маскируется наглым поведением. Несмотря на добросердечность, с ней бывает трудно найти общий язык. Кроме того, она умна и проворна, забавна и не любит слишком долго оставаться на одном месте. Ее брат считает Асю капризной и изнеженной личностью, склонной к озорству и общению с людьми более низкого социального положения
С другой стороны, она несет себя с гордостью и никогда не жалуется, демонстрируя острое чувство собственной важности, а также амбиции
У молодой пары развиваются сильные эмоции друг к другу, и однажды Ася присылает главному герою письмо, в котором приглашает его на свидание. У героя происходит напряженный разговор с братом Аси. Он замечает чувства девушки к герою и размышляет о том, собирается ли он жениться на Асе. Главный герой не уверен и не знает, действительно ли он хочет жениться на этой женщине. В заключение они договариваются, что при следующей встрече герой откажет Асе в ее привязанности, чтобы не давать ей ложных надежд.
В следующий раз они встречаются в доме, принадлежащем вдове мэра. Ася выражает свои эмоции по отношению к герою и бросается в его объятия, но внезапно он начинает выдвигать против нее обвинения. Оказывается, его расстроило то, что она призналась брату в своих чувствах к нему, что, по его мнению, не позволит им теперь быть вместе.
Поняв, что ее любовь не была взаимной, Ася ушла, и главному герою и Гагину пришлось искать ее. Тогда главный герой понял, что у него действительно было желание сочетаться браком с Асей, и он испытывал к ней какие-то чувства. К сожалению, было уже слишком поздно. На следующий день он собирался поговорить с Гагиным, чтобы попросить руки Аси, но тут выяснилось, что она уехала из города со своим братом. Он обнаружил, что они уехали в Лондон, но на этом его поиски Аси закончились, так как дальнейшая информация о ее местонахождении неизвестна.
Сообщение
появились сначала на
.
Образ Аси
Ася представляется нам особенной и необычной девушкой. Она много читает, красиво рисует и близко к сердцу принимает происходящее. У нее обостренное чувство справедливости, но что касается характера — она переменчива и даже несколько сумасбродна. Порой ее тянет на безрассудные и отчаянные поступки, что видно из ее решения бросить отношения с Н. Н., в которого она сильно влюбилась.
Однако анализ повести «Ася» показывает, что душу девушки легко ранить, она очень впечатлительная, добрая и ласковая. Конечно, такая натура привлекла господина Н. Н., который стал много времени проводить со своими новыми друзьями. Он ищет причины ее поступков и порой недоумевает: осуждать ему Асю или любоваться ей.
Господин Н.Н., эволюция любви героя. Отношение Тургенева к своему герою
У Тургенева любовь уподобляется роковому чувству, ведущему к трагическому разладу между мечтой и реальностью. Чувство любви героев наполнено внутренним драматизмом, обрекающим на неминуемое расставание и страдание.
Анонимность и отсутствие имени у главного героя наводит на мысль о его личностной близости к самому автору. Их объединяют некоторые черты характера, наличие тонкого художественного вкуса, финансовая состоятельность, любовь к путешествиям, занятия творческим трудом.
Молодой человек обладает романтическим восприятием и ранимым сердцем. Пораженный коварством отвергнувшей его вдовы, он ищет мечтательного уединения, вечерами вздыхая над ее записками. Думать о жестокой красавице он перестает,сблизившись с Асей, не осознавая еще, что ему выпал шанс встретить истинную любовь.
Н.Н. находит Асю образованной, начитанной, умной, но ему не понятны «дикость», необузданность в выражении чувств, близость к природе этого «привлекательного, но странного существа». Видя, как она скачет по развалинам, словно «коза», Н.Н. неосознанно чувствует в этой странной девушке, непохожей на дворянку, нечто чуждое, непонятное. Несмотря на нежную сердечную привязанность, эта невольная боязнь чужеродного разрушает в итоге его влюбленность. Н.Н. сам себе признается, что испытывал чувства к Асе, но ее прошлое и воспитание пугали.
На свидании с Асей он малодушно решает расстаться с ней. Но сразу после расставания он осознает силу любви Аси и глубину собственных чувств. С этого момента началась эволюция Н.Н. Он понимает, что совершил ошибку и предал свою любовь, за что судьба обрекла его на одиночество.
Сочинение: Природа в повести «Ася» (описание и роль пейзажа)
(356 слов) Иван Сергеевич Тургенев по праву считается певцом русской женщины и русской природы, что можно заметить и повести «Ася». Буквально на каждой странице автор прибегает к описанию пейзажа или чувств героев, сравнивая их с природными явлениями.
Повесть начинается с воспоминаний господина Н. Н. о своей молодости, когда он «процветал, одним словом». Такими выражениями автор намекает на связь природы и человека: они живут одинаковыми эмоциональными состояниями.
Жил герой в городе Рейне, который отличался изумительными видами. Тургенев описывает пейзажи и подчеркивает, что природа здесь живая и реагирует на всё происходящее в городке. Сам Н. Н. подтверждает это:
Когда он смотрел на Асю, то всё вокруг сияло и заливалось блеском точно также, как и сама девушка. Когда же его сердце беспокоилось при воспоминаниях, то и небо тревожно оживлялось.
Несмотря на такую душевную близость природы и человека, Н. Н. не особо-то и любил восхищаться красотами гор и рек; ему нравились человеческие лица и их речи, чего не скажешь об Асе. Она укорила лодочника в том, что тот въехал в лунный столб и разбил его. Это было прощание юной красавицы с главным героем после первой встречи, что можно характеризовать как первый удар в её сердце. Лунный столб затянулся обратно, но последующие встречи заставят море взволноваться гораздо сильнее. Позднее Ася говорит, что хочет стать птицей, чтобы взвиться в высь и утонуть «в этой синеве». Она хочет максимально приблизиться к природе, стать её частью.
Описывая чувства персонажей, Тургенев опять-таки сравнивает их с природой. На лице не грусть, а лицо «пасмурно», чувства находят неожиданно, «как гроза», воспоминание озарило, «как молния», рука Аси казалась дрожащим листом. Такие мелкие детали передают трепетное отношение автора к окружающему нас миру. Значит, роль пейзажа заключается в том, чтобы передать чувства героев и самого писателя, расставить смысловые акценты.
Под конец повести природа увядает. Если в начале господин Н. Н. во всю процветал, то в последнем абзаце мы видим только «высохший цветок гераниума». Именно его Ася некогда бросила молодому человеку. Как замечает Н. Н., маленькое растение переживет самого человека и его сердечные переживания. Это еще раз доказывает, какое большое значение имеет природа и в нашей жизни, и в повести Тургенева.
Тематика «Аси»
Если говорить об основных темах произведения, то в первую очередь это — любовь. Автор написал множество работ об этом. Для Тургенева чувства — душевные терзания героев. Писатель считал, что лишь настоящий человек способен искренне любить. Но трагедия большинства в том, что не каждый может пережить это испытание, ведь для союза нужны двое.
Подобные аспекты прослеживаются при анализе «Аси» Тургенева: Н. Н. не сумел достойно перенести испытание любовью, а героиня хоть и справилась с чувствами, но не вынесла обиды и исчезла навсегда. В произведении затрагиваются и другие тематики:
- Лишний человек. Главный персонаж никак не может отыскать свое место в жизни. Его праздное существование за границей является тому подтверждением. Мужчина все время ищет неизвестно что, поэтому он не способен использовать свои умения в реальном деле. Несостоятельность героя также отражается в любви: он напуган признанием Аси, поэтому не понимает вовремя, насколько она дорога его сердцу.
- Ностальгия. Все произведение пронизано ностальгическими настроениями Н. Н., живущего воспоминаниями о молодости и влюбленности.
- Семейная тематика. Гагин воспитывает Анну, как родную сестру, понимая сложность положения девушки. Может быть, поэтому он решил путешествовать, чтобы отвлечь Асю от косых взглядов окружающих. Автор подчеркивает значимость семейных уз, а также превосходства последних над предрассудками. Писатель призывает сограждан заботиться о родственных связях.
Сюжет, любовный конфликт, авторская идея
Повесть «Ася» можно назвать историей любви, поскольку в ней последовательно отражены все этапы возникновения этого чувства. Эту историю рассказывает сам герой, постаревший на двадцать лет, но всё ещё глубоко переживающий свою встречу с самой романтичной и необыкновенной девушкой. Для полного и тонкого описания любви Тургенев прибегает к художественному опыту Шекспира, Гёте, Пушкина. Например, в начале повести до встречи с Асей герой влюблён в молодую женщину и грустит из-за её непостоянства. Вспомните, что в трагедии «Ромео и Джульетта» Ромео до встречи с Джульеттой тоже был влюблён, но, увидев её, мгновенно забывает о прежнем чувстве. Так и герой-рассказчик в «Асе» перестаёт думать о своей даме сердца, как только встречает Асю: «…вдруг мне пришло, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице…» Тургенев, следуя за Шекспиром, показывает, как настоящее чувство вытесняет неглубокую влюблённость.
Развитие отношений между героями можно проследить по фразам, отмечающим этапы этих отношений. Так, в конце первого дня знакомства с Асей герой замечает: «Я чувствовал себя счастливым… Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чём не думал… Я был счастлив». Уже на второй день мысли о девушке не дают ему заснуть: «…я снова думал об этой капризной девочке с натянутым смехом…» На третий вечер он сердится на Асю и начинает её ревновать, подозревая, что она не сестра Гагину: «Что за хамелеон эта девушка! — и, подумав немного, прибавил: — А всё-таки она ему не сестра». Далее в повести описаны и обида на брата и сестру Гагиных, и уход от них на три дня, и возвращение, после которого всё разъяснилось и герой испытал прилив чувств и надежды: «…во мне зажглась жажда счастья». Это была кульминация отношений Аси и господина Н., за ней последовали сомнения, нерешительность героя, ошибка и, наконец, печальная развязка — расставание.
Повесть имеет кольцевую композицию: историю несостоявшейся любви обрамляет бесцельная, вялая жизнь героя-рассказчика. Он так говорит о себе до встречи с Асей: «…я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение…» После потери Аси герой, казалось бы, поначалу недолго грустит, но затем признаётся: «…чувство, возбуждённое во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. <…> Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы». Основное содержание повести — краткий миг жизни героя, яркое чувство, обещающее полную, насыщенную жизнь, промелькнувшая и безвольно утраченная героем возможность.
Таким образом, автор хочет донести до читателя мысль, что самое важное для человека — быть искренним и смелым. Человек черпает жизненную силу в любви к природе, к другому человеку
Герой слишком поздно понял, что любовь — это жизнь и она существует сейчас и всегда: «Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье».
Основная мысль
Основная мысль произведения заключается в столкновении юной, еще не окрепшей личности с сильным чувством, которое далеко не всегда приносит радость и счастье. Для Аси любовь стала настоящим испытанием, к которому она не была морально готова в силу своего юного возраста и отсутствия жизненного опыта. Нерешительность Н. Н., которую тот высказал после признания в любви, становится настоящим приговором для девушки, глубоко страдающий из-за своего сомнительного происхождения. Ася понимала, что не может рассчитывать на хорошую партию только потому, что родилась вне брака. И, даже обладая самыми лучшими качествами и яркой красотой, девушка всегда будет оставаться в двусмысленном положении. Ася и раньше замечала презрительное к ней отношение со стороны представителей знати. Этот факт очень огорчал ее, но куда более сильным ударом становится для нее нерешительность возлюбленного. Она видит в этом проявление трусости, столь унизительной для нее. Все радужные мечты и иллюзии Аси рассыпались в прах, однако столь печальный опыт стал хорошим жизненным уроком для нее. Девушка смогла найти в себе силы отказаться от чувства ради сохранения чувства собственного достоинства, и в дальнейшем вряд ли будет столь неосмотрительна при выборе ухажера.
Любовь для Аси становится своеобразным проводником во взрослый мир. Она совсем не похожа на то, что девушка представляла в своих грезах, однако именно такое суровое испытание раскрывает в героине все ее сильные стороны, о которых она даже не подозревала. Будь финал ее любовной истории счастливым, вряд ли личность Аси смогла бы пройти такой быстрый и решающий скачок в развитии. А так она смогла приобрести важный жизненный опыт, стала духовно богаче. В этом и заключается основной замысел автора – продемонстрировать, как способны меняться люли, проходя испытание любовью: кто-то выдерживает это испытание с большим достоинством, а кто-то демонстрирует самые темные стороны своей души.
Данная печальная история, рассказанная зрелым учителем, является весьма поучительной
Она заставляет задуматься, насколько важной в жизни каждого человека является любовь. Не стоит забывать, что, добровольно отказываясь от нее, в дальнейшем можно уже ни разу не испытать это редкое по красоте и силе чувство
Н. Н. слишком поздно осознал свою ошибку, оттолкнув от себя Асю с ее любовью. Он прожил одинокую, тоскливую жизнь: единожды упустив шанс быть по-настоящему счастливым человеком, он обрек себя на серое, безрадостное существование. Рассказчик призывает читателя быть более решительным и смелым в вопросах любви, которая совершенно не приемлет трусости и сомнений. Счастье – хрупкая, мимолетная субстанция, удержать которую всеми силами – основная задача каждого человека.